УДК 371 + 371.8.0622 + 372.8 82 + 372.882 + 82 - 342
Федорченко Ирина Александровна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, irochka.fedor@rambler.ru, Новосибирск
формирование культурного поля
МЛАДШЕГО ШКОЛьНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИя
ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАСНИ
Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий культурного пространства, среды и культурного поля личности; выявляются основные компоненты культурной среды, окружающей ребенка младшего школьного возраста, определяется сущность метаметоди-ческого подхода к формированию культурного поля младшего школьника. Особое внимание уделяется приему изучения художественного произведения в историко-культурном контексте: определены общие принципы организации такой работы на уроках литературного чтения, рассмотрены виды работ по изучению басни в историко-культурном контексте.
Ключевые слова: культурное пространство, культурная среда, культурное поле личности, метаметодический подход, историко-культурный контекст, басня.
В соответствии с национальной доктриной образования РФ, стратегией модернизации особую значимость приобретают задачи нравственного и художественного воспитания учащихся, вхождение ребенка в культурное пространство, освоение им культурной среды, формирование своего культурного поля. Соотношение культурного пространства, среды и культурного поля личности изображено в виде схемы на рисунке 1.
Понятия пространства, среды, поля не являются синонимичными. В философии пространство - форма существования материи, характеризуемая протяженностью, объемом и способностью быть заполненным [5]. Понятие культурного пространства трактуется как совокупность всех видов искусства (литературы, живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, театра, хореографии и др.) и тех его свойств, которые придают произведениям искусства внутреннее единство, завершенность и наделяют их характером эстетического. Существенный вклад в осмысление проблемы культурного пространства внесли М. Мерло-Лонти, Х. Ортега-и-Гассет, П. А. Флоренский, М. Хайдеггер, О. Шпенглер и др.
Человек с первых дней жизни соприкасается с художественным пространством: мамины песни, музыка, звучащая в доме, убранство помещения, игрушки - все это оказывает определенное воздействие на ребенка. Не случайно испокон веков взрослые стремились к тому, чтобы малыша окружала
красота, заботились о среде, в которой живет ребенок. Среда - это окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий (например, детский сад, школа, театр, библиотека). Культурная среда - это связующий элемент или посредник между субъектом (личностью) и культурным пространством.
И наконец, личность, индивид, у которого формируется культурное поле, - третий компонент структурой схемы - представлен центральным кругом наименьшего диаметра.
Рис. 1. Личность в культурной среде и культурном пространстве
В культурной среде, окружающей ребенка младшего школьного возраста, можно условно выделить три блока.
Первый блок образуют общественные учреждения, выполняющие образовательные функции: школа, учреждения дополнительного образования, семья. Для этих учреждений характерен длительный и целенаправленный контакт с ребенком, забота о его воспитании и развитии, внимательное отношение к его индивидуальным особенностям.
Второй блок - учреждения культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры. Для данных учреждений характерен эпизодический контакт с ребенком и ориентация на возрастные, а не индивидуальные особенности детей. Поскольку контакты с читателями, зрителями, слушателями носят здесь эпизодический характер, их действенность более низкая, чем у организаций первого блока. В настоящее время, чтобы нейтрализовать эту тенденцию, сотрудниками учреждений культуры разрабатываются специальные библиотечные программы; созданы и активно развиваются специальные научные области, например, музейная педагогика, театральная педагогика. Опыт показывает, что наиболее эффективной работа по формированию культурного поля ребенка оказывается там, где осуществляется взаимодействие учреждений культуры и семьи, детского образовательного учреждения, школы.
Третий блок - средства массовой информации. Это телевидение, радио, периодическая печать, Интернет. СМИ выполняют множество функций, одна из которых - приобщать детей к искусству. Контакт ребенка с электронными СМИ носит не эпизодический, а систематический характер. Причем взрослые обычно пытаются этот контакт ограничить, справедливо опасаясь негативного влияния ряда телевизионных программ, сайтов. Схематичное изображение указанных блоков в структуре культурной среды, окружающей ребенка младшего школьного возраста, представлено на рисунке 2.
