Vestnik KazNMU №2-2020
Sh.M. Saduakassova, Zh.S. Begnyazova, Zh.U. Bazarbayeva, N.M. Sagandykova Asfendiyarov Kazakh National medical university Department of Obstetrics and Gynecology
USING INNOVATION METHOD TEAM-BASED LEARNING IN EDUCATION PROCESS
Resume: 4th course students of the faculty "General Medicine" conducted practical classes according to the TBL method in the state, russian and english languages in accordance with the calendar and thematic plans. As a result of feedback, students noted the best comprehensibility of the material of the practical lesson by working as a team, actively participating in the
discussion, joint problem solving, deepened knowledge on these topics in solving problems and discussions by searching for information and motivation for further independent study of this topic.
Keywords: innovative theaching methods, team-based learning
удк 378
И.В. Баскакова, Б.П. Дильбарханов, М.К. Шаяхметова, К.Д. Алтынбеков, Б.Ж. Нысанова, Р.И. Кульманбетов
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Школа стоматологии
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ, ОЦЕНКИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»
В статье приведен опыт организации дистанционного обучения на кафедрах стоматологического профиля Школы стоматологии НАО «Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова». Рассмотрены актуальные вопросы внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных и цифровых технологий; совершенствования методов обучения и оценки студентов-стоматологов; разработки компетентностно-ориентированных заданий; модернизации технологий получения и анализа результатов обратной связи в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: медицинское образование, дистанционное обучение; информационно-коммуникационные и цифровые технологии обучения; обратная связь
Актуальность. ш кола стоматологии НАО «Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова» в период чрезвычайной ситуации и карантина, объявленного в Республике Казахстан с учетом мировой пандемии Covid-19 продолжила обучение студентов всех курсов в дистанционном формате. Ранее дистанционные образовательные технологии использовались в качестве элементов образовательного процесса, преимущественно, на этапах контроля, самостоятельной работы студентов и совместной работы с преподавателем. Цель исследования. Анализ и оценка текущей ситуации по организации и проведению дистанционного обучения студентов по специальности «Стоматология» кафедрами стоматологического профиля Школы стоматологии НАО «Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова»; выявление примеров лучшей практики в области разработки результатов обучения по дисциплинам, компетентностно-ориентированных заданий; инструментов педагогического измерения; обмен опытом и выработка методических рекомендаций по совершенствованию форм и методов преподавания и обучения, оценки и обратной связи в условиях дистанционного обучения.
Материалы и методы. Проведен анализ и сопоставлении учебно-методических материалов и аналитических отчетов кафедр терапевтической и ортопедической стоматологии за период дистанционного обучения студентов Школы
стоматологии в весеннем семестре 2019-2020 учебного года. Результаты и обсуждение. В ходе анализа учебно-методических материалов, контрольно-измерительных средств, разработанных профессорско-преподавательским составом (далее - ППС) кафедр стоматологического профиля и результатов анкетирования студентов 2-5 курсов Школы стоматологии, выявлена высокая степень вовлеченности всех участников образовательного процесса в дистанционные образовательные технологии. С учетом специфики дистанционного обучения пересмотрены силлабусы по дисциплинам, результаты обучения, разработаны компетентностно-ориентированные задания для студентов и соответствующие оценочные формы. Переведены в электронно-цифровой формат анкеты обратной связи. Предварительно все преподаватели кафедр Школы стоматологии прошли краткосрочное обучение по вопросам применения дистанционных технологий в образовательном процессе (семинары-тренинги на базе НАО "Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова", онлайн обучающие вебинары и т.д.). Сформирован и загружен на образовательную платформу Moodle [1] контент для всех дисциплин, закрепленных за кафедрами, в соответствии с языками обучения (казахский, русский, английский). Учебные группы (подгруппы) были закреплены за преподавателями в соответствии с расписанием занятий. Все студенты и преподаватели были обеспечены персональными компьютерами и доступом к сети
Internet. Для оперативной связи со студентами закрепленной группы каждым преподавателем созданы группы в мессенджерах (WhatsApp, Duo и др.).
