Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ: СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ЦИФРОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ: СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DIGITAL TOLERANCE / ACCESSIBILITY / DIGITAL ENVIRONMENT / PERSONS WITH DISABILITIES / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна

В работе приводятся материалы, характеризующие средства обеспечения цифровой толерантности информационной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы конкретизируют понятие «цифровая толерантность», раскрывают его характеристику, описывают инструменты обеспечения в период пандемии, при которой образовательная коммуникация осуществляется в удалённом формате средствами дистанционных образовательных технологий. Понятие цифровая толерантность информационной среды раскрыта через описание средств её обеспечения для обучающихся с различными вариантами трудностей и ограничений по здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOLERANCE OF THE MEDIA: SECURITY MEANS IN PANDEMIC PERIOD

The work provides materials characterizing the means of ensuring information accessibility of the digital environment for students with disabilities. The authors specify the concept of “digital tolerance”, reveal its characteristics, describe the tools of support during a pandemic, when educational communication is carried out in a remote format using distance educational technologies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ: СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

Педагогика

УДК 376.0

доктор педагогических наук, профессор Денисова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец);

кандидат педагогических наук, доцент Леханова Ольга Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец)

ЦИФРОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ: СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ В

ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация. В работе приводятся материалы, характеризующие средства обеспечения цифровой толерантности информационной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы конкретизируют понятие «цифровая толерантность», раскрывают его характеристику, описывают инструменты обеспечения в период пандемии, при которой образовательная коммуникация осуществляется в удалённом формате средствами дистанционных образовательных технологий. Понятие цифровая толерантность информационной среды раскрыта через описание средств её обеспечения для обучающихся с различными вариантами трудностей и ограничений по здоровью.

Ключевые слова: цифровая толерантность, доступность, цифровая среда, лица с инвалидностью, ограниченные возможности здоровья, технологии дистанционного образования.

Annоtation. The work provides materials characterizing the means of ensuring information accessibility of the digital environment for students with disabilities. The authors specify the concept of "digital tolerance", reveal its characteristics, describe the tools of support during a pandemic, when educational communication is carried out in a remote format using distance educational technologies.

Keywords: digital tolerance, accessibility, digital environment, persons with disabilities, distance education technologies.

Исследование выполнено в рамках Гранта «Разработка регионального информационно-аналитического портала «ПЕРСПЕКТИВА-PRO» как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», договор №17

от 26 декабря 2019 г.

Введение. Проблема внедрения цифровых технологий в сферу удовлетворения особых потребностей и специфических нужд обучающихся с особенностями развития является одним из центральных вопросов современного социально-гуманитарного и педагогического знания. В Конвенции о защите прав человека и основных свобод граждан [31 и Конвенции ООН о правах инвалидов [81, обеспечение доступа к информации, в т.ч. глобальным интернет-ресурсам, входит в перечень основных прав человека.

1. В современных условиях пандемии, в силу объективных угроз и независящим от образовательных организаций обстоятельств, произошёл тотальный переход отечественного образования в режим удаленного взаимодействия, реализуемого средствами дистанционных образовательных технологий, цифровых сервисов и инструментов (Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2020 г. № 465, Приказы Минпросвещения России № 103 и № 104 от 17 марта 2020 г.).

В этих условиях в зоне особого риска оказались те обучающиеся, чьи способности к образованию вне живого и непосредственного контакта с педагогом и коллективом сверстников имеют существенные трудности и требуют особых, цифровых инструментов и средств реализации.

В то же время, можно констатировать, что усиление процессов онлайн-интеграции граждан с инвалидностью в целом является веянием времени и признаётся экспертами как показатель готовности современного общества к дальнейшей цифровизации и социальной интеграции [71, [111, [141, [161, [171. Иными словами, совершенствование национального онлайн-пространства стратегически нацелено на повышение общедоступности информационных модулей, программных продуктов, интернет-ресурсов, что делает решаемую в данной статье проблему особенно актуальной.

Определяя актуальность рассмотрения заявленной проблематики на государственном уровне, уместно сослаться на следующий нормативно-правовой регламент, касающийся вопросов разработки и применения технологий цифровизации образования:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

- Приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 № 4452. «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендациям по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

- Письмо Минпросвещения России № 05-398 от 10.04.2020 г. «О направлении методических рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

С учётом общих трендов развития общества, запросов государства и текущего регламента стоит задача определения сущности цифровой толерантности и тех опций, которые способствуют её развитию и обеспечению доступности информационного контента и цифровой среды в целом.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на то, что цифровая доступность и digital-культура являются одними из значимых компонентов государственной политики [41, [71, а термин «цифровая толерантность» звучит как синоним доступности цифровых информационных модулей, программных продуктов и интернет-ресурсов [171, вопрос о сущности цифровой толерантности и инструментах её обеспечения для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья не получили достаточного научного осмысления и осознанного практическими запросами методического решения.

