ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки ART 211043 2021, № 06 (июнь) УДК 378.147:004.9
Исследование готовности студентов использовать электронные образовательные ресурсы в процессе обучения иностранным языкам
Черницова Юлия Петровна1
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность данного исследования определяется наличием проблемы поиска путей использования электронных образовательных ресурсов как средства формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих экономистов. С начала пандемии COVID-19 возникла необходимость в эффективной организации учебного процесса с использованием цифровых образовательных технологий в условиях дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются современные электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования. Целью статьи является проведение исследования готовности студентов использовать электронные образовательные ресурсы в процессе обучения иностранным языкам на базе Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета. Для достижения данной цели автор использует следующие методы: эмпирический метод (онлайн-опрос) и статистические методы (качественный и количественный анализ результатов). В онлайн-опросе приняло участие 210 студентов очной и заочной форм обучения. Материалом исследования явились федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++), обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта и личные наработки автора статьи в области использования электронных образовательных ресурсов в условиях электронного обучения. Результаты данного исследования подтверждают, что на сегодняшний день студенты готовы к использованию электронного обучения в вузах и обладают необходимыми умениями и навыками работы с компьютерными технологиями. Проведенный он-лайн-опрос позволил выявить достоинства и недостатки использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза. Практическая значимость исследования заключается в определении степени удовлетворенности студентов организацией образовательного процесса и может иметь значение для организации электронного обучения при реализации основных образовательных программ высшего образования.
Ключевые слова: электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, онлайн-обучение, система дистанционного обучения Moodle, дистанционные образовательные технологии, самостоятельная работа студентов, образовательный процесс.
Поступила в редакцию Received 19.04.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.05.21
Принята к публикации Accepted for publication 17.05.21 Опубликована Published 29.06.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Черницова Юлия Петровна, аспирант ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия.
Введение
В связи с необходимостью перехода к информационному обществу все большее внимание уделяется развитию непрерывного образования и повышению его уровня, формированию новой информационной культуры, развитию креативной личности и ее творческого потенциала. Основной целью непрерывного образования является расширение образовательных услуг, дополняющих вузовское образование. Понятие непрерывности образования связано с понятием самообразования, то есть с приобретением знаний путем самостоятельных занятий; таким образом, выдвигается на первый план идея самообучения. Важным фактором повышения качества образования является использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения. Целесообразное и эффективное использование ЭОР было рассмотрено в трудах А. В. Осина. В своем исследовании ученый акцентирует внимание на том, что «грамотное сочетание новых и традиционных методов может многократно улучшить качественные характеристики и прагматичность образования» [1]. Занимаясь вопросами эффективного использования современных электронных средств обучения в процессе изучения иностранного языка, Н. А. Копылова отмечает, что современные информационно-коммуникативные технологии способствуют развитию познавательного интереса учащихся и повышают качество обучения [2].
На данный момент в нашей стране активно развивается электронное обучение и реализуется во многих университетах, позволяя обеспечить растущий глобальный спрос на образовательные услуги. Электронное обучение как часть образовательного процесса используется во всех формах обучения и позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов, при этом основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа студентов. Поскольку электронное обучение требует от студента высокой мотивации и умения работать самостоятельно, то для повышения качества учебного процесса следует делать акцент на мотивации.
Т. Г. Квач анализирует информационную образовательную и информационную обучающую среду вуза и приходит к выводу, что использование ЭОР - это современная неизбежность, так как они способствуют «лучшему усвоению теоретического материала» [3]. Е. С. Ермакова изучает проблему применения ЭОР и в своей работе приводит обширную классификацию и типологизацию электронных ресурсов по типам и критериям [4]. Ученые Э. Ф. Зеер и И. В. Георге в своих трудах рассматривают понятия «компетенции» и «компетентности» и отмечают, что немаловажную роль в формировании и развитии профессиональных компетенций играет мотивационный компонент [5, 6].
Таким образом, проблема использования ЭОР в работе образовательных организаций высшего образования остается актуальной.
Цель данного исследования - определение роли и возможностей ЭОР и выявление отношения студентов к использованию ЭОР в процессе обучения иностранным языкам. Отражены количественные и качественные показатели отношения обучающихся к использованию ЭОР для изучения иностранных языков, материалы, методы и задачи исследования, статистическая обработка результатов.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Активное повсеместное использование современных цифровых технологий в сферах социально-экономической деятельности общества обусловило необходимость комплексной трансформации системы образования в России. Ю. И. Грибанов
отмечает, что «цифровая трансформация неизбежно влечет за собой реформирование системы образования» [7]. Более того, новый образовательный формат с использованием дистанционных технологий и средств электронного обучения стал обязательным в Российской Федерации и многих других странах в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в марте 2020 года.
