Научная статья на тему 'Информационная активность будущего инженера в цифровой образовательной среде'

Информационная активность будущего инженера в цифровой образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / TRAINING OF ENGINEERS / ELECTRONIC RESOURCES / INFORMATION ACTIVITY / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифоров И.И.

Статья посвящена вопросам актуализации развития информационной активности будущих инженеров с учетом специфики цифровой образовательной среды в вузе. Автор обоснует значимость формирования информационной активности у будущего инженера в реализации цифрового образования в инженерном вузе. В этой связи актуальность исследования обусловлена тем, что внедрение новой формы обучения в образовательном процессе требует поиска новых подходов к организации образовательного процесса, и определена необходимостью реализации электронного обучения в условиях реформы российского образования. Основная цель в рассмотрении цифрового образования при подготовке будущих инженеров в рамках реализации электронного обучения Определена значимость актуализации информационной активности будущих инженеров профессионального образования. Результаты исследования подтвердили необходимость разработки учебно-методического обеспечения в реализации новой формы обучения в физико-техническом институте СВФУ имени М.К. Аммосова. Выделена проблема создания информационной образовательной среды (ИОС) для обеспечения образовательного процесса у бакалавров инженерного образования в условиях реализации цифрового образования в вузе. Рассмотрены основные аспекты актуализации информационной активности будущего инженера в соответствии ФГОС 3+ + +, учитывающей политику цифрового образования в инженерном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ACTIVITY OF THE FUTURE ENGINEER IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the issues of actualization of the development of information activity of future engineers, taking into account the specifics of the digital educational environment at the University. The author substantiates the importance of the formation of information activity in the future engineer in the implementation of digital education in engineering University. In this regard, the relevance of the study due to the fact that the introduction of new forms of learning in the educational process requires new approaches to organization of educational process, and identified the need to implement e-learning in the reform of Russian education. The main objective in the consideration of digital education in the training of future engineers in the framework of elearning Identified the importance of updating the information activity of future engineers of vocational education. The results of the study confirmed the need to develop educational and methodological support in the implementation of a new form of education at the physics and technology Institute of NEFU named after by M. K. Ammosov. The problem of creation of information educational environment (IEE) for providing educational process at bachelors of engineering education in the conditions of realization of digital education in high school is allocated. The main aspects of updating the information activity of the future engineer in accordance with the Federal state educational standards FSES 3+ + +, taking into account the policy of digital education in engineering education.

Текст научной работы на тему «Информационная активность будущего инженера в цифровой образовательной среде»

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "сознание"

УДК 378.04

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-35-40

ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Никифоров И.И.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация

INFORMATION ACTIVITY OF THE FUTURE ENGINEER IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Nikiforov I.I.

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation

Аннотация. Статья посвящена вопросам актуализации развития информационной активности будущих инженеров с учетом специфики цифровой образовательной среды в вузе. Автор обоснует значимость формирования информационной активности у будущего инженера в реализации цифрового образования в инженерном вузе. В этой связи актуальность исследования обусловлена тем, что внедрение новой формы обучения в образовательном процессе требует поиска новых подходов к организации образовательного процесса, и определена необходимостью реализации электронного обучения в условиях реформы российского образования. Основная цель в рассмотрении цифрового образования при подготовке будущих инженеров в рамкахреализации электронного обучения Определена значимость актуализации информационной активности будущих инженеров профессионального образования. Результаты исследования подтвердили необходимость разработки учебно-методического обеспечения в реализации новой формы обучения в физико-техническом институте СВФУ имени М.К. Аммосова. Выделена проблема создания информационной образовательной среды (ИОС) для обеспечения образовательного процесса у бакалавров инженерного образования в условиях реализации цифрового образования в вузе. Рассмотрены основные

Annotation. The article is devoted to the issues of actualization of the development of information activity of future engineers, taking into account the specifics of the digital educational environment at the University. The author substantiates the importance of the formation of information activity in the future engineer in the implementation of digital education in engineering University. In this regard, the relevance of the study due to the fact that the introduction of new forms of learning in the educational process requires new approaches to organization of educational process, and identified the need to implement e-learning in the reform of Russian education. The main objective in the consideration of digital education in the training of future engineers in the framework of e-learning Identified the importance of updating the information activity of future engineers of vocational education. The results of the study confirmed the need to develop educational and methodological support in the implementation of a new form of education at the physics and technology Institute of NEFU named after by M. K. Ammosov. The problem of creation of information educational environment (IEE) for providing educational process at bachelors of engineering education in the conditions of realization of digital education in high school is allocated. The main aspects of updating the information activity of the future engineer in accordance with the Federal state educational standards FSES 3+ + +, taking into account the policy of digital education in engineering education.

