Научная статья на тему 'ВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"'

ВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина А.А., Юздова Л.П., Ермакова Е.Н.

Введение. Статья посвящена проблеме организации деятельности научно-исследовательской лаборатории в вузе на факультете подготовки учителей начальных классов в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Создание лаборатории актуально в связи с изменениями, происходящими в современном высшем и начальном образовании: в частности, пополняется и уточняется нормативно-правовая база высшего образования по предмету, появляются новые программы и курсы, отмечается ряд особенностей организации учебного процесса по методике обучения частным предметам в вузе. Материалы и методы. Основными методами исследования явились анализ нормативно-правовых документов, создание научно-исследовательской лаборатории, а также определение основных направлений реализации работы лаборатории в вузе на факультете подготовки учителей начальных классов. Результаты. В рамках определения направлений в результате анализа учебных планов и рабочих программ дисциплин был сделан вывод о необходимости функционирования научно-исследовательской лаборатории в вузе в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Кроме этого, были определены задачи лаборатории, планируемые результаты, то есть формируемые в процессе деятельности лаборатории компетенции, на основе которых были определены основные аспекты проблемы исследования. Обсуждение. В статье представлено обсуждение тех возможных вариантов научно-исследовательской лаборатории, которые могут быть реализованы в рамках лекционных, практических занятий, а также самостоятельной работы студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Описано содержание и примерные направления проведения научных мероприятий разного характера и уровня, а также создание специальной среды, приближенной к урокам русского языка и литературного чтения в начальной школе. Заключение. В процессе работы над проблемой был сделан вывод о необходимости преобразования содержания методики русского языка и литературы в связи с изменениями, происходящими в системе начального и высшего образования, а также современными условиями жизни общества, что может быть реализовано с помощью создания научно-исследовательской лаборатории. Основные положения: - в процессе исследования определено ключевое понятие научно-исследовательской лаборатории как структурного вузовского подразделения, деятельность которого предполагает проведение студентами научно-исследовательской деятельности по определенной научной тематике; - описаны основные составляющие вузовского курса методики обучения русскому языку и литературе в начальной школе, на которые ориентирована деятельность научно-исследовательской лаборатории; - представлены предполагаемые методические составляющие научно-исследовательской лаборатории в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милютина А.А., Юздова Л.П., Ермакова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY RESEARCH LABORATORY IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE “THE METHODS OF TEACHING RUS-SIAN LANGUAGE AND LITERA-TURE IN PRIMARY SCHOOL”

Introduction. The article is devoted to the problem of organizing the activities of a research laboratory in a university at the faculty of training primary school teachers within the discipline “Methods of teaching Russian language and literature in primary school”. The creation of a laboratory is relevant in connection with the changes taking place in modern higher and primary education: in particular, the regulatory framework of higher education in the subject is being replenished and refined, new programs and courses appear, a number of features of the organization of the educational process according to the methodology of teaching private subjects at the university are noted. Materials and methods. The main research methods were the analysis of regulatory documents, the creation of a research laboratory, as well as the determination of the main directions for the implementation of the laboratory work at the university at the faculty of training primary school teachers. Results. Within the framework of determining the directions, as a result of the analysis of the curricula and work programs of the disciplines, it was concluded that it is necessary to operate a research laboratory at the university within the discipline “Methods of teaching the Russian language and literature in elementary school”. In addition, the tasks of the laboratory, the planned results, that is, the competencies formed in the process of the laboratory's activity, were determined, on the basis of which the main aspects of the research problem were determined. Discussion. The article presents a discussion of those possible options for a research laboratory that can be implemented within the framework of lectures, practical classes, as well as independent work of students of the faculty of training primary school teachers. The content and approximate directions of scientific events of different nature and level are described, as well as the creation of a special environment close to the lessons of the Russian language and literary reading in elementary school. Conclusion. In the process of working on the problem, it was concluded that it is necessary to transform the content of the methodology of the Russian language and literature in connection with the changes taking place in the system of primary and higher education, as well as the modern conditions of society, which can be implemented through the creation of a research laboratory. Highlights: In the course of the research, the key concept of a research laboratory was defined as a structural university unit, the activity of which involves the conduct of research activities by students on a specific scientific topic; Describes the main components of the university course in the methodology of teaching the Russian language and literature in primary school, on which the activities of the research laboratory are focused; The proposed methodological components of the research laboratory within the discipline "Methods of teaching the Russian language and literature in elementary school" are presented.

