Научная статья на тему 'О ВОПРОСЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

О ВОПРОСЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ИСКУССТВО / PRIMARY SCHOOL STUDENT / AESTHETIC EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Иванова Александра Дмитриевна

В статье описана проведенная практическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников в системе современного начального общего образования, приведены результаты анализа констатирующего и контрольного этапов диагностирования, описана содержание формирующего этапа практической части исследования. Целью исследования было теоретическое обоснование проблемы, выявление уровня эстетической воспитанности у младших школьников и способствование его повышению. Были использованы такие методы исследования как: теоретические: анализ научной литературы по исследуемой проблеме; эмпирические: наблюдение (анализ деятельности детей), анкетирование, тестирование, опрос (определение уровня эстетического воспитания младших школьников). Базой практической части исследования стало муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутск, 3 «В» класс. Достигнутые результаты. В ходе исследования нами отслежена положительная динамика эстетической воспитанности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Иванова Александра Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM

The article describes the conducted practical work on the aesthetic education of primary schoolchildren in the system of modern primary general education, presents the results of the analysis of the ascertaining and control stages of diagnosis, describes the contents of the formative stage of the practical part of the study. The purpose of the study was the theoretical justification of the problem, identifying the level of aesthetic education in younger students and contributing to its increase. Such research methods were used as: theoretical: analysis of scientific literature on the problem under study; empirical: observation (analysis of children's activities), questionnaires, testing, survey (determining the level of aesthetic education of primary school students). The basis of the practical part of the study was the municipal educational budgetary institution "Secondary school No. 17" (with in-depth study of individual subjects), Yakutsk, 3 "B" class. Achieved results. In the course of the study, we tracked the positive dynamics of the aesthetic education of younger students. The basis of the practical part of the study was the municipal educational budgetary institution “Primary school № 17" (with in-depth study of individual subjects), Yakutsk, 3 "B" class. Achieved results. In the course of the study, we were able to fix the level of aesthetic education of younger schoolchildren and contribute to improving results.

Текст научной работы на тему «О ВОПРОСЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 371.486

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 3 курса Иванова Александра Дмитриевна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

О ВОПРОСЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье описана проведенная практическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников в системе современного начального общего образования, приведены результаты анализа констатирующего и контрольного этапов диагностирования, описана содержание формирующего этапа практической части исследования. Целью исследования было теоретическое обоснование проблемы, выявление уровня эстетической воспитанности у младших школьников и способствование его повышению. Были использованы такие методы исследования как: теоретические: анализ научной литературы по исследуемой проблеме; эмпирические: наблюдение (анализ деятельности детей), анкетирование, тестирование, опрос (определение уровня эстетического воспитания младших школьников). Базой практической части исследования стало муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутск, 3 «В» класс. Достигнутые результаты. В ходе исследования нами отслежена положительная динамика эстетической воспитанности младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие, искусство.

Annotation. The article describes the conducted practical work on the aesthetic education of primary schoolchildren in the system of modern primary general education, presents the results of the analysis of the ascertaining and control stages of diagnosis, describes the contents of the formative stage of the practical part of the study. The purpose of the study was the theoretical justification of the problem, identifying the level of aesthetic education in younger students and contributing to its increase. Such research methods were used as: theoretical: analysis of scientific literature on the problem under study; empirical: observation (analysis of children's activities), questionnaires, testing, survey (determining the level of aesthetic education of primary school students). The basis of the practical part of the study was the municipal educational budgetary institution "Secondary school No. 17" (with in-depth study of individual subjects), Yakutsk, 3 "B" class. Achieved results. In the course of the study, we tracked the positive dynamics of the aesthetic education of younger students. The basis of the practical part of the study was the municipal educational budgetary institution "Primary school № 17" (with in-depth study of individual subjects), Yakutsk, 3 "B" class. Achieved results. In the course of the study, we were able to fix the level of aesthetic education of younger schoolchildren and contribute to improving results.

