Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОК / РУССКИЙ ЯЗЫК / СТРАТЕГИЯ / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Юсупова Хардия Геннадьевна

В статье рассмотрены различные вопросы, связанные с организацией дистанционного обучения. Подчеркнута роль его организации во время пандемии COVID-19. Необходимость организации дистанционного обучения в начальных классах воспринимается как наиболее адекватная мера, которая может быть применена в экстремальных условиях. В качестве результатов многолетней практической деятельности представлены стратегия и определенный алгоритм внедрения дистанционного образования в начальной школе. В работе выявлены и охарактеризованы проблемные области, которым следует уделить особое внимание при организации дистанционного обучения в условиях начальной школы. Как результат прикладной работы представлены пути выхода из проблемных ситуаций. Особая значимость уделена работе с родителями. Охарактеризована значимость индивидуальных консультаций как это наиболее эффективной форме взаимодействия с обучающимися и их родителями. Представлена система организации дистанционного обучения. Она включает: наличие информационных и образовательных ресурсов, технологических средств, системы личностно-ориентированных педагогических технологий. Охарактеризованы компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку для достижения высокого уровня взаимодействия в процессе уроков русского языка. Это умение включить систему, выйти по правильной ссылке, проверить наличие видео и аудио-связи, пользоваться чатами для написания, отвечать с включением звука и слушать учителя с выключенным микрофоном, умение печатать на компьютере и пр. Особо отмечена необходимость сделать процесс включения ребенка максимально комфортным и эффективным как для каждого ребенка, так и для его одноклассников. С практических позиций выявлены и охарактеризованы правила работы на уроках русского языка. Теоретически обоснованы взаимосвязанные уровни, составляющие образовательную социокультурную среду дистанционного образования. Представлены результаты исследования, проведенные в школах Московской области в области организации дистанционного образования на уроках русского языка. Статистически верифицированы и представлены данные, полученные от 272 респондентов: родителей (законных представителей) младших школьников. Сделан вывод о необходимости формирования эффективной образовательной среды дистанционного образования в условиях начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article discusses various issues related to the organization of distance learning. The role of his organization during the COVID-19 pandemic was highlighted. The need to organize distance learning in primary grades is perceived as the most adequate measure that can be applied in extreme conditions. As the results of many years of practical activity, a strategy and a certain algorithm for the introduction of distance education in primary school are presented. The work identifies and characterizes problem areas that should be given special attention when organizing distance learning in primary school conditions. As a result of applied work, the ways of getting out of problem situations are presented. Particular importance is given to working with parents. The importance of individual consultations is characterized as the most effective form of interaction with students and their parents. The system of organization of distance learning is presented. It includes: the availability of information and educational resources, technological tools, a system of personality-oriented pedagogical technologies. The author describes the competencies that a child needs to master in order to achieve a high level of interaction in the process of Russian language lessons. This is the ability to turn on the system, follow the correct link, check the presence of video and audio communication, use chats for writing, answer with the sound on and listen to the teacher with the microphone off, the ability to type on the computer, etc. The need to make the process of turning on the child as comfortable as possible and effective both for each child and for his classmates. From a practical standpoint, the rules of work in the lessons of the Russian language are identified and characterized. The interrelated levels that make up the educational socio-cultural environment of distance education are theoretically substantiated. The results of a study carried out in schools of the Moscow region in the field of organizing distance education in Russian lessons are presented. The data obtained from 272 respondents were statistically verified and presented: parents (legal representatives) of junior schoolchildren. It is concluded that it is necessary to form an effective educational environment for distance education in the conditions of an elementary school.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

патриотичная личность формируется не только в стенах образовательных организаций, но и за их пределами, тем не менее, следует учитывать, что в колледже студент проводит большую часть своего времени. Поэтому правильным будет предположить, что ключевую роль в воспитании патриотизма, любви к Родине, играет именно образовательная организация.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Только в этом случае на выходе из колледжа можно будет получить не только высококлассного специалиста, но и нравственно зрелую личность, истинного патриота своей Родины.

Литература:

1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901867597/ (дата обращения: 08.01.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf/ (дата обращения: 08.01.2022).

