УДК 37 . 02
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-16-24
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
И. В. Кондакова, Е. В. Долгошеева, Г. А. Корякина
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец
Рассматривается вопрос организации проектной деятельности в начальной школе как личностно ориентированной технологии, объединяющей в себе различные подходы, методы, методики. Даны характеристики основных сложностей, возникающих в процессе организации проектной деятельности, которые заключаются в неумении младших школьников, в связи с психолого-физиологическими особенностями развития, действовать самостоятельно и стремлении учителей давать прямые инструкции, подавлять и сдерживать инициативу обучающихся. Наиболее существенным фактором в процессе организации проектной деятельности с младшими школьниками является использование творческого, личностно ориентированного подхода, так как реализация каждого проекта предполагает наличие сотрудничества обучающегося и учителя, их сотворчества и совместного исследовательского поиска. Выделены и охарактеризованы основные проектные умения, сформированность которых свидетельствует о возможности успешной организации проектной деятельности с младшими школьниками. Приведены результаты исследования по выявлению уровня сформированности проектных умений у второклассников (поисковые умения, коммуникативные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, организационно-практические проектные умения). Экспериментальное исследование проводилось в условиях учебного процесса при подготовке к организации проектной деятельности и выполнении различных диагностических заданий.
Ключевые слова: исследовательский проект, проектная деятельность, проектная задача, проектные умения, сотрудничество, исследовательский поиск, младший школьник.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) заложены результаты образования, которыми должны овладеть выпускники начальной школы, такие как передача, поиск, преобразование и хранение информации, нахождение решения творческих задач, использование компьютерной техники; самостоятельное добывание информации в словарях, библиотечном каталоге; умение работать в команде, умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Как видно из перечисленных результатов, одной из основных задач начального общего образования является формирование у младших школьников конкретных способов деятельности, применимым к реальным жизненным ситуациям. При такой организации процесса обучения приоритетным является взаимодействие обучающегося и учителя, где субъектом учебной деятельности становится обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.
В связи с тем, что новая модель образования предполагает активную самостоятельную творческую деятельность учащихся, наибольшая востребованность и популярность отмечается у методов и приемов, формирующих самостоятельность в приобретении новых зна-
ний, сборе необходимой информации, способствующих выдвижению гипотез, формулированию выводов и умозаключений. Использование элементов проектной деятельности, на наш взгляд, в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в условиях современной начальной школы, так как младшие школьники уже имеют достаточный уровень сформированности психических процессов, познавательную и творческую активность и определенный уровень устойчивости интересов и внимания.
В современной школе методу проектов отводится одно из ведущих мест. Его сущность, место в образовательном процессе рассматривали Дж. Дьюи [1], В. Х. Килпатрик, Е. Кол-лингс, Н. Ю. Пахомова, Е. А. Пеньковских, Е. Н. Землянская, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.
На современном этапе проектная деятельность рассматривается как личностно ориентированная технология, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и другие методики, поэтому актуальным становится использование таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
При организации проектной деятельности младших школьников основное внимание уделяется творческому подходу к личностно ориентированной деятельности обучающегося и учителя как двух субъектов данной деятельности, так как проблема, лежащая в основе каждого проекта, требует совместного исследовательского поиска, сотрудничества и сотворчества учителя и ученика. Естественно, что переход к сотворчеству происходит постепенно: от наблюдения за деятельностью учителя, через эпизодическое в ней участие, к сотрудничеству. В процессе овладения элементами проектной деятельности младшие школьники постепенно приобретают опыт жизнедеятельности, учатся планированию, сотрудничеству, самодеятельности, взаимодействию с окружающим миром.
Основные сложности в данном процессе заключаются в том, чтобы научить младших школьников действовать самостоятельно, не подавлять и не сдерживать их инициативу, стараться избежать соблазна давать прямые инструкции.