Распространенное определение термина электронное обучение ("е-1еагт^") основывается на его представлении в рамках методики обучения с применением мультимедийных и информационно-коммуникационных технологий, а также ресурсов Интернета. По определению, которое дает Б. Х. Хан, электронное обучение представляет собой «современный способ обучения, задача которого заключается в создании удобной интерактивной среды для получения образования всем учащимся в удобное для них время и из любой удаленной точки при помощи возможностей информационных технологий в комплексе с другими формами образования, подходящими для открытой системы образования» [8]. А. Сангра рассматривает электронное обучение как естественную эволюцию дистанционного обучения и определяет электронное обучение как «подход, основанный на использовании цифровых ресурсов и других электронных средств в качестве инструментов онлайн-обучения, коммуникации и взаимодействия, обеспечивающих полноту участия в процессе обучения» [9].
В рамках исследования А. А. Андреева и В. И. Солдаткина было рассмотрено следующее определение термина электронного обучения с опорой на положение российского законодательства № 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года: «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базе данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [10].
В современных условиях вузы должны быть подключены к сети Интернет для создания и обеспечения доступа к ресурсам и материалам современной цифровой образовательной среды. По мнению А. Г. Сергеева, И. Е. Жигалова, В. В. Баландиной, современный мир развивается стремительно и «требует применения наиболее быстрых и дешевых способов процессов генерации и передачи знаний», таким образом, е-1еагш^ является одним из инструментов, который может решить эту проблему [11].
Цифровые образовательные технологии являются неотъемлемой частью понятия «цифровая образовательная среда», вокруг которой строится концепция развития современного «цифрового университета». Новые технологии используются для интенсификации учебного процесса, организации разнообразных форм коммуникации и взаимодействия внутри учебного заведения, а также для решения административных проблем. Российские исследователи Л. В. Капустина и Л. В. Савушкина анализируют проблему использования цифровых технологий в современном образовательном пространстве и отмечают, что цифровые технологии способствуют лучшему пониманию потребностей обучающихся [12, 13]. А. А. Климов, Е. Ю. Заречкин и В. П. Куприяновский предлагают использовать термин «цифровая экосистема университета», который обозначает комплексное понятие, включающее инфраструктуру и наличие среды, в которой многочисленные цифровые компоненты направлены на организацию сотрудничества и установление взаимосвязей между образовательной и научной (исследовательской) структурными составляющими [14].
Д. Гаррисон в своих работах исследует традиционные образовательные технологии и онлайн-обучение как два взаимодополняющих друг друга вида обучения. По мнению исследователя, ключом к вовлечению учащихся в глубокое и осмысленное обучение является внедрение онлайн-обучения в учебный процесс [15]. Л. Ли также рассматривает интеграцию педагогических и информационных технологий в образовательном процессе. Л. Ли отмечает, что, «несмотря на все преимущества современных информационно-коммуникационных технологий, наблюдается медленное освоение преподавателями новых технологий обучения по разным причинам, включая неосведомленность и компьютерную неграмотность» [16].
Ш. Родди исследует готовность студентов к онлайн-обучению и анализирует интенсивные методы обучения с использованием онлайн-ресурсов, включая массовые открытые онлайн-курсы (MOOК) и ЭОР. Исследователь выделяет факторы, которые влияют на выбор студента в пользу онлайн-обучения, среди которых немаловажным является гибкий график обучения, и отмечает, что эффективное сопровождение тьюторами онлайн-курсов является одним из наиболее важных факторов, влияющих на успешное освоение курса студентами [17].
С. Скотт в своих трудах исследует методы, навыки, приемы обучения и современные технологии электронного обучения в образовательном процессе и отмечает, что переход от обучения под руководством учителя к самостоятельному приобретению знаний предоставит учащимся ряд компетенций и навыков, необходимых для достижения успеха в современной глобальной экономике [18].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определить эффективность использования элементов электронного обучения в вузовской профессиональной подготовке.
Методологическая база исследования
В условиях реализации ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (3++) самостоятельная работа студентов определяется как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса, и в связи с этим электронное обучение открывает новые возможности для увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов [19].
Для достижения максимального результата в образовательном процессе практика создания и организации электронного обучения в вузе требует системного подхода, который включает в себя разработку технологической инфраструктуры вузов, создание условий для практического внедрения электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, разработку локальных нормативных документов, регулирующих организацию учебного процесса с применением электронного обучения и утверждение программ внедрения дистанционного обучения в вузе, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, обеспечивающих учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий, создание дистанционных курсов и электронных учебников по учебным дисциплинам всего срока обучения студентов, разработку ЭОР, необходимых для организации и проведения образовательного процесса, и мониторинг результатов обучения и качества процессов. В своем исследовании М. В. Лапенок научно обосновывает применение современных цифровых технологий в условиях дистанционного обучения и разрабатывает научно-методические подходы к организации учебного процесса в информационной среде дистанционного обучения [20].
