Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина А.А., Юздова Л.П., Ермакова Е.Н.

Введение. Работа посвящена проблеме реализации содержания уроков русского языка в начальной школе с учетом условий дистанционного обучения. Данное понятие рассматривается на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО), а также анализа содержания методики обучения русскому языку в начальной школе с точки зрения реализации дистанционного обучения. Материалы и методы . Основными методами исследования стали анализ нормативно-правовых документов, результатов опроса Общероссийского Профсоюза образования, сетевого издания РИА Новости и др., а также сравнение особенностей обучения в университете и в начальной школе. Результаты. В рамках содержания статьи определены основные тенденции дистанционного обучения, особенности реализации дистанционного обучения в начальном образовании, структура содержания преподавания предмета «Русский язык» в начальной школе, методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к работе по усвоению содержания уроков русского языка младшими школьниками в условиях дистанционного обучения. Сделан вывод о необходимости реализации грамотной работы учителя начальных классов по обучению младших школьников русскому языку в онлайн-пространстве с учетом возрастных особенностей, возможностей и условий, в которых они находятся. Обсуждение. В содержании статьи представлены обсуждение и предложения по решению проблемы организации работы учителя начальных классов в части содержания языкового образования младших школьников с учетом организации данной работы в условиях дистанционного обучения. Заключение. Сделан вывод о необходимости преобразования содержания методики русского языка в связи с изменениями, происходящими в системе начального образования, а также современными условиями жизни общества. Основные положения: - определены такие понятия, как «дистанционное обучение», «языковое образование»; - описаны основные проблемы дистанционного обучения в начальной школе; - представлены предполагаемые методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к работе по усвоению содержания уроков русского языка младшими школьниками в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милютина А.А., Юздова Л.П., Ермакова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS TO WORK WITH YOUNGER PUPILS IN RUSSIAN LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Introduction. This paper is devoted to the problem of implementing the content of Russian language lessons in primary school, taking into account the conditions of distance learning. This concept is considered on the basis of the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education, the Federal State Educational Standard of Primary General Education, the Approximate basic educational Program of primary general Education, as well as the analysis of the content of the methodology of teaching Russian in primary school from the point of view of distance learning. Materials and methods. The main research methods are the analysis of normative legal documents, the results of the survey of the All-Russian Trade Union of Education, the online publication RIA News, etc., as well as the comparison of the features of teaching at the university and primary school. Results. . The main trends of distance learning, the features of the implementation of distance learning in primary education, the structure of the content of teaching the subject "Russian Russian" in primary school, the methodological aspects of preparing students of the pedagogical university to work on the assimilation of the content of Russian language lessons by younger schoolchildren in the context of distance learning are determined within the content of the article. Discussion. The content of the article presents a discussion and suggestions for solving the problem of organizing the work of primary school teachers in terms of the content of language education for younger students, taking into account the organization of this work in the context of distance learning. Conclusion. The author concludes that the content of the Russian language methodology should be transformed in connection with the changes taking place in the primary education system, as well as the modern conditions of society. Highlights: Such concepts as "distance learning", "language education" are defined»; Describes the main problems of distance learning in primary school; The proposed methodological aspects of preparing students of the pedagogical university to work on the assimilation of the content of Russian language lessons by younger schoolchildren in the conditions of distance learning are presented.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

DOI 10.255887CSPU.2021.1611.007

УДК 373.3 ББК 74.00

А. А. Милютина1, Л. П. Юздова2, Е. Н. Ермакова3

ЮЯСГО № 0000-0001-8149-8469 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, ^

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, |

г. Челябинск, Российская Федерация.

С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

держания методики обучения русскому языку в начальной школе с точки зрения реализации дистанционного обучения.

Материалы и методы. Основными методами исследования стали анализ нормативно-правовых документов, результатов опроса

о № К

E-mail: milyutinaaa@cspu.ru с

л ж

ЮЯСГО № 0000-0001-5309-3835 ее

Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

о

г. Челябинск, Российская Федерация. g

E-mail: uzdovalp@cspu.ru Л

3ORCID № 0000-0002-6454-6745 £

Профессор, доктор филологических наук, ^

профессор кафедры филологического образования, |

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация. i

E-mail: ermakova25@yandex.ru *

g

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ |

а

Аннотация

Введение. Работа посвящена проблеме реализации содержания уроков русского языка в начальной школе с учетом условий дистанционного обучения. Данное понятие рассматривается на осно- ^ ве требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и (ФГОС НОО), Примерной основной образовательной программы

о

а ж

начального общего образования (ПООП НОО), а также анализа со- к

ж ж о г о о

л

л

л ж

| So

Педагогтесте жаук1

129

Общероссийского Профсоюза образования, сетевого издания РИА Новости и др., а также сравнение особенностей обучения в университете и в начальной школе.