3. Указ Главы РС (Я) от 12.12.2019 № 888 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Реализация молодежной политики, патриотического воспитания граждан и развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561673155/ (дата обращения: 09.01.2022).

4. Проект Паспорта федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2024 годы». - С. 17 [Электронный ресурс]. URL: http://adm-yeisk.ru/sites/default/files/pasport_federalnogo_proekta_patrioticheskoe_vospitanie_grazhdan_rossiyskoy_federacii_2021_-_2024_gg.pdf/ (дата обращения: 10.01.2022).

5. Указ Президента РФ от 29.10.2015 № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html/ (дата обращения: 12.01.2022).

Педагогика

УДК 371.385

кандидат педагогических наук, доцент Измайлова Рания Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хардия Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассмотрены различные вопросы, связанные с организацией дистанционного обучения. Подчеркнута роль его организации во время пандемии COVID-19. Необходимость организации дистанционного обучения в начальных классах воспринимается как наиболее адекватная мера, которая может быть применена в экстремальных условиях. В качестве результатов многолетней практической деятельности представлены стратегия и определенный алгоритм внедрения дистанционного образования в начальной школе. В работе выявлены и охарактеризованы проблемные области, которым следует уделить особое внимание при организации дистанционного обучения в условиях начальной школы. Как результат прикладной работы представлены пути выхода из проблемных ситуаций. Особая значимость уделена работе с родителями. Охарактеризована значимость индивидуальных консультаций как это наиболее эффективной форме взаимодействия с обучающимися и их родителями. Представлена система организации дистанционного обучения. Она включает: наличие информационных и образовательных ресурсов, технологических средств, системы личностно-ориентированных педагогических технологий. Охарактеризованы компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку для достижения высокого уровня взаимодействия в процессе уроков русского языка. Это умение включить систему, выйти по правильной ссылке, проверить наличие видео и аудио-связи, пользоваться чатами для написания, отвечать с включением звука и слушать учителя с выключенным микрофоном, умение печатать на компьютере и пр. Особо отмечена необходимость сделать процесс включения ребенка максимально комфортным и эффективным как для каждого ребенка, так и для его одноклассников. С практических позиций выявлены и охарактеризованы правила работы на уроках русского языка. Теоретически обоснованы взаимосвязанные уровни, составляющие образовательную социокультурную среду дистанционного образования. Представлены результаты исследования, проведенные в школах Московской области в области организации дистанционного образования на уроках русского языка. Статистически верифицированы и представлены данные, полученные от 272 респондентов: родителей (законных представителей) младших школьников. Сделан вывод о необходимости формирования эффективной образовательной среды дистанционного образования в условиях начальной школы.

Ключевые слова: начальная школа, дистанционное обучение, урок, русский язык, стратегия, алгоритм.

Annоtation. The article discusses various issues related to the organization of distance learning. The role of his organization during the COVID-19 pandemic was highlighted. The need to organize distance learning in primary grades is perceived as the most adequate measure that can be applied in extreme conditions. As the results of many years of practical activity, a strategy and a certain algorithm for the introduction of distance education in primary school are presented. The work identifies and characterizes problem areas that should be given special attention when organizing distance learning in primary school conditions. As a result of applied work, the ways of getting out of problem situations are presented. Particular importance is given to working with parents. The importance of individual consultations is characterized as the most effective form of interaction with students and their parents. The system of organization of distance learning is presented. It includes: the availability of information and educational resources, technological tools, a system of personality-oriented pedagogical technologies. The author describes the competencies that a child needs to master in order to achieve a high level of interaction in the process of Russian language lessons. This is the ability to turn on the system, follow the correct link, check the presence of video and audio communication, use chats for writing, answer with the sound on and listen to the teacher with the microphone off, the ability to type on the computer, etc. The need to make the process of turning on the child as comfortable as possible and effective both for each child and for his classmates. From a practical standpoint,

the rules of work in the lessons of the Russian language are identified and characterized. The interrelated levels that make up the educational socio-cultural environment of distance education are theoretically substantiated. The results of a study carried out in schools of the Moscow region in the field of organizing distance education in Russian lessons are presented. The data obtained from 272 respondents were statistically verified and presented: parents (legal representatives) of junior schoolchildren. It is concluded that it is necessary to form an effective educational environment for distance education in the conditions of an elementary school.

