Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ / ОСОБЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Галина Александровна

В статье обоснована необходимость специального обучения педагогов общеобразовательных школ использованию различных цифровых инструментов и дистанционных образовательных технологий, эффективных в условиях инклюзивного образования. Представлены структура и основное содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области использования дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TEACHERS TO USE DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH HIA

The article substantiates the need for special training of teachers of secondary schools to use various digital tools and distance learning technologies that are effective in inclusive education. The article presents the structure and main content of an additional professional training program aimed at improving the professional competencies of teachers in the field of using distance educational technologies in inclusive education of children with disabilities and disabilities.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

с развитием речи. Стоит отметить, что у детей семи лет может наряду с повышением активности словотворчества наблюдаться и спад деятельности в этом направлении.

Однако, практика показывает, что после возраста 5 лет у детей происходит спад в словотворчестве. К.И. Чуковский [11] причину этого явления видел в снижение природной чувствительности к языку, потерей лингвистической гениальности. Объясняется такой спад желанием дошкольника стать взрослым и связанное с этим стремление говорит правильно, как говорят взрослые. Подражая взрослым, ребёнок может совсем исключить из своей речи всякую словотворческую деятельность.

Дети семилетнего возраста отличаются более тонкой наблюдательностью, повышенной чуткостью к выразительным средствам языка, чем дети младшего возраста. Это проводит к большей точности речи, к повышению её образности, причём дети начинают использовать привычные, общепринятые выразительные средства. Но приводит к меньшим проявлениям словотворчества в их речи.

В результате воздействия разных причин, дети начинают стесняться своих творческих речевых проявлений и стараются избежать их в своей речи, постепенно теряя способность к словесной импровизации и экспериментам. Но этого можно избежать, если перед детьми будет ставиться коммуникативная задача, для решения которой необходимо найти новое, незнакомое слово, что будет стимулировать поисковую деятельность детей семи лет и овладению ими словотворчеством с новой стороны, как средством художественной выразительности.

Выводы. В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно использует словотворчество в своей речи. Это объясняется тем, что к этому возрасту, дошкольники накапливают определённый опыт познания окружающего мира, они достаточно хорошо знакомы с законами языка, грамматическими правилами, у них накапливается большой запас активной лексики, развивается связная речь, а также они умеют выражать свои эмоции и впечатления. Придумывая свои оригинальные сюжеты и воплощая в них собственный замысел, дети седьмого года жизни переходят в словесном творчестве на новую ступень - от придумывания новых слов к созданию маленьких произведений в виде рассказов, стишков, сказок. Но у некоторых детей этого возраста может наблюдаться спад словесного творчества по причине стремления дошкольников к подражанию взрослым и правильному построению своей речи.

Литература:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2014. - 400 с.

2. Алиева Т.А. Художественная литература для детей 5-7 лет / Т.А. Алиева, Н.Е. Васюкова. - М., 2014. - 150 с.

3. Васькова О.Ф. Сказка-терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 с.

4. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Ветлугина Н.А. // Художественное творчество и ребенок. - М., 2010. - С. 24- 28

5. Веснина О.А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте / О.А. Веснина // Вопросы дошкольной педагогики, 2017. - №2.1. - С. 4-6.

6. Ворошнина Л.В. Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Ворошина // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей, 2012. - № 3. -С. 31-33.

7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: методическое пособие / Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. - М., Просвещение, 2016. - 224 с.

8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 160 с.

9. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 288 с.

10. Чичканова Т.А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.А. Чиканова// Молодой ученый, 2016. - № 5.6. - С. 112-115.

11. Чуковский К.И. От двух до пяти: книга для родителей / К.И. Чуковский. - М.: Педагогика, 1995. - 384 с.

12. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок / А.Е. Шибицкая // Художественное творчество детей в детском саду. - М., 1974. - 180 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево), Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация. В статье обоснована необходимость специального обучения педагогов общеобразовательных школ использованию различных цифровых инструментов и дистанционных образовательных технологий, эффективных в условиях инклюзивного образования. Представлены структура и основное содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области использования дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова: особые образовательные потребности детей; особенности в развитии обучающихся с ОВЗ; дополнительная профессиональная программа; педагогическая поддержка; совершенствование компетенций педагогических работников; инклюзивное образование; дистанционные технологии.