Keywords: primary school student, aesthetic education, spiritual and moral development, art.

Введение. Стремление человека к равновесию и порядку, гармонии и целостности в жизни является абсолютной потребностью его в красоте. На основании, проведенных исследований антропологи считают, что на формирование целостного восприятия человеком мира вокруг и самого себя влияет определенный этап развития человеческого мозга, в этот период у человека появляются потребности в эстетическом впечатлении и переживании. Следовательно, можно считать, что от эстетического восприятия человека мира вокруг себя зависит его общее развитие.

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России искусство определяется как базовая национальная ценность, способствующее эстетическому развитию личности [1]. Также в Федеральном государственном образовательном стандарте в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования выделено формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у обучающихся [4]. Следовательно, эстетическое воспитание младших школьников является важной задачей начального общего образования.

Изложение основного материала статьи. Проблемой развития эстетического воспитания и сущности человеческой деятельности занимались многие философы, искусствоведы, культурологи, психологи и педагоги. В частности, вопросы эстетического воспитания рассматривали такие ведущие российские педагоги, как К.Д. Ушинский, П.П. Блонский П.Ф. Лесгафт, П.И. Пидкасистый и др.

Воспитание личности с помощью эстетической культуры - главная задача педагогов. Многие известные педагоги отмечают важность младшего школьного возраста для формирования основ эстетических идей и суждений. Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие эстетического воспитания должно начинаться с самого раннего уровня подготовки. Именно в этом возрасте ребенок активно стремится узнать окружающую действительность и найти ответы на свои вопросы.

Эстетическое воспитание осуществляется в различных видах творческой деятельности: литература, музыка, танцы, изобразительное искусство, театр и т. д. Важно научить ребенка видеть красоту, искренне любить творчество и воспринимать уникальность природы, окружающего мира и человеческих отношений.

Таким образом, проблема эстетического воспитания младших школьников является актуальной. Дальнейшее изучение данной проблемы определили тему исследования.

Практическая часть исследования была проведена в 3 «В» классе Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «г. Якутск» Республики Саха (Якутия). В опытно-экспериментальной части исследования в виду отсутствия шестерых учеников по различным причинам, были задействованы 32 учащихся из 38. Коллектив данного класса можно охарактеризовать как сплоченная и слаженная группа

детей девяти-десяти лет. Дети эмоциональны, энергичны, артистичны, имеют личностные результаты и достижения, так как участвуют в разных спектаклях и в результате получают грамоты, дипломы и др.

Исследование имело классическую структуру и состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью на констатирующем этапе было выявление уровня сформированности эстетического воспитания у младших школьников. Так, было организовано диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников по следующим направлениям: видение красоты в музыкально-стимулирующих произведениях; эстетические проявления у детей в зрительной деятельности; эстетическое воспитание.

Для получения объективных результатов нами были проведены следующие методы диагностировани: Л.В. Школяр «Выбери музыку», художественно-экспрессивный тест, определение уровня воспитанности.

Методику Л.В. Школяр «Выбери музыку» можно отнести к более эффективной в изучении эмоциональной отзывчивости младших школьников. Целью данной методики является выявление способности ребенка к сравнительной рефлексии и его видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах. В качестве стимулирующего материала представлены две серии, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений [2].

Статистическая обработка и анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: у 18,75% детей данного класса выявлен высокий уровень эмоциональной отзывчивости, результаты 31,25% детей показали средний уровень и у 50 % третьеклассников выявлен низкий уровень сравнительной рефлексии и эмоциональный отзывчивости к музыке.

Наряду с этим, детьми этого класса был выполнен художественно-экспрессивный тест. Тест выявлял уровень развития эмоциональных представлений младших школьников путем определения уровня их эстетических проявлений. Данный тест предусматривал показ репродукций известных художественных произведений искусства с изображением детей. Были продемонстрированы следующие картины: Девочка с персиками, автор Серов В.А., Читающая девочка, художник Ренуар О., Портрет Мики Морозова, выполненная художником Серовым В.А. Целью данного исследования, было изучение и выявление уровня сформированности и развитости эмпатии у детей младшего школьного возраста, их эмоциональной выразительности и эмоциональности [2].