При организации проектной деятельности в начальной школе важно учитывать психолого-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. В связи с этим тематика проектов младших школьников должна опираться на содержание учебных предметов или близкие к ним; проблематика проекта должна быть интересна младшему школьнику (находиться в зоне его познавательных интересов и ближайшего развития); при расчете времени, затраченного на выполнение проекта, важно ограничиться одной-двумя неделями (если проект выполняется в режиме внеурочных занятий, в рамках урочных занятий - 1-2 сдвоенными уроками); в процессе работы над проектом желательно использовать активные формы работы, такие как экскурсии, прогулки-наблюдения, включать работу с различными источниками информации, приглашать к сотрудничеству и работе над проектом старших школьников, родителей, коллег-педагогов; объект проектирования должен быть несложным и небольшим по объему; в связи с недостаточной сформированностью у младших школьников навыков самостоятельной работы проектные задания лучше выбирать исходя из возможности их выполнения в микрогруппах.
Однако прежде чем говорить об организации собственно проектной деятельности с обучающимися, необходимо сформировать у них соответствующие умения. «Под проектными умениями будем понимать группу умений, которая выделяется по такому признаку, как их общность по отношению к проектной деятельности» [2, с. 7].
Мы разделяем подход к классификации основных проектных умений, который представлен в исследованиях А. П. Гладковой, Н. В. Горбуновой, Л. В. Кочкиной. Авторы выделяют организационно-практические, поисковые, информационные и рефлексивные группы проектных и исследовательских умений.
К организационно-практическим проектным умениям можно отнести следующие: умение планировать свою дальнейшую работу в соответствии с целями проекта, задавать уточняющие и другие виды вопросов и отвечать на них, выдвигать предположения, представлять результаты и т. п.
Группу поисковых умений составляют умения видеть и осознавать проблему, выбирать тему, определять цель, выбирать из возможных способов решения проектного задания наиболее рациональные, устанавливать причинно-следственные связи.
Информационные умения - это умения выбирать информацию, относящуюся к теме проекта, находить ее источники и представлять информацию, умение понять текст, представленный в устной или письменной форме, и т. п.
В группу рефлексивных умений входят умения выполнять не только адекватную оценку созданного проекта и обосновать ее, но и осуществлять самооценку своих действий, выявлять достоинства и недостатки, формулировать оценочные суждения [3, с. 2].
Процесс формирования у младших школьников проектных умений должен осуществляться как на уроках по разным учебным дисциплинам, так и на специальных занятиях с самого начала обучения и реализовываться системно и целенаправленно, в обстановке творчества и психологического комфорта, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Очевидно, что такая работа в начальной школе должна быть организована поэтапно, что обеспечит не только качество овладения младшими школьниками проектными умениями, но и переход от совместного выполнения действия с учителем к самостоятельному его выполнению.
На первом этапе необходимо мотивировать обучающихся начальных классов на новый вид деятельности, привлечь их внимание к самому процессу познания, стимулировать любознательность и активность, поощрять инициативу и самостоятельность. Указанная цель может быть реализована на уроках через предъявление школьникам проблемно-поисковых ситуаций, во время экскурсий в процессе наблюдений по заданному учителем плану, при выполнении заданий на сравнение, классификацию, по поиску необходимой информации.
На втором этапе целесообразно организовать деятельность младших школьников по овладению знаниями и представлениями о проектной деятельности, по формированию у них первоначальных проектных умений. Учитель должен раскрыть сущность проектной деятельности, ознакомить обучающихся начальных классов с понятием «проблема», «цель», адаптировав их к возрасту учащихся, организовать работу по формулированию проблем, определению цели и задач, рассказать о доступных методах, которые можно использовать. Достижению этих целей способствуют самостоятельные наблюдения и описания, измерения, опросы, определения главного в тексте, формулировка выводов, подготовка мини-докладов, групповое выполнение заданий и др. В целях формирования рефлексивных умений важно, чтобы обучающиеся оценивали выполненную работу.
Безусловно, учащихся начальной школы еще не готовы к полноценной самостоятельной работе над проектом. В связи с этим целесообразно учебные проекты заменить проектными задачами. Проектная задача - это задача, «в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата („продукта"), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей» [4, с. 104].
