Научная статья на тему 'Информатизация образовательной среды в среднем профессиональном образовании Республики Саха (Якутия)'

Информатизация образовательной среды в среднем профессиональном образовании Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRON MENT / DIGITAL EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDU CATION / E-LEARNING / SPECIALIST TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанова П. О.

В статье рассматривается анализ современного состояния развития информатизации в сфере среднего профессионального образования (СПО) Республики Саха (Якутия) (РС(Я)). Прослеживается становление, развитие и современное состояние информационного обеспечения СПО современными компьютерными и сетевыми технологиями. Автор анализируют основные направления информатизации образования при подготовки будущих специалистов в сфере профессионального образования. В этой связи целесообразность исследования определена необходимостью использования электронных образовательных средств в образовательном процессе СПО с учетом приоритетных направлений информатизации российского образования. Основная цель исследования заключается в проведении анализа информатизации образования в СПО РС(Я) для выявления основных направлений внедрения информационных технологий в образовательной деятельности. Выделена проблема создания информационной образовательной среды (ИОС) для удовлетворения потребностей обучающихся в соответствии требований ФГОС нового поколения. Обосновывается необходимость информационной подготовки специалистов СПО в региональной системе образования с целью активизации использования ими электронного обучения в профес сиональной деятельности. Представлены показатели компьютеризации в сельской местности и в северном малокомплектном лицее, где компактно проживают малочисленные народы Севера РС(Я). Аргументируется стратегия информатизации образовательной среды на основе критериев и параметров с учетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article deals with the analysis of the current state of development of Informatization in the field of secondary vocational education (SVE) of the Republic of Sakha (Yakutia) (RS(Y). Formation, development and a modern condition of information support of SVE by modern computer and network technologies is traced. The author analyzes the main directions of Informatization of education in the preparation offuture specialists in the field of vocational education. In this regard, the expediency of the study is determined by the need to use electronic educational tools in the educational process of SVE, taking into account the priority directions of Informatization of Russian education. The main purpose of the study is to analyze the Informatization of education in the SVE RS (Y) to identify the main directions of the introduction of information technologies in educational activities. The problem of creating an information educational environment (IEE) to meet the needs of students in accordance with the requirements of the new generation of Federal state educational standards is highlighted. The article substantiates the need for information training of SVE specialists in the regional educational system in order to enhance the use of e-learning in their professional activities. The paper presents the indicators of computerization in rural areas and in the Northern small Lyceum, where the small peoples of the North of the RS(Y) live compactly. The strategy of Informatization of the educational environment on the basis of criteria and parameters taking into account

Текст научной работы на тему «Информатизация образовательной среды в среднем профессиональном образовании Республики Саха (Якутия)»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 378.004

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-29-34

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Барахсанова П.О.

Северо-Восточный федеральный университет, Россия, Якутск, Российская Федерация

INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Barakhsanova P.O.

North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russian Federation

Аннотация: В статье рассматривается анализ современного состояния развития информатизации в сфере среднего профессионального образования (СПО) Республики Саха (Якутия) (РС(Я)). Прослеживается становление, развитие и современное состояние информационного обеспечения СПО современными компьютерными и сетевыми технологиями. Автор анализируют основные направления информатизации образования при подготовки будущих специалистов в сфере профессионального образования. В этой связи целесообразность исследования определена необходимостью использования электронных образовательных средств в образовательном процессе СПО с учетом приоритетных направлений информатизации российского образования. Основная цель исследования заключается в проведении анализа информатизации образования в СПО РС(Я) для выявления основных направлений внедрения информационных технологий в образовательной деятельности. Выделена проблема создания информационной образовательной среды (ИОС) для удовлетворения потребностей обучающихся в соответствии требований ФГОС нового поколения. Обосновывается необходимость информационной подготовки специалистов СПО в региональной системе образования с целью активизации использования ими электронного обучения в профес-

Annotation: The article deals with the analysis of the current state of development of Informatization in the field of secondary vocational education (SVE) of the Republic of Sakha (Yakutia) (RS(Y). Formation, development and a modern condition of information support of SVE by modern computer and network technologies is traced. The author analyzes the main directions of Informatization of education in the preparation offuture specialists in the field of vocational education. In this regard, the expediency of the study is determined by the need to use electronic educational tools in the educational process of SVE, taking into account the priority directions of Informatization of Russian education. The main purpose of the study is to analyze the Informatization of education in the SVE RS (Y) to identify the main directions of the introduction of information technologies in educational activities. The problem of creating an information educational environment (IEE) to meet the needs of students in accordance with the requirements of the new generation of Federal state educational standards is highlighted. The article substantiates the need for information training of SVE specialists in the regional educational system in order to enhance the use of e-learning in their professional activities. The paper presents the indicators of computerization in rural areas and in the Northern small Lyceum, where the small peoples of the North of the RS(Y) live compactly. The strategy