Результаты. В рамках содержания статьи определены основные тенденции дистанционного обучения, особенности реализации дистанционного обучения в начальном образовании, структура содержания преподавания предмета «Русский язык» в начальной школе, методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к работе по усвоению содержания уроков русского языка младшими школьниками в условиях дистанционного обучения.

Сделан вывод о необходимости реализации грамотной работы учителя начальных классов по обучению младших школьников русскому языку в онлайн-пространстве с учетом возрастных особенностей, возможностей и условий, в которых они находятся.

Обсуждение. В содержании статьи представлены обсуждение и предложения по решению проблемы организации работы учителя начальных классов в части содержания языкового образования младших школьников с учетом организации данной работы в условиях дистанционного обучения.

Заключение. Сделан вывод о необходимости преобразования содержания методики русского языка в связи с изменениями, происходящими в системе начального образования, а также современными условиями жизни общества.

Ключевые слова: начальная школа; учитель начальных ^ классов; дистанционное обучение; русский язык; младшие школь-§ ники; языковое образование; обучающиеся.

о

^ Основные положения:

^ - определены такие понятия, как «дистанционное обуче-

ние», «языковое образование»;

| - описаны основные проблемы дистанционного обучения в

2

ч начальной школе;

чЭ

^ - представлены предполагаемые методические аспекты под-

^ готовки студентов педагогического университета к работе по усво-

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 1, 2021_

ению содержания уроков русского языка младшими школьниками в условиях дистанционного обучения.

1 Введение (Introduction)

Современные условия существования в обществе определяют содержание жизнедеятельности каждого человека и достижение ^ определенного уровня сформированности его компетенций в раз- § личных областях. Неотъемлемой частью в их освоении является область образования, так как в Национальной доктрине образования в Российской Федерации отражены стратегические цели, тесно связанные с развитием российского общества: развитие обучающихся, формирование у них навыка саморазвития и самореализации, непрерывность образования на протяжении всей жизни, подготовка высокообразованных людей и специалистов в своей профессиональной сфере и т. д.

В настоящее время происходят изменения в системе образования в части дистанционного формата работы с обучающимися на I

g

всех ступенях и в различных предметных областях. Это связано с §

^

тем, что современное общество столкнулось с серьезной проблемой |

s

пандемии во всем мире, последствия которой послужили определе- R нием направлений в реализации эффективного дистанционного обу- § чения. Этому вопросу посвящены исследования многих ученых. С. В. Марцева рассматривает теоретические и практические аспекты дистанционного обучения в начальной школе, анализирует основные

методические вопросы внедрения дистанционного обучения млад- №

№ V

ного инструментария: программного обеспечения и методических

вает особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс образования (дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронное содействие обучению) [2]. К. Н. Татьянчикова

о

а

О

з

е н

т §

№ к Р

а §

s 3

ших школьников, а также организацию подготовки педагогических | кадров для начальной школы в области дистанционного обучения.

Автор совершенно справедливо считает, что «реализация дистанци- С

онного обучения младших школьников требует создания оригиналь- ^

а н

|

§н

пособий для учебных курсов» [1, 194]. С. Н. Фортыгина рассматри- §

г §

§ ^

е н

| So

Педагогтесте науш

131

не только рассматривает проблемы дистанционного обучения младших школьников, но и предлагает различные варианты решения возникающих проблем, разбирает различные дистанционные образовательные технологии [3]. К. Д. Акбулатова, С. С. Петрова рассматривают даже вопрос о возможности полного перехода на дистанционное обучение в начальной школе [4].

2 Материалы и методы (Materials and methods) Дистанционное обучение сегодня рассматривается в различных аспектах. Однако все эти аспекты имеют общую цель — сделать образование доступным и полноценным с точки зрения уровня организации и его осуществления для всех, независимо от социальных, физических и психологических различий, строить его по принципу личностной ориентированности процесса обучения [5]. Основными составляющими образовательного процесса являются отсутствие непосредственного взаимодействия учителя и обучающихся; главная роль отводится планированию и подготовке необходимых для успешной реализации работы средств; использование технических средств и специальных программ для организации взаимодействия участников образовательного процесса; обязательное наличие обратной связи между обучающимися и педагогом; использование индивидуальной формы обучения.

