ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378.14
йО! 10.23951/2307-6127-2021-3-19-27
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
И. Г. Алмазова, Г. А. Корякина, С. Н. Числова
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец
Анализируется проблема разработки, характеристики и реализации важного условия организации образовательного процесса в университете с применением технологий дистанционного обучения, связанного с созданием в университете качественной цифровой образовательной среды, развития технической инфраструктуры и повышения квалификации вузовских преподавателей с целью эффективного использования ими технологий дистанционного обучения в процессах цифровой трансформации высшей школы. Причем такое условие анализируется не только с позиции повышения эффективности организации исследуемого процесса, но и с позиции обеспечения деятельности вуза, отвечающей требованиям мировых стандартов, что чрезвычайно важно в формате реализуемой государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг.
Приводятся данные опроса студентов и преподавателей университета, освещающие результаты измерения уровня эффективности реализации проверяемого условия организации образовательного процесса в университете с применением технологий дистанционного обучения.
Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, технологии дистанционного обучения, организация учебной работы.
При разноплановом анализе условий организации образовательного процесса в университете необходимо определить влияние реальной эпидемиологической ситуации в мире на протяжении 2020-2021 гг., которая привела к тому, что наиболее востребованными оказались такие формы реализации учебного процесса, где активно используются технологии дистанционного обучения. В качестве нормативно-правового акта в этом случае рассматривается Положение об организации применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Елецком государственный университет им. И. А. Бунина [1]. Данное Положение регламентирует порядок и условия применения указанных технологий в опоре на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., приказы Минобрнауки России, Устав и локальные акты университета. При этом актуальность определения условий организации образовательного процесса в университете с применением технологий дистанционного обучения связана с тем, что возникает необходимость переосмысления сложившегося опыта и определения вектора развития дистанционного обучения студентов, качественного анализа ме-
тодических рекомендаций по созданию таких условий и развитию системы использования технологий дистанционного образования в опоре на государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг., утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 [2].
Отметим отсутствие терминологического единства при характеристике заявленной темы. Сегодня широко используется термин «distance education» (дистанционное обучение), который будет рассматриваться с позиции организации образовательного процесса в университете, когда обучающиеся и преподаватели дистанцированы, удалены друг от друга по самым разным причинам. При этом преподаватели активно используют цифровые образовательные ресурсы, разрабатывая и читая лекции, осуществляя проведение практических занятий, консультаций, промежуточной аттестации, научных конференций и даже кураторской работы. Все перечисленные формы образовательного процесса так или иначе предполагают внедрение перечисленных цифровых технологий в образовательный процесс университета на текущий момент. «Именно студентам как основным потребителям образовательных услуг необходимо осваивать цифровые компоненты образовательного процесса, использовать технические средства» [3, с. 36]. Как показывают наблюдения вузовских преподавателей и ответы студентов в рамках самых разных опросов, студенты достаточно часто обращаются к мэйнфреймам и самым разным базам данных, готовы к использованию дистанционных технологий обучения, «активничают» в соцсетях и мессенджерах, решая образовательные задачи. А вот преподаватели вуза не всегда готовы на таком же уровне работать в цифровой образовательной среде. Следовательно, нужно искать пути и создавать условия для преодоления этого противоречия.
В рамках данного исследования был проведен опрос среди студентов, которые обучаются по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». В качестве респондентов были определены обучающиеся таких профилей, как «Дошкольное образование», «Дополнительное образование»; «Начальное образование», «Социальная педагогика»; «Начальное образование», «Информатика»; «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»; «Химико-биологическое образование и география»; 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психолого-педагогическая поддержка разнообразия детства» и т. п. Всего 80 студентов 1-х, 2-х, 5-х курсов.
Измерению уровня эффективности реализации проверяемого условия организации образовательного процесса в университете с применением технологий дистанционного обучения по педагогическому направлению подготовки послужил опрос. В ходе опроса студентам были заданы вопросы.
1. Как часто вы обращаетесь к мэйнфреймам и базам данных? Сделайте одну выборку:
- часто;
- редко;
- от случая к случаю.
Каким из них отдаете предпочтение?
