Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Шпренгер Кьелль Клаус, Беркелиев Сердар

В соответствии с Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» современные образовательные организации должны быть оснащены цифровой образовательной средой и использовать в своей деятельности информационные технологии. На сегодняшний день инновационные технологии активно внедряются в образовательный процесс, находясь на стыке с традиционными методами обучения. Это обусловлено тем, что использование сетевых и дистанционных форм в преподавании экономических дисциплин, в рамках организации образовательного процесса позволяет сформировать у обучающихся новые знания, умения, навыки, развивать способность к самостоятельному поиску информации и повышать мотивацию к эффективной познавательной деятельности. В статье рассматривается вопрос применения сетевых и дистанционных форм обучения как одного из инструментов организации качественного процесса обучения. Основные методы применяемые в ходе исследования - это метод аналитического обзора, сравнение и обобщение. В ходе проведенного исследования были выявлены специфические черты системы преподавания в условиях цифровой педагогики. Специфика преподавания в условиях цифровой педагогики позволяет реализовать конструктивные идеи опережающего непрерывного образования, внедрение инновационных технологий, реализацию интеграции науки и образования, сделать образование доступным для широкого круга людей, позволяет выбирать индивидуальную траекторию обучения, обучаться параллельно по нескольким образовательным программам. При всей положительной оценке специфики преподавания с применением дистанционных форм она имеет и некоторые отрицательные стороны, основные из которых - это обезличивание педагогического процесса, сложность формирования цифрового контента и техническая организация преподавания в рамках цифровой педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Шпренгер Кьелль Клаус, Беркелиев Сердар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF TEACHING IN THE CONDITIONS OF DIGITAL PEDAGOGY

In accordance with the Federal Project "Digital Educational Environment", modern educational organizations should be equipped with a digital educational environment and use information technologies in their activities. To date, innovative technologies are being actively introduced into the educational process, being at the junction with traditional teaching methods. This is due to the fact that the use of network and distance forms in the teaching of economic disciplines, within the framework of the organization of the educational process, allows students to form new knowledge, skills, skills, develop the ability to independently search for information and increase motivation for effective cognitive activity. The article discusses the use of network and distance learning as one of the tools for organizing a quality learning process. The main methods used in the course of the study are the method of analytical review, comparison and generalization. In the course of the conducted research, specific features of the teaching system in the conditions of digital pedagogy were identified. The specifics of teaching in the conditions of digital pedagogy allows us to implement constructive ideas of advanced continuing education, the introduction of innovative technologies, the implementation of the integration of science and education, make education accessible to a wide range of people, allows you to choose an individual learning trajectory, study in parallel in several educational programs. Despite all the positive assessment of the specifics of teaching using distance forms, it also has some negative sides, the main of which are the depersonalization of the pedagogical process, the complexity of the formation of digital content and the technical organization of teaching within the framework of digital pedagogy.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ»

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ Грязнова Елена Владимировна, д.ф.н., профессор (egik37@yandex.ru) Шпренгер Кьелль Клаус, магистрант Беркелиев Сердар, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Н.Новгород, Россия Грязнова Елена Владимировна, д.ф.н., профессор (egik37@yandex.ru)

В соответствии с Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» современные образовательные организации должны быть оснащены цифровой образовательной средой и использовать в своей деятельности информационные технологии. На сегодняшний день инновационные технологии активно внедряются в образовательный процесс, находясь на стыке с традиционными методами обучения. Это обусловлено тем, что использование сетевых и дистанционных форм в преподавании экономических дисциплин, в рамках организации образовательного процесса позволяет сформировать у обучающихся новые знания, умения, навыки, развивать способность к самостоятельному поиску информации и повышать мотивацию к эффективной познавательной деятельности. В статье рассматривается вопрос применения сетевых и дистанционных форм обучения как одного из инструментов организации качественного процесса обучения.

Основные методы применяемые в ходе исследования - это метод аналитического обзора, сравнение и обобщение.