Annotation. The article substantiates the need for special training of teachers of secondary schools to use various digital tools and distance learning technologies that are effective in inclusive education. The article presents the structure and main content of an additional professional training program aimed at improving the professional competencies of teachers in the field of using distance educational technologies in inclusive education of children with disabilities and disabilities.

Keywords: special educational needs of children; features in the development of students with disabilities; additional professional program; pedagogical support; improving the competencies of teaching staff; inclusive education; distance technologies.

Введение. Инклюзивное образование на всех его уровнях становится реалией современной жизни [14]. Качество данной формы получения образования должно отвечать потребностям всех участников образовательных отношений, а для этого, безусловно, необходима специальная подготовка тех, кто выполняет социальный заказ, и тех, кто является заказчиком. Педагог выступает носителем опыта включающего образования, он взаимодействует с обучающимися и их родителями, членами семьи, другими педагогами. От уровня его подготовки к работе в условиях инклюзии зависит удовлетворенность всех участников образовательных отношений, достижимость решения задач, поставленных перед инклюзивным образованием. Анализ педагогической практики, тем не менее, показывает отсутствие должной подготовки педагогических работников для работы с детьми, имеющими те или иные ОВЗ [12], тем более, что речь идет о совместном обучении.

Изложение основного материала статьи. Необходимость разработки дополнительной профессиональной программы «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью с применением дистанционных образовательных технологий» (автор-составитель - Романова Г.А, к.п.н., доцент кафедры педагогики ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет») обусловлена государственным заказом на формирование и непрерывное совершенствование компетенций педагогических работников [9] в сфере инклюзивного образования [1; 4]; развитие у них способности использовать цифровые инструменты и дистанционные технологии [5], эффективные в обучении, развитии, воспитании и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями [2; 7], в создании особой, толерантно воспитывающей среды, в условиях социального многообразия [3; 13]. Вопрос формирования эффективного социального взаимодействия не только между сверстниками, но и среди взрослых людей в отношении лиц с ОВЗ на протяжении долгого времени волнует многих ученых, практиков и исследователей [7; 8; 11].

В настоящее время актуализирована роль воспитывающего потенциала общеобразовательных дисциплин [6; 10] в формировании социальных компетенций школьников, что также подчеркивает важность проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ, направленных на обучение педагогов работать с детьми, имеющими ОВЗ и/или инвалидность, в условиях дистанционного включающего образования.

Целевой аудиторией предлагаемой вашему вниманию программы повышения квалификации являются учителя общеобразовательных организаций. Достижение планируемых образовательных результатов обучающихся по данной программе обеспечивается адресной направленностью ее содержательного и технологического компонентов, что предполагает выявление стартового уровня соответствующих компетенций педагогов. С этой целью на первом занятии предусмотрено входное тестирование. Тест выполняется слушателями в электронной образовательной среде с использованием цифровых инструментов, что позволяет практически сразу получить необходимую информацию и скорректировать образовательный маршрут, обеспечив вариативность форм работы и содержания дополнительной профессиональной программы. По результатам мониторинга будет происходить комплектование учебных групп.

Индивидуализация маршрута обусловлена, как минимум, двумя факторами: во-первых, это знание характеристик особых образовательных потребностей, специальных образовательных условий освоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ и / или инвалидностью той или иной нозологии в условиях инклюзии, во-вторых, степень осведомленности в использовании дистанционных образовательных технологий, включая применение цифровых инструментов.

С учетом востребованности в углубленном изучении тех или иных аспектов учебного материала обучающимся необходимо рекомендовать разнообразные дополнительные источники информации, в том числе электронные библиотечные системы и базы данных. Программой предусмотрены также индивидуальные и групповые консультации с преподавателем.

Каждый обучающийся в процессе освоения данной программы должен принять участие в индивидуальной и коллективной творческой деятельности по применению дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью, получить опыт проектирования занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов в обучении данной категории школьников в дистанционной форме.

