Литература:
1. Алюшин Р.Е. Подготовка будущего учителя к осуществлению интегративного подхода в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Роман Евгеньевич Алюшин - Курск, 2003. - 187 с.
2. Баскаков A.M. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / A.M. Баскаков. - Челябинск: ЧГАКИ, 2007. - 243 с.
3. Исаев И.Ф. Професионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учеб. пос. / Г.Б. Корнетов; [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Изд-во АСОУ, 2009. - 296 с.
5. Мертенс Е.С. Развитие культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX века: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Елена Сергеевна Мертенс. - Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2006. - 218 с.
6. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
7. Петренко Е.А. Формирование профессионального самосознания в культурно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. философ, наук: спец. 09.00.13 / Елена Анатолиевна Петренко. - Ростов н/Д.: Южный федеральный ун-т, 2007. - 23 с.
8. Тарасов С.В. Воспитание в современных социокультурных условиях / С.В. Тарасов // Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции / отв. ред. И.В. Васютенкова. - СПб.: ЛОИРО. - 2011. - С. 7-12.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой общей педагогики и образовательных технологий Шумакова Александра Викторовна
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Яшуткин Вячеслав Анатольевич
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье описывается значимость конкуренции для развития рыночной экономики. Предлагается анализ категории конкуренция с точки зрения различных научных подходов. Делается акцент на понимания добросовестной конкуренции как одного из базовых механизмов эффективного развития экономики, обеспечивающего возможность постоянного повышения качества товаров, услуг и обслуживания. Раскрывается понятие готовность к добросовестной конкуренции будущих экономистов с позиции функционального и личностного подходов, обосновывается содержание мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов готовности.
Ключевые слова: конкуренция, добросовестная конкуренция, недобросовестная конкуренция, готовность, готовность к добросовестной конкуренции.
Annotation. The article describes the importance of competition for the development of a market economy. The analysis of the category competition from the point of view of various scientific approaches is proposed. Emphasis is placed on understanding fair competition as one of the basic mechanisms for the effective development of the economy, which ensures the possibility of continuous improvement in the quality of goods, services and services. The concept of readiness for fair competition of future economists from the standpoint of functional and personal approaches is revealed, the content of motivational-value, intellectual-cognitive, efficient-practical and emotional-volitional components of readiness is substantiated.
Keywords: competition, fair competition, unfair competition, readiness, readiness for fair competition.
Введение. Функционирование любых рыночных отношений априори невозможно без конкуренции и конкурентной борьбы. Конкуренция представляет собой фундаментальный механизм развития экономики, так как обладает несомненной значимостью для различных хозяйствующих организаций, да и всего российского социума в целом. В современной рыночной реальности основная цель любой фирмы, предприятия состоит в сохранении или расширении, с последующей стабилизацией, достигнутого состояния собственного места на рынке, а также получении гарантированной, и как можно более значительной финансовой прибыли. И эта цель является достижимой только в условиях эффективного ведения конкурентной борьбы и соответствующего использования собственных конкурентных преимуществ [4].
Изложение основного материала статьи. Конкуренция состоит в ряду экономических понятий, сущность которых однозначно не определена. Во всей ретроспективе развития экономической мысли в понятийном поле категории конкуренции отражались разные смыслы. Поэтому в настоящее время единого определения явления конкуренции не выработано. Тем не менее, разные исследователи дают авторские определения данного явления.
Так, А.Е. Селивестров и Д.Е. Митрофанов определяют конкуренцию в качестве соперничества между двумя или несколькими субъектами рыночных отношений экономическими, направленного на достижение схожих целей цели [9].
В свою очередь Ю.Б. Рубин трактует конкуренцию в виде соперничества разных субъектов в стремлении к достижению одной и той же цели. Так как при таком соперничестве имеет место устойчивое желание
вытеснить конкурента с того или иного сегмента рынка, конкуренция, по мнению автора, всегда протекает в форме борьбы [8].
Г.Ф. Шеркевич так же рассматривает конкуренцию в виде специфической борьбы, при этом, подчеркивая ее (конкуренции) позитивную социальную сущность, так как, по мнению автора, конкуренция способствует наилучшему обеспечению интересов общества [12].
И.А. Спиридонов понимает конкуренцию в качестве процесса экономического взаимодействия, протекающего в виде специфической борьбы между разными предприятиями, целями которой является достижение лучших возможностей для продажи своих товаров или услуг, а также удовлетворение разноплановых потребностей целевой аудитории и получение как можно большей прибыли [10].
