Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / T-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БУДУЩИЕ ЭКОНОМИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина С.В., Корниенко Д.В.

В данной статье решается такая значимая научная задача, как выявление эффективных педагогических условий организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в вузе. В статье рассматриваются три варианта организации образовательного процесса в вузе: традиционная очная и заочная форма обучения, очно-заочная форма обучения с частичным использованием дистанционных образовательных технологий, полностью дистанционное обучение. В качестве педагогических условий в исследовании определены следующие условия, сгруппированные в 4 кластера: содержание обучения, время обучения, методика обучения, контроль обучения. В качестве критериев, позволяющих сравнить эффективность тех или иных педагогических условий при реализации образовательного процесса в традиционной и дистанционной форме, в исследовании рассматриваются мотивация учения, обученность, обучаемость, прочность результатов обучения (остаточные знания). Для определения статистической значимости результатов исследования используется T-критерий Стьюдента. Исследование проводилось на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в период 2018-2020 годов. В исследовании приняли участие 3567 студентов и 268 преподавателей. В результате исследования выявлены педагогические условия, эффективность которых определяется общепедагогическими механизмами, а также педагогические условия, эффективные только для дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина С.В., Корниенко Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL CONDITIONS WHEN USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY

This article solves such a significant scientific problem as the identification of effective pedagogical conditions for organizing the educational process using distance educational technologies at a university. The article discusses three options for organizing the educational process at a university: traditional full-time and part-time education, part-time education with partial use of distance learning technologies, completely distance learning. The study defines the following conditions as pedagogical conditions, grouped into 4 clusters: training content, training time, training methodology, training control. The study examines motivation for learning, training level, learning ability, and the strength of learning outcomes (residual knowledge) as criteria that make it possible to compare the effectiveness of certain pedagogical conditions in the implementation of the educational process in traditional and remote forms. To determine the statistical significance of the research results, the Student’s t-test is used. The study was conducted on the basis of the Bunin State University in the period of2018-2020. The study involved 3567 students and 268 teachers. The study revealed pedagogical conditions, the effectiveness of which is determined by general pedagogical mechanisms, as well as pedagogical conditions that are effective only for distance education.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

УДК 378 МИШИНА С.В.

старший преподаватель, кафедра экономики и управления им. Н.Г. Нечаева, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина E-mail: svmishina2017@mail.ru КОРНИЕНКО Д.В.

кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра математического моделирования и компьютерных технологий, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина E-mail: dmkornienko@mail.ru

UDC378 MISHINA S.V.

Senior Teacher, Department of Economics and Management. N.G. Nechaeva, Bunin Yelets State University E-mail: svmishina2017@mail.ru KORNIENKO D.V.

Candidate ofPhysical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematical Modeling and Computer Technologies Bunin Yelets State University E-mail: dmkornienko@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL CONDITIONS WHEN USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY

В данной статье решается такая значимая научная задача, как выявление эффективных педагогических условий организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в вузе. В статье рассматриваются три варианта организации образовательного процесса в вузе: традиционная очная и заочная форма обучения, очно-заочная форма обучения с частичным использованием дистанционных образовательных технологий, полностью дистанционное обучение. В качестве педагогических условий в исследовании определены следующие условия, сгруппированные в 4 кластера: содержание обучения, время обучения, методика обучения, контроль обучения. В качестве критериев, позволяющих сравнить эффективность тех или иных педагогических условий при реализации образовательного процесса в традиционной и дистанционной форме, в исследовании рассматриваются мотивация учения, обученность, обучаемость, прочность результатов обучения (остаточные знания). Для определения статистической значимости результатов исследования используется T-критерий Стьюдента. Исследование проводилось на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в период 2018-2020 годов. В исследовании приняли участие 3567 студентов и 268 преподавателей. В результате исследования выявлены педагогические условия, эффективность которых определяется общепедагогическими механизмами, а также педагогические условия, эффективные только для дистанционного образования.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционные технологии, T-критерий Стьюдента, педагогические условия, будущие экономисты.