аспекты актуализации информационной активности будущего инженера в соответствии ФГОС 3+ + +, учитывающей политику цифрового образования в инженерном образовании. Ключевые слова: подготовка инженеров, электронные ресурсы, информационная активность, качество образования, образовательное пространство

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T26. С. 106-110.

[2] Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А. Внедрение новых электронных разработок в образовательный процесс в виде спецкурсов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 6. С. 69-72.

[3] Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Анализ введения информационных технологий в учебные планы по педагогическому направлению

// В сборнике: Международный научно-образовательный Форум "Education, forward!" "Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации" / Материалы форума. 2015. С. 149-154.

[4] Гафурова Н.В., Осипова С.И. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде / Н.В. Гафурова, С.И. Осипова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №1. - С. 117-124.

[5] Barakhsanova E.A., Vlasova E.Z. E-Learning in a Pedagogical University: Problems and Prospects // International Scientific and Educational Forum of the NEFU "Eduction, forward! -II". - Kirov: International Center for Scientific and Research Projects, 2014. S. 191-199.

[6] Vlasova E.Z. Didactic potential of e-learning technologies // Universum: a herald of the Herzen University. - St. Petersburg, 2010. - №1. -from. 113-116.

[7] Martin E.Z., Alvarez I.M. Valdivia Students' feedback beliefs and anxiety in online foreign language oral tasks. International Journal of

Keywords: training of engineers, electronic resources, information activity, quality of education, educational space

REFERENCES

[1] Barahsanova E.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie podgotovki magistrov v usloviyah setevogo obucheniya // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept". 2015.№ T26. S. 106-110.

[2] Slobodchikova A.A., Barahsanova E.A. Vnedrenie novyh elektronnyh razrabotok v obrazovatel'nyj process v vide speckursov // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2009. № 6. S. 69-72.

[3] Vlasova E.Z., Barahsanova E.A. Analiz vvedeniya informacionnyh tekhnologij v uchebnye plany po pedagogicheskomu napravleniyu // V sbornike: Mezhdunarodnyj nauchno-obrazovatel'nyj Forum "Education, forward!" "Obrazovanie v techenie vsej zhizni: nepreryvnoe obrazovanie v usloviyah globaliza-cii" / Materialy foruma. 2015. S. 149-154.

[4] Gafurova N.V., Osipova S.I. O realizacii psi-hologo-pedagogicheskih celej obucheniya v in-formacionnoj obrazovatel'noj srede / N.V. Gafu-rova, S.I. Osipova // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2010. - №1. - S. 117-124.

[5] Barakhsanova E.A., Vlasova E.Z. E-Learning in a Pedagogical University: Problems and Prospects // International Scientific and Educational Forum of the NEFU "Eduction, forward! -II". -Kirov: International Center for Scientific and Research Projects, 2014. S. 191-199.

[6] Vlasova E.Z. Didactic potential of e-learning technologies // Universum: a herald of the Herzen University. - St. Petersburg, 2010. - №1. -from. 113-116.

[7] Martin S., Alvarez I.M. Valdivia Students' feedback beliefs and anxiety in online foreign language oral tasks. International Journal of Educational Technology in Higher EducationVolume 14, Issue 1, 1 December 2017, № 18.

Educational Technology in Higher Education- [8] Volume 14, Issue 1, 1 December 2017, № 18.

[8] Kurucay M., Inan F.A. Examining the effects of learner-learner interactions on satisfaction and learning in an online undergraduate course. Computers and Education Volume 115, [9] December 2017, Pages 20- 37

[9] Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci. E-learning in European Higher Education Institutions November 2014. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013. [10]

[10] Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель XXI век. - 2012ю - No3. С. 27-32. [11]

[11] Данилов Д.А., Барахсанова Е.А. Формирование информационной основы деятельности специалиста в системе профессионального педагогического образования // Информатика и образование. 2003. № 5. С. 102.