По мнению А.Г. Мокроносова и И.Н. Мавриной конкуренция представляет собой сложный многоаспектнгый феномен и может рассматриваться в качестве: 1) метода системной целенаправленной координации хозяйственной деятельности организации; 2) фундаментального механизма взаимодействия субъектов рыночных отношений; 3) одного из способов достижения экономических целей; 4) способа достижения конкурентных преимуществ в процессе рыночной борьбы [7].
Конкуренция может проявлять себя с добросовестной и недобросовестной стороны.
Недобросовестная конкуренция представляет собой действия субъектов рыночных отношений, ориентированные на достижение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности.
По мнению В.И. Еременко недобросовестную конкуренцию следует трактовать в качестве действий виновной направленности, которые противоречат деловым традициям, этическим основам профессиональных отношений, добропорядочности при осуществлении конкурентной борьбы. Такие действия, как полагает автор, приносят вред обществу [3].
Ряд исследователей понимают недобросовестную конкуренцию в виде состязательности субъектов хозяйственных отношений с целью приобретения конкурентных рыночных преимуществ с помощью негативной информации о товаре конкурента, и позитивной - о собственном товаре. При этом важно, что такая информация не соответствует действительности [7].
Рассмотрим понятие добросовестной конкуренции Добросовестную конкуренцию исследователи определяют в качестве конкурентных действий, осуществляемых средствами конкурентных преимуществ организации, которые в полной мере соответствуют всем правовым и нравственным нормам, принятым в обществе.
Добросовестную конкуренцию отличают от недобросовестной ряд свойств, которые, собственно, и определяют саму ее сущность. Исследователи выделяют следующие свойства добросовестной конкуренции:
- добросовестная конкуренция основана на принципе непрерывного повышения качества конечной продукции (товаров и услуг), предлагаемых целевой аудитории;
- добросовестная конкуренция всегда связана с проектированием и последующей рыночной реализацией новых видов продукта (товаров и услуг), причем с использованием инновационных технологий и результатов научных разработок;
- добросовестная конкуренция основана на честной борьбе с помощью эффективного использования потенциалов рекламы и маркетинга. Важно, что такая конкуренция может использовать инструмент манипулирования ценами с целью расширения собственной целевой рыночной аудитории.
Добросовестная конкуренция реализуется с помощью применения ряда специфических методов. Таких
как:
- использование принципиально новых производственных элементов, обеспечивающих наивысшее качество производимого продукта или оказываемой услуги;
- предоставление покупателям гарантий качества на товар;
- предложение покупателям различного рода дополнительных услуг;
- проведение различных манипуляций в отпускными ценами на товары и услуги с целью их популяризации в регионах сбыта (в первую очередь речь идет о скидках);
- разработка и активное использование различного рода маркетинговых стратегий, ориентированные на привлечение потребительского внимания и пр. [5].
В целом, добросовестную конкуренцию необходимо рассматривать как один из базовых механизмов эффективного развития экономики, обеспечивающего возможность постоянного повышения качества товаров, услуг и обслуживания, и, следовательно, соответствующего уровня жизни граждан Российской Федерации.
Обратимся теперь к рассмотрению готовности будущих экономистов к добросовестной конкуренции в современных рыночных условиях.
Категория готовности используется в отечественном научном тезаурусе, начиная с 50-60 годов ХХ века. Тем не менее, в настоящее время универсального понимания и понятийного определения данной категории в отечественной науке не существует. Изучение явления готовности, как на теоретическом, так и экспериментальном уровнях в современной отечественной науке существенно затруднено тем, что исследователи не смогли прийти к единой точке зрения по вопросу, что же представляет собой феномен готовности и какими же, собственно, личностными качествами и свойствами структурирована готовность в своем психологическом значении.
Наиболее общее определение готовности приводится в научных источниках справочного характера. Так, в психологическом словаре под редакцией В.В. Давыдова имеет место следующая трактовка понятия готовности: готовность действовать следует понимать в качестве специфической мобилизации психофизиологических человеческих сил, обусловливающих возможность эффективного выполнения конкретной деятельностной активности. В категорию психологической готовности включено несколько смысловых значений: 1) сформированность у человеческой личности целостной системы знаний, умений и навыков, обусловливающих возможность человека успешно выполнять какие-либо действия; 2) готовность к экстренному осуществлению актуальной программы деятельности как адекватной реакции на появление субъективного или объективного сигнала; 3) нацеленность на решимость проявить деятельностную активность [1, с. 94].
