DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-2-82-94 УДК 159.922.7./8
ИЗМЕНЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ
Пронина А.Н.
Цель. Статья посвящена изучению внутренней мотивации первоклассников в период перехода на дистанционное обучение. Автор описывает основные научные подходы к актуальности проблемы учебной деятельности первоклассников и отмечает значимость учебной мотивации как одного из основных компонентов, раскрывает специфику и составляющие внутренней учебной мотивации. В исследовании представлены результаты опроса родителей, показывающие, что переход на дистанционное обучение в период самоизоляции вызывает изменение учебной мотивации школьников.
Целью экспериментальной работы являлось выявление различий и изменений внутренней учебной мотивации первоклассников до и после перехода на дистанционное обучение в период самоизоляции.
Метод или методология проведения работы. Эксперимент включал три этапа: на первом были определены характеристики и уровни внутренней учебной мотивации первоклассников в период традиционного обучения в школе (ноябрь - декабрь 2019 г.), на втором - измерялась внутренняя учебная мотивация в период дистанционного обучения (апрель - май 2020), на третьем этапе осуществлялось сравнение и определение различий внутренней учебной мотивации первоклассников при разных формах обучения. Методиками и методами диагностики внутренней учебной мотивации выступили: оценка школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Лусканова), «Изучение отношения к учебным предметам» (по
Г.Н. Казанцева), «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), t-критерий Стьюдента.
Результаты. Результаты работы показали, что у испытуемых первоклассников выявлены различия внутренней мотивации по уровню и направленности, дистанционное обучение снижает уровень мотивации и направленность на получение знаний, у детей увеличивается направленность на получение оценки, мотивация и отсутствуют различия в мотивации изучения любимого учебного предмета. Автор делает предположение, что такие различия обусловлены возрастной несформированностью у первоклассников учебной мотивации, саморегуляции и целеудержания, отсутствием непосредственного контроля со стороны учителя, длительностью дистанционного обучения.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в педагогической психологии, теории и технологии обучения.
Ключевые слова: учебная мотивация; внутренняя учебная мотивация; дистанционное обучение; первоклассники; самоизоляция.
CHANGE IN THE INTERNAL LEARNING MOTIVATION OF THE FIRST-YEAR SCHOOLCHILDREN IN THE TRANSITION TO DISTANCELEARNING DURING THE PERIOD OF SELF-ISOLATION
Pronina A.N.
Purpose. The article is devoted to the study of the internal motivation of first-year schoolchildren during the transition to distance learning. The author describes the main scientific approaches to the relevance of the problem of educational activity of first-year schoolchildren and notes the importance of educational motivation as one of the main components, reveals the specifics and components of internal educational motivation. The study presents the results of a survey ofparents showing that the transition to distance learning during the period of self-isolation causes a change in the educational motivation of schoolchildren.
The purpose of the experimental work was to identify differences and changes in the internal learning motivation of first-year schoolchildren before and after the transition to distance learning during the period of self-isolation.
Method and methodology of the study. The experiment included three stages: at the first, the characteristics and levels of internal learning motivation of first-year schoolchildren were determined during the period of traditional schooling (November - December 2019). At the second one, internal learning motivation was measured during the distance learning period (April - May 2020). The third stage was to compare and determine the differences in the internal learning motivation of first-year schoolchildren in different forms of education. Methods and methods for diagnosing internal learning motivation were: assessment of school motivation of primary school students (N. Luskanova), "Studying the attitude to school subjects" (according to G. N. Kazantsev), "Focus on the acquisition of knowledge" (E.P. Ilyin, N.A. Kurdyukova), Student's t-test.
Results. The results of the work showed that the tested first-year schoolchildren had differences in internal motivation in terms of level and focus, distance learning reduces the level of motivation and focus on acquiring knowledge, children are more focused on getting an assessment, motivation and there are no differences in the motivation for studying their favorite subject. The author makes the assumption that such differences are due to the age-related lack of first-year schoolchildren 's educational motivation, self-regulation and goal-retention, the lack ofdirect control from the teacher, and the duration ofdistance learning.
Scope of the results. The research results can be applied in educational psychology, theory and teaching technology.
Keywords: educational motivation; internal learning motivation; distance learning; first-year schoolchildren; self-isolation.