Переход на двухуровневую систему обучения в инженерном образовании реализуется в соответствии ФГОС 3+++ нового поколения с опорой на сетевое взаимодействие вузов, которое нацелено на реализацию одного из приоритетных направлений политики Правительства России как «Цифровая экономика» в сфере образования. Это новая форма обучения отражена в принятом в 2012 году федеральном законе «Об образовании в РФ» в рамках внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательном пространстве, которая в 2025 году будет реализован во всех сферах высшего образования, том числе в системе дополнительного образования как организация курсов повышения квалификации для педагогов, специалистов и студентов.

При реализации вышеназванных приоритетных направлений в инженерном образовании необходимо обратить внимание на следующие положения: во-первых, осуществление проекта, рассчитанного до 2025 года, включает в себя обновление содержания образования, изменение роли педагога, возможность прохождения государственной аттестации в электронной форме; во-вторых, в рамках проекта создается цифровая экосистема, которая обуславливает переход к автоматизированному делопроизводству, цифровым инструментам в профессиональной деятельности, современным технологиям обучения.

Данное исследование основывается на анализе публикаций преподавателей и аспирантов под руководством профессора Е.А. Барахсановой, которые рассматривают различные аспекты этой проблемы, в том числе вопросы педагогической целесообразности использования педагогических возможностей электронного обучения в региональном цифровом образовательном пространстве и отмечают важность особого внимания внедрению в образовательный процесс современных образовательных технологий [1, 2].

В связи с этим возникает необходимость своевременной организации в образовательных организациях краткосрочных курсов повышения квалификации по использованию

—--—

~ 37 ~

Kurucay I.M., Inan F.A., Examining the effects of learner-learner interactions on satisfaction and learning in an online undergraduate course. Computers and Education Volume 115, December 2017, Pages 20- 37 Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci. E-learning in European Higher Education Institutions November 2014. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013. http://www.eua.be/Li-braries/publication/e-learning_survey Prokop'ev M.S Ispol'zovanie interaktivnoj tekhnologii v modul'no-rejtingovoj sisteme obucheniya // Prepodavatel' XXI vek. - 2012yu - No3. S. 27-32.

D.A. Danilov, E.A.Barahsanova Formirovanie informacionnoj osnovy deyatel'nosti specialista v sisteme professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Informatika i obrazovanie. 2003. № 5. S. 102

средств цифровой образовательной среды в условиях реализации электронного обучения, в процессе работы, над которыми необходимо обратить внимание на следующее:

- разработать учебно-методическое и технологическое обеспечение программ подготовки педагогов с учетом обновленных требований современных ФГОС ВО;

- провести ознакомление обучающихся с цифровой образовательной средой;

- ознакомить с технологией обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций;

- обеспечить информационно-методическое сопровождение электронного обучения в цифровой образовательной среде.

Во-вторых, надо учитывать, что реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде зависит от многих факторов, в том числе от педагогического потенциала цифровой образовательной среды, где информационная компетентность обучающихся является базовым компонентом для развития профессиональной компетентности обучающихся в электронном обучении;

В-третьих, на сегодняшний день сложились определенные требования к развитию информационной компетентности обучающихся в соответствии с потребностями образовательных организаций, поэтому в содержательном плане возникает потребность в поиске новых подходов, принципов, форм, методов и технологий в организации образовательного процесса средствами цифровой среды (Е.З. Власова, Е.А. Барахсанова, [3], Н.В. Гафурова, С.И. Осипова [4] и др.).

В ранее опубликованных статьях, в том числе в зарубежных изданиях (Barakhsanova E.A., Vlasova E.Z и др. 2014-2018 гг.) [5], по вопросам реализации электронного обучения в вузе и школе отмечается необходимость рассмотрения цифрового образовательного пространства с учетом специфики региональной системы образования, а также рассматривается двойственность понятия «электронное обучение» в педагогической практике.

Мы придерживаемся мнения Е.З. Власовой, которое отражено в журнале «Вестник Гер-ценовского университета», где она отмечает, что е-Learning обучения способствует оперативности доступа при получении необходимой образовательной информации, использованию программных продуктов и ресурсов, применению услуг, обмену информациями и использованию их в продуктивной образовательной деятельности [6].

Ведущие мировые ученые придают весомое значение процессу организации электронного обучения, так Martin, S.[7] исследует поведение обучающихся при осуществлении онлайн занятий с обратной связью. Kurucay, M., Inan, F.A. [8] изучают качество получения знаний при проведении онлайн-курса. Michael Gaebel проявляет интерес к проблеме использования электронного обучения в высшей школе [9].

