Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
БАРАХСАНОВА Елизавета Афанасьевна и другие ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ...
УДК 378.14
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0004
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ВУЗЕ В РЕЖИМЕ САМОИЗОЛЯЦИИ
© Автор(ы) 2021 AuthorID:268975 SPIN: 8540 - 8467 ResearcherlD: ААВ-5484-2020 ORCID: 0000-0003-3327-8773 ScopusID: 35527801
БАРАХСАНОВА Елизавета Афанасьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информатика и вычислительная техника» педагогического института Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, проспект Ленина, 2, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 199993242 ORCID: 0000-0002-2275-8299
ГОТОВЦЕВА Ольга Герасимовна, ведущий специалист отдела общего образования Министерство образования и науки Республики Саха Якутия (677000, Россия, Якутск проспект Ленина, 30, e-mail: [email protected]) ORCID: 0000-0002-1034-0098
ГОТОВЦЕВА Айна Жановна, студентка магистратуры, кафедра «Информатика и вычислительная техника» педагогического института Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, проспект Ленина, 2, e-mail: [email protected]) Аннотация. Образовательная ситуация, возникшая в результате объявленного режима самоизоляции, активизировала вынужденные решения по организации образовательного процесса в дистанционном режиме. Актуальность исследования обусловлена обеспечением дистанционного обучения с учетом специфики организации удаленного доступа к обучению на основе опыта работы кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ). Цель исследования: особенности организация образовательной среды в Педагогическом институте СВФУ, позволяющей организовать процессы дистанционного образования в условиях режима самоизоляции. Проанализированы и обобщены позиции перспективных направлений реализации инструменты и платформы дистанционного обучения, также определены факторы и условия для организации быстрого доступа к интернету в образовательном процессе. Изучены самые распространенные в данное время цифровые сервисы, их помощь в разработке учебных материалов, рассматривающие педагогические возможности дистанционного обучения к организации удаленного доступа к обучению в вузе. Определена значимость реализации удаленного дистанционного обучения в подготовке будущих педагогов и учителей школ в педагогическом вузе в условиях пандемии. Результаты исследования подтвердили необходимость разработки учебно-методического обеспечения в реализации вышеназванной новой формы обучения в педагогическом институте СВФУ.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, дистанционное образование, информационно-коммуникационные системы, образовательные онлайн-платформы.
FEATURES ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE MODE OF SELF ISOLATION
© The Author(s) 2021
bArAKHSANOVA Elizaveta Afanasyevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of the Department "Informatics and computer engineering" of the pedagogical Institute North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Lenin Avenue, 2, e-mail: [email protected]) GOTOVTSEVA Olga Gerasimovna, leading specialist of the Department of General education Ministry of education and science of the Republic of Sakha Yakutia (677000, Russia, Yakutsk, Lenin Avenue, 30, e-mail [email protected]) GOTOVTSEVA Anna Janovna, undergraduate sophomore, Department of computer science,
pedagogical Institute North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Lenin Avenue, 2, e-mail: [email protected]) Abstract. The educational situation that arose as a result of the declared regime of self-isolation, activated the forced decisions on the organization of the educational process in remote mode. The research urgency is caused by the provision of distance learning taking into account the specifics of remote access to learning based on the experience of the Department of computer science, pedagogical Institute, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFu). The purpose of the study: features of the organization of the educational environment in the NEFU Pedagogical Institute, which allows to organize the processes of distance education in the conditions of self-isolation. The article analyzes and summarizes the positions of promising directions for implementing distance learning tools and platforms, as well as determines the factors and conditions for organizing rapid access to the Internet in the educational process. We have studied the most common digital services at the moment, their assistance in the development of educational materials, considering the pedagogical possibilities of distance learning to organize remote access to training at a University. The importance of implementing remote distance learning in the training of future teachers and school teachers in a pedagogical University in the context of a pandemic is determined. The results of the study confirmed the need to develop educational and methodological support in the implementation of the above-mentioned new form of training at the NEFU pedagogical Institute.