Текст научной работы на тему «ВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"»

Научная статья УДК 378.096 ББК 74.480

DOI 10.25588/CSPU.2021.97.58.005

А. А. Милютина1, Л. П. Юздова2, Е. Н. Ермакова3

1ORCID № 0000-0001-8149-8469 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: milyutinaaa@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-1932-3243 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: uzdovalp@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-5309-3835

Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического ^ ^

образования, Тюменский государственный университет, | 0

г. Тобольск, Российская Федерация. 0 о

E-mail: ermakova25@yandex.ru и §

к н

й 1

ВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ У Ж

л -

Ж и и С

з |

И ЛИТЕРАТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» С |

о а о в

ЛАБОРАТОРИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация о

Введение. Статья посвящена проблеме организации деятельности научно-исследовательской лаборатории в вузе на факультете

« о

^ i> | §

« £

и Р

подготовки учителей начальных классов в рамках дисциплины | 3

1 а

3 iS а °

|з у §

«Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Создание лаборатории актуально в связи с изменениями, е

№ 05

происходящими в современном высшем и начальном образовании: к ^

в частности, пополняется и уточняется нормативно-правовая база | |

Н д

и

высшего образования по предмету, появляются новые программы и курсы, отмечается ряд особенностей организации учебного про- § |

цесса по методике обучения частным предметам в вузе. $ ^

@ Милютина А. А., Юздова Л. П., Ермакова Е. Н., 2021

Материалы и методы. Основными методами исследования явились анализ нормативно-правовых документов, создание научно-исследовательской лаборатории, а также определение основных направлений реализации работы лаборатории в вузе на факультете подготовки учителей начальных классов.

Результаты. В рамках определения направлений в результате анализа учебных планов и рабочих программ дисциплин был сделан вывод о необходимости функционирования научно-исследовательской лаборатории в вузе в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Кроме этого, были определены задачи лаборатории, планируемые результаты, то есть формируемые в процессе деятельности лаборатории компетенции, на основе которых были определены основные аспекты проблемы исследования.

Обсуждение. В статье представлено обсуждение тех возможных вариантов научно-исследовательской лаборатории, которые могут быть реализованы в рамках лекционных, практических занятий, а также самостоятельной работы студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Описано содержание и примерные направления проведения научных мероприятий разного характера и уровня, а также создание специальной среды, прибли-п женной к урокам русского языка и литературного чтения в началь-

50

§ ной школе.

а

|| Заключение. В процессе работы над проблемой был сделан

^ вывод о необходимости преобразования содержания методики русского языка и литературы в связи с изменениями, происходящими в системе начального и высшего образования, а также современными условиями жизни общества, что может быть реализовано с помо-

§

^ щью создания научно-исследовательской лаборатории.

| Ключевые слова: научно-исследовательская лаборатория;

I обучающиеся; методика обучения русскому языку и литературному

I

чтению в начальной школе; младшие школьники.

Основные положения:

- в процессе исследования определено ключевое понятие научно-исследовательской лаборатории как структурного вузовского подразделения, деятельность которого предполагает проведение студентами научно-исследовательской деятельности по определенной научной тематике;

- описаны основные составляющие вузовского курса методики обучения русскому языку и литературе в начальной школе, на которые ориентирована деятельность научно-исследовательской лаборатории;

- представлены предполагаемые методические составляющие научно-исследовательской лаборатории в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе».

