Zarovnyaeva Varvara Ivanovna INFORMATION ACTIVITY .
pedagogical sciences
УДК 378.14
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0019
ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
© 2019
Заровняева Варвара Ивановна, аспирант, старший преподаватель
автодорожного факультета Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Белинского, 58, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена вопросам актуализации развития информационной активности педагогов с учетом специфики цифровой образовательной среды автодорожного факультета. Проанализированы и обобщены позиции зарубежных и российских исследователей по вопросам подготовки будущих педагогов профессионального обучения к использованию информационных технологий в условиях реализации цифрового образования, а также работы преподавателей автодорожного факультета СВФУ по организации электронного обучения в подготовке педагогических кадров с высоким уровнем информационной компетентности на основе использования средств электронного обучения в цифровой образовательной среде вуза, в которых отмечено, что современные варианты использования цифровых образовательных ресурсов способствуют совершенствованию научно-методического сопровождения электронного обучения в вузе. Проанализированы исследования преподавателей кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ, рассматривающие педагогические возможности электронного обучения в образовательном процессе и организации смешанного обучения. Определена значимость реализации электронного обучения в цифровой образовательной среде в подготовке будущих специалистов профессионального образования. Результаты исследования подтвердили необходимость разработки учебно-методического обеспечения в реализации вышеназванной новой формы обучения в учебных подразделениях СВФУ имени М.К. Аммосова.
Ключевые слова: электронные ресурсы, сетевое обучение, информационные технологии, информационно-технологическая среда
INFORMATION ACTIVITY OF THE TEACHER IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2019
Zarovnyaeva Varvara Ivanovna, post-graduate student, senior lecturer of the road faculty North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Belinsky street, 58, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the actualization of the development of information activity of teachers, taking into account the specifics of the digital educational environment of the faculty of road. Analyzed and consolidated the position of foreign and Russian researchers on the preparation of future teachers of vocational training to the use of information technologies in the conditions of implementation of digital education, as well as the work of teachers in road NEFU faculty on e-learning in teacher training with a high level of information competence through the use of e-learning in a digital educational environment of the University, which marked, that modern variants of the use of digital educational resources contribute to the improvement of scientific and methodological support of e-learning at the University. The research of teachers of the Department of Informatics and computer science of the pedagogical Institute of NEFU, considering the pedagogical possibilities of e-learning in the educational process and the organization of blended learning. The importance of the implementation of e-learning in the digital educational environment in the training of future specialists of vocational education. The results of the study confirmed the need to develop training and methodological support in the implementation of the above-mentioned new form of training in the training units of NEFU named after M. K. Ammosov.
Keywords: electronic resources, network training, information technologies, information technology environment
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Переход на двухуровневую систему обучения в региональном образовательном пространстве Российской Федерации реализуется через электронное обучение с опорой на сетевое взаимодействие вузов, которое нацелено на реализацию одного из приоритетных направлений политики Правительства России как «Цифровая экономика» в сфере образования. Это новая форма обучения отражена в принятом в 2012 году федеральном законе «Об образовании в РФ» в рамках внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательном пространстве. К 2025 году проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» будет реализован в том числе через организацию курсов повышения квалификации для педагогов, где планируется охватить до 11 миллионов человек.
При реализации вышеназванных приоритетных направлений необходимо обратить внимание на следующие положения:
- во-первых, осуществление проекта, рассчитанного до 2025 года, включает в себя обновление содержания образования, изменение роли педагога, возможность прохождения государственной аттестации в электронной форме;
- во-вторых, в рамках проекта создается цифровая
экосистема, которая обуславливает переход к автоматизированному делопроизводству, цифровым инструментам в профессиональной деятельности, современным технологиям обучения.
Данное исследование основывается на анализе публикаций преподавателей и аспирантов под руководством профессора Е.А. Барахсановой, которые рассматривают различные аспекты этой проблемы, в том числе вопросы педагогической целесообразности использования педагогических возможностей электронного обучения в региональном цифровом образовательном пространстве [1-7] и отмечают важность особого внимания внедрению в образовательный процесс современных образовательных технологий.