2. Насколько вы готовы к использованию дистанционных технологий обучения (ДТО)? Сделайте одну выборку:
- полностью готовы к использованию ДТО;
- частично готовы;
- не готовы.
Какие из них вы рассматриваете как наиболее предпочтительные?
3. Обращаетесь ли вы к соцсетям (каким именно) и мессенджерам, решая образовательные задачи? Сделайте одну выборку:
- обращаюсь часто (не реже 1 раза в неделю);
- обращаюсь часто (не реже одного раза в месяц);
- иногда обращаюсь;
- нет.
Анкета носила комбинированный характер: можно было давать самостоятельный ответ или выбирать из предложенных. Результаты опроса
Ответ на первый вопрос показал, что респонденты обращаются к mainframe и базам данных (БД):
часто - 18 человек, 22 %; редко - 42 человека, 53 %; от случая к случаю - 20 человек, 25%. Отдают предпочтение таким БД, как:
- MySQL (реляционная база данных с открытым исходным кодом, работающая на платформах: Windows, Linux, Mac OS) и др.;
- MongoDB - (база данных NoSQL, ориентированная на хранение документов);
- Oracle - (интеллектуальная, безопасная и высокодоступная база данных в облаке, ко -торая помогает в работе на платформах Windows и Linux).
Уже то, что обучающиеся перечисляют БД, показательно. Значит они как минимум знают о них и работают с ними (рис. 1). Ответ на второй вопрос показал, что:
- полностью готовы к использованию ДТО - 12 человек, 15 %;
- частично готовы - 63 человека, 79 %;
- не готовы - 5 человек, 6 %. (рис. 2).
Рис. 1. Анализ ответов респондентов Рис. 2. Анализ ответов респондентов
на первый вопрос анкеты на второй вопрос анкеты
Наиболее предпочтительными респонденты указали:
- систему дистанционного обучения «Парус», используемую в ЕГУ им. И. А. Бунина;
- проведение онлайн-занятий и консультаций с преподавателями средствами организации видеоконференций на платформе Zoom;
- систему Jitsi Meet, онлайновый чат, применяемый часто ввиду простоты и экономичности использования;
- видеолекции на видеосервисе УоиТиЬе.
Ответы респондентов на третий вопрос свидетельствуют о регулярном и систематическом обращении обучающихся к соцсетям и мессенджерам при решении образовательных задач, так как:
- обращаюсь часто (не реже 1 раза в неделю) - выбрали 58 человек, 72 %;
- обращаюсь часто (не реже одного раза в месяц) - выбрали 18 человек, 23 %;
- иногда обращаюсь - выбрали 4 человека, 5 %; ответ «нет» участники опроса не выбрали (рис. 3).
Рис. 3. Анализ ответов респондентов на третий вопрос анкеты
Такие же вопросы были заданы преподавателям университета. Были опрошены методом случайной выборки 50 преподавателей.
Результаты опроса.
Ответ на первый вопрос показал, что респонденты обращаются к mainframe и базам данных:
- часто - 20 человек, 40 %;
- редко - 17 человек, 34 %;
- от случая к случаю - 13 человек, 26 %.
При ответе преподаватели называли такие БД, как MySQL (реляционная база данных с открытым исходным кодом, работающая на платформах: Windows, Linux, Mac OS) и др.
Уточняющие вопросы в устной беседе показали, что свободно ориентируются в предпочтениях преподаватели института математики, естествознания и техники ЕГУ им. И. А. Бунина, их в числе опрошенных было 15 человек.
Полностью готовы к использованию ДТО - 34 человека, 68 %; частично готовы -16 человек, 32 %; нет - такой ответ преподаватели не выбирали.
Все респонденты указали, что организуют и проводят занятия с применением технологий ДОТ.
Ответы респондентов на третий вопрос свидетельствуют о систематическом обращении преподавателей к соцсетям и мессенджерам при решении образовательных задач, так как эта ситуация объясняется «велением времени».