Если в работе над проектом школьнику необходимо самостоятельно выбрать методы, средства, порядок действий для достижения поставленных целей, то при решении проектной задачи ему предлагается уже готовый набор материалов, представленных в виде текстов, диаграмм, таблиц, справочной информации, вопросов для анализа, оценки и рефлексии.
На следующем этапе учитель организует проектную деятельность школьников (коллективные краткосрочные проекты), разбивает их по группам, распределяет роли, предлагает план выполнения работы и возможные способы презентации результатов и т. п. В самой проектной деятельности он, безусловно, не участвует, а только наблюдает, консультирует, контролирует, обобщает результаты в процессе презентации проекта.
На завершающем этапе формирования у младших школьников проектных умений необходимо дать возможность обучающимся с максимальной самостоятельностью проходить все этапы работы над проектом (не только коллективном, но и индивидуальном) - от определения его темы до подготовки презентации.
Прежде чем непосредственно перейти к проектной деятельности с обучающимися, нами была проведена исследовательская работа в общеобразовательных школах г. Ельца Липецкой области по выявлению уровня сформированности проектных умений у второклассников, в процессе которой обучающимся (50 человек) было предложено выполнить 10 заданий.
В процессе исследования решались следующие задачи: определить уровень сформиро-ванности поисковых умений; исследовать умения высказывать предположения о неизвестном; определить уровень развития коммуникативных умений; выявить уровень сформиро-ванности организационно-практических проектных умений; исследовать умения и навыки работы в сотрудничестве; определить уровень развития рефлексивных умений.
Беседы с учителем и обучающимися, целенаправленное педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся в естественных условиях учебного процесса, выполнение обучающимися заданий - все это активно использовалось в исследовании.
Целенаправленное наблюдение за обучающимися велось с целью выявления коммуникативных умений детей (вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения); умений и навыков работы в сотрудничестве (умение работать в парах, микрогруппах, умение взаимодействовать с любым партнером, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы); пропедевтических умений проектной деятельности.
В результате наблюдения выяснилось, что дети вступают в диалог с учителем и сверстниками, отвечают на поставленные вопросы, поддерживают беседу, однако затруднения вызывает формулировка вопросов по теме урока, лишь некоторые из них способны отстоять свою точку зрения. Наблюдения показали, что учащиеся имеют навыки работы в парах и микрогруппах, большинство стремятся к сотрудничеству, однако умение исправлять ошибки в работе других участников группы проявляется эпизодически.
Мы пришли к выводу, что работу по формированию коммуникативных умений и навыков работы в сотрудничестве следует продолжать, так как степень их сформированности оказывает влияние не только на результативность обучения детей, на процесс их социализации и развития личности в целом, но и на способность использовать данные умения при создании школьных проектов в дальнейшем обучении [5, с. 108-113].
Для выявления уровня сформированности организационно-практических проектных умений, необходимых в проектной деятельности, обучающимся были предложены следующие задания:
- Составить и написать три вопроса к тексту, используя вопросительные слова: «Жила-была маленькая девочка. Все ее очень любили. Но больше всех ее любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка» [6].
- Придумать самое простое объяснение: «Одноклассники решили пойти на каток, потому что...». Придумать самое фантастическое объяснение: «Одноклассникирешили пойти на каток, потому что.».
- Сделать предположение. Придумать начало. «...Так появились растения».
- Подумать, в какой последовательности выполнялись бы действия.
- Пронумеровать действия:
«Как сделать кормушку для птиц из коробки
Ножницами вырезать отверстия.
Коробку следует промыть.
Сделать два отверстия вверху коробки, продеть шнур или веревку, чтобы можно было подвесить кормушку.
На стенках коробки, расположенных напротив друг друга, маркером наметить контуры отверстий».
Анализ ответов показал, что справились со всеми заданиями самостоятельно 14 обучающихся (28 %). Остальные обучающиеся смогли выполнить задания после консультации учителя. Из них только с последним заданием справились 8 обучающихся.
