Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шобонов Николай Александрович

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения в школе. Автор отмечает проблемы организации дистанционного обучения и перспективы, выделяя организационно- педагогические и психологические аспекты, говорит о необходимости разумно сочетать традиционное и дистанционное обучение при организации образовательных практик. В статье делается вывод о том, что успешность организации дистанционного обучения зависит от эффективной работы школы по воспитанию таких качеств, как самостоятельность и ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DISTANCE EDUCATION IN SCHOOL

The article deals with the organization of distance learning at school. The author notes the problems of organizing distance learning and prospects, highlighting the organizational, pedagogical and psychological aspects, speaks of the need to reasonably combine traditional and distance learning when organizing educational practices. The article concludes that the success of the organization of distance learning depends on the effective work of the school to educate such qualities as independence and responsibility.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

12. Yashkova, E.V., Sineva, N.L., Egorova, A.O., Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies Journal of Applied Economic Sciences, 12 (8), pp. 2472-2480. 2018 Интернет - ресурс http://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=21100264820&tip=sid&clean=0

Педагогика

УДК 371.31

доктор педагогических наук, доцент Шобонов Николай Александрович

Павловский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород) ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения в школе. Автор отмечает проблемы организации дистанционного обучения и перспективы, выделяя организационно-педагогические и психологические аспекты, говорит о необходимости разумно сочетать традиционное и дистанционное обучение при организации образовательных практик. В статье делается вывод о том, что успешность организации дистанционного обучения зависит от эффективной работы школы по воспитанию таких качеств, как самостоятельность и ответственность.

Ключевые слова: школа; дистанционное обучение; очное обучение; проблемы; перспективы.

Annotation. The article deals with the organization of distance learning at school. The author notes the problems of organizing distance learning and prospects, highlighting the organizational, pedagogical and psychological aspects, speaks of the need to reasonably combine traditional and distance learning when organizing educational practices. The article concludes that the success of the organization of distance learning depends on the effective work of the school to educate such qualities as independence and responsibility.

Keywords: school; distance learning; full-time education; рroblems; perspectives.

Введение. Сейчас идет активное обсуждение того, что изменится в школе после тотального дистанционного обучения в условиях пандемии. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5].

Обсуждают все: и учителя, и администраторы, и учащиеся, и их родители. И единого мнения нет.

Изложение основного материала статьи. Одна из точек зрения состоит в том, что в дистанционном обучении нет ничего положительного. Дети портят свое здоровье, а качество образования ухудшается. Возрастает психологическое напряжение родителей, вынужденных в определенной степени руководить образовательным процессом своего ребенка, становиться по сути дела «учителями». Эта точка зрения сводится к тому, что организовывать образовательный процесс надо только в школе, за партами, и места дистанционному обучению нет. Поэтому баланса очного и дистанционного школьного образования быть не может.

Другая, противоположная точка зрения сводится к полному одобрению дистанционных форм обучения и стопроцентному полному переходу от традиционных форм обучения к дистанционному. Отмечается масса достоинств дистанта, в том числе, индивидуализация учебного процесса с помощью качественного контента, особенно в старшей школе. А функции учителей сводятся, в основном, к тьюторству.

Объективности ради отметим, что у этих двух точек зрения есть свои преимущества и определенные угрозы. На наш взгляд, каждая школа, будь то городская или сельская, большая или маленькая, должна будет принять свое управленческое решение о соотношении очной традиционной классно-урочной системы обучения и дистанционного школьного обучения. Это решение возможно только на основе анализа практики дистанционного обучения в условиях пандемии, с учетом материальной обеспеченности образовательного процесса, уровня ИКТ-компетенций, профессионального мастерства педагогов, степени взаимодействия и взаимопонимания педагогического коллектива и родителей. На наш взгляд, все это необходимо учитывать при организации образовательных практик, разумно сочетая традиционное и дистанционное обучение.

Вне всякого сомнения, дистанционное обручение сегодня - это одна из реальностей, без которой трудно представить организацию образовательной деятельности в школе. Наступает эпоха разных возможностей, и дистанционные технологии организации учебного процесса займут особое, более значимое место в образовательной практике школ, чем ранее, до пандемии.

Задача активного использования дистанционного обучения в школе - задача комплексная, она определяет направления управленческой деятельности от внутришкольного уровня до федерального. Эффективность реализации дистанционного обучения зависит от целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами управленческой деятельность в каждой школе, где есть необходимость, целесообразность в организации такой технологии, такой формы обучения.

При организации дистанционного обучения важно понимать и руководствоваться определенными принципами, такими, как принцип системности; учета специфики предметной области обучения и контингента обучаемых; интерактивности; гибкости, маневренности учебного процесса; корпоративности, командного подхода к организации дистанционного обучения и принципом информационной и психологической безопасности.