В современных отечественных и зарубежных исследованиях могут быть выделены несколько ключевых направлений, опирающихся на различные подходы к решению проблематики.

Так в рамках социального подхода доступность для инвалидов цифровых сервисов является одним из значимых компонентов развития общества и цифровизации экономики [151, [181. Доступная цифровая среда призвана обеспечить применение цифровых технологий, искусственного интеллекта, нейросетей для максимальной интеграции инвалидов во все сферы общественной жизни и их максимального участия в социальных процессах и явлениях [181.

Информационный подход призван определить типологию и содержание цифровых средств удовлетворения особых нужд и потребностей лиц с инвалидностью, разработать специальные инструменты, сервисы и технологии, которые помогли бы инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья иметь наравне с другими доступ к информации и глобальным интернет - сетям в целом и образовательному процессу в частности [11, [91, [111, [141, [151. В этом плане уместно упомянуть международный стандарт обеспечения доступности webконтента (Web Content Accessibility) [121, содержащий требования к понятности, надёжности, адаптированности сайтов под особые нужды пользователей.

Педагогический подход рассматривает вопросы образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в аспекте реализации методов и технологий образовательной инклюзии, среди которых, в рамках рассматриваемой проблематики, особое место занимают технологии электронного обучения, дистанционные образовательные технологии и информационно-коммуникационные технологии образования [111, [131, [161. Анализируя инклюзивное образование как специфический феномен, многие ученые в рамках данного подхода говорят о необходимости формирования в образовании инклюзивной культуры, как культуры отношения к инвалидности у всех участников образовательных отношений. Особое место при этом уделяется созданию специальных условий для образования инвалидов и их интеграции в общество. Вопросы разработки цифровых инструментов для удовлетворения особых образовательных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся к числу проблем, актуальность которых в настоящее время имеет приоритетное значение как в практике стран Восточной и Западной Европы, США и Японии, так и в нашей стране. В этом плане особое место в педагогических исследованиях занимают вопросы универсального дизайна, доступности образовательного контента, инструментов электронного обучения[101, [111.

С учётом изложенных позиций можно заключить, вопросы цифровой доступности и цифровой толерантности относятся к междисциплинарной проблематике и находится в центре внимания как учёных, так и практиков.

В соответствие с имеющимися данными [21, [51, [61, под цифровой толерантностью информационной среды следует понимать процесс обеспечения доступности содержания и формы предоставления ресурсов и информации, расположенных в цифровой, в т.ч. интернет-среде, с учётом индивидуальных особенностей, ограничений и состояния здоровья разных групп пользователей. Такое приспособление подразумевает учёт имеющихся трудностей и описание путей устранения этих трудностей.

Рассмотрим примеры типичных трудностей обучающихся и инструментов их устранения в парадигме цифровой толерантности информационной среды, определённый авторами статьи на основе обобщения и анализа результатов работы с инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

1. Трудности произвольной регуляции деятельности, неумение спланировать свою работу на длительный срок, изменения субъективного восприятия времени.

Контент следует предъявлять небольшими блоками, дозированно, с чёткой и простой навигацией и простым интерфейсом. При наличии ограниченных временных рамок работы с контентом, следует информировать об ограничениях, предусмотрев поблочный лимит времени. Информация о способе получения помощи должна быть представлена явно, понятно и просто. Алгоритм и способ получения помощи должен предусматривать возможность получения пользователем консультаций. Следует снабдить контент поясняющими комментариями и разъяснениями, к которым пользователь сможет обратиться в случае надобности. Следует минимизировать всплывающие дополнительные окна и анимационные эффекты.

2. Увеличение времени переработки речевого сообщения, трудности восприятия и понимания текстовой информации. Как следствие -потеря мотивации к самообучению навыкам работы в цифровой среде.

Текстовая информация должна быть сопровождена понятной и оправданной семантически инфографикой, графическими символами, простыми рисунками или схемами. Каждый графический элемент должен иметь лаконичную и простую текстовую подпись. Алгоритм работы и иные элементы работы с информацией полезно снабдить демонстрационным видео. Контент разбить на смысловые блоки с описанием логических переходов и связей. Каждый смысловой блок информации следует снабдить краткими опросами на понимание и верное толкование контента.

3. Трудности социального плана, недостатки понимания социального плана взаимодействия, неверное понимание социального контекста и эмоциональной составляющей интернет-коммуникации. Трудности адаптации к необычным условиям и кризисным ситуациям.

