Научная статья на тему 'Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде'

Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ELECTRONIC RESOURCES / NETWORK TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION TECHNOLOGY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Данилова Анна Ильинична

Статья посвящена вопросам реализации электронного обучения с учетом специфики цифровой образовательной среды в региональной системе высшего образования. Представлен опыт работы по осуществлении сетевой магистерской программы как ключевого участника развития инновационного образования на Севере-Востоке России. Проанализированы позиции зарубежных и российских исследователей по вопросам подготовки учителей и педагогов к использованию информационных технологий в электронном обучении. Анализируется работа преподавателей по организации электронного обучения в педагогическом институте СВФУ, ориентированного на подготовку педагогических кадров с высоким уровнем информационной компетентности на основе использования средств электронного обучения в цифровой образовательной среде. Отмечены, что обучаемые заинтересованы и отдают предпочтение использованию электронных средств и сетевых технологий в образовательном процессе. Авторами изучены педагогические возможности электронного обучения. В ходе исследования рассмотрена значимость реализации электронного обучения в цифровой образовательной среде. Результаты исследования показали необходимость разработки учебно-методического обеспечения для реализации вышеназванной новой формы обучения в учебных подразделениях СВФУ им М.К. Аммосова и Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта (ЧГИФКиС), единственном институте, функционирующем в условиях сельской местности Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Данилова Анна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF E-LEARNING IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the modern problems of e-learning implementation in the regional education system, taking into account the specifics of the digital educational environment of the University. The authors consider the pedagogical possibilities of e-learning. The experience of the network master's program as a key participant in the development of innovative education in the North-East of Russia is presented. The study reflects the position of foreign and Russian researchers on the training of school teachers and teachers to the use of information technology and digital educational environment in the implementation of e-learning. The authors analyze the work on the organization of e-learning in the pedagogical Institute of NEFU, focused on the training of teachers with a high level of information competence in the digital educational environment. The study identified preferences in the use of electronic means and network technologies in e-learning. The experiment involved training the bachelors of the departments of the NEFU named after M. K. Ammosov, students in rural Churapchinsky state Institute of physical culture and sports (Chgifkis). The study analyzes the importance of e-learning in the digital educational environment. The results of the study showed the need to develop educational and methodological support for the implementation of a new form of education in the universities of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде»

Barakhsanova Elizaveta Afanasyevna, Danilova Anna Ilinichna IMPLEMENTATION OF E-LEARNING IN THE DIGITAL ..

pedagogical sciences

УДК 378.14

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

© 2018

Барахсанова Елизавета Афанасьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информатики и вычислительной техники» педагогического института Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Белинского, 58, e-mail: elizafan@rambler.ru) Данилова Анна Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин, заведующий «Училище олимпийского резерва» Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (678671, Россия, Чурапча, ул. Коркина 3в, кв. 15, e-mail: annaid961@gmail.com)

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации электронного обучения с учетом специфики цифровой образовательной среды в региональной системе высшего образования. Представлен опыт работы по осуществлении сетевой магистерской программы как ключевого участника развития инновационного образования на Севере-Востоке России. Проанализированы позиции зарубежных и российских исследователей по вопросам подготовки учителей и педагогов к использованию информационных технологий в электронном обучении. Анализируется работа преподавателей по организации электронного обучения в педагогическом институте СВФУ, ориентированного на подготовку педагогических кадров с высоким уровнем информационной компетентности на основе использования средств электронного обучения в цифровой образовательной среде. Отмечены, что обучаемые заинтересованы и отдают предпочтение использованию электронных средств и сетевых технологий в образовательном процессе. Авторами изучены педагогические возможности электронного обучения. В ходе исследования рассмотрена значимость реализации электронного обучения в цифровой образовательной среде. Результаты исследования показали необходимость разработки учебно-методического обеспечения для реализации вышеназванной новой формы обучения в учебных подразделениях СВФУ им М.К. Аммосова и Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта (ЧГИФКиС), единственном институте, функционирующем в условиях сельской местности Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: электронные ресурсы, сетевое обучение, информационные технологии, информационно-технологическая среда

