Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СТОМАТОЛОГИЯ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СТОМАТОЛОГИЯ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баскакова И.В., Дильбарханов Б.П., Шаяхметова М.К., Каркабаева К.О., Баиров М.К.

В статье представлены опыт и новые подходы к организации и проведению промежуточной аттестации студентов-стоматологов и итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата по специальности «Стоматология» Школы стоматологии НАО «Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова в условиях дистанционного обучения. Детально описано применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий на этапах подготовки и процедуры проведения экзамена. Приведены примеры интегрированных клинических ситуаций и оценочных форм. Цель исследования. Анализ и оценка текущей ситуации по организации, проведению и совершенствованию форм и методов оценки студентов-стоматологов и выпускников бакалавриата по специальности «Стоматология» Школы стоматологии НАО «Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова» в период промежуточной и итоговой аттестации; выявление примеров лучшей практики в области использования разных образовательных платформ, разработки компетентностно-ориентированных интегрированных клинических ситуаций и инструментов педагогического измерения; обмен опытом и выработка методических рекомендаций по совершенствованию форм и методов промежуточного и итогового контроля в условиях дистанционного обучения. Материал и методы. Проведен анализ и сопоставление учебно-методических материалов и аналитических отчетов кафедр стоматологического профиля Школы стоматологии в весеннем семестре 2019-2020 учебного года, по итогам проведения промежуточной аттестации по дисциплинам стоматологического профиля и разработки программы итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата по специальности «Стоматология» . Результаты и обсуждение. В ходе обсуждения и анализа учебно-методических материалов, контрольно-измерительных средств и оценочных форм, разработанных профессорско-преподавательским составом (далее - ППС) кафедр стоматологического профиля для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, достигнуто единое видение руководства и ППС Школы стоматологии, осознание необходимости разработки компетентностно-ориентированных заданий и интегрированных клинических ситуаций, позволяющих оценить клиническое мышление студента (выпускника), способность выделить ведущие симптомы основных стоматологических заболеваний, запланировать и аргументировать план обследования пациента любого возраста со стоматологической патологией; запланировать и аргументировать план лечения, в зависимости от конкретной клинической ситуации. Выводы. В условиях дистанционного обучения и контроля учебных достижений обучающихся и выпускников образовательной программы бакалавриата по специальности «Стоматология» наиболее приемлемым форматом проведения экзаменов являются онлайн тестирование и оценка практических и коммуникативных навыков студентов (выпускников) посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и интегрированных клинических ситуаций на современных образовательных платформах в режиме онлайн как наиболее технологичных, эргономичных и релевантных методов оценки. Платформа Cisco Webex Meeting наиболее удобна для проведения экзаменов в формате устного собеседования, анализа клинических ситуаций и др., поскольку отсутствует временной лимит; имеется возможность для прокторинга и качественной видео записи; не лимитировано количество участников, ведущих прием экзамена на разных академических потоках. Интегрированные клинические ситуации и оценочные листы как средства и инструменты оценки компетенций выпускника бакалавриата по специальности «Стоматология» должны разрабатываться при активном участии ППС всех выпускающих кафедр стоматологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баскакова И.В., Дильбарханов Б.П., Шаяхметова М.К., Каркабаева К.О., Баиров М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF THE INTERMEDIATE AND FINAL STATE ATTESTATION OF BACHELORS IN THE SPECIALTY "DENTISTRY" IN THE CONDITIONS OF REMOTE TRAINING

The article provides experience and new approaches to the organization and conduct of intermediate certification of dental students and the final state certification of undergraduate students in the specialty "Dentistry" of the School of Dentistry of the Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov in distance learning. The application of information and communication and digital technologies at the stages of preparation and the examination procedure is described in detail. Examples of integrated clinical situations and evaluation forms are given. Purpose of the study. Analysis and assessment of the current situation regarding the organization, conduct and improvement of forms and methods for evaluating dentists and bachelor graduates in the specialty “Dentistry” of the School of Dentistry of the NAO Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov during the interim and final certification; identifying best practices in the use of different educational platforms, developing competency-based integrated clinical situations and tools for pedagogical measurement; exchange of experience and development of guidelines for improving the forms and methods of intermediate and final control in the conditions of distance learning. Material and methods. The analysis and comparison of teaching materials and analytical reports of the departments of dental profile of the School of Dentistry in the spring semester of the 2019-2020 academic year, based on the results of intermediate certification in the disciplines of the dental profile and the development of the program of the final state certification of bachelor graduates in the specialty "Dentistry", was carried out. Results and discussion. During the discussion and analysis of teaching materials, control and measuring tools and assessment forms developed by the teaching staff (hereinafter - teaching staff) of the departments of dental profile for conducting intermediate and final certification of students, a unified vision of the management and teaching staff of the School of Dentistry was achieved, recognition of the need development of competency-based tasks and integrated clinical situations, allowing to evaluate the clinical thinking of a student (graduate), the ability to identify the leading symptoms of major dental diseases, plan and argue a plan for examining a patient of any age with dental pathology; plan and justify a treatment plan, depending on the specific clinical situation. Findings. In the conditions of distance learning and monitoring the educational achievements of students and graduates of the bachelor's degree program in the specialty "Dentistry", the most acceptable format for examinations is online testing and assessment of the practical and communicative skills of students (graduates) through the use of competence-oriented tasks and integrated clinical situations on modern educational Online platforms as the most technologically advanced, ergonomic, and relevant assessment methods. The Cisco Webex Meeting platform is most convenient for conducting exams in the format of an oral interview, analysis of clinical situations, etc., since there is no time limit; there is an opportunity for proctoring and high-quality video recording; the number of participants conducting the exam at different academic streams is not limited. Integrated clinical situations and scorecards as means and tools for assessing the competencies of a bachelor graduate in the specialty "Dentistry" should be developed with the active participation of teaching staff of all graduating departments of the dental profile.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СТОМАТОЛОГИЯ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Vestnik KazNMU №2-2020

УДК 378

Опыт организации промежуточной и итоговой государственной аттестации бакалавров по специальности «Стоматология» в условиях дистанционного обучения

И.В. Баскакова, Б.П. Дильбарханов, М.К. Шаяхметова, К.О. Каркабаева, М.К. Баиров, Д.С. Караськова

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Школа стоматологии

В статье представлены опыт и новые подходы к организации и проведению промежуточной аттестации студентов-стоматологов и итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата по специальности «Стоматология» Школы стоматологии НАО «Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова в условиях дистанционного обучения. Детально описано применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий на этапах подготовки и процедуры проведения экзамена. Приведены примеры интегрированных клинических ситуаций и оценочных форм.

Ключевые слова медицинское образование, дистанционное обучение; информационно-коммуникационные технологии; цифровые технологии; промежуточная аттестация студентов; итоговая государственная аттестация выпускников; интегрированная клиническая ситуация

Актуальность. в настоящее время высшее образование выступает не только приоритетной сферой накопления знаний, формирования умений и навыков, но и является сферой создания максимально благоприятных условий для выявления и развития способностей человека. Во втором десятилетии XXI века в высших учебных заведениях сочетанно реализуются такие типы образования: как традиционное - поддерживающее, ориентированное на связь с прошлым, на преемственность, воспроизводство социального опыта, так и инновационное образование, нацеленное в будущее, способствующее активному поиску ответов на вызовы времени, ведущее к инновационным изменениям в культуре. В постоянно меняющемся мире образование не может быть неизменным, и все происходящие в мире события глобального масштаба затрагивает все уровни образования, в том числе, и высшую профессиональную школу [1].

Цель исследования. Анализ и оценка текущей ситуации по организации, проведению и совершенствованию форм и методов оценки студентов-стоматологов и выпускников бакалавриата по специальности «Стоматология» Школы стоматологии НАО «Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова» в период промежуточной и итоговой аттестации; выявление примеров лучшей практики в области использования разных образовательных платформ, разработки компетентностно-ориентированных интегрированных клинических ситуаций и инструментов педагогического измерения; обмен опытом и выработка методических рекомендаций по совершенствованию форм и методов промежуточного и

итогового контроля в условиях дистанционного обучения. Материал и методы. Проведен анализ и сопоставление учебно-методических материалов и аналитических отчетов кафедр стоматологического профиля Школы стоматологии в весеннем семестре 2019-2020 учебного года, по итогам проведения промежуточной аттестации по дисциплинам стоматологического профиля и разработки программы итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата по специальности «Стоматология» . В условиях введения чрезвычайного положения и карантина в Республике Казахстан, в связи с мировой пандемией COVID-19, Министерством образования и науки РК и Министерством здравоохранения РК было принято беспрецедентное решение о переводе экзаменов для студентов бакалавриата в рамках промежуточной аттестации и Итоговой государственной аттестации (далее - ИГА) выпускников медицинских вузов в дистанционный формат. Современная цифровая образовательная среда позволяет проводить различные формы контроля знаний, навыков и умений студентов в дистанционном формате [1, 2, 3, 4]. Инструкции по проведению экзаменов в дистанционном формате, перечень экзаменационных вопросов, оценочные листы и справочная литература, используемые на экзаменах, после обсуждения на кафедрах и утверждения на заседании Комитета образовательных программ по специальности «Стоматология» (далее - КОП) заранее были загружены на платформы Moodle и АИС Sirius.

