Научная статья на тему 'Информационная безопасность и осведомленность студентов о сети интернет'

Информационная безопасность и осведомленность студентов о сети интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ СРЕДЫ / СТУДЕНТЫ / INTERNET / AWARENESS / SAFETY OF THE INTERNET ENVIRONMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Неустроев Афанасий Арианович

В статье рассматривается подготовка студентов будущих учителей к безопасному использованию сети интернет в образовательном процессе школ Республики Саха (Якутия). Исследование, проведенное среди студентов педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, обоснованно свидетельствует о необходимости изучений доступности и общей осведомленности студентов к современным требованиям к безопасному использованию сети интернет в школьном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Неустроев Афанасий Арианович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY AND AWARENESS OF STUDENTS ABOUT THE INTERNET

The preparation of perspective teachers for the safe use of the Internet in the educational process of schools of the Republic of Sakha (Yakutia). A study testifies to the need to study the availability and general awareness of students to the modern requirements for the safe use of the Internet in school education. It was conducted among students of the pedagogical institute of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность и осведомленность студентов о сети интернет»

Основное свойство, обеспечивающее выполнение во фракталах основного закона - закона единства в многообразии Вселенной, является их самоподобие, общее для всех типов фрактальных структур.

Выводы. В настоящее время для ученых изучение фракталов - это не просто новая область знаний. Это открытие нового типа геометрии, описывающего мир вокруг нас и который можно увидеть не только в учебниках, но и в природе, и везде в бесконечной Вселенной.

Галилео Галилей сказал, что «великая книга Природы написана на языке геометрии». Теперь можно с уверенностью сказать, что она написана на языке фрактальной геометрии.

Литература:

1. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. — М.: "Институт компьютерных исследований", 2002. - 656 с.

2. Далингер В.А. Фрактальная геометрия в школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 1-2. - С. 236-237.

3. http://www.fractals.nsu.ru

4. http :// fractal s.chat.ru/ani mations. htm

5. www. eclectasy.co m/F ractal -Exp lorer

Педагогика

УДК 378. 004

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Барахсанова Елизавета Афанасьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Неустроев Афанасий Арианович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ О СЕТИ

ИНТЕРНЕТ

Аннотация. В статье рассматривается подготовка студентов - будущих учителей к безопасному использованию сети интернет в образовательном процессе школ Республики Саха (Якутия). Исследование, проведенное среди студентов педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, обоснованно свидетельствует о необходимости изучений доступности и общей осведомленности студентов к современным требованиям к безопасному использованию сети интернет в школьном образовании.

Ключевые слова: сеть интернет, осведомленность, безопасность использования интернет среды, студенты.

Annotation. The preparation of perspective teachers for the safe use of the Internet in the educational process of schools of the Republic of Sakha (Yakutia). A study testifies to the need to study the availability and general awareness of students to the modern requirements for the safe use of the Internet in school education. It was conducted among students of the pedagogical institute of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Keywords: Internet, awareness, safety of the internet environment, students.

Введение. Популярность и востребованность применения информационного ресурса Интернета позволяет современному человеку дистанционно и в глобальном масштабе ведать особенности разнообразных культур мира, общаться и самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в общекультурном аспектах по личному заинтересованности.

В исследованиях отечественных авторов О.В. Асеевой и Н.В. Уголькова, учитывая, как позитивные, так и негативные стороны влияния интернет-ресурсов, принимаются соответствующие меры по обеспечению информационной безопасности пользователей [1, 10]. В частности, на основе анализа доступности компьютеров и общей осведомленности студентов о сети интернет нами поставлена цель: каковы отношения студентов к понятию информационная безопасность и использованию сети интернет?

Актуальность исследования обусловлена изучением проблемы к безопасному использованию сети интернет, способствующих целенаправленной подготовке студентов к освоению различных видов информационной техники, в том числе, компьютера с использованием сети интернет к будущей профессиональной деятельности.

В соответствии статьи 22 «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [9].

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и безопасности - это задача не только семейного и школьного воспитания, но и на Правительственном уровне должны решаться приоритетные направления развития в области обеспечения информационной безопасности в образовательных организациях. Например, секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушевым 31 августа 2017 г., прописаны следующие пункты: проблемы обеспечения защищенности личности, общества и государства от деструктивных информационных воздействий [2].

