Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ELEMENTARY SCHOOL / STUDENT-TEACHER INTERACTIONS / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьянчикова К.Н.

В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения младших школьников. Предлагаются различные варианты решения возникающих проблем. Разбираются различные дистанционные образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьянчикова К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN PRIMARY SCHOOL IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the problems of distance learning for younger students. Various solutions are proposed for solving emerging problems. Various distance education technologies are examined.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 230-236

Дистанционное обучение в начальной школе России на современном этапе

К.Н. Татьянчикова1'2

'ГБОУ «Школа № 1360»

107564, г. Москва, Краснобогатырская улица, д. 21 А SBEI "School No. 1360"

Krasnobogatyrskaya sir., 21A, Moscow 107564 Russia

^Московский Государственный Областной Университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

Moscow State Regional University

Radio str. 10А, Moscow 105005 Russia

e-mail: office@mgou.ru

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, начальная школа, взаимодействия ученика и учителя, COVID-19. Key words: distance learning, distance learning technologies, elementary school, student-teacher interactions, COVID-19.

Резюме: В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения младших школьников. Предлагаются различные варианты решения возникающих проблем. Разбираются различные дистанционные образовательные технологии.

Abstract: The article deals with the problems of distance learning for younger students. Various solutions are proposed for solving emerging problems. Various distance education technologies are examined.

[Tatyanchikova K.N.1'2 Distance learning in primary school in Russia at the present stage]

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете Конфуций

Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение -двусторонний процесс (Щукина, 1977: 252).

Современное общество непрерывно развивается, поэтому система образования нуждается в инновационных методах обучения, позволяющих добиться максимального включения

всех участников в образовательный процесс с максимальной продуктивностью. Одним из актуальных методов для достижения данной цели выступает дистанционное обучение (Найденова, 2004).

Согласно статье 1 Модельного закона о дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ, дистанционное обучение (далее также - ДО) - целенаправленно организованный, и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение не является отдельной формой обучения (Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ).

Таким образом, любое обучение, в том числе и ДО, это двусторонний процесс взаимодействия ученика и учителя.

Основной особенностью ДО является то, что в процессе обучения субъекты процесса (ученик и учитель) не осуществляют непосредственного (физического) восприятия друг друга. Обучение происходит опосредованно, с использованием телекоммуникационных технологий.

ДО опосредованно как в физическом смысле (вне физического контакта ученика, иных обучающихся, педагога, иных физических объектов, являющихся частью либо сопутствующих образовательному процессу), так и в структуре приема-передачи учебного материала. Ведь при ДО взаимоотношения по образовательному процессу складываются не напрямую, а посредством электронной среды, в том числе ЭВМ, баз данных, 1Р-адресов и иных 1Т-технологий.

В этой связи, процесс ДО зависит от многих факторов, напрямую не имеющих отношения к образованию как к таковому.

При этом не исключается осуществление ДО путем присутствия обучающихся в классе или ином специально отведенном месте и в заранее оговоренное время с техническим устройством удаленного доступа в классе, посредством которого будет осуществляться процесс обучения педагогом, который может находиться на опосредованном расстоянии.

Поскольку граждане РФ равны в своих правах, выборе места нахождения, места обучения, такое использование ДО может создать возможность обучения детей из разных удаленных уголков России в любых школьных образовательных учреждениях при желании.

При этом не будет иметь значения размер класса, многие другие физические ограничения / неудобства. Речь, конечно же, идет лишь об образовательном процессе, исключая в данном случае проверку домашних заданий. В этом случае возможно предусмотреть разделение этих составляющих образовательного процесса.

Технология дистанционного обучения - совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий (Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ).

К таким средствам и методам можно отнести, например:

- уроки в формате видеоконференции;

- общение с учениками в чате;

- учеба с использованием веб-ресурсов для самостоятельной работы и другие.

Сложности возникают с любым из этих способов связи: и почта, и чаты быстро заполняются, веб-ресурсы «зависают». Что делать в таких ситуациях?

Дистанционное обучение может осуществляться в обычных условиях, а также в различных чрезвычайных и иных схожих обстоятельствах.

В обоих случаях ДО имеет свои плюсы и минусы с соответствующими корректировками.

В последние месяцы Министерство просвещения России усилило меры санитарно-эпидемиологического контроля, поэтому рекомендовало всем школам перейти на дистанционное обучение для школьников в период пандемии коронавируса СОУГО-19 и на удаленную работу преподавателей. Эти меры призваны не допустить распространения коронавирусной инфекции, защитить здоровье учащихся и педагогов. Главная задача на фоне ухудшения мировой ситуации с развитием

пандемии - максимальное ограничение контактов между людьми.

На сегодняшний день в РФ принимают участие в ДО свыше 40 миллионов человек. Это ученики, их родители, учителя, 1Т-специалисты, иные лица.

Необходимо отметить, что подобного опыта ДО в массовом масштабе в нашей стране еще не было. В этой связи у всех участников процесса ДО возникают сложности при реализации учебного процесса.

К регулированию такого процесса необходимо подходить весьма корректно, последовательно, основательно и с полной мерой ответственности за принимаемые рекомендации.