Приведенное определение дает обобщенное представление о явлении готовности, поэтому конкретизация ее сущностной трактовки, возможна только в результате обращения к работам отечественных авторов.
Первоначально необходимо отметить следующий факт: несмотря на значительное количество авторских определений готовности, практически все исследователи отмечают ее неразрывную связь с явлением деятельности:
- развитие категории готовности неразрывно и диалектически связано с генезисом смыслового содержания понятия «психологическая готовность к труду», которое следует понимать в качестве особого психического состояния человека, детерминированного актуализацией потребности в профессиональной деятельности (Е.Н. Францева) [11, с. 35];
- готовность является фундаментальным условием выполнения и продуктивности человеческой деятельности, это специфическая психическая человеческая активность, настраивающая человека на конкретную деятельность. При этом, готовность является как целью, так и результатом специальной подготовки человека к определенному виду деятельности (М.И. Дьяченко, П.А. Кандыбович) [2].
В целом исследователи, подчеркивая взаимообусловленность феноменов деятельности и готовности, связывают последнюю: с особым личностным настроем человека на осуществление той или иной деятельности; с личностными свойствами и качествами, которые являются внутренними субъективными условиями осуществления той или иной деятельности.
В аспекте взаимообусловленности явлений деятельности и готовности, ряд ученых характеризовали сущность готовности в контексте понятийно-смыслового значения категории «установка» (Д.Н. Узнадзе). В научных традициях теории установки современные исследователи актуализируют такие сущностные признаки готовности, как: установка человека на собственную включенность в процесс деятельности; способность личности к максимальной деятельностной активности; установка на творческое расширение собственной деятельности через преодоление границ изначально заданного, преодоление стереотипов и шаблонов в конкретной сфере деятельности; способность субъекта деятельности выбирать или вырабатывать более совершенные установки под влиянием нестандартных ситуаций деятельности; установка субъекта деятельности на собственную ответственность и самостоятельность в деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению понятия готовности в ее структурно-содержательном значении. Анализ соответствующих источников позволил определить следующее: универсального понимания структуры и содержания готовности в науке также не выработано. Разные авторы вносят собственные сущностные и структурные характеристики в обозначенное понятие, но, для определения структуры и содержания готовности будущих экономистов к добросовестной конкуренции в современных рыночных условиях, мы воспользовались взглядами Н.П. Клушиной, которая актуализировала в структуре психологической готовности к деятельности мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и эмоционально-волевой компоненты [6].
Раскроем содержание обозначенных компонентов готовности в соответствующей таблице:
Таблица 1
Структура и содержание готовности будущих экономистов к добросовестной конкуренции
Наименование компонента готовности Содержание компонента
Мотивационно-ценностный Осмысление ценности деятельности по обеспечению добросовестной конкуренции организации и собственного профессионального самосовершенствования в обозначенной деятельности; ценностное отношение к конкурентам, отрицание принципа отношений: «Цель оправдывает средства»; осуществление постоянной самооценки относительно требований деятельности по обеспечению добросовестной конкуренции организации к собственной личности.
Интеллектуально-познавательный Сформированная система теоретических и практических знаний и представлений в области технологии осуществления деятельности по обеспечению добросовестной конкуренции организации, этических знаний и представлений в области осуществления конкурентной борьбы в условиях рыночных отношений.
Действенно-практический Внешне наблюдаемые поведенческие и деятельностные умения и навыки: коммуникативные (аргументированно доказывать собственную позицию в осуществлении конкурентной борьбы, эмоционально излагать свою точку зрения по обеспечению добросовестной конкуренции организации); организаторские (организовывать собственную деятельность в сфере конкуренции, осуществлять рефлексию деятельности по обеспечению добросовестной конкуренции организации, осуществлять профессиональные мероприятия в сфере конкурентной борьбы); конструктивные (ставить цели и формулировать задачи в области конкурентных отношений в рыночных условиях, определять средства, формы и методы осуществления конкурентной борьбы); гностические (определять условия решения задач конкурентной борьбы, обобщать и анализировать рыночные явления и устранять негативные факторы рынка, прогнозировать развитие конкурентных ситуаций, выдвигать и обосновывать гипотезы в области конкурентных отношений в рыночных условиях).