В Севастопольском государственном университете введено электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ во всех формах обучения по основным образовательным и дополнительным профессиональным программам [21]. Достаточно подробно описаны условия успешного внедрения и реализации электронного обучения в практику работы вуза в работе Х. Ким [22]. Расширение возможностей традиционных форм обучения для освоения образовательных программ и эффективной коммуникации участников образовательного процесса стало предпосылкой для разработки Электронной информационно-образовательной среды Севастопольского государственного университета (ЭИОС) Севгу.ру (https://do.sevsu.ru/).
ЭИОС Университета Севгу.ру включает в себя электронные образовательные и электронные информационные ресурсы, различные информационные системы, телекоммуникационные технологии и соответствующие технологические средства, обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме. Для организации электронного обучения в Севастопольском государственном университете используется система дистанционного обучения Moodle, в которой преподавателями или коллективом преподавателей Университета разрабатываются электронные учебные курсы (ЭУК) и реализована гибкая автоматизированная система оценок за все выполняемые задания (включая тесты). ЭОР разрабатываются авторами, имеющими документ о повышении квалификации в области разработки и создания ЭОР, методов организации электронного обучения и реализации различных видов дистанционных образовательных технологий. А. Чиаппе и В. А. Багина в своих трудах рассматривают педагогические условия реализации инновационных образовательных технологий и электронных обучающих средств в вузе [23, 24].
Создание электронных ресурсов и их отдельных элементов реализуется с помощью ЭИОС Севгу.ру, в которой уже реализованы МООК и которая включает в себя информационные системы, обеспечивающие ее функционирование и собственную платформу на базе открытого программного обеспечения Rocket.Chat для эффективной коммуникации участников образовательного процесса. Д. Бадарч выделяет следующие основные виды средств коммуникации в системах дистанционного обучения: электронная почта, онлайн-лекции, вебинары, форумы и чаты [25].
Организация учебного процесса и реализация образовательных программ в Севастопольском государственном университете достигается при комплексном подходе с использованием системы дистанционного обучения Moodle и различных средств информационных и коммуникационных технологий и традиционных технологий в различных видах учебной деятельности. В системе дистанционного обучения Moodle для обеспечения студентов методическими материалами имеются такие элементы, как лекция, глоссарий, FlashVideo, пакет Scorm, и такие ресурсы, как веб-страницы, аудио- и видеофайлы, анимационные ролики, ссылки на ресурсы в Интернете [26]. Для создания электронных учебных материалов и организации совместной деятельности используются сервисы Web 2.0, такие как Google (онлайн-опросы и Google формы), YouTube (просмотр и размещение видео), BigBlueButton и eTutorium (открытое программное обеспечение для проведения веб-конференций и платформа веби-наров, онлайн-тренингов и мастер-классов), сервисы для создания тестов, опросов, логических игр iSprung, Xerte и др. Инструменты и сервисы в системе управления обучением Moodle подробно рассматриваются в работах И. Б. Государева и В. В. Малиа-таки [27, 28].
Применение социальных сервисов и технологий позволяет реализовать тенденции современной образовательной реальности, такие как дистанционные формы обучения, где производство, хранение и передача знания происходят при помощи компьютерных и интернет-технологий; концепция непрерывного образования и индивидуальные образовательные программы; формирование электронного портфолио обучающегося, сохранение рецензий и оценок на работы обучающихся; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и асинхронное взаимодействие через Интернет; интерактивная работа преподавателя со студентами с помощью консультаций и диалогов в личных сообщениях на форумах и в чатах, а также в формате видеоконференций и вебинаров, где могут проводиться лекции, семинары, групповые дискуссии и интервью. ЭИОС Севгу.ру обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата. Для обеспечения максимальной прозрачности процесса обучения данные оценок студентов за выполненные задания и результаты тестов хранятся в системе, которая постоянно отслеживает активность пользователей и составляет отчеты об их участии в изучении курса. Все это делает данную программу одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса дистанционного образования. Опыт разработки и эксплуатации системы управления дистанционным обучением Moodle представлен в работе А. В. Соловова [29].
Одними из самых динамично развивающихся форм дистанционного образования с применением технологий электронного обучения являются MOOK.
Основная цель МООК - это открытость образования, возможность самообразования и определения своей траектории обучения, доступ к мировым информационным ресурсам без каких-либо ограничений.
