Научная статья на тему 'Метаметодика стратегия межпредметной интеграции'

Метаметодика стратегия межпредметной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТАМЕТОДИКА / СТРАТЕГИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аранова Светлана Владимировна

Статья посвящена VI Всероссийской научно-практической конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метаметодика стратегия межпредметной интеграции»

С. В. Аранова,

старший научный сотрудник НИИ общего образования МЕТАМЕТОДИКА — СТРАТЕГИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик»

Стремление учителей-предметников к установлению межпредметных связей, поиск интегративных возможностей в методиках и содержании предметных областей свидетельствуют о необходимости научной разработки инструмента, дающего возможность установить продуктивное взаимодействие школьных дисциплин на равноправной диалоговой основе. Во многом недостатки образовательной системы сопряжены с разрозненностью узкопредметных знаний и умений учащихся, а также методической рассогласованностью в школьном обучении. Между тем в современном информационном обществе к образованию предъявляются требования системности, универсальности, целостности. Введение ступенчатой системы и профилизация школы требуют обновления и оптимизации методологической и содержательной составляющих процесса обучения, разработки соответствующих педагогических технологий, внесения новизны в подготовку педагогов. Метаметодика — развивающаяся область педагогического знания, исследующая основания, условия и возможности реализации содержательно-целевой и организационно-деятельностной интеграции предметных методик. Реальная модернизация и гуманизация образования немыслимы без постановки стратегических задач, решаемых, в том числе, метаметодическим обеспечением образовательного процесса. Метаметодика ориентирована на получение качественно нового результата обучения, предоставляет возможности и средства для оптимизации содержания образования пу-

тём выделения инвариантов универсальных знаний и умений, которые затем эффективно используются для обработки новой информации и освоения новых знаний.

11-12 декабря 2008 г. прошла очередная — шестая — Всероссийская научно-практическая конференция «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик». Цель её — обсуждение проблемы разработки и реализации метаме-тодического подхода в обучении. Эту конференцию, которая стала значительным событием и привлекает внимание педагогической общественности в России и за рубежом, ежегодно организует и проводит коллектив научно-исследовательского института общего образования РГПУ им. А. И. Герцена. Конференция способствует осуществлению эффективного обмена информацией между организациями из разных регионов и установлению связей для различных ступеней образования, что подчёркивает важность предлагаемых здесь к обсуждению материалов.

За годы работы сложились концепция конференции и сформировались следующие направления: проблемы развития содержания школьного обучения в метамето-дическом аспекте; метаметодический подход к формированию культурного поля младших школьников; формирование интеллектуально-речевой культуры школьников на междисциплинарном уровне; развитие интеллектуально-графической культуры учащихся; преемственные связи вузовской и школьной метаметодики; стратегии разви-

тия исследовательской деятельности; методологические межпредметные связи в контексте метаметодических проблем современного образовательного процесса. Определились, но постоянно расширяются тематика научных материалов, круг участников и соответственно предметных областей. По вышеперечисленным направлениям традиционно организуется работа в секциях, раскрывающих суть и аспекты метаметодического подхода. Материалы конференции издаются в сборнике с одноимённым названием.

К участию в работе конференции традиционно приглашаются сотрудники вузов, научно-исследовательских институтов и организаций постдипломного образования, преподаватели, методисты, коллеги из культурно-образовательных учреждений, аспиранты. Прекрасная возможность заявить о своих исследованиях здесь предоставляется учителям, магистрантам, студентам. Пленарное заседание и секции начинают свою работу в 15. 00 именно для того, чтобы учителя и преподаватели смогли участвовать в конференции, не нарушая учебный процесс. К 2007 г. география конференции включала Челябинск, Архангельск, Армавир, Пензу, Чебоксары, Липецк, Магадан, Витебск (Белоруссия), Семипалатинск, Астану (Казахстан), Тель-Авив (Израиль) и другие города. В 2008 г. к нам присоединились коллеги из Москвы, Нижнего Тагила, Кызыла, Барнаула и Минска (Белоруссия), а в конференции приняли участие более 100 человек.

Пленарное заседание 11 декабря открыла директор НИИ общего образования — доктор педагогических наук, проф. Е. П. Суворова. В своём обращении к участникам конференции она кратко подытожила работу института по метаметодическим направлениям за истекший период, отметила важную роль содружества различных предметных направлений и разных уровней образования в рамках конференции, выразила надежду на успешное сотрудничество и в этом году. Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, проф. А. П. Валицкая в своём докладе охарактеризовала роль метаметоди-ки в построении культуротворческой школы как очень важную. Образовательное пространство культуротворческой школы на-

полняет живое знание, сконструированное с учётом особенностей каждого возраста школьников и соотнесенное с культурно-историческими «возрастами» человечества по принципу соответствия фило- и онтогенеза. Проектирование такого пространства посредством интеграции компонентов базируется на основании, внеположенном каждому из них, что согласуется с основными метаметодиче-скими принципами.