Компанией EBSCO Information Services, совместно с Комитетом Науки Министерства Образования и Науки Республики Казахстан, был открыт бесплатный доступ к мультидисциплинарным и узкоспециализированы^ базам данных, а также коллекциям электронных книг, новостным
лентам [2]. Бесплатный доступ для неограниченного числа одновременных пользователей организован по ссылке: На образовательных платформах студентам был предоставлен доступ к силлабусам по дисциплинам, электронным учебникам, учебным пособиям и видеофильмам; лекционному материалу в текстовом и мультимедийном форматах; клиническим протоколам; материалам вебинаров и т.д. (рисунок 1).
Рисунок 1 - Размещение учебно-методических материалов на платформе Moodle
Кафедры стоматологического профиля оперативно разместили авторские видео-лекции, учебные видеофильмы, ситуации с заранее запланированными ошибками на канале YouTube.
Для создания интерактивных лекций использовались возможности платформы iSpring Suite 9 [3] которая представляет собой комплекс интерактивных теоретических и
практических модулей. Теоретический раздел содержит слайды презентации, аудио и видео сопровождение. В практической части студент может решать задания в тестовой форме, определять соответствия, выполнять интерактивные диалоговые задания, совершенствовать навыки коммуникации в разных ситуациях (рисунок 2).
Рисунок 2 - Лекция-презентация с аудио сопровождением, созданная на платформе iSpring Suite 9
Структура практического занятия в период дистанционного обучения предусматривала обязательное проведение видеоконференции с участием студентов и преподавателя группы. Были использованы все возможные электронные
ресурсы для индивидуальной и групповой работы преподавателя со студентами. По отзывам преподавателей и студентов, наиболее удобными платформами оказались платформы Zoom и Skype (рисунок 3).
П и I
Рисунок 3 - Проведение видеоконференции на платформах Skype и Zoom
Возможности платформы Instagram использовались для проведения онлайн лекций, вебинаров, практических занятий; демонстраций и разборов сложных клинических случаев. При этом студенты сами могли быть модераторами прямого эфира и обсудить тему практического занятия, клиническую ситуацию и вопросы к ней. С учетом специфики дистанционного обучения и изучаемой дисциплины, задания для студентов включали: написание тематического эссе;
клинические ситуации, в том числе, ситуации с
неопределенными исходными данными и заранее
запланированными ошибками;
задания в тестовой форме (MCQ, А-тип);
выполнение рисунков в альбомах;
разработка логико-дидактических схем;
заполнение логико-дидактических таблиц;
разработку пошаговых алгоритмов диагностики,
дифференциальной диагностики и лечения
стоматологических заболеваний на основе заданной клинической ситуации.
Следует отметить, что дистанционное обучение сопряжено с определенными рисками, связанными с несоблюдением базовых принципов Политики академической честности, а именно, плагиаризма в студенческой среде [4-10]. Именно поэтому наиболее целесообразно ограничивать время доступа к заданиям для каждой группы студентов и каждому преподавателю разрабатывать индивидуальные
компетентностно-ориентированные задания. При этом индивидуальные задания студенты должны получать как во время текущего, так и во время рубежного контроля. Процесс разработки индивидуальных
компетентностно-ориентированных заданий весьма затратен по времени и требует значительных когнитивных усилий от преподавателя, но, при разумной организации образовательного процесса, и эта проблема может быть успешно решена (рисунки 4 и 5).
ь ...... ,
Рисунок 4 - Ограничение доступа к индивидуальным заданиям для оценки текущего контроля
Рисунок 5 - Ограничение доступа к индивидуальным заданиям для оценки рубежного контроля
Ежедневная работа преподавателей кафедр стоматологического профиля включала: общение со студентами в режимах онлайн и оффлайн; предоставление индивидуальных консультаций и разъяснений по наиболее сложным вопросам темы; проверку и оценку работ студентов; предоставление комментариев обратной связи (в голосовом и письменном форматах); подготовку к предстоящим занятиям.