Следует отметить, что наибольшую трудность у детей вызвало задание, в котором необходимо было сделать предположение.
Для выявления уровня сформированности поисковых умений второклассников, нами были предложены следующие задания:
- Подумай, как можно использовать эти предметы: корректор, школьный учебник, пенал.
- Подумай и скажи: «Зачем ежу иголки?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?»
- Из предложенных отрывков составьте связный рассказ:
A) «В газете напечатали рассказ о верности собаки. Этот рассказ прочитал хозяин собаки. Он прилетел и забрал с собой своего верного друга».
Б) «Хозяин обнял собаку и улетел. Собака осталась ждать хозяина. Она не уходила с аэродрома и встречала каждый самолет».
B) «Среди пассажиров аэропорта был человек с собакой. Но собаку в самолет не пустили» [6].
Все задания дети выполняли самостоятельно. Обработка ответов показала, что все три задания выполнили 15 человек (30 %), два задания - 21 (42 %), одно задание - 14 второклассников (28 %).
Следует отметить, что в ответах детей на первое задание преобладали те, которые позволяют традиционно использовать предложенные предметы.
Чтобы выяснить уровень сформированности у второклассников умения выделять информацию, которая необходима для решения поставленной задачи в процессе работы над проектом, обучающимся было предложены задания:
Какой текст выбрал бы ты для сообщения о лошадях? Почему?
А) «Они - совершенны. Мы - люди, которые не могут смотреть на них не восхищаясь. Мы сходим с ума на ипподромах. Мы любуемся их движениями на полях. Мы рвемся в конюшни, чтобы быть с ними. Мы не видим своей жизни без лошадей» [7, с. 83].
Б) «Лошади русской рысистой породы отличаются крепкой конституцией, хорошим развитием мускулатуры, прочностью связок и сухожилий. Масть в основном гнедая, воро-
ная, реже серая и рыжая. Лошади русской рысистой породы заканчивают рост и развитие к 4 годам» [8].
Выбери источник информации.
Где можно узнать значение слова «эксперимент»? Выбери ответ:
1. Толковый словарь.
2. Учебник по литературному чтению.
3. Словарь синонимов.
Анализ ответов показал, что самостоятельно с заданиями справились 16 человек (32 %); правильно выполнили все задания с помощью учителя 17 второклассников (34 %); выполнили одно задание с помощью учителя 17 человек (26 %).
Объясняя свой выбор при ответе на первое задание, дети, отметившие пункт А, указывали на то, что текст «красиво написан», «его интереснее читать» и т. п. Обучающиеся, выбравшие пункт Б, отмечали, что текст содержит много полезной информации о лошадях, а не просто рассказывает, какие они красивые.
Для выявления уровня сформированности умения оценивать свою работу, школьникам было предложено задание:
Выполни задание:
Раздели все слова на две группы:
«Мебель, трава, урожай, язык, деревья, гнездо, работа, лиса, метро, зима».
Проверьте себя:
Словарные слова: мебель, урожай, язык, работа, метро.
Слова, проверяемые ударением: трава, деревья, гнездо, лиса, зима.
Если справился с заданием без ошибок, раскрась улыбающееся солнышко. Если в работе есть ошибки, раскрась грустное облачко.
Анализ результатов показал, что справились с заданием 16 человек (32 %); выполнили задание верно после консультации учителя 20 детей (36 %); не смогли объективно оценить свою работу 14 человек (28 %).
Таким образом, не все учащиеся могут адекватно оценить свои достижения, некоторые участники исследования старались завысить их.
Результаты выполненной детьми работы были нами дифференцированы по уровням владения проектными умениями (низкий, средний, высокий). Каждый уровень определялся рядом показателей, свидетельствующих о наличии и характере умений проектной деятельности.
