- член тех или иных социальных групп (семья, профессия, конфессия, политическая ориентация
и др.);
- представитель определенного национально-культурного сообщества;
- представитель человечества [14].
Следовательно, знания и представления участников профессионально коммуникации могут быть условно разделены на индивидуальные, социальные, национальные и универсальные. В этом контексте знание, безусловно, влияет на коммуникацию, но не меньшую роль в коммуникации играют индивидуальные знания, представления и ценности.
Данные обстоятельства предопределяют доминирование социокультурной составляющей в структуре профессиональной деятельности сотрудника полиции, поскольку в современных условиях эффективность этой деятельности все в большей степени зависит от культуры специалиста в области межличностного общения. В конечном итоге это влечет за собой качественное изменение и самого характера профессиональной деятельности сотрудника полиции, и требований к уровню его подготовки.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 2002.
2. Джемс У. Научные основы психологии. Минск, 2003; Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2006; Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1998; Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1998; Heines N. Responsibility Accountabilitu. L., 1995. V. 30. № 113. Р. 141.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.; Блонский П. П. Избранные психологические исследования. М., 1961; Выготский JI. С. Педагогическая психология. М., 2005; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М., 2004; Петровский А. В. Психология: учеб. для вузов по пед. специальностям. М., 2001.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
5. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза. URL: http://www. psy.msu.iri/science/public/smirnov/students.html
6. С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2001.
7. Мудрик A. B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1987.
8. Леонтьев A. A. Совместная деятельность общественного взаимодействия: к обоснованию «педагогического сотрудничества» // Вестник высшей школы. 1989. № 11. С. 39-48.
9. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
10. Большой энциклопедический словарь. М., 1992.
11. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997.
12. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
13. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.
14. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М., 2000.
В статье рассматриваются различные подходы к осуществлению наиболее перспективного направления современного российского образования - метаметодики, опирающейся на интеграцию предметных методик обучения. Особое внимание уделяется вопросу формирования и развития метапредметных умений и навыков учащихся как обязательного компонента работы преподавателя.
Ключевые слова: метапредметный подход, метапредметные компетенции, умения и навыки, метапроект-ное обучение.
A. V. SKRIPKINA, E. V. KAZACHENKO. AXIOLOGICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE CULTURE OF THE PERSONALITY IN THE COURSE OF GRADUATE EDUCATION
(On the example of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
Authors of the article consider the concepts «values», «values of communicative culture» in a context of retraining and professional development of police officers.
Key words: value orientations, culture of personality, communicativeness.
Н. В. ДОКШИНА, Л. Н. ГОРОБЕЦ
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАМЕТОДИКИ КАК АКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация школьного образования в России, развития, предполагает пересмотр целей обучения обусловленная переходом общества на новый путь и способов их достижения. Согласно требованиям
№ 4 (51), 2013 "Культурная жизнь Юга России"
Федеральных государственных стандартов, должно быть обеспечено освоение учебной программы на личностном, предметном и метапредметном уровнях. В соответствии с социальными запросами необходима подготовка учащихся для успешного решения различных организационных, познавательных и коммуникативных задач. Достижение этой цели возможно при опоре на метапредметный / метаметодический подход, который предусматривает создание целостной развивающей среды, основанной на четком распределении функций учебных предметов в процессе формирования личности учащегося и обеспечении полноценной реализации потенциала каждой дисциплины [1].
Метаметодика строится на базе интеграции предметных методик с целью выделения специфики каждой. Так, одним из ориентиров гуманитарного школьного и вузовского образования признается поиск взаимосвязей между естественнонаучными и филологическими дисциплинами, особое внимание уделяется повышению уровня владения родным языком (правильность и точность выражения мыслей) [2]. По мнению методистов, наиболее важен коммуникативный аспект лингвистики: учащиеся, знакомые с понятиями темы и ремы, логического ударения, порядка слов, более успешно усваивают материал некоторых разделов курса математики. Подача математического языка как специфического средства коммуникации в его сопоставлении с реальным, естественным языком становится главным требованием концепции образования [3]. Разработка же математических стратегий и программ применительно к изучению других предметов предполагает выявление возможностей, проектирование и осуществление интеграции на организационно-деятельностной основе.
Создание единой организационно-деятельност-ной стратегии развития личности учащегося в существующих (и сохраняющихся) условиях классно-урочной системы предметного обучения - сложная задача, требующая привлечения широкого круга специалистов: философов, педагогов, психологов, методистов различных профилей. Это обусловлено социально-экономическими преобразованиями в жизни страны, которые практически позволяют говорить о смене культурных эпох. Подобные смены всегда влекут за собой серьезные изменения систем образования, поскольку изменяются идеи и принципы педагогической деятельности, новый смысл приобретают «фундаментальные представления: о ребенке, его главных врожденных и приобретаемых качествах, способностях, возможностях, интересах; об учителе, его функциях и познаниях, которые он должен передать ученику, о его личностных свойствах, о целях педагогического труда, приемах и методах передачи знаний и духовного опыта; о целях и содержании образования, его месте в культуре и социуме, о долженствовании школы по отношению к ребенку, государству, человечеству, согражданам» [4].
