2020/2-
(Ш\
Ю. В. Гпузман
УДК 373.51
ДИСТАНЦИОННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00019 (РФФИ) «Подготовка будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования»
ктуальность исследования обусловлена увеличением количества детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и необходимостью организации непрерывного инклюзивного образования. По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2019 года в Российской Федерации насчитывается 679,9 тыс. детей-инвалидов, в 2016 году их было 617 тыс., в 2017 году - 636 тыс., в 2018 году - 651 тыс. человек.
Практика работы образовательных учреждений показала, что в качестве эффективной модели организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать модель внедрения дистанционных образовательных технологий [6]. Важно отметить, что кроме обучения особо значимой для детей с ОВЗ является коррекционно-развивающая работа с целью улучшения их физического и психического здоровья и коррекции различных нарушений.
Ситуация с введением карантина и режима самоизоляции с целью профилактики рас-
пространения коронавируса показала отсутствие единого подхода и модели дистанционной работы с детьми с инвалидностью, неготовность специалистов к коррекционно-раз-вивающей работе с детьми с ОВЗ в онлайн-формате, отсутствие специализированных он-лайн-ресурсов, разрозненность учебно-методического материала и т.п.
В связи с тем, что в Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья, дистанционный формат обучения и поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является востребованным и необходимым. Этот аспект находит отражение и в приоритетном проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016) и в Государственной программе «Доступная среда 2011-2025».
Обоснование концептуально-методологических основ дистанционной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит повысить качество оказываемой работы с учетом тенденций развития инклюзивной и цифровой образовательной среды. Разработка программно-методического обеспечения дистанционной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (сайта, онлайн-курсов, типовых коррекционно-развивающих программ, онлайн-ресурсов) позволит обеспечить сопровождение детей с различными нарушениями, а также улучшить подготовку педагогов, работающих с ними.
Цель статьи - проанализировать современную ситуацию использования дистанционной формы коррекционно-развивающей работы; раскрыть возможности цифровых и онлайн- ресурсов в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время дистанционным технологиям обучения стало уделяться большое внимание. Проблема дистанционного обуче-
ния лиц с инвалидностью не нова. Как показал анализ трудов зарубежных ученых (M. Deschaine, Sh. Burgstahler [11], J. Smith, N. Coombs, B. Mapuranga [12], E. Vasquez [13], B. A. Serianni, M. Alper, S. Kritikou, M. Koutsoumpa, L. Mead), их исследования посвящены дистанционным технологиям, интерактивным формам и онлайн- обучению детей с инвалидностью.
Некоторые учащиеся не могут посещать занятия в классе. Это дети с ограниченными возможностями здоровья: нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ограничивающими двигательную активность. Проблемы обучающихся с ОВЗ также связаны с неумением устанавливать коммуникативные отношения, боязнью незнакомых людей, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью.
Дистанционные технологии обеспечивают опыт социальной коммуникации. Они дают возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, развития интеллектуального, творческого потенциала. Помогают определиться с будущей профессией и продолжить образование в дистанционной форме в образовательном учреждении среднего профессионального и высшего образования. Дистанционное обучение детей-инвалидов - не просто одна из тенденций современного информационного общества, иногда это единственная возможность адаптироваться в социуме.
Это подтверждают отечественные ученые (Ю. В. Богинская [1], Т. А. Титова [10], С. Н. Бегидова, Р. Р. Саркисян, В. С. Бегидов, С. В. Пепеляева, Н. Ю. Городничева, Е. Н. Коро-таева, И. В. Суворова [9], С. А. Аносова), в трудах которых изучен зарубежный опыт использования онлайн-ресурсов; обоснована возможность получения знаний в дистанционной форме; описаны существующие в России информационно-образовательные платформы «Телешкола» и «1-школа»; проанализированы результаты обучения детей-инвалидов дистанционно. Данные исследования ориентированы на дистанционный формат
работы именно учителей-предметников. Однако для детей с инвалидностью и ОВЗ особо значимыми являются специалисты, занимающиеся коррекционным сопровождением: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, психолог.
