УДК 378.14
DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-67-74
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
И. Г. Алмазова, И. В. Кондакова, Н. А. Нехороших
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец
Подчеркивается необходимость своевременного вычленения и качественного анализа проблем дистанционного обучения, учета предпочтений и интересов обучающихся и преподавателей вуза, консолидации их усилий по преодолению трудностей и решению проблем, связанных с объективными и субъективными ситуациями, особенностями использования технологий дистанционного обучения при организации образовательного процесса в университете. Описаны особенности использования дистанционной формы организации обучения в вузе. Приведены данные, полученные при исследовании (опросе) влияния применения технологий дистанционного обучения на здоровье студентов 1-5-го курсов очной и заочной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Института психологии и педагогики Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, технологии дистанционного обучения, сбережение здоровья, цифровая грамотность.
Необходимость вычленения и анализа особенностей использования технологий дистанционного обучения (ДО) при организации образовательного процесса в вузе (в нашем случае - в Елецком государственном университете (ЕГУ) им. И. А. Бунина) связана с актуальностью сформированности на высоком уровне цифровой компетентности у студентов, свидетельствующей о высоком уровне цифровой грамотности (ЦГ) обучающихся в вузе. «Ключевые компетенции и базовые навыки грамотности, по мнению ученых и специалистов в данной области, должны быть сформированы до поступления в вуз, в процессе обучения в школе. Однако, во-первых, жизненно важные компетенции могут утрачиваться, изменяться или приобретаться в течение всей жизни, поскольку изменяются экономические, технологические и социальные условия жизни. Во-вторых, практика преподавания в вузе свидетельствует о наличии проблем в области сформированности ключевых навыков студентов, что подкрепляется и объективным мониторингом, проводимым международной программой для оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018... В-третьих, мы полагаем, что ключевые навыки - это основа для формирования и развития универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, и если по какой-либо причине они не сформированы в школе, то вуз должен восполнить этот пробел, иначе у студента будут проблемы и с академической успеваемостью, и с формированием его как профессионала» [1, с. 195].
Цифровая грамотность обучающихся рассматривается целым рядом исследователей, например в рамках Всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ». Исследовательский проект региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ), направленный на измерение уровня знаний и умений населения, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, реализовывался с 2015 по 2017 г. и помог в обобщении данных, в том числе и по уровню знаний и умений студентов в цифровой образовательной среде [2]. Уче-
ные, работающие в проекте РОЦИТ: Т. Голубовская, С. Гребенников, Е. Савенок, О. Рыбакова, Я. Капустинский, С. Плуготаренко, У. Парфентьев, М. Твердынин [2], исследователи С. Давыдов и О. Логунова из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) [3] определяют прямую зависимость качественного формирования ЦГ с должным использованием технологий дистанционного обучения при организации образовательного процесса. Кроме того, феномен ЦГ всесторонне проанализирован в работах Н. Д. Бермана [4]. Он отмечает, что цифровая грамотность «определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета» [4, с. 36]. Эта же позиция разделяется в исследованиях Н. В. Кузьминой [5], Н. М. Тимофеевой [6] и др. Цифровая грамотность рассматривается учеными как уникальная способность, которая помогает применять разнообразные цифровые инструменты в процессе образования. ЦГ характеризуется традиционно с трех важных сторон: цифровых компетенций, которые должны быть сформированы на высоком уровне; цифрового потребления (в контексте нашего исследования это важная особенность использования технологий ДО); цифровой безопасности, напрямую связанной со сбережением здоровья обучающихся и обучающих.
По результатам проведенных исследований NAFSA [7], International Association of Universities [8], UNESCO, Institute of International Education (IIE) [9], European Association of International Education (EAIE) [10] и других аналитических центров, система высшего образования во всех странах мира в сложившейся ситуации столкнулась с поиском эффективных решений по целому ряду вопросов: технологии преподавания; способы взаимодействия преподавателей и студентов по вопросам обучения; правила приема; варианты проведения научных исследований; работоспособность администрации вузов; компетентность преподавателей и сотрудников; обеспечение здоровья и безопасности; трудоустройство выпускников и т. д.
Для вузов наибольшие опасения в плане использования технологий ДО при организации образовательного процесса связаны с вопросом о качестве высшего образования. Массовая реализация формы дистанционного образования, вызванная ситуацией в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, выявила ряд специфических конфликто-генных факторов, ее сопровождающих.