Следует отметить, что влияние учреждений и организаций каждого из указанных блоков может быть как положительным, так и отрицательным. Семья, школа, телевидение, Интернет могут привить любовь к великому искусству, а могут приобщить к культуре массовой. Ребенок ежедневно
испытывает разноплановые воздействия. Какую-то часть культурного пространства он, руководствуясь личностными предпочтениями, сознательно возьмет, и это станет его культурным полем.
Рис. 2. Структура культурной среды
Рассмотрим, как осуществляется процесс становления культурного поля младшего школьника. Младший школьник является потребителем художественной культуры. В процессе восприятия произведений искусства он распредмечивает опыт человечества, аккумулированный в художественных текстах, произведениях живописи, музыки, скульптуры, графики. Одновременно с этим ребенок опредмечивает свой жизненный опыт в собственном продукте творчества - рисунке, сочинении, исполнении песни, лепке.
Формирование культурного поля школьника (даже если брать во внимание только одну подсистему культуры - художественную культуру) - задача очень сложная, и ее нельзя решить средствами одного школьного предмета. Каждая из предметных методик изучает какую-то одну грань общения ребенка с искусством: методика литературного чтения изучает школьника как читателя, методика музыки и изобразительного искусства исследуют процесс музыкального и художественного развития детей. Но ни одна из частных методик не изучает процесс общения ребенка с искусством как особым способом познания мира. Формирование культурного поля ребенка требует
метаметодического подхода. М. П. Воюши-на пишет: «Метаметодика - это направление исследования и обучения, в ходе которого устанавливаются общие и близкие цели школьных дисциплин, содержательные меж-предметныесвязи,соотносимыеметодыучения и способы деятельности» [3, с. 239]. Мета-методика структурируется на деятельност-но-организационном уровне. Иначе говоря, метаметодический подход позволяет увидеть общее, близкое, сопоставимое в разных предметных областях и методиках их преподавания и за счет интеграции на уровне целей, содержания и методов обучения так организовать деятельность обучающихся, чтобы стимулировать развитие личности и получить новое качество образования: в данном случае - культурное поле. В отличие от дидактики метаметодика не создает общую теорию обучения, не абстрагируется от предмета, нивелируя специфику изучаемых в школе дисциплин, а решает проблемы с учетом освещения особенностей освоения предметной области учащихся определенного возраста и уровня развития, обладающих определенными индивидуальными особенностями.
Метаметодический подход к формированию культурного поля школьника предполагает сосредоточенность внимания на способах и условиях создания положительной и адекватной мотивации восприятия и изучения произведений искусства и (с учетом специфики каждого из его видов) собственного литературного и художественного творчества, а также на личностных характеристиках, оказывающих положительное влияние на овладение содержанием и способами отдельных видов художественной деятельности и образным мышлением в целом.
Одно из проявлений метаметодического подхода - обращение к культурному контексту изучаемого произведения. Этот подход, успешно применяемый средней школой, только начинает входить в практику школы начальной. Долгое время считалось, что младшему школьнику недоступна такая сложная деятельность, как сопоставительный анализ произведений разных эпох, разных искусств. Однако исследования последних лет показали, что введение ребенка в культурный контекст изучаемого произведения возможно уже в первом классе, если
методически грамотно подойти к отбору литературного и культурологического материала. Общие принципы изучения литературного произведения в историко-культурном контексте следующие:
- учителю следует отбирать произведения, небольшие по объему, но обладающие широкими культурными связями и глубоким нравственным смыслом;
- произведения должны быть интересны детям, побуждать их к размышлениям;
- работу на уроке следует организовать таким образом, чтобы способствовать формированию у детей собственной интерпретации текста, помогать увидеть историко-культурные связи и проводить параллели между классным и домашним видами чтения.