В связи с прогнозируемой второй волной пандемии COVID-19, ряд учебных и производственных практик был также переведен в дистанционный формат. Соответственно была пересмотрена политика дисциплин и результаты обучения. Ниже приведен пример результатов обучения (далее - РО) по производственной практике «Ассистент врача-стоматолога-терапевта».
По завершении практики студент будет способен: РО-1. Выявлять нарушения в области правил организации работы, принципов асептики и антисептики, этических, деонтологических и правовых норм в работе медицинского персонала стоматологического кабинета, в процессе анализа учебного видеоматериала с заранее запланированными ошибками.
РО-2. Выяснять и детализировать жалобы пациента, данные анамнеза жизни и анамнеза заболевания. РО-3. Информировать пациента взрослого возраста о заболеваниях твердых тканей зуба, пульпы и периодонта. РО-4. Мотивировать пациента взрослого возраста к соблюдению здорового образа жизни и поддержанию стоматологического здоровья
РО-5. Заполнять амбулаторную карту и зубную формулу в электронном формате в соответствии с клинической ситуацией.
РО-6. Обоснованно выбирать инструменты для лечения заболеваний твердых тканей зуба, пульпы и периодонта, в соответствии с заданной клинической ситуацией. РО-7. Обоснованно выбирать пломбировочные материалы для лечения кариеса, пульпита и периодонтита, с учетом клинической ситуации, и детально описывать технику работы с ними.
РО-8. Проводить критическую оценку видеоматериалов в области кариесологии и эндодонтии, выложенных в канал YouTube.
Каждый день практики сопровождался компетентностно-ориентированными заданиями, которые студенту необходимо было выполнить в установленные сроки. Практико-ориентированные задания нацелены на совершенствование коммуникативных навыков студента, формирование способностей к критической оценке, развитие навыков принятия решений в процессе анализа клинических ситуаций.
Пример компетентностно - ориентированного задания по производственной практике
Создайте и продемонстрируйте видеоролик, имитирующий процесс расспроса пациента в стоматологическом кабинете. В качестве волонтера выступает один из взрослых членов семьи. В качестве клинической ситуации можно выбрать любую проблему, связанную с зубной болью. В зависимости от ситуации, проинформируйте пациента о заболевании и об основных этапах его лечения. Мотивируйте пациента к отказу от вредных привычек, поддержанию стоматологического здоровья и здорового образа жизни. Примеры выполненных творческих заданий заданий студентов отражены в рисунке 6.
Демонстрируем расспрос пациента
Ж
Рисунок 6 - Кадры их учебных видеороликов, созданных студентами, (предоставлено доцентом кафедры терапевтической стоматологии Кумарбаевой А.Т.)
Оценка студентов (формативная и суммативная) осуществляется в сроки, оговоренные матрицей оценки, с соблюдением должного конструктивного баланса. В роли контрольно-измерительных материалов выступали вопросы открытого типа, задания в тестовой форме, клинические ситуации, логико-дидактические таблицы и схемы, и клинические алгоритмы, которые необходимо разработать с учетом конкретной ситуации и др. В качестве инструментов
оценки использовались оценочные листы, разработанные на кафедрах, с учетом конечных результатов обучения (суммативная оценка); результаты тестирования; чек-листы, анкеты и различные модели обратной связи (формативная оценка). Разработаны и внедрены в образовательный процесс оценочные листы в электронном формате (рисунок 7).
Рисунок 7 - Пример оценочного листа в электронном формате
Администрация университета, в лице проректора по академической деятельности и декана Школы стоматологии, еженедельно организовала онлайн встречи с руководителями структурных подразделений, преподавателями и студентами младших и старших курсов, в формате видеоконференцсвязи, с целью мониторинга образовательного процесса, выявления текущих проблем и своевременного проведения корректирующих мероприятий.