Организацию дистанционного обучения в школе регламентируют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и другие нормативные, методические документы, которые руководителю необходимо знать [3, 4, 5]. Это:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»Ст. 16.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 и устанавливают в т.ч. санитарно-эпидемиологические требования к режиму образовательной деятельности.

3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.

4. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно- коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения от 01.07.2008.

Для того, чтобы правильно организовать процесс дистанционного обучения администрации школы необходимо решить ряд вопросов. В первую очередь, подготовить педагогический коллектив, предоставить условия для повышения квалификации, развития их компетенций, профессионального совершенствования, как в области педагогики (методика разработки и проведения дистанционного курса) и психологии (специфика организации учебного процесса в виртуальной среде в соответствии с возрастом учащихся), так и в области информационно-коммуникационных технологий ( уверенное использование сервисов интернета и т.д.). Во вторую очередь, администрация должна решить не менее важные технические вопросы организации дистанционного обучения (интернет, оборудование, платформа для размещения курса). Кроме того, директору для эффективной работы школы в дистанте важно разработать локальные нормативные документы, которые бы регламентировали условия реализации образовательного процесса, оплаты труда педагогов, а для этого актуальным становятся знания в области организации дистанционного обучения (нормативы, экономическая схема, контроль). Таким образом, мы полагаем, что составляющие успешности дистанционного обучения это кадровый потенциал, содержание и средства обучения.

Результаты мониторинга, проведенного Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС еще до начала пандемии в 2020 году, свидетельствуют, что половина опрошенных учителей отметили положительное влияние использования дистанционных форм проведения уроков на повышение качества образовательного процесса; 85.7% опрошенных учителей - использование Интернет-порталов для подготовки к урокам и самостоятельной работе учеников и 94,4% учителей считают, что использование цифровых и электронных устройств при проведении уроков (планшеты, проекторы, цифровые доски и т.д.) способствует повышению качества образования [1].

В конце прошлого учебного года в России произошел переход к тотальному дистанционному обучению, который стал, по мнению некоторых исследователей, шоковой инновацией в образовании, имевшей принудительный, вынужденный характер. Ни учителя, ни ученики не были готовы к организации образовательной деятельности в таком формате, не имели такого опыта. Переход осуществлялся быстро, были разработаны организационно-методические мероприятия для проведения учебных занятий, скорректирован порядок применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Введение дистанционного обучения являлось вынужденным, одним из сдерживающих факторов распространения пандемии.

Новые практики были адаптированы почти одновременно всеми педагогами, от «новаторов», активно использующих дистанционные технологии, до «отстающих», тех, кто никогда не использовал и не планировал раньше делать это. Фактически, те технологии цифровой дидактики, которые ранее планировались лишь для небольшой группы 5-7-10% наиболее мотивированных школьников, способных все эти технологии применять и осваивать, во время пандемии пришлось применять в работе со всеми учащимися практически всеми педагогами.

Эти образовательные практики показали значимость изменения роли учителя в организации образовательного процесса. Главное для учителя сегодня - это умение организовать взаимодействие, общение, способность мотивировать учащихся, осуществлять навигацию и коммуникацию. Конечно, учителя все это должны были делать всегда, но просто сегодня они не могут этого не делать. Система дистанционного обучения предусматривает проведение систематических занятий с учащимися с использованием средств коммуникаций сети Интернет ( форумы, чаты, e-mail, видеоконференцсвязь, группы в социальных сетях, виртуальная реальность), использование новых технологий представления информации (инфографика, интеллект-карты и т.д.). Преподаватели могут использовать образовательные ресурсы сети Интернет ( веб-квесты, телеконференции), а текущий и итоговый контроль организовывать в виде заданий со свободно конструированным ответом (дискуссии в форуме, резюме в блогах, ролевые игры и т.д.).

Какими же компетенциями должны обладать учителя, работающие в системе дистанционного обучения. Это, прежде всего, компетенции в области педагогики, такие как готовность к разработке педагогической системы дистанционного обучения; способность к овладению педагогическими технологиями дистанционного обучения (методиками и соответствующими им технологиями), а также компетенции в области информационных технологий (свободное владение средствами общения в сети Интернет; стремление к изучению новых средств, сервисов сети; овладение сетевым инструментарием) [2].

Особого внимания заслуживают компетенции в области психологии. Это знание психологических особенностей общения в виртуальной среде; понимание особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения и готовность использования принципов дистанционного обучения детей и подростков.

