Статья / Article
УДК / UDC 371.124
Электронный образовательный ресурс как средство организации педагогической практики бакалавров
в период карантинного режима
А. В. Ничагина
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В статье представлены особенности использования электронного образовательного ресурса (ЭОР) для работы педагога и бакалавров в информационной образовательной среде (ИОС) с учетом новых требований в вузах Российской Федерации. В период карантинного режима в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 особое внимание уделяется обеспечению реализации образовательных программ посредством дистанционного (distance learning) или смешанного (blended learning) обучения, что свидетельствует об актуальности данного исследования.
Материалы и методы. В качестве примера представлен жизненный цикл электронного образовательного ресурса (планирование, внедрение, использование). Особое внимание уделено изучению данного феномена в процессе педагогической (производственной) практики студентов в период карантина на всей территории РФ. Автором статьи выделено несколько этапов, в каждом из которых определены наиболее эффективные формы и методы организации работы студентов. В статье приводится пример ресурса «Производственная практика».
Результаты. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного автором с целью изучения уровня готовности бакалавров к работе с использованием электронного образовательного ресурса.
В статье также представлена работа студентов с различными видами онлайн-обучения и образовательных порталов в российских школах - подробно рассматриваются образовательные ресурсы на наиболее перспективных платформах (с точки зрения ведущих СМИ) и анализируются современные технологии электронного обучения, их сильные и слабые стороны.
Обсуждение и выводы. Автор показал возможность использования системы дистанционного обучения в высшем учебном заведении. При этом решались задачи анализа терминологического разнообразия в рамках заявленной проблемы, выделения наиболее существенных аспектов и проблем, связанных с работой в системе дистанционного обучения (СДО), и поиска их возможных решений в период педагогической практики. Автор уточняет определение понятия информационной образовательной среды (ИОС) и приводит классификацию различных видов онлайн-обучения, образовательных порталов и ресурсов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение, электронное обучение, электронный образовательный ресурс (ЭОР), педагогическая практика.
Для цитирования: Ничагина А.В. Электронный образовательный ресурс как средство организации педагогической практики бакалавров в период карантинного режима // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 207-223.
Electronic educational resources as a form of organizing teaching practice of bachelors in the conditions of quarantine
Anna V. Nichagina
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The article offers an overview of the of electronic educational resource (EER) for the teacher's and bachelors work within the information educational environment (IEE), with account of the new requirements in higher education institutions of the Russian Federation. During the quarantine period of COVID-19, special attention has been paid to the provision of educational programs available for distance or blended learning, which indicates the relevance of this study.
Materials and methods. Creating a life cycle of electronic educational resource (planning, implementation, operation), are provided as an example. Special attention is paid to the study of this phenomenon in teaching (industrial) practice of students during the quarantine period on all territories of the Russian Federation. The author highlights several stages which identify the most efficient forms and methods of organization of students work. The article presents an example of the electronic educational resources «Industrial practice».
Results. The results of an empirical study carried out by the author with the aim of studying the level of readiness of bachelors to work with electronic educational resource are presented.
The article also presents the work of students with various types of online-learning and educational portals in Russian schools - the educational resources on the most advantageous, from the main of Mass Media point of view, platforms are explicitly examined, modern e-learning technologies, their strengths and weaknesses are analyzed.
Discussion and conclusions. The author set a goal to present possibility of using distance learning system in a higher educational institution. Herewith, the tasks of analyzing the terminological diversity within the framework of the declared problem were solved, highlighting the most significant aspects and frequency problems associated with working in a particular distance learning system (DLS), and searching for their possible solutions in teaching (industrial) practice of students. The author gives a definition of an information educational environment (IEE) and classify various types of online-learning, educational portals and resources.
Key words: distance learning, blended learning, e-learning, electronic educational resource, teaching (industrial) practice.
For citation: Nichagina, A.V. (2020) Elektronnyj obrazovatel'nyj resurs kak sredstvo organizacii pedagogicheskoj praktiki bakalavrov v period karantinnogo rezhima [Electronic educational resources as a form of organizing teaching practice of bachelors in the conditions of quarantine]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. P. 207-223. (In Russian).