Низкий уровень владения умениями проектной деятельности характеризуется следующими показателями: обучающиеся вступают в диалог неохотно, не всегда могут найти ответ на поставленный вопрос, не умеют высказывать предположение о неизвестном, находят нужную информацию, следуя устным указаниям учителя, с трудом устанавливают причинно-следственные связи, не всегда адекватно оценивают свою работу.
Средний уровень имеет следующие показатели: обучающиеся вступают в диалог с учителем и со сверстниками, отвечают на поставленные вопросы, пытаются высказывать предположения о неизвестном, могут найти необходимую информацию, работая по предложенному алгоритму; способны устанавливать причинно-следственные связи; не всегда адекватно оценивают свою работу, выполняют действия чаще под руководством учителя.
О высоком уровне умений проектной деятельности свидетельствует следующее: испытуемые легко вступают в беседу, могут вести дискуссию, стараются отстаивать свою точку зрения, умеют осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умеют взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной ситуацией; высказывают
предположения о неизвестном, могут выделять информацию, необходимую для решения поставленной задачи, умеют самостоятельно находить информацию в различных источниках, устанавливают причинно-следственные связи; адекватно оценивают свою работу, задания выполняют самостоятельно [9, с. 45-54].
Анализ полученных в процессе исследования данных позволил определить уровень овладения обучающимися второго класса проектными умениями: низкий уровень владения проектными умениями показали 16 человек (32 %); средний уровень - 21 (42 %), высокий уровень - 13 детей (26 %).
Доминирующие показатели низкого и среднего уровня владения проектными умениями указывают на необходимость работы по формированию у младших школьников конкретных умений проектной деятельности.
Таким образом, организация проектной деятельности обучающихся начальной школы имеет ряд качественных особенностей. Она интегрирует различные учебные предметы и должна соответствовать ориентирам развития личности на данном возрастном этапе, быть мотивированной, осуществляться поэтапно и постепенно изменять позицию обучающегося, его отношение к образовательному процессу с пассивно-репродуктивной на творчески-поисковую [10]. Одной из особенностей организации проектной деятельности в начальной школе является предварительная диагностика уровня сформированности проектных умений у младших школьников.
Список литературы
1. Дьюи Дж. Школа и общество. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/28.php (дата обращения: 19.10.2019).
2. Тигров С. В. Личностно ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 23 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003248888 (дата обращения: 25.11.2019).
3. Гладкова А. П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 26 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005531697 (дата обращения: 23.11.2019).
4. Калайджян Т. В., Шевцова А. В. Роль и место проектных задач в развитии выразительности речи младших школьников // Гуманитарно-педагогическое образование. 2015. Т. 1, № 2. С. 103-109.
5. Каневская Ж. О., Авдеева Л. Н., Ширванян А. Э. Методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе межличностных отношений на уроках // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 29. С. 108-113.
6. Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка как средства повышения грамотности учащихся. Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/11/15/differentsirovannaya-rabota-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 27.11.2019).
7. Шингалов В. А., Абдряев М. Р., Головачева Я. А., Козлов М. С. Спортивное коневодство. М.: Научная книга, 2013. 160 с. URL: https://www.horses-russia.ru/skins/ice/img/logo.jpg (дата обращения: 20.10.2019).
8. Информационный портал о лошадях. URL: https://www.horses-russia.ru/index.html (дата обращения: 20.10.2019).
9. Проект «Страница нового учебника» // Библиотека журнала Методист. 2013. № 4. С. 45-54.
10. Горбунова Н. В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. 2000. № 4. С. 21-27.
Кондакова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Долгошеева Елена Владимировна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Корякина Галина Александровна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.09.2019.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-16-24
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
I. V. Kondakova, E. V. Dolgosheyeva, G. A. Koryakina
Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation
The article deals with the specifics of the organization of project activities in primary school, as a person-oriented technology that combines various approaches, methods, and techniques. The characteristics of the main difficulties that arise in the process of organizing project activities, which consist in the inability of younger students, due to psychological and physiological characteristics of development, to act independently and the desire of teachers to give direct instructions, to suppress and restrain the initiative of younger students, are given. The most significant factor in the process of organizing project activities with younger schoolchildren is the use of a creative, personality-oriented approach to the student's activities due to the fact that the implementation of each project involves the student's and teacher's cooperation, their co-creation and joint research inquiry. The main project skills are identified and characterized, the formation of which indicates the possibility of successful organization of project activities with younger students. The results of a study to identify the level of formation of design skills in second-graders (search skills, communication skills, skills and working skills in collaboration, reflective skills, organizational and practical design skills) are presented. An experimental study was carried out in an educational process in preparation for the organization of project activities and the implementation of various diagnostic tasks.