В процессе освоения программного материала слушатели познакомятся с особенностями планирования и проведения учебных занятий для детей с ОВЗ и инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования, научатся планировать и проводить учебные занятия для детей с ОВЗ и инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях инклюзии. Таким образом, содержательный компонент программы направлен на формирование (развитие) компетенций педагогических работников в сфере инклюзивного образования детей и формирование системных знаний о применении дистанционных образовательных технологий в учебном процессе. Технологический компонент программы обеспечивает практику формирования компетенций, необходимых для осуществления образовательного процесса в условиях совместного обучения детей с ОВЗ и / или инвалидностью с использованием дистанционных технологий.

Программа реализуется в очно-заочной форме и рассчитана на 36 академических часов. Программа включает 12 лекций, 17 часов практики, а также 5 часов самостоятельной внеаудиторной работы. Входное и итоговое тестирование занимают 2 часа. Поддержка обучающихся обеспечивается электронной информационной образовательной средой (ЭИОС) вуза (например, ЭИОС Moodle), где располагаются дополнительные материалы, рекомендации, а также инструменты мониторинга образовательных достижений обучающихся. Аттестационные процедуры по программе повышение квалификации включают промежуточную и итоговую аттестацию. Оценка работ дифференцируется как «зачтено» и «не зачтено». Итоговая аттестация - «зачет».

Обучающийся считается аттестованным при успешном выполнении заданий промежуточного контроля, практического задания и итогового теста. Итоговая аттестация обучающихся - зачет - осуществляется на основе совокупных результатов промежуточной аттестации, практических заданий и итогового теста.

Рассмотрим особенности организации контактной и внеаудиторной работы обучающихся по данной программе педагогов.

Тема 1. «Характеристика особых образовательных потребностей, специальных образовательных условий освоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ и / или инвалидностью в условиях инклюзии». Содержание лекции (2 часа) направлено на совершенствование и систематизацию знаний обучающихся в области инклюзивного образования детей, в том числе рассматривается понятие ОВЗ, нозологические формы ОВЗ, формы образования детей с ОВЗ; особенности в развитии обучающихся с ОВЗ, формирующие их особые образовательные потребности. Это обзорная лекция, которая носит проблемный характер.

Содержание тем 2, 3, 4, 5, 6 соответственно посвящено характеристике особых образовательных потребностей, специальных образовательных условий освоения образовательной программы в условиях инклюзии школьниками с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, с множественными (комплексными) нарушениями. По каждой теме планируется лекция и практическое занятие (по 2 часа). Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Возможности и трудности инклюзивного онлайн-обучения детей с ОВЗ (с учетом нозологии).

2. Коррекция учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей с ОВЗ в образовательном процессе в условиях инклюзии и дистанта.

3. Технологии, направленные на формирование у обучающихся с ОВЗ социально-образовательных компетенций.

4. Способы коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе, протекающем в условиях инклюзии (с учетом конкретной нозологии).

Практические занятия предполагают интерактивные формы работы обучающихся педагогов: деловые игры, «мозговой штурм», различные виды дискуссий, ситуационный анализ и т.д. Обращаем внимание на то, что ошибочным будет «перевод» возможностей практики в пассивное слушание преподавателя. Важно обеспечить активность обучающихся педагогов в освоении программного материала. Весьма уместно будет использовать их собственный практический опыт.

Каждое практическое занятие завершается выработкой конкретного продукта (памятка, рекомендация, ситуация для анализа и размышления и т.п.).

Рассмотрим следующие темы программы. Тема 7. «Виды дистанционных образовательных технологий. Цифровые мобильные приложения и инструменты». Практическое занятие (2 часа) предполагает обсуждение практик использования дистанционных образовательных технологий и соответствующую систему упражнений. Необходимо обеспечить каждому обучающемуся доступ в интернет и возможность использования цифровых инструментов.