На основе данных проведенной аналитики коллективом авторов НИУ ВШЭ можно увидеть проблемы дистанционного обучения глазами преподавателей и глазами студентов. Трудности дистанта для высшего образования профессорско-преподавательский корпус связывает со следующими моментами: необходимость изменения привычных практик и подходов преподавания; изменение профессиональной идентичности; эффективность традиционного формата обучения выше, по сравнению с дистанционными практиками; сложность удержания внимания студентов в течение всего дистанционного занятия и т. д.
Коллектив кафедры педагогики и образовательных технологий ЕГУ им. И. А. Бунина ощутил на себе в той или иной мере проблемы работы в дистанционном формате. Наиболее остро, особенно в первые дни после одномоментного введения режима самоизоляции и перехода на обучение только с помощью дистанционных образовательных технологий, встал вопрос о психологической готовности и стрессоустойчивости в сложившейся ситуации. В данный момент необходимо было справиться как со своим эмоциональным состоянием, так и оказать помощь в преодолении возникших страхов, связанных с этими обстоятельствами, у студентов.
Все возникшие трудности удалось преодолеть благодаря помощи качественно разработанных нормативных актов и методических рекомендаций Министерства науки и высшего
образования РФ, руководства и администрации вуза, компетентности преподавателей и сотрудников университета. Студенты также столкнулись со сложностями дистанционного обучения. Большинство потенциальных барьеров у них возникло в нескольких различных направлениях: недостаток непосредственного общения с другими студентами; несоответствие оборудования техническим характеристикам для работы в дистанционной форме; сложности в налаживании взаимодействия с преподавателями по своевременной консультации по осваиваемым вопросам дисциплины и при выполнении заданий; отсутствие или низкая сформированность навыков самоорганизации и самостоятельного усвоения новых тем; слабая мотивация к учению в условиях домашней обстановки; психологический дискомфорт от изолированности и т. п.
У многих студентов ЕГУ им. И. А. Бунина в процессе дистанционного обучения наибольшие затруднения возникли в области технической бесперебойной работы на различных платформах при удаленном доступе и в области самодисциплины.
Для осуществления образовательного процесса в онлайн-режиме ЕГУ им. И. А. Бунина чаще всего использовал такие платформы, как Учи.ру, Zoom и Jitsi Meet. Не всем студентам сразу удалось со своей стороны обеспечить на достаточном уровне техническую поддержку при работе на данных платформах. На время решения возникших проблем обучающимся оказывалась помощь со стороны преподавателей: реализовывались альтернативные, технически доступные для студентов способы взаимодействия - электронная почта, мес-сенджеры, социальные сети.
Информационно-аналитическая система «Парус», используемая ЕГУ им. И. А. Бунина, не смогла в полном объеме справиться с выросшим сразу в несколько раз потоком документов и сообщений, пересылаемых через нее. В данном случае в ЕГУ им. И. А. Бунина было реализовано комплексное решение по преодолению этой ситуации.
Итак, по нашему мнению, важнейшая особенность успешной организации образовательного процесса в университете связана с тем, чтобы своевременно вычленять и качественно анализировать на разных уровнях сложившиеся проблемы, в том числе и проблемы, связанные с применением технологий дистанционного обучения. Учитывать при этом характеристики и интересы обучающихся и обучающих. Консолидировать их усилия по преодолению трудностей и решению возникших проблем, связанных с объективными и субъективными ситуациями.
Как мы уже отмечали, в настоящее время переход на дистанционное обучение вместе с явными плюсами приносит и новые проблемы. Главным положительным моментом является то, что в ситуации внешней угрозы жизни и здоровью такая форма обучения является единственно возможной для сохранения образования как ценности. Однако эта форма обучения порождает много вопросов, на которые пока трудно ответить. С подобной ситуацией и отечественная, и зарубежные системы образования еще не сталкивались.
Дистанционная форма обучения имеет ряд преимуществ. Во-первых, студенты и преподаватели не тратят время на сборы и дорогу в университет и обратно. Это приводит к значительной экономии времени. Во-вторых, использование интернет-ресурсов расширяет возможности в получении дополнительной информации. В-третьих, у студентов есть возможность работать в своем индивидуальном темпе и выбирать лучшее время для выполнения заданий.