Онлайн-курсы позволяют студентам дистанционно обучаться из любой точки мира и получать доступное и качественное образование на ведущих онлайн-плат-формах, таких как Coursera, EdX, Khan Academy, Udacity, Canvas Network, Courseware, OpenCulture, Udemy и др. Ведущие вузы мира активно участвуют в продвижении доступного онлайн-образования, имеют в своем портфолио открытые он-лайн-курсы и интегрируют их с учебным планом, таким образом модернизируя образовательный процесс. Портал «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» реализует курсы ведущих вузов России в свободном доступе по разным направлениям подготовки [30]. Для того чтобы интегрировать МООК в учебный процесс с возможностью замены ими учебных дисциплин, необходимо, чтобы в вузе были разработаны соответствующие нормативные базы, методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием МООК, была создана единая система по сопровождению использования онлайн-кур-сов и чтобы содержание открытого онлайн-курса соответствовало ФГОС.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения в вузах должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя ЭОР, ЭУК и МООК по разным дисциплинам, а также совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и технологических средств.
Чтобы повысить эффективность обучения при включении ЭУК в учебный процесс, а также изучить эффект от включения МООК в качестве дополнительного материала к курсу и для выявления отношения студентов к использованию ЭУК для изучения иностранных языков, нами была разработана анкета, включающая 10 пунктов.
Для этой цели было проведен опрос среди студентов I и II курсов очной и заочной форм обучения неязыковых направлений, с которыми работает кафедра «Иностранные языки». В исследовании приняло участие 210 студентов, из них 176 студентов очной формы обучения и 34 студента заочной формы (из них 118 - женского пола, 92 - мужского). Метод исследования - онлайн-опрос.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) выявить частоту и цели использования Интернета обучающимися;
2) определить, какие возможности предоставляет электронное обучение;
3) выявить цели и задачи электронного обучения;
4) определить, используются ли ЭУК и МООК в процессе изучения иностранного языка;
5) исследовать готовность обучающихся изучать иностранные языки с помощью ЭОР;
6) выявить трудности, возникающие в процессе обучения.
Анкетирование было организовано с помощью онлайн-сервиса для создания форм опроса и тестов Формы Google. Анкета предназначалась для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Иностранный язык».
Результаты исследования
Первый этап исследования - выявление частоты и целей использования Интернета. Результаты опроса показывают, что все респонденты пользуются Интернетом каждый день. При ответе на вопрос о целях использования Интернета были получены следующие результаты (рис. 1). Согласно полученным данным, подавляющее большинство студентов использует Интернет для общения, поиска информации, связанной с учебной деятельностью или работой, просмотра информационного и развлекательного контента.
Затрудняюсь 97,6% ответить
■ Нет 94,8%
96,7%
I ,
50,0% 100,0%
Рис. 1. Цели использования Интернета
Одна из задач - выявление возможности постоянного доступа студентов к учебным материалам и заданиям. Полученные данные говорят о том, что значительное большинство опрошенных (92%) имеют постоянный доступ к учебным материалам онлайн.
Следующая задача позволила узнать, используют ли студенты для обучения ЭОР. В ходе опроса было установлено, что 76% респондентов используют в процессе изучения иностранного языка ЭОР.
Как видно из диаграммы, приведенной на рис. 2, отвечая на вопрос об использовании МООК в учебном процессе, почти треть студентов выбрали вариант «не знаю
Другое
Для просмотра информационного и развлекательного контента
Для поиска информации
4,8%
Для общения
ь
0,0%
или не использовал в учебном процессе». Эти данные говорят об отсутствии знаний в данной сфере и понимания возможностей новых средств обучения.
знаю, использовал(а) в
30% учебном процессе
54% знаю, но не
использовал(а)
16%
■ не знаю, не
использовал(а) в учебном
процессе
Рис. 2. Использование МООК в учебном процессе
Результаты опроса, представленные в диаграмме на рис. 3, выявили ряд факторов, вызывающих сложности у студентов при ответе на вопрос о возможностях, которые предоставляет электронное обучение. Были проанализированы пять вопросов. Большинство опрошенных затруднились в выборе ответа, что говорит о том, что студентам не хватает знаний в области электронного обучения.
Возможность обучаться самостоятельно
Возможность получать консультации, советы преподавателя в режиме онлайн
Возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и...
Возможность обучаться по более гибкому графику
Доступ к более качественному контенту от преподавателей высокой квалификации
■ 43,3% 22,5%
34,2%
24,2% 17,5%
8,3%
58,3%
32,9%
17,8%
69,2%
49,6%
79,2%
Затрудняюсь ответить Не согласен
Согласен
0,0%
50,0%
100,0%
Рис. 3. Какие возможности предоставляет электронное обучение?
На вопрос о том, готовы ли респонденты изучать иностранные языки с помощью ЭОР, только 15,5% студентов дали отрицательный ответ, а 83,33% опрошенных выявили свою заинтересованность, что свидетельствует о готовности студентов использовать ЭОР для изучения иностранных языков.
Далее мы проанализировали вопрос «Какие задачи решает электронное обучение?». Так, значительное количество студентов считает, что электронное обучение позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории (см. рис. 4). То, что в процессе электронного обучения формируются навыки самостоятельной работы и самоконтроля, подтверждает 83,8% опрошенных. С тем, что электронное обучение мотивирует к изучению иностранного языка, согласны 64,7% опрошенных. По полученным
данным чуть более половины опрошенных считают, что электронное обучение предоставляет возможности для получения образования в любом месте в любое удобное время.
