Научная статья на тему 'Дидактические электронные средства в региональной системе физкультурного образования'

Дидактические электронные средства в региональной системе физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / E-LEARNING / DIDACTIC ELECTRONIC MEANS / TRAINING SESSIONS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанов Владимир Поликарпович, Филиппов Андрей Вячеславович, Мигалкин Айал Гаврильевич

В статье рассматривается подготовка студентов будущих учителей физической культуры к использованию дидактических электронных средств. Исследование, проведенное среди студентов института физической культуры и спорта (ИФКиС) при Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова) обосновывает необходимость использования дидактических электронных средств в сфере физкультурного образования. Актуальность исследования обусловлена осуществлением одной из приоритетных задач российского образования в области внедрения информационных технологий в учебную деятельность и реализацией Постановления Правительства РФ, касающегося программы «Цифровая экономика» в образовательных организациях. В данном исследовании через численные и экспериментальные методики была выявлена динамика уровня умений и навыков использования электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности среди студентов ИФКиС в федеральном вузе. В рамках экспериментальной части было проведено тестирование, результаты которого показали, что у студентов повысился уровень владения информационными технологиями, возрос уровень осознанного использования электронных средств в учебно-тренировочной деятельности и совершенствовании спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барахсанов Владимир Поликарпович, Филиппов Андрей Вячеславович, Мигалкин Айал Гаврильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC ELECTRONIC MEANS IN THE REGIONAL SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

The article deals with the preparation of future teachers of physical culture and sports for the use of didactic electronic means. Research conducted among students of the Institute of physical culture and sports (Ifkis) in the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFU. M. K. Ammosova), reasonably testifies to the need to take into account didactic features of the use of electronic means in the field of physical education. The relevance of the study is due to the implementation of one of the tasks of the priority direction of Russian education in the use of information technologies in training activities and the implementation of the Government Decree of the program "Digital economy" in educational institutions. The study is based on the use of numerical and experimental techniques to determine the dynamics of the use of electronic didactic means in the training activities of students attending physical education classes. The experiment involved bachelors of training units of NEFU Named after M. K. Ammosov, studying at the Institute of physical culture and sports (Ifkis). During the study, students were tested to determine the level of knowledge and skills to use didactic electronic means. The results of the study showed that the level of knowledge and skills to use electronic means in the training process of students increased, as well as increased the level of their conscious use to improve the level of sports skills.

Текст научной работы на тему «Дидактические электронные средства в региональной системе физкультурного образования»

педагогические науки

Барахсанов Владимир Поликарпович, Филиппов Андрей Вячеславович, Мигалкин Айал Гаврильевич ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ...

УДК 378.004

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Барахсанов Владимир Поликарпович, кандидат педагогических наук, доцент

Филиппов Андрей Вячеславович, старший преподаватель, Мигалкин Айал Гаврильевич, ассистент кафедры «Физическое воспитания» Института физической культуры и спорта Северо-Восточный университет им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Белинского, 58, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается подготовка студентов - будущих учителей физической культуры к использованию дидактических электронных средств. Исследование, проведенное среди студентов института физической культуры и спорта (ИФКиС) при Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова) обосновывает необходимость использования дидактических электронных средств в сфере физкультурного образования. Актуальность исследования обусловлена осуществлением одной из приоритетных задач российского образования в области внедрения информационных технологий в учебную деятельность и реализацией Постановления Правительства РФ, касающегося программы «Цифровая экономика» в образовательных организациях. В данном исследовании через численные и экспериментальные методики была выявлена динамика уровня умений и навыков использования электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности среди студентов ИФКиС в федеральном вузе. В рамках экспериментальной части было проведено тестирование, результаты которого показали, что у студентов повысился уровень владения информационными технологиями, возрос уровень осознанного использования электронных средств в учебно-тренировочной деятельности и совершенствовании спортивного мастерства.

Ключевые слова: электронное обучения, дидактические электронные средства, учебно-тренировочные занятия, физкультурное образования.

