Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1397
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна

В статье автор рассматривает проблему эстетического воспитания в процессе воспитательной работы, пути и методы, способствующие успешному формированию эстетической культуры младшего школьника, раскрывает компоненты эстетического воспитания младших школьников, анализирует показатели эстетической воспитанности личности, характеризует основные задачи учителя по эстетическому воспитанию младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL WORK

In the article, the author examines the problem of aesthetic education in the process of educational work, ways and methods that contribute to the successful formation of the aesthetic culture of younger students, reveals the components of aesthetic education of younger students, analyzes the indicators of aesthetic education of a personality, characterizes the main tasks of the teacher in the aesthetic education of younger students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Выводы. Анализ исследований показал, что относительно связи готовности с деятельностью в отечественной науке структурировались два ведущих теоретических вектора в объяснении сущности категории готовности: функциональный и личностный (личностно-деятельностный). Функциональное понимание готовности предполагает понятийную актуализацию значения специфических психических состояний личности, детерминирующих необходимую положительную динамику качества осуществления конкретной деятельности. В рамках методологических требований личностного подхода психологическую готовность следует понимать в виде качества, стабильного творческого личностного образования, которое развивается в ходе специализированной подготовки человека к конкретному виду деятельности и является условием ее выполнения.

В целом содержание обозначенных компонентов может определить базовые академические цели и задачи подготовки будущих экономистов к добросовестной конкуренции в современных рыночных условиях.

Литература:

1. Давыдов В.В. Психологический словарь. [Текст] - М.: Педагогика, 1983. - 447 с.

2. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. [Текст] - Минск: БГУ, 1978. - 319 с.

3. Еременко В.И. О пресечении недобросовестной конкуренции [Текст] // Вопросы изобретателя. -2002. - №1-2.

4. Ермолов М.Г., Набиев Р.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» [Текст] // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право. - 2014. - Выпуск 4. - С. 37-42.

5. Казанина Т.В., Шагиева Р.В. Принцип добросовестной конкуренции в предпринимательском праве в контексте проблем правового регулирования экономической деятельности [Текст] // Образование и право. -№10. - 2016. - С. 134-140.

6. Клушина Н.П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы [Текст] - Ставрополь, 2002. - 195 с.

7. Клушина Н.П., Бостанов Э.Х. Изменение парадигмы экономического образования в современных условиях. [Текст]. Педагогический Вестник. Научный журнал. - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2020 - Вып. 14 - С. 57-60.

8. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. [Текст] - М.: МАРКЕТ ДС, 2007. - 231 с.

9. Селивестров А.Е., Митрофанов Д.Е. Конкуренция на экономических ранках. [Текст] // Молодой ученый. - №6 (140), февраль, 2017. - С. 291-293.

10. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. [Текст] - М.: Инфа-М, 1998. - 311 с.

11. Францева Е.Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей. [Текст] - Дисс. канд. пед. наук. - Армавир, 2003. - 153 с.

12. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - Т. II Товар. Торговая сделка. [Текст] - М., 2005. -С. 112-121.

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему эстетического воспитания в процессе воспитательной работы, пути и методы, способствующие успешному формированию эстетической культуры младшего школьника, раскрывает компоненты эстетического воспитания младших школьников, анализирует показатели эстетической воспитанности личности, характеризует основные задачи учителя по эстетическому воспитанию младших школьников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, воспитательная работа, младшие школьники.

Annotation. In the article, the author examines the problem of aesthetic education in the process of educational work, ways and methods that contribute to the successful formation of the aesthetic culture of younger students, reveals the components of aesthetic education of younger students, analyzes the indicators of aesthetic education of a personality, characterizes the main tasks of the teacher in the aesthetic education of younger students.

Keywords: aesthetic education, educational work, younger students.

Введение. Эстетическое воспитание личности является важной проблемой в педагогике. Эстетическое воспитание влияет на формирование эмоций, интеллекта человека, поведение в социуме и общение ребенка с окружающими людьми. Эстетическое отношение к окружающему миру формируется у человека на протяжении его жизни, однако важную роль играют особенности возраста человека [8]. Великие педагоги прошлого А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, изучая эту проблему, придавали огромное значение младшему школьному возрасту. Одновременно с этим, исследования психологов свидетельствуют о том, что некоторому количеству детей характерно пессимистическое восприятие жизни, отсутствие эстетического вкуса, эмоциональная неустойчивость, злость.