В ходе проведенного исследования были выявлены специфические черты системы преподавания в условиях цифровой педагогики. Специфика преподавания в условиях цифровой педагогики позволяет реализовать конструктивные идеи опережающего непрерывного образования, внедрение инновационных технологий, реализацию интеграции науки и образования, сделать образование доступным для широкого круга людей, позволяет выбирать индивидуальную траекторию обучения, обучаться параллельно по нескольким образовательным программам. При всей положительной оценке специфики преподавания с применением дистанционных форм она имеет и некоторые отрицательные стороны, основные из которых - это обезличивание педагогического процесса, сложность формирования цифрового контента и техническая организация преподавания в рамках цифровой педагогики.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, взаимодействие, цифровая педагогика.

Пандемия COVID-19 создала беспрецедентный эксперимент перехода в кратчайшие сроки на дистанционные технологии в образовании, что не могло не отразиться на его качестве. В этих условиях онлайн-образование обеспечило возможность осуществления и дало старт педагогическому сдвигу от традиционных классических методов преподавания к цифровым педагогическим технологиям: от личного общения к виртуальному, от семинаров к вебинарам [6,11,18].

Обратим внимание на тот факт, что цифровые компетенции приобретают все большее значение, о чем свидетельствует в том числе тот факт, что в Отчете о глобальной конкурентоспособности общая оценка цифровых навыков выделена в самостоятельную категорию [3,7,12].

В целях повышения качества образования в будущем за счет использования цифровых технологий представляется необходимым рассмотреть их разнообразие, изучить опыт их применения, накопленный в процессе пандемии COVID-19. Из-за кризиса COVID-19 обучающиеся и преподаватели оказались в ситуации, когда они были вынуждены принять цифровой академический опыт, научиться использовать программное обеспечение, изменить методику обучения. Естественно, что спонтанный незапланированный переход стал серьезной проблемой для многих и вызвал значительные трудности в адаптации у ряда заинтересованных сторон, что привело к формированию негативного отношения к онлайн-образованию [5,9,15,23].

Значительными проблемами, отмеченными преподавателями, были отсутствие возможностей для значимого взаимодействия, узкий диапазон применения новаторства в обучении и механическое проведение занятий. Отметим, что данные проблемы могут быть решены с использованием существующих цифровых продуктов (онлайн-платформ, обеспечивающих коммуникационный процесс).

Другой, более важной проблемой стала невозможность видеть лица обучающихся, то есть иметь невербальный отзыв, преподаватели не могут читать по лицам обучающихся, что затрудняет изменение модели обучения. Данная проблема не позволяет вовремя мотивировать учеников, изменив содержание материала или иными методами. Решение вполне возможно в будущем, требуется создание новых технологических решений, обеспечивающих возможность единовременно видеть лица всех обучающихся.

В настоящее же время мотивация обучающихся в процессе онлайн обучения решалась многими вузами путем создания цифровых образовательных платформ и использования уже существующих, а отдельными преподавателями посредством разнообразия образовательного контента, трансформации существующих и разработки новых форм проведения практик с учетом возможностей, открывающихся при использовании цифровых технологий. Но достаточные технологические возможности, а также знания и умения были не у всех субъектов системы образования [1,4,8].

Например, в России к началу периода работы «на удаленке» большинство вузов не имели инфраструктуры для разворачивания полноценного дис-

танционного обучения, а каждый десятый вуз не имел даже базовой инфраструктуры для обеспечения дистанционного взаимодействия. Согласно аналитическому докладу, подготовленному по инициативе Минобрнауки России, 13% вузов не имели даже минимальной инфраструктуры (нет высокоскоростного доступа к сети интернет, нет специализированных систем хранения данных для размещения информационных систем), и лишь 11% вузов имели цифровую инфраструктуру, достаточную для полноценной организации обучения в онлайн и размещения контента на собственных мощностях.

Не удивительно, что качество удаленного образования получило очень низкие оценки среди российских преподавателей и студентов. Например, 55% российских студентов отмечают, что получили только список литературы, рекомендуемой для самостоятельного освоения, как минимум по одной дисциплине (из них 15% говорят, что такой формат выбран преподавателями всех изучаемых ими дисциплин) [13,14,22].