С целью совершенствования форм, методов и процедур проведения и анализа обратной связи, проводились регулярные интервью, опросы студентов в фокус-группах и анкетирование.
Сотрудниками кафедры ортопедической стоматологии была разработаны онлайн анкета для студентов. В анкету был ■ ийеЬА ? 22:54 $67% В
<4
Stom.fac.5 kurs
Айдана 506/1к староста, Гюэяль5к9-1лоба...
включен перечень вопросов, позволяющих установить степень удовлетворенности студентов качеством
предоставляемых образовательных услуг по 14 позициям. Были созданы соответствующие Google формы, с размещением на Google-диске НАО «КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова», с возможностью доступа и просмотра файлов с любого устройства. Ссылка на анкету была размещена на соответствующих страницах курсов и дисциплин на платформе Moodle в формате «Гиперссылки». Мобильная версия анкеты была доступна для студентов 2-5 курсов, изучавших дисциплины стоматологического профиля на кафедре ортопедической стоматологии на мобильных телефонах, смартфонах, электронной почте и т.д. (рисунок 8).
Анкета ДО
docs-google.com Н—-
https://docs.gooqle.eom/forms/d/e/ еЩЗеУШосОТеуг-Ы4Н40Т07Ц5о[1Ед9Ау1Мх1НМ1х гпгОМе^огт
Рисунок 8 - Ссылки для мобильной версия анкеты и «Гиперссылка» размещенная для обучающихся на платформе Moodle
Результаты опроса автоматически накапливались в базе обезличенных ответов в виде количественных данных, готовых к статистической обработке. Дальнейшая статистическая обработка осуществлялась автоматически.
Результаты анализа по представлялись в виде
каждому вопросу анкеты графического отображения:
диаграммы, гистограммы, графики. Отдельно выдавались статистические данные (рисунок 9,10).
4 J.i-'
1-.,,.,
а >».. Q СртСтм-knomWipmara:
JLfC1»№»«V№ ЗЖПИК1Е
0 — nimm! ЕГ их* UtlKI t ц..
= —
А
• t
Рисунок 9 - Создание анкеты в Google Form и размещение на Google Disk
1. На каком курсе Вы учитесь?
Рисунок 10 - Графическое изображение результатов анализа анкеты
Электронное онлайн анкетирование студентов проводилось по завершению изучения каждой дисциплины, после сдачи итогового контроля (экзамен, дифференцированный зачет), в анонимном порядке.
Для обеспечения точности и достоверности полученных результатов в анкетировании должны были принять участие не менее 2/3 от общего количества студентов, обучавщихся у каждого преподавателя кафедры.
Анализ результатов онлайн анкетирования проводился преподавателем ответственным за дисциплину (координатор курса). Результаты анкетирования обсуждались на совещании кафедры «Ортопедической стоматологии», которые также проводились в онлайн формате на платформе Zoom.us. Предложенный способ получения обратной связи от студентов, с применением цифровых технологий, является современным, доступным, простым и удобным для всех участников образовательного процесса. Онлайн анкетирование позволяет собрать информацию, обработать и провести анализ информации в короткие сроки. Обеспечивается точность статистических данных и выбранной наиболее удобной и показательной формы их дистанционного обучения,в свободной форме (Рисунок 11).
представления. Используемые электронные формы и мобильные приложения удобны и интуитивно понятны для студентов. Анкетируемые не ограничены в устройствах при ответе на вопросы анкеты (смартфон, настольный компьютер, планшет и т.д.).
Электронная анкета для студентов была применена по итогам проведения занятий в дистанционном формате на платформе «Moodle» по дисциплинам: «Челюстно-лицевое протезирование» (5 курс), «Съемное протезирование» (4 курс), «Окклюзия и функция челюстей» (2 и 3 курсы). Анкета включала вопросы общей оценки элементов дистанционных образовательных технологий; оценку
эффективности текущего, рубежного и итогового контроля; оценку эффективности индивидуального общения с преподавателем; оценку уровня заинтересованности и вовлеченности преподавателя в образовательный процесс; организацию самостоятельной работы студента; степень информационного обеспечения дистанционного обучения и электронных ресурсов библиотеки; вопросы для выражения собственного мнения и впечатлений о выполненной студентом работе и общих впечатлений и выявленных проблемах в ходе
Ь ОртСтом - Анкета ДО □ -£г
О <§> ®
#
Вопросы Ответы
178 ответов ЕЭ
Сообщение для респондентов Эта форма закрыта. Ответы больше не принимаются.