IMPLEMENTATION OF E-LEARNING IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2018

Barakhsanova Elizaveta Afanasyevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of the Department of "Informatics and computer engineering" of pedagogical Institute North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Belinsky street, 58, e-mail: elizafan@rambler.ru) Danilova Anna Ilinichna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of natural Sciences,

head of the "School of Olympic reserve" Churapchinsky state Institute of physical culture and sports (678671, Russia, Churapcha, str Korkina 3V, flat 15, e-mail: annaid961@gmail.com) Abstract. The article is devoted to the modern problems of e-learning implementation in the regional education system, taking into account the specifics of the digital educational environment of the University. The authors consider the pedagogical possibilities of e-learning. The experience of the network master's program as a key participant in the development of innovative education in the North-East of Russia is presented. The study reflects the position of foreign and Russian researchers on the training of school teachers and teachers to the use of information technology and digital educational environment in the implementation of e-learning. The authors analyze the work on the organization of e-learning in the pedagogical Institute of NEFU, focused on the training of teachers with a high level of information competence in the digital educational environment. The study identified preferences in the use of electronic means and network technologies in e-learning. The experiment involved training the bachelors of the departments of the NEFU named after M. K. Ammosov, students in rural Churapchinsky state Institute of physical culture and sports (Chgifkis). The study analyzes the importance of e-learning in the digital educational environment. The results of the study showed the need to develop educational and methodological support for the implementation of a new form of education in the universities of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: electronic resources, network training, information technology, information technology environment

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В связи с переходом на двухуровневую систему обучения в региональном образовательном пространстве Российской Федерации реализуется электронное обучение с опорой на сетевое взаимодействие вузов, которое нацелено на реализацию одной из приоритетных направлений политики Правительства России как «Цифровая экономика» в сфере образования. Это новая форма обучения отражена в принятом в 2012 году Законе РФ «Об образовании» в аспекте внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательном пространстве. В 2025 году по итогам проведении курсов повышения квалификации в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в образовательных организациях страны число обучающихся возрастет до 11 миллионов человек.

В этой связи следует отметить, что, во-первых, осуществление проекта рассчитано до 2025 года, и он пред-

усматривает обновление содержания образования, изменение роли учителя (педагога), где учитель (педагог) станет куратором, также новая цифровая среда обеспечивает возможность прохождения государственной аттестации в электронной форме; во-вторых, в рамках проекта создается цифровая экосистема, что обусловливает переход к автоматизированному делопроизводству, вся профессиональная деятельность будет связана с цифровыми инструментами, будут широко использоваться современные технологии обучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которые основывается наше исследование, связан с определением педагогической целесообразности использования педагогических возможностей электронного обучения в региональном цифровом образовательном пространстве [1-16].

К сожалению, необходимо отметить, что готовность как обучающихся, так и педагогов и учителей, препода-

педагогические науки

Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Данилова Анна Ильинична РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ...

вателеи высшей школы к осуществлению электронного обучения с учетом специфики цифровой образовательной среды продолжает оставаться недостаточной [1720]. В связи с этим особое внимание необходимо уделить на своевременную организацию в образовательных организациях краткосрочных курсов повышения квалификации по использованию средств цифровой образовательной среды в условиях реализации электронного обучения.

Мы считаем необходимым отметить следующее:

во-первых, в организации курсов повышения квалификации в области использования цифровых технологий обратить внимание на разработку учебно-методического и технологического обеспечения программ подготовки учителей и педагогов с учетом обновленных требований современных ФГОС ВО: 1) ознакомление обучающихся с цифровой образовательной средой; 2) технология обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций; 3) обеспечение информационно-методического сопровождения электронного обучения в цифровой образовательной среде;

во-вторых, реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде зависит от многих факторов. В рамках данной статьи нами рассматривается педагогический потенциал цифровой образовательной среды, где информационная компетентность обучающихся является базовым компонентом для развития профессиональной компетентности обучающихся в электронном обучении;

в-третьих, на сегодняшний день сложились определенные требования к развитию информационной компетентности обучающихся в соответствии с потребностями образовательных организаций. Поэтому в содержательном плане, возникает потребность в поиске новых подходов, принципов, форм, методов и технологий в организации образовательного процесса средствами цифровой среды (Е.А. Барахсанова, Е.З. Власова, Н.В. Гафурова, С.И. Осипова, Н.И. Пак и др).