Начало учебной деятельности в жизни ребёнка младшего школьного возраста обусловлено необходимостью адаптации к новой социальной ситуации развития и новому виду ведущей деятельности [7]. Учебная мотивация является одним из основных компонентов
учебной деятельности и от её сформированное™ зависит направленность учебной деятельности, позитивная динамика академической успеваемости, психологическое благополучие школьника (Р.К. Ва-леева [3], Т.О. Гордеева [5], Ю.М. Жаворонкова, И.А. Кильмасова [6], В.И. Чирков [11] и др.).
В научной литературе изучены специфика, динамика, компонентный состав, виды, критерии и уровни учебной мотивации младших школьников (Т.В. Архиреева [1], А.О. Бухаров [2], С.В. Гани [4] и др.). Выявлено, что на «протяжении младшего школьного возраста изменяется значимость (выраженность) учебной мотивации и степень выраженности входящих в её состав мотивов: постепенное снижение (мотив получения высокой отметки), увеличение в конце периода (ориентация на будущее), рост, переходящий в плато (познавательная мотивация), повышение в начале и в конце обучения в начальных классах (мотивация избегания неудачи), сохранение стабильного уровня представленности мотива (долг перед учителем)» [4].
Спектр проблем, которые обнажились у школьников в результате резкого перехода к дистанционному формату обучения в период самоизоляции, довольно широк - это коммуникативные, учебные, организационные, технические трудности [12].
Центр компетенций Ed Crunch University на базе НИТУ МИСиС в период с 1 по 20 сентября 2020 г. провел опрос 15 тыс. родителей, дети которых в связи с пандемией коронавируса обучались онлайн, на предмет выявления недостатков дистанционного обучения. Так, «34% респондентов назвали самым ощутимым недочетом низкое качество интернет-соединения, 29% -перебои в работе онлайн-плат-форм, еще 20% -низкую цифровую грамотность учителей. Среди значимых недостатков родителями также были отмечены низкая мотивация учащихся и недостаток качества цифрового контента. Исследование показало, что 72% респондентов считают, что дистанционное образование уступает традиционному» [10]. Эксперты проекта ОНФ «Равные возможности - детям» и фонда «Национальные ресурсы образования» опросили по всей стране 2695 школьников от 13 до 18 лет об их оценках дистанционного обучения и выявили
такие положительные моменты дистанционного режима обучения как интерес к новой форме обучения, психологическая комфортность. Среди проблем и недостатков нового формата обучения для учеников являются нехватка общения с другими учениками и педагогами, утомляемость, увеличившийся объем заданий для самостоятельной работы, сложности с пониманием нового материала [8].
В зарубежных исследованиях, посвящённых изучению проблем перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение, акцентировано внимание на таких противоречивых проблемах, как: 1) все педагоги были озабочены образовательным благополучием своих учеников, у которых основные жизненные потребности превалировали над академическими достижениями, во время обучения в период пандемии [14]; 2) студенты и школьники положительно относились к онлайн-обучению и продолжали развиваться в своем обучении, несмотря на все ограничения, с которыми они сталкивались [13]; 3) для поддержания мотивации и вовлеченности школьников в течение длительного периода онлайн-обучения учителям и педагогам необходимо были применять соответствующие учебные подходы [15, 16].
Теоретический анализ проблемы учебной мотивации первоклассников в отечественных и зарубежных исследованиях показал, что отсутствуют работы, посвящённые изучению различий внутренней учебной мотивации первоклассников в традиционном обучении и при переходе на дистанционное обучение в период самоизоляции.
Цель исследования состояла в выявлении различий внутренней учебной мотивации первоклассников при обучении в традиционной и дистанционной форме обучения в период длительной самоизоляции (на примере малой выборки).
Материалы и методы
Экспериментальная работа по сравнению внутренней учебной мотивации первоклассников при переходе с традиционного на дистанционное обучение в период самоизоляции проводилась в три этапа. На первом этапе была выявлена учебная мотивация первоклассников в период обучения в традиционной форме (ноябрь -
декабрь 2019 г.), на втором диагностировалась учебная мотивация первоклассников при переходе на дистанционное обучение (апрель -май 2020), на третьем проводилось сравнение учебной мотивации.