Различными подзаконными актами на педагогов образовательных учреждений возлагаются, к примеру, следующие обязанности:

- выбор способов обучения,

- определение электронных ресурсов обучения,

- контроль посещаемости занятий,

- выбор способов, форм проведения контроля.

Исходя из обобщенной статистики мнений, наблюдений специалистов, в нынешних условиях ДО можно условно обозначить некоторые «минусы» и «плюсы» ДО.

Минусы:

1. Временные затраты на техническую организацию урока. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.

2. В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют небольшой процент присутствующих.

3. Сложность с материально-техническим обеспечением учеников и педагогов.

4. Недостаток у большинства педагогов реальной практики и умения строить ДО.

5. Трудности в организации групповой работы.

6. Методы, используемые в определённых негуманитарных предметах (физика, математика), где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником, оказываются неэффективными при ДО.

7. Под вопросом самостоятельность выполнения учебных заданий.

8. Отсутствие «живого общения» с одноклассниками, отсутствие общественно-полезного труда в школе.

9. Многодетные семьи и семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение практически невозможно.

Плюсы:

1. ДО это возможность для ребенка учиться самообразовываться.

2. Отсутствие физической привязанности ребенка к

школе.

3. Учителя имеют возможность выбирать интернет-ресурсы.

4. Отсутствие временных затрат на посещение школы.

Мнения учеников и учителей относительно ДО на

современном этапе позволяют утверждать, что в нашей стране ДО находится на стадии раннего становления. ДО имеет значительно больше минусов, чем плюсов, в сравнении с классическим школьным образованием.

Сам по себе этот процесс, это явление, оно противоестественно, особенно ученикам начальной школы. В этом возрасте ребенок изучает мир при помощи органов чувств, в особенности кинестетически. Так, для осуществления процесса чтения необходима сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения (Ковшиков, Пухов, 2007).

Дистанционные образовательные технологии (далее также - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника и применяемые при реализации образовательных программ всех уровней образования (Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 определяет «дистанционные образовательные технологии -образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Таким образом, презюмируется применение ДО с помощью ДОТ.

Однако здесь возникает одна из главных проблем -доступность материально - технической базы как ученику, так и учителю. ДО эффективно только при доступности материалов, электронных средств связи, интернета (за который, кстати, нужно платить).

Ранее уже говорилось о том, что обучение - процесс двусторонний.

В режиме ДО нельзя забывать, что у учеников будут возникать вопросы к учителю, и нужно будет на них отвечать. При этом существенное значение имеет количество и качество вопросов. То же касается и обратной связи о проверке домашних заданий. В каком режиме выполнять проверку, в режиме правок? Ответа на этот вопрос нет.

Многие учителя в современных условиях используют голосовые, в том числе вотсап сообщения в качестве ответов. Это упрощает процесс коммуникации с учениками.

Еще одной важной проблемой является то, что учителя и ученики не подготовлены к работе в прямом включении. У педагога, как и у учеников могут быть свои причины отключать, к примеру, звук или видео в процессе видео-урока.

Один из вариантов - запись учителем видео-урока. Но при этом не будет обратной связи. При таком подходе учителя не нужны в принципе. Достаточно сделать аудио -, видеозаписи уроков. Однако в этом случае КПД ДО приближается к нулю, в том числе из-за отсутствия интереса к такому «обучению» у детей.

При ДО ученики отвлекаются. Это плохо сказывается на их успеваемости и знаниях, поскольку учебных часов у них значительно меньше (30 минут урок).

Таким образом, на текущий момент регулирование ДО носит точечный бессистемный характер, и не несет в себе значительной методической помощи участникам ДО.

Это подтверждается трехмесячной практикой ДО в условиях пандемии коронавируса в России.

Эти месяцы показали фактическое отсутствие какой-либо системы ДО в России, за исключением некоторых отдельных компонентов, эффективность функционирования которых под большим вопросом. Это несмотря на то, что развитие ДО в России популяризировалось на протяжении более 6 последних лет. Но фактически система ДО не работоспособна.

Требуется значительная теоретическая и практическая работа в направлении создания фундаментальной базы для реализации ДО в современных условиях.

ДО должно быть структурированным, осуществляться по определенным правилам. Разработка детальных правил процесса ДО - важная задача государства.

Только системный подход, с учетом мнения родителей, детей, педагогов, а также исполнение каждого условия в целостности, будет составлять основательную базу для построения продуктивного учебного процесса ДО в начальной школе.

ЛИТЕРАТУРА

Ковшиков В.А., Пухов В.П. 2007. Психолингвистика. Теория речевой

деятельности. М.: Астрель; Тверь: АСТ, 320 с. Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ. Принят в г. Санкт-Петербурге 16.05.2011. Постановлением 36-5 на 36-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Найденова Н.Ю. 2004. Организация дистанционного обучения в современных условиях: учебно-методическое пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ. 34 с

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 06.02.2020) «Об

образовании в Российской Федерации». Щукина Г.И. 1977. Педагогика школы: учебное пособие. Под ред. Г.И. Щукина М.: Просвещение. 384 с.

Получена /Received: 20.07.2020 Принята / Accepted: 10.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.