В соответствии с утвержденным графиком, студенты могли получить дополнительную информацию в ходе онлайн консультаций (рисунок 1).

Для проведения экзамена в тестовом приложении и письменного экзамена в электронной форме предоставлялись варианты экзаменационных тестовых заданий и билетов в электронной форме. При повторной сдаче экзамена использовались разные экзаменационные билеты. Для сдачи экзамена в дистанционном формате студенту открывался доступ через логин и пароль системы прокторинга «OES», позволяющий следить за ходом прохождения экзаменов студентами, в целях соблюдения регламента и для более надежной верификации экзаменационной сессии. Билеты на экзамене генерировались автоматически, путем случайного выбора в системе, для каждого студента.

Одним из способов эффективного контроля проведения экзамена является онлайн прокторинг [5, 6]. Прокторы (представители администрации вуза или преподаватели других кафедр университета, назначенные приказом ректора) непрерывно наблюдали за процедурой дистанционного испытания и верификации его результатов. Для проведения всех видов экзаменов в дистанционном формате были применены стандартные базовые правила [].

Обучающийся заранее предоставлял данные для связи и сверки, посредстом интернета. За несколько дней до экзамена студент связывался с ответственным за проведение экзамена по дисциплине и получал всю необходимую информацию по организации итогового контроля. Непосредственно перед экзаменом, студент заблаговременно (не позднее, чем 15 минут до начала экзамена) подключался через специальное программное обеспечение ZOOM, предоставленное университетом, или Cisco Webex Meeting. Удостоверившись в том, что связь со сдающим стабильна, экзаменаторы начинали процедуру экзамена.

Практический экзамен CbD в устной форме на кафедрах проводился в режиме онлайн на платформах ZOOM/Cisco Webex Meeting. Обязательно осуществлялась видеозапись экзамена. Оценивание уровня подготовки экзаменуемого проводился по оценочному листу, с которым обучающийся был также ознакомлен заранее, во время онлайн консультации. Для облегчения подсчета баллов во время экзамена, все оценочные листы были переведены в электронный формат (рисунок 2).

Рисунок 2 - Пример оценочного листа в электронном формате

Члены экзаменационной комиссии также подключались к нужной платформе, не позднее, чем за 15 минут до начала экзамена. Проводилась проверка связи - тестовое подключение всех участников процесса. Обучающиеся и экзаменаторы во время экзамена находились в зоне видимости веб-камеры. Вначале

проводилась идентификация личности студента, вслух называл фамилию и имя, а также показывал удостоверение личности на вэб-камеру для подтверждения личности (рисунок 3).

Уейгнк КагЫМи №2-2020

Рисунок 3 - Этап идентификации личности экзаменуемого

Рекомендуемое время ответа на одного экзаменуемого составляло 10 минут. В случае возникновения сбоев интернет связи во время экзамена, время продлевалось до 15-20 минут, по согласованию со всеми членами экзаменационной комиссии. Решение о продлении времени на ответ экзаменуемого фиксировалось в онлайн формате. В случае прерывания интернет-связи более одного раза, длительностью более 10 минут, экзаменуемому предоставлялось право пересдачи экзамена, после

письменного обращения в деканат Школы стоматологии (обучающийся обращался с письменным заявлением сразу после возникновения технических проблем и прерывания сдачи экзамена). На устный экзамен одномоментно могли подключиться по 3-4 студента. Для максимального обеспечения объективности результатов экзамена число независимых экзаменаторов должно было быть менее двух человек (рисунок 4).

Рисунок 4 - Процедура приема экзамена

Через демонстрацию экрана экзаменатор открывал программу, и экзаменуемый видел номер билета при помощи процедуры рандомизации (рисунок 5).

--- 1

№1

Рисунок 5 - Выбор экзаменационного билета

Затем экзаменуемому на экране компьютера демонстрировался контент экзаменационного задания (билета), который был выбран посредством генератора случайных числе. Оценочный лист экзамена CbD также был

визуально доступен для студента. На всем протяжении экзамена экзаменаторам и экзаменуемым было запрещено покидать зону видимости веб-камеры (рисунок 6).

Рисунок 6 - Демонстрация экзаменационного билета и оценочного листа

На протяжении всего экзамена за экзаменуемым осуществлялось постоянное видео наблюдение. Поведение студента анализировалось, и, в случае выявления нарушений правил академической честности, экзаменуемый получал предупреждение либо процедура экзамена прерывалась по решению членов экзаменационной комиссии, по согласованию с деканатом Школы стоматологии. Благодаря наличию видеозаписи, после экзамена, при необходимости, процедура экзамена могла быть просмотрена заново и повторно проанализирована. Необходимость повторного просмотра возникала, например, если студент не был согласен с оценкой экзамена.

