Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / DISTANCE LEARNING / MODERN INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танцикужин Никита Олегович, Найн Александр Альбертович

В статье описывается ситуация, которая предшествовала введению режима дистанционного обучения. Анализируются условия организации дистанционного обучения младших школьников физической культурой. В материале представлены возможные варианты реализации школьной программы по физическому воспитанию в условиях дистанционного обучения. Раскрыты принципы педагогического сопровождения занятий физической культурой младших школьников в режиме дистанционного обучения. Первичные результаты представленной методики говорят о том, что она может стать отличным дополнением к основной программе обучения младших школьников физической культуре в рамках образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танцикужин Никита Олегович, Найн Александр Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF CLASSES ON PHYSICAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN DISTANCE LEARNING MODE

The article describes the situation that preceded the introduction of distance learning mode. The article analyzes the conditions for organizing distance learning of primary school children by physical cul- ture. The article presents possible options for implementing a school program on physical education in the context of distance learning. The principles of pedagogical support of physical culture classes for younger students in the distance-learning mode are revealed. The primary results of the presented method suggest that it can be an excellent addition to the main program of training younger students in physical culture within the educational standard.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

студентов-юношей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — 4-е изд., стер. — Москва : КНОРУС, 2016. — 240 с.

2. Функциональные показатели студентов турецкого вуза / А.Н. Тамбовский, Б.Н. Кадир, А.К. Тихомиров, Н.М. Челик // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169) - С. 343-346.

3. Газизова, А.И. Высшее профессиональное образование Турции в контексте европейской интеграции / А.И. Газизова. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. -166 с.

REFERENCES

1. Vilensky, M.Ya. and Gorshkov, A.G. (2016), Physical culture and healthy lifestyle of a student, Publishing house KNORUS, Moscow.

2. Tambovsky, A.N., Kadir, B.N., Tikhomirov, A.K. and Chelik, N.M. (2019) "Functional indicators of students of a Turkish university", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 343-346.

3. Gazizova, A.I. (2008), Higher vocational education in Turkey in the context of European integration, publishing house Kazan State University, Kazan.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.07.2020

УДК 373.3

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Никита Олегович Танцикужин, аспирант, Александр Альбертович Найн, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической

культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье описывается ситуация, которая предшествовала введению режима дистанционного обучения. Анализируются условия организации дистанционного обучения младших школьников физической культурой. В материале представлены возможные варианты реализации школьной программы по физическому воспитанию в условиях дистанционного обучения. Раскрыты принципы педагогического сопровождения занятий физической культурой младших школьников в режиме дистанционного обучения. Первичные результаты представленной методики говорят о том, что она может стать отличным дополнением к основной программе обучения младших школьников физической культуре в рамках образовательного стандарта.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, младшие школьники, физическое воспитание, дистанционное обучение, современные информационные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p389-394

PEDAGOGICAL SUPPORT OF CLASSES ON PHYSICAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN DISTANCE LEARNING MODE

Nikita Olegovich Tantsikuzhin, the post-graduate student, Alexander Albertovich Nain, the

doctor ofpedagogical sciences, professor, Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk

Abstract

The article describes the situation that preceded the introduction of distance learning mode. The article analyzes the conditions for organizing distance learning of primary school children by physical cul-

ture. The article presents possible options for implementing a school program on physical education in the context of distance learning. The principles of pedagogical support of physical culture classes for younger students in the distance-learning mode are revealed. The primary results of the presented method suggest that it can be an excellent addition to the main program of training younger students in physical culture within the educational standard.

Keywords: pedagogical support, elementary school students, physical education, distance learning, modern information technology.

ВВЕДЕНИЕ

Вся мировая общественность с конца 2019 года следила за ситуацией в Китайской Народной Республике, где в городе Ухане, провинции Хубэй, появились первые случаи пневмонии неизвестного происхождения у местных жителей. Только накануне 2020 года власти Китая проинформировали о вспышке неизвестной пневмонии Всемирную Организацию Здравоохранения. Неизвестный до этого вирус был зафиксирован во всех административных образованиях Китая и всерьез начал угрожать человечеству. 30 января 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения признала вспышку нового коронавируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. Уже в феврале заболевание получило название нового коронавирусного заболевания C0VID-2019, который распространился по всему миру. 10 марта 2020 года ВОЗ объявила вспышку новой коронавирусной инфекции C0VID-2019 пандемией. То есть распространение нового заболевания в мировых масштабах. Особенность нынешней пандемии, которая вдобавок осложняет борьбу с ней, - это длительный инкубационный период заболевания. Другая неблагоприятная особенность - большое число бессимптомных переносчиков заболевания, то есть лиц, у которых нет выраженных клинических проявлений, хотя они способны заражать окружающих [2].