Введение
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 816 от 23.08.2017 г.1 установлено, что все образовательные организации имеют право на осуществление образовательной деятельности, применяя исключительно электронное обучение и дистанционные технологии, а также право на организацию учебных занятий в виде он-лайн-курсов. В настоящее время для онлайн-образования активно используются государственные и коммерческие электронные системы. В них размещен контентный материал, который помогает эффективно взаимодействовать педагогу с обучающимися.
В марте 2020 года вся страна оказалась в ситуации, когда необходимо предоставить качественную дополнительную помощь в осуществлении дистанционного и электронного обучения2. Все платформы и все сервисы объединились для организации удаленного формата обучения в период карантинного режима коронавирусной инфекции COVID-19.
По данным ведущих российских СМИ, в момент неожиданного массового перехода на дистанционное обучение обозначились проблемы, которые мы условно объединим в две группы по техническому и человеческому фактору.
Первая проблема связана с технической готовностью образовательных организаций. Дистанционное обучение не является нововведением, и в большинстве российских школ имеются платформы, где размещаются электронные дневники и журналы. Однако высокий уровень нагрузки привел к сбою в работе электронных средств обучения и общим неполадкам в системе.
1 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017. № 816. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 14.03.2020).
2 Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.03.2020. № 104. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru (дата обращения: 17.03.2020).
Вторая проблема заключается в готовности участников образовательных отношений к дистанционному обучению. С одной стороны, большинство педагогов имеют низкий уровень компьютерной грамотности, особенно это касается лиц, относящихся к категории третьего возраста. Также учителя испытывают сложность в установлении обратной связи и оценке результатов самостоятельной деятельности слушателей. С другой стороны, сами школьники показывают низкий уровень мотивации к дистанционному обучению, а их родители испытывают страх, что дети воспринимают эту форму обучения как продолжение каникул.
Подтверждением этому является работа в рамках Нацпроета «Образование»1, которая продолжается до настоящего времени:
- в каждой школе активно идет процесс увеличения скорости Интернета (п.1. Федерального проекта «Цифровая образовательная среда»);
- осуществляется повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в области онлайн-сервисов и онлайн-образо-вания (п.4.2. Федерального проекта «Учитель будущего»).
Практика показывает, что современную школу невозможно представить без дистанционного и электронного обучения, поэтому каждый педагог должен уметь перевести учебный процесс в удаленный формат.
Следовательно, актуальными остаются вопросы: Как подготовить будущего учителя к использованию электронного и дистанционного обучения? Как организовать контактную работу всех участников образовательных отношений исключительно в электронной информационно-образовательной среде?
Целью данной статьи является поиск ответа на эти вопросы.
Обзор литературы
В научной литературе отмечается сложность и многоаспектность процесса использования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Современные исследования посвящены различным аспектам данной проблемы, например, соблюдению требований, внедрению инструментальных средств, организации самостоятельной работы обучающихся; особенностям использования электронного и дистанционного обучения на всех образовательных этапах и др.
1 Паспорт национального проекта «Образование» 2019-2024 (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 14.03.2020).
В соответствии с ГОСТ РФ1 информационно-образовательная среда (ИОС) понимается как система ресурсов и средств в электронно-цифровой форме, которые нацелены на реализацию процесса обучения посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Неотъемлемой составляющей ИОС практически во всех образовательных организациях стали электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые могут быть разного вида:
1. ЭР - электронный ресурс как часть ЭУК (электронного учебного курса), который создается для замещения определенной темы или части урока.
2. ЭУК - это завершенный учебный курс, который полностью готов для реализации дидактических задач.
3. ООК - отрытый онлайн курс, при котором возможно обучение без педагога.
4. ООР - открытый образовательный ресурс, который позволяет осуществлять обучение одним педагогом или группой преподавателей.
