Научная статья на тему 'Применение элементов дистанционного обучения в учебном процессе колледжа'

Применение элементов дистанционного обучения в учебном процессе колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATIZATION / INFORMATION SPHERE OF EDUCATION / DISTANCE LEARNING / WEB SERVICES / SOCIAL NETWORKS / EDUCATIONAL PORTALS / WIKIS / BLOGS / WEBSITES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕБ-СЕРВИСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ / ВИКИ / БЛОГИ / САЙТЫ / АқПАРАТТАНДЫРУ / АқПАРАТТЫқ САЛА ОқЫТУ / ЦАШЪЩТЪЩТАН ОқЫТУ / ВЕБ-СЕРВИС-ТЕРі / әЛЕУМЕТТіК ЖЕЛіЛЕР / БіЛіМ БЕРУ ПОРТАЛДАРЫ / БЛОКТАР / САЙТТАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геворкян А.Р.

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. Основной задачей статьи является обоснование и подтверждение аргументами и фактами права дистанционного обучения называться новой перспективной формой обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning in educational process of a college

The article is devoted to the actual problem of modern education distance learning. The main objective of the article is to substantiate and confirm the arguments and facts of the right of distance learning to be called a new promising form of education. The article presents the main directions of development of distance learning in a college.

Текст научной работы на тему «Применение элементов дистанционного обучения в учебном процессе колледжа»

А. Р. Геворкян,

методист, КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области Костанайская область

He2i32i свздер: ацпараттан-дыру, ацпараттьщ сала оцыту, цашыцтыцтсш оцыту, веб-сервис-mepi ,элеуметтт желтер, бтм беру порталдары, вики, блоктар, сайттар.

Ключевые слова: информатизация, информационная сфера обучения, дистанционное обучение, веб-сервисы, социальные сети, образовательные порталы, вики, блоги, сайты.

Keywords: informatization, information sphere of education, distance learning, web services, social networks, educational portals, wikis, blogs, websites.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Ацдатпа

Макала казтп замангы бшм берудеп езекп мэ-селелердщ 6ipi кашыктыктан окытуга арналады. Кашыктыктан окыту деп аталатын перспективальщ ны-сананы окытудын непзп мшдеп кукык фактшер1 мен дэлелдер бабын растау болып табылады. Колледжде кашыктыктан окытуды дамытудьщ непзп багыттары макалада келт1ршген.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционному обучению. Основной задачей статьи является обоснование и подтверждение аргументами и фактами права дистанционного обучения называться новой перспективной формой обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения в колледже.

Annotation

The article is devoted to the actual problem of modern education - distance learning. The main objective of the article is to substantiate and confirm the arguments and facts of the right of distance learning to be called a new promising form of education. The article presents the main directions of development of distance learning in a college.

В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность является одним из условии успешного решения задач социально-экономического развития страны, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация системы образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования. Одной из таких форм является дистанционное обучение, которое открывает новые возможности как для обучаемого, так и для педагога, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения [1].

Согласно Государственной программе «Цифровой Казахстан» в сфере технического и профессионального образования будут проводиться мероприятия по увеличению доступа студентов к ресурсам и знаниям, в том числе хакатоны, олимпиады, конкурсы и инфраструктура подготовки к ним. Кроме того, будут актуализиро-

в; S х

m

о

СП

à W О в; s i—

О §

X X ш tS в; S Рч О ш t-

в; s х

m

о

СП &

W О в; s

1-ч

о

4 о

X X ш Е-

5 в;

S Рч

о

ш Е-

ваны типовые учебные планы и программы на основе профессиональных стандартов и требований рынка труда. Новые типовые учебные планы и программы будут направлены на подготовку специалистов, владеющих знаниями в области проектирования, администрирования и тестирования, с учетом развития навыков кодирования [2].

Современная система технического и профессионального образования с её проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы студент проявлял интерес к знанию. Также она требует формирования у выпускников колледжей компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Одной из методик, которая учит находить необходимую информацию, подвергать её анализу и решать поставленные задачи является дистанционное обучение. Она дает студентам возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к предмету. Данная технология не только облегчает доступ к информации и открывает возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Главное преимущество этой технологии состоит в том, что она позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивая обучаемого необходимым учебным инструментарием, информацией и коммуникациями, стимулируя его высокую личностную включенность и деятельность самообучения.

Дистанционное обучение позволяет выполнять хороший мотивационный аспект, тем более что студентам предстоит самостоятельно заполнять свои странички на сайте курса. В данной работе изменилась роль преподавателя - он помощник, наставник, консультант, координатор коллектива обучающихся.

Такая организация учебного процесса обеспечивает:

¡.Повышение эффективности образовательного процесса, т. е. соотношение результата и временных затрат.

Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

2.Технология направлена на достижение результатов, соответствующих требованиям

ГОСО технического и профессионального образования .

З.Это личностно-ориентированная технология, открывающая возможность построения индивидуальной траектории для каждого участника. Участник выбирает направление деятельности в зависимости от личных интересов. Обучающийся может выбрать удобный для него темп выполнения задания. Выбор способа изучения материала (тип чтения, возможность использования словаря и т.д.) тоже выбирается участником индивидуально.

4.Технология дистанционного обучения способствует развитию метапредметных и универсальных учебных действий в процессе обучения общеобразовательным и специальным дисциплинам.