This article solves such a significant scientific problem as the identification of effective pedagogical conditions for organizing the educational process using distance educational technologies at a university. The article discusses three options for organizing the educational process at a university: traditional full-time and part-time education, part-time education with partial use of distance learning technologies, completely distance learning. The study defines the following conditions as pedagogical conditions, grouped into 4 clusters: training content, training time, training methodology, training control. The study examines motivation for learning, training level, learning ability, and the strength of learning outcomes (residual knowledge) as criteria that make it possible to compare the effectiveness of certain pedagogical conditions in the implementation of the educational process in traditional and remote forms. To determine the statistical significance of the research results, the Student's t-test is used. The study was conducted on the basis of the Bunin State University in the period of2018-2020. The study involved 3567 students and 268 teachers. The study revealed pedagogical conditions, the effectiveness of which is determined by general pedagogical mechanisms, as well as pedagogical conditions that are effective only for distance education.

Keywords: higher education, distance technologies, Student's t-criterion, pedagogical conditions, future economists.

Дистанционное образование - одна из наиболее обсуждаемых тем в сфере педагогических исследований последних 30 лет. Границы риторики данных исследований достаточно многообразны: от юридической до технической, от организационной до дидактической сфер. Кроме того, существенны расхождения в терминологическом плане [1], [2], [13]. Дистанционное образование трактуется и как вариант заочной или очно-заочной фор-

мы обучения, и как технология обучения (в этом случае используется термин «дистанционные образовательные технологии»), и как открытое образование, являющееся альтернативой очной и заочной формам обучения [3], [4]. Очевидно, что терминологическое многообразие обусловлено «степенью дистанционности» конкретных образовательных практик [9], [12].

В нормативном правовом образовательном про-

© Мишина С.В., Корниенко Д.В. © Mishina S.V., Kornienko D.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

странстве Российской Федерации понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» легитимированы с 2012 года Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 [5], а «степень дистанционности» реализации образовательных программ определяется как «полностью дистанционное обучение» и «частичное использование дистанционных образовательных технологий» [6], [7].

Тем не менее, в практическом отношении особую значимость приобретает исследование эффективности конкретных условий реализации образовательных практик с использованием дистанционных образовательных технологий. Перечень данных условий также достаточно обширный: организационные, педагогические и технические. Целью этой статьи является выявление эффективных педагогических условий организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в вузе.

Исследование проводилось на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в период 2018-2020 годов. В исследовании приняли участие 3567 студентов и 268 преподавателей.

Для достижения поставленной цели в рамках проведенного исследования рассматривались три варианта организации образовательного процесса в вузе: традиционная очная и заочная форма обучения, очно-заочная форма обучения с частичным использованием дистанционных образовательных технологий, полностью дистанционное обучение. Все формы дистанционного обучения реализуются в университете на основе платформы МооШе.

Группы студентов, обучающиеся в данных формах, образовывали группы педагогического эксперимента. Так, в контрольную группу вошли студенты, обучающиеся в очной и заочной формах обучения, общим количеством 1216 человека. Экспериментальную группу №1 составили студенты, обучающиеся в очно-заочной форме обучения с частичным использованием дистанционных образовательных технологий (1026 человек). Экспериментальную группу №2 вошли студенты, обучающиеся полностью в дистанционной форме в период карантина в 2020 году (1325 человек). Студенты контрольной и экспериментальных групп осваивают образовательные программы бакалавриата по всем направлениям подготовки, реализуемых университетом.

В качестве педагогических условий в исследовании были определены условия, соотносящиеся с архитектурой педагогического знания, а также специфические условия, имеющие значимость для дистанционного образования. Данные педагогические условия были сгруппированы в 4 кластера: содержание обучения, время обучения, методика обучения, контроль обучения [10].

Первый кластер педагогических условий «Содержание обучения» включает в себя два условия: содержание обучения разрабатывается преподавателями и реализуется на университетской платформе дистанционного обучения (в случае традиционной формы

обучения речь идет об авторском содержании учебных дисциплин); для обучения студентов привлекаются сторонние электронные образовательные ресурсы.