Гибкий график обучения (в любом месте в любое удобное время)
мотивация к изучению иностранного языка
навыки самостоятельной работы и самоконтроля
индивидуальные образовательные траектории
5,3%
40,0%
17,2% 18,1%
4,7%
4,3% 11
9%
64,7%
2,4%
23,8%
83,8%
73,8%
Затрудняюсь ответить
Не согласен Согласен
0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0%
Рис. 4. Какие задачи решает электронное обучение?
Результаты анкетирования показали, что 15,3% студентов испытывали трудности при работе с электронными курсами в процессе обучения (возможные проблемы, которые возникают при работе с электронными курсами с мобильной версии сайта, некорректность автоматически выставленных программой оценок), почти каждый четвертый студент испытывал проблемы, связанные с интернет-соединением, 17,4% из числа опрошенных сталкивались c техническими неполадками в системе Mood1e (сбои в работе, отсутствие доступа) и 42,7% опрошенных не имели затруднений (см. рис. 5).
15,3%
24,6%
42,7%
проблемы с доступом к сети Интернет
технические неполадки в системе Моо^е
не испытывал трудностей
трудности при работе с электронными курсами
Рис. 5. Трудности в процессе электронного обучения
Одним из вопросов, который был предложен студентам, был вопрос относительно самого процесса обучения: каково их отношение к тому, чтобы очный формат стал более гибким, удобным для студента, с возможностью сочетать аудиторные занятия с дистанционными и самостоятельно планировать время для прохождения
учебных программ? По результатам опроса абсолютное большинство опрошенных ответили утвердительно - 89,7%.
Резюмируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что, по мнению большинства опрошенных студентов, внедрение электронного обучения в вузы способствует повышению качества образования и формирует познавательную мотивацию студентов, формирует навыки самостоятельной работы студентов, предоставляет более гибкое обучение и дает возможность обучаться дистанционно тем, кто не всегда может посещать аудиторные занятия по разным причинам.
Также значительное большинство студентов, принявших участие в исследовании, высказались за то, что дистанционные образовательные технологии расширяют возможности студентов при обучении, позволяют обучающимся выстраивать индивидуальные образовательные траектории, контролировать успеваемость студентов, обладают широким набором инструментов для обратной связи.
Использование информационных технологий при построении процесса обучения способствует увеличению интереса и формированию мотивации обучающихся, так как в этом случае максимально учитываются индивидуальные образовательные возможности и потребности обучающихся, увеличивается выбор содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий. Результаты исследования показывают, что 15,3% опрошенных студентов указали на трудности при работе с электронными курсами, что позволяет определить возможные направления работы по повышению уровня сформированности ИКТ-компетентности студентов.
Несмотря на проблемы, 98,6% опрошенных высказались за реализацию более гибкого подхода к обучению, предполагающего вариативность и альтернативность программ, наличие большого количества различных курсов, удовлетворяющих различные интересы студентов, что позволит персонализировать образовательную деятельность каждого студента с учетом его познавательных потребностей для оптимизации и повышения эффективности процесса обучения иностранному языку студентов.
Заключение
Внедрение современных технологий обучения в учебный процесс позволяет повысить мотивацию студентов к освоению дисциплины, открывает новые возможности организации самостоятельной работы обучаемых, благодаря чему формируются ответственность и самоорганизация обучающихся. В системе дистанционного обучения Moodle для обеспечения студентов методическими материалами имеются различные элементы и сервисы, которые позволяют разнообразить процесс обучения и методику подачи материала, повышают качество самостоятельной подготовки студентов и эффективность образовательного процесса в целом.
Полученные данные в результате исследования свидетельствуют о тенденции к повышению эффективности подготовки студентов на основе организации самостоятельной работы студентов с использованием обучающей платформы Moodle.
Результаты исследования подтверждают, что использование ЭОР и МООК значительно увеличивает эффективность обучения иностранному языку студентов в неязыковых вузах, обучение становится личностно ориентированным благодаря вариативности и гибкости изучения материала курса на основе индивидуального темпа.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что студенты готовы к использованию ЭОР для изучения иностранных языков, но при этом необходимо делать акцент на мотивацию студентов для повышения качества учебного процесса.
