Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 230-236
Дистанционное обучение в начальной школе России на современном этапе
К.Н. Татьянчикова1'2
'ГБОУ «Школа № 1360»
107564, г. Москва, Краснобогатырская улица, д. 21 А SBEI "School No. 1360"
Krasnobogatyrskaya sir., 21A, Moscow 107564 Russia
^Московский Государственный Областной Университет
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А
Moscow State Regional University
Radio str. 10А, Moscow 105005 Russia
e-mail: office@mgou.ru
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, начальная школа, взаимодействия ученика и учителя, COVID-19. Key words: distance learning, distance learning technologies, elementary school, student-teacher interactions, COVID-19.
Резюме: В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения младших школьников. Предлагаются различные варианты решения возникающих проблем. Разбираются различные дистанционные образовательные технологии.
Abstract: The article deals with the problems of distance learning for younger students. Various solutions are proposed for solving emerging problems. Various distance education technologies are examined.
[Tatyanchikova K.N.1'2 Distance learning in primary school in Russia at the present stage]
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете Конфуций
Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение -двусторонний процесс (Щукина, 1977: 252).
Современное общество непрерывно развивается, поэтому система образования нуждается в инновационных методах обучения, позволяющих добиться максимального включения
всех участников в образовательный процесс с максимальной продуктивностью. Одним из актуальных методов для достижения данной цели выступает дистанционное обучение (Найденова, 2004).
Согласно статье 1 Модельного закона о дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ, дистанционное обучение (далее также - ДО) - целенаправленно организованный, и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение не является отдельной формой обучения (Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ).
Таким образом, любое обучение, в том числе и ДО, это двусторонний процесс взаимодействия ученика и учителя.
Основной особенностью ДО является то, что в процессе обучения субъекты процесса (ученик и учитель) не осуществляют непосредственного (физического) восприятия друг друга. Обучение происходит опосредованно, с использованием телекоммуникационных технологий.
ДО опосредованно как в физическом смысле (вне физического контакта ученика, иных обучающихся, педагога, иных физических объектов, являющихся частью либо сопутствующих образовательному процессу), так и в структуре приема-передачи учебного материала. Ведь при ДО взаимоотношения по образовательному процессу складываются не напрямую, а посредством электронной среды, в том числе ЭВМ, баз данных, 1Р-адресов и иных 1Т-технологий.
В этой связи, процесс ДО зависит от многих факторов, напрямую не имеющих отношения к образованию как к таковому.
При этом не исключается осуществление ДО путем присутствия обучающихся в классе или ином специально отведенном месте и в заранее оговоренное время с техническим устройством удаленного доступа в классе, посредством которого будет осуществляться процесс обучения педагогом, который может находиться на опосредованном расстоянии.
Поскольку граждане РФ равны в своих правах, выборе места нахождения, места обучения, такое использование ДО может создать возможность обучения детей из разных удаленных уголков России в любых школьных образовательных учреждениях при желании.
При этом не будет иметь значения размер класса, многие другие физические ограничения / неудобства. Речь, конечно же, идет лишь об образовательном процессе, исключая в данном случае проверку домашних заданий. В этом случае возможно предусмотреть разделение этих составляющих образовательного процесса.
Технология дистанционного обучения - совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий (Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ).
К таким средствам и методам можно отнести, например:
- уроки в формате видеоконференции;
- общение с учениками в чате;
- учеба с использованием веб-ресурсов для самостоятельной работы и другие.
Сложности возникают с любым из этих способов связи: и почта, и чаты быстро заполняются, веб-ресурсы «зависают». Что делать в таких ситуациях?
Дистанционное обучение может осуществляться в обычных условиях, а также в различных чрезвычайных и иных схожих обстоятельствах.
В обоих случаях ДО имеет свои плюсы и минусы с соответствующими корректировками.
В последние месяцы Министерство просвещения России усилило меры санитарно-эпидемиологического контроля, поэтому рекомендовало всем школам перейти на дистанционное обучение для школьников в период пандемии коронавируса СОУГО-19 и на удаленную работу преподавателей. Эти меры призваны не допустить распространения коронавирусной инфекции, защитить здоровье учащихся и педагогов. Главная задача на фоне ухудшения мировой ситуации с развитием
пандемии - максимальное ограничение контактов между людьми.
На сегодняшний день в РФ принимают участие в ДО свыше 40 миллионов человек. Это ученики, их родители, учителя, 1Т-специалисты, иные лица.
Необходимо отметить, что подобного опыта ДО в массовом масштабе в нашей стране еще не было. В этой связи у всех участников процесса ДО возникают сложности при реализации учебного процесса.
К регулированию такого процесса необходимо подходить весьма корректно, последовательно, основательно и с полной мерой ответственности за принимаемые рекомендации.
Различными подзаконными актами на педагогов образовательных учреждений возлагаются, к примеру, следующие обязанности:
- выбор способов обучения,
- определение электронных ресурсов обучения,
- контроль посещаемости занятий,
- выбор способов, форм проведения контроля.