Второй кластер педагогических условий «Время обучения» содержит также два условия. Первое условие сформулировано следующим образом: обучение осуществляется синхронно. В случае с традиционной формой обучения синхронность означает взаимодействие студента и преподавателя оффлайн. В дистанционном обучении синхронность означает применение видеолекций и видеоконференций в режиме реального времени (с использованием различных платформ, таких как Zoom, Skype и др.). Второе условие - это осуществление асинхронного обучения. Как правило, при асинхронном обучении студент сам выбирает время выполнения обучения или обращения к учебному материалу. Наиболее ярко асинхронное обучение реализуется при использовании в традиционном и дистанционном форматах кейс-технологий, проектного обучения.

Третий кластер педагогических условий «Методика обучения» представлен двумя полярными условиями: использование традиционных методов и форм обучения и активных методов, и форм обучения, к которым в контексте дистанционного обучения относят кейсы, проекты, веб-квесты и пр.

Четвертый кластер «Контроль обучения» включает в себя следующие педагогические условия: использование тестового контроля, развернутых ответов. Данные формы контроля с успехом применяются при традиционном и дистанционном обучении.

В качестве критериев, позволяющих сравнить эффективность тех или иных педагогических условий при реализации образовательного процесса в традиционной и дистанционной форме, в исследовании рассматриваются следующие: мотивация учения, обученность, обучаемость, прочность результатов обучения (остаточные знания).

Для определения статистической значимости результатов исследования использовался T-критерий Стьюдента.

В результате проведенного исследования удалось установить, что на мотивацию учения студентов не оказывают влияние педагогические условия из кластеров «Содержание обучения» и «Контроль обучения». Данный критерий зависим от кластеров педагогических условий «Время обучения» и «Методика обучения» (Таблица 1)

Таблица 1.

Влияние педагогических условий дистанционного образования на мотивацию учения студентов.

Кластер условий Контрольная группа (t ) v эмп7 Экспериментальная группа №1 (t ) v эмп7 Экспе-римен-тальная группа №2 (t ) v эмп7

Содержание обучения 0,38 1,24 1,16

Время обучения 4,21 6,92 2,09

Методика обучения 5,87 6,99 2,13

Контроль обучения 0,59 1,01 1,19

Т-критерий Стьюдента показал, что асинхронное обучение позитивно влияет на мотивацию обучения как при традиционной форме, так и при очно-заочной форме с частичным использованием дистанционных образовательных технологий. Причем положительный эффект наиболее ощутим в случае с частичным использованием дистанционных образовательных технологий. Однако при полном дистанционном образовании асинхронное обучение не дает необходимого положительного эффекта. Видимо, контакт с преподавателем в реальном времени в дозированном виде имеет важное значение для развития мотивации учения студента. Полное дистанционное образование при асинхронном подходе требует очень высокого уровня мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов.

Практически идентичная ситуация диагностируется и относительно влияния на мотивацию учения активных методов и форм обучения. При подтвержденном контакте с преподавателем (очно или дистанционно) активные методы обучения существенно влияют на мотивацию учения, в то время как при полном дистанционном обучении их чрезмерное использование может вызвать обратную реакцию. В частности, наблюдалась такая тенденция, что учащиеся с высокой учебной мотивацией при активном использовании в обучении технологий кейсов, веб-квестов, проектного обучения демонстрировали в итоге еще более высокие результаты на мотиваци-онном уровне, а студенты, для которых мотивы учения не доминировали в потребностно-мотивационной сфере личности, впоследствии утрачивали интерес к учебе. Полученные данные согласуются с представленными ранее в работах Z.W.Abas [8], С.В. Мишиной, С.В. Щербатых [11].

Влияние выделенных кластеров педагогических условий на обученность студентов на уровне тенденций несколько отличается от зафиксированных изменений по критерию «Мотивация учения». В частности, при традиционном очно-заочном обучении подтвердили свою эффективность условия из кластеров «Методика обучения» и «Контроль обучения», при дистанционном обучении в любых формах все кластеры педагогических условий показали значимое влияние на обученность студентов (таблица 2).

Таблица 2.

