Resume: The article provides experience and new approaches to the organization and conduct of intermediate certification of dental students and the final state certification of undergraduate students in the specialty "Dentistry" of the School of Dentistry of the Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov in distance learning. The application of information and communication and digital technologies at the stages of preparation and the examination procedure is described in detail. Examples of integrated clinical situations and evaluation forms are given.
Purpose of the study. Analysis and assessment of the current situation regarding the organization, conduct and improvement of forms and methods for evaluating dentists and bachelor graduates in the specialty "Dentistry" of the School of Dentistry of the NAO Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov during the interim and final certification; identifying best practices in the use of different educational platforms, developing competency-based integrated clinical situations and tools for pedagogical measurement; exchange of experience and development of guidelines for improving the forms and methods of intermediate and final control in the conditions of distance learning. Material and methods. The analysis and comparison of teaching materials and analytical reports of the departments of dental profile of the School of Dentistry in the spring semester of the 2019-2020 academic year, based on the results of intermediate certification in the disciplines of the dental profile and the development of the program of the final state certification of bachelor graduates in the specialty "Dentistry", was carried out. Results and discussion. During the discussion and analysis of teaching materials, control and measuring tools and assessment forms developed by the teaching staff (hereinafter - teaching staff) of the departments of dental profile for conducting intermediate and final certification of students, a
unified vision of the management and teaching staff of the School of Dentistry was achieved, recognition of the need development of competency-based tasks and integrated clinical situations, allowing to evaluate the clinical thinking of a student (graduate), the ability to identify the leading symptoms of major dental diseases, plan and argue a plan for examining a patient of any age with dental pathology; plan and justify a treatment plan, depending on the specific clinical situation. Findings. In the conditions of distance learning and monitoring the educational achievements of students and graduates of the bachelor's degree program in the specialty "Dentistry", the most acceptable format for examinations is online testing and assessment of the practical and communicative skills of students (graduates) through the use of competence-oriented tasks and integrated clinical situations on modern educational Online platforms as the most technologically advanced, ergonomic, and relevant assessment methods. The Cisco Webex Meeting platform is most convenient for conducting exams in the format of an oral interview, analysis of clinical situations, etc., since there is no time limit; there is an opportunity for proctoring and high-quality video recording; the number of participants conducting the exam at different academic streams is not limited. Integrated clinical situations and scorecards as means and tools for assessing the competencies of a bachelor graduate in the specialty "Dentistry" should be developed with the active participation of teaching staff of all graduating departments of the dental profile. Keywords: medical education, distance learning; information and communication technologies; digital technology; intermediate certification of students; final state certification of graduates; integrated clinical situation.
УДК 378.147.34
Использование дистанционных образовательных технологий для обучения студентов клиническим дисциплинам
Г.Т. Ермуханова, Д.С. Караськова, М.М. Момынова
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Кафедра стоматологии детского возраста
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционному формату обучения. Основная задача статьи -развитие дистанционной формы обучения на клинической кафедре. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены преимущества и недостатки дистанционного обучения. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение не может рассматриваться как самостоятельная форма обучения на клинических кафедрах в медицинских вузах, потому что нет возможности отработки практических навыков.
Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, технология, кафедра
Актуальность
До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение (ДО) было приемлемо в гуманитарных вузах, где обучающийся мог самостоятельно получать знания. В медицинских вузах ДО было совершенно приемлемо в то время, когда в стране был введено чрезвычайное положение, регионы были закрыты на карантин - дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность.
Однако до сих пор актуален вопрос: ДО - это форма обучения или технология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят стратегия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО. В настоящее время исследователями и практиками дистанционного обучения даны следующие его основные определения. ДО - «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма
обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1]. ДО - «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2]. Другие авторы считают, что ДО - это «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее
Vestnik KazNMU №2-2020
дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения» [3].
А.В. Хуторской поясняет, что ДО - есть «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [4]. Дистанционное обучение - это новая форма обучения, предоставляющая комплекс образовательных услуг широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей
пользователей [5, 6].
Из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что нет единого понимания сущности ДО. Однако в нашем вузе в настоящее время ДО представлено в виде технологий дистанционного обучения, что закреплено законодательной базой (приказом № 137 МОН РК от 20 марта 2015 года). Материалы и методы
На кафедре стоматологии детского возраста на период ДО выпали такие клинические дисциплины, как Пропедевтика стоматологии детского возраста на 4 курсе, Ортодонтия и детское протезирование на 5 курсе школы стоматологии. В рекордно короткие сроки преподавательскому составу необходимо было переориентировать уже утвержденную учебную программу на совершенно новый формат. Вся сложность данной ситуации заключалась в том, что и сами преподаватели не совсем четко представляли полную картину предстоящего формата ДО. Тем не менее по прошествии определенного времени обучения, можно утверждать, что совершенный «вслепую» переход на новые рельсы обучения свершился достаточно успешно, о чем свидетельствуют онлайн-обсуждения между преподавателями, мнения самих обучающихся, их результаты на всех этапах экзаменации. В повседневный обиход наших преподавателей вошли такие, доселе не привычные термины, как MOODLE, ZOOM, Webex, Classroom. Несколько лет тому назад мы на кафедре проводили внедрение образовательной технологии в MOODLE; тогда мы восприняли эти понятия как сложное в восприятии, далекое от массового использования, принятые и понятые буквально одним-двумя преподавателями. Прошедший период обучения в формате ДО преобразил нас всех - и обучающихся, и обучающих. Результаты
Вполне определенную трудность в предстоящем ДО видели мы, представители клинической кафедры, для которых привычным в традиционно-очной форме обучения было подкрепление получаемых знаний демонстрацией клинических примеров, проводимых лечебно-диагностических манипуляций в лечебных кабинетах. Еще надо указать на то, что вышеназванные наши клинические дисциплины должны были изучаться студентами впервые: четверокурсники ранее обучались на взрослых стоматологических кафедрах, проходили многие поднимаемые нами клинические темы, но с проблемами челюстно-лицевой области у детей будущие врачи-стоматологи должны были столкнуться впервые. Ровно так же обстояло дело и с Ортодонтией - за всю 5-летнюю
студенческую жизнь нашим бакалаврам предстояло в заключительном семестре изучать заветный, наслышанный, долгожданный предмет.