Ведущий научный сотрудник Московского центра общего среднего образования Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук Т. В. Потёмкина отметила общность проблем, рассматриваемых представляемым ею Центром и решаемых НИИОО в процессе метаметоди-ческого поиска. Своё сообщение посвятила вопросам речевой компетентности учителя в области формирования метапредметных умений учащихся.

В докладе доктора педагогических наук, профессора М. П. Воюшиной «Ребенок в культурно-образовательной среде Санкт-Петербурга» подводились итоги исследования по гранту РГНФ (проект 137/08-П). Сопоставительный анализ официальной статистики, характеризующей культурно-образовательную среду Санкт-Петербурга, и результатов анкетирования младших школьников, их родителей и учителей позволили выявить наиболее острые проблемы. Театры, музеи, библиотеки, система дополнительного образования предлагают широкий спектр культурно-образовательных программ для младших школьников, но этот потенциал не всегда реализуется в связи со сложной демографической ситуацией в городе. Из всех элементов городской среды наибольшее влияние оказывает на детей телевидение. Познавательные передачи, хотя и признаются учениками младших классов любимыми, «тонут» в общем количестве поставляемых шоу-бизнесом мыльных опер и ток-шоу. В детском чтении существенное место занимают периодические издания развлекательно-гламурного направления. Вкупе с телевизионными шоу и сериалами такое чтение исподволь формирует поверхностное представление о жизни, отучает ребенка думать, развивает потребительское отношение

к жизни. Необходимо уделить самое пристальное внимание воспитанию у детей зрительской и читательской культуры.

Доктор педагогических наук, профессор В. Д. Сухоруков в своём выступлении определил человека и его сознание как предметную часть метаметодики, ориентированной в контексте гуманизации образования на преображение личности, развитие способности использовать накопленные интеллектуальные ценности. Поскольку два года в РГПУ реализуется инновационная образовательная программа, ключевой составляющей которой являются гуманитарные технологии, чрезвычайно актуальной видится направленность метаметодики на формирование междисциплинарных знаний.

Кандидат педагогических наук, доцент О. А. Ивашова представила новый интегрированный учебно-методический комплекс «Открываем законы родного языка, математики и природы», включающий инструментальную компьютерную среду, тетради и соответствующие наборы таблиц. Комплекс, авторами которого были преподаватели РГПУ им. А. И. Герцена, создан в рамках конкурса Национального фонда подготовки кадров на разработку инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования и награжден дипломом ВДНХ на 10-м Всероссийском форуме «Образовательная среда—2008» (Москва, ВВЦ), дипломом за 1-е место на 12-м конкурсе научных, научно-технических и научно-методических разработок РГПУ им. А. И. Герцена, медалью Министерства образования и науки РФ.

12 декабря проводилась работа по секциям, которыми руководили сотрудники института. На секционных заседаниях выступили с сообщениями более 70 участников.

Секция «Формирование интеллектуально-речевой культуры школьника» (руководитель -д-р пед. наук, проф. Е. П. Суворова). Большое внимание вызвали доклады, посвящённые интеллектуализации предметного обучения (Н. Е. Кузнецова), взаимодействию учебных дисциплин в процессе формирования интеллектуально-речевой культуры школьников, интерпретации текста как базового компонента развития познавательной деятельности (О. М. Крайник), проектированию

технологии профилактики неуспешности младших школьников (Г. Г. Мисаренко), преемственности в обучении неродному (тувинскому языку) (Н. Д. Дамба). Отрадно отметить, что самое активное участие в работе секции приняли не только преподаватели вузов, но и школьные учителя. В их докладах были обобщены и проанализированы итоги практической реализации концепции формирования интеллектуально-речевой культуры школьников. В частности, обсуждались реализация преемственности в формировании реконструктивных интеллектуально-речевых умений (Е. А. Купирова), виды работы с учебно-научным текстом на уроках истории (А. Л. Иванова), технология работы с «путеводителем по тексту» на уроках географии (В. А. Субботина), приёмы формирования творческих и интеллектуально-речевых умений при обучении младших школьников игре на музыкальных инструментах (Б. В. Субботин), был дан обстоятельный анализ качества математических знаний учащихся начальной школы, проведённый по результатам констатирующего эксперимента (Т. А. Павлова).

Секция «Метаметодический подход к формированию культурного поля школьника» (руководитель - д-р пед. наук, проф. М. П. Воюши-на). На секции продолжилось обсуждение проблемы влияния среды на ребенка, которое началось на пленарном заседании. Особенный интерес аудитории вызвали анализ детского пространства Интернета, сделанный Е. В. Лебедевой, сообщение Т. В. Рыжковой о метаметодическом подходе к анализу иллюстраций в авторском учебнике литературы для 6-го класса. Впервые в работе секции приняли участие аспиранты кафедры теории и истории культуры. Диалог методистов по литературе и культурологов получился весьма плодотворным.