Тема 8. «Цифровой инструментарий в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ и/ или инвалидностью». Это самостоятельная внеаудиторная работа (5 часов). Слушателям предлагается разработать один из этапов урока, занятия по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия (на выбор), реализуемого в инклюзивной форме с использованием цифровых ресурсов (Lino, Kahoot, Plickers, Mentimeter, Presefi, Nearpod, Quizizz или др.). Необходимо отразить особенности организации данного этапа именно в условиях инклюзии. Самостоятельная работа организуется под руководством преподавателя и может проходить частично или полностью как в синхронном, так и в асинхронном формате.

Для этого данная программа обеспечивается электронной поддержкой на платформе вуза (например, ЭИОС Moodle), что позволяет сопровождать обучающегося по ходу работы над заданием и оказывать необходимую адресную помощь. В ЭИОС также создается форум (чат, семинар и т.п.), где обучающиеся обмениваются мнениями, актуализируют проблемы и затруднения, с которыми сталкиваются при выполнении заданий самостоятельной работы и в условиях профессиональной практики.

Тема 9. «Разработка занятия в условиях инклюзии с применением дистанционных образовательных технологий». Практическое занятие (5 часов) начинается с обсуждения проблем, которые возникли у слушателей в ходе использования цифровых образовательных ресурсов в дистанционном образовании детей с ОВЗ и /инвалидностью в условиях инклюзии. Практическое занятие во многом опирается на опыт самостоятельной работы по Теме 8 и на уже состоявшийся опыт профессиональной деятельности. Форма работы - круглый стол.

Анализ материалов форума позволяет преподавателю проанализировать и обобщить проблемы, заявленные обучающимися педагогами, предложить их к рассмотрению во время круглого стола. Целесообразно подготовить также описание различных проблемных ситуаций и предложить их обучающимся для анализа, обсуждения и выработки рекомендаций.

Вторая часть практического занятия предполагает групповую работу обучающихся, в ходе которой готовится проект инклюзивного занятия для детей с ОВЗ и / или инвалидностью, реализуемого в условиях дистанта с использованием цифровых ресурсов. Здесь используется опыт, приобретенный в профессиональной практической деятельности, и материалы, подготовленные в ходе самостоятельной работы.

Принцип формирования групп обусловлен спецификой затруднений обучающихся, актуальными потребностями и уровнем сформированности планируемых компетенций.

Обратим внимание на особенности организации практической работы обучающихся педагогов. Это всегда интерактивная деятельность, обеспечивающая участие каждого в индивидуальной и коллективной творческой работе по приобретению планируемых компетенций. Практическая работа опирается на собственный опыт обучающихся и сферу их профессионально-образовательных потребностей.

Практическое занятие обязательно включает разработку практико-ориентированного продукта совместной деятельности обучающихся (рекомендации, памятки, алгоритмы деятельности, схемы, опорные сигналы, ситуации для анализа, планы).

Каждое практическое занятие заканчивается этапом рефлексии.

Следует также отметить риски, затрудняющие достижение поставленных в программе целей. Встречается упрощенное понимание отдельными педагогами сущности и специфики инклюзивного образования. Не все педагогические работники и иные субъекты образовательных отношений имеют положительную мотивацию к деятельности в условиях инклюзии. Сохраняются стереотипы педагогов как в отношении эффективности инклюзивной формы образования, так и в применении в новых условиях традиционных педагогических технологий, весьма неэффективных для обучения в инклюзивной образовательной среде. Не всегда методические и иные службы школы способны оказать адресную помощь субъектам инклюзии (родителям в том числе), а субъекты, в свою очередь, проявляют недостаточную готовность к преобразованиям в соответствии с требованиями инклюзии и реализации ее задач в условиях дистанта. При проектировании и проведении занятий можно рекомендовать использование инсерт-приема, а также инструменты SWOT-анализа.

Выводы. Достижение целей и задач инклюзивного образования, безусловно, обеспечивается подготовленностью тех, кто выполняет соответствующий социальный заказ, и тех, кто является заказчиком. Инклюзивное образование, по мнению специалистов, может быть успешно реализовано и в условиях дистанта. На подготовку педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий для работы в инклюзивном классе при освоении обучающимися образовательных программ в дистанционной форме и направлена дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) «Организация инклюзивного образования детей с ОвЗ и инвалидностью с применением дистанционных образовательных технологий». Программа имеет практикоориентированный характер, каждое занятие заканчивается выработкой конкретного продукта совместной или индивидуальной деятельности участников. Планирование и проведение занятий предполагает предвосхищение возможных вызовов и рисков и своевременную коррекцию содержания и технологий его реализации. Адресность реализуемой программы обеспечивается формированием индивидуального

образовательного маршрута, в основе планирования которого лежит конкретный запрос обучающегося, отражающий его теоретико-практическую потребность в том или ином материале или опыте деятельности.