Таким образом, современные информационные технологии в электронном образовательном пространстве открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой дисциплине, обеспечивают эффективное управление учебным процессом. В новом информационном обществе одним из важнейших факторов развития человека является обладание им высокой информационной культурой. Электронное обучение становится приоритетным направлением развития системы образования и активно используется многими образовательными учреждениями, позволяет повысить качество и эффективность образовательного процесса, экономить время обучения и имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Электронное обучение меняет характер взаимодействия преподавателя и студента; так, преподаватели отказываются от роли простого транслятора готовых знаний и выступают в роли консультантов, осуществляющих руководство самостоятельной работой обучающихся, выполняют функцию одного из источников информации и помощника в работе студентов. Электронное обучение оказывает положительное обучающее воздействие на студентов, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучающегося, способствует самостоятельному получению знаний и опыта, развивает независимость, инициативность и творческую активность и содержит огромный потенциал для реализации новых идей и проектов для личностного развития и реализации принципов непрерывного образования.
Ссылки на источники
1. Осин А. В. Открытые образовательные мультимедиа системы. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. - 328 с.
2. Копылова Н. А. Современные электронные средства обучения иностранному языку // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - Т. 13. - № 1. - С. 173-181.
3. Квач Т. Г. Формирование информационно-образовательной среды для студентов среднего профессионального образования в вузе // Мир университетской науки: культура, образование. - 2020. - № 3. - С. 43-48.
4. Ермакова Е. С. Электронные образовательные ресурсы и проблема их применения для литературного развития младших школьников // Языковое и литературное образование в современном обществе - 2016: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 16-17 ноября 2016 года. - СПб.: ООО «Издательство ВВМ», 2016. - С. 241-248.
5. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вузак онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 2639. DOI: 10.26170/po20-03-03.
6. Георге И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2016. - 143 с.
7. Грибанов Ю. И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития Института сервисной интеграции: дис. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2019. - 355 с.
8. Khan B. H. Web-based training. Englewood Cliffs. - N. J.: Educational Technology Publications, 2001. - 159 p.
9. Sangra A., Vlachopoulos D., Cabrera N. Building an inclusive definition of e-learning: An approach to the conceptual framework // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2012. - 13(2). - Р. 145159. DOI: 10.19173/irrodl.v13i2.1161.
10. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of Science. - 2013. - № 1. - С. 142-150.
11. Сергеев А. Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение: монография / Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. - 182 с.
12. Капустина Л. В. Анализ современных тенденций в применении цифровых технологий при обучении иностранным языкам (на материале обучающих Web-сайтов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 3. - С. 48-56. DOI: 10.24411/2304-120X-2020-11020.
13. Савушкина Л. В. К проблеме использования цифровых технологий в современном образовательном пространстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - Т. 22. - № 70. - С. 5-10.
14. Климов А. А., Заречкин Е. Ю., Куприяновский В. П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2019. - Т. 15. - № 4. - С. 815-824. DOI: 10.25559/SITITO.15.201904.815-824.
15. Garrison D. E-Learning in the 21st century: A framework for research and practice. - Second edition. - 2011. - 166 p.
16. Li L. Integrating Technology in ESP: Pedagogical Principles and Practice // Integrating Information and Communication Technologies in English for Specific Purposes / Muñoz-Luna R., Taillefer L. (eds). - English Language Education, Vol. 10. - Springer, Practice Online Learning, Teaching, and Support to Intensive Online Environments: An Integrative Review. Frontiers in Cham, 2018. - Р. 7-25. DOI: 10.1007/978-3-319-68926-5_2.
17. Roddy C., Amiet D., Chung J. et al. Applying Best Practice Online Learning, Teaching, and Support to Intensive Online Environments: An Integrative Review // Frontiers in Education. - 2017. - 2. - Р. 59. DOI: 10.3389/feduc.2017.00059.
18. Scott C. L. The futures of learning 1: Why must learning content and methods change in the 21st century? // United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization Education Research and Foresight, Paris [ERF Working Papers Series, No. 13]. [Retrieved March 2, 2021]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/im-ages/0023/002348/234807E.pdf.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 38.03.01 Экономика // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - М.: Минобрнауки России. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf.
20. Лапенок М. В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (на примере подготовки учителей): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2014. - 43 с.
21. Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях / ФГАОУ ВО «СевГУ». - URL: https://www.sevsu.ru/images/novosti/_2018/02_february/27_02/elearning.pdf.
22. Kim H. J., Hong A. J., Song H. D. The roles of academic engagement and digital readiness in students' achievements in university e-learning environments // Int. J. Educ. Technol. High. Educ. - 2019. - 16. - Р. 21. DOI: 10.1186/s41239-019-0152-3.
23. Chiappe A., Adame S. I. Open Educational Practices: A learning way beyond free access knowledge // Revista Ensaio: Avalia?ao e Políticas Públicas em Educa?ao. - 2018. - 26(98). - Р. 213-230.
24. Современные образовательные технологии: монография / В. А. Багина, С. А. Баляева, О. А. Боровкова [и др.]. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2017. - 228 с.
25. Бадарч Д., Токарева Н., Цветкова М. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 135-146.
26. Butcher N. A Basic guide to open educational resources (OER). [Retrieved February 18, 2021]. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000215804.
