Педагогика
УДК 378. 004
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Барахсанова Елизавета Афанасьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Никифоров Игорь Игорьевич
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В данной статье рассматривается значимость цифровой образовательной среды в подготовке будущих учителей в региональном федеральном вузе. Представлено формирование информационной компетентности будущих учителей средствами цифровой образовательной среды. Исследование, проведенное по направлению подготовки обучающихся «Педагогическое образования» в институтах СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова, обоснованно свидетельствует о том, что значимость формирования информационной компетентности у будущих учителей в условиях реализации цифрового образования в школе является весьма актуальной. Материалы статьи могут быть полезными для учителей школы, преподавателей высших учебных заведений при реализации электронного обучения с опорой на цифровую образовательную среду.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационная компетеность, будущие учителя, электронное обучения.
Annotation. This article discusses the importance of the digital educational environment in the training of future teachers in the regional Federal University. Formation of information competence of future teachers by means of digital educational environment is presented. Research conducted in the direction of training students "Pedagogical education"in the institutes of the North-Eastern Federal University. M. K. Ammosova, reasonably suggests that the importance of the formation of information competence of future teachers in the implementation of digital education in the school is very relevant. The materials of the article can be useful for school teachers, teachers of higher educational institutions in the implementation of e-learning based on the digital educational environment.
Keywords: digital educational environment, information competence, future teachers, e-learning.
Введение. Обеспечение доступного и качественного образования во всех высших образовательных организациях России, в том числе и для Республики Саха (Якутия) остается основной целью Российской государственной политики в сфере образования. Одним из механизмов реализации этого приоритетного направления является реализация педагогического потенциала школьного цифрового образования.
В опубликованных статьях Е.А. Барахсановой и М.А. Сорочинского отмечают, что цифровое образование предоставляет новые средства и новейшие образовательные технологии, реализации новых форм и методов обучения с использованием дидактических образовательных средств, которые способствуют реализации новых моделей взаимодействия участников образовательного процесса. Однако, практическое внедрение этих технологий остается на весьма низком уровне, что в значительной степени объясняется неподготовленностью учителей школ к использованию этих технологий в учебном процессе [5, 8].
Следует отметить, что в рамках, реализации концепции развития педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова на период до 2020 года преподавателями и сотрудниками кафедры информатики и вычислительной техники реализуются две магистерские программы, ориентированные на решение обучающимися профессиональных задач средствами цифровой образовательной среды.
В нашем исследовании, мы придерживаемся на следующем определении цифровой образовательной среды (ЦОС) - это основанная на использовании компьютерной техники с программным обеспечениям и учебно-методическим сопровождением основной образовательной программы ФГОС современными образовательными технологиями и ресурсами.
В ранее опубликованных статьях Е.А. Барахсанова и Е.З. Власова отмечают, что реализация электронного обучения (ЭО) с использованием цифровой образовательной среды в образовательных организациях, способствуют целенаправленную подготовку будущих учителей к использованию современных образовательных технологий и средств обучения с учетом развития цифровой образовательной среды [2].
Материал и метод исследования. Подготовка учителей в вузе с учетом специфики реализации цифрового образования относятся к приоритетным направления развития системы образования в Республике Саха (Якутия) и входит Программу развития педагогических вузов России до 2020 г. Востребованность реализации в образовательном процессе дистанционного обучения с опорой на использования современных образовательных технологий и электронных ресурсов свидетельствуются рядом документов, принятых на государственном уровне в программах, стратегиях и нормативных документов «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.», Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
Как отмечают в своих исследованиях Н.Д. Неустроев и А.Н. Неустроева, что на современном этапе развития общества введение инноваций в образовательный процесс, обусловлено многими факторами, в том числе и все повышающимися требованиями к качеству образования и подготовки специалистов с учетом информационно-образовательной среды и инфраструктуры региональных сельских школ [6].
В работах зарубежных исследователей отражены обучения учителей и менеджеров в области использования информационных технологий. В исследованиях Schulz представлены модификации педагогической деятельности в условиях реализации в образовательный процесс инновационных электронных информационно-образовательных средств [10]. Chen анализирует аспекты подготовки учителей к профессиональной деятельности в условиях распространения перевёрнутого и всепроникающего электронного обучения [9].
Следует отметить, что нас большей степени заинтересовало исследование Носк1у N который при терминологическом определении понятие «цифровая грамотность» использует следующие четыре категории: цифровая, информационная, социальная и «редизайна» грамотность, включающие навыки честной, законной, этической трансформации, заимствования и использования информации [11].