DIDACTIC ELECTRONIC MEANS IN THE REGIONAL SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

© 2018

Barakhsanov Vladimir Polikarpovich, candidate of pedagogical Sciences,

associate Professor Filippov Andrey Vyacheslavovich, senior lecturer Migalkin Ayal Gavrilievich, assistant Department of "Physical education" of the Institute of physical culture and sports North-Eastern University M. K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Belinsky street, 58, e-mail: [email protected])

Abstract. The article deals with the preparation of future teachers of physical culture and sports for the use of didactic electronic means. Research conducted among students of the Institute of physical culture and sports (Ifkis) in the NorthEastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFU. M. K. Ammosova), reasonably testifies to the need to take into account didactic features of the use of electronic means in the field of physical education. The relevance of the study is due to the implementation of one of the tasks of the priority direction of Russian education in the use of information technologies in training activities and the implementation of the Government Decree of the program "Digital economy" in educational institutions. The study is based on the use of numerical and experimental techniques to determine the dynamics of the use of electronic didactic means in the training activities of students attending physical education classes. The experiment involved bachelors of training units of NEFU Named after M. K. Ammosov, studying at the Institute of physical culture and sports (Ifkis). During the study, students were tested to determine the level of knowledge and skills to use didactic electronic means. The results of the study showed that the level of knowledge and skills to use electronic means in the training process of students increased, as well as increased the level of their conscious use to improve the level of sports skills.

Keywords: e-learning, didactic electronic means, training sessions, physical education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В системе физкультурного образования в СВФУ им. М.К. Аммосова Республики Саха (Якутия) в последние годы к использованию информационных технологий и дидактических электронных средств в образовательном процессе уделяется особое внимание. Преподаватели университета на платформе системы СДО «Moodle» выставляют свои лекционные, практические занятия, фонд оценочных средств и материалы для самостоятельной работы студентам (СРС).

В этой связи следует отметить, что подготовка учебно-тренировочным занятиям в условиях реализации электронного обучения обуславливает необходимость использования дидактических электронных средств с учетом специфики спорта в региональном образовании и электронных материалов в образовательном процессе.

В ранее опубликованной нами статье «Особенности подготовки учителей физической культуры и спорта в условиях реализации электронного обучения» отражено, что большинство преподавателей института физической культуры и спорта не знакомы с наиболее типичными моделями, структурами и комплексами электронных средств обучения, а также видами электронных про-

граммных средств, которые используются в образовательном процессе физкультурного института [4].

В настоящее время в области реализации электронного обучения в региональной системе образования Республики Саха (Якутия) отмечается массовое применение информационных средств (Е.А. Барахсанова, А.И. Голиков, М.С. Прокопьев, Т.Н. Лукина, В.М. Саввинов, Е.В. Никитина и др.) [2-10], что актуализирует проблему научно-методического обеспечения информационно-образовательной электронной среды в образовательном процессе вуза и школы (Е.З. Власова, Е.А. Барахсанова) [1]. Мы становимся свидетелями модернизации и информатизации системы высшего образования, в котором все большее внимание уделяется на внедрение дидактических электронных средств в образовательном процессе. Следует отметить, что эффективность образовательного процесса во многом определяется использованием современных образовательных технологий [1-11].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы, показывают педагогическую целесообразность использования дидактических электронных средств в учебно-тренировочной деятельности.

Цель исследования - выявление значимости исполь-

Barakhsanov Vladimir Polikarpovich, Filippov Andrey Vyacheslavovich, Migalkin Ayal Gavrilievich DIDACTIC ELECTRONIC MEANS IN THE REGIONAL SYSTEM ...

pedagogical sciences

зования дидактических электронных средств в учебно-тренировочной деятельности.

Обсуждение о полученных результатах. Использование электронных дидактических средств и их роль в системе физкультурного образования обусловлено современными изменениями в экономической и социальной жизни общества, стремительным развитием информационных технологий, изменением требований работодателей на рынке труда. Также они представлены в Федеральном законе №273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» и обновленных ФГОС высшего образования.

Под дидактическим электронным средством в соответствии опубликованным работам Е.А. Барахсановой и Е.З. Власовой мы считаем использование компьютерных обучающих программ, состоящих из следующих видов: информационно-справочные, электронные учебники, дидактические электронные средства, экспертно-обучающие программы. В их работах отражено, что использование в образовательном процессе дидактических электронных средств предполагает внедрение средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий с опорой на технологическую и информационную подготовку обучающихся [1, 2].

В публикациях в зарубежных изданиях авторский коллектив под руководством Е.А. Барахсановой отмечает, что развитие электронной информационно-образовательной среды в образовательных организациях способствует качественному подходу к развитию информатизации образования на различных этапах. Информационное и технологическое составляющие целесообразно обосновывать на двух дидактических функциях электронной образовательной среды, включающей в себя предметную информацию и усвоение представленной учебной информации в рамках учебных дисциплин. При этом логика усвоения представленной информации отражается в содержании электронного учебника, что позволяет на основе степени детализации предметного материала в соответствии требованиям основной образовательной программы специальности [12-20].