сиональной деятельности. Представлены показатели компьютеризации в сельской местности и в северном малокомплектном лицее, где компактно проживают малочисленные народы Севера РС(Я). Аргументируется стратегия информатизации образовательной среды на основе критериев и параметров с учетом

Ключевые слова: информационно-

образовательная среда, цифровое образования, среднее профессиональное образование, электронное обучение, подготовка специалиста

of Informatization of the educational environment on the basis of criteria and parameters taking into account

Keywords: information and educational environment, digital education, secondary vocational education, e-learning, specialist training

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

[1] Barakhsanova E.A., Varlamova V.A., Vlasova E.Z., Nikitina E.V., Prokopyev M.S., Myreeva A.N. Vocational training of school teachers in yakutia's universities through the principle of re-gionalization (case study of the methodology of teaching natural science to prospective teachers). Espacios. 2018. Т. 39. № 20. С. 35.

[2] Barakhsanova E.A.; E.Z. Vlasova; A.I. Golikov; Z.S. Kuzin; M.S. Prokopyev; A.E. Burnachov. Peculiarities of quality management of teachers' e-learning training in the Arctic regions // Spaces, Vol. 38, N55. The article is published within the framework of the Russian Government Project No.27.3715.2017

[3] Власова Е.З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования // Universum: Вестник Герце-новского университета. 2014. № 1. С. 43-49Власова Е.З.

[4] Лапчик М.П. Образовательные порталы педагогического университета как компонент интегрированной информационнообразователь-ной среды региона [Текст] / М.П. Лапчик, М.И. Рагулина, Г.А. Федорова, Д.М. Лапчик, Е.С. Гайдамак // Педагогическая информатика. - 2015. - № 4. - С. 16-23

[5] Барахсанова Е.А., Сорочинский М.А. Информатизация педагогического образования Якутии // Успехи современной науки. - 2016. -№12. - Т.2. - С. 34-38.

[6] Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель XXI век. 2012. No3. С. 27-32.

[7] Барахсанова Е.А., Варламова В.А. Учебно-методическое сопровождение реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания блока информационных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. с. 522._

REFERENCES

[1] Barakhsanova E.A., Varlamova V.A., Vlasova E.Z., Nikitina E.V., Prokopyev M.S., Myreeva A.N. Vocational training of school teachers in yakutia's universities through the principle of regionalization (case study of the methodology of teaching natural science to prospective teachers). Espacios. 2018. T 39. № 20. C 35.

[2] Barakhsanova E.A.; E.Z. Vlasova; A.I. Golikov; Z.S. Kuzin; M.S. Prokopyev; A.E. Burnachov. Peculiarities of quality management of teachers' e-learning training in the Arctic regions // Spaces, Vol. 38, N55. The article is published within the framework of the Russian Government Project No.27.3715.2017

[3] Vlasova E.Z. Elektronnoe obuchenie v sov-remennom vuze: problemy, perspektivy i opyt ispol'zovaniya // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2014. № 1. S. 43-49Vlasova E.Z.

[4] Lapchik M.P. Obrazovatel'nye portaly peda-gogicheskogo universiteta kak komponent in-tegrirovannoj informacionnoobrazovatel'noj sredy regiona [Tekst] / M.P. Lapchik, M.I. Ra-gulina, G.A. Fedorova, D.M. Lapchik, E.S. Gajdamak // Pedagogicheskaya informatika. -2015. - № 4. - S. 16-23

[5] Barahsanova E.A., Sorochinskij M.A. In-formatizaciya pedagogicheskogo obra-zovaniya YAkutii // Uspekhi sovremennoj nauki. - 2016. - №12. - T.2. - S. 34-38.

[6] Prokop'ev M.S. Ispol'zovanie interaktivnoj tekhnologii v modul'no-rejtingovoj sisteme obucheniya // Prepodavatel' XXI vek. 2012. No3. S. 27-32.

[7] Barahsanova E.A., Varlamova V.A. Uchebno-metodicheskoe soprovozhdenie realizacii principa regionalizacii obrazovaniya v processe prepodavaniya bloka informacionnyh disciplin

Э-

// Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. 2015. № 5. s. 522.

Образование как основная сфера социальной жизни общества тесно связана с процессами информатизации современного общества. Актуальность создания и развития современной информационной образовательной среды в СПО обусловлено требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В связи с этим за последние годы разработаны основные принципы формирования, функционирования и развития новой образовательной среды основанной на информатизации образовательного процесса, основанной на применении новейших современных средств информационных технологий в образовании как важнейшего условия реализации цифрового образования в СПО.