27. Государев И. Б. Терминология электронных информационно-образовательных сред // Человек и образование. - 2016. - № 1(46). - С. 122-126.
28. Малиатаки В. В., Вендина А. А. Возможности реализации кейс-метода средствами LMS MOODLE при обучении бакалавров направления «Педагогическое образование» // Мир педагогики и психологии. - 2019. -№ 2(31). - С. 129-134.
29. Соловов А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: «Новая техника», 2006. - 462 с.
30. Портал приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». - URL: http://neorusedu.ru/about.
luliia P. Chernitsova,
Postgraduate Student, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia [email protected]
Investigating the readiness of university students to use e-learning resources in the process of studying foreign languages Abstract. The relevance of this study is determined by the problem of finding ways to use electronic educational resources as a means of forming a foreign language professional communicative competence of future economists. Since the beginning of the COVID-19 pandemic, there has been a need for an effective organization of the educational process using digital educational technologies in the context of distance learning. This article examines modern electronic educational resources as a means of improving the quality of education. The purpose of the article is to study the readiness of students to use electronic educational resources in the process of studying foreign languages on the basis of the Institute of Social Sciences and International Relations at Sevastopol State University. To achieve this goal, the author uses the following methods: empirical method (online survey) and statistical methods (qualitative and quantitative analysis of the results). 210 full-time and part-time students took part in the online survey. The material for the study were
the Federal State Educational Standards of higher education, generalization of the advanced domestic and foreign pedagogical experience and the personal experience of the author of the article in the field of using electronic educational resources in the context of e-learning. The results of this study confirm that students are ready to use e-learning in universities today and have the necessary skills and abilities to work with computer technologies. The online survey made it possible to identify the advantages and disadvantages of using electronic educational resources in the educational process of the university. The practical significance of the study lies in determining the degree of student satisfaction with the organization of the educational process and may be important for the organization of e-learning in the implementation of basic educational programs of higher education.
Key words: e-learning, e-learning resources, online-learning, distance learning system Moodle, distance learning technologies, individual students' work, educational process. References
1. Osin, A. V. (2010). Otkrytye obrazovatel'nye multimedia sistemy, Agentstvo "Izdatel'skij servis", Moscow, 328 p. (in Russian).
2. Kopylova, N. A. (2017). "Sovremennye elektronnye sredstva obucheniya inostrannomu yazyku", Sovremennye in-formacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie, t. 13, № 1, pp. 173-181 (in Russian).
3. Kvach, T. G. (2020). "Formirovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy dlya studentov srednego profession-al'nogo obrazovaniya v vuze", Mir universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie, № 3, pp. 43-48 (in Russian).
4. Ermakova, E. S. (2016). "Elektronnye obrazovatel'nye resursy i problema ih primeneniya dlya literaturnogo razvitiya mladshih shkol'nikov", Yazykovoe i literaturnoe obrazovanie vsovremennom obshchestve - 2016: sb. nauch. st. po itogam Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Sankt-Peterburg, 16-17 noyabrya 2016 goda, OOO "Izdatel'stvo VVM", St. Petersburg, pp. 241-248 (in Russian).
5. Zeer, E. F., Lomovceva, N. V. & Tret'yakova, V. S. (2020). "Gotovnost' prepodavatelej vuzak onlajn-obrazovaniyu: cifrovaya kompetentnost', opyt issledovaniya", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 26-39. DOI: 10.26170/po20-03-03 (in Russian).
6. George, I. V. (2016). Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya na osnove organizaciisamostoyatel'noj raboty, Tyumenskij industrial'nyj universitet Tyumen', 143 p. (in Russian).
7. Gribanov, Yu. I. (2019). Cifrovaya transformaciya social'no-ekonomicheskih sistem na osnove razvitiya Instituta servisnoj integracii: dis.... d-ra ekon. nauk, St. Petersburg, 355 p. (in Russian).
8. Khan, B. H. (2001). Web-based training. Englewood Cliffs, Educational Technology Publications, N. J., 159 p. (in Russian).
9. Sangra, A., Vlachopoulos, D., & Cabrera, N. (2012). "Building an inclusive definition of e-learning: An approach to the conceptual framework", The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 13(2), pp. 145-159. DOI: 10.19173/irrodl.v13i2.1161 (in English).
10. Andreev, A. A. & Soldatkin, V. I. (2013). "Distancionnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii", Cloud of Science, № 1, pp. 142-150 (in Russian).
11. Sergeev, A. G., Zhigalov, I. E. & Balandina, V. V. (2012). Vvedenie v elektronnoe obuchenie: monografiya, Vladim. gos. un-t imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh, Izd-vo VlGU, Vladimir, 182 p. (in Russian).
12. Kapustina, L. V. (2020). "Analiz sovremennyh tendencij v primenenii cifrovyh tekhnologij pri obuchenii inostrannym yazykam (na materiale obuchayushchih Web-sajtov)", Nauchno-metodicheskij elektronnyjzhurnal "Koncept", № 3, pp. 48-56. DOI: 10.24411/2304-120X-2020-11020 (in Russian).