Создание системы электронного обучения (е-1еагт^) является достаточно актуальной задачей в сфере образования. Одной из подсистем системы электронного обучения является содержательное научно-методическое обеспечение, которое включает в себя следующее: обеспечение цифровым образовательным контентом непрерывную систему физкультурного образования в открытом доступе, развитие электронной образовательной среды, централизованное создание и наполнение ресурсами учебно-методического комплекса образовательных программ по направлению физкультурного образования [20].

Следует отметить, что при этом рекомендуется поэтапное внедрение различных видов дидактических электронных средств для того, чтобы обеспечивать качество и эффективность проведения учебно-тренировочных занятий с использованием информационных технологий. Поэтому для подбора учебно-тренировочного материала необходимо уделить особое внимание выполнению упражнений различной сложности, способствующей повышению спортивного мастерства.

В качестве контрольно-измерительных материалов для определения уровня знаний у студентов по использованию электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности был проведен тест о необходимости использования электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности. Были протестированы студенты, посещающие интеллектуальные виды спорта (шашечные игры и го (бадук) - (А), занятия физической культуры - (В). Получены следующие результаты: А: 7, 5, 5, 1, 0, 3, 0, 1, 0, 0, 1; Б: 9, 0, 0, 0, 0, 0, 2, 3, 1, 2, 4

Сравнение проводилось при помощи критерия t -Стьюдента. Были вычислены средние значения мнений

всех групп опрашиваемых.

Среднее значение мнений студентов X = 2,09 по интеллектуальным играм.

Среднее значение мнений студентов, посещающих занятия физической культуры X 2ср = 2, 727.

Среднее значение мнений студентов, не прошедших подготовку в области электронного обучения X 3ср = 1,91.

Далее были вычислены два эмпирических значения критерия t - Стьюдента при сравнении мнений студентов и преподавателей, прошедших подготовку в области электронного обучения и студентов СВФУ и студентов, но не прошедших подготовку в области электронного обучения. Они соответственно равны:

1 2 = 0,724 ^ 3 = 0,16.

Для дальнейших вычислений было найдено число степеней свободы п = 11 + 11 - 2 = 20.

критерия t - Стьюдента найдены критические значения:

t = 2,09 (а £ 0,05) и ^ = 2,84 (а £ 0,01).

Далее значения ^ 2 и ^ 3 сравнили с t . Из сравнения видно, что t > 12 = 2,84 и

t > ^ 3 =0,16, а это означает, что подтверждается поставленная цель Н0, т. е. мнение студентов не отличается в той и другой группе.

Понимая острую потребность в использовании электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности, нами на основе структуры электронного учебно-методического комплекса, разработанной кафедрой информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова в 2017 году внедрен в практику образовательного процесса электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по восточной интеллектуальной игре го (ба-дук). В данной дисциплине обучение проходят студенты СВФУ, в том числе и студенты института физической культуры и спорта.

При выборе электронных ресурсов было уделено особое внимание на дидактические материалы, способствующие решению стратегических, позиционных задач и направленные для решения многоходовых теоретических и абстрактных позиций в середине и начале игры го (бадук).

Результаты, полученные в ходе исследования показали, что использование дидактических электронных средств позволяет преподавателям вуза внедрять элементы дистанционного обучения в учебно-тренировочной деятельности, помогают формировать конкретные навыки и умения, учат решать творческие задачи, требующие конструирования, а не просто механического запоминания.

Применительно к использованию электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности следует отметить то, что информационные технологии в образовательном процессе используются для:

1) интерактивного предоставления дидактического электронного материла, что позволяет повысить уровень изложения теоретического материала, а также способствуют организации самостоятельной работы студентов;

2) обеспечивают наглядность излагаемого материала, способствуя к лучшему усвоению и запоминанию пространственного перемещения камней (фишек) игры го (бадук).

Также, следует отметить, что существует несколько моделей электронного обучения, такие как внедрение элементов дистанционного обучения, сетевое обучение на основе использования кейс-технологии, обучение, построенное преимущественно на видео-конференц связи - вебинары и другие [2, 3].

Это все позволяет актуализировать научно-методическое обеспечение разработки дидактических электронных средств для проведения учебно-тренировочных занятий по различным видам спорта, в том числе и по интеллектуальным видам как шашки, шахматы и восточная игра го(бадук), что имеет немаловажное значе-

36

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Барахсанов Владимир Поликарпович, Филиппов Андрей Вячеславович, Мигалкин Айал Гаврильевич ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ...