В трудах Л. М. Пономаревой и Н. В. Бабкиной подтверждается, что «коррекционно-раз-вивающая область является неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Реализация входящих в нее коррекционно-разви-вающих курсов специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектоло-га), направленных на удовлетворение - образовательных потребностей каждого ученика, способствует преодолению, ослаблению тех объективно существующих трудностей, которые могут препятствовать усвоению ребенком учебного материала, формированию у него учебных навыков, адаптации в социуме. Таким образом, успешность освоения образовательной программы (как академического компонента, так и компонента жизненной компетенции) непосредственно связана с успехами ребенка в освоении коррекционно-развивающих курсов» [7].
В тоже время важно отметить, что стали появляться единичные исследования (А. Ю. Казакова [4], Т. А. Соловьева [8], Н. Н. Куимова [5], О. А. Никишина [5], В. В. Бутакова [2], Г. В. Сенченко [2], Д. П. Бурнакова), направленные на конкретизацию понятий «цифровая образовательная среда для обучающихся с ОВЗ», «адаптированный цифровой образовательный контент», а также описывающие возможности дистанционного формата в кор-рекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в рамках проведения профилактических мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования были разработаны и распространены методические рекомендации по организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ для разных специа-
2020/2-
(im
листов (педагогов начального образования, педагогов основной школы, учителей-дефек-тологов, педагогов-психологов). Можно отметить следующие из них:
1. Рекомендации по организации дистанционного обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Использование специального оборудования для персонального компьютера при дистанционном обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями.
3. Методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с нарушениями речи / задержкой психического развития (ЗПР) на начальной ступени образования.
4. Психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе дистанционного обучения.
5. Рекомендации педагогам по организации дистанционного обучения детей с ЗПР на основной ступени обучения.
6. Памятка для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме.
7. Особенности реализации коррекцион-но-развивающей области для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме.
8. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями учителем-логопедом.
9. Методические рекомендации по организации учителем-дефектологом (сурдопедагогом) дистанционного обучения глухих обучающихся [3].
Однако анализ вышеуказанных научных трудов показал, что при организации дистанционной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспокоенность вызывают следующие моменты:
- отсутствие механизма, единых подходов и форм дистанционной работы с детьми с ОВЗ;
- недостаточная разработанность программно-методического обеспечения указанного формата работы;
- неадаптированность учебно-методических комплексов под потребности разных нозологических групп;
- крайне редкое использование ассистив-ных технологий и доступных носителей и форматов (видеоматериалы с субтитрами, DAISY и др.).
При дистанционной форме обучения возможно использование различных мессенд-жеров, обеспечивающих использование аудио-и видеосвязи. Наиболее распространенными являются Viber, WhatsApp, Skype, Discord, Hangouts. Эти и некоторые другие приложения можно использовать как на компьютере, так и на мобильных устройствах.
Важно отметить, что дистанционная кор-рекционно-развивающая работа предполагает возможность сочетания различных форматов занятий - видеотрансляции, видеоконференции, выполнение ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы.
При электронной форме представляется целесообразным использование файлообмен-ников, например «Яндекс.Диск» или «Google Диск». Специалист может заранее размещать материалы, необходимые для занятия, инструкции к заданиям и упражнениям, различные памятки, ссылки на другие ресурсы или файлы.
К типовым цифровым ресурсам дистанционной коррекционно-развивающей работы можно отнести: сайты с подборками игр, многофункциональные порталы, обучающие курсы (LogicLike, IQsha), цифровые мобильные платформы (AR Tutor), сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий и дидактических игр (Learningapps, Scratch), онлайн-тестирование, тренажеры, 3D-карточки, кейс-технологии, Google-Forms и др.
Вся образовательная информация, представленная на сайтах для дистанционного
обучения, должна соответствовать стандарту обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility). При этом под web-доступностью понимается свойство Интернет-ресурса, учитывающее все возможные проблемы, с которыми может столкнуться человек при его использовании. Речь идет о том, чтобы сделать веб-контент доступным для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений [1].
На основании вышесказанного можно выделить основные достоинства применения дистанционных технологий с детьми с инвалидностью и ОВЗ:
- технологичность - консультации с использованием современных программных и технических средств делает коррекционно-развивающую работу педагога-психолога с детьми ОВЗ более эффективной. Новые технологии позволяют общаться с подростком лично здесь и сейчас;
- доступность и открытость обучения -возможность удаленного обучения. Это делает процесс обучения более доступным для всех категорий обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Обучение в любое время и в любом месте позволяет учащимся выработать индивидуальный график обучения;
- индивидуальность системы дистанционного обучения. Обучающийся сам определяет темп занятия, может возвращаться по несколько раз к отдельным заинтересовавшим его темам.