Материалом для исследования литературных произведений в историко-культурном контексте могут служить басни. Это один из древнейших жанров, позволяющий говорить с детьми о культурных связях, о вечных ценностях, знакомить учеников с иносказанием, наличием прямого и переносного смысла. Историко-культурный контекст всегда предполагает использование приема сравнения. Например, изучение литературы в первом классе начинаем с басни Л. Н. Толстого «Муравей и голубка». Учитель сообщает первоклассникам, что впервые историю об этих персонажах рассказал Эзоп, древнегреческий баснописец, живший около VI в. до н. э., задолго до того, как была изобретена письменность. Эту и другие басни Эзопа на протяжении веков люди сохраняли в своей памяти, многие писатели обращались к сюжетам басен Эзопа. Учащиеся, в соответствии со своими возрастными особенностями, воспринимают историю, изложенную в басне, как описание конкретного случая, искренне сопереживают героям, но не всегда могу уловить обобщенный смысл произведения. Задача учителя - дать представление об иносказании. Помочь ему в этом может сопоставление смысла басни и ряда пословиц. Чтобы выбор ребенка был осознанным, обязательно предлагаем несколько пословиц, как подходящих, так и не соответствующих смыслу басни, как выражающих смысл прямо, так и заключающих иносказание (например: Долг платежом красен. Как аукнется, так и откликнется. Добра желаешь - добро и делай. Не рой другому яму - сам в нее по-
падешь). Рассуждая о значении пословиц, дети постепенно постигают различия между прямым и переносным смыслом, учатся подбирать различные жизненные ситуации, в которых уместно употребить одну и ту же пословицу.
Перечислим виды работ на уроках литературного чтения по изучению басни в историко-культурном контексте.
1. Сравнительный анализ произведений одного автора с разными сюжетами, но близким смыслом.
Это басни Л. Н. Толстого «Муравей и голубка», «Лев и мышь», «Осел и лошадь». Герои первых двух басен помогли друг другу, а лошадь отказала в помощи ослу и тот «упал от натуги и умер». Однако ко всем трем басням можно отнести одну и ту же пословицу: Делай другим добро - будешь сам без беды. В то же время смысл басни не исчерпывается этой пословицей. Художественный текст оказывается шире, богаче морального вывода. Так в ходе анализа текста дети получают первоначальные знания о жанровой специфике прозаических басен и пословиц, об иносказании. Аналогично строим работу по изучению басен С. В. Михалкова «Услужливый» и «Заячье горе», объединенных по принципу главного героя и заключенных в баснях этических норм поведения.
2. Сравнительный анализ басен разных авторов на один сюжет.
На уроке по теме «Стрекоза и Муравей -вечный сюжет» знакомим третьеклассников с баснями Эзопа («Муравей и Жук», «Муравей и Цикада»), И. И. Хемницера («Стрекоза»), В. А. Озерова («Кузнечик»), И. А. Крылова («Стрекоза и Муравей»). Создавая портрет литературного персонажа, мы формируем у детей установку на вдумчивое чтение, внимательное отношение к художественному образу, стремление понять смысл литературного произведения. Вместе с учениками определяем мораль каждой басни: «Муравей и Жук» - плохо быть непредусмотрительным; «Муравей и Цикада» - главное заботиться о насущной пище; «Стрекоза» - главное - милосердие; «Кузнечик» - осуждение скупости; «Стрекоза и муравей» - вопрос о морали остается открытым. С одной стороны, автор симпатизирует Стрекозе и стремится вызвать у читателей сочувствие к ней (обращаем внимание
на название, ритм в первой части басни). С другой - подчеркивает беспечность и наивность Стрекозы (не обещает отдать долг, говорит не о своем страшном будущем, а о том, как хорошо ей было летом). Вместе с тем, автор принимает и точку зрения труженика Муравья, который вовсе не обязан всю зиму кормить бездельницу Стрекозу. Особенность басни И. А. Крылова в том, что он не отдает предпочтение ни одному из героев, побуждает читателя думать самостоятельно, рисует противоречивую ситуацию, в которой каждый герой вызывает сочувствие. Изучать басню И. А. Крылова следует именно в сравнении с другими, чтобы школьники поняли, как произведение может вбирать в себя смыслы, которые уже были раскрыты другими авторами, и добавлять новые.