Актуальность метаметодического подхода обусловлена, с одной стороны, необходимостью ориентации обучаемого в окружающем мире на деятельностном уровне, а с другой - необходимостью развития учащегося и его самопознания (Т. К. Донская, В. А. Извозчиков, Н. С. Подходова, Е. П. Суворова, И. М. Титова и др.).
Метапредметный подход - это переорганизация предметного материала, при которой усиливается то, что хранит предметная форма. С помощью метапредметного содержания учебные дисциплины объединяются в единое целое. Элементы общепредметного содержания определяют системообразующую основу образования как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных метапредметных связей.
Метапредметный подход позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, реорганизовывать учебные курсы, включая в них актуальные вопросы, задачи и проблемы. Принцип метапредметности, по утверждению Ю. В. Громыко, состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но воспроизводятся при работе с любым предметным материалом [5].
Сегодня учителю недостаточно хорошо знать свой предмет: он должен стать «полипредметником», «метапредметником», т. е. применять в своей работе соответствующий подход.
Для успешного освоения программного материала в короткие сроки необходимо наличие у школьников хорошо сформированных метапредметных умений и навыков - совокупности неспецифических, универсальных, практико-ориентированных способов получения и применения знаний. Это дает возможность решения широкого круга задач и проблем как в рамках образовательных дисциплин, так и в различной практической деятельности. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые умения. Аналитические - способность сопоставлять явления и факты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину, формулировать общую проблему, оценивать ситуацию с философской, экономической, политической, этической точки зрения и делать выводы. Учебно -информационные - умения извлекать информацию из различных источников, составлять план, отбирать материал по заданной теме, тезисы, подбирать цитаты, таблицы, схемы, графики. Коммуникативно-речевые - это умение пересказывать текст, формировать связное высказывание (устное и письменное), соблюдать языковые нормы, сохранять единство стиля в собственных работах, выражать свое мнение и аргументировать его, оформлять исследовательские работы, вести дискуссию.
Сегодня, к сожалению, многие учащиеся не владеют в должной степени такими умениями. У многих самостоятельный поиск информации в
различных источниках, конспектирование, развернутый ответ на вопрос, систематизация сведений в виде таблицы, перевод табличных данных в текстовые вызывают затруднения, что и определяет актуальность проблемы.
Готового механизма развития метаучебных умений и навыков пока не выработано. Стандарты нового поколения не дают учителю реального инструмента, они лишь устанавливают рамки, стратегию, не содержат методик формирования метапредметных умений и навыков, не детализируют этот процесс, оставляя разработку таких алгоритмов учителям и методистам.
Как же объединить усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов? Для этого необходима разработка и использование новых средств и форм обучения: метапред-метные программы; метакурсы (элективные), метапредметный урок; предметный урок плюс метапредметная тема; метапредметные задания; конструирование межпредметных / надпредмет-ных проблемных ситуаций и др.
Мы считаем, что целенаправленное формирование и развитие метапредметных умений и навыков учащихся должно быть обязательным, органично встроенным в систему компонентом работы каждого преподавателя, реализующимся на каждом уроке и на внеклассных мероприятиях. Однако в сложившейся системе обучения такой подход остается неучтенным. Литература освещает этот вопрос отрывочно: диссертационных исследований по данной теме немного, в них рассматриваются, как правило, лишь отдельные аспекты проблемы.
Итак, сегодня в основе успешности обучения
лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
ФГОС требует пересмотреть имеющийся арсенал методов и приемов и обратить внимание на проблемы, которые связаны с дефицитом в нашем образовании способов формирования и развития базовых способностей, ведущей из которых является способность к мышлению.
Начиная работу по реализации метапредмет-ного подхода необходимо шире использовать накопленный опыт, планировать взаимодействие всех педагогов, осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Только тогда удастся развить индивидуальность учащихся, сформировать систему умений и прочных знаний, необходимых для успешной социализации. Только при таком подходе школа выполнит свою главную задачу по воспитанию и обучению молодого поколения.
Литература
1. Подходова Н. С., Титова И. М. Метаметодика как новое научное направление сб. науч. трудов по непрерывному образованию. Вып. 4. Метамето-дика: продуктивный диалог предметных методик обучения. СПб., 2004. С. 5-17.
2. Дорофеев Г. В. Математика для каждого. М., 1999. С. 36-38.
3. Там же. С. 36.
4. Извозчиков В. А. Современные проблемы методики преподавания (методика как теория конкретно-предметной педагогики). Л., 1988. С. 107.
5. Громыко Ю. В. Век «МЕТА»: Современные де-ятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. М., 2006. С. 21.
N. V. DOKSHINA, L. N. GOROBETS. IMPLEMENTATION METAMETOflMKM AS THE RELEVANT DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF EDUCATION
The article discusses various approaches to the implementation of the most perspective directions of modern Russian education - meta-methods, based on the integration of subject teaching methods. Particular attention is paid to the formation and development of transdisciplinarity skills of students as a mandatory component of teacher's work.
Key words: meta-subject approach, meta-competence, meta-skills, meta-desing training.