Анализ исследования отечественных авторов свидетельствует, о том, что реализация электронного обучения в учебный процесс в цифровой образовательной среде, обусловлено многими факторами, в том числе и все повышающимися требованиями к качеству образования и подготовки специалистов (Е.А. Барахсанова, Е.З. Власова, Н.В. Гафурова, И.Б. Государев, М.С. Прокопьев, М.А. Сорочинского и др.) [1-5,7-8].
В опубликованных за последние три года в статьях преподавателей и аспирантов кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова отмечаются, что в региональном образовательном пространстве скорость обновления средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стремительно опережает время достижения значительного эффекта от их использования в школах, вузах. В этой связи многие учителя не успевают пройти курсы повышения квалификации в области расширения технологических умений и навыков использования цифровых образовательных ресурсов, о значимости педагогического потенциала реализации цифрового образования в школе и вузе, о разработке дидактических материалов, электронных ресурсов и методических принципов их применения в образовательном процессе др. (Е.А. Барахсанова, М.С. Прокопьев, Ю.В. Корнилов, Т.Н. Лукина, В.А. Варламова, М.А. Сорочинский, А.М. Николаев) [1, 2, 3].
Результаты исследования и их обсуждение. В эксперименте были привлечены обучающиеся магистерской программе по направлению «Педагогическое образования» СВФУ им. М. К. Аммосова. Мы считаем, что такой подход выбора экспериментальной группы позволяет глубже осмыслить проблемы и задачи эффективной подготовки будущих и работающих учителей школ республики и их адаптации для работы в условиях реализации цифровой образовательной среды, выявить и разработать необходимые для этого общие, специфические и актуальные проблемы для реализации электронного обучения опираться на использование школьной цифровой образовательной среды.
С целью анализа реализации электронного обучения с учетом цифровой образовательной среды школ в регионе среди обучающихся магистерским образовательным программам был проведен опрос с охватом более 100 учителей-магистрантов, обучающихся в СВФУ им. М.К. Аммосова. Опрос осуществлялся в письменной форме. Возрастной состав и квалификация учителей по основной образовательной программе отражено в таблице 1.
Таблица 1
Возрастной, гендерный состав магистрантов
Возраст 25-34 лет 70% (210)
35-55 лет 30 % (90)
Основные магистерские программы, реализующие в педагогическом институте СВФУ «Корпоративное электронного обучения» 25% (75)
«Проектный менеджмент в образовании» 20% (60)
«Инновационные процессы в образовании» 20% (60)
«Семейное тьютерство» 15% (45)
«Начальное образование» 20% (60)
Анализ результатов анкетирования магистрантов по пяти образовательным программам показывает, что электронное обучения является тем универсальным коммуникативным средством на основе которого формируется информационная компетентность учителей с учетом специфики образовательной среды сельской школы.
Опытно-экспериментальная работа проведена, где главной целью является проверка реализации электронного обучения в процессе преподавания общих для всех магистерских образовательных программ дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании и науке». В ходе исследования предусматривались следующие этапы: подготовительный, формирующий и обобщающий.
На подготовительном этапе осуществлялось изучение дисциплин в пяти магистерских образовательных программ, реализующихся в педагогическом институте СВФУ им. М.К. Аммосова. На данном этапе исследования проведена диагностика сформированности общей и информационной компетентности обучающихся после сдачи экзамена по дисциплине «ИКТ в образовании и науке», определена значимость влияние информационно-образовательная среды в организации образовательного процесса, а также отобрана определенная группа участников педагогического эксперимента.
На формирующем этапе осуществлялось изменение условий, в которых осуществлялся исследование. Анкетирование проведена среди обучающихся, которые поступили в магистратуры из сельских школ. На заключительном этапе проведена систематизация и проверка результатов исследования.
Отмечая, что основную роль в результативности реализации цифрового образования в развитии информационной компетеностин у будущих учителей нами проанализированы в научной-методической литературе опубликованные работы, посвященные в области реализации цифрового образования в регионах с учетом специфики образовательной среды сельской школы Якутии.
Полагая, что у будущих учителей в образовательном процессе имеет различные степени зрелости и разные этапы уровнем сформированности компонента информационной компетентности, нами внесены следующие три уровня в % соотношении: критический уровень, допустимый уровень, продуктивный уровень для групп: - «Технологий и менеджмент электронного обучения» - Гр5; «Проектный менеджмент в образовании» - Гр3; «Инновационные процессы в образовании» - Гр4; «Семейное тьютерство» - Гр2; «Начальное образование» - Гр1.