Характеристика методик исследования: на первом и втором этапе применялись методики диагностики уровня учебной мотивации (Н. Лу-скановой), «Изучение отношения к учебным предметам» (по Г.Н. Казанцевой), «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова). На третьем этапе для сравнения учебной мотивации до перехода на самоизоляцию и в период дистанционного обучения применялся статистический метод параметрического t-критерия Стьюдента (для зависимых малых выборок с равным числом измерений в каждой)с помощью программы SPSS Statistics.
Объём генеральной совокупной выборки составил 48 младших школьников (N=48) учеников 1 класса МБОУ ОШ .№15 г. Ельца. Средний возраст испытуемых составил 7.6 лет ± 0.32. Разброс возраста: min - 7, max - 8 лет. Использование малой выборки обусловлено с одной стороны, невозможностью в условиях самоизоляции увеличить численность испытуемых, с другой - на малых выборках доверительные интервалы распределения Стьюдента шире и надёжнее.
Результаты
Представим результаты первичной обработки данных, полученных по трём методикам диагностики внутренней школьной мотивации первоклассников в условиях традиционного и дистанционного обучения в период самоизоляции (см. табл. 1).
Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно обнаружить некоторые изменения в процентном соотношении по всем характеристикам и уровням внутренней мотивации в период перехода на дистанционное обучение: уменьшение процента первоклассников с высокими уровнями мотивации и повышение с низкой школьной мотивацией; снижение количества обучающихся с высокими уровнями положительных мотивов к любимому учебному предмету; увеличением количества школьников с направленностью внутренней мотивации на оценку.
Таблица 1.
Характеристики внутренней школьной мотивации первоклассников в традиционном обучении и при переходе на дистанционное обучение в период самоизоляции
Уровни школьной мотивации у первоклассников по методике Н. Лускановой (%)
Уровни мотивации Процентное распределение по уровням школьной мотивации
традиционное обучение дистанционное обучение
высокий уровень школьной мотивации 20% 15%
хорошая школьная мотивация 24% 18%
положительное отношение к школе 36% 40%
низкая школьная мотивация 12% 21%
негативное отношение к школе 8% 6%
Преобладающие внутренние мотивы отношения к учебному предмету у первоклассников по методике «Изучение отношения к учебным предметам» (по Г.Н. Казанцевой) (%)
Уровни внутренних мотивов отношения к любимому учебному предмету Наличие их у испытуемых в процентном соотношении
традиционное обучение дистанционное обучение
Повышенный уровень внутренних мотивов изучения предмета (интерес, удовольствие, понимание значимости) 34% 28%
Средний уровень внутренних мотивов изучения предмета (просто интересно, общее развитие, просто нравится, легко усваивается) 45% 39%
Низкий уровень внутренних мотивов изучения предмета (выгодный, значимость для учителя и родителей) 21% 33%
Преобладающие виды направленности внутренних мотивов получения знаний у первоклассников по методике «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) (%)
Виды направленности мотивов Наличие их у испытуемых в процентном соотношении
традиционное обучение дистанционное обучение
направленность на приобретение знаний 32% 19%
направленность на отметку 68% 81%
Представим результаты сравнения внутренней учебной мотивации первоклассников до перехода на самоизоляцию и в период дистанционного обучения с применением статистического метода
параметрического t-критерия Стьюдента c помощью программы SPSS Statistics (табл. 2).
Таблица 2.
Различия внутренней учебной мотивации первоклассников в традиционной
и дистанционной форме обучения^-критерий Стьюдента)
Параметры оценивания внутренней учебной мотивации первоклассников Наличие различий традиционного и дистанционного обучения в школе (до самоизоляции) ^ эмп.)
Уровни школьной мотивации 2.26± 0.181*(при 1кр.=2,012)
Виды направленности мотивов(на приобретение знаний и на получение оценки) 2.75 ± 2.144* (при 1кр.=2,012)
внутренних мотивов отношения к любимому учебному предмету 1.008 ± 1.115(при 1кр.=2,012)
Примечание.* - значимые различия, при p< 0,05
В ходе исследования установлено, что имеются различия на 5% уровне значимости в двух сравниваемых параметрах внутренней мотивации первоклассников - уровнях и видах направленности мотивов и отсутствуют различия в мотивах отношения к предпочитаемым учебным предметам.