Keywords: research project, project activity, project task, project skills, cooperation, research search, primary school student.
References
1. Dewey J. The School and Society (Rus. ed.: D'yui Dzh. Shkola i obshchestvo). URL: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/galag/28.php (accessed 19 October 2019).
2. Tigrov S. V. Lichnostno orientirovannye zadaniya v protsesse formirovaniya proyektnykh umeniy studentov vuza. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Personally oriented tasks in the process of forming design skills of university students. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Tambov, 2004. 23 р. (in Russian). URL: https://search.rsl.ru/ ru/record/01003248888 (accessed 25 November 2019).
3. Gladkova A. P. Formirovaniye issledovatel'skikh umeniy mladshego shkol'nika vo vneurochnoy deyatel'nosti. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of research skills of a primary school student in extracurricular activities. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Volgograd, 2013. 26 р. (in Russian). URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01005531697 (accessed 23 November 2019).
4. Kalaydzhyan T. V., SHevtsova A. V. Rol' i mesto proyektnykh zadach v razvitii vyrazitel'nosti rechi mladshikh shkol'nikov [The role and place of design tasks in the development of expressive speech of younger schoolchildren]. Gumanitarno-pedagogicheskoye obrazovaniye - Humanitarian and Pedagogical Education, 2015, vol. 1, no. 2, рp. 103-109 (in Russian).
5. Kanevskaya Zh. O., Avdeyeva L. N., Shirvanyan A. E. Metody i priyomy razvitiya kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy mladshikh shkol'nikov v protsesse mezhlichnostnykh otnosheniy na uro-kakh [Methods and techniques for the development of communicative universal educational actions of elementary school students in the process of interpersonal relationships in the classroom]. Obucheniye i vospitaniye: metodiki i praktika, 2016, no. 29, рр. 108-113 (in Russian).
6. Uchebno-metodicheskiy materialpo russkomuyazykupo teme: Ispol'zovaniye differentsirovannykh zadaniy na urokakh russkogo yazyka kak sredstva povysheniya gramotnosti uchashchikhsya. Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya [Educational material on the Russian language on the topic: Using differentiated tasks in the lessons of the Russian language as a means of improving students' literacy. Social network of educators] (in Russian). URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/11/15/differentsirovannaya-rabota-po-russkomu-yazyku (accessed 27 November 2019).
7. Shingalov V. A., Abdryayev M. R., Golovacheva Ya. A., Kozlov M. S. Sportivnoye konevodstvo [Sports horse breeding]. Moscow, Nauchnaya kniga Publ., 2013. 160 p. (in Russian). URL: https://www.horses-russia.ru/ skins/ice/img/logo.jpg (accessed 20 October 2019).
8. Informatsionnyyportal o loshadyakh [Horse Information Portal] (in Russian). URL: https://www.horses-russia. ru/index.html (accessed 20 October 2019).
9. Proekt «Stranitsa novogo uchebnika» [Project "Page of a new textbook"]. Biblioteka zhurnala Metodist, 2013,
no. 4, pp. 45-54 (in Russian).
10. Gorbunova N. V. Metodika organizatsii raboty nad proektom [Methodology of the organization of work on the project]. Obrazovaniye v sovremennoy shkole, 2000, no. 4, pp. 21-27 (in Russian).
Kondakova I. V., candidate of pedagogy, associate professor, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]
Dolgosheyeva E. V., senior lecturer, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]
Koryakina G. A., senior lecturer, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]