Научная статья на тему 'Специфика эстетического воспитания школьников средствами искусства'

Специфика эстетического воспитания школьников средствами искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА / СРЕДСТВА ИСКУССТВА / AESTHETIC EDUCATION / PUPILS / ART WORK / FINE ART / ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саутиева Фатима Белановна, Раджабов Исмаил Магомедович

В статье рассматриваются и анализируются подходы исследователей, описывающих возможные способы оптимизации системы эстетического воспитания учащихся. Помимо этого, обозначаются препятствия, возникающие на пути реализации подобных решений. В статье сделаны выводы о том, что характер эстетического отношения школьников к действительности изменяется с возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы; старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего вида человека. Эти особенности необходимо учитывать при планировании форм и методов эстетического воспитания школьников средствами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика эстетического воспитания школьников средствами искусства»

Ключевые слова: дополнительное образование детей, инновационная деятельность, качество, результативность, результат.

SUMMARY

The article discusses theoretical approaches to the definition of the concepts of "effectiveness" and "result" in the context of the quality of transformations. An attempt was made to highlight the results of innovative activities of teachers, taking into account characteristics of the system of further education of children.

Key words: further education of children, innovative activities, quality, effectiveness, result.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учеб.-ме-тод. пособие (воспитание и доп. образование детей). - М.: ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

2. Вознюк Г. Ф., Мельникова Н. Л. Организационно-методические условия формирования инновационной культуры современного // Все для администратора школы. - 2015. -№ 7. - С. 17-35.

3. Голованов В. П. Оптимизация управления качеством дополнительного образования детей на современном этапе: сб. материалов «Упр. качеством доп. образования детей». - М.: ИСВ РАО, 2011. - 153 с.

4. Горчакова Е. Н., Поклонский Ф. Е. Качество, результативность, эффективность, ква-литативность: терминологические аспекты // Экономика промышленности. - 2009. - № 1 (44). - С. 22-28.

5. Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей: монография. - М.: Министерство образования РФ, АПКиПРО, 2003. - 132 с.

6. Магомедова Е. В. Формирование компетенций как обязательное условие эффективной реализации вариативного образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Т. 23. - С. 74-78. - URL: http://e-kon cept.ru/2017/770436.htm.

7. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс] / пер. В. А. Качалова. - URL: http://oc

nova.ru/biblioteka/gosty-standarty-zakonodatelst vo-2/sistema-menedzhmenta-kachestva/iso/iso-9 000_2000-osnovnye-polozheniya-i-slovar/.

8. Сидоркин А. М. О сущности педагогических явлений // Педагогическая наука в условиях перестройки. - М., 1988. - С. 68.

9. Рахутин Г. С. Концепция разработки унифицированной системы показателей качества // Стандарты и качество. - 2004. - № 1. -С. 86-88.

Ф. Б. Саутиева, И. М. Раджабов

УДК 37.8

СПЕЦИФИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

стетическое воспитание представляет собой чрезвычайно важный компонент в системе формирования отношения общества к реальности, поскольку оно предполагает как нравственно-ценностное, так и интеллектуальное развитие и является одним из аспектов всесторонне развитой личности.

Цель эстетического воспитания - формирование у человека эстетического отношения к реальности. Исторически такое видение мира воплощалось в отношении к духовной и материальной деятельности членов общества. Эстетическое воспитание, в свою очередь, нацелено на приобщение масс к материально-духовным ценностям посредством интерио-ризации, что, как закономерное следствие, заставляет их развиваться творчески и приводит к эстетическому восприятию мира.

Идея эстетического воспитания общества культивировалась еще во времена Платона и Аристотеля, и продолжает развиваться сегодня, что обусловлено эволюцией взглядов на эстетику как науку. Такие философы-материалисты, как Н. Г. Чернышевский и Д. Дидро, стояли на позиции, что объектом научных рассуждений об эстетике является прекрасное. Впоследствии именно эта позиция оказалась центральной в структуре эстетического развития. На сегодняшний день существует множество взглядов различных исследователей на феномен эстетического воспитания и развития в целом. Несмотря на имеющиеся значительные расхождения в позициях авторов, есть и точки соприкосновения в их воззрениях на структуру обозначенной проблемы. Далее рассмотрим их детально.

Определяющей задачей эстетического воспитания является обучение способности подмечать прекрасное вокруг себя. Е. Марченко убеждена, что эффективное эстетическое образование возможно только в том случае, если эта идея развивается на всех предметах, включая внеклассные занятия [1].

Согласно представлению Рукавицына М. М., целью эстетического воспитания должна быть всесторонне развитая личность с высокоморальными ценностями, культивирующая идею сохранения культуры [2, с. 142]. Именно поэтому система эстетического воспитания в силу существующих различных подходов исследователей требует особого, тщательного рассмотрения.