Влияние педагогических условий дистанционного

образования на обученность студентов

Кластер условий Контрольная группа (t ) v эми7 Экспериментальная группа №1 (t ) v эмп7 Экспери-ментальная группа №2 (t ) эмп

Содержание обучения 0,56 3,69 3,78

Время обучения 0,35 3,14 2,32

Методика обучения 4,22 3,19 3,36

Контроль обучения 3,47 4,27 3,12

Привлечение стороннего контента (электронных образовательных ресурсов) при контроле их качества и соответствующем методическом и информационном

сопровождении существенно повышает уровень обу-ченности студентом при полном и частичном использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Асинхронный процесс обучения положительно сказывается на уровне обучен-ности студентов при частичном использовании дистанционных образовательных технологий, при полном дистанционном обучении данное педагогическое условие не подтверждает свою эффективность статистически. Безусловно, применение активных форм и методов обучения существенно повышает качество обучения вне зависимости от формы организации образовательной деятельности. Таким же эффектом обладает регулярный текущий, промежуточный и итоговый контроль, причем свою эффективность подтверждает использование тестового контроля, развернутых ответов (при обязательной проверке на наличие или отсутствие заимствований), а также междисциплинарных заданий.

В ходе исследования было выявлено, что обучаемость студентов при традиционном и дистанционном обучении зависит как от общих, так и от разных педагогических условий (таблица 3).

Таблица 3.

Влияние педагогических условий дистанционного

образования на обучаемость студентов

Кластер условий Контрольная группа (t ) v эмпу Экспериментальная группа №1 (t ) х эмпу Экспе-римен-тальная группа №2 (t ) v эмпу

Содержание обучения 0,95 0,94 3,06

Время обучения 0,45 1,17 4,20

Методика обучения 3,49 4,11 4,27

Контроль обучения 0,14 0,18 1,02

Так, общим педагогическим условием для традиционного и дистанционного обучения, влияющим на уровень обучаемости студентов, является использование активных форм и методов обучения. Этот вывод вполне логичен в силу того, что данные методы и формы рассчитаны на то, чтобы погружать в предмет изучения обучающихся, формировать у них причинно-следственные связи относительно предмета изучения, а также развивать умения учиться.

Вместе с тем было установлено, что эффективными условиями развития обучаемости студентов при полном дистанционном образовании является использование стороннего контента (электронных образовательных ресурсов) и асинхронный формат обучения.

Как видно из таблицы 4, среди педагогических условий, детерминирующих прочность результатов обучения студентов, наибольшую эффективность показывают использование в образовательном процессе активным форм и методов обучения, а также разноформатного контроля обучения.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 4.

Влияние педагогических условий дистанционного образования на прочность результатов обучения студентов

Кластер условий Контрольная группа (t ) v эмп'' Экспе-римен-тальная группа №1 (t ) х эмпу Экспе-римен-тальная группа №2 (t ) х эмпу

Содержание обучения 0,54 0,37 0,29

Время обучения 1,12 0,69 1,36

Методика обучения 3,94 4,16 3,28

Контроль обучения 5,27 4,11 3,24

Следует отметить, что специфических для дистанционного обучения педагогических условий, влияющих на эффективность формирования прочности результатов обучения, в исследовании не выявлено.

Проведенное исследование позволило установить комплекс педагогических условий, являющихся общесистемными для обучения как в традиционной очно-заочной форме, так и с использованием дистанционных образовательных технологий. В частности, использование в образовательном процессе активных методов и форм обучения положительно влияет на обученность, обучаемость и прочность результатов обучения студентов. Такой же эффект оказывает регулярный текущий, промежуточный и итоговый контроль, включающий в себя тестовые задания, развернутые ответы (при обязательной проверке на наличие или отсутствие заимство-

ваний), междисциплинарные задания на обученность и прочность результатов обучения студентов.

Исключительно при дистанционном обучении подтвердило свою эффективность для развития обучен-ности студентов такое педагогическое условие, как привлечение стороннего контента (электронных образовательных ресурсов) при контроле их качества и соответствующем методическом и информационном сопровождении.