Key words: primary school, distance learning, lesson, Russian language, strategy, algorithm.

Введение. Рассмотрение и разработка различных научных направлений, связанных с дистанционным обучением, является актуальным аспектом организации исследований в современной педагогической науке и практике. Внедрение системы дистанционного обучения в начальной школе является наиболее спорным вопросом, рассматриваемым с позиций педагогики, психологии, медицины, философии.

Организация дистанционного обучения во время пандемии COVID-19 воспринимается сейчас как наиболее адекватная мера, которая может быть применена в экстремальных условиях. Важным направлением, необходимым к разрешению в пандемийный период, является возможность организации дистанционного обучения и младших школьников. Данная категория детей не обладает компетенциями, достаточными для самостоятельного овладения дистантом. Основная проблема заключается в необходимости полного обучения и внедрения культуры получения образования в дистанционном формате, сопряжении данных компетенций с знаниями, умениями и навыками на уроках русского языка.

Изложение основного материала статьи. Исследованием данного актуальнейшего вопроса в настоящее время занимаются многие ученые в России. В рамках организации дистанционного обучения в начальной школе его разрабатывают Е.В. Зайченко (2021) [1] и др. Использование цифровых технологий мультимедийной образовательной среды для организации образовательного процесса также является объектом исследования многих ученых (Д.А. Салманова [3] и др.). Изучение научно-педагогических источников по теме позволил выявить, что при организации дистанционного обучения в условиях начальной школы полный отказ от классно-урочной системы в большинстве источников не рассматривается. Уроки в дистанционном формате традиционно строятся в коллективном, групповом формате с ориентацией на максимально эффективное личностное развитие каждого ребенка. Рассматривая использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе в рамках проведенного ранее исследования [2], мы остановились на необходимости более подробного изучения вопросов. Связанных с организацией данного вида образования.

Многолетняя практическая деятельность позволила построить стратегию и определенный алгоритм внедрения дистанционного образования в начальной школе. Она может включать следующую последовательность действий:

1. Размещение образовательных ресурсов в удобном и доступном для детей формате.

2. Проверка обеспеченности детей и их семьи достаточными технологическими средствами.

3. Работа с родителями (законными представителями) младших школьников по овладению педагогическими технологиями дистанционного обучения.

4. Внедрение дистанционного обучения в формат образовательного процесса с участием родителей и постепенным вовлечением детей.

5. Организация рефлексии и обратной связи с педагогом во время организации и осуществления дистанционного обучения.

Каждый этап сопровождается групповыми и индивидуальными мероприятиями с детьми и их родителями (законными представителями). Особое внимание при организации дистанционного обучения в условиях начальной школы необходимо уделять индивидуальной работе с родителями детей. Данную форму работы многие педагоги находят [1, 3] наиболее корректной с этической точки зрения. Передовая педагогическая практика складывается таким образом, что в большинстве случаев она не ограничивается индивидуальными консультациями. Для организации младших школьников в дистанционном формате ведутся групповые собрания, конференции, организуются чаты для общения.

Индивидуальным консультациям стоит уделять особое внимание, так как это наиболее эффективная форма взаимодействия. Как правило, индивидуальные встречи по проблемам дистанционного обучения организуются по желанию родителей. Они могут быть в очном или дистанционном формате при соответствующей подготовке. Важно, чтобы на первых этапах внедрения дистанционного образования, индивидуальное консультирование не стало единственной формой коммуникации. Педагогу важно уже на первой встрече очертить круг возможного взаимодействия по различным вопросам.

С началом внедрения дистанционного обучения многие исследования были обращены к успешной, комфортной интеграции каждого ребенка в информационном обществе. Описывая зарубежный опыт работы по организации дистанционного обучения, целесообразно рассматривать сотрудничество различных специалистов. Так, в практике организации дистанционного образования в начальных классах нам пришлось столкнуться с необходимостью подключения специалистов компьютерной сферы для осуществления консультаций. Данный опыт можно считать положительным, так как была реализована концепция организации дистанционного обучения в условиях наличия слабо подготовленных родителей и недостаточного технического оснащения.