Позиция Л. Н. Печко состоит в необходимости труда, направленного на достижение духовного и физического совершенства [3, с. 16]. Аналогичной точки зрения придерживается Н. И. Киященко, убежденный в необходимости всестороннего развития [2, с. 29]. Важно воспитать у индивидуума такие способности и навыки, которые позволили бы ему не только добиться успеха в своей профессиональной сфере, но и стать творцом эстетических ценностей.

Такие педагоги, как Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, Н. И. Киященко и другие, выделяют следующие центральные задачи эстетического воспитания:

- накопление базы эстетических знаний, включающей все аспекты изобразительного искусства, для привития неподдельного интереса обучающимся;

- использование приобретенной базы знаний для созерцания и рефлексии эстетически существенных явлений и предметов [3, с. 60];

- всестороннее развитие творческих навыков для последующей их реализации на практике. При этом важно, чтобы искусство входило в круг интересов личности [4, с. 284].

Не стоит забывать, что у каждой системы есть фундамент. Фундамент эстетического воспитания - это фольклор, музыка, живопись, танец и прочие компоненты, которые воздействует на личность посредством специфичных особенностей аудиальных и визуальных коммуникативных каналов.

Эффективная реализация обозначенных выше задач, как утверждает Бахтин, невозможна без участия педагога, транслирующего идеи национальной культуры. Именно на преподавателя возложена ответственность за формирование особой парадигмы мышления учеников, предполагающей культивацию эстетических идей. Незаменимым аспектом профессиональной работы преподавателя является анализ исторических памятников культуры; именно этот инструмент из арсенала преподавательских приемов формирует в школьниках важнейшие эстетические качества [5].

Школа является чрезвычайно важным этапом в жизни любого человека, поскольку именно в школьном возрасте формируются центральные ориентиры личности, которых индивидуум будет придерживаться на протяжении всей жизни. Уроки изобразительного искусства в школе обеспечивают одно из первичных знакомств школьника с окружающей его средой. Более того, эти уроки позволяют обучающимся отдохнуть от остальных предметов, сменить род деятельности, а также заложить в них основы для формирования новых нейронных связей, необходимых для эффективного и всестороннего развития личности. При этом следует иметь в виду, что на сегодняшний момент потенциал уроков по

изобразительному искусству используется лишь на малую долю, а большинство школ и учителей-предметников ставит своей целью обучить детей владению основными приемами рисования, а не привитие любви и интереса ко всему изобразительному искусству. Поэтому к методической организации этой дисциплины крайне важно подходить с большой ответственностью и знанием дела, а также с пониманием тех преимуществ, которые дети смогут приобрести на занятиях и которыми впоследствии, во взрослости, смогут оперировать.

В. А. Сухомлинский говорил, что ведущая задача школы состоит в обнаружении, «распознавании, выявлении, раскрытии» творца в каждом человеке, становлении его на путь нетрадиционного, творческого, интеллектуального труда. Ведь только так можно «поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [6, с. 126].

Художественно-эстетическое образование должно включать в себя народное и профессиональное искусство как центральные элементы единого процесса, обеспечивающего художественное развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры и дальнейшее развитие традиций народного творчества [2].

Содержание художественно-педагогического и эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Как отмечают многие исследователи [4; 7 и др.], формирование художественной культуры в сознании обучающихся - это исключительно важный этап всего образовательного процесса и социального развития по многим причинам, в частности, художественная культура обеспечивает достижение национальной тождественности школьников.

Художественная культура обучающегося -сложное конвергентное качество личности, нацеленное на понимание духовно-нравственных ценностей и воплощение их в творческих видах деятельности. Она состоит из аналитического и синтетического восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, устного народного творчества, интересов, сформированного художественного вкуса и других компонентов.

Формирование основ художественной культуры у школьников, их эстетическое воспитание средствами устного народного творчества рассматривается нами как целенаправленная деятельность по организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая осознание школьниками ценностей фольклора и осуществление на их основе духовно-нравственной ориентации. Оно происходит на основе эстетического воспитания и развития вышеназванных качеств личности под влиянием социума.

Между тем в каждый век происходят определенные сдвиги в человеческом сознании, меняются не только экономические и социальные условия жизни, но и развивается понимание эстетических категорий прекрасного и безобразного, красоты, добра и зла.

Как констатируют ученые и педагоги-практики [4; 5; 6 и др.], на современном этапе развития художественно-педагогического образования и эстетического воспитания произошел определенный разрыв между обучением и воспитанием, и только изобразительное искусство остается единственным и крайне необходимым средством воспитания и приобщения учащихся школ к культурным и художественно-эстетическим ценностям. При этом особо важно отметить, что сегодня духовные культурные ценности и идеалы потребительского мировоззрения активно формируются через искусство.