В связи с данной ситуацией руководством нашей страны было принято решение сначала о введении нерабочей недели с 26 марта по 3 апреля 2020 года для профилактики новой коронавирусной инфекции. 2 апреля 2020 года Президент РФ Владимир Путин в ходе телеобращения объявил о продлении режима нерабочих дней до 30 апреля. «Цель предстоящих недель - минимизировать контакты между людьми в рамках санитарно-эпидемиологических превентивных мер, а не прекратить процесс образования, процесс обучения и так далее». В соответствии с Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (C0VID-19)» и распоряжении Губернатора Челябинской Области Алексея Леонидовича Текслера все школы и ВУЗы региона перешли в режим дистанционного обучения с использованием информационных технологий [9].

Актуальность. Из-за того, что физическая культура, как предмет более практический, нежели другие дисциплины общеобразовательных заведений, он претерпел множество критических отзывов. На наш взгляд, успешное физическое воспитание в режиме дистанционного обучения возможно лишь в формате педагогического сопровождения. Этот термин появился не так давно. В толковом словаре Ожегова слово «сопровождение» характеризуется, как сопутствовать; то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие. Наиболее точно наше видение термина «педагогическое сопровождение» отражает определение этого феномена, которое было дано доктором педагогических наук, заслуженным ученым в области педагогики - В. А. Сластениным. В своей трактовке педагогического сопровождения он приводит методы педагогической деятельности. С его точки зрения, педагогическое сопровождение - это наблюдение, консультирование, самостоятельное участие ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога [1]. Ряд ученых считает, что педагогическое сопровождение - это специфическая форма педагогической деятельности, которая направлена на создание условий для развития личности и самореализации воспитанников, развитие у учащегося определенной самостоятельно-

сти и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [3, 5; 7]. По-нашему мнению такие определения полноценно определяют смысл термина «педагогическое сопровождение». Особенно в рамках физической культуры, которая направлена на гармоничное развитие личности. Успех физического воспитания во многом зависит и от мотивацион-ной составляющей. Именно поэтому если ребенку неинтересно то, что он делает, то и мотивация, то есть строгая система ценностей и установок на выполнение определенной деятельности, будет ухудшаться, что может привести к равнодушному и даже отрицательному отношению к учебной дисциплине [8].

Особенно актуальным педагогическое сопровождение становится именно при повсеместном переходе на режим дистанционного обучения, специфика которого предполагает не прямой контакт в реальной жизни, а взаимодействие педагога и воспитанника через различные информационные ресурсы и платформы [4].

Цель исследования - разработать и апробировать в условиях дистанционного обучения методику педагогического сопровождения физической культуры в начальных классах.

Чтобы достигнуть цели исследования, необходимо выполнить ряд задач:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. Разработать методику педагогического сопровождения физической культуры в режиме дистанционного обучения у младших школьников;

3. Внедрить разработанную методику.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В условиях дистанционного обучения нами было принято решение о разработке и внедрении методики педагогического сопровождения физической культуры у младших школьников. Она включает в себя проведение онлайн-уроков на платформе Zoom, разработка комплекса физических упражнений, которые отражены в видеоматериалах на платформе YouTube, составление индивидуальных программ развития физических качеств младших школьников. В ходе проведения онлайн-уроков на платформе Zoom мы проводим комплексную круговую тренировку всего тела в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста. Видеоматериалы комплекса физических упражнений публикуются на YouTube канале «ThinkNik8», доступ к которому может получить каждый школьник. На канале раз в неделю выходит видео с определенным комплексом физических упражнений, которые направлены на гармоничное развитие организма и тела младших школьников. Формат физических упражнений предполагает метод строго регламентированного упражнения. Однако, использование современных и актуальных музыкальных композиций, нестандартные схемы и варианты упражнений побуждают младших школьников к активным занятиям в режиме самоизоляции [3]. Упражнения, представленные на видео, могут выполнять не только учащиеся начальных классов, но и их родители, совместно с детьми. Именно на этом компоненте нашей методики было сфокусировано внимание в начале работы. Так как активная семейная деятельность, в том числе и регулярное выполнение физических упражнений, не только положительно сказывается на уровне физического здоровья, но и укрепляет отношения внутри семьи, что служит мощным мотивационным стимулом для последующих занятий физической культурой младших школьников [4, 6]. Также взаимодействие с родителями происходило в сетевом журнале «Сетевой Город», где были разъяснены нюансы нашей методики педагогического сопровождения, объяснены принципы организации предложенной методики в режиме дистанционного обучения. В свою очередь, родители принимали участие в «домашних тренировках» при помощи онлайн-уроков, которые проходили 1-2 раза в неделю и регулярных самостоятельных занятиях с детьми по нашим видеоматериалам в удобное время. Нами были составлены принципы организации педагогического сопровождения в режиме дистанционного обучения.