Литература:

1. Ахметова Д.З. Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий: научно-методическое пособие / Д.З. Ахметова. - Казань: Познание, 2014.

2. Замалетдинова Н.Ш. Креативные технологии инклюзивного образования: научно-методическое пособие / Н.Ш. Замалетдинова, И.Г. Морозова, Н.А. - Казань: Познание, 2014.

3. Зубова Е.И., Нечаев М.П. Проектирование и развитие толерантно воспитывающей среды в условиях социального многообразия: монография / Е.И. Зубова, М.П. Нечаев. - М. АСОУ, 2016.

4. Инклюзивное образование: психолого-педагогические особенности обучающихся с ОВЗ / авт.-сост. Т.Д. Лукьянова, С.Е. Жуйкова. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2016.

5. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И.В. Троценко // Открытое образование. - 2018. - № 22. - С. 61-73.

6. Нечаев М.П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. - М.: «5 за знания», 2009.

7. Пасторова А.Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: монография / А.Ю. Пасторова. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2012.

8. Романова Г.А. Воспитывающий потенциал образовательной инклюзии / Г.А. Романова // The Newman in Foreign Policy. - 2018. - № 43 (87). - С. 28-31.

9. Романова Г.А. Об организации системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров / Г.А. Романова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. -№ 2. - С. 404-411.

10. Романова Г.А. Реализация воспитательного потенциала общеобразовательных дисциплин // Педагогическая лаборатория. Орехово-Зуево: РИО МГОГИ. - 2012. - № 2. - С. 25-30.

11. Романова Г.А. Проблемы социализации детей и подростков в каникулярный период. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.

12. Романова Г.А., Немова Ю.Ю. О готовности педагога к работе в условиях инклюзии / Г.А. Романова, Ю.Ю. Немова // Обучение истории и обществознанию детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. Орехово-Зуево: РИО ГГТУ, 2017. - С. 77-85.

13. Штанько И.В. Модель индивидуальной образовательной траектории профессионального совершенствования педагога дополнительного образования / И.В. Штанько // Человеческий капитал. - 2012. - № 4. - 160 с.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (Дата обращения 22.06.2021).

Педагогика

УДК 37.013.43

кандидат педагогических наук Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); бакалавр Филиппова Сардаана Феоктистовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ

ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы о формировании этнокультурных знаний у младших школьников. Для этой цели была разработана и апробирована авторская программа кружка по обучению обучающихся технике плетения из конского волоса. Также представлены результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: этнокультурные знания, кружковые занятия, младшие школьники.

Annоtation.The article reveals the questions about the formation of ethnocultural knowledge among primary schoolchildren. For this purpose, the author's program of the circle for teaching students the technique of weaving from horsehair was developed and tested. The results of the pedagogical experiment are also presented.

Keywords: еthnocultural knowledge, circle classes, younger students.

Введение. Особая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит искусству, содержащему ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания. Искусство как часть этнической культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного сознания личности. Поэтому целесообразно знакомить учащихся не с искусством «вообще», а с наиболее близким и доступным для учеников, конкретным его проявлением, аккумулирующим в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности региона, национальную психологию, своеобразие культуры края. Региональное искусство, отражая в художественных образах исторический, духовный и эстетический опыт, является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, способствует глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем этнокультурном пространстве. Кроме того, педагогическая деятельность в условиях конкретного региона немыслима без опоры на специфические формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды [2].

Изложение основного материала статьи. Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту [1].

Цель нашего исследования заключалась в выявления влияния кружковых занятий по авторской программе на формирование этнокультурных знаний младших школьников.

- приобщение учащихся к национальным традициям на основе работы с конским волосом;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.