Многие выдающиеся художники, представители учительской профессии сходятся в одном: без участия учителя-педагога нет и не может быть действительно художественно-педагогического образования и эстетического воспитания, которые можно свести к про-

№$/2-

стой и лаконичной фразе В. А. Сухомлинско-го: «Через красивое - к человечному» [8, с. 34].

Общепризнано, что педагогика - не только наука, но и искусство. Однако теоретические проблемы и методика овладения искусством воспитания, в частности эстетического воспитания, пока разработаны довольно слабо. В последние годы многие осознали, что любое образование, поскольку это образование базовое, - это не только овладение системой знаний, это, прежде всего, погружение в культуру и искусство, выработка человеком системы ценностей и смыслов. Современный педагог не столько транслятор информации или инструктор, сколько полпред культуры, духовный наставник. Он должен уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения и самовоспитания. Тем более у учителей дисциплин эстетического цикла задача еще более ответственная - воссоздание культурной элиты и самый большой потенциал влияния на культурное эстетическое развитие учащихся. Но он может быть реализован в полной мере только при тесном сотрудничестве с детьми и школой [8; 9].

На самом деле в руках учителя изобразительного искусства находится культура будущего, поскольку культура современного ученика - это показатель того, в каком направлении будет развиваться культура XXI века. «Всем нам, причастным к развитию нашей культуры, следует серьезнее заниматься школой... Это наша нива. Нива художников и нива педагогов - нива профессиональной культуры... Учителя, более чем кто-либо, созидают будущее человеческой культуры», - пишет Б. М. Неменский [5, с. 44].

По мнению некоторых исследователей, образование означает не что иное, как передачу культуры; а сохранение культуры возможно только через образование. Массовая школа должна быть центром культуры и выступать против извращений культуры и искусства. Образование должно выступать как определенный защитный пояс, защищающий интересы национальной культуры.

Рассмотрим подробнее возрастную специфику учащихся в их эстетическом воспитании на различных этапах развития в процессе приобщения к произведениям искусства. Возрастные особенности эстетического становления развития связаны с чувствительностью учащихся к определенным воздействиям. Последовательность этих воздействий от младшего возраста к старшему может быть примерно выражена так: цвет, отдельные предметы, фактуры, виды природы, предметы искусства. Проведенные учеными за последнее время психолого-педагогические и социологические исследования позволяют сделать некоторые выводы об эстетической воспитанности учащихся.

Современный школьник может видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении, труде. Его волнуют образы и события, в которых проявляется героическое, возвышенное, он откликается на комическое и смешное.

Особенно важно отметить то, что характер эстетического отношения школьников к действительности изменяется с возрастом:

- младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы (учащиеся стремятся удовлетворить потребность в прекрасном главным образом за счет искусства);

- старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего вида человека.

Все это необходимо учитывать при организации эстетического воспитания школьников средствами искусства.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются и анализируются подходы исследователей, описывающих возможные способы оптимизации системы эстетического воспитания учащихся. Помимо этого, обозначаются препятствия, возникающие на пути реализации подобных решений. В статье сделаны выводы о том, что характер эстетического отношения школьников к действительности изменяется с возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы; старше -

классники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего вида человека. Эти особенности необходимо учитывать при планировании форм и методов эстетического воспитания школьников средствами искусства.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, школьники, художественное творчество, изобразительные искусства, средства искусства.

SUMMARY

The article discusses and analyzes the approaches of researchers describing possible ways to optimize the system of aesthetic education of students. In addition, obstacles to the implementation of such solutions are identified. The nature of the aesthetic attitude of schoolchildren to reality changes with age: younger students show an increased interest in the beauty of nature; high school students are more interested in the aesthetics of behavior, relationships, appearance of a person. These features should be taken into account when planning the forms and methods of aesthetic education of schoolchildren by means of art.

Key words: aesthetic education, pupils, art work, fine art, art.

ЛИТЕРАТУРА

1. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 6970.

2. Эстетика: учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 2000. -55 с.

3. Бессонов Б. Н. Человек. Пути формирования новой личности. - М., 1988. - 304 с.

4. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников - М., 1985. - 176 с.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 331 с.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании. -М., 1988. - 315 с.

7. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. - М., 1995.

8. Раджабов И. М., Саутиева Ф. Б. совершенствование концепции эстетического вос-

питания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 1 (68). - С. 304-305.

9. Саутиева Ф. Б. Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 290-291.

Т. В. Шушара, Н. И. Полякова, С. С. Смоленская

УДК 373. 24: 372.461+ 159.928.23

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА

ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

дним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является речевое развитие ребенка дошкольного возраста. В документе отмечено, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтети-ческой активности как предпосылки обучения грамоте» [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.