Эмоционально-волевой компонент Преобладание позитивных эмоциональных состояний в отношениях с коллегами и целевой аудиторией, способность к регулированию эмоциональных состояний в процессе доказательства собственной точки зрения по поводу принципов, методов ведения конкурентной борьбы, способность преодолевать трудности в решении проблем конкуренции в условиях рыночных отношений. Развитые системные волевые качества личности, способность проявлять решительность, целеустремленность, настойчивость в конкурентной борьбе.
Выводы. Анализ исследований показал, что относительно связи готовности с деятельностью в отечественной науке структурировались два ведущих теоретических вектора в объяснении сущности категории готовности: функциональный и личностный (личностно-деятельностный). Функциональное понимание готовности предполагает понятийную актуализацию значения специфических психических состояний личности, детерминирующих необходимую положительную динамику качества осуществления конкретной деятельности. В рамках методологических требований личностного подхода психологическую готовность следует понимать в виде качества, стабильного творческого личностного образования, которое развивается в ходе специализированной подготовки человека к конкретному виду деятельности и является условием ее выполнения.
В целом содержание обозначенных компонентов может определить базовые академические цели и задачи подготовки будущих экономистов к добросовестной конкуренции в современных рыночных условиях.
Литература:
1. Давыдов В.В. Психологический словарь. [Текст] - М.: Педагогика, 1983. - 447 с.
2. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. [Текст] - Минск: БГУ, 1978. - 319 с.
3. Еременко В.И. О пресечении недобросовестной конкуренции [Текст] // Вопросы изобретателя. -2002. - №1-2.
4. Ермолов М.Г., Набиев Р.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» [Текст] // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право. - 2014. - Выпуск 4. - С. 37-42.
5. Казанина Т.В., Шагиева Р.В. Принцип добросовестной конкуренции в предпринимательском праве в контексте проблем правового регулирования экономической деятельности [Текст] // Образование и право. -№10. - 2016. - С. 134-140.
6. Клушина Н.П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы [Текст] - Ставрополь, 2002. - 195 с.
7. Клушина Н.П., Бостанов Э.Х. Изменение парадигмы экономического образования в современных условиях. [Текст]. Педагогический Вестник. Научный журнал. - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2020 - Вып. 14 - С. 57-60.
8. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. [Текст] - М.: МАРКЕТ ДС, 2007. - 231 с.
9. Селивестров А.Е., Митрофанов Д.Е. Конкуренция на экономических ранках. [Текст] // Молодой ученый. - №6 (140), февраль, 2017. - С. 291-293.
10. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. [Текст] - М.: Инфа-М, 1998. - 311 с.
11. Францева Е.Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей. [Текст] - Дисс. канд. пед. наук. - Армавир, 2003. - 153 с.
12. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - Т. II Товар. Торговая сделка. [Текст] - М., 2005. -С. 112-121.
Педагогика
УДК 371.8
кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация. В статье автор рассматривает проблему эстетического воспитания в процессе воспитательной работы, пути и методы, способствующие успешному формированию эстетической культуры младшего школьника, раскрывает компоненты эстетического воспитания младших школьников, анализирует показатели эстетической воспитанности личности, характеризует основные задачи учителя по эстетическому воспитанию младших школьников.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, воспитательная работа, младшие школьники.
Annotation. In the article, the author examines the problem of aesthetic education in the process of educational work, ways and methods that contribute to the successful formation of the aesthetic culture of younger students, reveals the components of aesthetic education of younger students, analyzes the indicators of aesthetic education of a personality, characterizes the main tasks of the teacher in the aesthetic education of younger students.
Keywords: aesthetic education, educational work, younger students.
Введение. Эстетическое воспитание личности является важной проблемой в педагогике. Эстетическое воспитание влияет на формирование эмоций, интеллекта человека, поведение в социуме и общение ребенка с окружающими людьми. Эстетическое отношение к окружающему миру формируется у человека на протяжении его жизни, однако важную роль играют особенности возраста человека [8]. Великие педагоги прошлого А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, изучая эту проблему, придавали огромное значение младшему школьному возрасту. Одновременно с этим, исследования психологов свидетельствуют о том, что некоторому количеству детей характерно пессимистическое восприятие жизни, отсутствие эстетического вкуса, эмоциональная неустойчивость, злость.
Важность эстетического воспитания младшего школьника состоит в том, что именно в этом возрасте одним из главных является эмоциональное и духовное развитие, способствующее его общению с окружающими людьми. Это так называемый «сензитивный» период в развитии ребенка. Особенно важным является проблема эстетического становления личности. Именно в младшем школьном возрасте еще возможно сформировать эстетические идеалы, художественный вкус. В связи с этим велика роль учителей,