Данные форматы ЭОР могут применяться как в школе, так и в вузе. Федеральный закон № 273-Ф32 разграничивает два вида обучения (ст.16):
1) при электронном обучении педагог работает с информацией, содержащейся в базах данных, которая обрабатывается и передается обучающимся посредствам информационных технологий;
2) дистанционное обучение направлено на взаимодействие педагога и обучающихся посредствам информационно-телекоммуникационной сети.
Анализируя различные точки зрения и подходы, мы пришли к выводу, что в современной системе образования применяются три вида обучения (электронное, дистанционное и смешанное), но нет единства характеристики данных понятий.
В рамках современных исследований по проблемам онлайн-обуче-ния [8] обозначено:
1. Дистанционное обучение (distance learning) - это такое обучение, при котором нет элементов традиционного (например, использование классических приемов организации и способов взаимодействия участников образовательной деятельности), но присутствуют случаи электронного обучения.
1 ГОСТ РФ 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. М., Стандартинформ, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 14.03.2020).
2 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-Ф3 от 29 дек. 2012 г.
2. Электронное обучение (e-leaming) - это объединение характеристик дистанционного и смешанного, т.е. обучение в котором методы и средства сводятся к применению электронных образовательных ресурсов в цифровом формате представления.
3. Смешанное обучение (blended leaming) - это обучение появилось как результат внедрения дистанционного, с целью компенсации недостатков и использования достоинств дистанционного управления образовательным процессом. Отличительная особенность: одновременное использование двух приемов взаимодействия слушателя с педагогом, т.е. совмещение активной аудиторной формы работы с компьютерным форматом.
Смешанное обучение наиболее популярно и осуществляется по одной из схем [4]:
1) аудиторное обучение (face-to-face learning) - большая часть программы реализуется при непосредственном взаимодействии, а электронное обучение используется как дополнение;
2) ротация, т.е. чередование аудиторного и индивидуального электронного обучения, которая подразделяется:
- на классную ротацию, осуществляемая по расписанию для групповой и индивидуальной работы;
- на индивидуальную ротация, т.е. ориентирована на обучение по индивидуальному графику;
- на лабораторную ротацию, что позволяет во время обучения перемещаться детям по школе;
- на порционную ротацию - эта так называемый «перевернутый класс» (flipped classroom), используется для организации самостоятельной работы с преимуществом e-learning;
3) гибкое обучение (flex learning) - основное использование электронного обучения с различной поддержкой участников образовательной деятельности (онлайн или очной), которые работают в малых группах или индивидуально по персональному графику;
4) схема «учебного меню» (self-blend) - обучение только онлайн в различных организациях по освоению одной или нескольких электронных курсов;
5) виртуальное обучение (virtual learning) - это работа всей образовательной организации со свободным посещением; сочетание занятий в очной и дистанционной форме.
Использование в учебном процессе того или иного вида обучения должно учитывать основные требования: интерактивность (беседа, режим диалога обучающегося с педагогом); контроль знаний и наличие обратной связи [2; 3; 14].
С 2006 года началось целенаправленное подключение образовательных организаций к Интернету, следствием этого стало формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Поэтому в данный период стала отмечаться значимость образовательных порталов. Этим термином обозначают системное многоуровневое объединение образовательных ресурсов и сервисов в локальной сети и сети Интернет в целом [5]. Далее приведем примеры образовательных платформ актуальных для педагогических работников.
Бесплатным образовательным сайтом мирового значения является Академия Хана (Khan Academy), курсы edX, learning Zilon. Так же помимо этих образовательных систем существует ATutor, Dokeos, Claroline, ILIAS, LAMS, Sakai, OLAT, OpenACS, и др. Основной системой для дистанционного обучения в российских вузах является платформа Moodle, Blackboard, «Открытое образование» [7].
На сегодняшний день педагогами активно используются несколько онлайн-порталов [8]:
1. Российская электронная школа (РЭШ) - федеральная образовательная платформа, на которой размещены уроки c 1-го по 11-й класс по каждой теме для пользования всеми участниками образовательных отношений.