Следует отметить, что преподавателями кафедры информатики и вычислительной техники СВФУ им. М.К. Аммосова (Барахсанова Е.А., Бурнашев А.Э., Корнилов Ю.В., Проко-пьев М.С., Лукина Т.Н., Николаев А.М. и др.) накоплен опыт реализации электронного обучения с использованием дидактических средств электронной информационно-образовательной среды, адаптированных к организации учебной и внеучебной деятельности, условиям организации образовательного процесса, формам и методам обучения с учетом специфики регионального цифрового образования.

Современные варианты использования цифровых образовательных ресурсов способствуют совершенствованию научно-методического сопровождения электронного обучения, а

—-эъа+ьгз-—

~ 38 ~

также содействуют решению актуальной проблемы системы образования по обеспечению образовательного процесса новыми средствами и технологиями в условиях реализации цифрового образования в вузе.

Использование электронного обучения средствами цифровой образовательной среды в процессе подготовки бакалавров-инженеров в СВФУ им. М.К. Аммосова по направлению "Инженерном образование" (для всех профилей подготовки) отражены в публикациях М.С. Прокопьева [10], который отмечает, что в процессе преподавания дисциплины базовой части ФГОС "Информационные технологии" следует использовать современные образовательные технологии и смешанный способ обучения, способствующий организации электронного обучения в вузе в рамках дисциплины базовой части ФГОС "Информационные технологии в профессиональной деятельности".

Студенты изучают такие необходимые разделы дисциплин информационного блока как технологии дистанционного обучения, видеоконференц-связи, технологии динамического контроля знаний и электронного портфолио, технологии мобильного обучения; электронная образовательная среда электронного обучения; информационные технологии разработки методического сопровождения электронного обучения; менеджмент электронного обучения; информационные технологии управления знаниями, аутсорсинг и консалтинг электронного обучения, инфраструктура электронного обучения средствами коммуникационных технологий; управление вариантами сценариев электронного обучения.

Учебно-методическое обеспечение электронного обучения в цифровой образовательной среде разработаны кафедрой информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ при реализации программы подготовки магистров "Технологии и менеджмент электронного обучения" и «Корпоративное электронное обучение». Данная магистерская программа успешно реализуется в сетевом формате с РГПУ им. А.И. Герцена в рамках программы сетевой консорциум вузов России на основе которой разрабатываются технология реализации электронного обучения в физико-техническом институте СВФУ.

Работа по двум последним направлениям вызвана необходимостью уменьшения риска, связанного с несоответствием профессиональных качеств преподавателей высшей школы и школьных учителей требованиям образования, ориентированным на подготовку будущих педагогов и специалистов в области реализации цифрового образования в школах и вузах.

Также в ранее опубликованных статьях Д. А. Данилова и Е. А. Барахсановой было отмечено, что в удаленных циркумполярных регионах Севера для реализации дистанционного обучения необходимо использовать технологию удаленного взаимодействия телекоммуникационных технологий, инновационной модели обучения и технологического обеспечения инфраструктуры образовательных организаций [11].

Следует отметить, что реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде как разновидность дистанционного обучения позволила осуществить гибкую систему организации учебных занятий, взаимодействие и кооперацию участников образовательного процесса, использование всего многообразия электронных ресурсов, продуктов и дидактических электронных средств, переосмысление содержания, технологий и общей организации образовательного процесса с использованием цифровых электронных образовательных ресурсов и средств обучения в физико-техническом институте.

Таким образов, в заключении отмечаю, что актуальность заявленной темы обусловлена

с актуализацией информационной активности будущих инженеров при реализации цифрового

—--—

~ 39 ~

образования в инженерном образовании в соответствии с требованиями ФГОС ВО нового поколения

Целесообразность написания статьи обусловлена приоритетным направлением политики информатизации образовательного пространства в инженерном образовании. Состояние изученности данной проблемы в инженерном образовании в контексте реализации цифрового образования находится недостаточном уровне (мало изучена). Попытки дать определение места, роли и значения активных и интерактивных технологий в образовании находим в работах как зарубежных авторов, так и отечественных педагогов.

Информационно-технологическая подготовка будущих инженеров в вузе на основе электронного обучения с использованием средств цифровой образовательной среды будет способствовать активному внедрению инновационных образовательных технологий, овладению научными и технологическими знаниями и основами создания информационной образовательной среды будущими инженерами Северо-Востока Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.