В связи с этим возникает необходимость своевременной организации в образовательных организациях краткосрочных курсов повышения квалификации по использованию средств цифровой образовательной среды в условиях реализации электронного обучения, в процессе работы над которыми необходимо обратить внимание на следующее:
во-первых:
1) разработать учебно-методическое и технологическое обеспечение программ подготовки педагогов с учетом обновленных требований современных ФГОС ВО;
2) провести ознакомление обучающихся с цифровой
педагогические науки
Заровняева Варвара Ивановна ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ...
образовательной средой;
3) ознакомить с технологией обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций;
4) обеспечить информационно-методическое сопровождение электронного обучения в цифровой образовательной среде;
во-вторых, надо учитывать, что реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде зависит от многих факторов, в том числе от педагогического потенциала цифровой образовательной среды, где информационная компетентность обучающихся является базовым компонентом для развития профессиональной компетентности обучающихся в электронном обучении;
в-третьих, на сегодняшний день сложились определенные требования к развитию информационной компетентности обучающихся в соответствии с потребностями образовательных организаций, поэтому в содержательном плане возникает потребность в поиске новых подходов, принципов, форм, методов и технологий в организации образовательного процесса средствами цифровой среды (Е.А. Барахсанова [8], Е.З. Власова [9], Н.В. Гафурова [10], С.И. Осипова [1l], Л.В. Снегирева [12, 13], О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, А.В. Трутанова [14, 15] и др. [16-19]).
Цель исследования: раскрытие значимости педагогического потенциала электронного обучения средствами цифровой образовательной среды в вузе.
Обсуждение полученных результатов. В ранее опубликованных статьях, в том числе в зарубежных изданиях (Barakhsanova E.A., Vlasova E.Z и др. 2014-2018 гг.) [20], по вопросам реализации электронного обучения в вузе и школе отмечается необходимость рассмотрения цифрового образовательного пространства с учетом специфики региональной системы образования, а также рассматривается двойственность понятия «электронное обучение» в педагогической практике.
Мы придерживаемся мнения Е.З. Власовой, которое отражено в журнале «Вестник Герценовского университета», где она отмечает, что е-Learning обучения способствует оперативности доступа при получении необходимой образовательной информации, использованию программных продуктов и ресурсов, применению услуг, обмену информациями и использованию их в продуктивной образовательной деятельности [21].
Ведущие мировые ученые придают весомое значение процессу организации электронного обучения, так Bradac, Walek, B. [22] акцентируют внимание на использовании электронного обучения в изучении иностранных языков. Martin, S.[23] исследует поведение обучающихся при осуществлении онлайн занятий с обратной связью. Kurucay, M., Inan, F.A. [24] изучают качество получения знаний при проведении онлайн-курса. Michael Gaebel проявляет интерес к проблеме использования электронного обучения в высшей школе [25].
В работах зарубежных авторов Chen и Schulz [26] проанализированы педагогические подходы и разновидность образовательных технологий, которые можно использовать в реализации электронного обучения, особо отмечается педагогический потенциал использования адаптивных технологий на основе использования лич-ностно-ориентированного подхода, важность мобильных средств и устройств в аспекте влияния экономического и рыночного фактора в мотивации к образовательной деятельности (Clark, 2016) [27].
В зарубежных статьях, изданных в рамках гранта по проекту Госзадание РФ (шифр: 27.8985. 2017/БЧ) Барахсановой Е.А., Прокопьевым М.С., Сорочинским М.А., говорится о проблемах развития электронного обучения на Севере-Востоке России, в том числе в Республике Саха (Якутия), недостаточности изучения трансдисциплинарного подхода как одного из перспективных подходов развития педагогического образования в условиях реализации электронного обучения в регионе, так как информационная составляющая мо-
дернизации содержания образования должна учитывать специфику образовательного пространства, т.е социокультурные особенности в реализации цифрового образования в регионе. Также, следует отметить, что преподавателями кафедры информатики и вычислительной техники СВФУ им. М.К. Аммосова (Барахсанова Е.А., Бурнашев А.Э., Корнилов Ю.В., Прокопьев М.С., Лукина Т.Н., Николаев А.М. и др.) накоплен опыт реализации электронного обучения с использованием дидактических средств электронной информационно-образовательной среды, адаптированных к организации учебной и внеучебной деятельности, условиям организации образовательного процесса, формам и методам обучения с учетом специфики регионального цифрового образования.