1 Введение (Introduction)

В связи с изменениями в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ^ ^ (ФГОС ВО), которые отражают совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к осваиваемой

о

№ О

0 *

д а

и » а а

профессиональной деятельности, специальности и направлению

?

Ж О

1 s

о

о о

О №

* а

S 3 ^ §

подготовки, возникает необходимость преобразования традиционных форм и методов преподавания отдельных дисциплин методического блока. В Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что в системе образования должны быть реализованы такие функции, как профессиональная, социальная и личностная. В связи

з к к

у ^

и л к а

и о

с этим отметим, что у обучающегося должны быть сформированы | а

процессе реализации выбранной отрасли труда, а также должны быть удовлетворены индивидуальные творческие потребности спе-

р

необходимые для успешной работы профессиональные компетен- а р ции. Обучающийся должен быть знаком с современными техноло- р в гиями и способами деятельности, которые будут необходимы ему в на ра

a s

5 *

аа

§ х

ж д

О О Й

циалиста для реализации личностных способностей в профессио- О §

нальной деятельности в будущем.

а

«о

0 «

а

1

Основное требование новых стандартов — освоение будущими учителями начальных классов необходимых профессиональных компетенций. Любой педагог должен ориентироваться в современных технологиях, новых способах организации учебного процесса, отвечающих запросам современных младших школьников. Начальная школа в последние годы претерпела существенные изменения, в связи с этим назрела необходимость модернизации начального образования, в настоящее время остро «осознается противоречие между новой системой требований к результатам образования (как единого процесса воспитания и обучения) и реальными результатами, на которые ориентирована образовательная программа» [1, 9].

2 Материалы и методы (Materials and methods) Для реализации требований стандарта в содержании высшего образования будущих учителей начальных классов обратимся к понятию «научно-исследовательская лаборатория». Это структурное подразделение, деятельность которого направлена на организацию научных исследований обучающихся по определенной научной тематике. В рамках лаборатории предполагается научно-исследовательская деятельность с привлечением обучающихся (студентов), научно-педагогических кадров вуза и использование полученных результатов в образовательном процессе учебного заведения.

Научно-исследовательские лаборатории — сравнительно новая для России форма организации научного сообщества. Они нацелены на наращивание потенциала отечественной науки, преобразования

Hj традиционных способов преподавания различных дисциплин и пред-

^ гот

метов [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-•§ 3 Результаты (Results)

Работа над методическим блоком в содержании подготовки

§

^ бакалавров в области начального образования представляет собой

| сочетание освоения теоретических знаний и практических дейст-

I вий, необходимых для формирования их профессиональной компе-

^ тентности. Необходима модернизация современной системы обра-

^ зования, важно, чтобы «специалист в области начального образо-

N

вания ориентировался в многообразии современных научно-педагогических подходов; использовал в процессе профессиональной деятельности не только готовые методические решения, но и самостоятельно осуществлял методическую работу» [3, 41].

Преподавателю в рамках работы в стандартной учебной аудитории достаточно сложно реализовать практические или лабораторные занятия по дисциплине, связанной с реализацией изучаемой методики. Одной из таких дисциплин является «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Она относится к вариативной части основной профессиональной образовательной программы по направлениям, реализуемым в рамках высшего образования. Основной целью данной дисциплины является формирование готовности будущего учителя начальных классов к осуществлению педагогической деятельности по русскому языку и литературному чтению в начальной школе. Задачами осво-

ения дисциплины являются следующие: ^ ^

е ов ок

д 8

и

а а

2) обосновать методы обучения грамоте, русскому языку, 0 у

у ё

д о

1) исследовать процесс обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению, а также развития речи младших школьников;

литературному чтению, развитию речи и систематизировать их;

н к ж $

3) научить студентов использовать технологии формирова- § !