Таблица 2
Уровни сформированности компонента информационной компетентности
Группы Курс Доля группы, обладающая уровнем сформированности компонента ИК, в %
критический допустимый продуктивный
Мотивационно-ценностный компонент
Гр1 1-2 60,2 30,8 9
Гр2 1-2 56,4 36,2 7,4
Гр3 1-2 54,6 38,2 7,2
Гр4 1-2 40,0 58,0 2
Гр5 1-2 32,8 61,5 5,2
Рефлексивно-оценочный компонент
Гр1 1-2 46,2 53,8 -
Гр2 1-2 45,5 54,5 -
Гр3 1-2 55,6 44,4 -
Гр4 1-2 50,0 50,0 -
Гр5 1-2 40,0 50,0 10,0
Анализ уровней сформированости информационной компетентности по двум компонентам (мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный) представляют положительную статику среди данных во всех исследуемых группах, однако в гораздо наименьшей степени этот эффект проявился в Гр4 - семейное тьютерство.
Основная часть участников экспериментальной группы (65,5%) отмечают, что мотивацией для них послужил сам учебный проект, итогом выполнения которого должен стать «качественный образовательный результат».
Свидетельством успешности методической системы формирования информационной компетентности с учетом регионального компонента стала пониженная степень языкового барьера магистрантов, а также интерес и дальнейшее использование магистрантами элементов электронного обучения в своей педагогической деятельности в сельской школе регионов России, после окончания вуза.
Рассматриваемые магистерские программы предусматривает возможность реализации электронного обучения и создание ряда специальных курсов, учитывающих образовательные потребности сельских школ. Это такие темы, как организация и модели электронного обучения с учетом специфики образовательной среды сельских школ, информационная подготовка учителей сельской школы на основе компетностного подхода, научно-методическая подготовка учителей к использованию электронных ресурсов как инструмента формирования информационной компетентности в цифровой образовательной среде.
Выводы. Реализация электронного обучения в школе и вузе опорой на цифровую образовательную среду развивается быстрыми темпами и получило признание в образовательных организациях. Несмотря на существенное отставание в этой области, цифровое образование в сельских школах Якутии развивается в рамках принятых нормативно-правовых документов и распоряжений Министерства образования Российской Федерации. Однако, разработка дидактических материалов с учетом специфики цифровой образовательной среды школы является крайне трудоемкой, требует достаточного уровня знаний и навыков на основе прохождения педагогическим кадрами дополнительных краткосрочных курсов по этой области.
Литература:
1. Власова Е.З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования. // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 1. - С. 43 - 49.
2. Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Анализ введения информационных технологий в учебные планы по педагогическому направлению / В сборнике: Международный научно-образовательный Форум "Education, forward!" "Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации" Материалы форума. 2015. С. 149-154.
3. Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. (дата обращения: 09.06.2017).
4. Государев И.Б. Электронное обучение и электронная информационно-образовательная среда в контексте образовательных и профессиональных стандартов. — СПб.: СПб АППО, 2016. — 184 с. — (Научные школы Академии). — ISBN 978-5-7434-0709-5
5. Сорочинский М.А. Роль электронного обучения в современной системе образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 3 (41). С. 264-271.
6. Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - С. 3-4.
7. Прокопьев М.С. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического института // Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP. 2013. № 4. С. 37-40.
8. Barakhsanova, E.A. Implementation of the Master Program "Corporate E-Learning" in the Online Interaction of Russian Universities / E.A. Barakhsanova, A. I. Golikov, M. Sorochinsky, E. Nikitina, T. Lukina. // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (# 20). - Page 36.
9. Chen, Min, et al. "A context-adaptive teacher training model in a ubiquitous learning environment." Interactive Learning Environments (2016)
10. Schulz, Renée, Ghislain Maurice Isabwe, and Frank Reichert. "Supporting teachers' needs within and through E-learning systems." Web and Open Access to Learning (ICWOAL), 2014 International Conference on. IEEE, 2014.http://dx.doi.org/10.1109/ICWOAL.2014.7009228
11. Hockly, N. Digital literacies / N. Hockly // ELT Journal. - 2012. - № 66. - С. 108-112.
Педагогика
УДК: 37.015.42
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Барахсанова Елизавета Афанасьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Малгаров Иннокентий Иннокентьевич
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ШКОЛЬНИКИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: УСЛОВИЯ, ПРЕДПОЧТЕНИЯ,
БЕЗОПАСНОСТЬ
Аннотация. В статье предпринята попытка на примере крупнейшего по территории и малонаселенного региона - Республики Саха (Якутия), где наблюдается тенденция положительной динамики использования информационных технологий в образовательном процессе, проводить исследования по раскрытию отношения, обучающихся к цифровой образовательной среде, их предпочтения, отношение к процессу обеспечения личной информационной безопасности. Результаты исследования показали нам установить предпочтения школьников к тому или иному способу общения через систему интернет.