3 Результаты (Results)

Сегодня данные аспекты дополняются новыми, в связи с теми h^ тенденциями, которые возникают в современном обществе. Одной ^ из них является обеспечение современных школ необходимым кон-g" тентом (доступ к информации на сайтах или в приложениях) в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», а также интерактивным обучающим материалом. Следующей тенден-

50 О

д

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1=3

^ цией является развитие рынка онлайн-образования, однако качество

а

| и количество платформ, на которых оно организовано, существенно отличается. Также сегодня широкое применение получает чередование онлайн- и офлайн-обучения на различных уровнях образования. Таким образом, сегодня дистанционное обучение продолжает актив-

Вестж1* Южжо-Уральского государствежжого гумаж1таржо-педагогтеского уж1верс1тета, № 1, 2021_

но развиваться и преобразовываться, что определяет необходимость изменения системы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в условиях дистанционного обучения. Определяем, что понимание педагогом правильной и организованной работы в этих условиях необходимо в первую очередь для начального образования, так как данная возрастная группа обучающихся использует технические средства в основном для игровой деятельности и общения в социальных сетях. Для младшего школьника осознание вариантов использования различных медиасредств с целью организации учебной деятельности представляет трудность, ж так как в части метапредметных и личностных результатов этому не § отведены отдельные пункты.

В статье рассматриваем методические аспекты подготовки | студентов педагогического университета к работе по усвоению со- ^

держания уроков русского языка младшими школьниками в усло- ^

&

виях дистанционного обучения, так как уровень освоения обучаю- с

о g

г о S о

№ §

О

g

g

щимися данного предмета частично определяет достижение высоких результатов и в рамках других предметных областей, изу- ~

о* Ж

s

чаемых в начальной школе. §

4 Обсуждение (Discussion) о

В этой связи необходимо определить методические аспекты О

s

для будущих учителей начальных классов в рамках определенной |

дисциплины, а именно методики обучения русскому языку и лите- ^

s

ратурному чтению в начальной школе, так как ее содержание отра- Ц жает особенности реализации учителем начальных классов процесса изучения младшими школьниками основных языковых понятий, норм, правил и т. д. Традиционно методика обучения русскому языку и литературному чтению включает следующие разделы: методика обучения грамоте, методика обучения литературному Ц

о

чтению, методика обучения грамматике и правописанию, методика о

о

развития речи. Поэтому предлагаем отметить методические аспек- о

У

ты реализации урока русского языка в содержании дистанционного л

ж

обучения в соответствии с данными разделами. I

Педагогжческже наукж

133

В части методики обучения грамматике и правописанию студенты педагогического университета могут изучить особенности работы над морфемикой и словообразованием, орфографией, морфологией, синтаксисом и пунктуацией не только в рамках непосредственной работы с младшими школьниками на уроке, но и в дистанционном режиме. Например, структура фрагмента урока знакомства с новой морфемой в онлайн-формате (изучения новой морфемы) может быть представлена следующим образом: так как возможности работать с доской у учителя начальных классов в данном случае нет, предлагаем заранее разработать электронную презентацию, в содержании которой представить слайды со скриншотами (снимок экрана) или фотографиями страниц учебника, с которым обучающиеся будут работать на уроке русского языка. В этом случае педагог может использовать курсор мыши или «маркер», с помощью которого, как указкой, будет демонстрировать младшим школьникам основные особенности понятия и его определения. Кроме этого, морфемы являются отчасти абстрактными языковыми понятиями, поэтому важно использовать ассоциации или заранее работать с содержанием признаков морфем на допонятийном уровне. На уроке русского языка в процессе анализа языкового материала учитель начальных классов может использовать ресурсы сети Интернет или самостоятельно использовать программы для рисования или создания анимации (корень слова — ас-fa^ социация с корнем растения, значит, при обучении в области медиа можно с помощью специальных программ (PowerPoint, Paint.NET и т. д.) наглядно представить данное понятие обучающимся и допол-^ нить его определение признаками, выделенными на основе анализа ^ языкового материала с помощью ассоциаций). ^ 5 Заключение (Conclusion)

| Итак, испытания, с которыми столкнулась современная си-

I стема начального образования в условиях пандемии, определили

J

. необходимость преобразования системы подготовки будущих учи-^ телей начальных классов к работе с младшими школьниками [6].

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 1, 2021_

Результаты опроса лаборатории медиакоммуникаций в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке Общероссийского Профсоюза образования выявили отсутствие у школьников навыков работы с техническими средствами в рамках содержания обучения по различным предметным областям, кроме этого, учителя отметили увеличившуюся нагрузку, трудности в освоении области медиа, особенности реализации уроков в дистанционном формате, также были выявлены сложности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [5]. Все это является подтверждением необходимости §

а'

дальнейшей работы по определению методических аспектов подготовки студентов педагогического университета к работе по усвое- ^

а

нию содержания уроков русского языка младшими школьниками в а

о

условиях дистанционного обучения. О

&

Библиографический список а

1. Марцева С. В. Дистанционное обучение в начальной школе: пробле- О мы, особенности и перспективы // Известия Института педагогики и психологии 1 образования. 2018. № 2. С. 191-196. °°

2. Фортыгина С. Н. Об актуальности применения образовательных он- ^ лайн-платформ в начальной школе // Информационные технологии. Проблемы и решения. 2019. № 1 (6). С. 204-208. 1

3. Татьянчикова К. Н. Дистанционное обучение в начальной школе России ^ на современном этапе // Гуманитарное пространство. 2020. Том 9. № 3. С. 230-236.