Подготовка будущих учителей к использованию сети интернет в современной образовательной школе в условиях реализации электронного обучения относятся к приоритетным направления развития системы образования в Республике Саха (Якутия) и входит Программу развития педагогических вузов России до 2020 г.

С этих позиций, проблема педагогического обеспечения формирования культуры информационной безопасности школьников приобретает особую актуальность.

Мы считаем, что обеспечение информационной безопасности обучающихся одна из главных задач образовательных организаций в информационном обществе, в этой связи о безопасном использовании сети интернет должны отражаться в отдельных разделах дисциплинах информационного блока основной образовательной программы (ООП) по педагогическому направлению, такие как, например, «Освоение

различных видов средств защиты информации», «Отношение школьников к информационным технологиям», «Влияние сети интернет на академическую успешность», «Грамотное использование средств информации», «Законодательное обеспечение использование СМИ и интернет» и др.

В работах зарубежного автора Norton F.W. медиа-грамотность рассматривается в аспекте формирования компьютерной грамотности, необходимые для понимания всех средств информационно-коммуникационных технологий, в которых осуществляется создание, хранение, передачи информации и знаний [8]. В работах Belisle C., Rosado E. отражена, что модель интеллектуального обогащения не только дает методы и средства для работы с компьютером, а также происходит обогащение с последующей трансформацией возможностей человеческого мышления в определенном культурном и идеологическом контексте [7].

В ранее опубликованных статьях преподавателей кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова рассмотрены, значимость и неуклонность роста востребованности использования сети интернет в образовательном процессе, дома и общественных местах, развитие инфраструктуры рынка массовых информационных технологий и электронных устройств и его реклама создают объективную ситуацию о значительности проведения исследований к компьютеризованному и технологическому образу жизни (Е.А. Барахсанова, А.Э. Бурнашев, А.И. Голиков, Т.Н. Лукина, Е.В. Никитина, М.А. Сорочинский, М.С. Прокопьев, С.В. Панина и др.) [3-6].

Обсуждение результатов и метод исследования. В учебных пособиях по информатике и методических рекомендациях информационная безопасность определяется как грамотное использование обучающимися и их учителями школ и преподавателями вузов инструментов, обеспечивающих доступ к информации, если выполняются следующие три правила: защита своего компьютера (регулярное обновление операционной системы), использование лицензионной антивирусной программы, создание резервной копии важных файлов.

В экспериментальной части исследования нами обобщены результаты опроса студентов, проведенные в 2017 и 2018 годах. В 2017 г. приняли участие 300 студентов, в 2018 году, привлечены эти же студенты, обучающихся в педагогическом институте СВФУ им. М.К. Аммосова.

Были включены вопросы о реальном пользовании сети интернет школьниками и отношения студентов к проблемам осведомленности информационной безопасности.

Когда Вы впервые познакомились с сетью интернет? Кто в ответе за наших детей в интернете? Какие информации относятся к информации, запрещенной для распространения среди детей? Как обеспечить медиабезопасность детей в сетях Интернет? Какие контента в Интернете знаете? Какие средства защиты знаете, чтобы не стать жертвой от интернет-мошенников? Как избежать от преследование сообщениями с различных интернет-сервисов.

Как видно, первая часть вопросов нацелена на проявление объективной картины осведомленности студентов о сети интернет, а вторая часть фиксирует оценочные суждения по отношению информационной безопасности.

В целях определения достоверности результатов опроса среди студентов, проведенных в 2017 и 2018 году была использована статистическая обработка данных на основе использования t-критерий Стьюдента. Сравнение экспериментального t-критерия с табличным значением для доверительной вероятности а=0,9 покали малое расхождения от рекомендованного в литературе данных значения, оно составляло а=0,95.

Далее, представлена схема расчёта в соответствии по формуле для определения í-критерий Стьюдента (1).

t -

X — X

Х1ср X 2ср

2 2 m — m

12 X X

где 1ср и 2ср - средние значения ответа студентов;

2 Г

m — — n

(1),

(2),

где

S (X1cP — X2cp )2

- мера вариации элементов совокупности - дисперсия;

п- число элементов совокупности.