1. Ненавязчивость. В нашем случае, это чуткие, деликатные рекомендации по выполнению и просмотру видео с упражнениями. Также онлайн-уроки, которые проходят всего 1-2 раза в неделю, характеризуют ненавязчивость представленной методики.

2. Развитие самостоятельности. Младшие школьники с родителями сами выбирают время своих занятий, тем самым проявляя самостоятельное отношение к физической культуре.

3. Осознанность. Активную деятельность отличает осознанное выполнение. Именно поэтому осознанное отношение к физическому воспитанию побуждает учащихся к выполнению упражнений как к необходимому атрибуту здоровому образу жизни. Однако, в младшем школьном возрасте об осознанности как психологическом процессе, говорить еще рано. Именно поэтому мы приравниваем заинтересованность младших школьников, их вовлеченность в физическое воспитание к осознанности.

4. Индивидуальность. У каждого школьника начальных классов свой уровень физической подготовки. Поэтому, чтобы процесс физического воспитания был успешен и соответствовал основным принципам физического воспитания, в частности непрерывности процесса физического воспитания, чередования нагрузок и отдыха, наращивания раз-вивающе-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, мы работали с каждым младшим школьником индивидуально.

5. Полноценное физическое воспитание в режиме дистанционного обучения. Режим самоизоляции и дистанционного обучения предполагает длительное нахождение младших школьников за компьютером, мобильным телефоном или планшетом. Даже он-лайн-уроки физической культуры не могут полноценно заменить весь спектр двигательной активности, которая присуща школьникам в режиме очных занятий. Однако, наша методика педагогического сопровождения может оказаться удобным средством по борьбе с гиподинамией благодаря заинтересованности, индивидуально подобранной программе физических упражнений и нагрузке. Также, если соблюдаются все условия (заинтересованность, высокая мотивация) можно говорить и о развитии физических качеств младших школьников даже в режиме дистанционного обучения. Также предложенная методика может использоваться в качестве подготовительной основы для выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к Труду и Обороне» (ГТО), так как направлена на развитие основных физических качеств школьников и по нашей методике можно заниматься даже в режиме вынужденных ограничений, таких как карантин, различные чрезвычайные ситуации, которые предполагают нахождение большей части населения дома [8].

В режиме дистанционного обучения нашей базой явилось Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 147 г. Челябинска». В исследовании принял участие 171 младший школьник возрастом 7-9 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам нашей работы в апреле 2020 года, можно констатировать, что более 90% школьников начальных классов, или 154 человека, активно выполняли индивидуальный план физических упражнений. Это характеризуется наличием рефлексии в ходе проведения онлайн-уроков, на которых в формате консультации учащиеся могли получить информацию о технике выполнения упражнений, их вариации, снижении или, наоборот, увеличении физической нагрузки. Также активность проявлялась посредством обратной связи через электронный журнал (в нашем случае - это «Сетевой Город»), электронную почту и другие информационные ресурсы. 9,94%, или 17 человек, в связи с отсутствием возможности выхода на информационные ресурсы, занимались по предложенной им индивидуальной программе самостоятельно, которую они получили через классного руководителя. Однако, отсутствие на онлайн-уроках и обратной связи не позволяет говорить об активном вовлечении их в процесс физического воспитания в режиме дистанционного

обучения.

Таким образом, предложенная методика может стать отличным дополнением к основной программе обучения младших школьников физической культуры в рамках ФГОС. Более 90% младших школьников, занимающихся по предложенной методике, выполняли это регулярно и добровольно, что может говорить об её успешности. Однако предложенную методику педагогического сопровождения физической культуры у младших школьников необходимо совершенствовать с учетом тех детей и родителей, которые не имеют доступ к информационным ресурсам на постоянной основе. Индивидуальность, ориентированность на здоровьесберегающие технологии и взаимодействие с родителями обеспечивают полноценное физическое воспитание школьников даже в режиме дистанционного обучения вне формата очных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский, П.Г. Создание дистанционного обучения в образовательном учреждении сферы физической культуры и спорта / П.Г. Бордовский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 12 (142). - С. 36-41.

2. Гурьев, С.В. Дистанционное обучение, современные тенденции / С.В. Гурьев // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи : материалы IV региональной научной конференции молодых ученых. - с. Чурапча, 2018. - С. 43-47.

3. Кенарева, Л.Ф. Психолого-педагогические и физиологические аспекты музыкального сопровождения на занятиях оздоровительной физической культурой и спортом / Л.Ф. Кенарева // Наука в современном информационном обществе : материалы XII международной научно-практической конференции. - North Charleston : CreateSpace, 2017. - С. 30-35.