о

ре у о

0 о

$ в ка

1 3

§ §

ния языковых, литературоведческих понятий и формирования фонематического слуха, навыка чтения;

4) сформировать у студентов умение проектировать уроки обучения грамоте, русского языка, литературного чтения и развития речи с учетом отбора оптимальных методов, приемов и средств т ра обучения.

зк к

у ^ § §

к а

§ ^

ар то I 1?

В соответствии с ФГОС ВО «Методика обучения русскому р в

в р

языку и литературному чтению в начальной школе» включает сле- ж

дующий перечень планируемых результатов (компетенций):

- ПК-1 (готов реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных | § стандартов);

а §

д к

аа

§ х

ж д

о и$

■■ и

s

ti

- ПК-2 (способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики).

4 Обсуждение (Discussion)

В связи с изменениями в современном образовании возникает необходимость преобразования традиционных форм и методов преподавания дисциплин; «переход к целевым ориентациям в соответствии с требованиями стандарта все более очевидным ставит необходимость перестройки профессиональных стереотипов, установок, ценностных ориентаций педагогов» [4, 53].

В качестве направлений научно-исследовательской лаборатории в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе» определяем следующие: изучение новых научно-исследовательских проектов, нормативных документов, программ, а также анализ их соотношения с содержанием дисциплины. На сегодняшний день студенты вместе с преподавателем могут работать с национальными проектами «Наука», «Образование» 2019-2024, «Цифровая экономика Российской Федерации» и другими. Кроме этого, вместе с обучающимися возможно осуществлять работу над научными докладами и публикациями по темам лекционных, практических занятий и самостоятельно выбранному направлению в рамках «Методики обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе», содержание которых

« заинтересовало студента.

о «

а

В части совместной работы с другими участниками образовательного процесса возможна организация круглого стола со сту-

дентами, преподавателями и учителями начальных классов по ак-

а" туальным вопросам современного начального языкового и

о

-"О JP

литературного образования.

В рамках научно-исследовательской лаборатории преподава-

тель совместно с обучающимися может организовать научные меро-| приятия различных направлений, таких как представление фрагмен-I тов пособий и рекомендаций, конкурсы по решению методических

^ задач, викторины по пройденным разделам дисциплины и другие; ^ «одним из современных требований к студентам вузов в рамках

компетентностного подхода является выработка навыка написания научных работ, не только курсовых и дипломных проектов, но и статей, а также разработка патентов, выполнение исследований, имеющих прикладной характер, т.е. обязательно применимых на практике, в реальных условиях» [5, 172-173].

Так как методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе относится к прикладным наукам, то в рамках практических занятий студенты должны демонстрировать фрагменты уроков по изучаемым разделам. Предлагаем в рамках научно-исследовательской лаборатории организовать среду, в которой будет представлен проект кабинета школьного типа. В данном кабинете могут быть представлены методические пособия, поурочные разработки, рекомендации, нормативно-правовые документы, контрольно-измерительные электронные и наглядные материалы по начальной школе, современные технологии и техническое оснащение в рамках предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». ^

5 Заключение (Conclusion)

ратории, безусловно, влияет на степень их мотивации в процессе

уз

е ов то в$к

Работа студентов в рамках научно-исследовательской лабо- и |

к н а а

о ч

изучения предмета и в целом в процессе профессиональной дея- 44 о

н С

тельности. Исследователь А. О. Бабанин приводит теоретические | §

р ед

обоснования необходимости интеграции научно-исследовательской у$$ ов

ка § §

| к к|

исходит формирование предпосылок для развития научного потен- у §

а § ^

ио т ра ера ато

т !