Используя формулы (1) и (2), рассчитаем ^1 и ^11 для показывающий отношение между первым и

вторым годам

Э — К

t1 -

1ср

22 m — m„

2 Sэ тэ =-

n

э

Su

mk, =■

(3)

(4)

(5)

m

m

Рассчитаем э и 1 по формуле (4) и (5) соответственно, используя данные, полученные при опросе студентов в 2017 и 2018 году.

2

n

к

2

2

2

э 4

= 1 [(49,7 - 51,7)2 +(49,7 - 55,2)2 +(49,7 - 47,0)2 +(49,7 - 44,8)2 mh2 = 4 [(37,9 - 39,0)2 + (37,9 - 37,0)2 + (37,9 - 34,8)2 + (37,9 - 40,8)2

16 « 5

tj = 3,9

t t = 21

Аналогичным образом рассчитаем jj , показывающий отношение между двумя группами. j '

Табличное значение t-критерия Стьюдента для степеней свободы h=n1+n2-2=6 и доверительной вероятности а=0,9 равно Шбл=2,0. Для того, чтобы результат опроса можно было интерпретировать как успешный, необходимо, чтобы tэксп > Шбл.

Значения t-критериев Стьюдента для обработки данных:

- на 2017 год составила по первому блоку вопросов составила 27, по второму - 5, 7.

- на 2018 год составила по первому блоку вопросов составила 30,7, по второму - 0, 4.

Следует отметить, качественные изменения произошли на результаты ответа вопросов, полученные в 2018 году. Подавляющее большинство студентов с интересом ответили на вопросы, выражали открытое доверие к безопасному использованию сети интернет, проявляли интерес к получении знаний на основе прохождения краткосрочных курсов.

Многие студенты стали глубже начали изучать педагогические возможности реализации он-лайн обучения, стали стремиться к определению целевых стратегий информатизации образования, проявили интерес к изучении влияние СМИ и сети интернет на личностное развитие обучающихся и в определении педагогических ситуаций и проблем с использованием сети интернет в школе, дома и общественных местах.

При организации учебного процесса, ориентированного на обеспечение информационной безопасности с использованием сети интернет, студентам предоставлялся свободный выбор написание статьи для участия в сетевой международной научно-практической конференции «Электронное обучение в вузе и школе», проводимой между двумя вузами России РГПУ им. А.И. Герцена и СВФУ им. М.К. Аммосова. В среднем более 35% студентов написали статьи, ориентированные на использование информационных технологий и сети интернет.

Выводы. Анализ результатов эксперимента позволяет сделать выводы, что необходимо в учебном процессе создать специальные условия, которые способствуют формирование информационной безопасности студентов в условиях современного информационного обучения с использованием сети интернет.

С учетом того, что школьники являются основными потребителями интернет-ресурсов, необходимо уделить особое внимание на построение процесса формирование информационной безопасности у учащихся общеобразовательной школы в соответствии требованиями ФГОС и законодательных актов федерального и регионального уровней, на внедрение в школьную практику модульной программы «Основы культуры информационной безопасности школьников», комплексном исследовании влияние сети интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Литература:

1. Асеева О.В. Влияние сети интернет на развитие познавательной активности молодежи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 6(14).

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.

3. Сорочинский М.А. Роль электронного обучения в современной системе образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 3 (41). С. 264-271.

4. Панина С.В., Барахсанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в контексте цифрового образования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 217-219.

5. Прокопьев М.С. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического института // Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP. - 2013. - № 4. - С. 37-40.

6. Barakhsanova E.A., Golikov I.A., Sorochinsky M.A.,. Nikitina E.V, Lukina T.N., Ilina E.A. Implementación del Programa Master «Corporate E-Learning» en la Interacción en línea de universidades rusas //Revista ESPACIOS Vol. 39 (N 20) Year 2018. Page 36.