Вместе с тем, на этапе внедрения дистанта в начальной школе, нам удалось преодолеть трудности, заключающиеся в отсутствии узконаправленных специалистов, знающих специфику работы с информационными технологиями; низкий уровень подготовленности педагогов начального образования, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования к работе в условиях дистанционного образования.

Система организации дистанционного обучения для детей в условиях начальной школы включает в себя: наличие информационных и образовательных ресурсов, технологических средств, системы личностно-ориентированных педагогических технологий. Однако, следует отметить, что как теоретические, так и прикладные основы взаимодействия в условиях дистанционного образования разработаны недостаточно.

Изучив педагогические источники по данной теме [1] и др., удалось выявить наиболее проблемные организационные моменты дистанционного обучения:

- при заочной форме - это представление консультаций, подготовка к конкурсам, игры;

- при собственно-дистантной форме - очные встречи на интернет-платформах;

- обмен материалами; посещение виртуальных музеев, экскурсий и выставок;

- классные часы;

- конкурсы;

- поздравления;

- родительские собрания.

Еще одной проблемой в организации дистанционного обучения в начальной школе является обилие электронной продукции для младших школьников, его многообразие при зачастую низком качестве. Анализ практической деятельности

педагогов с большим опытом работы в данной сфере (Е.В. Зайченко, Е.Н. Маштакова, И.Ю. Попова, О.В. Прокудина) [1], позволил выделить библиотеку электронных носителей для начальной школы.

Организация дистанционной работы по направлениям реализации образовательной программы начального образования отличается своей спецификой в предметных областях. В данном исследовании нами было уделено особое внимание урокам русского языка как одной из наиболее сложных областей взаимодействия.

Целью дистанционного обучения на уроках русского языка в условиях начальной школы является полное погружение ребенка в образовательный процесс массовой школы в новых и сложных для ребенка условиях дистанта. Для достижения высокого уровня взаимодействия в процессе уроков русского языка необходимо научить ребенка достаточно объемному набору компетенций. Это умение включить систему, выйти по правильной ссылке, проверить наличие видео и аудио-связи, пользоваться чатами для написания, отвечать с включением звука и слушать учителя с выключенным микрофоном, умение печатать на компьютере и пр.

Вместе с тем, необходимо создание целого ряда условий, которые позволят сделать процесс включения ребенка максимально комфортным и эффективным как для него самого, так и для его одноклассников. Ученику начальной школы необходимо освоить правила работы на уроках русского языка:

- поднимать карточки с буквами, располагая их визуально удобно к камере;

- отвечать громко, четко, правильно проговаривая орфограммы;

- при проверке правильности написания диктовать по словам;

- нажимать значок «поднять руку» и ждать, когда спросит учитель, а не самостоятельно начинать отвечать;

- при чтении текста с объяснением включает звук только читающий, у остальных он отключен и пр.

Еще одним важным направлением работы при организации дистанционного обучения на уроках русского языка является создание адекватного образовательного пространства. Оно складывается из образовательной, социальной и архитектурной среды, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь определяется понятием среды как части целого от пространства, а взаимозависимость обусловлена зависимостью уровня развития одной среды от другой. Создание среды, эффективно воздействующей на ребенка в условиях урока русского языка, может поддерживаться в различных помещениях организации. В случае дистанционного общения настраивать на урок русского языка может заставка в презентации, на которую дети обращают внимание при прохождении по ссылке. Далее, на фоне выступления учителя могут показываться опорные картинки, настраивающие ребенка на усвоение темы.

Взаимозависимость в образовательной среде на уроках русского языка в дистанционном формате в начальной школе обусловлена также влиянием уровня развития одной среды на другую. Для освоения каждой новой темы могут быть привлечены различные ресурсы. Это видеоматериалы, тесты, задания для выполнения. В условиях начальных классов данная среда не должна быть слишком перегруженной.