2. Интернет-урок (IntemetUrok) - популярный сервис, состоит из двух частей:
- первая часть включает библиотеку видео уроков для обучающихся, которые находятся на больничном недлительного характера;
- вторую часть называют «онлайн школа на дому», т.е. полноценные занятия в школе для детей на домашнем или удаленном обучении.
3. Фоксфорд - домашняя онлайн школа для обучения детей с 5-го по 11-й класс по базовым предметам школьной программы, которые можно изучать в режиме онлайн и в записи.
4. Яндекс-учебник - платформа с заданиями по двум основным образовательным областям (русский язык и математика) различных программам начальной школы (с 1-го по 5-й класс), используется с целью отработки практических навыков и закрепление пройденного материала.
5. Учи.ру - онлайн-платформа с собственной траекторией обучения, что позволяет:
- создать взаимосвязь со школой, т.е. ребенок присоединяется к конкретному онлайн-уроку в определенное время и проходит так называемый «урок для всей страны»;
- предоставить возможность педагогу самостоятельно провести он-лайн-урок с использованием презентации;
- обеспечить методическую поддержку учителей посредством веби-нара.
Так же среди популярных сервисов для начальной школы отмечают МЭШ (Московская электронная школа), ЯКласс, LECTA, Снейл и др.
Эти и другие образовательные порталы позволяют пользоваться всеми достоинствами современных цифровых технологий: помогают педагогу легко и качественно подготовиться к уроку, проверить уровень усвоенного материала с помощью проверочной работы, школьник в случае ошибки имеет возможность получить пояснение и решить другой вариант.
Обзор литературы и анализ ситуации в системе образования в условиях карантинного режима позволил нам определить круг вопросов и пути их решения.
Материалы и методы
В период самоизоляции и карантина на территории РФ (март-апрель 2020 г.) были направлены на педагогическую (производственную) практику студенты III курса. Следовательно, контактная работа со студентами-практикантами организована исключительно в электронно-образовательной среде с применением ЭОР.
В качестве примера предложим авторскую разработку ЭОР для студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование. Создавая образовательный ресурс, мы использовали личный преподавательский опыт [7]. Жизненный цикл ЭОР включает совокупность трех этапов: планирование, внедрение, использование.
Этап 1. Планирование (разработка) ЭОР.
На первом этапе мы решили ряд задач:
1) проанализировали учебную дисциплину по следующим критериям: планируемые результаты, время проведения, организационные формы обучения;
2) определились с техническими возможностями ЭОР: тип, контент (содержание).
3) разработали модель ЭОР по дисциплине.
Программа Б.2.В.02. «Производственная практика (Педагогическая практика)» ориентирована на формирование компетенций бакалавров (ОК-6; ОПК-1, 3, 4; ПК-1-7, 13, 14). Студенты III курса очной формы обучения проходят практику в 6 семестре с продолжительностью четыре недели, которая заканчивается зачетом с оценкой.
Тип ресурса обозначен как текстографический с гипертекстовым и нелинейным принципом повествования, т.е. оценка материала может осуществляться визуально, а информация структурирована на интерактивном уровне. Поэтому контент представлен в виде текста, таблиц и рисунков, с неограниченным (полным) доступом и с двумя видами навигации: 1 - линейной (последовательное чтение, список терминов); 2 - нелинейной (переход по ссылке, всплывающие пояснения).
Дальнейшие действия посвящены разработке модели ЭОР по учебной дисциплине. По требованиям нашего вуза модульная структура ЭОР должна включать метаданные, которые обеспечивают изучение теоретического материала по заявленной дисциплине, способствуют получению практических навыков, поддерживают самостоятельную работу студента и позволяют контролировать и оценивать сформированные компетенции. Поэтому нам стал интересен подход по созданию ресурса вида ИПК [1], т.е. включение трех модулей - информационный (И), практический (П), контролирующий (К).
Более наглядно покажем модель ЭОР в табл. 1.