В основе дистанционного консультирования заложены психолого-педагогические технологии разнотемпного обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов коррек-ционно-развивающего воздействия педагога-психолога на обучающегося.
Таким образом, дистанционный формат обучения помогает детям с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья не только осваивать основные образовательные программы, но и двигаться значительно дальше своих сверстников, если возможности организма это позволяют. Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом в сети Интернет посредством онлайн-ре-сурсов займут достойное место в коррек-ционно-развивающей работе педагога-психолога современного образовательного учреждения.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ современной ситуации использования дистанционной формы коррекционно-развивающей работы, описаны возможности использования цифровых и онлайн-ресурсов в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: коррекционная работа, ограниченные возможности здоровья, дистанционные образовательные технологии, инклюзивное образование, онлайн-ресурсы.
SUMMARY
The article presents an analysis of the current situation of using the remote form of correctional and developing work, describes the possibilities of using digital and online resources to accompany children with disabilities.
Keywords: corrective and developmental coaching, special-needs, distance learning technologies, inclusive education, online resources.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богинская Ю. В., Глузман Я. А. Дистанционное образование студентов с инвалидностью: возможности и перспективы // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Материалы XIV Международной конференции. - 2016. - С. 94-98.
2. Бутакова В. В., Сенченко Г. В. Опыт включения метода дистанционного обучения в процесс коррекционной-развивающей работы // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. Материалы V Международной научно-практической конференции / под общей редакцией И. О. Логиновой. - 2018. - С. 466473.
2020/2-
(im
3. Дистанционное обучение детей с ОВЗ // Институт коррекционной педагогики Российской академии образования [Электронный ресурс]. - URL: https://ikp-rao.ru/ distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/
4. Казакова А. Ю., Соловьева Л. К. Возможности дистанционного обучения в кор-рекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. Материалы XI Международной научной конференции / под общей редакцией В. Н. Скворцова, Л. М. Кобрина. -2015. - С. 145-150.
5. Куимова Н. Н., Никишина О. А., Пепе-ляева С. В. Применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с младшими подростками // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 6. - С. 421.
6. Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий // Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 07-832 [Электронный ресурс]. - URL: https://usperm.ru/content/pismo-minobrnauki-rossii-ot-10122012-no-07-832.
7. Пономарева Л. М., Бабкина Н. В. Особенности реализации коррекционно-развиваю-щей области для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме [Электронный ресурс]. - URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/ Osobennosti-realizacii-korr.-razvivajushhej-oblasti-dlya-detej-s-ZPR.pdf.
8. Соловьева Т. А., Соловьев Д. А., Вой-тас Д. А. Цифровая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: основные понятия и их характеристика // Дефектология. - 2020. - № 2. - С. 42-56.
9. Суворова И. В. Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России [Электронный ресурс] // Образование и наука. -2014. - №1 (110). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/modeli-distantsionnogo-obrazovaniya-detey-invalidov-v-rossii-1.
10. Титова Т. А. Использование ИКТ в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука и перспективы. - 2015. - № 1. - С. 7.
11. Burgstahler Sh., Smith J., Coombs. N. Issues in Accessing Distance Education Technologies for Individuals with Disabilities // Equal Access to Software and Information Laguna Hills, CA-URL: http://ncdae.crg/iEsources/articles/echnology.php
12. Mapuranga B. Open and Distance Learning Accessibility to Learners with Disabilities // International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE). - Volume 1. - Issue 4. - April 2014. - Pp. 1-12.
13. Vasquez E., & Serianni B. A. Research and Practice in Distance Education for K-12 Students with Disabilities // Rural Special Education. - 2012. - 31(4). - Fp. 33-43.
iWÈ)
Ю. Ю. Курбангалиева, О. М. Коробкова
УДК 37. 376
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗИТИВНОЙ
КОММУНИКАТИВНОЙ
УСТАНОВКИ У ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
современном мире в связи с усилением противоречий в общественной жизни и экономике возникает необходимость в формировании личности, которая способна принимать окружающий мир и других людей во всем их многообразии и уникальности, свободно мыслящей, умеющей открыто, но тактично выражать свою позицию, понимать чувства, переживания других. Перестройка отно-