4. Лаврентичева, М.А. Психолого-педагогическое сопровождение непрерывного физического воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС / М.А. Лаврентичева // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании : материалы межвузовской научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 40-44.

5. Парфенова, Л.А. Организационно-педагогические условия сопровождения учебной программы по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 3 (56). - С. 22-26.

6. Петрик, А. А. Педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / А.А. Петрик // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе : материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - Красноярск, 2018. - С. 128-131.

7. Сиукова, Л.Н. Здоровьесберегающие технологии как часть здоровьесберегающей образовательной среды / Л.Н. Сиукова, Е.П. Тарасенко // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования : материалы I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Волгоград, 2019. - С. 80-83.

8. Tantsikuzhin, N.O. The Role of All-Russian Physical Culture-Sports «Ready For Labor and Defense» (GTO) Complex in the System of Junior School Children Education / N.O. Tantsikuzhin, N.V. Astafev, A.A. Nain // Proceedings of the first international Volga region conference on economics, humanities and sports (FICHES 2019). - France : Atlantis Press, 2020 - С. 811-813.

9. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) : Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 // Стопкоронавирус : [сайт]. - URL : https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/info/ofdoc/president (дата обращения: 28.05.2020).

REFERENCES

1. Bordovsky, P.G. (2019), "Creation of distance learning in the educational institution of the sphere of physical culture and sport", Physical culture: education, education, training, Vol. 142 No .12, pp. 36-41.

2. Guryev, S.V. (2018), "Distance learning, modern trends", Modern problems of physical culture, sports and youth: materials of the IV regional scientific conference of young scientists, Churapcha,

pp. 43-47.

3. Kenareva, L. F. (2017), "Psychologo-pedagogical and physiological aspects of musical accompaniment at classes of health-improving physical culture and sports", Science in the modern information society : materials of the XII international scientific and practical conference, North Charleston, USA, June 19-20, 2017, pp. 30-35.

4. Lavrenticheva, M.A. (2019), "Psycho-pedagogical support of continuous physical education of younger schoolchildren in the implementation of the GEF", Innovations and traditions in modern physical education: materials of the Intercollegiate scientific and practical conference, Moscow, March 21, 2018, pp. 40-44.

5. Parfenova, L.A. and Glazkova, G.B. (2018), "Organizational and pedagogical conditions of accompanying the curriculum on physical culture for secondary school age students with deviations in health status", Problems of modern pedagogical education, Vol. 56, No. 3, pp. 22-26.

6. Petrik, A. A. (2018,) "Pedagogical support of children of primary school age at the lessons of physical culture", Physical-cultural and health-improving activities and socialization of youth in modern society: materials of the II all-Russian scientific and practical conference of students and young scientists, Krasnoyarsk, pp. 128-131.

7. Siukova, L.N. and Tarasenko, E.P. (2019) "Health-Saving technologies as part of a health-saving educational environment", Actual issues of physical and adaptive physical education in the education system : materials of the I all-Russian scientific and practical conference with international participation, Volgograd, pp. 80-83.

8. Tantsikuzhin, N.O., Astafev, N. V. and Nain, A.A. (2019), "The Role of All-Russian Physical Culture-Sports "Ready For Labor and Defense" (GTO) Complex in the System of Junior School Children Education", Proceedings of the first international Volga region conference on economics, humanities and sports, France, Atlantis Press, pp. 811-813.

9. Decree of the President of the Russian Federation (2020), On measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population on the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19), available at: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/info/ofdoc/president.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.07.2020

УДК 373.1

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ОБЪЕКТ

УПРАВЛЕНИЯ

Сергей Владимирович Типушков, директор, Средняя общеобразовательная школа №44

имени С. Ф. Бароненко, Копейск

Аннотация

Образование является одной из динамично реагирующих сфер жизни на происходящие инновационные изменения в мире и определяет направление инновационной деятельности человека благодаря созданию инновационного пространства и повышению конкурентоспособности экономики в целом. Развитие инноваций в сфере образования приводит к появлению и развитию инновационной среды и методов управления ней. В статье рассмотрены понятия инновационная образовательная среда, образовательное пространство, инновационный процесс, проведён теоретический анализ исследований и опыта формирования инновационной среды в образовательной организации, выявлены внутренние и внешние компоненты образовательной среды. Задачами исследования являлось определение понятийного аппарата и характеристики инновационной среды образовательного учреждения как феномена педагогической практики, рассмотрение и изучение природы и причин возникновения инновационной среды, характеристика компонентов инновационной среды и их значение в развитии организации. Рассмотрена система взаимодействия современного образовательного учреждения системы общего образования с учреждением высшего образования - определены основные особенности взаимодействия и направления работы, представлен план реализации совместных действий, методы достижения эффективной реализации совместных проектов.

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, инновационная образовательная среда, инновационный проект, управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.