Секция «Реализация содержательного и дея-тельностного аспектов интеграции образования в школе и вузе» (руководитель - д-р пед. наук, проф. Н. С. Подходова). Здесь обсуждались вопросы, связанные с проблемами как теоретических основ разработки содержательно-организационного направления метаметодики, интеграционных процессов в средней и высшей школы, так и условий

их реализации. На секции были сделаны сообщения по содержательной интеграции истории и обществознания; математики и психологии; химии и математики, математики и мировой художественной культуры; освещены вопросы формирования межпредметных понятий в высшей школе (Н. С. Подходова, М. С. Пак и Ю. Ю. Гав-ронская, М. С. Шумилова, О. В. Харитонова, И. Б. Зарх и Т. А. Лабинская, Н. А. Савинова). Вторая группа сообщений была посвящена формированию общеучебных, логических умений, а также качеств мышления (А. П. Турчин, А. А. Смирнова, Ю. А. Калинова, Д. М. Злобина). Были обсуждены вопросы переноса предлагаемых в одной дисциплине условий формирования умений на другую дисциплину. Участники высказали пожелания увеличить долю сообщений представителей гуманитарных дисциплин, что позволит рассмотреть более широкий круг проблем, связанных с содержательной интеграцией.

Секция «Метаметодические межпредметные связи в контексте метаметодических проблем современного образовательного процесса» (руководитель - канд. пед. наук, доц. Б. А. Комаров). Весьма примечательным является активное участие в работе секции, помимо преподавателей и сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена, практикующих педагогов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, а также выпускников, в настоящее время обучающихся в магистратуре РГПУ им. А. И. Герцена, Барнаульского государственного педагогического университета. Необходимо отметить серию докладов преподавателей различных учебных дисциплин ГОУ № 271 Санкт-Петербурга (О. И. Дехтярь, В. О. Лященко, Ю. Р. Кузнецова, Е. А. Кострова), объединенных общей идеей метаметодического характера, ориентированной на целенаправленное формирование методологических межпредметных связей. Значительный интерес и оживленную дискуссию вызвало обсуждение проблем, связанных с формированием ключевых категорий метаметодического уровня в процессе преподавания дисциплин естественнонаучного характера.

Секция «Стратегия развития исследовательской и проектной деятельности в непрерывном

образовании на межпредметной основе» (руководитель - канд. пед. наук, доц. О. А. Ивашова). На заседании присутствовали преподаватели и аспиранты педагогических университетов, учителя. Основное внимание было уделено исследовательской и проектной деятельности, их особенностям, общему и отличному, возможности соединения этих видов деятельности в исследовательских проектах. Обсуждались вопросы организации исследовательской и проектной деятельности учеников начальных и старших классов на биологическом, математическом и межпредметном содержании; влияние этих видов деятельности не только на интеллектуальное развитие учащихся и накопление ими опыта творческой деятельности, но и на развитие эмоциональной сферы, а также на развитие коммуникативных умений (О. А. Ивашова, Л. В. Симонова, Е. Н. Шпинарская, Н. Г. Каменкова, З. В. Торопова). В сообщениях учителей из Всеволожского района (Е. А. Комаровой и Н. И. Дьяковой) был дан анализ пятилетнего опыта использования ИКТ на уроках математики и русского языка в начальных классах Дубровской школы, анализ подготовки и проведения интегрированных уроков в начальных классах учителями — участниками районного семинара (научный руководитель — О. А. Ивашова). Два сообщения были посвящены анализу использования метаметодического подхода при разработке учебно-методических комплексов по математике для школьников Белоруссии и для развития их математической культуры (Г. Л. Муравьева и М. А. Урбан).

Секция «Развитие интеллектуально-графической культуры1 учащихся» (руководитель -канд. пед. наук С. В. Аранова). В рамках работы секции сделаны сообщения представителями различных предметных областей — математики, информатики, технологии, культурологии, изобразительного искусства, биологии, филологии. В процессе работы удалось установить связи между ознакомлением учащихся с двухмерной и трёхмерной графикой в математике (С. М. Марчукова) и информатике (В. В. Александрова). Проблемы различного восприятия пространства и отображения его на плоскости, невербальной коммуникации посредством графики волно-

вали преподавателей как эстетико-художест-венных дисциплин (Е. К. Блинова, Ю. С. Сидорова), так и точных наук и естественнонаучного цикла (М. П. Андреева и Е. А. Иванова). Были затронуты вопросы обеспечения образовательного процесса методическими средствами интеллектуально-графической культуры (А. В. Сарже, А. Н. Радченко). Участники секции предполагают продолжить исследования, освещенные в сообщениях, и представить новые результаты на следующей конференции.

Коллектив НИИ общего образования РГПу им. А. И. Герцена продолжает организацию и проведение Всероссийской научно-практической конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик», расширяет круг рассматриваемых вопросов с учётом результатов научной деятельности института и пожеланий участников прошедшей конференции. Приглашаем всех желающих принять участие в следующей конференции, которая состоится в декабре 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.