Почти 60% преподавателей сомневаются в качестве онлайн-обучения и не планируют продолжать его активное использование после выхода из самоизоляции. Тем не менее, 15% преподавателей считают, что качество образования стало значительно лучше. Зарубежные исследователи указывают на наличие взаимосвязи между глубиной и интенсивностью использования цифровых технологий и отношением к онлайн-образованию [20,21,24].

Студенты экономического профиля привыкли использовать цифровые технологии для общения. Преподавателям экономических дисциплин необходимо определить и понять, как использовать эти средства коммуникации для поддержки онлайн-обучения студентов. Задействовать стоит и социальные сети, ставшие популярным способом общения в нашей повседневной жизни. Социальные сети относятся к использованию веб-сайтов и приложений социальных сетей, таких как Facebook, Instagram и Twitter, для связи с семьей, друзьями и людьми с общими интересами.

Обучая через социальные сети, преподаватели могут не только помочь студентам сотрудничать, но и научить их вести исследовательскую дея-теьность [2,10,19].

Популяризация существующих и создание новых цифровых образовательных и коммуникационных продуктов является одним из приоритетных направлений развития современной системы образования. Ввиду того, что цифровые навыки являются приоритетными для развития для будущего специалиста экономического профиля и входят в обязательный набор навыков большей части профессий, требующих получения специальных знаний и навыков в университете, активное использование цифровых технологий в обучении может повысить навыки и компетенции обучающегося и развить цифровые навыки и цифровую гибкость, обеспечивающею легкость переключения между различными цифровыми продуктами.

В условиях пандемии, самый распространённый вид обучения стали Видеолекции, являясь системообразующим элементом ЦОС, широко используются в рамках преподавания учебных предметов и не только. Применение видеолекций в образовательном процессе обладает рядом неоспоримых достоинств:

- оригинальная форма подачи учебного материала, что при правильной организации вызывает живой интерес у обучающихся, делая знания более доступными для восприятия;

- обеспечивается возможность представления сложных данных и большого объема информации в визуальную форму с акцентом на понятные, яркие и запоминающиеся образы;

- возможность рационального планирования учебных заданий посредством оптимизации времени и форм взаимодействия педагога и студента;

- упрощение процесса восприятия, усвоения и освоения нового материала;

- активное вовлечение обучающихся в процесс обучения, а при наличии интерактивных заданий возможность повысить степень заинтересованности при восприятии новой информации;

- возможность углубленного изучения отдельных разделов экономики при проявлении заинтересованности у обучающегося;

- предупреждение потенциальных проблем при пропусках занятий, так как обучающийся имеет возможность самостоятельной отработки материала самостоятельно с применением широкого спектра ИКТ (смартфон, планшет, ноутбук);

- возможность использования при дистанционной форме обучения;

- развитие самостоятельной работы студентов на занятии совместно с формированием информационной культуры, творческого стиля деятельности обучающихся;

- повышение уровня качества знаний обучающихся с одновременным формированием у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Безусловно, цифровизация образования может нанести и серьезный ущерб системе, обеспечив, например, обезличивание процесса обучения [16,17,25].

Личность в цифровой образовательной среде представляется иконкой, иногда маленьким экранчиком, не обладает всеми привычными характеристиками обучающегося как человека, что приводит, в том числе, к снижению мотивации, вовлеченности, и, как следствие, результатов обучения. Массовые онлайн-курсы, с одной стороны, повышают доступность образования, с другой стороны - приводят к унификации образовательного контента, лишая научные школы возможности развивать совместно с обучающимися определенные научные теории, снижая тем самым вероятность возникновения диспутов.

Таким образом, для формирования цифровых технологий, обеспечивающих рост качества экономического образования, необходимо принимать во внимание множество факторов различного уровня, а формирование цифровых технологий должно стать целенаправленным результатом взаимодействия системы образования на разных уровнях, от групп государств до обучающихся.

Список литературы

1. Баранников, А. В. Цифровая педагогика: организационно-деятельностные аспекты взаимодействия учителя и учащихся в цифровой действительности / А. В. Баранников // Интерактивное образование. - 2020. - № 3-4. - С. 11-26.