Keywords: digital educational environment, distance education, information and communication systems, online educational platforms.
ВВЕДЕНИЕ важными научными и практическими задачами. Ввиду
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с обширности территории республики и особенностей ее ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 25
BARAKHSANOVA Elizaveta Afanasyevna and others FEATURES ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
транспортной системы целенаправленная деятельность по развитию дистанционного адаптивного образования для изолированных от получения образования граждан в связи с проживанием в местах кочевого народа или для граждан с особыми возможностями развития вследствие заболевания представляется особенно безотлагательной. Все это порождает определенные проблемы при организации дистанционного образования в реальном режиме, основными из которых являются отсутствие или слабый интернет, отсутствие или нехватка квалифицированных кадров, способных обеспечить доступ и обучение пользованию дистанционными технологиями. Проблемами, требующими практического решения, являются овладение методами и способами самостоятельной работы и самооценки в условиях самоизоляции, организации контроля и оценивания учебных действий и т.д. [1,2,3,4]
Пандемия новой коронавирусной инфекции, коснувшаяся и Российской Федерации, дала новый мощный толчок развитию дистанционных образовательных технологий, используемых в образовательном процессе. Вся образовательная система в Российской Федерации перешла на реализацию образовательных процессов в дистанционном формате. Нормативным актом, допустившим эти процессы в системе высшего образования, явился приказ министра Российской Федерации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Необходимость развития дистанционного образования в северных территориях, на наш взгляд, особенно актуальна. Это связано прежде всего с территориальными, а опосредовано и с климатическими, демографическими и национальными особенностями региона. В частности, своеобразие путей развития дистанционного образования обусловлено тем, что в регионе в настоящее время существует: преобладание сельских населенных пунктов (89% от общего числа), находящихся на достаточно большом удалении друг от друга (среднее расстояние между улусными центрами составляет 173 км. (Т.В. Третьякова) [5]; низкая плотность населения, составляющая 0,1 человека на 1 кв.км.; отсутствие достаточных коммуникаций в улусах (слабый интернет, прерывание транспортной связи между населенными пунктами в период ледостава и распутицы, нередко длящееся до 5 месяцев); в республике проживают граждане свыше 120 национальностей, различный менталитет которых формирует различный стереотип учебного поведения (Жиркова З.С.) [6].
Проблемы организации дистанционного образования не теряют своей актуальности в зарубежной и российской системе высшего образования. В статье зарубежных авторов Vaz-Femandes, P., & Caeiro, S. в соответствии с методологией тематического исследования был использован смешанный подход, основанный на онлайн-анкетировании студентов на платформе Moodle (learning analytics) для оценки взаимодействия и вовлеченности студентов к электронному обучения в области научного образования (Vaz-Fernandes, & Caeiro, 2019) [7].
Для нас важны были исследование работ авторов статей, где приводятся примеры методик оценки готовности преподавателей высших учебных заведений к решению профессиональных задач с помощью технологий электронного обучения (Akaslan, 2011) [8]. Анализируют опыт социального сотрудничества и возможности использования сетевых инструментов в электронном обучении (Imran, Pireva, Dalipi, Kastrati, 2016) [9].
В ранее опубликованных в зарубежных изданиях статей преподавателей педагогического института СВФУ отражены, что все это порождает определенные проблемы при организации дистанционного образования в реальном режиме, основными из которых являются отсутствие или слабый интернет (Barakhsanova, Varlamova, Vlasova, Nikitina, Prokopyev, Myreeva, 2018) [10], отсутствие или нехватка квалифицированных кадров,
способных обеспечить доступ и обучение пользованию дистанционными технологиями с опорой на сети интернет (Barakhsanov, Barakhsanova, Druzyanov, Savvinova, 2015) [11]. Проблемами, требующими практического решения, являются овладение методами и способами самостоятельной работы и самооценки в условиях самоизоляции, организации контроля и оценивания учебных действий и т.д.