4. Акбулатова К. Д., Петрова С. С. Дистанционное обучение в начальной ^ школе: достоинства и недостатки // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 16-21. 1

5. Назаренко А. Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. Москва : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2013. - 272 с.

6. Туйбаева Л. И., Сальникова Д. С. Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего О

образования // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 38. i

С. 252-257. S:

а s

А. A. Milyutina1, L. P. Yuzdova2, Ye. N. Yermakova3 ^

^RCID No. 0000-0001-8149-8469

Candidate of Pedagogic Sciences, |

Associate Professor at the Department of Russian language, ^

Literature and methods of teaching Russian language and literature, |

South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: moskvitinatn@cspu.ru 94

3ORCID No. 0000-0001-5309-3835 Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: uzdovalp@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-6454-6745 Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Philological Education, Tyumen State University, Tyumen', Russia. E-mail: ermakova25@yandex.ru

PREPARING STUDENTS TO WORK WITH YOUNGER PUPILS IN RUSSIAN LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Abstract

Introduction. This paper is devoted to the problem of implementing the content of Russian language lessons in primary school, taking into account the conditions of distance learning. This concept is considered on the basis of the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education, the Federal State Educational Standard of Primary General Education, the Approximate basic educational Program of primary general Education, as well as the analysis of the content of the methodology of teaching Russian in primary school from the point of view of distance learning.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of normative legal documents, the results of the survey

£ of the All-Russian Trade Union of Education, the online publicans

a v

£

a

mar

£

£

£ tion RIA News, etc., as well as the comparison of the features of g at the university and primary school. Results. . The main trends of distance learning, the fea-

H teaching at the university and primary school.

,a tures of the implementation of distance learning in primary education, the structure of the content of teaching the subject "Russian Russian" in primary school, the methodological aspects of ^ preparing students of the pedagogical university to work on the

assimilation of the content of Russian language lessons by younger schoolchildren in the context of distance learning are determined within the content of the article.

Discussion. The content of the article presents a discussion and suggestions for solving the problem of organizing the work of primary school teachers in terms of the content of language education for younger students, taking into account the organization of this work in the context of distance learning.

Conclusion. The author concludes that the content of the s Russian language methodology should be transformed in connection with the changes taking place in the primary education system, as well as the modern conditions of society.

Keywords: Primary school; Primary school teacher; Dis- 0 tance learning; Russian language; Primary school students; Lan- C guage education; Students. i

Highlights: ^

Such concepts as "distance learning", "language educa- § tion" are defined»; p

Describes the main problems of distance learning in primary school;

The proposed methodological aspects of preparing students of the pedagogical university to work on the assimilation of

dren in the conditions of distance learning are presented.

3

a

s"

g

d s

s ^

R

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s g

S' n

L

n

the content of Russian language lessons by younger schoolchil- R

t

References

o

1. Marceva S.V. (2018), Distancionnoe obuchenie v nachal'noj § shkole: problemy, osobennosti i perspektivy [Distance learning in primary school: problems, features and prospects], Izvestiya Instituta pedagogiki i s psihologii obrazovaniya, 2, 191-196. (In Russian). ^

2. Fortygina S.N. (2019), Ob aktual'nosti primeneniya obrazovatel'n yh onlajn-platform v nachal'noj shkole [On the relevance of using education- § al online platforms in primary schools], Informacionnye tekhnologii. Prob- e lemy i resheniya, 1 (6), 204-208. (In Russian). S

3. At'yanchikova K.N. (2020), Distancionnoe obuchenie v nachal'noj g shkole Rossii na sovremennom etape [Distance learning in primary school in g

Russia at the present stage], Gumanitarnoe prostranstvo, 9, 3, 230-236. (In Russian).

4. Akbulatova K.D., Petrova S.S. (2020), Distancionnoe obuchenie v nachal'noj shkole: dostoinstva i nedostatki [Distance learning in primary school: advantages and disadvantages], Voprosy pedagogiki, 11-2, 16-21. (In Russian).

5. Nazarenko A.L. (2013), Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v lingvodidaktike. Distancionnoe obuchenie [Information and communication technologies in linguodidactics. Distance learning], Moskov-skij gosudarstvennyj universitet imeni M.V. Lomonosova, Moscow, 272 p. (In Russian).

6. Tujbaeva L.I., Sal'nikova D.S. (2017), Sistema ocenki planiruemyh rezul'tatov osvoeniya osnovnoj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo ob-shchego obrazovaniya [The system for assessing the planned results of mastering the basic educational program of primary general education], Nauch-no-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", 38, 252-257. (In Russian).

a £

a £

£ £

a

N £

a s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.