педагогические науки
Щучка Татьяна Александровна ПРИМЕНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0053
ПРИМЕНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИКИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
© 2020
SPIN: 1742-3282
AuthorlD: 717136
ResearcherlD: AAG-5215-2020
ORCID: 0000-0002-6595-8514
Щучка Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (399770, Россия, Елец, ул.Коммунаров, 28, e-mail: [email protected])
Аннотация. Становление современного информационного общества сопровождается повышенным интересом к разработке информационных технологий управления учебной деятельностью и становится приоритетной задачей педагогического исследования. Анализируется практика применения дополнительного дистанционного обучения в процессе подготовки магистранта педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, отвечающих задачам оптимизации такого развития в учебном процессе. Цель - осуществить анализ практики применения дополнительного дистанционного обучения в процессе подготовки будущего магистра педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Исследование проведено с использованием совокупности теоретических методов, в ряду которых анализ базовых положений психолого-педагогических концепций, экстраполированных в образовательный процесс, реализуемый в высшей школе, обобщение содержательного аспекта дистанционного обучения, сравнение отличительных особенностей в применении обучающей компьютерной программы (ОКП). Программа базируется на особом алгоритме, в котором реализованы основы функциональной логистики процессов применительно к обучению, благодаря чему становится возможным выявление базового алгоритма учебно-научной работы с текстом через обращение к ее информационной структуре. Применение дистанционной формы обучения и обучающей компьютерной программы (ОКП) в подготовке магистранта педагогики к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ отвечает потребностям современного образования и развитию информационно-исследовательской компетентности будущего педагога, востребованного обществом.
Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающие компьютерные программы, магистрант педагогики, научно-исследовательская деятельность с применением ИКТ.
APPLICATION OF ADDITIONAL DISTANCE LEARNING IN THE PREPARATION OF UNDERGRADUATES OF PEDAGOGY FOR RESEARCH ACTIVITIES USING ICT
© 2020
Shchuchka Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Yelets State University named after I. A. Bunin (399770, Russia, Yelets, Kommunarov St., 28, e-mail: [email protected])
Abstract. The formation of a modern information society is accompanied by an increased interest in the development of information technologies for managing educational activities and becomes a priority task of pedagogical research. The article analyzes the practice of applying additional distance learning in the process of preparing a master's student of pedagogical education for research activities using ICTs that meet the tasks of optimizing such development in the educational process. Purpose - to analyze the practice of using additional distance learning in the process of preparing a future master of pedagogical education for research activities using ICT. The research was carried out using a set of theoretical methods, including the analysis of the basic provisions of psychological and pedagogical concepts extrapolated into the educational process implemented in higher education, generalization of the content aspect of distance learning, comparison of distinctive features in the use of a training computer program (OCP). The program is based on a special algorithm that implements the basics of functional logistics of processes in relation to training, which makes it possible to identify the basic algorithm of educational and scientific work with the text by referring to its information structure. The use of distance learning and computer training programs in the preparation of a master's degree in pedagogy for research activities using ICT meets the needs of modern education and the development of information and research competence of the future teacher, which is in demand by society.
Keywords: distance learning, training computer programs, master's degree in pedagogy, research activities with the use of ICT.
ВВЕДЕНИЕ.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Активное внедрение электронных технологий во все сферы жизни современного человека вызвало интерес к использованию компьютерных программ в обучении. Компьютеризация образования позволяет реализовать все достоинства инновационных педагогических подходов, которые получили широкое распространение.
В педагогической науке чаще всего акцентируются те преимущества электронного обучения, которые связаны с возможностью преподавателя управлять процессом обучения. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений педагогических исследований становится поиск, разработка и внедрение в образовательный процесс информационных технологий, обеспечивающих эффективное и гибкое управление обра-Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)
зовательной деятельностью обучающихся. Данная проблематика активно разрабатывается А.А.Кузнецовым, С.А.Бешенковым, В.С.Збаровским, Ю.С.Брановским,
A.С.Чернилевским и другими авторами. Не менее значимым направлением в современной педагогике является разработка прикладных компьютерных программ, применимых при реализации разных видов обучения в различных предметных областях. Наибольшие успехи в данной деятельности были достигнуты А.К.Айламазяном,
B.В.Вихревым, А.Ю.Уваровым, И.В.Роберт и иными исследователями. В то же время следует признать, что большая часть программных продуктов, разработанных для образовательного процесса, отличается невысокой эффективностью и часто не соответствует критериям, предъявляемым со стороны профессионального научного сообщества.