Следует отметить, что в опубликованных зарубежных изданиях статьях научной школы Власовой Е.З РГПУ им. А.И. Герцена в области реализации электронного обучения средствами и технологиями дистанционного обучения выявлены теоретические и методические аспекты адаптации новых информационных технологий и средств обучения в образовательном процессе, изменение теории и методики обучения под их воздействием трансформация педагогической системы, а также аргументированы, что имеющиеся практический опыт обучения и теоретические исследования показывают, что для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов на всех уровнях образования в современных информационно-образовательных пространствах необходима трансформация существующей педагогической системы в условиях развития средств информационно -коммуникационных технологий (Vlasova, Avksentieva, Goncharova, Aksyutin, 2019; Vlasova, Goncharova, Barakhsanov, Ivanova, Karpova, Iljina, Sysoeva, 2019; Vlasova, Goncharova, Kuzin, Karpova, Iljina, Gosudarev, Avksenteva, 2019) [12, 13,14].
Опубликованных за последние пять лет отечественных изданиях статей отражены элементы различных направлений реализации цифрового, электронного обучения в вузе и школе, позволяющие использовать для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации дистанционного обучения с учетом преимущества того или иного направления формы, методы, средства и технологии в образовательном процессе (В.П. Барахсанов, Филипов, Н.Н. Рожин [15]; С.И. Осипова [17]; М.С. Прокопьев [18]; Р.А. Соловьева [19]; Т.В. Сивцева [20]; Хомподоева М.В., Олесов Н.П. [20] и др. [21-26]).
Все вышесказанное было взято за основу для реализация которых позволили бы решить задачи повышение качества образования в условиях организации удаленного доступа к обучению, выход педагогического института на уровень современных требований.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования - обоснование значимости реализация удаленного доступа к обучению в условиях пандемии средствами дистанционного обучения.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Педагогическое наблюдение осуществлено на 8 кафедрах в рамках реализации основной образовательной программы по трем ступеням и профилям подготовки будущих специалистов и учителей сферы образования во время пандемии на базе педагогического института СВФУ. Актуальность проблемы организации дистанционного образования в условиях пандемиии диктуется также тем, что в педагогическом институте сегодня обучаются свыше 3 тысяч студентов из разных улусов Республики Саха (Якутия) и 7 субъектов Российской Федерации и 4 зарубежных стран.
Мы считаем, что использование онлайн-обучения (дистанционного) с применением мультимедиа и интернет-технологий, будет неуклонно расширяться, поскольку позволяет устранить географические, физические, финансовые барьеры в получении профессионального образования.
Предлагаемый нами подход к организации образовательного процесса в педагогическом институте, который способствует развитию цифровой инфраструктуры образования, формированию и развитию учебно-методических комплексов в онлайн-формате.
Дистанционная форма обучения дает достаточно
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
БАРАХСАНОВА Елизавета Афанасьевна и другие ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ...
привлекательные преимущества для всех участников образовательного процесса:
- студенты получают возможность заниматься в удобное время и в удобном месте, могут определять для себя удобный темп обучения;
- преподаватели получают возможности расширенного доступа к студентам, которые находятся по разным причинам в другом месте;
- вузы получают возможность активной реализации сетевых форм взаимодействия с другими образовательными организациями;
- иностранные студенты получают возможность получать образование без выезда из дома.
Форс-мажорная образовательная ситуация, возникшая на фоне пандемии коронавирусной инфекции, поставила коллектив перед необходимостью организации образовательного процесса в условиях незавершенного учебного года, предстоящих защит выпускных квалификационных работ, организации учебных практик, объективного оценивания учебных достижений обучающихся в удаленном доступе, процедур завершения учебного года. Достойному решению проблем способствовали предшествующие теоретические обоснования формирования цифровой образовательной среды, наличие целостной электронной информационной образовательной среды университета, поступательные практические наработки в организации неактивной среды общения с заболевшими студентами.