Вместе с тем педагоги, студенты и ученые столкнулись с отсутствием разработанных подходов к созданию здоровьесберегающего образовательного процесса в новых условиях усиленной информационной, психологической и физической нагрузки. Большая часть наработок направлена на совершенствование качества обучения и возможность усвоения ин-
формации. При этом мало кто задумывается о самочувствии как студентов, так и преподавателей, задействованных в процессе дистанционного обучения. Известно, что состояние физического и психического здоровья влияет не только на работоспособность студентов и их успеваемость. От этого зависит возможность адаптации личности в новой виртуальной образовательной среде и социализации в профессиональной.
При традиционной системе в режиме очного присутствия в вузе, объем заданий позволял студентам выделять время на досуг. В условиях дистанта студенты вынуждены по 5-6 часов подряд работать за мониторами компьютеров, планшетов и телефонов на занятиях и еще несколько часов тратить на выполнения домашнего задания (тоже с использованием компьютерной техники). Одним из результатов такого режима работы является стресс и переутомление.
Студенты очной, заочной, очно-заочной формы обучения являются одной из самых активных субъектов вузовской среды. Значительная образовательная нагрузка на студентов в режиме «реального» обучения всегда могла компенсироваться общением с преподавателями, друзьями и т. д. В этом плане вузовская образовательная среда значительно отличается от домашней образовательной среды. В режиме домашней образовательной среды на студентов влияет множество факторов. Их можно считать непостоянными и уникальными для каждого студента. К подобным факторам относится режим учебного труда и отдыха, рациональная или нерациональная организация рабочего места, социально-бытовые условия и влияние ближайшего окружения. Дополнительно к факторам индивидуальной домашней образовательной среды на всех студентов в равной мере влияют факторы образовательной среды университета: образовательные платформы, учебное расписание, суммарная зрительная и умственная нагрузка. Для того чтобы определить влияние перечисленных факторов на состояние здоровья студентов и их самочувствие, необходимо периодически проводить мониторинг, по результатам которого возможно сделать выводы о состоянии физического, психического и социального здоровья студентов в условиях дистанционного обучения.
Для исследования влияния применения дистанционного обучения нами были опрошены студенты 1-5-го курсов очной и заочной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Института психологии и педагогики ЕГУ им. И. А. Бунина. В опросе принимало участие 77 обучающихся. При анализе ответов студентов на ряд вопросов мы получили следующие результаты.
Подавляющее большинство студентов - 63 человека (82 %) - пожаловались на дискомфортные ощущения в глазах при длительной работе за монитором компьютера, планшета или телефона во время дистанционного обучения, 14 человек (18 %) подобных затруднений не испытывали (рис. 1).
Около 65 % (50 человек) студентов отметили то или иное ухудшение зрения после начала ДО (при посещении учебных занятий в режиме реального времени студенты смотрят на доску, преподавателя, в тетради, учебники, на соседей-студентов, в окно и т. д., т. е. активно переключают взгляд с предметов близких, на более далекие, тем самым выполняя простейшую зрительную гимнастику для снятия утомления глаз). При интенсивной нагрузке в режиме ДО студенты часто лишены такой возможности) (рис. 2).
Практически 100 % студентов отметили дискомфортные состояния и боли в спине, верхнем плечевом поясе, шее (причем, у 54 (70 %) студентов подобные состояния возникают очень часто, у 23 (30 %) студентов - от случая к случаю) (рис. 3).
Рис. 1. Дискомфортные ощущения в глазах
Рис. 2. Ухудшение зрения после начала дистанционного обучения
70 % 30 %
Как правило, «у людей, постоянно работающих на компьютерах, наибольшее число жалоб связано с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Чаще всего это онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но встречаются и более серьезные заболевания» [11, с. 120-121]. Например, такие заболевания, как синдром запястного канала, тендинит, травматический эпикондилит, болезнь де Кервена и т. п.
Как показало наше исследование (таблица), головные боли во время дистанционного обучения с разной периодичностью возникали у 49 % (64)
студентов; более 50 % (39) испытывали дискомфорт и тревогу от сбоев связи и возможности при реальном присутствии на онлайн-занятии быть отмеченным преподавателем как отсутствующий; около 30 % (23) обучающихся за время дистанционного обучения отметили прибавку в весе за счет гиподинамии; у 34 % респондентов во время дистанционного обучения (из-за нерационального режима дня) появились проблемы со сном.