Важность эстетического воспитания младшего школьника состоит в том, что именно в этом возрасте одним из главных является эмоциональное и духовное развитие, способствующее его общению с окружающими людьми. Это так называемый «сензитивный» период в развитии ребенка. Особенно важным является проблема эстетического становления личности. Именно в младшем школьном возрасте еще возможно сформировать эстетические идеалы, художественный вкус. В связи с этим велика роль учителей,

которые, осуществляя образовательный процесс, компетентно решают воспитательные задачи, в том числе задачи эстетического воспитания младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Проблема эстетического воспитания младших школьников в процессе воспитательной работы была в центре внимания многих педагогов и ученых. Теоретические аспекты формирования эстетической культуры у школьников, развития у них эстетического вкуса, умения отличать прекрасное от безобразного раскрывались М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Ю.Б. Боревым, Л.С. Выготским, Е.В. Волковой, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, В.С. Кузиным, Н.Л. Лейзеровым, А.Н. Леонтьевым, Б.Т. Лихачевым, А.Ф. Лосевой, В.М. Межуевым, С.Х. Раппопортом, Г. Ридом, Л.Н. Толстым, Р. Штейнером и др. Современные ученые Н.А. Дмитриева, Т.И. Костина, К.В. Кулаевый утверждают, что эстетическое воспитание способствует формированию гражданской позиции, основанной на моральных ценностях, гармонизации эмоциональной сферы детей, регуляции их поведения [61. Однако недостаточно изучены пути и методы, способствующие успешному формированию эстетической культуры младшего школьника.

Понятие «эстетическое воспитание» неразрывно связано с термином эстетика, который в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. В связи с этим эстетическое воспитание обозначает процесс формирования прекрасных чувств. Однако в эстетике прекрасное связывают с искусством, с художественным отражением действительности в поведении человека, с его способностью воспринимать прекрасное, следовать этому в жизни и творить прекрасное. В этом контексте цель эстетического воспитания состоит в осуществлении различной художественной и эстетической деятельности учеников, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия прекрасного в искусстве и своей жизни, на формирование эстетических понятий и идеалов, а также совершенствование творческих задатков и в области искусства [3].

Как известно, эстетическое воспитание осуществляется средствами искусства, поэтому его содержание должно включать в себя приобщение учеников к разным видам и жанрам искусства - к литературным произведениям, музыке, произведениям изобразительного искусства. С этой целью в программу школьного обучения включены произведения изобразительного искусства и музыки, русского языка и литературы.

Важным этапом формирования эстетического воспитания является развитие у школьников эстетического восприятия. Данные восприятия охватывают всю сферу эстетических явлений. Прежде всего, следует научить учащихся видеть прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни.

Главнейшим компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанное с восприятием искусства и умением выражать свое мнение. С этим связывают формирование у учеников эстетических представлений и понятий о специфике отражения данной действительности в разнообразных жанрах искусства, выработка умения анализировать произведения музыкального и художественного искусства [4].

Немаловажную роль в содержании эстетического воспитания отводят формированию у учеников художественного вкуса, который связан с восприятием и пониманием прекрасного. Необходимо научить младших школьников видеть красоту и гармонию произведений искусства, улучшать культуру поведения и обогащать свой кругозор.

Еще одним существенным компонентом эстетического воспитания является привлечение учеников к художественному творчеству, совершенствование их природных задатков и способностей к музыкальным произведениям, изобразительному искусству и книгам [2].

Эстетическая линия должна проходить на всех уроках, особенно на уроках эстетического цикла; должна быть в действиях педагога, в межличностных отношениях, в ближайшем окружении, на природе, где школьники проводят свой досуг. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только развивает интеллект ребёнка, но и влияет на развитие мышления и фантазии.

Эстетика поведения должна быть не только в процессе организации трудовой деятельности, но и в процессе разнообразной практической деятельности младших школьников во внеклассное время (уборка класса, посадка растений, выращивание цветов, чтобы дети видели результат своего труда) [7].

В процессе внеурочной воспитательной работы педагог вовлекает учеников к художественному творчеству, они делают свои первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. С этой целью создаются новые кружки и секции, кружки самодеятельности, организовываются встречи с деятелями искусства, проводятся различные конкурсы, олимпиады. Все это влияет на эффективность процесса формирования эстетических понятий и представлений [1].

Показатели эстетической воспитанности - это наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Следовательно, эстетическая воспитанность учащихся находит свое отражение в формировании эстетического идеала и художественного вкуса, их взаимосвязи с переживанием, оценкой и восприятием произведений искусства. Цель школы заключается в том, чтобы обеспечить элементарную эстетическую воспитанность школьников, познакомить их с прекрасным миром искусства, сделать его важнейшим средством познания окружающего мира, развития воображения и фантазии учащихся.

Итак, одним из путей осуществления эстетического воспитания является учебный процесс. Огромный потенциал для эстетического воспитания младших школьников имеют многие учебные предметы: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, русский язык, литературное чтение и т.д. [5].

Осуществляя работу по формированию эстетического воспитания младших школьников, педагог решает задачи: формирования у детей потребности в получении новых знаний; вовлечения учеников в художественную и творческую деятельность и приобщения их к традициям и культуре; развития эстетического вкуса, креативных способностей учеников; формирования нравственных качеств учащихся.