Опубликованных в зарубежных изданиях статьях авторский коллектив под руководством Е.А. Барахсановой отмечают, что необходимы индикаторы информатизации образования, определяющие основные характеристики развития информационно-образовательной среды. Данные индикаторы способствуют качественному подходу к развитию информатизации образования на различных этапах. Понимание данного индикатора будет заключаться в количественной и качественной характеристике состояния, выражаемого через показатели [1, 2].

Концепция модернизации информационного образовательного пространства раскрыта в исследованиях отечественных педагогов в области информатизации образования (Власова Е.З; Лапчик М.П., М.И. Рагулина, Г. А. Федорова, Д.М. Лапчик, Е.С. Гайдамак. и др.) [3, 4] и региональных авторов под руководством профессора Е. А. Барахсановой в работах Прокопьева М.С., Сорочинского М.А., Варламовой В. А. [5, 6, 7].

Для проведения анализа описании состояния информатизации образования в СПО нами используются следующие индикаторы, основанные на доступности их оценки, в целом отражающие информатизацию образовательных учреждений СПО РС(Я): технологические составляющие: компьютеризация, медиатизация и интернетализация; коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса в области ИКТ; организационные условия и доступность средств ИКТ в СПО; нормативно-правовое обеспечение: разработанность Законов, стратегий, концепций, целевых программ информатизации образования на федеральном и региональном уровне; технологическая оснащенность: обеспеченность средствами ИКТ и их доступность для субъектов образовательного процесса; кадровое обеспечение: организация системы повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ.

Следует отметить, что информатизация образования в условиях севера РС(Я) имеет региональные особенности, которые характеризуются: компактностью проживания, общностью менталитета, территории, наличием субкультуры в области развития информатики и использования информационных технологий в образовательном процессе. Площадь республики составляет более 3 млн. кв. км., на данной огромной территории проживает свыше 950 тысяч человек. Республика Саха (Якутия) представлена 5 территориальными зонами (северная, восточная, южная, западная и центральная), включающие 34 муниципальных районов (улусов) и 2 городских округа. Республика Саха (Якутия) является субъектом Российской Федерации в составе Дальневосточного федерального округа.

Правительство республики и МОиН РС(Я) уделяет к проблеме развития информационно образовательной среды образования как к первостепенной важности. За последние десятилетия информатизация реализуется на всех уровнях образования. Нормативно-правовое обеспечение информатизации образования в республике основывается на документах федерального уровня: Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 23.05.2015 года №497; Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 гг. от 9 мая 2017 г. №203; Концепция развития Единой информационной образовательной среды от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3; Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам от 25 октября 2014 г. N 2125-р.

Нормативно-правовое обеспечение на республиканском уровне: Государственная программа РС (Я) «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия)» от 12 октября 2011 года № 960; Концепции развития отрасли информационных технологий Республики Саха (Якутия) до 2030 года от 28 ноября 2016 г. №1449-р; Концепции развития электронного образования в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы от 26 июля 2017 г. № 01-09/1338.

На начало 2018-2019 учебного года в Республике Саха (Якутии) функционируют 48 СПО, реализующих в соответствии новых ФГОС программы. Анализ потчета Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) за 2015 и 2016 года по обеспеченности средствами ИКТ выявило достаточный уровень (см. таблицу 1).

Представленные выше показатели компьютеризации СПО Республики Саха (Якутия) выявили положительную динамику по всей республике, а также в сельской местности и в северном малокомплектном лицее, где компактно проживают малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия), ГБПОУ РС(Я) «Верхоянский многопрофильный лицей».

Северные профессиональные образовательные организации, наряду с компьютерами, оснащены иными средствами ИКТ: интерактивная доска: в ГБПОУ РС(Я) «Верхоянский многопрофильный лицей» - 7; мультимедийный проектор: в ГБПОУ РС(Я) «Верхоянский многопрофильный лицей» - 8.

Таблица 1

Показатели уровня компьютеризации СПО РС(Я)

Показатель 2017 2018

Количество компьютеров в ОУ 4862 4932

Количество обучающихся в ОУ 23 629 23 290

Соотношение количества обучающихся на количество компьютеров 4,9 4,8

ГБПОУ РС(Я) «Верхоянский многопрофильный лицей»

Количество компьютеров в ОУ 51 53

Количество обучающихся в ОУ 82 83

Соотношение количества обучающихся на количество компьютеров 1,6 1,5

ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»

Количество компьютеров в ОУ 77 65

Количество обучающихся в ОУ 487 489

Соотношение количества обучающихся на количество компьютеров 6,3 7,5

Степень компьютеризации СПО Республики Саха (Якутия) позволяет строить учебный процесс на основе ИКТ. Также все учебные компьютеры имеют доступ к Интернету, что

обеспечивают эффективное решение задач обучения, доступности образования. Несмотря на факты подключения школ к Интернету, в северных школах существует проблема медленного трафика, что значительно усложняет обеспеченность интерактивности взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании Интернет-ресурсов в образовательных целях.