Рис. 3. Дискомфорт в состоянии опорно-двигательного аппарата
Результаты анкетирования студентов ЕГУ им. И. А. Бунина
Возникающие проблемы при ДО Количество студентов
Абс. %
Г оловные боли 48 64
Тревога 39 50,6
Прибавка в весе 23 29,8
Проблемы со сном 26 34
По мнению З. Е. Мартыновой, перечисленные выше факторы связаны с пагубным влиянием на нервную систему электромагнитного излучения. Подобное длительные излучения от компьютера или планшета может вызывать головные боли различной интенсивности, головокружения, нарушение сна, депрессивные состояния и нарушение биотоков мозга. Большую роль в возникновении данных состояний играет продолжительная гипокинезия, связанная с длительной статичной работой за компьютером в процессе дистанционного обучения. Также пониженная двигательная активность ведет к возникновению лишнего веса [12].
Итак, еще одна важная особенность успешной организации образовательного процесса в университете - использование дистанционной формы организации обучения таким образом, что бы она способствовала максимальному сбережению здоровья студентов, благоприятно влияла на их физическое и психическое состояние, минимизировала вирусную
нагрузку при сложной эпидемиологической ситуации, повышала и развивала цифровую грамотность обучающихся, «открывала» новые возможности удаленной работы для профессорско-преподавательского состава.
Современные экономические условия нацеливают на необходимость овладения каждым обучающимся компетенциями, обеспечивающими критичность мышления, способность к самообразованию, рациональному использованию цифровых инструментов, источников и сервисов в будущей профессиональной деятельности [13].
Выделенные и проанализированные особенности использования технологий ДО при организации образовательного процесса в вузе действительно следует учитывать как при формировании высокого уровня ЦГ, так и при формировании психологической готовности и стрессоустойчивости у студентов и преподавателей; преодолении специфических кон-фликтогенных факторов; максимальном сбережении здоровья обучающихся и обучающих: их физического и психического состояния, что, в свою очередь, безусловно, ведет к повышению качества высшего образования, «открытию» новых возможностей удаленной работы для профессорско-преподавательского состава и студентов университета.
Список литературы
1. Малетова М. И., Новикова Л. А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности // Вестн. Удмуртского ун-та. 2020. Т. 30, вып. 2. С. 195-203. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43067797 (дата обращения: 05.02.2021).
2. РОЦИТ - «Индекс цифровой грамотности». 2017. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (дата обращения: 02.02.2021).
3. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А. В. Клягин, Е. С. Абал-мазов, К. В. Гареев и др. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 112 с. (Современная аналитика образования. № 6 (36)).
4. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Society of Russia: educational space, psychological structures and social values. 2017. Vol. 8, № 6-2. URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 02.02.2021).
5. Формирование цифровой грамотности обучающихся: метод. рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / авт.-сост. М. В. Кузьмина и др. Киров: ИРО Кировской области, 2019. 47 с.
6. Тимофеева Н. М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 (46). Июль.
7. Ассоциация международных преподавателей - NAFSA: Association of International Educators. URL: https:// www.nafsa.org/ (дата обращения: 01.02.2021).
8. Международная ассоциация университетов - IAU: International Association of Universities. URL: https:// www.iau-aiu.net/?lang=en (дата обращения: 01.02.2021).
9. Институт международного образования - IIE: Institute of International Education. URL: https://www.iie.org/ (дата обращения: 01.02.2021).
10. Европейская ассоциация международного образования - EAIE: European Association of International Education. URL: https://www.eaie.org (дата обращения: 01.02.2021).
11. Шуляк А. С. Компьютер и здоровье // Смоленский медицинский альманах. 2015. № 1. С. 120-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26009700 (дата обращения: 23.02.2021).
12. Мартынова З. Е. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. № 2 (09). С. 1-9.
13. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд-во ВШЭ, 2019. 343 с.