Огромное значение в процессе формирования эстетического воспитания младших школьников имеют средства и методы организации деятельности: учитель на своем личном примере показывает и дает рекомендации по выполнению определенного задания или предлагает школьникам самостоятельно найти решение. Самостоятельно дети могут выполнить художественную лепку, нарисовать или выполнить аппликацию. Учитель частично участвует в данном процессе, направляет детей или исправляет ошибки.

Методов эстетического воспитания множество. Их выбор зависит от различных условий: качества и объема информации, видов и форм организации деятельности и возраста ребенка.

Педагогическая наука выделяет наиболее эффективные методы:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для выработки привычек и навыков поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Таким образом, следует отметить, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста имеет отличия от эстетического воспитания младших школьников. Если дошкольники приобщаются к прекрасному через зрительное восприятие и понимание важности чистоты и порядка, то младшие школьники уже могут активно «преобразовывать» окружающий мир под руководством взрослого [9]. Дети должны не просто смотреть и оценивать, а должны научиться делать гербарий, оформлять подделку и т.д.

В зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, способностей и талантов, методы эстетического воспитания изменяются. Как видно, факторов, влияющих на процесс эстетического воспитания, достаточно много. Педагог, применяя их на практике, помогает детям видеть красоту, воспринимать и давать оценку произведениям искусства и музыки.

В процессе богатой эстетической деятельности младших школьников учитель может применять множество художественно-эстетических средств. Среди них выделяют основные: окружающая природа, труд, общение, искусство, литература, живопись, музыка, игровая деятельность и т.д. Все эти средства составляют систему эстетического воспитания [5].

Из всего многообразия средств эстетического воспитания, искусство - важнейшее средство эстетического воспитания. Уроки декоративно-прикладного искусства невозможны без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью живого слова учителя, его диалогов с учащимися, музыки, игровых ситуаций [4].

Искусство способствует побуждению человека видеть жизнь через призму образности. В связи с этим человек получает эстетическое наслаждение, которое возникает как результат сопричастности творчеству деятелей искусства. Это включает в себя: чуткость к прекрасному, развитие способности вносить элементы искусства в свою жизнь.

Следовательно, нужно научить школьников видеть красоту в школе, дома, везде, где они проводят свое время, учатся или отдыхают, приобщать их к созданию эстетической атмосферы в классе, дома, в школе. Лишь только после этого могут применяться различные средства эстетического воспитания. Однако следует помнить, что важным фактором эстетического воспитания учащихся являются не только средства, но креативное отношение школьников к их применению.

Эстетическое воспитание направлено на развитие художественного вкуса, облагораживание человека. Эстетика обеспечивает гармоническое развитие личности, формирует умение правильно оценивать прекрасное. Главными направлениями эстетического воспитания являются: научить детей видеть красоту вокруг, приобщать к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, театрального искусства. Достаточно тесная связь между эстетикой и нравственностью. Немаловажным фактором эстетического развития является возникновение эстетических ситуаций, вызывающие радость, эстетическое наслаждение.

Важным аспектом эстетического воспитания является отношение к труду. Эстетическая составляющая трудовой деятельности заключается в красоте создаваемых вещей, различных предметов. Огромный и ценный вклад в осуществление эстетического воспитания привносят праздники, посвященные трудовой деятельности, выполнение разнообразных обрядов, обычаев, ритуалов.

Для эстетического воспитания младших школьников немаловажное значение играет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин, умение оценить эти произведения, выразить собственное отношение к их достоинствам и недостаткам. Задавая школьникам вопросы, направленные на анализ того, что детям понравилось в том или ином произведении, какая картина или музыкальное произведение лучше, развивает их восприятие и эстетический вкус.

Выводы. Таким образом, проблема эстетического воспитания младших школьников является важной и актуальной в настоящее время. Ведь известно, что эстетическое воспитание будет эффективным лишь в том случае, если оно будет осуществляться и в учебном процессе, и во внеурочной работе. На этот процесс оказывает влияние воспитание в семье, а также кружки различных видов деятельности, походы в театр и кино, экскурсии. В результате проведенных уроков и внеклассных мероприятий повышается уровень эстетической культуры младших школьников, учащиеся начинают по-иному смотреть на окружающий мир и окружающих людей.

Литература:

1. Дмитриева Н.А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. Редактор-составитель: С.Ф. Членова - М.: Прогресс Традиция, 2009.

2. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

3. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

4. Мамедова И.М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / Молодой ученый. - 2014. - №2. -С. 790-792. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/61/9060/

5. Муромцева, О.В. Формирование эстетического сознания личности в школе и вузе / О.В. Муромцева, Н.А. Туранина; НИУ БелГУ // Интеграция образования. - 2012. - № 2. - С. 51-55. Сводный каталог периодики библиотек России/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mars.arbicon.ru/?mdl=content&id=105798

6. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка/ Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеева и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.

7. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. А.К. Дремова. - М.: Высш. школа, 1975. - 327 с.

8. Толстых В.И. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф.-техн. учеб. заведений В.И. Толстых, Б.А. Эренгросс, К.А. Макаров. - М.: Высш. школа, 1979. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.