Необходимо чётко оговаривать правила поведения и общения в цифровой среде и предусмотреть средства контроля их выполнения. Важно снабдить контент эмоциональной и личной составляющей, предусматривающей оценивание социального плана коммуникации и действия с моделированием различных социальных ролей. Следует использовать конкретные и краткие формулировки, инфографику, схемы и символы. Рекомендуется использовать чат для отражения в нем элементов вербальной информации и коммуникации с пользователем. Следует использовать потенциал семьи и ученического тьюторинга в

вопросах оказания в работе в цифровой среде. Важно обеспечить максимальную простоту и последовательность изложения материала, его визуализацию, в т.ч. посредством видеороликов и слайдовых презентаций. Следует предусмотреть возможность предоставления социально-психологического и тьюторского сопровождения в онлайн формате. Рекомендуется оперировать к личному опыту пользователя, предусмотреть опрос с целью выявления его личного мнения. В контенте следует выделять наиболее значимые смысловые сегменты и предоставлять выбор формы, последовательности и режима работы с материалом.

4. Обучающийся маломобилен, испытывает трудности передвижения.

Следует обеспечить простую навигацию, привычную структура страницы, достаточный для восприятия размер объектов, шрифта. Не рекомендуются слишком контрастные цвета, избыточная анимация, всплывающие окна. Следует использовать простой и привычный для пользователя интерфейс. Недопустимы алгоритмы для пользователя, которые предполагают многочисленные манипуляции и точно координированные действия с мышью, а также высокий темп коммуникации в интернет-среде. Рекомендуется предусмотреть возможность тьюторинга и личного контакта через сервис видеообращений. В ситуации чат-общения рекомендуется предусмотреть различные онлайн-символы, в т.ч. общепринятые смайлы, графические жесты и т.п.

5. Трудности зрительного восприятия информации.

Следует предусмотреть простую навигацию, доступное цветовое оформление и размеры шрифта, понятная и лаконичная структура страницы. Обязательно текстовое описание всех графических объектов, символов, графики, рисунков. Рекомендуется максимально простой и понятный интерфейс. Следует избегать всплывающих окон и фоновых картинок. Необходимо предусмотреть совместимость контента с программным обеспечением для лиц с нарушениями зрения для преобразования электронной информации в доступную и удобную форму (например, печать текста рельефно-точечным или укрупненным шрифтом, перевод в аудиофайл, сканирование и др.). Рекомендуется предусмотреть возможность работы с программами экранного доступа (например, Jaws или NVDA).

6. Трудности восприятия информации на слух.

Следует предусмотреть простую и понятную навигацию, текстовое дублирование аудиоинформации, субтитрирование аудиоинформации. Следует избегать чрезмерного обилия вербальной информации и высокого темпа коммуникации. Информацию рекомендуется сопровождать наглядными символами, инфографикой, рисунками, слайдовыми презентациями. При ведоконференцсвязи говорить чётко и внятно, предоставлять возможность видеть артикуляцию говорящего. Следует предусмотреть проведение кратких опросов на понимание контента. Стоит избегать слов с неоднозначным мили многозначным смыслом, с нулевой семантикой, сложные и недоступные для понимания термины. Для пояснения некоторых слов следует предусмотреть возможность обращения к всплывающим окнам с расшифровкой значения слов и пояснениями к материалу.

7. Речевые трудности.

Необходима простая и чёткая навигация, неконтрастный фон, лаконичная и чёткая вербальная информация. Недопустим высокий темп коммуникации. Весь контент должен иметь наглядное сопровождение информации. В процессе видеоконференцсвязи говорить чётко и внятно. Следует предусмотреть проведение кратких опросов на понимание контента.

Представленный материал представляет собой простой и внятный алгоритм, который позволит обеспечить доступность и цифровую толерантность информационной, в т.ч. образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, тяжёлыми заболеваниями соматического профиля. Представленные в таблице рекомендации определяют минимальный набор по оформлению и структурированию информации, форме предъявления контента для лиц с различными вариантами ограничений по здоровью.

Выводы. Представленный в рамках настоящего исследования материал позволяет говорить о том, что существующие в настоящее время подходы и сформировавшиеся в период пандемии угрозы определяют новые вызовы к образованию и ставят перед ним новые задачи, связанные с обеспечением цифровой толерантности информационной среды для особых групп обучающихся. Удовлетворение особых образовательных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает определение ведущих трудностей и путей оказания помощи, преодоления этих трудностей средствами цифровой среды и цифровых инструментов. Представленный в статье материал структурирует пути обеспечения цифровой толерантности информационной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учётом требований к отбору и семантизацию контента, к форме предъявления информации, технологиям доставки материала и контроля его понимания, а также средствам поддержки и сопровождения пользователей с теми или иными вариантами ограничений по здоровью.