В ускоренном режиме были проведены следующие мероприятия:
- активные занятия с обучающимися переведены в дистанционный формат;
- студентам предоставлена возможность завершения учебного года из дома, оказана методическая помощь и консультирование по организации обучения и самостоятельной работы в онлан-режиме;
- обеспечено усиление интернет-связи в студенческом общежитии для студентов, не имеющих возможность покинуть общежитие. Причинами являлись труд-нодоступность населенного пункта, отсутствие активного интернета, студенты-сироты не имели возможности выехать за пределы города. Все студенты обеспечены электронными средствами коммуникации: компьютерами, ноутбуками, планшетами и т.д.;
- проведено экспресс-обучение преподавателей работе с обучающимися в дистанционном режиме;
- обеспечен ежедневный экстренный режим консультирования по организации дистанционного обучения;
- проводятся еженедельные совещания по постепенному введению в режим дистанционного завершения учебного года, принятию управленческих решений для обеспечения завершающих учебный год процедур.
Предложены для использования в качестве инструментов организации дистанционного общения следующие информационно-коммуникационные системы (представлены по мере убывания активности применения):
- ZOOM -провайдер видеоконференций (http://zoom. us/);
- Webinar - органайзер видеоконференций (http://we-binar.ru/);
- Skype - мессенджер с возможностями организации видеоконференций (https://www. skype .com/. rU/);
- WhatsApp - мессенджер с возможностями организации видеоконференций ограниченного количества пользователей
- YouTube - вэб-сервис для размещения и обмена видеосообщениями (https://www.youtube.com/. ru/);
- Proficonf - органайзер видеоконференций (http:// proficonf.com/.ru/);
- BigBlueButton - вебинарная комната с ограничением (https://bigbluebutton.ru/);
- GoogleHangouts - сервис для обмена сообщениями (https://hangouts.google.com/)._
Дистанционная форма обучения, особенно на первом этапе, потребовала очень большой работы со стороны преподавателей по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, переводу материалов в цифровой формат. Практически на ходу изменялась форма подачи учебного материала.
Все занятия проводились согласно утвержденному расписанию учебных занятий, при этом сложность заключалась в том, что не все студенты могли подключиться к занятию в указанное время. На первых порах преподаватели массово проводили индивидуальные дополнительные занятия для обучающихся в другое время.
В условиях плохого качества интернет-связи использовались интерактивные чаты, видео-связи, аудио-контакты, возможности электронной почты. Анализ оптимальности использования разных инструментов обеспечения дистанционного формата обучения еще впереди.
Таким образом, в достаточно короткий период времени нами приобретен бесценный опыт формирования цифровой среды, в которой в разных форматах (традиционном, дистанционном, смешанном) может быть организован образовательный процесс:
- Создан прецедент полного погружения в проблему организации образовательного процесса в онлайн-фор-мате. Обеспечено завершение учебного процесса, выполнен учебный план, все учебные занятия проведены согласно учебному расписанию, учебная документация скорректирована в соответствии с сценарием дистанционного обучения. Найдены способы дистанционного прохождения учебной педагогической практики студентами в онлайн-режиме.
- Приобретен опыт онлайн-фиксации результатов обучения в соответствующих протоколах, ведения балль-но-рейтинговой системы в онлайн-режиме.
- Вынужденный период самоизоляции, учебная деятельность в дистанционном режиме позволили акцентировать внимание на социальную и психологическую составляющую педагогической профессии, формирование компетенций адекватной и самостоятельной реакции на возникающие педагогические ситуации. Любые инициативы студентов по добровольной волонтерской помощи населению поддерживались, при возможности корректировались преподавателями в рамках образовательного процесса и зачитывались как выполненная учебная практика. В целом студенты прошли педагогическую практику в ходе добровольной волонтерской деятельности.