Развитая дистанционная среда школы, соответствующая потребностям ребенка, будет располагать к нему других детей. Социокультурная среда выступает широким понятием, включающем в себя все сферы жизнедеятельности: общественную, материальную и духовную. Таким образом, образовательная среда является частью социокультурной среды. Образовательная среда - «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [3, С. 78].

Организуя работу с младшими школьниками и их родителями, необходимо учитывать среду микросоциума семьи и возможности воздействия на неё через образовательную организацию. Образовательную социокультурную среду в условиях дистанционного образования на уроках русского языка можно представить как структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных уровней:

• глобальный уровень, который составляет общемировая компьютерная сеть с компонентами по овладению устным и письменным русским языком;

• региональный уровень составляет государственные, региональные компоненты по овладению основами русского языка с включением конкурсов, образовательных материалов для учеников;

• локальный уровень - уровень образовательной организации с отобранными и созданными самостоятельно учителем русского языка и учителем начальных классов ресурсов.

Развитие теории и практики создания благоприятной среды для дистанционного обучения в начальной школе ведется на всех уровнях образовательной социокультурной среды. Например, на глобальном уровне рассматриваются общемировые тенденции развития; на региональном уровне обозначается траектория развития модели образования в конкретном государстве, регионе; на локальном уровне происходит адаптация образовательной среды под особенности овладения русским языком конкретных обучающихся.

При организации дистанционных уроков по русскому языку необходимо учесть, что наибольшее влияние на младшего школьника оказывает его социальная микросреда семьи. Семья, как главный социальный институт в жизни ребенка, имеет на него наибольшее влияние, поэтому педагогу и родителям необходимо держаться единого вектора влияния на личность ребенка. Разные взгляды семьи и педагога на те или иные вещи и ситуации провоцируют у ребенка внутренний конфликт, который негативно влияет на его психологическое, нравственное и физическое развитие.

Сложности в организации дистанционного обучения на уроках русского языка вызывала неблагоприятная социальная среда семьи, которая препятствовала достижению планируемых образовательных результатов. Родители, отрицательно относящиеся к дистанционному образованию, не способные к рациональному взаимоотношению с детьми и не владеющие навыками дистанционного общения, затрудняют образовательный процесс не только в отношении русского языка.

К архитектурной среде образовательной организации, реализующей модель создания благоприятной среды для дистанционного обучения в начальной школе образования, предъявляются дополнительные требования. Без организации необходимой архитектурной среды нарушается процесс социализации, ребенку некомфортно, он чувствует себя беспомощным и зависимым от других людей, закрывается от социального взаимодействия с другими участниками образовательных отношений.

В современных условиях важнейшим фактором успешного включения младшего школьника в образовательный процесс является благоприятная образовательная, социальная и адаптированная архитектурная среда, включающая разнообразные условия для развития дистанционного обучения.

В современных условиях существует множество ресурсов для обучения учеников начальных классов в дистанционном формате. Обзор некоторых сайтов с обучающими ресурсами позволил классифицировать их содержание следующим образом: обучающие игры, энциклопедические знания, познавательная литература, развлекательные ресурсы (песни, стихи, сказки для детей). В практической деятельности наиболее эффективна, по нашему убеждению, Федеральная интерактивная образовательная платформа, позволяющая с наименьшими затратами в короткий срок перейти на дистанционный формат. Достаточно богатое ее обеспечение систематически обновляется и включает курсы, задания по подготовке к проверочным работам, тематические вебинары для педагогов и родителей. При организации дистанционного обучения на уроках русского

языка платформа позволяет отработать ошибки учеников, отображает прогресс или регресс в развитии, содержит удобный чат.

В рамках данного исследования был произведен комплексный анализ современного состояния отношения 272 родителей (законных представителей) младших школьников к необходимости формирования эффективной образовательной среды дистанционного образования. В качестве основного объекта исследования была представлена организация дистанционного обучения по русскому языку в школах Московской области (№ 22 и № 16 городского округа Орехово-Зуево и № 24 города Павловский Посад).