Обсуждение результатов
Переход на дистанционное обучение существенно меняет виды направленности мотивов в сторону мотива получения оценки и снижения мотива приобретения знаний. Выявленные различия обусловлены в первую очередь влиянием перехода в период самоизоляции на полное дистанционное обучение. Мы считаем, что есть несколько причин таких различий:
1) первоклассники, у которых внутренняя учебная мотивация находится в стадии становления и развития, оказались не готовыми и не адаптированными к полному переходу на дистанционную форму обучения с полным отсутствием непосредственного взаимодействия и контроля со стороны учителя. В науке выявлено, что чем младше школьник, тем сильнее зависимость учебной мотивации от контроля присутствующего учителя [7];
2) у первоклассников ещё не в полной мере сформировано целе-полагание и саморегуляция как основные детерминанты самостоятельной работы. Индивидуальное самостоятельное выполнение заданий первоклассником при использовании онлайн-обучения, где отсутствует непосредственный визуальный и коммуникативный контакт с учителем, приводит к тому, что первоклассник не удерживает длительное время поставленную учебную цель, не способен самостоятельно в полной мере отбирать необходимые средства для её реализации;
3) влияние временного фактора на различия и изменение учебной мотивации первоклассников. Период самоизоляции, в течение которого первоклассники обучались дистанционно, оказался длительным по времени, что усугубило многие характеристики учебной мотивации.
Заключение
Проведённое экспериментальное исследование было направлено на выявление изменения внутренней учебной мотивации первоклассников при переходе на дистанционное обучение в период самоизоляции. Полученные результаты показали изменения в процентном соотношении по всем характеристикам и уровням внутренней мотивации обучающихся первого класса в период перехода на дистанционное обучение, а также наличие статистически значимых различий только в уровнях и видах направленности мотивов.
Мы считаем, что полученные результаты свидетельствуют о необходимости организации работы по подготовке первоклассников к обучению в смешанном формате, направленной на формирование умений и навыков самостоятельной работы и ответственного отношения к учебному процессу в различном сочетании традиционного очного обучения с применением элементов цифровых технологий в онлайн-формате.
Нельзя сделать однозначные выводы, что переход на дистанционное обучение в период самоизоляции является ведущим фактором изменения внутренней мотивации у испытуемых первоклассников.
Необходимы дополнительные исследования в данной области, которые позволят расширить знания по данной проблеме.
Информация о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 2. С. 38-47. https://doi.org/10.17759/chp.2015110204
2. Бухаров А.О. Учебная мотивация школьника и ее развитие в процессе обучения: учебное пособие. Шадринск, 2009. 67 с.
3. Валеева Р.К. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в условиях безотметочного обучения: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2004. 20 с.
4. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: Дис. .канд. психол. наук. М., 2009. 199 с.
5. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: Автореф. .дис. д-ра психол. наук. М., 2013. 444 с.
6. Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста // Санкт-петербургский образовательный вестник. 2017. №3 (7). С. 18-22.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с.
8. Итоги опроса ОНФ родителей и школьников, оценивших дистанционное обучение, 2020 г. https://onf.ru/2020/04/14/onf-predstavil-itogi-oprosa-ocenivshih-distancionnoe-obuchenie-roditeley-i-shkolnikov/
9. Литвиненко Н.В. Социальная ситуация развития первоклассников и факторы адаптации к образовательной среде школы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №3. С. 109-114.
10. ТАСС. Рубрика «Общество». https://tass.ru/obschestvo/9547511
11. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. М.: АСТ, 2004. 139 с.
12. Эшмурадов Д.Э., Умарова И.Д. Вопросы организации дистанционного обучения в условиях самоизоляции // Теория и практика
современной науки. 2020. № 6 (60). С. 587-589. https://f5f7e 10c-a5dd-471b-96cb-d1595326738e.filesusr.com/ugd/b06fdc_7a8d7a5fa24a4a5b aa664ee4679e51d9.pdf?index=true
13. Moser K. M., Wei T., Brenner D. Remote teaching during COVID-19: Implications from a national survey of language educators // System. 2021. Vol. 97. Article 102437. https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102431
14. Rahiem M. D. H. Remaining motivated despite the limitations: University students' learning propensity during the COVID-19 pandemic // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 120. Article105802. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105802
15. Rahiem M.D.H. Technological Barriers and Challenges in the Use of ICT during the COVID-19 Emergency Remote Learning // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8 (11B). pp. 6124-6133. https://doi. org/10.13189/ujer.2020.082248
16. Ramij M., Sultana A. Preparedness of Online Classes in Developing Countries amid COVID-19 Outbreak: A Perspective from Bangladesh (June 29, 2020). https://doi.org/10.2139/ssrn.3638718
References
1. Arkhireeva T.V. Kul'turno-istoricheskayapsikhologiya, 2015, vol. 11, no. 2, pp. 38-47. https://doi.org/10.17759/chp.2015110204
2. Bukharov A.O. Uchebnaya motivatsiya shkol'nika i ee razvitie v prot-sesse obucheniya [Learning motivation of a student and its development in the learning process]. Shadrinsk, 2009, 67 p.