Таблица 1
Модель ЭОР «Педагогическая практика» (6 семестр)
№ п/п Модельная структура Контент Доступ Навигация
текст таблицы схе мы слай ды графики
Информационный модуль
1. Рабочая программа дисциплины + + неограниченный нелинейная
2. Инструкция и алгоритм работы + + + неограниченный нелинейная
3. Учебные материалы: теоретический материал, библиотека, глоссарий + + + + неограниченный нелинейная
Практический модуль
4. Самостоятельная работа студента (индивидуальное задание) + + + неограничен-ный нелинейная
Контролирующ ий модуль
5. Материалы для промежуточного контроля + + - + - ограниченный линейная
6. Балльно-рейтинговая система (БРС) - - - - + ограниченный линейная
Этап 2. Внедрение ЭОР.
Цель этапа: проверка разработанных индивидуальных заданий в зависимости от условий реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО): в условиях электронного и/или дистанционного обучения; использования смешенного обучения; предоставления преждевременных каникул (обучение по индивидуальному учебному плану).
В исследовании приняли участие студенты-практиканты в количестве 22 человек (профиль «Начальное образование») и учителя начальных классов в количестве 12 человек. Проведенное анкетирование показало, что в момент практики большинство школ перешли на смешенное обучение (59%), электронное обучение (32%) и полностью дистанционное (9%).
Учителями школ активно используются образовательные платформы:
1. РЭШ - 36,3%.
2. Учи.ру - 27,3%.
3. Единый портал «Е^^оо!» - 18,2%.
4. Портал «Петербургское образование» - 13,6%.
5. Платформа от Ispring - 4,6%.
Отвечая на вопросы анкеты, практиканты рассказали о своей теоретической и практической готовности в использовании таких образовательных порталов, как РЭШ, Интернет-урок, Яндекс-учебник (18,2%), Учи.ру (13,6%), Грамота.ру, Знайка.ру (4,6%). Большинство опрошенных отметили опыт работы только с платформой «Дневник.ру» (41%).
Остальные респонденты (22,6%) заявили о неготовности, так как не знают ни одного образовательного портала, потому что не было (нет) необходимости.
На основании полученных данных обозначилась необходимость корректировки практического модуля ЭОР в условиях смешенного обучения (blended learning). Результаты работы представим в табл. 2.
Таблица 2
Работа с практическим модулем ЭОР «Педагогическая практика»
п/ п Контент Навигация
задание описание отчетность
1. Знакомство с базой практики и выбор вида обучения с классом: электронное, дистанционное, смешанное Требуется проанализировать условия обучения конкретного класса. Рекомендуется выбрать смешанное обучение Письменный ответ на вопросы и задания (свободная форма) Автосвязывание с блоком «Учебные материалы»: Тема: «Характеристика смешанного обучения (blended learning) в начальной школе»
2. Выбрать и проанализировать образовательный портал для обучения младших школьников Анализируется портал по критериям: адрес в сети Интернет, оформление, навигация, особенности, отзывы педагогов Регистрация на платформе. Заполнение таблицы «Характеристика образовательного портала» Рубрика «Библиотека полезных ссылок» (объем 1 полный экран)
3. Подготовить урок с использованием электронной формы учебника (ЭФУ) или электронного ресурса (ЭР) Предлагается разработать конспект урока, используя ЭФУ (с аудио- или видеофрагментом) для различных типов ротации смешенного обучения Подробный конспекта урока с темя разделами: 1) информация для педагога; 2) информация для школьника; 3) отображение на ЭР (экран, монитор, и др.) Гиперссылка https:// rosuchebnik.ru «Сценарий современного урока с применением ЭФУ и ЭР»
4. Провести урок Требуется проведение урока по выбранной модели (схеме) смешенного обучения Таблица «Технологическая карта урока» (краткая форма) с отметкой о проведении (подпись учителя) Всплывающая аннотация к теме «Требования к уроку по ФГОС» (объем 5-7 слов)
5. Провести воспитательное мероприятие (классный час) Предлагается воспользоваться на платформе базой мероприятии. Описывается ход проведения. Самоанализ по предложенному алгоритму. Автосвязывание с блоком «Учебные материалы». Бланк «Самоанализ»
6. Подготовка отчета по практике Оформляется отчет по требованиям вуза Папка-файл «Отчет по педпрактике, 6 семестр» Автосвязывание с блоком «Инструкция». Рубрика «Документы» (объем 3 экрана)
Этап 3. Использование ЭОР.