2. Бондарев, М. Г. Реализация исследовательских студенческих проектов в условиях дистанционного обучения / М. Г. Бондарев, Л. А. Дикая // Педагогика. - 2021. - Т. 85. - № 7. - С. 68-80.

3. Брызгалина, Е. В. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации / Е. В. Брызгалина, Д. А. Алексеева, Э. Д. Дряева // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 5. - С. 161-167. - Б01 10.31992/0869-3617-2021-30-5-161167.

4. Василенко, К. А. Стеганография и педагогика: слабые и сильные стороны в печатных и цифровых учебных материалах / К. А. Василенко, Д. О. Курганов // Молодежь. Наука. Инновации. - 2020. - Т. 2. - С. 162-164.

5. Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. Индивидуализация человека в информационной социализации//Философская мысль. 2017. № 1. С. 17-29.

6. Грязнова Е.В., Глуздов В. А. Образование в информационной культуре человека: проблемы и перспективы/Мининский университет. Нижний Новгород, 2018.

7. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Паскаль В.В., Макарова О.В. Инновация": проблема трактовки сущности понятия в педагогике//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7 (33). С. 160-164.

8. Ивашкина, Т. А. Исследование проблемных аспектов развития современной цифровой педагогики / Т. А. Ивашкина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. -№ 2(87). - С. 145-147. - Б01 10.24412/1991-5497-2021-287-145-147.

9. Крюкова О.С. Традиционная и "Цифровая" педагогика в современном образовательном пространстве / О.С. Крюкова // Россия: тенденции и перспективы развития. -2018. - № 13 - 1.

10. Кузнецова, Н. Г. Исследовательская работа студентов в рамках дистанционного обучения / Н. Г. Кузнецова // Научный потенциал. - 2020. - № 4(31). - С. 43-47.

11. Павелко, Н. Н. Цифровая педагогика в условиях информационного общества / Н. Н. Павелко // Вестник ИМСИТ. - 2021. - № 3(87). - С. 36-38.

12. Петрищев, И. О. Обучение на основе средств цифровой педагогики как фактор повышения качества образовательных услуг и модернизации образования / И. О. Петрищев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2021. - № 1(110). - С. 183-190. - Б01 10.37972/еЬ§ри.2021.110.1.022.

13. Повышение качества предоставления образовательных услуг в условиях дистанционного формата обучения / Е. А. Челнокова, Ю. Н. Жулькова, Д. А. Казначеев [и др.] // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 7. - С. 198-202.

14. Позднякова, И. Р. Проблемы обеспечения качества образования в условиях циф-ровизации и дистанционного обучения в вузе / И. Р. Позднякова, Ю. В. Шубина // Вестник ГГУ. - 2021. - № 1. - С. 102-115.

15. Попова, А. В. Цифровая педагогика: к вопросу об изменении роли акторов педагогического процесса / А. В. Попова // Проблемы современного образования. - 2021. -№ 3. - С. 81-93. - БОТ 10.31862/2218-8711-2021-3-81-93.

16. Салманова, Д. А. Проблемы адаптации студентов к учебной деятельности при дистанционном обучении / Д. А. Салманова, М. К. Билалов, Р. Д. Гаджиев // Вопросы педагогики. - 2021. - № 7. - С. 265-271.

17. Скляренко, И. С. Анализ проблем возникающих в системе дистанционного обучения / И. С. Скляренко // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2020. - № 3. - С. 85-90.

18. Скулкин, А. А. Формирование цифрового образовательного пространства: адаптация цифровой педагогики / А. А. Скулкин // Мир науки, культуры, образования. -2021. - № 1(86). - С. 277-280. - DOI 10.24412/1991-5497-2021-186-277-280.

19. Смирнова Ж.В., Казначеев Д. А. Цифровые образовательные ресурсы в образовательной деятельности // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. Сборник статей по материалам VII Международной студенческой научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. В 2-х томах. Нижний Новгород, 2021. С. 142-147.

20. Таджибова, Р. О. Анализ систем дистанционного обучения в России и за рубежом / Р. О. Таджибова, Ш. А. Бакмаев // Инновационные технологии в образовании. -2020. - № 1(3). - С. 130-135.