Цель исследования - раскрытие значимости педагогического потенциала электронного обучения средствами цифровой образовательной среды в региональном образовательном пространстве.

Обсуждение полученных результатов. В ранее опубликованных статьях по вопросам реализации электронного обучения в вузе и в школе, опубликованных в зарубежных изданиях (Barakhsanova E.A., Vlasova E.Z и др. 2014-2018 гг.) [25, 26, 28] отмечается, что цифровое образовательное пространство прежде всего необходимо рассмотреть с позиции «открытости», «сотворчества» и «ориентации на саморазвитие» с учетом специфики региональной системы образования [26], а также рассматривается двойственность понятия «электронное обучение» в педагогической практике [25].

Мы придерживаемся мнения Е.З. Власовой, которое отражено в статье, опубликованной в журнале «Вестник Герценовского университета», где она отмечает, что е-Learning обучения способствует оперативности доступа при получении необходимой образовательной информации, использованию программных продуктов и ресурсов, применению услуг, обмену информациями и использования их в продуктивной образовательной деятельности [26].

Ведущие мировые ученые придают весомое значение процессу организации электронного обучения, так Bradac, Walek, B.[17] акцентируют внимание на использовании электронного обучения в изучении иностранных языков. Martin, S., AlvarezValdivia [17, 23] исследуют поведение обучающихся при осуществлении онлайн занятий с обратной связью. Kurucay, M., Inan, F.A. [20] изучают качество получения знаний при проведении онлайн-курса. Michael Gaebel проявляет интерес к проблеме использования электронного обучения в высшей школе [24].

В работах зарубежных авторов Chen и Schulz (Chen,

2016) [21], (Schulz, 2014) [19] проанализированы педагогические подходы и разновидность образовательных технологий, которые можно использовать в реализации электронного обучения, особо отмечается педагогический потенциал использования адаптивных технологий на основе использования лично-ориентированного подхода, важность мобильных средств и устройств в аспекте влияние экономического и рыночного фактора в мотивации образовательной деятельности (Clark, 2016) [22].

В опубликованных в зарубежных статьях, изданных в рамках гранта Министерство образования и науки Российской Федерации по проекту: «Трансдис-циплинарность в подготовке педагогов для Северо-Востока России: подходы, проблемы и технологии» Госзадание РФ. Шифр: 27.8985. 2017/БЧ Барахсанова Е.А., Прокопьев М.С., Сорочинский М.А., придерживаются мнения о недостаточном развитии электронного обучения на Севере-Востоке России, в том числе в Республике Саха (Якутия), недостаточно изучен один из перспективных подходов развития педагогического образования в условиях реализации электронного обучения в регионе как трансдисциплинарный подход, так как информационная составляющая модернизации содержания образования должна учитывать специфику образовательного пространства, т.е социокультурное обоснование реализации цифрового образования в регионе

Также, следует отметить, что преподавателями кафедры информатики и вычислительной техники СВФУ им. М.К. Аммосова (Барахсанова Е.А., Бурнашев А.Э. Корнилов Ю.В., Прокопьев М.С., Лукина Т.Н., Николаев А.М. и др.) накоплен опыт реализации электронного обучения с использованием дидактических средств электронной информационно-образовательной среды, адаптированных к организации учебной и внеучебной деятельности, к условиям организации образовательного процесса, к формам и методам обучения с учетом специфики регионального цифрового образования.

Современные варианты использования цифровых образовательных ресурсов способствуют совершенствованию научно-методического сопровождения электронного обучения, а также содействуют решению актуальной проблемы системы образования по обеспечению образовательного процесса новыми средствами и технологиями, учитывающими необходимость изменения содержания, технологий и общей организации образовательного процесса в условиях реализации цифрового образования в целом.