Исходя из обобщенной статистики мнений, наблюдений специалистов, в нынешних условиях ДО можно условно обозначить некоторые «минусы» и «плюсы» ДО.
Минусы:
1. Временные затраты на техническую организацию урока. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.
2. В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют небольшой процент присутствующих.
3. Сложность с материально-техническим обеспечением учеников и педагогов.
4. Недостаток у большинства педагогов реальной практики и умения строить ДО.
5. Трудности в организации групповой работы.
6. Методы, используемые в определённых негуманитарных предметах (физика, математика), где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником, оказываются неэффективными при ДО.
7. Под вопросом самостоятельность выполнения учебных заданий.
8. Отсутствие «живого общения» с одноклассниками, отсутствие общественно-полезного труда в школе.
9. Многодетные семьи и семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение практически невозможно.
Плюсы:
1. ДО это возможность для ребенка учиться самообразовываться.
2. Отсутствие физической привязанности ребенка к
школе.
3. Учителя имеют возможность выбирать интернет-ресурсы.
4. Отсутствие временных затрат на посещение школы.
Мнения учеников и учителей относительно ДО на
современном этапе позволяют утверждать, что в нашей стране ДО находится на стадии раннего становления. ДО имеет значительно больше минусов, чем плюсов, в сравнении с классическим школьным образованием.
Сам по себе этот процесс, это явление, оно противоестественно, особенно ученикам начальной школы. В этом возрасте ребенок изучает мир при помощи органов чувств, в особенности кинестетически. Так, для осуществления процесса чтения необходима сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения (Ковшиков, Пухов, 2007).
Дистанционные образовательные технологии (далее также - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника и применяемые при реализации образовательных программ всех уровней образования (Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 определяет «дистанционные образовательные технологии -образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Таким образом, презюмируется применение ДО с помощью ДОТ.
Однако здесь возникает одна из главных проблем -доступность материально - технической базы как ученику, так и учителю. ДО эффективно только при доступности материалов, электронных средств связи, интернета (за который, кстати, нужно платить).
Ранее уже говорилось о том, что обучение - процесс двусторонний.
В режиме ДО нельзя забывать, что у учеников будут возникать вопросы к учителю, и нужно будет на них отвечать. При этом существенное значение имеет количество и качество вопросов. То же касается и обратной связи о проверке домашних заданий. В каком режиме выполнять проверку, в режиме правок? Ответа на этот вопрос нет.
Многие учителя в современных условиях используют голосовые, в том числе вотсап сообщения в качестве ответов. Это упрощает процесс коммуникации с учениками.
Еще одной важной проблемой является то, что учителя и ученики не подготовлены к работе в прямом включении. У педагога, как и у учеников могут быть свои причины отключать, к примеру, звук или видео в процессе видео-урока.
Один из вариантов - запись учителем видео-урока. Но при этом не будет обратной связи. При таком подходе учителя не нужны в принципе. Достаточно сделать аудио -, видеозаписи уроков. Однако в этом случае КПД ДО приближается к нулю, в том числе из-за отсутствия интереса к такому «обучению» у детей.
При ДО ученики отвлекаются. Это плохо сказывается на их успеваемости и знаниях, поскольку учебных часов у них значительно меньше (30 минут урок).
Таким образом, на текущий момент регулирование ДО носит точечный бессистемный характер, и не несет в себе значительной методической помощи участникам ДО.
Это подтверждается трехмесячной практикой ДО в условиях пандемии коронавируса в России.
Эти месяцы показали фактическое отсутствие какой-либо системы ДО в России, за исключением некоторых отдельных компонентов, эффективность функционирования которых под большим вопросом. Это несмотря на то, что развитие ДО в России популяризировалось на протяжении более 6 последних лет. Но фактически система ДО не работоспособна.
Требуется значительная теоретическая и практическая работа в направлении создания фундаментальной базы для реализации ДО в современных условиях.
ДО должно быть структурированным, осуществляться по определенным правилам. Разработка детальных правил процесса ДО - важная задача государства.
Только системный подход, с учетом мнения родителей, детей, педагогов, а также исполнение каждого условия в целостности, будет составлять основательную базу для построения продуктивного учебного процесса ДО в начальной школе.
ЛИТЕРАТУРА
Ковшиков В.А., Пухов В.П. 2007. Психолингвистика. Теория речевой
деятельности. М.: Астрель; Тверь: АСТ, 320 с. Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ. Принят в г. Санкт-Петербурге 16.05.2011. Постановлением 36-5 на 36-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Найденова Н.Ю. 2004. Организация дистанционного обучения в современных условиях: учебно-методическое пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ. 34 с
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 06.02.2020) «Об
образовании в Российской Федерации». Щукина Г.И. 1977. Педагогика школы: учебное пособие. Под ред. Г.И. Щукина М.: Просвещение. 384 с.
Получена /Received: 20.07.2020 Принята / Accepted: 10.08.2020