С.о„к, Вопрос Отдельный „оЛь,о„г,„ь
Приглашенные респонденты
Электронная почта б и На пето ае1уа® та ¡1. ги
Рисунок 11 - Вид ответов на вопросы анкеты
По итогам проведенного анализа результатов анкетирования, большинство студентов высоко оценили форму анкеты, понятный и легко воспринимаемый формат вопросов; анонимный порядок анкетирования; возможность предоставлять ответы через мобильное приложение; возможность оценить качество проведения занятий на платформе «Moodle» (дистанционное обучение) преподавателями кафедры.
Выводы. Сложившаяся в связи с пандемией COVID-19 неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в мире и
Республике Казахстан и перевод медицинских вузов РК на дистанционный формат обучения, способствовали активному внедрению информационно-коммуникационных и цифровых технологий в образовательный процесс. Многочисленные образовательные платформы открывают безграничный доступ для ППС и обучающихся к современным образовательным технологиям, ресурсам и творчеству в области медицинского образования. Особенности дистанционного обучения диктуют необходимость смещения акцентов с традиционных методов обучения на
Vestnik KazNMU №2-2020
интерактивные, с разработкой преимущественно компетентностно-ориентированных заданий в максимальном объеме, для погружения студента в условия квазипрофессиональнуй среды. Компетентностно-ориентированные задания для студентов подразумевают разработку соответствующих инструментов педагогического измерения, базирующихся на компетентностном и студент-центрированном подходе. В условиях дистанционного обучения процесс запроса, предоставления и анализа
результатов обратной связи должен быть максимально автоматизирован и оцифровизован. Новые социально-экономические условия требуют постоянной модернизации высшего медицинского образования, и дистанционные технологии могут стать не только своеобразной «подушкой безопасности» для медицинских университетов, но и должны занять достойную роль на всех этапах образовательного процесса при очной форме обучения.
СПИСОК
1 Дистанционные образовательные технологии URL: http://dis.kaznmu.kz/
2 EBSCO http://search.ebscohost.com/
3 Платфорам для корпоративного обучения https://www.ispring.ru/ispring-suite
4 Иванова М.А. Некоторые проблемы организации дистанционного обучения в вузе//http://ibl.ru/konf/151211/nekotorye-problemy-organizacii-distancionnogo-obuchenija-v-vuze.html
5 Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования, 2019. № 5. С. 18-22.
6 Курмунгулов А.А., Фролова О.И., Соловьева С.В. Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс медицинского вуза // Высшее
образование в России, 2017. № 8/9. С. 116-119.
7 Марухно В.М. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ // Международный журнал экспериментального образования, 2019. № 4-2. С. 154-156.
8 Милохин Д.Б. Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017. № 9 (115). С. 172- 177.
9 Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие / Н.В. Волженина. Барнаул: Издательство Алт. ун-та, 2018. 58 с.
10 Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общей редакцией М.Е. Вайндорф-Сысоевой. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 194 с.