Цель этапа: организация и проведение педагогической практики в соответствии с модулями ЭОР.
Информационный модуль (стадия «работа до» - 2 ч) включает проведение установочной онлайн-конференции: знакомство с текстом «Инструкция», заполнение таблицы «План-график», заполнение бланков «Пакет документов на практику».
Практический модуль (стадия «работа во время» - 211 ч) - выполнение индивидуального задания руководителя практики (см. табл. 2).
Контролирующий модуль (стадия «работа после» - 3 ч) - организация итоговой онлайн-конференции: заполнение каждым студентом таблицы «Самоанализ» (количественный анализ), бланка «Анкета для итоговой конференции по практике» (качественный анализ); заполнение педагогом таблицы «Балльно-рейтинговая система (БРС)».
Для эффективного взаимодействия и реализации принципа интерактивности в ЛГУ им. А.С. Пушкина активно применяется платформа Blackboard Learn. Данная система позволила представить учебный материал в виде лекционных текстов, практических заданий, рисунков; оформить материалы для промежуточного контроля в виде списка вопросов; управлять образовательным процессом через инструкции, напоминания и объявления.
Для получения обратной связи использовалось мобильное приложение на различных устройствах, которое позволило общаться, получать сообщения, писать комментарии, выполнять задание и др.
Результаты исследования
В организации педагогической практики важной частью является подведение итогов. Поэтому к отчету практикант обязан предоставить дополнительные документы: характеристику от принимающей организации и два бланка самоанализа - количественный (таблица БРС) и качественный (анкета).
Анкета бакалаврам составлена с целью повышения эффективности и продуктивности организации практики в период карантинного режима. Далее перечислим вопросы и обобщенные ответы на них.
Вопрос 1. С какими сложностями вы столкнулись в период прохождения педпрактики? Все опрошенные (100%) выделили основную проблему - это срочное применение СДО; из них 59% уточнили, что не были готовы к проведению уроков с использованием электронных средств обучения; другие (36,3%) отметили проблему с регистрацией на образовательном портале; некоторые (27,3%) указали, что потребовалось время, чтобы разобраться с навигацией портала.
Вопрос 2. Как устанавливается обратная связь со школьниками в условиях СДО? Все (100%) указали современные технические ресурсы: электронный дневник и журнал, чат, группу в ВК, электронную почту и пр.
Вопрос 3. Каким образовательным порталом вы пользовались при выполнении задания № 4 (см. табл. 2)? Теоретически студенты указали самые известные порталы школ, однако только один человек (4,5%) смог доказать его практическое применение.
Вопрос 4. Как осуществлялась оценка результатов самостоятельной работы детей в условиях СДО? Все (100%) затруднились с ответом, так как перечисляли способы оценки при традиционной контактной работе в классе.
Вопрос 5. Что вам захотелось дополнительно/углублённо изучить? Ответы были разные, связанные с психологией детства и коллектива, методической литературой и копилкой разработанных конспектов. Однако значительная часть опрошенных связали свой ответ с ИКТ (45,6%) и образовательными порталами школ (36,54%).
Проверка отчетов по практике позволила нам определить уровень готовности бакалавров к работе с использованием ЭИОС. Распределение по уровням осуществлялось с учетом мотивационного, содержательного, деятельностного и личностного компонентов.