Однако, если, изучая клинический предмет со студентами 4 курса, мы нередко убеждали их в том, что есть возможность клинически доказать правдивость зубрежки многих канонов детской стоматологии, то на 5 курсе предмет изучался уже перед самым выпуском. К чести преподавателей-ортодонтов, которые постоянно находились в активном поиске электронного материала, зачастую использовали
собственный клинический материал (отработанные пластинки, аппараты, съемные ортодонтические дуги, штангенциркули, крампоны и многие инструменты), который превращался в электронный формат.
В процессе активного обучения в формате ДО часто между преподавателями возникал вопрос, чем же отличается дистанционное обучение от традиционно-очной формы обучения.
К основным отличиям дистанционного обучения от традиционно-очной формы теперь мы уверенно можем отнести следующие моменты:
Возможность студенту самому получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами; Усвоение материалов происходит не в аудиториях, а с помощью Интернет-технологий, т. е. в ДО - студенческие работы являются организованными и самостоятельными; Обучение проходит по месту жительства обучающегося, следовательно, студенту нет необходимости выезжать в учебные заведения, жить в общежитии или арендовать жилье в городе, где находится вуз, тем самым решается проблема социально-бытовых условий обучающегося; Гибкий график учебного процесса, так как учебный процесс привязан к ограниченному количеству по времени онлайн-занятий и возможностью выполнения офлайн-заданий в удобное для студента время;
Трудность в установлении межличностных контактов между участниками процесса обучения, таким образом страдает социальная адаптация, общение между собой, межличностных взаимодействий среди обучающихся; У преподавателя возникают проблемы в определении индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;
Мотивация обучающегося к проведению занятий в ДО формате;
Введение дистанционного обучения связано с большими материальными затратами: техническое оснащение, программно-технические средства, подготовка специальных кадров и т.д.;
У студента есть соблазн и достаточно возможностей для «несамостоятельного» обучения, а у преподавателя нет возможности для качественного контроля подобных издержек дистанционных технологий. Заключение
Подводя итоги наших наблюдений в образовательном процессе в формате ДО на кафедре стоматологии детского возраста, можно выразить мнение абсолютного большинства преподавательского состава о том, что дистанционное обучение, несомненно, имеет место быть, но избирательно. Почти на каждом курсе есть дисциплины из категории так называемого компонента по выбору, которые можно было бы довольно успешно, продуктивно изучать в дистанционном формате. Однако, совершенно понятно и то, что дистанционное обучение не может рассматриваться как самостоятельная форма обучения на клинических кафедрах в медицинских вузах, потому что нет возможности отработки практических навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html 2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http://www.info.mesi.ru/program/ glossaryOO.html
Г.Т. Ермуханова, Д.С. Кар;
3 Полат Е. С. Хуторской А. В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. URL: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm
4 Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 274 c.
5 В. С. Шаров «Дистанционное обучение: форма, технология, средство» // Педагогика. - 2014. - №12. - С. 28-36.
I, М.М. Момынова
СТУДЕНТТЕРД1 КЛИНИКАЛЫК ПЭНДЕРГЕ ОКЫТУ YШIН КАШЫКТЫКТАН Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫН КОЛДАНУ
Тушн: макала заманауи бшм берудщ езект мэселеа -кашыктыктан окыту форматына арналFан. Макаланын, непзп мЫдетнклиникалык кафедрада кашыктыктан окыту нысанын дамыту. Макалада окыту формаларын талдау берiлген, кашыктыктан окытуды дамытудын негiзгi баFыттары келтiрiлген, Кашыктыктан окытудын дэстYрлi тYрлерiнен айырмашылыктары керсетiлген. Кашыктыктан окытудын
артыкшылыктары мен кемшiлiктерi аныкталды. Кашыктыктан окыту медициналык жоFары оку орындарында клиникалык кафедраларда окытудын дербес тYрi ретiнде карастырылмайды, себебi практикалык даFдыларды пысыктау мYмкiндiгi жок.
ТYЙiндi сездер: дистанционды окыту, форма, технология, кафедра
G.T. Yermukhanova, D.S. Karaskova, M.M. Momynova USE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR TEACHING STUDENTS IN CLINICAL DISCIPLINES
Resume: The article is devoted to the actual problem of modern education - the distance learning format. The main objective of the article is the development of distance learning in the clinical department. The article provides an analysis of the forms of learning, shows the main directions of development of distance learning, shows the differences between distance learning and
traditional. The advantages and disadvantages of distance learning are highlighted. It is concluded that distance learning cannot be considered as an independent form of training in clinical departments at medical universities, because there is no way to develop practical skills.
Keywords: distance learning, form, technology, department.