13. Savushkina, L. V. (2020). "K probleme ispol'zovaniya cifrovyh tekhnologij v sovremennom obrazovatel'nom pros-transtve", Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki, t. 22, № 70, pp. 5-10 (in Russian).
14. Klimov, A. A., Zarechkin, E. Yu. & Kupriyanovskij, V. P. (2019). "O cifrovoj ekosisteme sovremennogo universiteta", Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie, t. 15, № 4, pp. 815-824. DOI: 10.25559/SITITO.15.201904.815-824 (in Russian).
15. Garrison, D. (2011). E-Learning in the 21st century: A framework for research and practice, Second edition, 166 p. (in English).
16. Li, L. (2018). "Integrating Technology in ESP: Pedagogical Principles and Practice", in Muñoz-Luna, R. & Taillefer, L. (eds.) Integrating Information and Communication Technologies in English for Specific Purposes, English Language Education, vol. 10, Springer, Practice Online Learning, Teaching, and Support to Intensive Online Environments: An Integrative Review. Frontiers in Cham, pp. 7-25. DOI: 10.1007/978-3-319-68926-5_2 (in English).
17. Roddy, C., Amiet, D., Chung, J. et al. (2017). "Applying Best Practice Online Learning, Teaching, and Support to Intensive Online Environments: An Integrative Review", Frontiers in Education, 2, p. 59. DOI: 10.3389/feduc.2017.00059 (in English).
18. Scott, C. L. (2015). "The futures of learning 1: Why must learning content and methods change in the 21st century?", United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization Education Research and Foresight, Paris
[ERF Working Papers Series, No. 13]. [Retrieved March 2, 2021]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/im-ages/0023/002348/234807E.pdf (in English).
19. "Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya ba-kalavriat. Napravlenie podgotovki 38.03.01 Ekonomika", Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya, Moscow Minobrnauki Rossii. Available at: http://fgosvo.ru/upload-files/FG0S%20V0%203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf (in Russian).
20. Lapenok, M. V. (2014). Nauchno-pedagogicheskie osnovaniya sozdaniya i ispol'zovaniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov informacionnoj sredy distancionnogo obucheniya (na primere podgotovki uchitelej): avtoref. dis.... d-raped. nauk, Moscow, 43 p. (in Russian).
21. Polozhenie ob elektronnom obuchenii i distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologiyah, FGAOU VO "SevGU". Available at: https://www.sevsu.ru/images/novosti/_2018/02_february/27_02/elearning.pdf (in Russian).
22. Kim, H. J., Hong, A. J. & Song, H. D. (2019). "The roles of academic engagement and digital readiness in students' achievements in university e-learning environments", Int. J. Educ. Technol. High. Educ, 16, p. 21. DOI: 10.1186/s41239-019-0152-3 (in English).
23. Chiappe, A., & Adame, S. I. (2018). "Open Educational Practices: A learning way beyond free access knowledge", Revista Ensaio: Avaliagao e Políticas Públicas em Educagao, 26(98), pp. 213-230 (in English).
24. Bagina, V. A., Balyaeva, S. A., Borovkova, O. A. et al. (2017). Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: mono-grafiya, Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Centr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva", Novosibirsk, 228 p. (in Russian).
25. Badarch, D., Tokareva, N. & Cvetkova, M. (2014). "MOOK: rekonstrukciya vysshego obrazovaniya", Vysshee obra-zovanie v Rossii, № 10, pp. 135-146 (in Russian).
26. Butcher, N. (2021). A Basic guide to open educational resources (OER). [Retrieved February 18, 2021]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/arky48223/pf0000215804 (in English).
27. Gosudarev, I. B. (2016). "Terminologiya elektronnyh informacionno-obrazovatel'nyh sred", Chelovek i obrazova-nie, № 1(46), pp. 122-126 (in Russian).
28. Maliataki, V. V. & Vendina, A. A. (2019). "Vozmozhnosti realizacii kejs-metoda sredstvami LMS MOODLE pri obuchenii bakalavrov napravleniya "Pedagogicheskoe obrazovanie", Mirpedagogikiipsihologii, № 2(31), pp. 129134 (in Russian).
29. Solovov, A. V. (2006). Elektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tekhnologiya, "Novaya tekhnika", Samara, 462 p. (in Russian).
30. Portal prioritetnogo proekta v oblasti obrazovaniya "Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii". Available at: http://neorusedu.ru/about (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Черницова Ю. П. Исследование готовности студентов использовать электронные образовательные ресурсы в процессе обучения иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 06 (июнь). - С. 79-92. -URL: http://e-koncept.ru/2021/211043.htm.
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11043
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Черницова Ю. П., 2021
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru