руководителей школ, учителей, родителей, учащихся, то и говорить о влиянии новых технологий на повышение качества образования не приходится. Такое профессиональное осмысление возможно осуществить, если базироваться на методологии системно-деятельностного подхода, на ценностно-смысловом, целевом, технологическом и ресурсном уровнях. Именно такая позиция профессионального осмысления позволит нам перейти к вдумчивому выделению проблем предстоящей деятельности. Только переоснащением оборудования школ, сменой программ и технологий минимизировать риски расширения доли дистанционного обучения в школе невозможно. Важно понять, что речь идёт о другом образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, способную мыслить и действовать самостоятельно и ответственно.
Вне всякого сомнения, школа является важным социальным институтом, местом, где осуществляется процесс воспитания, социализации детей. Дети не должны утрачивать возможность общаться друг с другом и с учителями с глазу на глаз, в школе, за партой. Школа - уникальный институт социализации, а не только место передачи знаний. Поэтому так важно, на наш взгляд, искать баланс между дистанционным и очным образованием.
Литература:
1. Мониторинг эффективности школы. Актуальные вопросы кадровой политики в школе / под ред. Т.Л. Клячко. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020, - 22 с.
2. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе. // Открытое образование. - 2020. - № 24 (5). - С. 4-17.
3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.
4. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 и устанавливают в т.ч. санитарно-эпидемиологические требования к режиму образовательной деятельности.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 16.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Шпиталевская Галина Романовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
МЕТАМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование сущности метаметодического подхода к формированию культурного поля младших школьников, раскрыты понятия «метаметодический подход», «культурное поле», «культурно-образовательная среда», «культурно-образовательное пространство», подчеркнута роль мотивации при восприятии произведений искусства. Автор отмечает эффективность метаметодического подхода к формированию культурного поля младших школьников, приводит конкретные примеры использования синтеза разных видов искусств.
Ключевые слова: метаметодический подход, культурное поле, культурно-образовательная среда, культурно-образовательное пространство, младший школьник.
Annotation. The article presents a theoretical substantiation of the essence of the meta-methodic approach to the formation of the cultural field ofjunior schoolchildren, discloses the concepts of "meta-methodic approach", "cultural field", "cultural and educational environment", "cultural and educational space", emphasizes the role of motivation in the perception of works of art. The author notes the effectiveness of the meta-methodic approach to the formation of the cultural field of younger students, gives specific examples of the use of the synthesis of different types of arts.
Keywords: meta-methodic approach, cultural field, cultural and educational environment, cultural and educational space, junior schoolchild.
Введение. Проблема воспитания личности - одна из главных проблем современности. И это понятно: новому обществу нужен новый человек - высокообразованный, интеллигентный, национально сознательный, способен к саморазвитию, самовоспитания и самореализации в обществе, который руководствуется общечеловеческими ценностями, глубоко понимает традиции своего народа и приумножает их. Это человек, у которого богатый внутренний мир, однако такого человека надо воспитать.
Школьное образование включает в себя не только знания и умения, которые приобретает учащийся в процессе обучения, но и вхождение в культурное пространство, освоение культурной среды, приобретение своего культурного поля.
Исследованием вопроса культурно-образовательной среды занимались Г.Б. Корнетов, Е.А. Петренко, Е.С. Мертенс, М.В. Харламова и другие; ценность в области исследования целей, методов, задач и форм формирования культуры личности составляют труды В.П. Андрущенко, A.M. Баскакова, М.М. Бахтина, Т.В. Рыжковой; вопросам формирования культурного поля детей уделяют внимание современные исследователи: М.С. Баданина, Е.Л. Максимова, А.М. Мантаржиева., С.И. Петрова, И.А. Федорченко, Л.С. Фролова, Е.С. Чтецова.
В то же время вопросы метаметодического подхода к формированию культурного поля младших школьников требуют дальнейшего рассмотрения и практического внедрения в начальное литературное образование младших школьников.
Цель статьи - теоретически обосновать сущность метаметодического подхода к формированию культурного поля младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Образование на современном этапе развития общества приобретает черты сложного культурного процесса, который ориентирован на индивидуальное развитие. Перед учебными заведениями, как институциональными формами организации системы образования, встает вопрос о создании необходимых условий для развития и реализации способностей каждой личности.
В современный период, когда общество вышло на более высокий уровень своего общекультурного развития, оно определяет потребность в качественно иной личности. Соответственно, школа, как исполнитель социального заказа, ищет новые пути формирования общей культуры учащихся, их культурного поля.
Основу общекультурного, как и физического здоровья, начинает закладывать еще с детства семья, дальше к ней присоединяются учебно-воспитательные детские учреждения, школа, внешкольные учреждения, высшая школа - все, что окружает человека. Концепция индивидуальной и общественной культуры народа специалисты-гуманитарии, в частности педагоги, закономерно связывают с определенным государственно-политическим строем, социально-экономическим уровнем жизни людей, научно-техническими достижениями общества. В любые исторические эпохи имели место как положительные, так и отрицательные явления в жизни общества и конкретного индивида. Другое дело, в каком соотношении и насколько учебно-воспитательные учреждения, социально-психологические службы, общественные органы, учителя и воспитатели компетентны, чтобы прислушаться к мнению ученых и общекультурному опыту своего народа.
Понятие «культурно-образовательная среда» и «культурно-образовательное пространство» в работах ученых толкуется по-разному. По мнению Г.Б. Корнетова, образовательная среда характеризуется постоянным расширением сферы жизнедеятельности растущего человека, и с этой точки зрения оно включает в себя все больше обогащенных, опосредованных культурой связей с окружающим миром, заставляя человека все чаще узнавать, наблюдать, воспринимать собственную деятельность раскрывать жизненное значение исследуемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях и т.д. [4, с. 42]. Как считает Е.А. Петренко, «образовательная среда является культурно-образовательным хронотопом, в котором активно происходит культурная идентификация человека, происходят процессы личностного становления, формируется самосознание» [7, с. 3].
Категория «культурно-образовательная среда» является базовой в исследовании Е.С. Мертенс [5]. В частности исследователь определила эту категорию как сложное интегрированное понятие, представляющее собой «совокупность образовательно-учебных и культурно-воспитательных условий, которые отражают политическое и социально-экономическое развитие, отечественные национально-культурные и исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества, а также все, что окружает, развивает и формирует личность» [5, с. 5-7].
Отметим, что под культурно-образовательным пространством в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи понимаем совокупность образовательных, социальных, культурных, специально организованных психолого-педагогических условий, вследствие гармоничного взаимодействия которых происходит целостное становление личности, ее нравственного сознания, духовности.
При этом одной из важнейших задач правильно организованной культурно-образовательной среды является выявление творческих дарований и наклонностей учащихся, их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями с учетом способностей и возможностей. По нашему мнению, эти процессы должны происходить открыто, поскольку любая замкнутая система образования, как показывает ретроспективный анализ, рано или поздно исчезает. Эта мысль находит подтверждение в работе современного исследователя - доктора педагогических наук, профессора С.В. Тарасова. Критикуя такой существенный недостаток, как замкнутость образовательных учреждений на внутреннем микросоциуме, ученый подчеркивал, что «воспитательные системы, которые создаются сегодня в образовательных учреждениях, и содержание образовательной деятельности в целом часто замыкаются на внутренних проблемах образовательного учреждения и микросоциума, без учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека» [8, с. 8].
Рассматривая вопросы формирования культурно-образовательного пространства ребенка в современных образовательных учреждениях, целесообразно учитывать фактор социального окружения, в котором проходит жизнь и деятельность ученика, то есть среда в узком смысле этого слова - семья, детский коллектив, товарищи, взрослые, с которыми непосредственно общаются школьники.
Современные образовательные учреждения перестают быть унифицированными и ориентируются на воспитание личности с ее индивидуальным развитием и природными задатками. Ценностью такой инновационной образовательной модели является осознание каждым участником учебно-воспитательного процесса (родителями, учениками, учителями) приоритетных принципов образования: интенсификации, гуманитаризации, индивидуализации, дифференциации, возрождение национальных традиций, гуманизации, демократизации и тому подобное. Психолого-педагогическим условием развития модели современного образовательного учреждения как социально-педагогического комплекса является социальное становление и развитие творческого потенциала личности школьника.
Объем художественного пространства составляют различные виды искусства. Художественную среду создают общественные институты, учреждения культуры, средства массовой информации, детские объединения, которые по-разному, разнопланово могут воздействовать на ребенка, оказывая влияние как положительное, так и отрицательное; прививая любовь к высокому искусству или приобщая к культуре массовой. В результате ежедневного количества разноплановых воздействий, ребенок что-то присвоит для себя из культурного пространства как ценность, как личное достояние, чего-то не заметит, а что-то сознательно отбросит.
Именно то пространство культуры, которое ребенок присвоит, и называется культурным полем в определенном объеме и протяженности.
Для культурного поля личности характерен индивидуальный объем, оно находится в постоянном движении и расширении. А движение как раз и характерно для развития личности, то есть становления ее культурного поля.
У школьника, как и любого человека, который знакомится с художественной культурой, возникает потребность распредмечивания опыта человечества, накопленного в произведениях искусства. Таким образом он становится потребителем художественной культуры.
В результате восприятия произведений художественной культуры ребенок одновременно становится творцом: он рисует, лепит, сочиняет, поет. Такая активность побуждается мотивом, вызванным потребностью. Это порождает цель деятельности. Затем происходит процесс усвоения содержательных и процессуальных знаний, которые становятся основой формирования умений. Процесс активного освоения художественного пространства ведет к формированию интересов, на основе которых появляются новые потребности, что образует новый виток движения по кругу и приводит к обретению школьником опыта творческой и эмоционально-оценочной деятельности, к формированию ценностей.
По мнению И.Ф. Исаева, «вплетение общечеловеческих ценностей - добра, красоты, справедливости и долга, взаимопонимания и чести - в палитру ценностей педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования» [3, с. 74].
Известно, что для личности значимость культурных ценностей выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности не только познавать, но и изменять свой внутренний мир в соответствии с этими ценностями [2].
Количественные накопления ведут к возникновению новых качественных изменений, отражающих стратегическую цель становления культурного поля личности. К таким изменениям относим: системные знания, систему умений, устойчивые направленные интересы, духовные потребности, активную позицию, установки.
Проблема формирования культурного поля школьника является довольно сложной, так что решить ее в процессе изучения одного школьного предмета невозможно, поскольку каждая методика изучает какую-то одну грань приобщения ребенка к искусству. Процесс общения ребенка с искусством - это особый способ познания мира, но ни одна из частных методик не изучает его, поэтому и возникает необходимость метаметодического подхода в формировании культурного поля школьника.
М.П. Воюшина определяет метаметодику как «направление исследования и обучения, в ходе которого устанавливаются общие и близкие цели школьных дисциплин, содержательные межпредметные связи, соотносимые методы учения и способы деятельности» [6, с. 239].
Уровнем реализации метаметодики является деятельностно-организационный. В процессе использования метаметодического подхода есть возможность выделить то общее, что могут нести разные предметные области и методики их преподавания, сопоставить и сравнить его в разных методиках. Это позволит интегрировать цели, содержание, методы организации обучения для стимулирования развития личности и получения нового качества образования - культурного поля. В процессе организации обучения метаметодика учитывает особенности освоения дисциплин определенной области, возраст учащихся, их уровень развития, индивидуальные особенности, от которых зависит восприятие содержания. Специально созданная положительная мотивация их восприятия способствует и развитию собственного литературного и художественного творчества, а значит и формированию культурного поля обучающихся.
Восприятие как один из важных психологических процессов неотделим от открытия ребенком жизни, а затем - искусства. Невозможно заставить полюбить искусство мобилизацией воли, мысли, можно только воспитать потребность в нем.
Художественное восприятие литературы и других видов искусств имеет много общих черт. Оно неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, нередко подсознательной реакцией на слово, цвет, звучание, пространственную форму, ритм и их созвучность.
В этом комплексном использовании разных видов искусства решающая роль отводится искусству слова. Р.Е. Алюшин подчеркивает: «усвоение начала искусства слова должно стоять в центре всего начального образования, сочетая различные компоненты эстетического воздействия: музыки, элементов драматургии, ритмического движения и даже изобразительной деятельности детей и формирует эстетическое отношение детей к действительности. Только таким образом можно достичь постоянства в развитии» [1, с. 76].
Художественные тексты, интегрирующиеся с различными видами художественной деятельности -музыкой, изобразительным искусством, драматизацией, сценическим искусством - значительно усиливают мотивационный аспект речетворческой деятельности учащихся.
Креативные возможности указанных видов художественной деятельности значительно усиливаются при условии сочетания их с игрой, наблюдениями за природой, самим собой и другими людьми, а также читательской, исследовательской деятельностью, которые наиболее свойственны детям младшего школьного возраста.
Сопоставляя явления и факты различных видов искусств, учащиеся учатся проникать в глубинную сущность прекрасного, осмысливать, выражать то, что поражает воображение при помощи собственных импровизированных рассказов, размышлений, словесных и графических рисунков, диалогов.
Методисты подчеркивают роль метаметодического подхода в литературном развитии ребенка: «Одно из проявлений метаметодического подхода к формированию читательской культуры - обращение к культурному контексту изучаемого произведения» [6 с. 240].
Благодаря метаметодическому подходу, значительно повышается эмоционально-эстетический аспект литературного развития личности: активизируется абстрагирующая деятельность, что достигается сочетанием словесного образа с графическим и музыкальным; развивающаяся способность видеть предмет (явление) системно, разносторонне, эмоционально, глубоко проникать в сущность взаимосвязанных художественных явлений (музыкальных, изобразительных, литературных); активизируется процесс понимания учеником значения эмоционально-образной и абстрактной лексики; создаются условия для формирования личностного опыта творческой деятельности и выработки ценностных ориентиров, а значит, и формирования культурного поля школьника.
Выводы. Таким образом, можем сделать выводы, что формирование культурного поля младшего школьника будет более эффективным при использовании метаметодического подхода, поскольку в процессе изучения одного школьного предмета это сделать невозможно. Метаметодический подход позволит интегрировать цели, содержание, методы изучения школьных дисциплин, способствующих проникновению в мир искусства, приобщать учащихся к общей культуре.
Литература:
1. Алюшин Р.Е. Подготовка будущего учителя к осуществлению интегративного подхода в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Роман Евгеньевич Алюшин - Курск, 2003. - 187 с.
2. Баскаков A.M. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / A.M. Баскаков. - Челябинск: ЧГАКИ, 2007. - 243 с.
3. Исаев И.Ф. Професионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учеб. пос. / Г.Б. Корнетов; [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Изд-во АСОУ, 2009. - 296 с.
5. Мертенс Е.С. Развитие культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX века: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Елена Сергеевна Мертенс. - Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2006. - 218 с.
6. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
7. Петренко Е.А. Формирование профессионального самосознания в культурно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. философ, наук: спец. 09.00.13 / Елена Анатолиевна Петренко. - Ростов н/Д.: Южный федеральный ун-т, 2007. - 23 с.
8. Тарасов С.В. Воспитание в современных социокультурных условиях / С.В. Тарасов // Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции / отв. ред. И.В. Васютенкова. - СПб.: ЛОИРО. - 2011. - С. 7-12.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой общей педагогики и образовательных технологий Шумакова Александра Викторовна
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Яшуткин Вячеслав Анатольевич
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье описывается значимость конкуренции для развития рыночной экономики. Предлагается анализ категории конкуренция с точки зрения различных научных подходов. Делается акцент на понимания добросовестной конкуренции как одного из базовых механизмов эффективного развития экономики, обеспечивающего возможность постоянного повышения качества товаров, услуг и обслуживания. Раскрывается понятие готовность к добросовестной конкуренции будущих экономистов с позиции функционального и личностного подходов, обосновывается содержание мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов готовности.
Ключевые слова: конкуренция, добросовестная конкуренция, недобросовестная конкуренция, готовность, готовность к добросовестной конкуренции.
Annotation. The article describes the importance of competition for the development of a market economy. The analysis of the category competition from the point of view of various scientific approaches is proposed. Emphasis is placed on understanding fair competition as one of the basic mechanisms for the effective development of the economy, which ensures the possibility of continuous improvement in the quality of goods, services and services. The concept of readiness for fair competition of future economists from the standpoint of functional and personal approaches is revealed, the content of motivational-value, intellectual-cognitive, efficient-practical and emotional-volitional components of readiness is substantiated.
Keywords: competition, fair competition, unfair competition, readiness, readiness for fair competition.
Введение. Функционирование любых рыночных отношений априори невозможно без конкуренции и конкурентной борьбы. Конкуренция представляет собой фундаментальный механизм развития экономики, так как обладает несомненной значимостью для различных хозяйствующих организаций, да и всего российского социума в целом. В современной рыночной реальности основная цель любой фирмы, предприятия состоит в сохранении или расширении, с последующей стабилизацией, достигнутого состояния собственного места на рынке, а также получении гарантированной, и как можно более значительной финансовой прибыли. И эта цель является достижимой только в условиях эффективного ведения конкурентной борьбы и соответствующего использования собственных конкурентных преимуществ [4].
Изложение основного материала статьи. Конкуренция состоит в ряду экономических понятий, сущность которых однозначно не определена. Во всей ретроспективе развития экономической мысли в понятийном поле категории конкуренции отражались разные смыслы. Поэтому в настоящее время единого определения явления конкуренции не выработано. Тем не менее, разные исследователи дают авторские определения данного явления.
Так, А.Е. Селивестров и Д.Е. Митрофанов определяют конкуренцию в качестве соперничества между двумя или несколькими субъектами рыночных отношений экономическими, направленного на достижение схожих целей цели [9].
В свою очередь Ю.Б. Рубин трактует конкуренцию в виде соперничества разных субъектов в стремлении к достижению одной и той же цели. Так как при таком соперничестве имеет место устойчивое желание