В этой связи, необходимо отметить, что таким образом организовываются курсы повышения квалификации для педагогов и специалистов СПО. Все это будет способствовать развитию информационного образовательного пространства СПО. В СПО РС(Я) действует информационная локальная сеть с выходом в сеть Интернет. Занятия проводятся в аудиториях, оснащенных интерактивными досками, медиа проекторами, также специально монтированными рабочими местами для педагогов профессионального обучения. В библиотеке создана зона свободного доступа в интернет для студентов, размещена сетевая медиатека по основным дисциплинам учебного плана основной образовательной программы подготовки будущего педагога и специалиста профессионального образования. Любой студент может найти по каталогу интересующую его литературу и учебно-методический материал, скачать и установить на свой компьютер.

Для решения поставленных задач использовались эксперимент с использованием анкетирования - для выявления уровня вовлеченности студентов СПО и степени общения ими в социальных сетях. При оценивании текстового вопроса с нескольким выбором используется равновесная система оценки. Вес ответа определяется по формуле: W=Bmax/N=100%/N, где Втах - максимальный балл за ответ на данное задание, N - общее количество ответов на вопрос.

Анализ результатов анкетирования студентов и преподавателей СПО Якутии показывает, что ИКТ технологии и сеть интернет является тем универсальным коммуникативным средством, в котором осуществляется методика обучения студентов СПО. Были разработаны специальные тестовые вопросы для проведения исследований. В первом исследовании принимали участие 100 студентов СПО из северных улусов. Анкета для студентов включала 21 вопрос различной направленности. Мы постарались максимально охватить все аспекты интернет-пользования: пользовательскую активность, использование компьютерных игр, общее представление об интернет-пользователе, а также методики обучения в образовательном процессе на основе онлайн-среды. Результаты этого исследования дали нам представление о том, как пользуются информационной технологией студенты СПО по основным базовым учебным дисциплинам.

Чтобы выяснить готовность опрошенных в применении новых средств обучения был задан ряд вопросов о преимуществах электронного обучения. Вопросами анкеты мы постарались идентифицировать потребности педагогов и студентов в использовании конкретных электронных ресурсов и технологий.

Анкетирование выявило, что 52% опрошенных видят необходимость повышения профессиональных ИКТ-компетенций в области, связанной с цифровым образованием. На наш взгляд, это связано с активным внедрением электронных ресурсов и информационных технологий во все сферы деятельности СПО. Несмотря на широкое распространение он-лайн курсов по самостоятельному изучению и использованию электронных ресурсов, их явно недостаточно, 48% опрошенных отмечают необходимость изучения в рамках дисциплин информационного направления в профессиональной деятельности.

—--—

~ 33 ~

Вторым этапом стало проведение исследования среди студентов, общая выборка которого составила 300 респондентов из 7 СПО г. Якутска. Для этого исследования анкета была доработана и включала в себя 30 вопросов, как социологической, так и психологической направленности. В нее вошли вопросы, определяющие пользовательскую активность студентов и ее содержательные особенности, представления об интернет-рисках, осведомленность в вопросах интернет-ресурсов, а также ряд открытых вопросов, позволяющих проводить качественный анализ отношения к интернету. Результаты тестирования показали, что более 75% опрошенных отмечают пользовательскую активности, более 45% о не знании интернет-рисках, 57% о вопросах интернет-ресурсов, связанных с профессиональной деятельности.

Результаты анализ проведенного тестирования показывает, что электронное обучение будет способствовать росту конкурентоспособности СПО, что приведет к увеличению числа студентов, зачисляемых без отрыва от производства, повышению заработной платы будущих педагогов, учителей и сотрудников, росту благосостояния работников СПО РС(Я).

Таким образом, считаем необходимым использовать новые возможности облачных технологий в разработке электронных учебно-методических комплексов, актуальных для реализации основной образовательной программы подготовки будущих педагогов и специалистов СПО.

Резюмируя, анализ современного состояния развития информационно-образовательной среды в СПО РС(Я), приходим к выводу, что процесс совершенствования информатизации образования отражается в развитии информационной образовательной среды, в применении современных информационных технологий и электронных ресурсов в СПО. Использование электронных средств и ресурсов в образовательном процессе включены в требование ФГОС нового поколения и относятся к приоритетным направлениям информатизации образования, а также входит Программу Правительства «Цифровая экономика».

Таким образом, описательный обзор состояния информатизации образовательной среды показывает положительную тенденцию реализации электронного обучения в СПО РС(Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.