Современные варианты использования цифровых образовательных ресурсов способствуют совершенствованию научно-методического сопровождения электронного обучения, а также содействуют решению актуальной проблемы системы образования по обеспечению образовательного процесса новыми средствами и технологиями в условиях реализации цифрового образования в вузе.
В педагогической практике использование электронного обучения средствами цифровой образовательной среды в процессе подготовки бакалавров в педагогическом институте СВФУ им. М.К. Аммосова по направлению "Педагогическое образование" (для всех профилей подготовки) отражены в публикациях М.С. Прокопьева [28] и в коллективной монографии [29], которые отмечают, что в процессе преподавания дисциплины базовой части ФГОС "Информационные технологии" следует использовать современные образовательные технологии и смешанный способ обучения, способствующий организации электронного обучения в вузе. Обучение магистрантов по направлению "Педагогическое образование" в рамках дисциплины базовой части ФГОС "Информационные технологии в профессиональной деятельности" осуществляется в активном режиме. Студенты изучают такие необходимые разделы дисциплин информационного блока как технологии дистанционного обучения, видеоконференц-связи, технологии динамического контроля знаний и электронного портфолио, технологии мобильного обучения; электронная образовательная среда электронного обучения; информационные технологии разработки методического сопровождения электронного обучения; менеджмент электронного обучения; информационные технологии управления знаниями, аутсорсинг и консалтинг электронного обучения, инфраструктура электронного обучения средствами коммуникационных технологий; управление вариантами сценариев электронного обучения.
Учебно-методическое обеспечение электронного обучения в цифровой образовательной среде разработаны кафедрой информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ при реализации программы подготовки магистров "Технологии и менеджмент электронного обучения" и «Корпоративное электронное обучение». Данная магистерская программа успешно реализуется в сетевом формате с РГПУ им. А.И. Герцена в рамках программы сетевой консорциум вузов России.
Работа по двум последним направлениям вызвана необходимостью уменьшения риска, связанного с несоответствием профессиональных качеств преподавателей высшей школы и школьных учителей требованиям образования, ориентированным на подготовку будущих педагогов и специалистов в области реализации цифрового образования в школах и вузах.
Также в ранее опубликованных статьях Д.А.Данилова и Е.А. Барахсановой было отмечено, что в удаленных циркумполярных регионах Севера для реализации дистанционного обучения необходимо использовать технологию удаленного взаимодействия телекоммуникаци-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4(29)
87
Zarovnyaeva Varvara Ivanovna INFORMATION ACTIVITY .
pedagogical sciences
онных технологий, инновационной модели обучения и технологического обеспечения инфраструктуры образовательных организаций [30].
Заключение.
Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде как разновидность дистанционного обучения позволила осуществить гибкую систему организации учебных занятий, взаимодействие и кооперацию участников образовательного процесса, использование всего многообразия электронных ресурсов, продуктов и дидактических электронных средств, переосмысление содержания, технологий и общей организации образовательного процесса с использованием цифровых электронных образовательных ресурсов и средств обучения.
Информационно-технологическая подготовка в вузе на основе электронного обучения с использованием средств цифровой образовательной среды будет способствовать активному внедрению инновационных образовательных технологий, овладению научными и технологическими знаниями и основами создания информационной образовательной среды педагогами и учителями школ в образовательных организациях Северо-Востока Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барахсанова Е.А., Варламова В.А. Учебно-методическое сопровождение реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания блока информационных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. с. 522.
2. Барахсанова Е.А., Сорочинский М.А. Создание сетевого консорциума педагогических вузов как фактор устойчивого развития регионального образования // Современное образование: традиции и инновации. 2016. № 3. С. 20-24.
3. Мордовская А.В., Барахсанова Е.А., Панина С.В.. Научно-методическое сопровождение исследований студентов и аспирантов посредством внедрения кейс-технологии: монография / А.В. Мордовская, Е.А.Барахсанова, С.В.Панина ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный ун-т им. М.К.Аммосова», Московский гос. обл. ун-т. [Якутск], 2010.
4. Сорочинский М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза /М.А. Сорочинский// Общество: социология, психология, педагогика. — №8. —2018. (0,25 п.л)
5. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения //Преподаватель XXI век. — 2012ю - N03. С. 27-32.