дым ученым активно развивать свой научный потенциал, что в р 1

е в

в р

н а

и образовательной деятельности и дает практические рекомендации по ее укреплению [6]. В процессе научной работы в вузе про-

циала молодежи, «проведение мероприятий по различным направлениям научной деятельности позволяет студентам и моло-

дальнейшем будет способствовать формированию профессионально-важных качеств» [7, 63]. а I Изменения, происходящие в системе начального образова-

§ х

ж д § §

ния должны отражаться и в содержании дисциплин методического | §

блока, реализуемых в системе подготовки будущих учителей

начальных классов. Для того чтобы обучающиеся были компетентны в вопросах начального языкового и литературного образования младших школьников, помимо непосредственной работы на занятиях с преподавателем, им необходимо погружаться в научно-исследовательскую среду, взаимодействовать с участниками образовательного процесса, создавать продукты собственного творческого исследования и т. д. Поэтому организация деятельности научно-исследовательской лаборатории может способствовать успешному и более углубленному изучению студентами вуза методических аспектов обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема создания и функционирования научно-исследовательских лабораторий чрезвычайно актуальна на современном этапе развития общего и высшего образования. Этой проблеме посвящены научные публикации. Так, например, в статье Н. В. Рябовой и А. Н. Гамаюновой раскрывается опыт работы научно-исследовательской лаборатории «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» по организации научно-исследовательской деятельности субъектов образования [8], в статье Ю. Н. Грибовской и Л. А. Ходаковской описан порядок создания и нормативно-правовое регулирование деятельности учебно-научной лаборатории, обозначены задачи, функции и ресурсное обеспечение лаборатории [9], в статье Ф. Ф. Шарипова отмечается, что в связи с трансформацией образования в Российской Федерации возросла ^ роль учебно-научных лабораторий в университетской среде. Автор акцентирует внимание на том, что «новые требования к образованию, компетенциям, которые приобретают студенты, смещение образовательного вектора в сторону технологических дисциплин [...]

а

«о

0 «

а

1

§

1=3

^ — все это обусловливает необходимость развития в вузах России

а

к учебно-научных лабораторий нового класса» [10].

а

а В условиях трансформации образовательной среды от пре-

^ подавателя требуется умение спланировать и организовать учебно-

научный процесс студентов для достижения поставленных целей.

Библиографический список

1. Инновационные процессы в науке и образовании : монография / Э. Б. Адельсеитова [и др.] ; под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. - 230 с.

2. Международные научно-исследовательские лаборатории в России: субъективная и объективная оценка результативности / Р. Инглхарт [и др.] // Наука. 2013. Т. 7, № 4. 2013. С. 44-59.

3. Горбунова Н. В., Кабанова В. Н. Структура понятия «Методическая компетентность учителей начальных классов» и его сущность на современном этапе модернизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-2. С. 41-48.

4. Маяцкая В. А., Никотина Е. В. Формирование профессиональных компетенций педагога в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: перспективные направления, возможные риски и пути их преодоления // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 110-118.

5. Лихачева О. Н. Совместная научная деятельность как способ развития креативных способностей студентов-нелингвистов // Научные труды КубГТУ : электронный сетевой политематический журнал. 2019. № 3. С. 172-176.

6. Бабанин А. О. Научная деятельность студентов в мотивационной : структуре образования // Самоуправление. 2020. № 5 (122). С. 135-138. ^

7. Баринова Н. В. Организация и стимулирование научно- ^ исследовательской деятельности студентов в вузе // Проблемы педагогики. 2016.

№ 12 (23). С. 60-63. ^ ^

А. А. Milyutina1, L. P. Yuzdova2, Ye. N. Ermakova3

8. Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Роль Научной лаборатории в организа- ^ ^ ции научно-исследовательской деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 77-81.