В педагогической практике использование электронного обучения средствами цифровой образовательной среды в процессе подготовки бакалавров в педагогическом институте СВФУ им. М.К. Аммосова по направлению "Педагогическое образование" (для всех профилей подготовки) отражено в публикациях М.А. Сорочинского [1]. В рамках данного направления исследования он отмечает, что в процессе преподавания дисциплины базовой части ФГОС "Информационные технологии" следует опереться на смешанный способ обучения, способствующий организации электронного обучения при использовании комбинации электронных (различные комбинации синхронных и асинхронных технологий обучения) и традиционных (контактных) форм обучения.

Обучение магистрантов по направлению "Педагогическое образование" в рамках дисциплины базовой части ФГОС "Информационные технологии в профессиональной деятельности" осуществляется в активном режиме. Студенты изучают такие необходимые разделы дисциплин информационного блока как технологии дистанционного обучения, видеоконференц-связи, технологии динамического контроля знаний и электронного портфолио, технологии мобильного обучения; электронная образовательная среда электронного обучения; информационные технологии разработки методического сопровождения электронного обучения; менеджмент

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)

39

Barakhsanova Elizaveta Afanasyevna, Danilova Anna Ilinichna IMPLEMENTATION OF E-LEARNING IN THE DIGITAL ..

pedagogical sciences

электронного обучения; Информационные технологии управления знаниями, аутсорсинг и консалтинг электронного обучения, инфраструктура электронного обучения средствами коммуникационных технологий; управление вариантами сценариев электронного обучения.

Учебно-методическое обеспечение электронного обучения в цифровой образовательной среде разработаны при реализация программы подготовки магистров "Технологии и менеджмент электронного обучения" и «Корпоративное электронное обучение» под руководством Е.А. Барахсановой. Основная цель программы - подготовка специалиста образования, готового к организации и осуществлению электронного обучения средствами цифровой образовательной среды в различных образовательных организациях. Образовательная программа успешно реализуется с 2008 г. по настоящее время.

Работа по двум последним направлениям вызвана необходимостью уменьшения риска, связанного с несоответствием профессиональных качеств преподавателей высшей школы и школьных учителей вызовам времени, ориентированным на интенсивное использование электронного обучения во всех типах образовательных учреждений и при всех формах обучения.

Как в ранее опубликованной статье нами было отмечено, что в удаленных циркумполярных регионах Севера для реализации электронного обучения необходимо использовать технологию удаленного взаимодействия телекоммуникационных технологий, инновационной модели электронного обучения и технологического обеспечения инфраструктуры образовательных организаций.

Заключение.

Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде как разновидность дистанционного обучения позволила осуществить гибкую систему организации учебных занятий, взаимодействие и кооперацию участников образовательного процесса, использование всего многообразия электронных ресурсов, продуктов и дидактических электронных средств, в переосмыслении содержании, технологиях и общей организации образовательного процесса на основе использования цифровых электронных образовательных ресурсов и средств обучения.

Информационно-технологическая подготовка в вузе на основе электронного обучения с использованием средств цифровой образовательной среды будет способствовать активному внедрению инновационных образовательных технологий, овладению научными и технологическими знаниями и основами создания информационной образовательной среды педагогами и учителями школ в образовательных организациях Северо-Востока Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сорочинский, М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза /М.А. Сорочинский// Общество: социология, психология, педагогика. — №8. —2018. (0,25 п.л)

2. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

3. Шамсутдинова Т.М. Управление формированием и оценкой профессиональных компетенций в электронных образовательных системах на основе когнитивных моделей // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 35-44.

4. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.

5. Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Электронное обучение в педагогическом вузе: проблемы и перспективы В сборнике: Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества // Сборник научно-методических материалов международного научно-образоватеьного форума СВФУ. — 2014. — С. 191-199.

6. Снегирева Л.В. Современное состояние проблемы дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 398-401.

7. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Оценивание уровня компетенций при последовательном тестировании с помощью критерия конкурирующих дидактических гипотез // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 151156.

8. Романова Л.Л. Электронное обучение как форма профессиональной переподготовки социальных работников //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 176-178.

9. Платонова Т.Е. Система психолого - дидактических задач и соответствующих приемов обучения // Карельский научный журнал.

