Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДШИ'

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДШИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Эстетическое воспитание / младший школьный возраст / диагностический инструментарий / метод анализа художественных работ / метод тестирования / Aesthetic education / primary school age / diagnostic tools / artwork analysis method / testing method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковинько Артем Сергеевич, Евсеева Ольга Юрьевна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию условий эффективности эстетического воспитания на занятиях в детских школах искусств, изучению качественна начального эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, выявлению их способности различать эстетически прекрасное и безобразное, а также изучению умения увидеть прекрасное в окружающем мире. Проблема изучения и повышения эффективности условий эстетического воспитания изучена, но нуждается в исследованиях, дополнениях теоретической и практической части в художественных школах. На основе уточнённого понятия “условия эффективности эстетического воспитания на занятиях в ДШИ” формируются показатели эффективности данных условий, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для младших школьников. Данная статья будет интересна педагогам предметной области искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC INSTRUMENTATION FOR DETERMINING THE CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF AESTHETIC EDUCATION IN THE CLASSES IN AN ORGANIZATION

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the conditions for the effectiveness of aesthetic education in the classroom in children's art schools, the study of the quality of primary aesthetic education of children of primary school, the identification of their ability to distinguish between the aesthetically beautiful and the ugly, as well as the study of the ability to see the beautiful in the surrounding world. The problem of studying and increasing the effectiveness of the conditions of aesthetic education has been studied, but it needs research, additions to the theoretical and practical part in art schools. On the basis of the refined concept of “the conditions for the effectiveness of aesthetic education in the classroom in the children's school,” indicators of the effectiveness of these conditions are formed, for each indicator, methods and diagnostic tasks for younger students have been developed. This article will be of interest to teachers of the subject area of art.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДШИ»

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДШИ

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC INSTRUMENTATION FOR DETERMINING THE CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF AESTHETIC EDUCATION IN THE CLASSES IN AN ORGANIZATION

Si

УДК: 372.874

Ковинько Артем Сергеевич, студент 4 курса направление подготовки -Педагогическое образование, профиль - Изобразительное искусство, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Россия, г. Тюмень. Евсеева Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусствоведения и изобразительных искусств, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры», г. Тюмень

Коутко А. 8. [email protected] Еуэееуа О. Уи. [email protected]

Аннотация

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию условий эффективности эстетического воспитания на занятиях в детских школах искусств, изучению качественна начального эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, выявлению их способности различать эстетически прекрасное и безобразное, а также изучению умения увидеть прекрасное в окружающем мире. Проблема изучения и повышения

2082

эффективности условий эстетического воспитания изучена, но нуждается в исследованиях, дополнениях теоретической и практической части в художественных школах. На основе уточнённого понятия "условия эффективности эстетического воспитания на занятиях в ДШИ" формируются показатели эффективности данных условий, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для младших школьников. Данная статья будет интересна педагогам предметной области искусства.

Annotation

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the conditions for the effectiveness of aesthetic education in the classroom in children's art schools, the study of the quality of primary aesthetic education of children of primary school, the identification of their ability to distinguish between the aesthetically beautiful and the ugly, as well as the study of the ability to see the beautiful in the surrounding world. The problem of studying and increasing the effectiveness of the conditions of aesthetic education has been studied, but it needs research, additions to the theoretical and practical part in art schools. On the basis of the refined concept of "the conditions for the effectiveness of aesthetic education in the classroom in the children's school," indicators of the effectiveness of these conditions are formed, for each indicator, methods and diagnostic tasks for younger students have been developed. This article will be of interest to teachers of the subject area of art.

Ключевые слова: Эстетическое воспитание, младший школьный возраст, диагностический инструментарий, метод анализа художественных работ, метод тестирования.

Keywords: Aesthetic education, primary school age, diagnostic tools, artwork analysis method, testing method.

2083

В настоящее время назревает качественно новый этап развития общества в целом. Встают на первый план и по-новому осмысливаются информационные, научно-технические, экологические, политические, духовные, нравственные и эстетические стороны жизни людей. Заново звучат проблемы системы образования, основной задачей которого становится гуманизация всех составляющих системы обучения. Кризис духовности и культуры, неразвитость эстетических чувств детей говорит, что наибольшего внимания заслуживают проблемы эстетического воспитания школьников.