Ключевые слова: школьники, цифровая среда, интернет, Якутия, информационная безопасность, информационная культура.
Annotation. In article an attempt on the example of the largest across the territory and the sparsely populated region - the Sakha (Yakutia) Republic where sharp information technology development is observed is made, to investigate conditions of access for school students to the digital environment, their preferences, the attitude towards personal information security. Results of a research allow to draw a conclusion on need of development of information culture of school students and the digital educational environment for schools.
Keywords: school students, digital environment, Internet, Yakutia, information security, information culture.
Введение. Доступность информационных ресурсов через глобальную сеть Интернет является неотъемлемым признаком информационного общества. Однако, наряду с доступностью информации появляются новые факторы риска и угрозы, которые сегодня принимают экзистенциальный характер, так как реальные социальные потребности человека в общении, в усвоении новых знаний, а также в творчестве переносятся в цифровую среду. Лишение доступа к данной среде у человека, проводящего в ней значительную часть своего времени, может привести к заметному раздражению и дискомфорту.
Современные дети и подростки, являющиеся истинными «цифровыми аборигенами» («Digital Natives») [10], чаще всего становятся уязвимыми перед такими опасностями, так как, несомненно, существует прямая зависимость между уровнем активности в цифровой среде и со степенью возможных рисков, угроз.
В статье предпринята попытка на примере крупнейшего по территории и малонаселенного региона -Республики Саха (Якутия), где наблюдается резкое развитие информационных технологий, исследовать условия доступа школьников к цифровой образовательной среде, их предпочтения, отношение к личной информационной безопасности.
Изложение основного материала статьи. Основываясь на научно-исследовательской работы, выполненной в рамках государственного задания на период с 2010 по 2013 годы, регистрационный номер НИР: 8.4796 на тему «Разработка интегрированных технологий обеспечения информационной безопасности и здоровьесбережения школьников и студентов в условиях цифрового образования» под руководством Е.А. Барахсановой нами определены концептуальные подходы, принципы обеспечения информационной безопасности и здоровьесбережения школьников и студентов в условиях цифрового образования, обоснованы теоретико-методологическое основы внедрения интегрированных технологий обеспечения информационной безопасности в условиях цифрового образования, сформированы баз данных для определения структуры модели обеспечения учета затраченного времени при работе на компьютере [4, 6-7].
Проведен сравнительный анализ международного и российского опыта в подходах к формированию информационной безопасности и здоровьесбережения школьников в условиях цифрового образования. Систематизирована и проанализирована информация о влиянии TV в городских и сельских школьников Якутии. Определена структура концептуальной модели педагогического обеспечения информационной безопасности в школьном образовании. Разработан инструментарий мониторинга [1-2, 6-9].
Результаты исследования отражены в публикациях членов творческой группы (Е.А. Барахсанова, С.В. Панина, М.С. Прокопьев, В.А. Варламова, М.А. Сорочинский, Малгаров И.И. и др.) и опубликованы в зарубежных и отечественных журналах с индексом цитирования БД скопус и РИНЦ [1-3, 6-9].
Следует отметить, что мы придерживаемся в следующем определении понятия «цифровая образовательная среда» - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения образовательного процесса современными цифровыми ресурсами и технологиями.
Ключевой принцип информатизации образования - Принцип организации цифровой образовательной среды основывается в следующих принципах: открытости, доступности, ответственности, полезности.
В настоящее время, как отмечается многими исследователями в области реализации электронного обучения в региональной системе образования Республики Саха (Якутия) (Е.А. Барахсанова, А.И. Голиков, М.С. Прокопьев, Т.Н. Лукина, В.М. Саввинов, Е.В. Никитина и др.) [6-9] в основе которого лежит массовое применение информационных средств и все актуальнее становится проблема научно-методического обеспечения цифровой образовательной среды вуза и школы (Е.З. Власова, Е.А. Барахсанова, Сорочинский М.А.) [1]. Мы становимся свидетелями модернизации и информатизации системы высшего образования, в котором все большее внимание уделяется на внедрения цифровых технологий в образовательном процессе. В этой связи следует отметь, что, что качество образовательного процесса во многом определяется использованием современных образовательных технологий [1-4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается наше исследование связана с определением педагогической целесообразности создания цифровой образовательной среды.