Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ТЬЮТОРИНГА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ТЬЮТОРИНГА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ТЬЮТОРИНГ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козловская Галина Юрьевна

В статье рассматриваются особенности организации психолого-педагогического онлайн-сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Представлены направления, содержание и технологии сопровождения средствами цифровых технологий и технологий инклюзивной электронной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козловская Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ONLINE TUTORING FOR STUDENTS WITH DISABILITIES AT THE UNIVERSITY

The article discusses the features of the organization of psychological and pedagogical online support for students with disabilities and disabilities. The directions, content and technologies of support by means of digital technologies and technologies of an inclusive electronic educational environment are presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ТЬЮТОРИНГА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ»

In the course of the conducted research, specific features of the teaching system in the conditions of digital pedagogy were identified. The specifics of teaching in the conditions of digital pedagogy allows us to implement constructive ideas of advanced continuing education, the introduction of innovative technologies, the implementation of the integration of science and education, make education accessible to a wide range of people, allows you to choose an individual learning trajectory, study in parallel in several educational programs. Despite all the positive assessment of the specifics of teaching using distance forms, it also has some negative sides, the main of which are the depersonalization of the pedagogical process, the complexity of the formation of digital content and the technical organization of teaching within the framework of digital pedagogy.

Keywords: distance learning, digital educational environment, interaction, digital pedagogy.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ТЬЮТОРИНГА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ

Козловская Галина Юрьевна, к.психол.н., доцент (e-mail: gkozlovskaia@ncfu.ru) Северо-Кавказский федеральный университет, г.Ставрополь, Россия

В статье рассматриваются особенности организации психолого-педагогического онлайн-сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Представлены направления, содержание и технологии сопровождения средствами цифровых технологий и технологий инклюзивной электронной образовательной среды.

Ключевые слова: тьторское сопровождение, дистанционное обучение, онлайн-тьюторинг, обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, электронная образовательная среда.

Процессы цифровой трансформации, происходящие в современном образовании, оказывают огромное влияние на все компоненты инклюзивной среды вузов, включая форматы взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Особое значение приобретают технологии психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью, которые предполагают опору на цифровые компетенции субъектов сопровождения для использование альтернативных форм общения (через электронную почту, социальные сети, мессенджеры, видеочаты и др.) с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

При организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью важно предусмотреть возможность дополнительных консультаций, направленных на разъяснение особенностей организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе алгоритмов работы в электронной образовательной среде вуза, этики сетевого взаимодействия, организации групповой работы в сети и т.п. При организации психолого-педагогического сопровождения студенты с ОВЗ получают опыт внеаудиторной работы в различных форматах и осваивают проектирование индивидуальной цифровой среды, что актуально и для преподавателей, осуществляющих адаптацию образовательных ре-

сурсов и поддержку данной категории студентов с учетом их психофизических особенностей. Педагогическое сопровождение студента с инвалидностью должно начинаться сразу после начала обучения, что помогает поддерживать внутреннюю мотивацию студента к получению высшего образования, а также предотвращает возникновение технических, коммуникативных и других проблем, возникающих во время обучения. Немаловажную роль играет психологическая поддержка студента с инвалидностью со стороны преподавателей и специалистов служб сопровождения. Преподаватель должен быть проинформирован о психофизических характеристиках учащихся с ограниченными возможностями и их влиянии на процессы восприятия и обработки информации; знать возможности и ограничения информационных и телекоммуникационных технологий в предоставлении студентам учебной информации в доступной форме; осуществлять индивидуальный подход в предоставлении учебных материалов и форм контроля результатов обучения. Сотрудникам университета, ответственным за обучение студентов с ограниченными возможностями, необходимо поддерживать общение со студентами с ограниченными возможностями, временно перешедшими на обучение с использованием технологий дистанционного обучения, с использованием различных каналов связи для выявления и оперативного решения возникающих методических, технических и организационных проблем.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ направлено на решение следующих задач:

- изучение индивидуальных черт личности, уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения, важных для обеспечения эффективности учебного процесса;

- изучение среды (коммуникативной и средовой как совокупности индивидуальных характеристик участников образовательного процесса), реальных ресурсов (психологических) дистанционного обучения;

- популяризация и последующая передача значимой информации психологической тематики участникам дистанционного обучения;

- создание максимально благоприятных условий для развития необходимых качеств ученика и учителя, а также полная адаптация конкретного человека к условиям обучения;

- обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к обучению, основанного на индивидуально-психологических особенностях конкретного студента.

Согласно Б.Б. Айсмонтасу и М.А. Одинцовой, онлайн-обучение для студентов с ограниченными возможностями и ограниченными возможностями включает в себя следующие области:

В данной ситуации одной из эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья может стать онлайн-тьюторинг. Онлайн

тьюторинг как ассистивная технология базируется на комплексе технических и человеческих ресурсов.