а ^

9. Грибовская Ю. Н., Ходаковская Л. А. Учебно-научная лаборатория кафедры: создание, задачи и функции // Перспективы развития высшей школы : материалы XIV Международной научно-методической конференции, 22-23 апре- а

s

KJ №

0$ ft

Со ft

Ö

а Ь

ля 2021 года. Гродно : Гродненский государственный аграрный университет, 2021. a ^ С. 97-100. Л §

к

а

10. Шарипов Ф. Ф. Управление учебно-научной лабораторией: новые ^ ^ требования и компетенции // E-Management. 2020. Т. 3, № 1. С. 36-42. №

а 3' л 3

Н 3

^RCID No. 0000-0001-8149-8469 g g Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of the Russian Language

Literature and Methods of Teaching the Russian Language and Literature, ^^ ^

South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. g ^

$ i

~ о i

E-mail: milyutinaaa@cspu.ru $ b

О b

2ORCID No. 0000-0001-5309-3835 § Ь

Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, 3 i

Professor at the Department of the Russian Language, Literature and Methods of Teaching the Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: uzdovalp@cspu.ru

3ORCID No. 0000 -0002-6454-6745 Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Philological Education, Tyumen State University, Tyumen', Russia. E-mail: ermakova25@yandex.ru

UNIVERSITY RESEARCH LABORATORY IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE "THE METHODS OF TEACHING RUS-SIAN LANGUAGE AND LITERA-TURE IN PRIMARY SCHOOL"

Abstract

Introduction. The article is devoted to the problem of organizing the activities of a research laboratory in a university at the faculty of training primary school teachers within the discipline "Methods of teaching Russian language and literature in primary school". The creation of a laboratory is relevant in connection with the changes taking place in modern higher and primary education: in particular, the regulatory framework of higher education in the subject is being replenished and refined, new programs and courses appear, a number of features of the organization of the educational process according to the methodology of teaching private subjects at the university are noted.

Materials and methods. The main research methods were ^ the analysis of regulatory documents, the creation of a research £ laboratory, as well as the determination of the main directions for the implementation of the laboratory work at the university at the

a

I

H faculty of training primary school teachers.

a s

Results. Within the framework of determining the directions, as a result of the analysis of the curricula and work programs of the disciplines, it was concluded that it is necessary to operate a research laboratory at the university within the discipline "Methods of teaching the Russian language and literature in

elementary school". In addition, the tasks of the laboratory, the planned results, that is, the competencies formed in the process of the laboratory's activity, were determined, on the basis of which the main aspects of the research problem were determined.

Discussion. The article presents a discussion of those possible options for a research laboratory that can be implemented within the framework of lectures, practical classes, as well as independent work of students of the faculty of training primary school teachers. The content and approximate directions of scientific events of different nature and level are described, as well as the creation of a special environment close to the lessons of the Russian language and literary reading in elementary school.

Conclusion. In the process of working on the problem, it was concluded that it is necessary to transform the content of the methodology of the Russian language and literature in connection with the changes taking place in the system of primary and higher education, as well as the modern conditions of society, which h

can be implemented through the creation of a research laboratory. s ^

° i l-J ft

a3

teaching the Russian language and literary reading in elementary h ft

s Re

school; Younger students. r e

u s

^ c

a ^

In the course of the research, the key concept of a research ? -

<1 S

a n

of which involves the conduct of research activities by students r ^

on a specific scientific topic; r it

i ft

Describes the main components of the university course in t S

a g

Keywords: Research laboratory; Students; Methods of ng the Russia ; Younger stu Highlights: In the course

laboratory was defined as a structural university unit, the activity

the methodology of teaching the Russian language and literature in primary school, on which the activities of the research labora-

ee

e

a

r I i

r II

tory are focused; m

The proposed methodological components of the research r ^

S s'

laboratory within the discipline "Methods of teaching the Russian o i language and literature in elementary school" are presented. ^ |

References

1. Adel'seitova E.B. & Anplitova A.S., Artomenko Ye.V., Artomenko T.G., Vasil'yeva V.V., Vitenburg Ye.A., Glotova I.I., Gordeyeva Ye.V., De-ment'yeva N.G., Yevdokimova A.A., Zemlyanskaya Ye.N., Klishina Yu.Ye., Kostyukova Ye.I., Leont'yeva A.Yu., Makulbekova D.Zh., Nikishova A.V., Sa-dovnik Ye.A., Sadykova A.K., Tomilina Ye.P. & Uglitskikh O.N., Edtr. G. Yu. Gulyayev (2019), Innovatsionnyye protsessy v nauke i obrazovanii [Innovative processes in science and education]. Monografiya, Penza, 230 p. (In Russian).

