Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРИРОДА / ТРУД / ОБЩЕНИЕ / ИСКУССТВО / ИГРА / БЫТ / ЛИТЕРАТУРА / ПОЗНАНИЕ / СЕМЬЯ И ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Александра Ивановна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе эстетического воспитания обучающихся младших классов. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «эстетическое воспитание» младших школьников относительно развития данного качества в домашних условиях и на уроках изобразительного искусства; выявили и обосновали средства развития эстетического воспитания младших школьников (природа, труд, общение, искусство, игра, быт, литература, познание). Данные средства стимулируют самовыражение младших школьников, рождают желание заниматься изобразительным творчеством, изучать его особенности, воспринимать картины и создавать собственные творческие работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 372.874

Педагогические науки

Игнатьева Александра Ивановна, студентка 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна, заведующий кафедрой искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе эстетического воспитания обучающихся младших классов. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «эстетическое воспитание» младших школьников относительно развития данного качества в домашних условиях и на уроках изобразительного искусства; выявили и обосновали средства развития эстетического воспитания младших школьников (природа, труд, общение, искусство, игра, быт, литература, познание). Данные средства стимулируют самовыражение младших школьников, рождают желание заниматься изобразительным творчеством, изучать его особенности, воспринимать картины и создавать собственные творческие работы.

Ключевые слова: эстетика, взаимодействие, эстетическое воспитание, младшие школьники, природа, труд, общение, искусство, игра, быт, литература, познание, семья и школа.

Annotation: The article is devoted to the topical problem of interaction between family and school in the process of aesthetic education of elementary school students. To solve this problem, the authors clarified the concept of "aesthetic education" of junior schoolchildren regarding the development of this quality at home and in the lessons of fine art; identified and justified the means of development of aesthetic education of junior schoolchildren (nature, work, communication, art, play, everyday life, literature, cognition). These means stimulate the self-expression of junior students, give birth to the desire to engage in visual creativity, study its features, perceive pictures and create their own creative works.

Keywords: aesthetics, interaction, aesthetic education, junior schoolchildren, nature, work, communication, art, play, everyday life, literature, cognition, family and school.

Введение.

В современном мире школьники и их родители мало развиты в эстетическом направлении. Они почти не ходят в музеи, театры, чаще конечно же посещают кинотеатры, но не все фильмы несут эстетическую ценность, дети ходят в походы только в школьные годы и то с классом, один раз в год. Большинство родителей почти не выходят на природу со своими детьми, и чтобы решить проблему эстетического воспитания, вмешивается школа. Она предлагает участвовать в разных конкурсах родителям со своими детьми, выходить на выставки, проводить мастер-классы, предлагает походы в театр, музеи, выезды на экскурсии. Тем самым школа повышает уровень эстетического развития у детей начиная с младшего школьного возраста.

Чтобы повысить уровень эстетического развития у младших школьников, школа и семья должны взаимодействовать между собой. Одна и другая сторона

должны предлагать варианты того, как эстетически воспитать детей и дать им грамотное образование.

Постановка проблемы. На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает поиск развития методов и средств обучения детей с целью развития эстетического воспитания младших школьников. Особенно остро проявляется проблема взаимодействия семьи и школы в процессе эстетического воспитания.

Проблемой эстетического воспитания занимались многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи: Д.Н. Джон, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкий. Все они давали свою трактовку понятия «эстетическое воспитание». А.С. Макаренко, рассматривал эстетическое воспитание не как некую автономную от других основных вопросов воспитания область, а как необходимую составляющую целостного явления, как один из важнейших путей нравственного воспитания [9].

Многие психологи рассматривали возрастные особенности младшего школьного возраста (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. и другие) [10], [3]. Все психологи отмечали такие важные психологические особенности детей младшего школьного возраста, как потребность на признание со стороны родителей и педагогов, самовыражение [4]. Относительно урока изобразительного искусства и детей младшего школьного возраста, необходимо уточнит понятие «эстетическое воспитание», а также произвести поиск наиболее эффективных методов и средств для взаимодействия семьи и школы во время эстетического воспитания.

Для того, чтобы найти решение данной проблемы обратимся к рассмотрению понятий «эстетика», «эстетическое воспитание», а также разберём возрастные психологические особенности младшего школьного возраста.

Более усиленное эстетическое развитие личности происходит в младшем школьном возрасте. Именно для этой возрастной группы характерны

определённые этапы эстетического развития, связанные с индивидуально -психологическими и физическими особенностями, а также со спецификой взаимодействия ведущей и эстетической деятельности. В данной статье рассмотрены и изучены особенности организации младших школьников.

Границы младшего школьного возраста совпадают с началом обучения в начальной школе и устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Психологическое и физическое развитие ребёнка происходит в этот период и обеспечивает возможностью систематического обучения в школе [1].

Психолого-социальные образования начинают появляться в младшем школьном возрасте. Также у школьников продолжает формироваться стремление иметь свою точку зрения, появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Ещё начинают развиваться элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и

др.)

По мнению А.С. Макаренко, эстетика - это красота во всем: в расстановке мебели, сервировке стола белой скатертью, оформлении вестибюля и коридоров, блеске паркетных полов, точных линиях садовых дорожек, обязательной традиции украшения цветами, красивых манерах, готовности проявить инициативу в любом нужном коллективу деле. «Приходя к эстетике, -писал педагог, - как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий» [6, с. 18]. Именно поэтому А. С. Макаренко считал, что эстетика должна быть предметом специальной заботы педагогов.

Ветлугина Н.А. говорит об эстетическом воспитании, как о развитии способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [2].

В свою очередь, важными компонентами эстетического воспитания являются:

• Развитие художественных восприятий. Они должны охватывать широкий спектр эстетических явлений.

• Овладение знаниями, направленными на понимание искусства, умение выражать свое мнение по вопросам художественного отражения реальности. Результатом этого становится умение анализировать содержание, нравственную и эстетическую стороны искусства.

• Формирование художественного вкуса. Это помогает в последующем воспринимать и переживать прекрасное, чувствовать красоту и гармонию произведений искусства, повышать культуру поведения.

• Художественное творчество. Приобщение к творчеству способствует развитию склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.

Также Б. Т. Лихачёв, в своих работах выделяет такие художественно-эстетические средства как: труд, природа, искусство, литература, быт, игра, познание, общение. В систему эстетического воспитания входят все эти средства. Используя их во время занятий дома и уроков в школе, можно заинтересовать учеников младших классов и научить их эстетически воспринимать красоту окружающего мира.

Изложение основного материала исследования.

Изучив литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «эстетическое воспитание» и «взаимодействие», на которое опирались в выявлении и разработке способов взаимодействия семьи и школы в процессе эстетического воспитания младших школьников.

Совместную деятельность педагогов, родителей и воспитанников, мы объясняем, как эстетическое воспитание, которое направлено на формирование эстетического вкуса.

Взаимодействие - это понятие, которое принято для обозначения взаимодействие вещей и объектов друг на друга, для отображения связи между

ними, для характеристики форм человеческого события, деятельности и познания.

Нами были определены психологические особенности младших классов. К этим особенностям можно отнести развитие социальных чувств, стремление иметь свою точку зрения, формирование навыков общественного поведения. Изменение учебного эстетического развития, вызванного сменой ведущей деятельности. Основной возрастной особенностью у детей, младшего школьного возраста, на которую необходимо опираться при эстетическом развитии у них на уроках изобразительного искусства, является стремление иметь свою точку зрения в различных её формах.

С практической точки зрения нами были определены средства эстетического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства и в домашних условиях. Они стимулируют самовыражение, рождают желание заниматься изобразительным творчеством, изучать картины, участвовать в конкурсах и олимпиадах по изобразительному искусству, помогают показать свой взгляд на мир.

По нашему мнению, эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства и дома можно развивать с помощью следующих средств:

- природа;

- труд;

- игра;

- общение;

- искусство;

- литература;

- познание.

Остановимся на описании некоторых развивающих средств для младших школьников.

Природа несёт в себе многообразие эстетических свойств. Её пропорции, формы, цветовые сочетания и динамика у младших школьников вызывают

эстетические переживания, чувство восторженности, радость открытия мира, формирует умение видеть прекрасное, любить и ценить, находить выразительное в каждом явлении. Вечным источником добрых чувств детей называл природу В.А. Сухомлинский [7]. Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил К.Д. Ушинский: «я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [5]. Практика показывает, что именно в младшем школьном возрасте красота природы является могущественным фактором эстетического воспитания. Младшие школьники учатся оценивать реальное существование природы с позиций художника, выражают собственное субъективное отношение к миру природы.

Главное место на уроках изобразительного искусства занимает средство эстетического воспитания - искусство. Оно как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме объяснение всех эстетических сторон действительности, природы, труда, игры, познания, отношения людей и самого человека. Многообразие видов и жаров искусства адресовано всем чувствам, способностям школьника его эмоциональному опыту и подсознанию, потребности наслаждаться выразительностью красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека [8].

Особое условие и средство эстетического воспитания - эстетическое общение. Главной задачей педагога в процессе эстетического общения с младшими школьниками является умение зажечь сердца детей, разогреть их интерес, развить в них творческую активность и взгляд на окружающий мир, не навязывая собственных мнений, вкусов и взглядов. Педагог должен разбудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Литература также оказывает большое духовное влияние на человека, она занимает первое место в системе искусств. В литературе создаются яркие образы, которые позволяют анализировать жизненные явления.

Большие возможности для эстетического воспитания младших школьников имеет научно-познавательный процесс. Вникая в суть изучаемых предметов, процессов и явлений, ученик одновременно воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам же процесс изучения объективной реальности начинается с чувствительного понимания окружающей среды.

Выводы. Рассмотрев множество определений «эстетика», «эстетическое воспитание», «взаимодействие» и проанализировав литературу, мы уточнили основное определение «средства эстетического воспитания». Выявленные и описанные нами средства эстетического воспитания младших школьников достаточно эффективны, так как они способствуют развитию всех обозначенных в уточненном определении понятия элементов: выражение совей точки зрения, заинтересованного отношения учащихся к восприятию изобразительного искусства и к процессу создания творческого продукта, направлены на получение творческого результата и знаний в сфере изобразительного искусства.

Библиографический список:

1. Беликова, Е. В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Беликова Е. В., Битаева О. И., Елисеева Л. В. -Электрон. текстовые данные. - Саратов: Научная книга, 2012. - 159 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6346.html (дата обращения 20.05.2020 г.).

2. Ветлугина Н.В. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1962.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М: Юрайт, 2017

4. Жиенбаева Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева. А. М. Измайлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119. —

URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения 20.05.2020 г.).

5. Комарова В.И. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В.И. Комарова, Е.О. Гребенникова. - Электрон. дан. - М.: ФЛИНТА, 2015. -251 с.

6. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / сост. и авт. вступ. ст. В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. 332 с.

7. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. Ю. Добротин, М. С. Смирнова, Н. А. Рыжова [и др.] ; под общ. ред. М. С. Смирновой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 306 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

8. Плешаков, А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «Окружающий мир» / А. А. Плешаков // НШ - 2007. - №9. - с 25- 28.

9. Федорякина Е.Т. Эстетическое воспитание в теории и практике А.С. Макаренко. - М.: Искусство. - 2013. - 126 с. // А. С. Макаренко - человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал: материалы 10-х Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений. — Екатеринбург, 2013.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология. М: Издательский центр «Академия». - 2007. - 384 с. - 4-е изд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.