Дистанционное обучение (ДО) является формой
Shchuchka Tatyana Alexandrovna pedagogical
APPLICATION OF ADDITIONAL DISTANCE ... sciences
получения образования студентами очного и заочного отделений, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы и средства, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
При реализации программ магистратуры дистанционное обучение может стать дополнительным, но весьма эффективным инструментом организации самостоятельной работы обучающихся, что создаст реальную возможность для индивидуализации образовательной деятельности магистрантов под общим управлением тьютора. При этом задача тьютора сводится к обеспечению всех необходимых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и к анализу успешности их освоения магистрантами. Эффективность самостоятельной работы, организуемой посредством дистанционного обучения, во многом зависит от выбора тьютором обучающей компьютерной программы, позволяющей решить вышеназванные задачи [1]. Основной функцией любой подобной программы выступает налаживание так называемой обратной связи между обучающимися и педагогом, поскольку в отсутствии подобного двунаправленного взаимодействия контроль над процессом обучения формализуется, превращаясь в номинальный.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В процессе анализа практики применения дополнительного дистанционного обучения в ходе подготовки магистрантов педагогики к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ рассмотрены работы ученых в области психолого-педагогических исследований [1-5], использован собственный образовательный опыт в ее апробации при подготовке будущего магистра педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Формирование целей статьи. Цель - осуществить анализ практики применения дополнительного дистанционного обучения в процессе подготовки будущего магистра педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
Постановка задания.
Предполагается, что информационно-исследовательскую компетентность будущего магистра педагогического образования следует рассматривать как интегра-тивное личностное качество, которое обусловливает не только готовность магистранта к осуществлению научно-исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий, но и возникновение в процессе профессиональной подготовки целого ряда противоречий, разрешимых исключительно путем обращения к теоретико-методологическому обоснованию, в том числе посредством апеллирования к практике применения дополнительного дистанционного обучения в процессе подготовки, отвечающей задачам оптимизации этого развития [6].
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В процессе исследования использованы теоретические методы: анализ массива научно-исследовательских работ в областях педагогики и психологии высшей школы, обобщение содержательного аспекта дистанционного обучения, сравнение отличительных особенностей в применении обучающей компьютерной программы (ОКП).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
С точки зрения совершенствования образовательной деятельности в высшей школе внедрение элементов дополнительного дистанционного обучения в процесс 218
подготовки магистрантов педагогического образования, в том числе в их учебно-научную работу, значимо и в теоретическом, и в практическом плане.
Поиск и решение образовательных задач ориентированы на перспективу, которая наступает уже сегодня и касается подготовки магистра для современной системы обучения. Одним из путей реформирования высшего педагогического образования является переход на интеграцию очных и дистанционных форм обучения для вуза. Дистанционное обучение, применяемое параллельно с аудиторным, позволяет активно решать инновационные задачи формирования предметной деятельности, культуры и нравственности будущего педагога [3].
Дистанционное обучение базируется на программно-методическом обеспечении, являющемся средством, инструкцией и методическими рекомендациями учебного назначения [4].
Поэтому все успехи и трудности дистанционного обучения тесно связаны с эффективностью применения компьютерных программно-методических средств, рассматриваемых в нашем исследовании как обучающая компьютерная программа.
Для успешного продвижения дистанционного обучения в образовательный процесс вуза необходимо совершенствовать формирование информационной готовности будущих специалистов.
Программа нашего исследования базируется на особом алгоритме, построенном с учетом функциональных закономерностей логистики процессов [5] применительно к обучению, благодаря чему становится возможным выявление базового алгоритма учебно-научной работы с текстом через обращение к ее информационной структуре.
В данном случае под алгоритмом понимается универсальный способ решения проблем с учетом всех возможных альтернатив организации образовательного процесса. В общем виде он может быть выражен посредством логистических формул (ФЛг.1,ФЛг.6), которые позволяют представить в материальной форме все действия педагога и обучающегося, направленные на формирование компетентностей магистранта, включая информационно-исследовательскую. Специфика применения в образовательном процессе формул логистики была раскрыта в работах И.Г.Гузенко [2]. Предложенный алгоритм в комплексе с образовательной компьютерной программой применим при освоении дисциплин гуманитарного цикла, что подтверждается как теоретическими, так и экспериментальными исследованиями. Однако, учитывая тот факт, что будущая профессиональная деятельность магистранта педагогики также представляет собой организацию образовательного процесса, можно прийти к выводу о необходимости формирования у таких обучающихся готовности реализовывать образовательные компьютерные программы на разных уровнях обучения.