Высокий уровень - студент проявляет заинтересованность в работе с разнообразными ЭОР, ищет новые приемы и способы работы, стремится найти ответ на нужный вопрос; имеет глубокую теоретическую осведомленность о различных средствах электронного, дистанционного и смешенного обучения; может легко и быстро ориентироваться, грамотно работать с контентным материалом, используя его на практике; осознает свои действия, самооценка адекватная.
Уровень выше среднего - понимает необходимость работы с ЭР, испытывает удовлетворенность от результатов своего труда; теоретически знает основные характеристики обучения с использованием ИОС; ориентируется в навигации с ресурсом; готов практически использовать материал; самооценка положительная, позитивно настроен на решение трудностей.
Средний уровень - желание работать с ресурсом слабое, только по указанию со стороны; знает про обучение с использованием ИОС, но не вникает, т.к. не испытывает необходимости; работу с ЭР осуществляет интуитивно; самооценку выполняет по алгоритму (инструкции).
Низкий уровень - отсутствует желание работать с ресурсом; не имеет представление о наличии ЭОР в школе и на платформе университета, отказывается использовать ЭОР в период практики; не пользуется образовательной платформой школы, проявляет растерянность; самооценка не адекватная.
В целом по всем участникам эксперимента получились следующие данные:
- у большинства студентов (81,8%) отмечен высокий уровень мотивационного компонента, что можно расценивать как наличие позитивного отношения к обучению посредством ИЭОС; остальным (18,2%) нравится использовать только традиционную аудиторную форму обучения;
- в содержательном и деятельностном компоненте большинство показали средний уровень готовности (68,2%) и уровне ниже среднего (31,8%), что требует целенаправленной подготовки к использованию ЭОР в рамках учебных дисциплин;
- личностный компонент у некоторых (27,3%) отмечен на высоком уровне, а остальные (72,7%) на среднем, т.е. это те практиканты, которые адекватно проанализировали себя и выделили трудности при работе в условиях ЭИОС.
Обсуждение и выводы
Представленный анализ подтверждает необходимость формирования такой общепрофессиональной компетенции, как ОПК-2: способность участвовать как в разработке ООП, так и её отдельных программных компонентах (в том числе с использованием ИКТ).
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование (ФГОС 3++) образовательные возможности в формировании данной компетенции осуществляются в рамках пяти дисциплин: «Информационные технологии в образовании», «Общая психология», «Педагогика школы», «Образовательные программы и их моделирование», «Экономика образования». Поэтому целесообразно включить в изучение данных курсов тему «Современные условия использования ИКТ в начальной школе».
Теоретические положения по проблеме исследования и результаты эксперимента позволили сделать вывод, что при организации педагогической практики бакалавров в период карантинного режима с использованием ЭОР необходимо учесть следующее:
1. ЭОР необходимо разрабатывать как часть образовательного комплекса, а не как отдельный обучающий инструмент, поэтому наиболее удобным можно считать текстографический тип ресурса с гипертекстовым и нелинейным принципом повествования.
2. Жизненный цикл ЭОР должен включать совокупность трех этапов:
- планирование, т.е. разработка ресурса, основанная на анализе требований учебной дисциплины и требований самого ЭОР;
- внедрение по гибкой схеме, т.е. учет актуальные условия реализации ООП НОО в Российских школах;
- использование с соблюдением двух основных требований: интерактивность и наличие обратной связи посредством платформы Blackboard Learn и системы мобильных приложений.
3. Учитывать преемственное формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК-2), что позволит студентам на учебных занятиях узнать специфику использования ИКТ в педагогической деятельности, а на практике разработать и внедрить современный урок с применением ЭФУ и ЭР.
Таким образом, следующей задачей эксперимента будет разработка ЭОР по дисциплине «Образовательные программы и их моделирование» и внедрение его в процесс обучения бакалавров с контентным наполнением по овладению технологией реализации ООП НОО в реальной и виртуальной образовательной среде.
Список литературы
1. Амиров М.М., Ельбергенова Ж., Боташева А.О. Создание жизненного цикла электронного образовательного ресурса // Евразийское научное объединение. 2019. № 5-2(51). С. 92-96.