Анализ полученных результатов тестирования показал, что у 18,75% детей выявлен высокий уровень развития эмоциональных представлений, результаты 43,75% учеников были отнесены к среднему уровню и 37,5% детей показали низкий уровень сформированности диагностируемого психологического процесса.

Следующая и последняя методика выявила уровень воспитанности младших школьников. Целью этого метода диагностирования была определить уровень эстетической воспитанности учащихся [3]. Для этого нами была выбрана и использована анкета. Ответы детей показали следующие результаты: высокий уровень эстетической воспитанности был выявлен у 28,13% детей из класса, 59,38% - средний уровень и низкий уровень эстетического развития и воспитанности выявлен у 12,5% третьеклассников.

Таким образом, полученные в ходе диагностирования младших школьников результаты, проводившиеся с целью выявления уровня эстетической воспитанности привели нас к общему выводу, что младшие школьники данного класса действительно имеют стойкий интерес к искусству, как потребности их личности к красоте. Данные результаты не полностью нас удовлетворили и поэтому нами была поставлена дальнейшая цель исследования, которая совпала с целью и задачами формирующего этапа - повышение уровня эстетической воспитанности младших школьников 3 «В» класса МОБУ СОШ №17 г. Якутска.

Факторами данной проблемы, то есть низкого уровня эстетической воспитанности младших школьников могли стать негативное влияние различных гаджетов и современных информационных технологий, незаинтересованность ребенка в окружающем мире, низкий уровень кругозора, результат отсутствия взаимодействия и совместной деятельности ученика с педагогом и родителями.

Далее нами проводилась работа по формированию субъективного отношения к искусству. Целью данного этапа выступало повышение уровня эстетической воспитанности младших школьников средствами искусства. Практическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников проводилась в течение учебного года: один месяц посвящен очному этапу, то есть проводился нами, затем заочный этап - по нашей просьбе учителем проводилась планомерная, систематическая работа по эстетическому воспитанию детей. На очном этапе практической части исследования нами были разработаны и проведены уроки с вовлечением детей в изобразительное, музыкальное и литературное искусство, которые были направлены на эстетическое воспитание младших школьников. Например, рисование на тему «Русская матрешка», придумывание стихов и художественных рассказов на данную тематику с изучением подробного информационного материала; просмотр и обсуждение мультфильма «Мойдодыр» и других, рисование на данную тематику; прочтение и обсуждение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» с прослушиванием музыкальных произведений и рисованием на данную тематику; слушание и обсуждение известных классических музыкальных произведений [5, С. 18] и рисование в ходе прослушивания и другое.

В ходе практической части исследования был проведен контрольный срез с целью выявления динамики результатов эстетического воспитания. Так, в этот период были проведены методики диагностирования, использованные на констатирующем этапе практического исследования и выявлены результаты обучения в процессе эстетического воспитания. Полученные результаты контрольного этапа эксперимента после статистической обработки и анализа были представлены для сравнения с ранее полученными.

Методика «Выбери музыку» (Л.В. Школяр). Показатели результатов детей с высоким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости вырос с 18,75% до 50%, средний уровень показали ответы 31,25% детей и низкий уровень показали ответы 18,75% детей, понизился на 31,25%. Так, число детей с низким показателем стало значительно меньше.

Выполнение младшими школьниками художественно-экспрессивного теста, выявил, что к высокому уровню были отнесены ответы 43,75% учащихся, повысился на 25%, средний уровень показали результаты 37,5% детей данного класса, снизился на 6,25%, к низкому уровню были отнесены ответы 18,75% третьеклассников, наблюдается понижение на 18,75%. Здесь мы тоже наблюдаем положительную картину, повышение уровня сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости к произведениям изобразительного искусства.