Средствам инновационного образования, их анализу, разработке, практическому применению отводится значительная роль при организации образовательной деятельности магистрантов. В данном контексте актуализируются частные задачи, заключающиеся [7-14]:
- в коррекции внедряемой в образовательный процесс модели дистанционного обучения, исходя из реалий учебного заведения, материальных, технических, личностных возможностей преподавателя и обучающегося;
- в выборе оптимального подхода к структурированию информации, которая концентрируется в совокупности масштабных блогов, позволяющих трансформировать ее в систематизированные учебные действия;
- в разработке наиболее удобных в использовании всеми субъектами образовательной деятельности специализированных программных продуктов обучающей направленности, обеспечивающих не только эффективное освоение магистрантами компетенций, но и контроль
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Щучка Татьяна Александровна ПРИМЕНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ...
над образовательными результатами, достигнутыми каждым студентом и группой в целом.
Практика использования электронных образовательных технологий свидетельствует о высоком риске формализации учебного процесса, характеризующейся имитацией учебной деятельности, эффективность которой крайне мала ввиду низкого уровня усвоения учебного материала, требующего глубокой проработки, но не получающего таковой. Следовательно, процесс формирования компетентностей, предполагающий развитие разных личностных сфер, в том числе интеллектуальной, протекает медленнее и с меньшей результативностью. Разработанный алгоритм в комплексе с внедрением специально разработанных обучающих компьютерных программ создает условия к преодолению обозначенных выше недостатков.
Программа предполагает выбор обучающимся текста по обозначенной проблеме. Источником текста могут стать предложенные педагогом монография, научная статья, учебное пособие и т.п. Задача магистранта состоит в выделении в структуре текста информантов, под которыми понимаются относительно самостоятельные в семантическом плане текстовые фрагменты, характеризующиеся наличием специфической предметной и педагогической лексики. Далее из каждого информанта вычленяются так называемые «смысловые опоры», представляющие собой фразу или же несколько разрозненных слов и отражающие уникальную для информанта лексику. Смысловые опоры служат формулировке ключевых идей, которые компрессивно воспроизводят основное содержание нескольких информантов.
Обращение к ключевым идеям позволяет обозначить проблематику учебно-научного исследования, которая, помимо выбора ключевой идеи, предполагает определение инновационного фактора исследования и выбор стандартного начала из пяти предложенных обучающемуся.
В данной деятельности магистрант должен руководствоваться накопленным личностным опытом и собственными представлениями о предмете исследования, соотнесенными с объективными реалиями.
Схематично проблематика раскрывается посредством составления плана, пункты которого формулируются в вопросной форме. При этом план должен отражать причины, факторы, условия развития исследуемой научной проблемы, цели научной деятельности и ее предполагаемые результаты. Подобный подход способствует совершенствованию аналитических навыков магистранта педагогики, столь необходимых ему в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, управление учебно-научными действиями обучающихся с применением описанной выше схемы дает возможность сформировать у последних опыт решения исследовательских задач при работе с текстом, что является важнейшим условием готовности к будущей педагогической деятельности.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Применение информационных карт в построении учебно-научных действий имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными моделями обучения, поскольку позволяет обеспечить глубокую проработку обучающимися учебной информации, что способствует повышению результативности усвоения материала. Внедрение обучающих компьютерных программ в процесс подготовки магистрантов предоставляет возможность компрессивного изложения информации, облегчающего ее запоминание, и воспроизведения освоенного материала на новом научном уровне, благодаря чему формируются необходимые будущему педагогу компетентности, активизируется его личностный и профессиональный рост. Эксперименты по инкорпорации в образовательный процесс обучающих компьютерных программ, позволяющих управлять учебно-научными
действиями магистрантов посредством использования информационных карт, свидетельствуют об эффективности предложенного алгоритма [2].