7. Belisle, C. Analysing Digital Literacy Frameworks [Электронный ресурс] / С. Belisle, E. Rosado // A European Framework for Digital Literacy. - 2006. - 39 с. - URL :http://halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/13/77/79/PDF/Analysing-Edu- Frameworks.pdf

8. Horton, F.W. Understanding Information Literacy: A Primer [Электронный ресурс] / UNESCO Information for All Programme. - 2008. - 95 c. URL : http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001570/157020e.pdf

9. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства российской федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

10. Угольков Н.В. Влияние интернета на социализацию старших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4 (14).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 378. 004

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Барахсанова Елизавета Афанасьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Никифоров Игорь Игорьевич

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается значимость цифровой образовательной среды в подготовке будущих учителей в региональном федеральном вузе. Представлено формирование информационной компетентности будущих учителей средствами цифровой образовательной среды. Исследование, проведенное по направлению подготовки обучающихся «Педагогическое образования» в институтах СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова, обоснованно свидетельствует о том, что значимость формирования информационной компетентности у будущих учителей в условиях реализации цифрового образования в школе является весьма актуальной. Материалы статьи могут быть полезными для учителей школы, преподавателей высших учебных заведений при реализации электронного обучения с опорой на цифровую образовательную среду.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационная компетеность, будущие учителя, электронное обучения.

Annotation. This article discusses the importance of the digital educational environment in the training of future teachers in the regional Federal University. Formation of information competence of future teachers by means of digital educational environment is presented. Research conducted in the direction of training students "Pedagogical education"in the institutes of the North-Eastern Federal University. M. K. Ammosova, reasonably suggests that the importance of the formation of information competence of future teachers in the implementation of digital education in the school is very relevant. The materials of the article can be useful for school teachers, teachers of higher educational institutions in the implementation of e-learning based on the digital educational environment.

Keywords: digital educational environment, information competence, future teachers, e-learning.

Введение. Обеспечение доступного и качественного образования во всех высших образовательных организациях России, в том числе и для Республики Саха (Якутия) остается основной целью Российской государственной политики в сфере образования. Одним из механизмов реализации этого приоритетного направления является реализация педагогического потенциала школьного цифрового образования.

В опубликованных статьях Е.А. Барахсановой и М.А. Сорочинского отмечают, что цифровое образование предоставляет новые средства и новейшие образовательные технологии, реализации новых форм и методов обучения с использованием дидактических образовательных средств, которые способствуют реализации новых моделей взаимодействия участников образовательного процесса. Однако, практическое внедрение этих технологий остается на весьма низком уровне, что в значительной степени объясняется неподготовленностью учителей школ к использованию этих технологий в учебном процессе [5, 8].

Следует отметить, что в рамках, реализации концепции развития педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова на период до 2020 года преподавателями и сотрудниками кафедры информатики и вычислительной техники реализуются две магистерские программы, ориентированные на решение обучающимися профессиональных задач средствами цифровой образовательной среды.

В нашем исследовании, мы придерживаемся на следующем определении цифровой образовательной среды (ЦОС) - это основанная на использовании компьютерной техники с программным обеспечениям и учебно-методическим сопровождением основной образовательной программы ФГОС современными образовательными технологиями и ресурсами.

В ранее опубликованных статьях Е.А. Барахсанова и Е.З. Власова отмечают, что реализация электронного обучения (ЭО) с использованием цифровой образовательной среды в образовательных организациях, способствуют целенаправленную подготовку будущих учителей к использованию современных образовательных технологий и средств обучения с учетом развития цифровой образовательной среды [2].

Материал и метод исследования. Подготовка учителей в вузе с учетом специфики реализации цифрового образования относятся к приоритетным направления развития системы образования в Республике Саха (Якутия) и входит Программу развития педагогических вузов России до 2020 г. Востребованность реализации в образовательном процессе дистанционного обучения с опорой на использования современных образовательных технологий и электронных ресурсов свидетельствуются рядом документов, принятых на государственном уровне в программах, стратегиях и нормативных документов «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.», Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

Как отмечают в своих исследованиях Н.Д. Неустроев и А.Н. Неустроева, что на современном этапе развития общества введение инноваций в образовательный процесс, обусловлено многими факторами, в том числе и все повышающимися требованиями к качеству образования и подготовки специалистов с учетом информационно-образовательной среды и инфраструктуры региональных сельских школ [6].

В работах зарубежных исследователей отражены обучения учителей и менеджеров в области использования информационных технологий. В исследованиях Schulz представлены модификации педагогической деятельности в условиях реализации в образовательный процесс инновационных электронных информационно-образовательных средств [10]. Chen анализирует аспекты подготовки учителей к профессиональной деятельности в условиях распространения перевёрнутого и всепроникающего электронного обучения [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.