Колоссальную роль в этом играет новое педагогическое мышление. Необходимость и актуальность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что именно в этом возрасте закладываются фундаментальные понятия о человеческой культуре во всем её многообразии, формируется собственное мироощущение, создаются основы нравственности, духовности и творческого отношения ко всему, что окружает человека.[4]

С уровнем эстетического воспитания личности и общества, с умением откликаться на красоту и творить что-то по законам красоты напрямую связан прогресс человечества абсолютно во всех сферах его жизнедеятельности.[6] Перед тем, как выявлять условия эффективности эстетического воспитания школьников, необходимо понять, что формирование эстетической культуры у нового поколения - условие эффективного развития общества в целом.

Эстетическое воспитание, как форма духовности, привносит в любую деятельность не только мысль, но и чувство, следовательно оно эмоционально украшает педагогический процесс и делает его "живым", тем самым углубляя и умножая роль эмоций и чувств в познании. Если эмоции плохо участвуют в процессе познания, то обучающийся не сопоставляет изученную информацию с собой и, в большинстве случаев, остается к ней равнодушным.

2084

Эстетическое воспитание - процесс формирования отношения человека к реальности. Эта связь с появлением человеческого общества развивалась вместе с ним. Она воплощалась в материальной и духовной деятельности людей, что всегда было связано с их восприятием и пониманием красоты в реальности, ее наслаждением, эстетическим творчеством человека. [5] В самом широком смысле, эстетическое воспитание означает формирование среди школьников идей о прекрасном в природе, в поведении окружающих их людей, приобщение к искусству и творчеству. Все это в совокупности должно научить ребенка правильно воспринимать и понимать прекрасную реальность в произведениях искусства.

Умение видеть и, ценить красоту по законам эстетики необходимо каждому человеку, ведь формируя эстетические чувства учеников, школа готовит их к жизни, образуя одну из главных черт разносторонней, творчески активной, личности.[1]

Духовное становление личности, которое осуществляется в младших школьном возрасте, является одной из актуальных проблем воспитания. Данный процесс осуществляется комплексно средствами трудового, нравственного, эстетического и других видов воспитания.[2]

Тема нашего исследования затрагивает проблему условий эстетического воспитания. Прежде всего необходимо обозначить определение:

Условия эффективности эстетического воспитания - критерии и составляющие благоприятной среды, необходимые для всенаправленного и эффективного развития эстетического восприятия реальности, произведений искусства и окружающего мира, выраженного в виде опыта, чувств, вызванных чем-то возвышенным, прекрасным или красивым.

Эффективность эстетического воспитания обусловлено множеством условий, одним из которых выделяют среду, окружающую ребенка не только

2085

в общеобразовательной школе и школе искусств, но и дома, да и вообще, в любом месте, где ребенок проводит свой досуг.

Круг общения ребенка так же имеет фундаментальную роль в процессе эстетического воспитание. Подача учителем материала, а также само поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, все проявлениям жизни становится основой программы поведения для ребенка.[3]

Для того, чтобы начинать работу по выявлению условий эффективности эстетического воспитания, необходимо не только теоретически подвести понятия, но и разработать диагностические инструментарии по исследованию уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

На основе уточненного нами понятия были выделены следующие показатели: умение разделять эстетически прекрасное от безобразного, обосновывая это своими чувствами и опытом, и способность увидеть эстетически прекрасное там, где этого, казалось бы, нет.

Для каждого из показателей были определены диагностические методы и задания.

Критерий

Умение четко различать эстетически прекрасное от безобразного, а также умение находить прекрасное в безобразном, прямым образом влияют на условия эффективности эстетического образования, ведь это фундаментальные навыки, которые обеспечивают ребёнку верное направление всего будущего процесса обучения. Если в обучающемся изначально не заложены базовые знания о различии прекрасного и безобразного, то любые условия дальнейшего эстетического образования будут неэффективны.

Показатели

Умение разделять эстетически прекрасное от безобразного, обосновывая это своими чувствами и опытом.

Способность увидеть эстетически прекрасное там, где этого, казалось бы, нет.

2086

Диагностические методы

Тестовое задание. Анализ художественных работ.

Уровни развития

Высокий Высокий

Средний Средний

Низкий Низкий

Опишем сущность диагностических заданий по показателям. Первое диагностическое задание направлено на выявление умения отделять эстетически прекрасное от безобразного, а также на выявление общего уровня эстетического воспитания. Обучающимся был предложен ряд вопросов и варианты ответов, среди которых не было единственного правильного ответа, так как всё зависело именно от личного опыта и общего уровня эстетического воспитания.

Вопросы, которые были предложены ученикам:

1. Нравится ли тебе посещать театры, музеи, выставки, концерты, балет?

2. Занимаешься ли ты каким-либо видом искусства, кроме художественной школы? (пение, танцы, театральное, боевое и другие)

3. Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и т.д.?