2. Inglkhart R., Karabchuk T.S., Moiseyev S.P. & Nikitina M.V. (2013), Mezhdunarodnyye nauchno-issledovatel'skiye laboratorii v Rossii: sub"yektivnaya i ob"yektivnaya otsenka rezul'tativnosti [International research laboratories in Russia: subjective and objective assessment of performance], Nauka, Tom 7, no. 4, pp. 44-59. (In Russian).

3. Gorbunova N.V. & Kabanova V.N. (2016), Struktura ponyatiya «Metodicheskaya kompetentnost' uchiteley nachal'nykh klassov» i yego sushchnost' na sovremennom etape modernizatsii obrazovaniya [The structure of the concept "Methodological competence of primary school teachers" and its essence at the present stage of education modernization], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 52-2, 41-48. (In Russian).

4. Mayatskaya V.A &, Nikotina E.V. (2016), Formirovaniye profes-sional'nykh kompetentsiy pedagoga v usloviyakh realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya: perspektivnyye napravleniya, vozmozhnyye riski i puti ikh pre-odoleniya [Formation of professional competencies of a teacher in the context of the implementation of the federal state educational standard of primary general education: promising directions, possible risks and ways to overcome them], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 52-6, 110-118. (In Russian).

5. Likhacheva O.N. (2019), Sovmestnaya nauchnaya deyatel'nost' kak a sposob razvitiya kreativnykh sposobnostey studentov-nelingvistov [Joint scientific activity as a way of developing the creative abilities of non-linguistic students], Elektronnyy setevoy politematicheskiy zhurnal "Nauchnyye trudy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta", 3, 172-

176. (In Russian).

6. Babanin A.O. (2020), Nauchnaya deyatel'nost' studentov v moti-vatsionnoy strukture obrazovaniya [Scientific activity of students in the mo-

a

I

£ £

a

y tivational structure of education], Samoupravleniye, 5 (122), 135-138. (In

Russian).

7. Barinova N.V. (2016), Organizatsiya i stimulirovaniye nauchno -a issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov v vuze [Organization and stimulation of research activities of students at the university], Problemy pedagog-iki, 12 (23), 60-63. (In Russian).

8. Ryabova N.V., Gamayunova A.N. (2013), Rol' Nauchnoy laborato-^ rii v organizatsii nauchno issledovatel'skoy deyatel'nosti v vuze [The role of

the Scientific laboratory in the organization of research activities at the university], Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 4, 77-81. (In Russian).

9. Gribovskaya Yu.N. & Khodakovskaya L.A. (2021), Uchebno-nauchnaya laboratoriya kafedry: sozdaniye, zadachi i funktsii [Educational and scientific laboratory of the department: creation, tasks and functions]. Materialy XIV Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii "Per-spektivy razvitiya vysshey shkoly", 22-23 April 2021 [Materials of the XIV International Scientific and Methodological Conference "Prospects for the development of higher educatio", April 22-23, 2021], Grodnenskiy gosudar-stvennyy agrarnyy universitet, Grodno, pp. 97-100. (In Russian).

10. Sharipov F.F. (2020), Upravleniye uchebno-nauchnoy laboratori-yey: novyye trebovaniya i kompetentsii [Teaching and Research Laboratory Management: New Requirements and Competencies], E-Management, 3, 1, 36-42. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 05.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 05.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

he e

o

^ § ^ I

KJ ft

c S h

a

s a

Oq s

К

s

s

a ... ^

g v

a ^

a o

a s

h л

ft v

31

u i

q i

i

P i i л

s ^

а л

q & S s'

§ I

<—i s

i i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.