Зафиксировано неоднозначное влияние ряда педагогических условий на результативность обучения при частичном и полном использовании дистанционных образовательных технологий. Асинхронное обучение и использование активных форм и методов обучения показало свою эффективность для развития мотивации учения, повышения обучаемости студентов при организации образовательного процесса с частичным использованием дистанционных образовательных технологий, для развития обучаемости студентов при организации образовательного процесса с полным использованием дистанционных образовательных технологий.

Полученные данные могут быть использованы разработчиками, преподавателями для эффективного проектирования дистанционных образовательных ресурсов, результативной организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

Библиографический список

1. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 57-62.

2. ГосударевИ.Б. К вопросу о терминологии электронного обучения // Человек и образование. 2015. № 1(42). С. 180-183.

3. Кислухина И.А. Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). 7.

4. Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. 2017. № 1. С. 172-195.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

6. Письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. N 06-381 «О направлении Методических рекомендаций по использованию дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ».

7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка использования электронного обучения, технологий дистанционного обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при реализации образовательных программ».

8. Abas Z.W. 2009 E-Leaming in Malaysia: Moving Forward in Open Distance Learning International Journal on E-Learning 8(4) 527-537

9. Kucher O.N. 2017 Options for the inclusion of distance educational technologies, e-learning in the educational process of the university Modern problems of science and education 5.

10. Kucher O.N. 2008 Trends in the development of the system of advanced training for teachers in the field of ICT Pedagogical informatics 4 60

11. Mishina S.V, Shcherbatykh S.V. 2019 Development of professionally significant qualities of future economists by means of the hidden curriculum Utopia y Praxis Latinoamericana 24(6) 387-395

12. Parrott D.J., Anderson J.M. 2015 Distance Education Faculty and Librarian Collaboration: Developing Technological Skills of School Librarian Candidates Journal of Library & Information Services In Distance Learning 9(4) 266-274

13. Plunkett M. 2016 Adapting Structuration Theory as a Comprehensive Theory for Distance Education: The ASTIDE Model European Journal of Open, Distance and E-Learning 19(1) 19-35.

References

1. Akhmetova D. 2007 Paradoxes of distance learning Higher education in Russia 3 57-62.

2. Gosudarev I.B. 2015 On the issue of the terminology of e-learning Man and Society 1(42) 180-183.

3. Kislukhina I.A. 2017 The use of distance learning technologies in the higher education system: problems and prospects Management of economic systems: electronic scientific journal 9(103) 7.

4. Romanov E.V., Drozdova T.V. 2017 Distance learning: necessary and sufficient conditions for effective implementation Modern Education 1 172-195 .

5. Federal Law "On Education in the Russian Federation" December 29, 2012 N 273-FZ.

6. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 10, 2014 N 06-381 "On the direction of Methodological recommendations on the use of distance educational technologies in the implementation of additional professional educational programs".

7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 23.08.2017 N 816 "On approval of the procedure for the use of e-learning, distance learning technologies by organizations engaged in educational activities in the implementation of educational programs"..

8. Abas Z.W. 2009 E-Learning in Malaysia: Moving Forward in Open Distance Learning International Journal on E-Learning 8(4) 527-537.

9. Kucher O.N. 2017 Options for the inclusion of distance educational technologies, e-learning in the educational process of the university Modern problems of science and education 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kucher O.N. 2008 Trends in the development of the system of advanced training for teachers in the field of ICT Pedagogical informatics 4 60.

11. Mishina SV, Shcherbatykh S.V. 2019 Development of professionally significant qualities of future economists by means of the hidden curriculum Utopia y Praxis Latinoamericana 24(6) 387-395.

12. Parrott D.J., Anderson J.M. 2015 Distance Education Faculty and Librarian Collaboration: Developing Technological Skills of School Librarian Candidates Journal of Library & Information Services In Distance Learning 9(4) 266-274.

13. Plunkett M. 2016 Adapting Structuration Theory as a Comprehensive Theory for Distance Education: The ASTIDE Model European Journal of Open, Distance and E-Learning 19(1) 19-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.