- Активизировалась деятельность Учебно-методического центра по организации дополнительного профессионального образования по востребованным запросам.
- Возникшая образовательная ситуация, связанная с коронавирусной инфекцией и связанным с ним продолжительным режимом самоизоляции, активизировала участие преподавателей и магистрантов в многочисленных вебинарах и курсах повышения квалификации, посвященных организации дистанционного обучения, методическому и дидактическому сопровождению образовательного процесса в онлайн-режиме.
ВЫВОДЫ
В целом, произведен большой объем работы по формированию учебно-методического материала, коррекции учебной документации, обеспечению завершения учебного года. Получен результативный практический опыт по использованию возможностей дистанционного (онлайн) обучения, который только предстоит осмыслить, проанализировать и предусмотреть для использования в образовательной практике:
- во-первых, с учетом полученного опыта, будет выработаны предложения по оптимизации образовательного процесса в части перевода ряда учебных дисциплин на онлайн-формат, образовательных программ на смешанный формат обучения;
- во-вторых, необходимо разработать научные и ме-
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008
27
BARAKHSANOVA Elizaveta Afanasyevna and others FEATURES ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
тодологические основания организации учебного процесса, педагогических практик в дистанционном режиме;
- в-третьих, предстоит большая работа по формированию учебной документации, обеспечивающей реализацию образовательных программ в онлайн- формате;
- в-четвертых, ждут анализа накопленный опыт по обеспечению обратной связи с обучающимися и оцениванию учебных достижений, а также учета выполняемой самостоятельной работы студентов.
В целом по Российской Федерации, мы считаем, требует осмысления вопрос введения коррекций в содержание федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), связанных с реализацией образовательных программ в дистанционном режиме. Система образования страны в рамках модернизации, оптимизации образовательного процесса на основе цифровых технологий ждет решений по массовой организации мероприятий по повышению квалификации преподавателей, нацеленных на достижение достаточного уровня цифровых компетенций, автоматизации размещения образовательных программ на соответствующих сайтах и их модернизации на основе модульного структурирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данилова А.И., Барахсанова Е.А. Формирование информационной основы деятельности специалиста в системе профессионального педагогического образования //Информатика и образование. 2003. №5. С.102.
2. Власова Е.З. Корпоративное обучение педагогов технологиям электронного обучения. // Современное образование: традиции и инновации. 2018. №1. С. 44-49.
3. Сивцева Т.В. История становления российского дистанционного образования // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сопредседатели программного комитета: В.Г. Дегтярь, В.П. Клочков, Т.В. Малькова. Курган, 2020. С. 304-311
4. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель XXI век. 2012. No3. С. 27-32.
5. Третьякова Т.В. Модель региональной системы оценки качества образования в Республике Саха (Якутия) //Наука и образование. 2008. №4. С.121-124.
6. Жиркова З.С. Стратегия управления развитием региональной системы образования методом инновационного проектирования: монография /З.С. Жир-кова. - М.: Academia, 2011. -176 с.
7. Vaz-Fernandes, P., & Caeiro, S. (2019). Students' perceptions of a food safety and quality e-learning course: A CASE study for a MSC in food consumption. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 16(1) doi:10.1186/s41239-019-0168-8.Bovermann, K., Weidlich, J., & Bastiaens, T. (2018). Online learning readiness and attitudes towards gaming in gamified online learning — a mixed methods case study. International Journal of Educational
8. Akaslan, Dursun, and Effie LC Law. "Measuring teachers' readiness for e-learning in higher education institutions associated with the subject of electricity in Turkey." 2011 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). IEEE, 2011. http://dx.doi.org/10.1109/ EDUC0N.2011.5773180.