Технические ресурсы онлайн-тьюторинга обучающихся с инвалидностью и ОВЗ включают с себя:

- технические средства обучения: компьютеры, смартфоны и другие гаджеты, вебкамера, микрофон, динамики/наушники, стабильный доступ в интернет, специальные технические средства обучения для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (при нарушениях зрения - индивидуальные или стационарные видеоувеличители, при нарушениях слуха - индивидуальные слуховые аппараты или БМ-системы которые позволяют усиливать звук, а также очищать его от разных посторонних шумов, при нарушениях опорно-двигательного аппарата - обеспечение комфортного рабочего места регулируемой по высоте мебели, использование клавиатуры с крупными кнопками и мыши форме джойстика) (при необходимости);

- программное обеспечение и каналы связи: стандартные лицензионные комплекты программного обеспечения, рекомендуемые образовательной организацией высшего образования, специальное программное обеспечение, используемое лицами с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (программы экранного доступа, Сурдофон, Це-зарь-Я, айтрекинг и др.), е-шаП, мессенджеры, видеоконференцсвязь;

- электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) образовательной организации, адаптированная к образовательным потребностям обучающихся с нарушениями слуха, зрения: возможности изменение интерфейса по цвету и величине объектов на экране, аудирования письмен-ноязыковой информации, субтирования аудиофайлов и т.д.

За студентом с инвалидностью или инклюзивной группой закрепляется онлайн-тьютор. В качестве онлайн-тьюторов могут выступать три категории участников образовательного процесса с определенной функциональной нагрузкой:

1) преподаватели, реализующие процесс формирования компетенций в рамках учебной дисциплины, осуществляющие консультирование, контроль, уравление индивидуальной образовательной траекторией обучающегося;

2) кураторы академических групп, сопровождающие процесс студенческой жизни обучающихся, решающие организационные задачи. в процессе учебной и социально-культурной деятельности, консультирующие и стимулирующие учебную и социальную активность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

3) волонтёры из числа студентов, привлекаемые для организации социально-культурной деятельности, неформального общения, стимулирования социальной активности, вовлечения в молодежные сообщества, поддержание психологического комфорта.

Указанные субъекты онлайн-тьюторинга реализуют следующие направления онлайн тьюторинга.

1) сопровождение образовательной деятельности и процесса обучения с целью формирование компетенций (универсальных и профессиональных) у обучающихся в процессе дистанционного обучения с использованием электронных и цифровых образовательных ресурсов. Данное направление реализуется усилиями, прежде всего, преподавателей, также кураторов академических групп и в меньшей степени волонтеров.

Функциями данного направления являются:

- обучение, консультирование, контроль в образовательном процессе;

- подготовка учебных материалов в доступном формате, информирование об их использовании;

- сопровождение и ориентировка в системе цифровых образовательных ресурсов.

Средствами этой работы выступают:

- ЭИОС вуза (Е-кампус, электронная система управления обучением);

- образовательные онлайн платформы (Открытое образование, Coursera, Stepik и др.);

- массовые открытые онлайн курсы (МООК) (https://mooc.ru/);

- электронные библиотеки и справочные системы («Лань», «Университетская библиотека ONLINE», «IPRbooks», «Biblio-online.tu», «East View» и др.);

- программное обеспечение для осуществления видеоконференцсвязи (Big Blue Button, Zoom, Microsoft Teams, Skype др.).

Сопровождение образовательной деятельности, процесса обучения под руководством преподавателя предполагает обеспечение обучающихся учебными материалами в разных форматах (печатный текст, аудиофайлы, мультимедийные презентации), которые размещаются в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. Студент заходит с помощью пароля в свой личный кабинет и пользуется учебными материалами в удобной для него форме.

Нестандартным занятием для преподавателей является переработка учебных материалов в различные форматы, удобные для восприятия обучающимися с учетом требований международного стандарта доступности веб-контента (Международный стандарт обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility - WCAG). Принципами доступности веб-контента являются следующие: вариативность, структурированность, навигация, управляемость, дозированность, предсказуемость. Их реализация опирается прежде всего на учет объема материала и логики его подачи. Для этого используется отбор главного смыслового содержания на 4-5 листов текста, где путем использования различных шрифтов и цветовых решений подчеркивается главное и второстепенное, моделируются смы-

словые связи. Аудиофайлы и медиафайы включают самую главную информацию, их продолжительность не должна превышать 15 минут.

Учебные консультации преподаватель организует как для групп студентов, так и индивидуально. Преподаватель может общаться со студентами удаленно (чат), и непосредственно взаимодействовать с помощью видеосвязи. Студенты могут пользоваться электронными и онлайн библиотеками.

Для знакомства с территорией университета, доступной для студентов с инвалидностью, могут быть предложены виртуальные инклюзивные туры.