И.В. Баскакова, Б.П. Дильбарханов, М.К. Шаяхметова, К.Д. Алтынбеков,
Б.Ж. Нысанова, Р.И. Кульманбетов С.Ж. Асфендияров атындат Казак ¥лттык медицина университет1 Стоматология мектеб1
«СТОМАТОЛОГИЯ» МАМАНДЫРЫ БОЙЫНША СТУДЕНТТЕРД КАШЫКТАН ОКЫТУ ЖАРДАЙЫНДА Б1Л1М БЕРУ, БАРАЛАУ ЖЭНЕ КЕРI
БАЙЛАНЫС ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫН ЖЕТ1ЛД1РУ
Тушн: макалада «С.Ж. Асфендияров атындаты Казак улттык медициналык университет» КЕАК Стоматология мектебУн, стоматологиялык батыттаты кафедраларында кашыктан ок,ытуды уйымдастыру тэжiрибесi усынылтан. Оку Yрдiсiне ак,параттык,-коммуникациялык, жэне цифрлык
технологияларды енгiзудiн eзектi мэселелерi карастырылады; стоматолог-студенттердi окыту мен баталау эдктерш жетiлдiру; к¥зiреттiлiкке негiзделген тапсырмаларды жет^ру; кашыктан окыту жатдайында керi байланыс нэтижелерiн алу жэне талдау технологияларын жа^ырту. Зерттеу максаты. «С.Ж. Асфендияров атындаты Казак, улттык медициналык, университет» КЕАК Стоматология мектебiнiн стоматологиялык, батыттаты кафедраларымен «Стоматология» мамандыты бойынша студенттерге кашыктан окытуды уйымдастыру жэне етюзу бойынша атымдаты жатдайды талдау жэне баталау; пэндер, к,¥зiреттiлiкке негiзделген тапсырмалар бойынша оку нэтижелерiн дамыту саласындаты озык, тэжiрибенiн мысалдарын аныктау; педагогикалык елшеу к,¥ралдары; тэжiрибе алмасу жэне кашыктан окыту жатдайында бiлiм беру мен окытудын, баталау мен керi байланыстын нысандары мен эдiстерiн жет^ру бойынша н^ск,аулык,тар эзiрлеу.
Материал мен эдктер. 2019-2020 оку жылынын кектемп семестрiнде Стоматология мектебi студенттерiнiн кашыктан окыту кезенiне арналтан терапевтiк жэне ортопедиялык, стоматология кафедраларынын оку материалдары мен аналитикалык, есептерiне талдау жэне салыстыру жYргiзiлдi. Нэтижелер мен тюрталас. Стоматологиялык, профильдегi
кафедралардын профессорлык-окытушылык курамы (будан эрi - ПОК) эзiрлеген оку-эдоемелк материалдарын, бакылау-елшеу куралдарын жэне стоматология мектебЫщ 2-5 курс студенттерi сауалнамасынын нэтижелерiн талдау барысында, кашыктан окыту технологияларына оку урдгашн, барлык мYшелерiнiц жотары денгейде катысуы аныкталды. Кашыктан окытудын ерекшелiктерiн ескере отырып, пэндер бойынша силлабустар, оку нэтижелерi кайта карастырылды, студенттер Y^i^ к¥зыреттiлiкке негiзделген тапсырмалар жэне баталаудьщ тиiстi формалары жасалды. Керi байланыс сауалнамалары электронды-сандык форматка аударылды. Корытындылар.Элемдеп жэне Казакстан Республикасындаты колайсыз эпидемиологиялык жатдай COVID-19 пандемиясы жэне Казакстан Республикасынын медициналык университеттерiн кашыктан окыту форматына ауыстырылуы, бiлiм беру YPДiсiне акпараттык-коммуникациялык жэне цифрлык технологияларды белсендi енгiзуге ыкпал еттi. Кептеген бшм беру платформалары ПОК-ы мен студенттерге медициналык бшм саласындаты заманауи бшм беру технологияларына, ресурстарына жэне шытармашылытына шексiз кол жеткiзуге мYмкiндiк бередг Кашыктан окытудын ерекшелiктерi студенттi квази-кэаптк ортата бейiмдеу Yшiн ен алдымен к¥зiреттiлiкке батытталтан тапсырмаларды эзiрлей отырып, окытудын дэстYрлi эдiстерiнен интерактивтiкке кешу кажеттiлiгiн туындатады. Студенттердiн к¥зыреттiлiкке батытталтан мiндеттерi к¥зiреттiлiкке негiзделген жэне бЫм алушыта батытталтан кезкарас негiзiнде педагогикалык елшеуд^ тиiстi куралдарын жасауды кездейдг Кашыктан
окыту жатдайында Kepi байланыс нэтижелерЫ сурау, беру жэне талдау Ypдiсi мYмкiндiгiншe автоматтандырылтан жэне цифрландырылтан болуы керек. Жана элеуметтк-экономикалык жатдайлар жотары медициналык бiлiмдi Yнeмi жeтiлдipудi талап eтeдi, ал кашыктан окыту технологиялары медициналык жотары оку орындары Yшiн eзiндiк «каутсщк
жастыты» тана бола алмайды, сонымен катар KYндiзгi бeлiм оку YPД¡с¡н¡н, барлык сатысында лайыкты рел аткаруы керек. ТYЙiндi сездер: кашыктан окыту; акпараттык-коммуникациялык жэне цифрлык окыту технологиялары; ^i байланыс