21. Шестерякова, И. В. Дистанционная работа в России и за рубежом в период пандемии: сравнительно-правовой анализ / И. В. Шестерякова, И. А. Шестеряков // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 1. - С. 92-100. - DOI 10.24412/1608-87942021-1-92-100.

22. Широгалина, В. И. Изучение качества дистанционного обучения во время пандемии COVID -19 / В. И. Широгалина // Заметки ученого. - 2021. - № 6-1. - С. 229-234.

23. Шостак, М. А. Состояние проблемы формирования цифровой культуры будущих менеджеров в теории и практике педагогики / М. А. Шостак // Педагогический вестник. - 2020. - № 14. - С. 123-125.

24. Popov, I. E. New trends in distant education abroad: approaches for economic specialties / I. E. Popov // Педагогический журнал. - 2021. - Vol. 11. - No 3-1. - P. 158-165. -DOI 10.34670/AR.2021.47.60.015.

25. Slobodskaya, A. A. Distance education problems / A. A. Slobodskaya // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - No 7-5(63). - P. 25-28.

Gryaznova Elena Vladimirovna, Ph.D., Professor (egik37@yandex.ru ) Sprenger Kjell Klaus, Master's student Berkeliev Serdar, Master's student

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

THE SPECIFICS OF TEACHING IN THE CONDITIONS OF DIGITAL PEDAGOGY

In accordance with the Federal Project "Digital Educational Environment", modern educational organizations should be equipped with a digital educational environment and use information technologies in their activities. To date, innovative technologies are being actively introduced into the educational process, being at the junction with traditional teaching methods. This is due to the fact that the use of network and distance forms in the teaching of economic disciplines, within the framework of the organization of the educational process, allows students to form new knowledge, skills, skills, develop the ability to independently search for information and increase motivation for effective cognitive activity. The article discusses the use of network and distance learning as one of the tools for organizing a quality learning process.

The main methods used in the course of the study are the method of analytical review, comparison and generalization.

In the course of the conducted research, specific features of the teaching system in the conditions of digital pedagogy were identified. The specifics of teaching in the conditions of digital pedagogy allows us to implement constructive ideas of advanced continuing education, the introduction of innovative technologies, the implementation of the integration of science and education, make education accessible to a wide range of people, allows you to choose an individual learning trajectory, study in parallel in several educational programs. Despite all the positive assessment of the specifics of teaching using distance forms, it also has some negative sides, the main of which are the depersonalization of the pedagogical process, the complexity of the formation of digital content and the technical organization of teaching within the framework of digital pedagogy.

Keywords: distance learning, digital educational environment, interaction, digital pedagogy.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ТЬЮТОРИНГА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ

Козловская Галина Юрьевна, к.психол.н., доцент (e-mail: gkozlovskaia@ncfu.ru) Северо-Кавказский федеральный университет, г.Ставрополь, Россия

В статье рассматриваются особенности организации психолого-педагогического онлайн-сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Представлены направления, содержание и технологии сопровождения средствами цифровых технологий и технологий инклюзивной электронной образовательной среды.

Ключевые слова: тьторское сопровождение, дистанционное обучение, онлайн-тьюторинг, обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, электронная образовательная среда.

Процессы цифровой трансформации, происходящие в современном образовании, оказывают огромное влияние на все компоненты инклюзивной среды вузов, включая форматы взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Особое значение приобретают технологии психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью, которые предполагают опору на цифровые компетенции субъектов сопровождения для использование альтернативных форм общения (через электронную почту, социальные сети, мессенджеры, видеочаты и др.) с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

При организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью важно предусмотреть возможность дополнительных консультаций, направленных на разъяснение особенностей организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе алгоритмов работы в электронной образовательной среде вуза, этики сетевого взаимодействия, организации групповой работы в сети и т.п. При организации психолого-педагогического сопровождения студенты с ОВЗ получают опыт внеаудиторной работы в различных форматах и осваивают проектирование индивидуальной цифровой среды, что актуально и для преподавателей, осуществляющих адаптацию образовательных ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.