Результаты проведенного опроса показали, что взаимосвязь и взаимообусловленность форматов онлайн с применением технологий дистанционного обучения и офлайн с частич-
ным применением технологий дистационного обучения (ДО), совместная научно-исследовательская, учебно-методическая работа стимулируют познавательную инициативу, саморазвитие, самовоспитание, самообразование, стремление к личностному росту как студентов, так и преподавателей вуза. Активное использование технологий ДО в качественно организованной цифровой образовательной среде создают необходимые условия для преодоления противоречия в уровнях подготовленности студентов и преподавателей университета к работе в исследуемых условиях.
Термины «distant education» (дистантное образование) и «distant learning» (дистантное обучение) близки по своему значению и интересны в контексте характеристики особого способа реализации образовательного процесса в университете, способа, который предполагает реализацию информационно-коммуникационных, телекоммуникационных и технологий дистанционного обучения. Эти технологии используются при разработке и проведении видеолекций на видеохостинге YouTube по самым разным дисциплинам, «обучая на расстоянии» без непосредственного контакта преподавателя и обучающихся.
Широко используемый в зарубежных исследованиях термин «teletraining» предполагает передачу «живой» инструкции-рекомендации через телекоммуникационные средства, особые средства связи.
«Audiovisual education» (аудиовизуальное образование), пожалуй, самый «древний» термин, так как еще Я. А. Коменский использовал изображения в качестве учебного пособия, например его труд «Orbis Sensualium Pictus», где было размещено более 100 «жизненных» рисунков. Сегодня этот термин получил новое «звучание» - «мультимедийное образование» (MBE). Содержание этого термина связано с представлением изучаемого материала в звуковом/визуальном представлении для качественного восприятия, понимания и запоминания.
Такое многообразие трактовок содержания свойственно понятиям, терминам, которые активно внедряются в обиход (в нашем случае в сфере образования) и проходят процесс «установления», поскольку должны устояться и закрепиться в данной образовательной области. Но все они имеют единое «понятийное поле», связанное с развитием современной терминологии в образовании, включающей смысл цифровизации образовательных процес-
Итак, можно предположить, что наиболее актуальными выступают такие условия эффективной организации образовательного процесса в университете, как создание качественной цифровой образовательной среды, развитие технической инфраструктуры и повышение квалификации вузовских преподавателей с целью эффективного использования ими технологий дистанционного обучения в процессах цифровой трансформации высшей школы.
В настоящее время продолжается активный процесс осознания необходимости дистан-та и условий организации образовательного процесса с применением технологий дистанционного обучения. Отдавая должное существующим определениям понятия «дистанционное обучение» [4, 5], необходимо отметить определение, предложенное А. А. Андреевым, согласно которому дистанционное обучение - это обучение, предполагающее разделение его субъектов пространством и, возможно, временем; передачу и восприятие информации в виртуальной среде; специальную систему организации образовательного процесса, ориентирующую обучающихся на мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности; разработку учебных электронных пособий, курсов [6].
Среди многочисленных особенностей организации образовательного процесса с применением технологий дистанционного обучения можно отметить те, которые проявили себя в 2020 г., а именно: гибкость в учете временных рамок занятий и в выборе индивиду-
ального темпа обучения; модульность, нашедшая отражение в содержательной части предметных курсов; дальнодействие обучения через использование различных видов связи; широкий охват аудитории обучающихся.
Анализируя целый ряд исследований, проводимых отечественными учеными: О. М. Го -ревой, Л. Б. Осиповой [7], О. О. Жебровской [8] и зарубежными исследователями: Оливером Макгарром и Эдрианом Макдонахом [9], мы выяснили реальные перспективы развития дистанционной формы обучения студентов, расширили границы знания о цифровой компетентности (DC) в педагогическом образовании, охарактеризовали особенности разработки и реализации необходимых условий организации образовательного процесса в университете с применением технологий дистанционного обучения.
Коллектив авторов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (А. В. Клягин, Е. С. Абалмасова, К. В. Гарев, И. А. Груздев и др.), анализируя данные о том, как «высшее образование шагнуло в реальность пандемии» [10], отмечают, что на базе «университетов часть образовательной программы или саму образовательную программу в условиях пандемии можно было реализовать только за счет использования онлайн-курсов вузов-провайдеров» [10, с. 54]. Коллеги указывают, что «...стартовый этап перехода российских вузов в дистанционный формат обучения в целом прошел уверенно, но с ожидаемыми проблемами и результатами. Проблемами, которые требуют оперативного внимания в масштабах системы, можно считать: качественное обучение по направлениям, требующим практических навыков; поддержку студентов из малообеспеченных семей; поддержку студентов младших курсов в формировании умения самостоятельно учиться.» [10, с. 67]. Мы полностью разделяем мнение исследователей НИУ ВШЭ и в плане того, что такого рода «исследования необходимо проводить регулярно, чтобы получать обратную связь от студентов, отслеживать динамику их настроений» [10, с. 67], что собственно мы и делаем.