2. Майдисарова Д.С., Тюлюбаев Д.Е. Интерактивность в современном образовании // Academy. 2019. №2(41). С. 10-11.
3. Миклашевич Н.В., Саркисова И.Г., Яковенко Н.Б. Организация процесса контроля знаний студентов в условиях дистанционного обучения // Интерактивная наука. 2016. №5. С. 32-35.
4. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №6(33). С. 56-67.
5. Нефедов В.В. Использование образовательных порталов в системе непрерывного образования // Перспективы развития информационных технологий. 2013. №12. С. 164-168.
6. Ничагина А.В. Разработка электронного образовательного ресурса по производственной практике студента вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5(92). С. 230-239.
7. Пузейкина Л.Н., Бояркина А.В. Расширенные возможности преподавания иностранного языка в вузе с использованием систем дистанционного обучения // Педагогика. Психология. Философия. 2018. №4(12). С. 61-70.
8. Рулиене Л.Н. Электронная информационно-образовательная среда современного университета: моногр. Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 2018. 147 с.
References
1. Amirov, M.M., El'bergenova, Zh., Botasheva, A.O. (2019) Sozdanie zhiznennogo cikla elektronnogo obrazovatel'nogo resursa [Creating a life cycle of electronic educational resource]. Evraziiskoe nauchnoe obedinenie - Eurasian scientific Association. No 5-2(51). P. 92-96. (In Russian).
2. Majdisarova, D.S., Tyulyubaev, D.E. (2019) Interaktivnost' v sovremennom obra-zovanii [Interactivity in modern education]. Academy - Academy. No 2(41). P. 10-11. (In Russian).
3. Miklashevich, N.V., Sarkisova, I.G., Yakovenko, N.B. (2016) Organizaciya processa kontrolya znanij studentov v usloviyah distancionnogo obucheniya [Organization of students' knowledge control in the process of distance learning]. Interaktivnaya nauka - Interactive science. No 5. P. 32-35. (In Russian).
4. Nagaeva, I.A. (2016) Smeshannoe obuchenie v sovremennom obrazovatel'nom processe: neobhodimost' i vozmozhnosti [Blended learning in modern educational process: necessity and possibility]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika - Foreign and Domestic Pedagogy. No 6(33). P. 56-67. (In Russian).
5. Nefedov, V.V. (2013) Ispol'zovanie obrazovatel'nyh portalov v sisteme nepreryv-nogo obrazovaniya [Use of educational portals in thecontinuing education]. Perspektivy razvitiya informacionnyh tekhnologij - Prospects for the Development of information Technologies. No 12. P. 164-168. (In Russian).
6. Nichagina, A.V. (2019) Razrabotka elektronnogo obrazovatel'nogo resursa po pro-izvodstvennoj praktike studenta vuza [Development of electronic educational resource on industrial practice of student]. Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta -Cherepovets State University Bulletin. No 5(92). P. 230-239. (In Russian).
7. Puzejkina, L.N., Boyarkina, A.V. (2018) Rasshirennye vozmozhnosti prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze s ispol'zovaniem sistem distancionnogo obucheniya [Advanced Methods of Teaching Foreign Languages in Universities with the Use Of Distance Educational Systems: the Case of Cloud Courses Supplemeting Regular German Language Classes]. Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya - Pedagogy. Psychology. Philosophy. No 4(12). P. 61-70. (In Russian).
8. Ruliene, L.N. (2018) Elektronnaya informacionno-obrazovatel'naya sreda sov-remennogo universiteta [Electronic information and educational environment of a modern University]. Ulan-Ude: Buryat State University. (In Russian).
© A.B. HMnarMHa, 2020
© Anna V. Nichagina, 2020
Ничагина Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Anna V. Nichagina, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Информация об авторе
Information about the author
Поступила в редакцию: 04.04.2020
Received: 04 Apr. 2020
Принята к публикации: 24.04.2020
Accepted: 24 Apr. 2020
Опубликована: 29.06.2020
Published: 29 June 2020