Дистанционное обучение гибко, потому что не требует инфраструктуры для набора студентов, не обязательно жесткое расписание. Оно удобно для людей, живущих в географически отдаленных областях. Эта же гибкость обеспечивает доступ к образованию социальным группам, которым затруднен доступ к обучению в учебном заведении. [3]

В этой связи важную роль приобретают такие интернет-технологии как веб-сервисы (социальные сети, образовательные порталы, вики, блоги и т.п.). Использование образовательных интернет-ресурсов обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляет разным возрастным группам возможность выбора формы и места обучения, уровня образования. Для осуществления этих целей созданы системы взаимосвязанных образовательных сайтов и порталов, которые обеспечивают доступ к ресурсам учебных заведений, издательств, образовательных центров и компаний, а также новостным рассылкам и материалам сетевых образовательных сообществ и блогов, получившие название web-сервисов. Социальные сервисы Web 2.0 - это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия (персональные действия и коммуникации участников между собой).

Среди многообразия способов классификации сервисов Web 2.0, или социальных сетевых сервисов, наиболее простой представляется

классификация, предложенная Е.Д. Патараки-ным и устроенная по принципу «что можно делать с помощью этого средства»:

• вики - сфера деятельности, в которой авторы работают над вики-страницами коллективных гипертекстов;

• блоги - сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи;

• поисковая сфера, в которой участники ищут, сохраняют и классифицируют найденную информацию;

• социальные сети - сфера деятельности, в которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу студентов.

Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве образовательной среды:

¡.Привычная среда для обучаемых.

2.В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.

3.Технология позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

4.Возможность совместной работы.

5.Наличие форума, стены, чата.

6.Каждый студент - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.

7.Активность участников прослеживается через ленту друзей.

8.Удобно использовать для проведения проекта.

9.Подойдет в качестве портфолио как для студента, так и для преподавателя.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует

обмену информацией, повышает мотивацию студентов в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование компетенций. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Наличие эффективной обратной связи позволяет студенту получать информацию в процессе научно-исследовательской работы о правильности своего продвижения по пути познания, что значительно повышает результативность и качество обучения [4].

Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат, ICQ, веб-конференции и т. п.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка студентов. За последние годы увеличивается количество активных участников дистанционных курсов, олимпиад, научно - практических конференций.

Преимуществом дистанционного обучения является возможность учёта индивидуальных темпов обучения студентов, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и другими обучающимися. Участники дистанционных мероприятий имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.

Система организации дистанционного взаимодействия субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации.

Как осуществить дистанционное консультирование с помощью Интернета?

Дистанционный диалог преподаватель - студент может осуществляться с помощью специ-

в;

5 х

m

о

СП

6

W О в;

s

I—

о §

X X ш Е-

S в;

s

Рч

о

ш Е-

в; s х

m

о

СП £

W

о

в;

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-4

о

4 о

X X ш Е-

5 в;

S Рч

о

ш Е-

ально созданного педагогом или мастером производственного обучения сайта или страниц сайта колледжа. Например, за короткое время каждый может создать с помощью конструктора простой рабочий сайт.

На веб-страницах размещается материал, который поможет студенту в работе над теоретической и практической частью. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления выполняемого задания, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т.д.

Материал, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, т.к. студент должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы

[5].

Как можно использовать Интернет на уроках:

На уроках биологии, географии - возможность виртуального путешествия, использование фотографий, карт, схем, возможность получения дополнительной информации, доступ к архивам и библиотекам, общение напрямую с людьми, живущими в других странах.

На уроках математики, физики, химии, специальных дисциплин по выбранной квалификации - возможность дистанционного образования, наблюдение процессов, происходящих в микромире, проведения тестовой проверки знаний, просмотра объемных моделей тел и их пересечений, изучения материала, доступного по сложности для самостоятельного изучения студентами.

На уроках истории, литературы - как чтение первоисточников при отсутствии или невозможности достать нужную книгу, как возможность попасть в другую эпоху, прикоснуться к прекрасному.

На уроках казахского, русского и английского языка - в качестве инструмента для тренингов, экспресс - опросов [1].

Таким образом, в современной системе технического и профессионального образования преподаватели, мастера производственного обучения и студенты имеют возможность вза-

имодействовать в ходе учебного процесса на основе интеграции информационных и образовательных технологий. В процессе использования дистанционных форм обучения студент приобретает личностные качества, которые отличают выпускника 21 века:

• компьютерная и технологическая грамотность;

• владение поисковыми системами сети Интернет;

• навыки работы с базами данных и информационными ресурсами;

• способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми

[5].

ЛИТЕРАТУРА

1 .Бушмелёва Л.П. Применение элементов дистанционного обучения на уроках в центре образования. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-

metodicheskikh-obedinenii/library/2013/11/09/ metodicheskaya-razrabotka-po-teme

2. Государственная программа «Цифровой Казахстан» // Официальный сайт Премьер-министра Республики Казахстан [А., 2017]. [Электронный ресурс]. URL: https://primeminister. kz/rupage/view/gosudarstvennaya_programma_ digitalkazahstan

3.Апарина E. В., Ковшова Л. И. Применение технологии дистанционного обучения в преподавании математики и информатики. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok. ru/primenenie-tehnologii-distancionnogo-obucheniya-v-prepodavanii-matematiki-i-informatiki-1292495.html

4.Волкова С.В., Марданов М.В. Научно-исследовательская работа студентов через web-сервисы. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/nauchno-issliedovatiel-skai a-r ab ota- studi entov-chi eri ez-web - si ervi sy. htm

5.Рачко C.H. Организация исследовательской деятельности учащихся с применением дистанционных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal. ru/shkola/biologiya/library/2012/03/02/ organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayushchikhsya-s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.