ние в организации соревнований разного уровня, включая и международные по дистанционной форме [4].

Выводы. Использование дидактических электронных средств в образовательном процессе включено в требование ФГОС нового поколения и относится к приоритетным направлениям информатизации образования, а также входит в Программу Правительства «Цифровая экономика».

Оно способствует совершенствованию содержания физкультурного образования, повышает информационную компетентность обучающихся в области использования современных информационных технологий, способствует использованию преподавателями электронных ресурсов в учебно-тренировочной деятельности, в результате которого повышается качество обучения в образовательных организациях.

В современных условиях информатизации образования кадровое обеспечение является ключевой задачей. Для решения данной задачи в вузах Республики Саха (Якутия) проводятся мероприятия по повышению профессиональных компетенций учителей и преподавателей СВФУ в области информационных технологий.

Таким образом, научно-теоретический анализ литературных источников и описательный обзор состояния информатизации образовательной среды в школах и вузах Республики Саха (Якутия) позволил представить результаты использования электронных образовательных ресурсов в учебно-тренировочной деятельности.

Резюмируя, отметим, что анализ современного состояния развития информационно-образовательной среды СВФУ, позволяет сделать вывод, что процесс развития информационной образовательной среды в аспекте использования дидактических электронных средств осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и политикой информатизации образования в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барахсанова Е.А. Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион. 2014. С. 59-62.

2. Барахсанова Е.А., Сорочинский М.А. Создание сетевого консорциума педагогических вузов как фактор устойчивого развития регионального образования //Современное образование:традиции и инновации. - №3. — 2016. — С.20-24.

3. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

4. Шамсутдинова Т.М. Управление формированием и оценкой профессиональных компетенций в электронных образовательных системах на основе когнитивных моделей // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 35-44.

5. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.

6. Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Электронное обучение в педагогическом вузе: проблемы и перспективы В сборнике: Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества // Сборник научно-методических материалов международного научно-образоватеьного форума СВФУ. — 2014. — С. 191-199.

7. Снегирева Л.В. Современное состояние проблемы дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 398-401.

8. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Оценивание уровня компетенций при последовательном тестировании с помощью критерия конкурирующих дидактических гипотез // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 151156.

9. Романова Л.Л. Электронное обучение как форма профессиональной переподготовки социальных работников //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 176-178.

10. Платонова Т.Е. Система психолого - дидактических задач и соответствующих приемов обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 84-86.

11. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель XXI век. — 2012ю - No3. С. 27-32.

12. Лучинина Е.Н., Рачковская Л.А., Нечаева С.Н. Электронные учебники в образовательном процессе - новая реальность // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 159-161.

13. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский

научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

14. Бакленева С.А. Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 250-253.

15. Barakhsanova E.A., Golikov I.A., Sorochinsky M.A.,. Nikitina E.V, Lukina T.N., Ilina E.A. Implementación del Programa Master «Corporate E-Learning» en la Interacción en línea de universidades rusas //Revista ESPACIOS Vol. 39 (N 20) Year 2018. Page 36.

16. Barakhsanova E.A., Savvinov V.M., ProkopyevM.S., Vlasova E.Z., Gosudarev I. B. Adaptiv education technologies to train Russian teachers to use e-learning. IEJME— Mathematics education 2016, Vol.11, No. 10, 3447-3456

17. Barakhsanov V.P., Barakhsanova E.A., Olesov H.P., Prokopyev M.S. E-learning system application for physical education and sports specialist training //Theory and practice of physical culture. 2018. № 7. с. 4.

18. Barakhsanova E. A., Savvinov V. M., Prokopyev M. S., Vlasova E. Z., Gosudarev I. B. Adaptiv education technologies to train Russian teachers to use e-learning. IEJME— Mathematics education 2016, Vol.11, No. 10, 3447-3456.

19. Elizabeth Afanasyevna Barakhsanova; Elena Zotikovna Vlasova; Aleksei Innokentievich Golikov; Zotik Semenovich Mikhail Semenovich Prokopyev; Arkadi Eduardovich Burnachov Peculiarities of quality management of teachers' e-learning training in the Arctic regions Peculiaridades de la gestión de la calidad de la formación del "docente e-learning" en las regiones árticas // Revista Espacios. Vol. 38 (N° 55) Year 2017. Páge 25

20. V.P. Barakhsanov, E.A. Barakhsanova, V.S. Golokova, N.D. Kronnikov Ethnic-educational aspects of intellectual games development process in Sakha (Yakutia) Republic Panina

Статья поступила в редакцию 06.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.