9. Imran A.S., Pireva K., Dalipi F., Kastrati Z. (2016) An Analysis of Social Collaboration and Networking Tools in eLearning. In: Zaphiris P., loannou A. (eds) Learning and Collaboration Technologies. LCT 2016. Lecture Notes in Computer Science, vol 9753. Springer, Cham DOI: https:// doi.org/10.1007/978-3-319-39483-1_31.
10. Barakhsanova E.A., Varlamova V.A., Vlasova E.Z., Nikitina E.V., Prokopyev M.S., Myreeva A.N. Vocational training of school teachers in yakutia's universities through the principle of regionalization (case study of the methodology of teaching natural science to prospective teachers) // Espacios. 2018. Т. 39. № 20. С. 35.
11. Barakhsanov V.P., Barakhsanova E.A., Druzyanov I.I., Savvinova E.I. Virtual communication and game of go (baduk) among svfu students // Theory and Practice of Physical Culture. 2015. № 10. С. 6
12. Vlasova E.Z., Avksentieva E.Y., Goncharova S.V., Aksyutin P.A. Artificial intelligence - The space for the new possibilities to train teachers. Espacios, 2019. Т. 40. № 9. С. 17.
13. Vlasova E.Z., Goncharova S.V., Barakhsanov V.P., Ivanova E.A., Karpova N.A., Iljina T.S., Sysoeva A.S. Digital transformation of the pedagogical education in the russian federation. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Т. 7. № S10. С. 52.
14. Vlasova E.Z., Goncharova S.V., Kuzin Z.S., Karpova N.A., Iljina T.S., Gosudarev I.B., Avksenteva E.Yu. Artificial intelligence. the area of adaptive possibilities for methodological innovations in pedagogic education. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Т. 7. № S10. С. 9.
15. Барахсанов В.П., Филиппов А.В., Мигалкин А.Г. Дидактические электронные средства в региональной системе физкультурного об-
разования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 35-37. Гафурова Н.В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде/Н.В. Гафурова, С.И. Осипова// Сибирский педагогический журнал. 2010. №1. С. 117-124.
16. Осипова С.И. Повышение уровня функциональности информационной компетентности будущих бакалавров-инженеров / С.И. Осипова, А.Д. Арнаутов // Теория и практика современного научного знания. проблемы. прогнозы. решения. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С.50-53.
17. Прокопьев М.С. Проектирование электронных учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам бакалавриата профессионального обучения // European Social Science Journal/ 2014/ #11-1 (50) / С/ 315-321/
18. Соловьева, Р.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды. Структуры, технологии / Р.А. Соловьева // Известия. БГАРФ. Калининград, 2017. №2 (40): С.284-287.
19. Сивцева Т.В. Информационная подготовка будущего инженера в цифровой образовательной среде /В сборнике: Актуальные вопросы полихотомического анализа. материалы межрегионального тематического сборника с международным участием. Челябинский государственный университет, Миасский филиал; Международная академия фундаментального образования. Курган, 2020. С. 211-216.
20. Хомподоева М.В., Олесов Н.П. Место и роль спортивно-массовой информации в информационной инфраструктуре региона // Вестник спортивной науки. 2012. №6. С. 72-74.
21. Ваганова О.И., Абрамов О.Н., Коростелев А.А., Максимова К.А. Методы и средства электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 13-16.
22. Вольникова Е.А., Горбачева Ю.М. Возможности использования новейших интернет-ресурсов в образовательном процессе вуза (на примере изучения иностранных языков) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (39-40). С. 159-163.
23. Романова Л.Л. Мотивация преподавателей вуза к применению электронных образовательных технологий //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 53-54.
24. Петрук Г.В. Методические аспекты оценки качества профессорско-преподавательского состава университета //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 289-291.
25. Habinskaya A.A. Characteristics of cybersocialization of the digital generation //Humanitarian Balkan Research. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 55-57.
26. Дроздова И.Л. Роль электронных учебных пособий в образовательном процессе курса ботаники // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 13-16.
Статья поступила в редакцию 21.07.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021