3. Valeeva R.K. Pedagogicheskie usloviyaformirovaniya uchebnoy motivatsii mladshikh shkol'nikov v usloviyakh bezotmetochnogo obucheniya [Pedagogical conditions for the formation of educational motivation in younger schoolchildren in the conditions of mark-free education]. M., 2004, 20 p.
4. Gani S.V. Razvitie motivatsii v mladshem shkol'nom vozraste [Development of motivation in primary school age]. M., 2009, 199 p.
5. Gordeeva T. O. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti shkol'nikov i stu-den-tov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya [Motivation of educational activity of schoolchildren and students: structure, mechanisms, conditions for development]. M., 2013, 444 p.
6. Zhavoronkova Yu.M., Kil'masova I.A. Motivatsiya uchebnoy deyatel'no-sti u detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Motivation of educational activity in children of primary school age]. Sankt-peterburgskiy obra-zovatel'nyy vestnik, no. 2017, no. 3 (7), pp. 18-22.
7. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. M.: Logos, 2000, 384 p.
8. Results of the All-Russian Popular Front survey of parents and schoolchildren who rated distance learning, 2020. https://onf.ru/2020/04/14/ onf-predstavil-itogi-oprosa-ocenivshih-distancionnoe-obuchenie-rodite-ley-i-shkolnikov/
9. Litvinenko N.V. Sotsial'naya situatsiya razvitiya pervoklassnikov i fak-tory adaptatsii k obrazovatel'noy srede shkoly [The social situation of the development of first-graders and the factors of adaptation to the educational environment of the school]. Sborniki konferentsiy NITs Sot-siosfera, 2014, no. 3, pp. 109-114.
10. Russians named the main disadvantages of distance learning. TASS. https://tass.ru/obschestvo/9547511
11. Chirkov V.I. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti [Motivation for learning activities]. M.: AST, 2004, 139 p.
12. Eshmuradov D.E., Umarova I.D. Teoriya i praktika sovremennoy nauki, 2020, no. 6 (60), pp. 587-589. https://f5f7e10c-a5dd-471b-96cb-d1595326738e. filesusr.com/ugd/b06fdc_7a8d7a5fa24a4a5baa664ee4679e51d9.pdf?in-dex=true
13. Moser K. M., Wei T., Brenner D. Remote teaching during COVID-19: Implications from a national survey of language educators. System, 2021, vol. 97, article 102437. https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102431
14. Rahiem M. D. H. Remaining motivated despite the limitations: University students' learning propensity during the COVID-19 pandemic. Children and Youth Services Review, 2021, vol. 120, article105802. https:// doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105802
15. Rahiem M.D.H. Technological Barriers and Challenges in the Use of ICT during the COVID-19 Emergency Remote Learning. Universal Journal of Educational Research, 2020, vol. 8 (11B), pp. 6124-6133. https://doi. org/10.13189/ujer.2020.082248
16. Ramij M., Sultana A. Preparedness of Online Classes in Developing Countries amid COVID-19 Outbreak: A Perspective from Bangladesh (June 29, 2020). https://doi.org/10.2139/ssrn.3638718
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Пронина Анжелика Николаевна, профессор кафедры психологии и психофизиологии, доктор педагогических наук
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
ул. Коммунаров, 28, г. Елец, Липецкая обл., 399770, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Anzhelika N. Pronina, Professor of the Department of Psychology and Psychophysiology, Doctor of Pedagogical Sciences
Bunin Yelets State University
28, Kommunarov Str., Yelets, Lipetsk region, 399770, Russian Federation
[email protected] SPIN-code: 7714-8118 ORCID: 0000-0001-5454-9830 ResearcherlD: AAF-7958-2020 Scopus Author ID: 57195201189