Кроме того, отметим, что вся современная ситуация в образовании (в том числе ее экономические условия) требует, чтобы каждый обучающийся владел компетенциями, обеспечивающими критичность мышления, способность к самообразованию, рациональному использованию цифровых инструментов, источников и сервисов в будущей профессиональной деятельности [11].
Итак, состояние исследуемой проблемы в данной области образования показало, что в настоящее время существует объективная потребность в организации образовательного процесса с применением технологий дистанционного обучения. Но при этом следует учитывать такое важное условие, как создание на высоком организационном и содержательном уровнях цифровой образовательной среды, развитие технической инфраструктуры и обязательное повышение квалификации вузовских преподавателей с целью эффективного использования ими технологий дистанционного обучения в процессах цифровой трансформации высшей школы.
Список литературы
1. Положение об организации применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. URL: http://www.elsu.ru/uploads/ files/2020-01/1578907368_polozhenie-ob-organizacii-primeneniya-eo-dot.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: https://docs. edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 05.02.2020).
3. Perevalov V D., Novgorodtseva A. N., Sivkova N. I., Korelin A. V., Korelina E. V. Digitalization of Russian higher education: educational process technologies (experience of universities of the Ural Federal District of Russian Federation) // Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education 2020. Vol. 46, № 4. Р. 36-46. DOI: 0.32744/pse.2020.4.3. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2020/08/29/perevalov-novgorodtseva-sivkova/ (дата обращения: 08.02.2020).
4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения: учеб. пос. для вузов. М.: Юрайт, 2018. 194 с.
5. Положенцева И. В. Педагогическая среда дистанционного образования в высшей школе России. М.: ЗАО «Университетская книга», 2016. 218 с.
6. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 120 с.
7. Горева О. М., Осипова Л. Б. Перспективы развития дистанционной формы обучения студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21312 (дата обращения: 28.01.2021).
8. Жебровская О. О. Психолого-педагогические проблемы при организации обучения с использованием дистанционных технологий // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы I регион. науч.-практ. конф. СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2016. 113 с.
9. Instefjord E. J., Munthe E. Educating digitally competent teachers: A study of integration of professional digital competence in teacher education. Teaching and Teacher Education. 2017. Р. 37-45. URL: https://www.researchgate. net/project/Digital-Competence-in-Teacher-Education-DiCTE (дата обращения: 05.02.2020).
10. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А. В. Клягин и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 112 с. (Современная аналитика образования. № 6 (36)).
11. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
Алмазова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Корякина Галина Александровна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, 399770). E-mail: [email protected]
Числова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.02.2021
DOI 10.23951/2307-6127-2021-3-19-27
CONDITIONS FOR ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY USING E-LEARNING TECHNOLOGIES
I. G. Almazova, G. A. Koryakina, S. N. Chislova
Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation
The materials of this publication analyze the problem of development, characteristics and implementation of an important condition for the organization of the educational process at the university with the use of distance learning technologies, associated with the creation of a high-quality digital educational environment, the development of technical infrastructure and advanced training of university teachers in order to effectively use distance learning
technologies in the processes of digital transformation of higher education. And a certain condition is analyzed not only from the perspective of improving the efficiency of the organization of the process under study, but the operations of the University that meets the requirements of world standards, which is extremely important in the format of the State program of the Russian Federation "Development of education" for 2018-2025.
The results of study of the levels of effectiveness of the implementation of the conditions are tested and and the data of the questionnaire survey of students and teachers are provided.
The article describes the terms "distant education" and "distant learning". The synonymy of their meanings and the peculiarities of their use in the context of the characteristics of a special way of implementing the educational process at the university are noted.