Интерес, возникший на уроке, поддерживаем и развиваем домашним заданием (которое ни в коей мере не должно сводиться к механическому перечитыванию уже знакомых текстов для тренировки навыка чтения). Домашнее задание должно побуждать ребенка к собственному поиску, решать задачи совершенствования навыка чтения, развития речи, закрепления полученных на уроке знаний. Вариантов таких заданий достаточно много, они должны различаться по степени трудности и по характеру деятельности, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе задание по душе. Например:
- подготовить выразительное чтение басни И. И. Хемницера, В. А. Озерова или И. А. Крылова;
- найти и прочитать сказку Г. М. Цыфе-рова «Паровозик». Как меняется вечный сюжет в этой сказке?
- найти и прочитать сказку С. Козлова «Ежикина гора». На чьей стороне симпатии автора?
- сравнить иллюстрации разных художников к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
- провести мини-исследование: выяснить, кто из ваших знакомых знает басню И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» и как трактует сюжет.
Часто для выполнения заданий младшим школьникам требуется помощь родителей. Это один из способов привлечения семьи к проблеме детского чтения, формирования культурного поля ребенка. Учителю важно
сделать родителей своими единомышленниками и помощниками, чтобы обеспечить ребенку ситуацию успеха. Чтение, доставляющее удовольствие, результативный поиск вызовут интерес к литературе, к культуре, станут со временем верным мощным стимулом развития.
Таким образом, формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения может осуществляться посредством изучения художественного произведения в историко-культурном контексте. Наиболее благодатным материалом для этого выступают басни. Используя прием сравнительного анализа близких по смыслу басен одного автора с разными сюжетами, либо анализ басен разных авторов на один сюжет, мы обеспечиваем развитие личности в контексте культуры, стимулируем становление культурного поля младшего школьника.
Библиографический список
1. Бутенко Н. В. Концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 36-41.
2. Бутенко Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 386 с.
3. ВоюшинаМ. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.
4. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
5. Новейший философский словарь. - Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998. - 896 с.
6. Олифер В. П. Психолого-педагогические условия развития индивидуальности ребенка на уроках музыки // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 79-84.
7. Поселягина Л. В. Роль архитектуры в совершенствовании учебно-воспитательного процесса профессионально-эстетической подготовки бакалавров // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 6. - С. 108-113.
8. Федорченко И. А. Формирование у будущих учителей начальных классов профессиональных компетенций в области литературного образования // Проблемы и перспективы подготовки педагогов начального образования: коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 71-77.
9. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 432 с.
10. MANIPULATIONS IN SOCIAL // VI Science and Higher Education: materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, 2014, November 12-13.
Fedorchenko Irina Alexandrovna
Cand. Sci. (Philology), Assis. Prof. of pedagogy and methodology of primary education Novosibirsk State Pedagogical University, irochka.fedor@rambler.ru, Novosibirsk
FORMATION OF CULTURAL FIELD OF YOUNQER SCHOOLBOYS AT LESSONS OF LITERARU READING IN THE STUDY OF FABLES
Abstract. In the article discusses the relationship between the concepts of cultural space, the environment and the cultural field of the person; identifies the main components of the culture medium surrounding the child's primary school age is determined by the nature many methodological approach to the formation of the cultural field among junior student. Particular attention is paid to the study of the reception of art in historical and cultural context: defines the general principles of such work on the lessons of literary reading, discussed types of studies on fables in historical and cultural context.
Keywords: cultural space, cultural environment, cultural identity field, many methodological approach, historical and cultural context, a fable.