2) второе направление онлайн тьюторинга - сопровождение социально-культурной жизни и досуга. Его цель- включение обучающихся в совместную творческую, социокультурную, досуговую деятельность и эффективную коммуникацию в онлайн формате. Данное направление реализуется усилиями кураторов академических групп и волонтеров.

Функциями данного направления являются:

- вовлечение во взаимодействие, стимулирование активности;

- предупреждение изоляции, прежде всего, эмоциональной и социальной;

- формирование цифровых компетенций для осуществления взаимодействия и активности в сети Интернет;

- формирование новых коммуникативных навыков.

Технологиями осуществления этого направления тьюторинга выступает

применение любых доступных мессенджеров, социальных сетей, интернет-ресурсов и т. п.

Событийный контент сопровождения социально-культурной жизни и досуга включает использование интернет-акций, рубличных выступлений, коммуникацию и информационный обмен. Онлайн тьюторы организуют события и мероприятия в онлайн-сетях для вовлечения студентов с ОВЗ и инвалидностью в разнообразные форматы коммуникации и повышения их инициативного включения и самостоятельного создания социокультурных проектов. Это высокопотенциальный ресурс тьюторской поддержки. В социальных сетях (Инстаграм, Вконтакте) ведутся группы, в которых размещается интересная информация, происходит обмен мнениями, беседы, обсуждения. Благодаря этой работе студенты занимаются интересными делами в свободное от учебы время, совместно проводят досуг, находят новые хобби, осваивают новые навыки взаимодействия в виртуальной среде.

3) третье направление онланй тьюторинга - психологическая поддержка и помощь. Его целью является предупреждение и преодоление негативных эмоциональных состояний, развитие психологической устойчивости у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Данное направление реализуется усилиями кураторов академических групп, волонтеров. К этой работе могут быть привлечены профессиональные психологи.

Работа осуществляется в рамках следующих векторов:

- психологическая профилактика - поддержание обучающихся в состоянии психологического комфорта путем поддерживающей коммуникации и эмоционального контакта;

- психологическая поддержка с целью продолжения обучения в условиях дистанта, укрепления личностных стратегий адаптации к новым условиям освоения профессиональных компетенций, освоения навыков удаленного взаимодействия;

- психологическое консультирование профессиональными психологами в случаях, когда требуется решение психологических проблем, возникших или усугубившихся в процессе дистанционного обучения;

- психологическая коррекция профессиональными психологами с целью исправления психологических проблем в познавательной и эмоционально-волевой сферах обучающихся.

Основные методами работы выступают психологическое просвещение, психологическая диагностика, психотерапия, психологический тренинг, индивидуальные и групповые методы работы.

Психологическая поддержка и помощь могут осуществляться как в форме простого общения, так и в форме психологического интернет-тестирования, консультирования с профессиональным психологом.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса первокурсников с ОВЗ и инвалидностью с применением дистанционных и электронных технологий реализуется посредством ряда направлений и совокупности форм и методов работы, что способствует оптимизации учебного процесса, предоставлению помощи всем участникам образовательного процесса и обеспечивает адаптацию обучающихся с нарушениями здоровья в социуме.

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 71-80.

2. Козловская Г.Ю., Эм Е.А. Организация онлайн-тьюторинга процесса адаптации первокурсников с ОВЗ и инвалидностью// Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. 2019. № 5 (80). - С. 172-178.

3. Образовательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в онлайн-формате: коллективная монография / под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. - 161 с.

4. Проблема развития сетевых технологий в образовании/ Малянова А.Р.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.20-23

5. Приемы, используемые педагогом для мотивации познавательной активности/ Муравейникова Е.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 24-25

6. Особенности профессионального становления личности студента в процессе обучения/ Небавова Т.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 26-29

7. Построение методического аппарата для определения потребностей в получении новых научных знаний и технологий/ Пашникова И.К.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.30-34

8. Bases of formation of linguoculturological competence/ Yakhshieva Z.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.4-9

9. Наука в квадрате: новому времени - новые открытия!/ Вориводина М.В., Федорова С.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.9-14

10. Геймификация как средство повышения эффективности онлайн-курсов/ Гаври-лова И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.14-23

11. Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа то-лена абдикова "кектерек" ("голубой тополь")/ Гакрама К.М.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.24-29

12. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35

Kozlovskaya Galina Yurevna, PhD in Psychology, Associate Professor North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia

ORGANIZATION OF ONLINE TUTORING FOR STUDENTS WITH DISABILITIES AT THE UNIVERSITY

The article discusses the features of the organization of psychological and pedagogical online support for students with disabilities and disabilities. The directions, content and technologies of support by means of digital technologies and technologies of an inclusive electronic educational environment are presented.

Key words: tutor support, distance learning, online tutoring, students with disabilities and disabilities, electronic educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.