В условиях удаленного обучения особо проявилась психологическая неготовность участников образовательных отношений, при отсутствии регламентов, директив очень часто приходилось принимать самостоятельные решения. В тех школах, где господствовала атмосфера доверия, взаимопонимания, где акцент делался на воспитание самостоятельности и ответственности учащихся процесс дистанционного обучения проходил более эффективно, занятия проходили в психологически комфортной среде.

Выводы. После опыта дистанционного обучения в условиях пандемии, школа несомненно изменится. Все те проблемы, которые существуют в традиционной школе, обострились и стали очевидными и, не решая их сегодня, школа не может развиваться дальше. Эти изменения будут направлены, прежде всего, на создание атмосферы доверия, взаимопонимания, диалога, на воспитание самостоятельности участников образовательных отношений, которая предполагает ответственность, а ответственность - свободу.

Если не будет профессионального осмысления необходимых школе изменений, связанных с организацией дистанционного обучения через возникновение новых смыслов к развитию мотивации

руководителей школ, учителей, родителей, учащихся, то и говорить о влиянии новых технологий на повышение качества образования не приходится. Такое профессиональное осмысление возможно осуществить, если базироваться на методологии системно-деятельностного подхода, на ценностно-смысловом, целевом, технологическом и ресурсном уровнях. Именно такая позиция профессионального осмысления позволит нам перейти к вдумчивому выделению проблем предстоящей деятельности. Только переоснащением оборудования школ, сменой программ и технологий минимизировать риски расширения доли дистанционного обучения в школе невозможно. Важно понять, что речь идёт о другом образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, способную мыслить и действовать самостоятельно и ответственно.

Вне всякого сомнения, школа является важным социальным институтом, местом, где осуществляется процесс воспитания, социализации детей. Дети не должны утрачивать возможность общаться друг с другом и с учителями с глазу на глаз, в школе, за партой. Школа - уникальный институт социализации, а не только место передачи знаний. Поэтому так важно, на наш взгляд, искать баланс между дистанционным и очным образованием.

Литература:

1. Мониторинг эффективности школы. Актуальные вопросы кадровой политики в школе / под ред. Т.Л. Клячко. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020, - 22 с.

2. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе. // Открытое образование. - 2020. - № 24 (5). - С. 4-17.

3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.

4. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 и устанавливают в т.ч. санитарно-эпидемиологические требования к режиму образовательной деятельности.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 16.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Шпиталевская Галина Романовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

МЕТАМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование сущности метаметодического подхода к формированию культурного поля младших школьников, раскрыты понятия «метаметодический подход», «культурное поле», «культурно-образовательная среда», «культурно-образовательное пространство», подчеркнута роль мотивации при восприятии произведений искусства. Автор отмечает эффективность метаметодического подхода к формированию культурного поля младших школьников, приводит конкретные примеры использования синтеза разных видов искусств.

Ключевые слова: метаметодический подход, культурное поле, культурно-образовательная среда, культурно-образовательное пространство, младший школьник.

Annotation. The article presents a theoretical substantiation of the essence of the meta-methodic approach to the formation of the cultural field ofjunior schoolchildren, discloses the concepts of "meta-methodic approach", "cultural field", "cultural and educational environment", "cultural and educational space", emphasizes the role of motivation in the perception of works of art. The author notes the effectiveness of the meta-methodic approach to the formation of the cultural field of younger students, gives specific examples of the use of the synthesis of different types of arts.

Keywords: meta-methodic approach, cultural field, cultural and educational environment, cultural and educational space, junior schoolchild.

Введение. Проблема воспитания личности - одна из главных проблем современности. И это понятно: новому обществу нужен новый человек - высокообразованный, интеллигентный, национально сознательный, способен к саморазвитию, самовоспитания и самореализации в обществе, который руководствуется общечеловеческими ценностями, глубоко понимает традиции своего народа и приумножает их. Это человек, у которого богатый внутренний мир, однако такого человека надо воспитать.

Школьное образование включает в себя не только знания и умения, которые приобретает учащийся в процессе обучения, но и вхождение в культурное пространство, освоение культурной среды, приобретение своего культурного поля.

Исследованием вопроса культурно-образовательной среды занимались Г.Б. Корнетов, Е.А. Петренко, Е.С. Мертенс, М.В. Харламова и другие; ценность в области исследования целей, методов, задач и форм формирования культуры личности составляют труды В.П. Андрущенко, A.M. Баскакова, М.М. Бахтина, Т.В. Рыжковой; вопросам формирования культурного поля детей уделяют внимание современные исследователи: М.С. Баданина, Е.Л. Максимова, А.М. Мантаржиева., С.И. Петрова, И.А. Федорченко, Л.С. Фролова, Е.С. Чтецова.

В то же время вопросы метаметодического подхода к формированию культурного поля младших школьников требуют дальнейшего рассмотрения и практического внедрения в начальное литературное образование младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.