По методике выявления уровня воспитанности получены следующие результаты: к высокому уровню эстетической воспитанности были отнесены результаты 56,25% учащихся, повысился на 28,12%, показателем

среднего уровня стал 31,25%, понизился за счет перехода результатов детей на высокий уровень, низкому уровню соответствовали 12,5% ответов детей. Значительный рост наблюдает в показателях, относящихся к высокому уровню, понижение на среднем и низкий уровень эстетической воспитанности сохранился на том же показателе. Улучшение показателей обусловлено использованием в обучении и воспитании элементов различных видов искусств в целом. Работа в данном направлении позволила повысить уровень эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

- Исходя из анализа полученных результатов диагностирования на констатирующем и контрольных этапах практической части исследования приходим к мысли, как бы не выросли показатели, относящие к высокому уровню эстетической воспитанности младших школьников, дети с показателями, соответствующих низкому уровню все же сохранились. Это определяет необходимость дальнейшей систематической работы по эстетическому воспитанию.

- Осуществление системно-деятельностного подхода в процессе современного урока формирует у младших школьников универсальные учебные действия, способствующих эстетическому воспитанию детей. Учащиеся путем выполнения поставленных проблемных заданий научились различать виды и жанры в изобразительном искусстве, в частности, стали различать и определять отличительные черты картины -пейзажа от других.

- Проведенная работа по целенаправленному эстетическому воспитанию младших школьников, показало положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у исследуемых детей произошел прирост в показателях развития эстетической воспитанности.

Выводы. Таким образом, нами проверено частично доказано, что в эстетическом воспитании младших школьников большое значение имеет использование средств различных видов искусств, их дифференциация и интеграция в образовательном процессе. Результаты диагностирования на констатирующем этапе исследования показали, что у большинства третьеклассников МОБУ «СОШ №17» г. Якутска, присутствует стойкий интерес к познанию эстетических идеалов, а его наличие у младших школьников - это первое из условий успешного воспитания.

Проведенный формирующий этап дал положительные результаты, показав повышение уровня эстетической воспитанности младших школьников. Так, в начальной школе особенно важным является обогащение детей новыми идеями передачи настроения человека, средствами различных видов искусств. которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Мы должны стремиться развивать идею целостной эстетической картины мира, в эстетических оценках нашей собственной деятельности и отношения к природе.

Литература:

1. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.

2. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. / Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, -2008 - 114 с.

3. Погоржельская Е.В., Гусева Е.Е. Мониторинг исследовательского проекта «Организация внеурочной деятельности «Союз творческих идей» СОШ в соответствии с ФГОС НОО и ООО с привлечением возможностей учреждений культуры» Available at: L: http://www.fgos.iro.perm.ru/uchrezhdeniya/ploshchadki/maou-sosh-3-g-krasnokamsk/kontent?view=fcontent&task=view&id=1202

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: L: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/658814

5. Павлова Е.П., Назарова Н.В. Проект «Музыка для всех» в развитии творческого воображения у младших школьников // Глобальный научный потенциал, Тамбов, 2019, № 6 (99). - С. 18-20.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна

Педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 3 курса Парникова Сайаана Петровна

Педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье освещены ключевые аспекты развития коммуникативных умений у младших школьников. Целью исследования было выявить эффективность применения сингапурской методики на уроках математики в развитии коммуникативных умений у обучающихся начальной школы. Апробация и проверка гипотезы исследования проводилась среди учащихся 3 «Е» класса муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутска Республики Саха (Якутия). Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по исследуемой проблеме: определение содержания и сути коммуникативного умения и сингапурской методики, методов и средств выявления уровня развития коммуникативных способностей младших школьников; эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (определение уровня развития коммуникативных умений), педагогический эксперимент. Достигнутые результаты: в ходе исследования были определены факторы и условия, влияющие на развитие коммуникативных умений и доказана эффективность использования сингапурской методики на уроках математики в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.