Литература:

1. Альтовский Е. Как сделать веб-сайт дружественным к людям с ограничениями по зрению. М., МОО «Информация для всех», 2009. 11 с.

2. Афанасьев Д.В., Денисова О.А., Леханова О.Л. Специфика взаимодействия ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. Сборник статей. Сер. "Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»" Москва, 2018. С. 72-82.

3. Всеобщая декларация прав человека URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 24.05.2020).

4. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы: Постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года №1297. URL: http://gov.garant.ru/document?id=71165834&byPara=1&sub=13 (дата обращения:24.05.2020)

5. Денисова О.А., Леханова О.Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 119-129. doi: 10.17759/pse.2017220114

6. Денисова О.А., Леханова О.Л. Специальные условия получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузе // Специальное образование. 2014. № 10. С. 26.

7. ИРИ предложил разработать единый стандарт государственных сайтов для людей с ограниченными возможностями // Сайт "Институт развития интернета" URL: http://ири.рф/news/70 (дата обращения: 24.05.2020)

8. Конвенция о правах инвалидов. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 24.05.2020).

9. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: дис. ... доктора пед. наук. Москва, 2005.

10. Леханова О.Л. Специфика применения средств электронного обучения в высшем профессиональном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные информационные технологии. Теория и практика материалы II Всероссийской научно-практической конференции в рамках ИТ-форума «ICITY 2015: Информатизация промышленного города». 2016. С. 141-145.

11. Марголис А.А., Рубцов В.В., Панюкова С.В., Сергеева В.С. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 102-110.

12. Обзор стандартов W3C по обеспечению доступности веб-контента // Стратегии, стандарты, ресурсы по веб-доступности для инвалидов [Электронный ресурс]: URL: https://www.w3.org/WAI/standards-guidelines/ru (дата обращения: 24.05.2020).

13. Панюкова С.В., Сергеева В.С. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 72-83.

14. Подымова Л.С Толерантность к неопределенности как фактор психологической устойчивости личности в цифровой образовательной среде // Человеческий капитал в формате цифровой экономики Международная научная конференция, посвященная 90-летию С.П. Капицы: сборник докладов. 2018. С. 331-337.

15. Санпитер Ю.П. Реализация принципа доступности информации на сайтах специальных библиотек для слепых и слабовидящих // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 3(19). С. 128-132.

16. Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 66-74. doi:10.17759/jmfp.2016050307

17. Эксперты обсудили доступность цифровой среды для инвалидов / Сайт "/Изестия iz" [Электронный ресурс]: URL: https://iz.ru/950955/2019-12-05/eksperty-obsudili-dostupnost-tcifrovoi-sredy-dlia-invalidov (дата обращения: 25.01.2020).

18. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. C. 133-140.

Педагогика

УДК 376.6

кандидат психологических наук, доцент Дохоян Анна Меликсовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Алдакимова Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПАРТНЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ - ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье представлен опыт работы профессорско-преподавательского коллектива ФГБОУ ВО «АГПУ» по реализации научно-практического проекта «Мир профессий глазами ребенка», победителя Конкурса Президентских грантов РФ 2019 года. Авторы демонстрируют такое важное направление в профессиональном становлении личности младшего школьника, как ранняя профессионализация и помощь в профессиональном самоопределении детей-сирот. На базе детской деревни «Виктория» доценты осуществляли приобщение младших школьников, актуализировали их знания и представления о труде взрослых, что выступило одним из средств допрофессионального самоопределения и ранней профориентации.

Ключевые слова: профессия, профессионализация, дети-сироты, научный проект, труд, трудовая деятельность, самоопределение.

Annotation. The article presents the experience of the teaching staff of the Armavir state pedagogical University in the implementation of the scientific and practical project" World of professions through the eyes of a child", the winner of the Competition of Presidential grants of the Russian Federation in 2019. The authors demonstrate such an important direction in the professional development of the younger schoolboy as early professionalization and assistance in the professional self-determination of orphaned children. On the basis of the children's village "Victoria", associate professors introduced younger students, updated their knowledge and ideas about adult work, which was one of the means of pre-professional self-determination and early career guidance.

Keywords: profession, professionalization, orphaned children, scientific project, labor, labor activity, self-determination.

Введение. Социальное и научно-практическое партнерство в сфере образования - примета нового времени. Сегодня не только общеобразовательные учреждения, но и учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно развиваться, да и порой, просто выжить.

Кубанский регион - уникальная система и флагман в реализации различных федеральных проектов, программ и стратегий в области поддержки и сопровождения детей-сирот и приемного родительства. Поэтому именно социально-образовательный центр «Виктория», который функционирует с 2015 года, учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать открытой системой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.