4. Можешь ли ты рассматривать картину, любоваться природой, зеленый листок, травинку, цветок, жучка на листке и т.д.?

5. Твоё действие, если тебе нужно выбросить бумажку (фантик и т.д.), но поблизости нет урны?

6. Стараешься ли ты каждый день выглядеть чисто, опрятно и красиво?

7. Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшим тебя (о фильме, о музыке, о книге и т.д.).

2087

8. Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?

9. Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи,

театры, выставки, концерты и т.д.)?

Результат тестирования выявлялся путём подсчета баллов за каждый положительный вариант ответа, который школьники могли выбрать. Для определения качества развития показателей, были установлены уровни: высокий (8-9 положительных ответов), средний (4-7 положительных ответов), низкий (1 -3 положительных ответов), которые также оценивались в баллах. Тестовые баллы переводились в общий балл, отображающий уровень эстетического воспитания и восприятия.

Высокий уровень (3 балла) - обучающийся имеет наиболее высокий уровень эстетического воспитания, умеет чётко отличать эстетически прекрасное от безобразного. Средний уровень (2 балла) - обучающийся средний уровень эстетического воспитания, умеет чётко отличать эстетически прекрасное от безобразного в большинстве случаев. Низкий уровень (1 балл) -обучающийся имеет очень низкий уровень эстетического образования, плохо различает прекрасное от безобразного.

Второе диагностическое задание направлено на выявление способности увидеть нечто эстетически прекрасное там, где этого, казалось бы, нет. В ходе занятия обучающимся была продемонстрированы репродукции работы немецкого живописца Герхарда Рихтера. Детям предлагается внимательно рассмотреть каждую из нескольких репродукций и описать своё видение того, что же прекрасного можно увидеть, глядя на столь бесформенные и бессюжетные, на первый взгляд, работы.

Результаты оцениваются по следующим уровням:

Высокий уровень (3 балла) - обучающийся в полной мере видит изображенное на картине, умеет оценить правильные сочетания цветов и геометрических форм, может чётко обосновать своё мнение и почему эта

2088

картина вызывает у него чувство прекрасного. Средний уровень (2 балла) -обучающийся видит изображенное на картине, с трудом может оценить красоту сочетания цветов и форм, с затруднениями обосновывает свою точку зрения. Низкий уровень (1 балл) - обучающийся не находит в произведении ничего прекрасного, не может увидеть, что изображено на картине, не может оценить красоту сочетания цвета и форм и не обосновывает свою точку зрения.

Достоверность представленной диагностики основывается на оценивании как различных показателей, так и применеия различных диагностических методов. Применение данного материала, помогающего педагогам оценить уровни эстетического воспитания, так же способствует реализации образовательных и развивающих задач на занятиях. Диагностическим материалом могут воспользоваться, как, преподаватели учреждений дополнительно образования, так же, с заменой предлагаемых для диагностики иллюстраций, он может использоваться в системе основного общего образования.

Литература

1. Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Дорно - М., 2001. - с. 471.

2. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности / Т.А. Барышева. - СПб.: Питер, 2000. - 237 с.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений . /Д.Б. Богоявленская . - М.: «Академия», 2002. - 320с.

4. Волкова А. В., Цвелюх И. П. Воспитание эстетического вкуса студентов педагогического вуза средствами изобразительного искусства // Молодой ученый. - 2017. - №23. - С. 296-300.

5. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Д.Б. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

2089

6. Любимова, Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов [Текст] / Ю. С. Любимова // Пачатковая школа. - 2007. - № 9. - С. 60-64.

Literature

1. Adorno, T. Aesthetic theory / T.. Dorno. - M., 2001 .-- p. 471.

2. Barysheva T.A. Diagnostics of the aesthetic development of personality / T.A. Baryshev. - SPb .: Peter, 2000 .-- 237 p.

3. Bogoyavlenskaya, D.B. Psychology of creative abilities: a textbook for students. higher. study. institutions. / DB. Bogoyavlenskaya. - M .: "Academy", 2002. - 320s.

4. Volkova AV, Tsvelyukh IP Education of the aesthetic taste of students of a pedagogical university by means of fine arts // Young scientist. - 2017. - No. 23. - S. 296-300.

5. Likhachev, D.B. The theory of aesthetic education of schoolchildren [Text]: textbook for a special course for ped. in-tov / D.B. Likhachev. - M .: Education, 1985 .-- 175 p.

6. Lyubimova, Yu.S. Diagnostics of the aesthetic education of primary school students [Text] / Yu. S. Lyubimova // Pachatkovaya school. - 2007. - No. 9. -S. 60-64.

2090

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.