6. Корнилов Ю.В. Реализация технологии смешанного обучения как эффективное взаимодействие участников образовательного процесса Электронное обучение в ВУЗе и в школе /Ю.В. Корнилов, М.А. Сорочинский // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. — СПб.: Астерион, 2015. С
7. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения //Преподаватель XXI век. — 2012ю - N03. С. 27-32.
8. Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № Т26. С. 106110.
9. Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Электронное обучение в педагогическом вузе: проблемы и перспективы В сборнике: Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества // Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. — 2014. — С. 191-199.
10. Гафурова Н.В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде / Н.В. Гафурова, С.И. Осипова // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — №1. — С. 117-124.
11. Осипова, С.И. Повышение уровня функциональности информационной компетентности будущих бакалавров-инженеров / С.И. Осипова, А.Д. Арнаутов // Теория и практика современного научного знания. проблемы. прогнозы. решения. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. — 2017. — С.50-53
12. Снегирева Л.В. Современное состояние проблемы дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 398-401.
13. Снегирева Л.В. Возможности электронного обучения в решении задачи индивидуализации учебного процесса в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 190-192.
14. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.
15. Ваганова О.И., Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19).
С. 190-193.
16. Калюжный К.А. Свободное программное обеспечение как системообразующий фактор информационной среды науки и общества: состояние и перспективы // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 16. С. 240-264.
17. Панюкова Е.В., Мкртычев С.В. Облачные технологии как инструмент формирования персональной информационной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 343-346.
18. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 17-23.
19. ЮкинаН.А., ВостриковаИ.В. Сущность, содержание и структура педагогического проектирования в инновационной образовательной среде вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 1 (25). С. 41-44.
20. Barakhsanova E.A., Vlasova E.Z. E-Learning in a Pedagogical University: Problems and Prospects // International Scientific and Educational Forum of the NEFU "Eduction, forward! -II". - Kirov: International Center for Scientific and Research Projects, 2014. S. 191-199.
21. Vlasova E.Z. Didactic potential of e-learning technologies // Universum: a herald of the Herzen University. - St. Petersburg, 2010. - №1. - from. 113-116.
22. Bradac, V.,Walek, B. A.Comprehensive adaptive system for e-learn-ing of foreign languages. Expert Systems with ApplicationsVolume 90, 30 December 2017, Pages 414-426
23. Martin, S., Alvarez Valdivia I.M. Students' feedback beliefs and anxiety in online foreign language oral tasks. International Journal of Educational Technology in Higher EducationVolume 14, Issue 1, 1 December 2017, № 18.
24. Kurucay, M., Inan, F.A. Examining the effects of learner-learner interactions on satisfaction and learning in an online undergraduate course. Computers and Education Volume 115, December 2017, Pages 20- 37 Chen, Min, et al. "A context-adaptive teacher training model in a ubiquitous learning environment." Interactive Learning Environments (2016): 1-14.http://dx.doi.org/10.1080/10494820.2016.1143845
25. Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci. E-learning in European Higher Education Institutions November 2014. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013. http://www.eua.be/Libraries/publication/e-learning_survey
26. Chen, Min, et al. "A context-adaptive teacher training model in a ubiquitous learning environment." Interactive Learning Environments (2016): 1-14.http://dx.doi.org/10.1080/10494820.2016.1143845
27. Clark, Ruth C., and Richard E. Mayer. E-learning and the science of instruction: Proven guidelines for consumers and designers of multimedia learning. John Wiley & Sons, 2016.http://dx.doi. org/10.1002/9781119239086
28. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения //Преподаватель XXI век. — 2012ю - No3. С. 27-32.
29. Мордовская А.В., Барахсанова Е.А., Панина С.В.. Научно-методическое сопровождение исследований студентов и аспирантов посредством внедрения кейс-технологии: монография / А.В. Мордовская, Е.А.Барахсанова, С.В.Панина; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный ун-т им. М.К.Аммосова», Московский гос. обл. ун-т. [Якутск], 2010.
30. Данилов Д.А., Барахсанова Е.А. Формирование информационной основы деятельности специалиста в системе профессионального педагогического образования // Информатика и образование. 2003. № 5. С. 102.
Статья поступила в редакцию 29.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019