Данный алгоритм вкупе с применением обучающей компьютерной программы, основанной на механизме составления информационных карт, способствует преодолению трудностей в усвоении материала при организации дистанционного обучения, готовность к которому формируется при наличии следующих педагогических условий [15-18]:
- осознание субъектами образовательного процесса значимости и перспективности дистанционных технологий в организации учебной деятельности;
- внедрение в процесс работы с учебно-научными текстами механизма структурирования отраженной в них информации посредством использования блогов, компрессивно отражающих семантическое наполнение фрагментов текста посредством использования специфической предметной лексики;
- оптимизация включенных в обучающую компьютерную программу информационных карт в структурном и содержательном плане с целью облегчения восприятия учебного материала и его освоения через аналитическую деятельность на новом научном уровне;
- обращение к коммуникативным приемам организации информационно-контектстного взаимодействия магистрантов с педагогом и между собой.
Применение дистанционной формы обучения и обучающей компьютерной программы (ОКП) в подготовке магистранта педагогики к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ отвечает потребностям современного образования и развитию информационно-исследовательской компетентности будущего педагога в соответствии с запросами современного общества [18,19].
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Развитие у магистранта педагогического образования готовности к реализации дистанционных моделей организации учебной деятельности повышает значимость исследовательского компонента учебно-научной деятельности обучающихся в контексте компьютеризации предметной области обучения и постоянной актуализации мотивационной, коммуникативной и индивидуальной учебной деятельности, что и определяет перспективы разработки обозначенной научной проблематики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гузенко И. Г. Педагогика рефлексивной праксеологии / И. Г. Гузенко. - Липецк, ЛГПУ, 2009. - 303с.
2. Гузенко И.Г. Системный подход к информатизации и компьютеризации гуманитарных дисциплин. Вестник Воронежского Гос. унта. Серия «Проблемы высшего образования» № 2/2010, 94с.
3. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова.-М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспект). 2-е издание, дополненное. -М.: ИИОРАО, 2008. - 274 с.
5. Сербин В. Д. Основы логистики: учебное пособие /В. Д. Сербин. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2011. №1. URL: http:// eidos-institute.ru/journal/2011/103/ (дата обращения: 14.01.2020)
7. Бережнова Е.В. Результаты научного исследования как ориентир в обновлении содержания учебной дисциплины // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 14-17. URL: https://elibrary.ru/ item. asp?id=25606106 (дата обращения: 04.09.2018).
8. Крол А. Будущая система образования 2.0 // Интерактивное образование. 2017. № 1. С. 20 - 28.
9. ИльиныхА.Е., Асанова Н.В., Яшанина А.А. Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпа-тии и самооценки //Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1 (11). С. 31-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25646741 (дата обращения: 19.08.2019).
10. Калмыкова С.В. Эффективное обучение в цифровом образовательном пространстве (опыт СПбПУ) // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018 : материалы междунар. конф. : Proc. of the Intern. Conf., Москва, 5-6 декабря 2018 г. /Нац. исслед. ун-т «Высшая
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)
219
Shchuchka Tatyana Alexandrovna APPLICATION OF ADDITIONAL DISTANCE .
pedagogical sciences
школа экономики»; отв. ред. Е. Ю. Кулик. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С. 169 — 174.
11. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27/
12. Тищенко В.О. Характеристика системного подхода в контексте исследования системы подготовки будущих преподавателей в учреждениях высшего образования // Jurnalul Umanitar Modern. 2019. № 1. С. 38-41/
13. Осадченко И.И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 46-49.
14. Дири М.И. Информационная культура современного педагога как условие формирования готовности к применению инновационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (37). С. 41-50.
15. Комарова А.А. Формирование информационного мировоззрения будущего педагога: степень изученности проблемы в современных исследованиях // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 6. URL: https://mimauki.com/PDF/40PDMN618.pdf (дата обращения: 1.06.2019)
16. Веризов Т.Г., Костина Е.А. Образовательные веб-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 39-49.
17. Попова Н.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и перспективы // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. 2015. №3. С. 34-44.
18. Кондрашева Н.Н. Формирование информационных компетенций преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2017. №6 (30). С. 26-28. URL: http:// pnojournal. wordpress.com (дата обращения 18.11.2018).
19. ГнатышинаЕ.В. Некоторые аспекты формирования цифровой культуры будущего педагога в условиях внедрения инновационных образовательных технологий // Современное образование: опыт прошлого — взгляд в будущее: Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2018. С. 145- 147.
Статья поступила в редакцию 01.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020
220
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)