Алмазова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Кондакова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Нехороших Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.02.2021
DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-67-74
FEATURES OF THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY
I. G. Almazova, I. V. Kondakova, N. A. Nekhoroshikh
Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation
The article describes the need for timely identification and qualitative analysis of the problems of distance learning, taking into account the preferences and interests of students and university teachers, consolidating their efforts to overcome difficulties and solve problems related to objective and subjective situations, the peculiarities of using distance learning technologies in the organization of the educational process at the university. In the current situation, burdened by the spread of a new coronavirus acute respiratory infection, which is caused by the coronavirus SARS-CoV-2 (2019-nCoV), the world education system (including higher education) is forced to turn to distance learning technologies. These technologies allow you to work remotely, maintaining the necessary distance, protecting the health of people (both students, teachers, and employees of higher educational institutions), excluding their close interaction during training, scientific research, in the admission campaign, in extracurricular work, etc. The authors describe the features of using the remote form of organizing training at the university so that it contributes to the maximum saving of students ' health, has a positive effect on their physical and mental state; minimizes the viral load in a difficult epidemiological situation; increases and develops digital literacy of students; "opens" new opportunities for remote work for the teaching staff. The article provides the data obtained in the study (survey) of the impact of the use of distance learning technologies on the health of the full-time and part-time students of the 1st - 5th year of studies of the area of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) of the Institute of Psychology and Pedagogy Bunin Yelets State University.
Keywords: higher education, educational process of technology of distance learning, the preservation of health, digital literacy.
References
1. Maletova M. I., Novikova L. A. Tsifrovaya gramotnost' studentov vuzov: vyzovy i vozmozhnosti [Digital literacy of university students: challenges and opportunities]. Vestnik udmurtskogo universiteta - Bulletin of Udmurt University, 2020, vol. 30, no. 2, рр. 195-203 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43067797 (accessed 5 February 2021).
2. ROTSIT- "Indeks tsifrovoy gramotnosti" [ROTSIT - "Digital Literacy Index"]. 2017 (in Russian). URL: http:// xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (accessed 2 February 2021).
3. Klyagin A. V., Abalmazov E. S., Gareyev G. V et al. Shtormpervykh nedel': kakvyssheye obrazovaniye shagnulo
v real'nost'pandemii [The storm of the first weeks: how higher education stepped into the reality of a pandemic]. Moscow, NRU HSE Publ., 2020. 112 p. (Modern education analytics. No. 6 (36)) (in Russian).
4. Berman N. D. K voprosu o tsifrovoy gramotnosti [On the issue of digital literacy]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem - Society of Russia: educational space, psychological structures and social values, 2017, vol. 8, no. 6-2 (in Russian). URL: http://ej.soc-journal.ru (accessed 2 February 2021).
5. Formirovaniye tsifrovoy gramotnosti obuchayushchikhsya: Metodicheskiye rekomendatsii dlya rabotnikov obrazovaniya v ramkakh realizatsii Federal'nogo proekta "Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda" [Formation of digital literacy of students: Methodological recommendations for educators in the framework of the implementation of the Federal project "Digital educational environment"]. Author-compiler M. V Kuz'mina, et al. Kirov, IRO of the Kirov region Publ., 2019. 47 p. (in Russian).
6. Timofeyeva N. M. Tsifrovaya gramotnost' kak komponent zhiznennykh navykov [Digital literacy as a component of life skills]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika - Psychology, sociology and pedagogics, 2015, vol. 7 (46) (in Russian).
7. Assotsiatsiya mezhdunarodnykh prepodavateley [Association of International Educators]. URL: https://www. nafsa.org/ (accessed 1 February 2021).
8. Mezhdunarodnaya assotsiatsiya universitetov [International Association of Universities]. URL: https://www.iau-aiu.net/?lang=en (accessed 1 February 2021).
9. Institut mezhdunarodnogo obrazovaniya [Institute of International Education]. URL: https://www.iie.org/ (accessed 1 February 2021).
10. Evropeyskaya assotsiatsiya mezhdunarodnogo obrazovaniya [European Association of International Education]. URL: https://www.eaie.org/ (accessed 1 February 2021).
11. Shulyak A. S. Komp'yuter i zdorov'e [Computer and health]. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh - Smolensk Medical Almanac, 2015, no. 1, pp. 120-122 (in Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26009700 (accessed 23 February 2021).
12. Martynova Z. E. Vliyaniye komp'yutera na zhizn' i zdorov'e uchashchihsya [Impact of the computer on the life and health of students]. Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk - Crede Experto: transport, society, education, language, 2014, no. 2 (09), pp. 1-9 (in Russian).
13. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. Under the editorship of A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2019. 343 p. (in Russian).
Almazova I. G., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State
University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).
E-mail: [email protected]
Kondakova I. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State
University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).
E-mail: [email protected]
Nekhoroshikh N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State
University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).
E-mail: [email protected]