The features of the implementation of the selected condition that took place in 2020 are noted: flexibility in taking into account the time frame of classes and in choosing an individual pace of training; modularity; the use of various types of communication; wide coverage of the audience of students.
Keywords: higher education, educational process, distance learning technologies, organization of educational work.
References
1. Polozheniye ob organizatsii primeneniya elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri realizatsii obrazovatel'nykhprogramm, v tom chislepri realizatsii obrazovatel'nykhprogramm sprimeneniyem isklyuchitel 'no elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel 'nykh tekhnologiy v Eletskom gosudarstvennom universitete im. I. A. Bunina [Regulations on the organization of the use of e-learning, distance educational technologies in the implementation of educational programs, including the implementation of educational programs using exclusively e-learning, distance educational technologies at Bunin Yelets State University] (in Russian). URL: http://www.elsu.ru/uploads/files/2020-01/1578907368_polozhenie-ob-organizacii-primeneniya-eo-dot.pdf (accessed 5 February 2020).
2. Gosudarstvennaya programmaRossiyskoyFederatsii "Razvitiyeobrazovaniya"na2018-2025gg., utverzhdennaya Рostanovleniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 dekabrya 2017 g. No. 1642 [State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2018-2025, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642] (in Russian). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a 928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (accessed 5 February 2020).
3. Perevalov V D., Novgorodtseva A. N., Sivkova N. I., Korelin A. V., Korelina E. V. Digitalization of Russian higher education: educational process technologies (experience of universities of the Ural Federal District of Russian Federation). Perspektivy nauki i obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, vol. 46, no. (4), 36-46. doi: 10.32744/pse.2020.4.3. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2020/08/29/perevalov-novgorodtseva-sivkova/ (accessed 8 February 2020).
4. Vayndorf-Sysoyeva M. E., Gryaznova T. S., Shitova V A. Metodika distancionnogo obucheniya: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Distance learning methodology: textbook. manual for universities.]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 194 p. (in Russian).
5. Polozhentseva I. V Pedagogicheskaya sreda distantsionnogo obrazovaniya v vysshey shkole Rossii [Pedagogical Environment of Distance Education in Higher School of Russia]. Moscow, Universitetskaya Kniga Publ., 2016. 218 p. (in Russian).
6. Andreyev A. A. Didakticheskiye osnovy distyantsionnogo obucheniya [Didactic Basics of Distance Learning]. Moscow, RAO Publ., 1999. 120 p. (in Russian).
7. Goreva O. M., Osipova L. B. Perspectivy razvitiya distantsionnoy formy obucheniya studentov [Prospects for the development of distance learning for students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2015, no. 2-1 (in Russian). URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21312 (accessed 28 January 2021).
8. Zhebrovskaya O. O. Psikhologo-pedagogicheskiye problemy pri organizatsii obucheniya s ispol'zovaniyem distantsionnykh tekhnologiy [Psychological and pedagogical problems in the organization of training using distance technologies]. Distantsionnoye obucheniye: realii i perspektivy. Materialy I regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Distance learning: realities and prospects. Materials of the I regional scientific and
practical conference]. Saint Petersburg, GBU DPO "SPbTSOKOilT" Publ., 2016. Pp.113 (in Russian).
9. Instefjord E. J., & Munthe E. Educating digitally competent teachers: A study of integration of professional digital competence in teacher education. Teaching and Teacher Education. 2017, p. 37-45. URL: https://www. researchgate.net/project/Digital-Competence-in-Teacher-Education-DiCTE (accessed 5 February 2020).
10. Klyagin A. V. Shtorm pervyh nedel': kak vyssheye obrazovaniye shagnulo v real'nost ' pandemii [The storm of the first weeks: how higher education stepped into the reality of a pandemic]. Moscow, NRU HSE Publ., 2020. 112 p. (Modern education analytics. No. 6 (36)) (in Russian).
11. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. Ed. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2019. 343 p. (in Russian).
Almazova I. G., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State
University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).
E-mail: [email protected]
Koryakina G. A., Senior Lecturer, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets,
Russian Federation, 399770).
E-mail: [email protected]
Chislova S. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State
University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).
E-mail: [email protected]