2013. № 4 (5). С. 84-86.

10. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения //Преподаватель XXI век. — 2012ю - No3. С. 27-32.

11. Лучинина Е.Н., Рачковская Л.А., Нечаева С.Н. Электронные учебники в образовательном процессе - новая реальность // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 159-161.

12. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

13. Бакленева С.А. Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 250-253.

14. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-методические вопросы разработки и эксплуатации электронных курсов в педагогическом вузе (на примере электронного курса «Программирование на PYTHON») // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 281-284.

15. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.

16. Гущина О.М., Очеповский А.В. Психологические измерения для оценки эффективности онлайн курса в системе E-learning // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.

17. Bradac, V.,Walek, B. A.Comprehensive adaptive system for e-learn-ing of foreign languages. Expert Systems with ApplicationsVolume 90, 30 December 2017, Pages 414-426

18. Skoulikari, Ariadni-Irini, Athnasios Tsakalidis, and Dimitrios Tsolis. "Personalized and adaptive mobile elearning for cultural educa-tion."Information, Intelligence, Systems and Applications (IISA), 2015 6th International Conference on. IEEE, 2015.http://dx.doi.org/10.1109/ IISA.2015.7387968

19. Schulz, Renée, Ghislain Maurice Isabwe, and Frank Reichert. "Supporting teachers' needs within and through E-learning systems." Web and Open Access to Learning (ICWOAL), 2014 International Conference on. IEEE, 2014.http://dx.doi.org/10.1109/ICW0AL.2014.7009228

20. Kurucay, M., Inan, F.A. Examining the effects of learner-learner interactions on satisfaction and learning in an online undergraduate cour.se. Computers and Education Volume 115, December 2017, Pages 2037 Chen, Min, et al. "A context-adaptive teacher training model in a ubiquitous learning environment." Interactive Learning Environments (2016): 1-14.http://dx.doi.org/10.1080/10494820.2016.1143845

21. Chen, Min, et al. "A context-adaptive teacher training model in a ubiquitous learning environment." Interactive Learning Environments (2016): 1-14.http://dx.doi.org/10.1080/10494820.2016.1143845

22. Clark, Ruth C., and Richard E. Mayer. E-learning and the science of instruction: Proven guidelines for consumers and designers of multimedia learning. John Wiley & Sons, 2016.http://dx.doi. org/10.1002/9781119239086

23. Martin, S., Alvarez Valdivia I.M. Students' feedback beliefs and anxiety in online foreign language oral tasks. International Journal of Educational Technology in Higher EducationVolume 14, Issue 1, 1 December 2017, № 18.

24. Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci. E-learning in European Higher Education Institutions November

2014. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013. http://www.eua.be/Libraries/publication/e-learning_survey

25. Barakhsanova E.A., Vlasova E.Z. E-Learning in a Pedagogical University: Problems and Prospects // International Scientific and Educational Forum of the NEFU "Eduction, forward! -II". - Kirov: International Center for Scientific and Research Projects, 2014. S. 191-199.

26. Vlasova E.Z. Didactic potential of e-learning technologies // Universum: a herald of the Herzen University. - St. Petersburg, 2010. - №1. - from. 113-116.

27. Barakhsanova E.A., Golikov I.A., Sorochinsky M.A.,. Nikitina E.V, Lukina T.N., Ilina E.A. Implementación del Programa Master «Corporate E-Learning» en la Interacción en línea de universidades rusas //Revista ESPACIOS Vol. 39 (N 20) Year 2018. Page 36.

28. Elizabeth Afanasyevna Barakhsanova; Elena Zotikovna Vlasova; Aleksei Innokentievich Golikov; Zotik Semenovich Mikhail Semenovich Prokopyev; Arkadi Eduardovich Burnachov Peculiarities of quality management of teachers' e-learning training in the Arctic regions Peculiaridades de la gestión de la calidad de la formación del "docente e-learning" en las regiones árticas // Revista Espacios. Vol. 38 (N° 55) Year 2017. Páge 25

Статья поступила в редакцию 23.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.