I.V. Baskakova, B.P. Dilbarkhanov, M.K. Shayakhmetova, K.D. Altynbekov, B.Zh. Nysanova, R.I. Kulmanbetov Asfendiyarov Kazakh National medical university School of Dentistry
IMPROVEMENT OF TEACHING, EVALUATION AND FEEDBACK TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF REMOTE TRAINING OF STUDENTS IN THE SPECIALTY "DENTISTRY"
Resume: The article presents the experience of organizing distance learning at the departments of dental profile of the School of Dentistry NAO Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov. Topical issues of introducing information and communication and digital technologies into the educational process are considered; improving teaching methods and assessment of dental students; development of competency-based tasks; modernization of technologies for obtaining and analyzing feedback results in the conditions of distance learning. Purpose of the study. Analysis and assessment of the current situation regarding the organization and conduct of distance learning for students in the specialty "Dentistry" by the departments of dental profile of the School of Dentistry of the NAO "Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov"; identification of examples of best practice in the field of developing learning outcomes in disciplines, competency-based tasks; pedagogical measurement tools; exchange of experience and development of guidelines for improving the forms and methods of teaching and learning, assessment and feedback in the context of distance learning. Material and methods. The analysis and comparison of teaching materials and analytical reports of the departments of therapeutic and orthopedic dentistry for the distance learning period of students of the School of Dentistry in the spring semester of the 2019-2020 academic year was carried out. Results and discussion. In the course of the analysis of teaching materials, control and measuring tools developed by the teaching staff (hereinafter - teaching staff) of the departments of dental profile and the results of a survey of students of 2-5 years of the School of Dentistry, a high degree of involvement of all participants in the educational process in distance learning
technologies was revealed. Taking into account the specifics of distance learning, syllabuses for disciplines, learning outcomes were reviewed, competency-based tasks for students and corresponding assessment forms were developed. Translated into electronic-digital format feedback forms.
Findings. The unfavorable epidemiological situation in the world and the Republic of Kazakhstan in connection with the COVID-19 pandemic and the transfer of medical universities of the Republic of Kazakhstan to the distance learning format contributed to the active introduction of information and communication and digital technologies in the educational process. Numerous educational platforms open up unlimited access for faculty and students to modern educational technologies, resources and creativity in the field of medical education. Features of distance learning dictate the need to shift emphasis from traditional teaching methods to interactive, with the development of mainly competence-oriented tasks to the maximum extent, to immerse the student in a quasiprofessional environment. Competency-oriented tasks for students involve the development of appropriate tools for pedagogical measurement, based on a competency-based and student-centered approach. In the conditions of distance learning, the process of requesting, providing and analyzing feedback results should be as automated and digitalized as possible. New socio-economic conditions require constant modernization of higher medical education, and distance technologies can become not only a kind of "safety cushion" for medical universities, but also must take a worthy role at all stages of the educational process with full-time education.
Keywords: medical education, distance learning; information and communication and digital training technologies; Feedback