В результате анкетирования 74% родителей отметили необходимость дистанционного обучения в условиях современной действительности. 23% не проявили оптимизма по поводу дистанта в начальной школе, выразили надежду, что таким видом образования придется пользоваться нечасто, 3% не смогли ответить на данный вопрос.

Проведенное исследование в очередной раз подтвердило необходимость внедрения дистанционного образования при необходимости, на уроках русского языка в начальных классах. Следует отметить, что мнение родителей является решающим, но далеко не определяющим в анализируемой системе.

Анализ современного состояния дистанционного обучения в условиях начальной школы складывался из балльно-рейтинговой оценки различных направлений в деятельности учителя и учеников.

Со стороны педагога:

- владение достаточным уровнем методики преподавания русского языка с возможностью использовать эффективные приемы централизованного руководства деятельностью ребенка в дистанционном формате;

- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента по русскому языку для обучаемых;

- наличие единой платформы для решения основных задач в объеме различных предметов начальной школы;

- проведение и управление учебными мероприятиями по русскому языку в дистанционном формате в рамках всей организации;

- владение компетенциями по персонализация учебного контента с учетом личностных особенностей каждого ребенка.

Со стороны ребёнка для эффективной организации дистанционного обучения необходимо владеть следующими

компетенциями:

- умение найти, прочитать и понять задание по русскому языку, представленное в учебном контенте;

- умение правильно выполнить задание, представленное в учебном контенте, задать вопросы учителю в онлайн-и-оффлайн форматах;

- умение найти на единой платформе план занятий, домашнее задание по русскому языку и рекомендации к нему, специальные указания учителя, план учебных мероприятий;

- умение воспользоваться персональным учебным контентом по русскому языку, выделив в нем задания и упражнения, правила, справочный материал;

- умение правильно использовать различные средства для взаимного общения с детьми класса.

Выводы. Таким образом, в ходе изучения специфики организации дистанционного образования были определены стратегии внедрения дистанционного образования в начальной школе; условия достижения высокого уровня взаимодействия в процессе уроков русского языка; компетенции, необходимые в освоении дистанционного обучения учениками начальной школы; особенности создания эффективной образовательной среды, которую в условиях дистанционного образования на уроках русского языка можно представить как структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных уровней. Представленное исследование в области организации дистанционного образования на уроках русского языка в начальной школе среди 272 родителей (законных представителей) младших школьников позволило сделать вывод о необходимости формирования эффективной образовательной среды дистанционного образования.

Литература:

1. Дистанционное обучение - катализатор создания новых цифровых возможностей в школах для учащихся начальных классов / Е.В. Зайченко, Е.Н. Маштакова, И.Ю. Попова, О.В. Прокудина // Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании. Сборник научных трудов. Саратов. - 2021. - С. 232-235.

2. Измайлова, Р.Г. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе / Р.Г. Измайлова, Т.В. Тимохина // Непрерывное педагогической образование: социокультурные контексты: Коллективная монография / под общ. ред. Бенина В.Л., Скударёвой Г.Н. - Орехово-Зуево, ГГТУ, 2021. - С. 157-177.

3. Салманова, Д.А. Использование цифровых технологий мультимедийной образовательной среды учебного заведения для организации учебного процесса / Д.А. Салманова // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2019. - Т. 19, № 3. - С. 76-81.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Казанцева Юлия Викторовна

Рубцовский индустриальный институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск); кандидат философских наук, доцент Красильникова Марина Борисовна

Рубцовский индустриальный институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск)

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: СТРАТЕГИИ И РЕАЛИЗАЦИЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье дан анализ современного состояния гуманитарного знания и возможностей его реализации в образовательном процессе. Представлен ряда концепций, определяющих особенности и принципы гуманитарного познания. В качестве оптимальных методологических условий реализации потенциала гуманитарного знания рассмотрена культурологическая парадигма; обозначен круг задач, решению которых она способствует.

Ключевые слова: гуманитарное знание, ценности, культурные смыслы, гуманитарная парадигма, образование. Annоtation. The article analyzes the current state of humanitarian knowledge and the possibilities of its implementation in the educational process. A number of concepts that define the features and principles of humanitarian knowledge are presented. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.