Сразу после ответа студента, экзаменаторы озвучивали оценку за экзамен. После оценки письменной работы студента оценка выставлялась на платформе Moodle, с предоставлением оценочного листа и комментариями обратной связи.

После сдачи студенты покидали видео конференц-зал экзамена. Экзаменуемые могли подать заявление на апелляцию через платформу Сириус в деканат в течение 24 часов после завершения экзамена.

Таким образом, дистанционный экзамен успешно практикуемая форма экзамена в мире с успехом был применен в ходе реализации программы обучения Школы Стоматологии. Он способствует расширению количества обучающихся иногородних или иностранных студентов. Благодаря системе прокторинга и персонального наблюдения за сдающим вероятность нечестной сдачи экзамена сводиться к минимуму.

Процедура проведения ИГА бакалавров по специальности «Стоматологии» ранее традиционно включала комплексное тестирование и интегрированный объективный

структурированный клинический экзамен (далее - ОСКЭ), состоявший из 10 станций.

В условиях дистанционного обучения и контроля, программа ИГА выпускников бакалавриата была оперативно пересмотрена, обсуждена на заседаниях выпускающих кафедр Школы стоматологии и заседании Комитета образовательных программ.

Первый этап ИГА - комплексное тестирование, продолжительностью 100 минут, при этом время, отведенное на одно задание в тестовой форме - 1 минута. По итогам комплексного тестирования экзаменуемый получает одну оценку. Формат тестовых заданий - MCQ (вопросы A-типа). Базы тестовых заданий насчитывает 2000 вопросов. Оценка практических навыков проводится в виде интегрированного онлайн устного экзамена CbD в дистанционном формате, при этом каждый экзаменуемый проходит две станции включающие анализ интегрированной клинической ситуации у пациента взрослого и детского возраста.

Интегрированные клинические ситуации - это задания, позволяющие оценить способности выпускника бакалавриата по специальности «Стоматология» к выявлению основных стоматологических проблем у пациента любого возраста; планированию стоматологического обследования и интерпретации полученных данных; планированию лечения основных стоматологических заболеваний терапевтического, хирургического, ортопедического и ортодонтического профиля пациентам детского, подросткового и взрослого возраста. Форма задания адаптирована к дистанционной форме проведения ИГА, а именно, снабжена элементами визуализации [7]; формат размещения условия задания и вопросов к нему оптимален для лучшего восприятия экзаменуемым материала экзаменационного билета с монитора компьютера (Приложение 1, 2 к программе ИГА). По итогам второго этапа ИГА, по итогам прохождения экзаменуемым двух станций, выставляется средняя арифметическая оценка. Ниже приведены примеры интегрированных клинических ситуаций. Клиническая ситуация №1

В стоматологическую клинику обратились родители с ребенком 8 лет с жалобами на появление боли от температурных раздражителей и на образование полости в зубе на нижней челюсти слева. Результат визуального осмотра представлен на фото.

Рисунок 1 Визуальный осмотр

На контактной поверхности 7.5 зуба - кариозная полость в пределах околопульпарного дентина.

Зондирование болезненное в одной точке. Реакция на холод длительная.

Уздечка языка на альвеолярном отростке прикреплена к вершине

десневого сосочка между центральными резцами, а с другой стороны -

прикреплена к кончику языка.

При смыкании зубных рядов наблюдается перекрытие нижних резцов верхними на 2/3

Зубная формула

16 55 54 53 12 11 21 22 63 64 65 26

46 85 84 43 42 41 31 32 33 74 75 36

С О О С С

Выделите ведущие симптомы имеющихся у пациента

стоматологических заболеваний.

Обоснуйте план обследования пациента.

Обоснуйте постановку клинического диагноза.

Обоснуйте план и выбор методов лечения пациента для

оказания терапевтической стоматологической помощи

пациенту.

Обоснуйте план и выбор методов лечения пациента для оказания хирургической стоматологической помощи пациенту.

Обоснуйте план и выбор методов лечения пациента для оказания ортодонтической стоматологической помощи пациенту.

Клиническая ситуация №2

Мужчина 48 лет обратился в стоматологическую клинику с целью санации полости рта и протезирования. Жалоб не предъявляет. У врача-стоматолога последний раз был более 3-х лет тому назад. Предпочитает удалять зубы, но не лечить их. Курит около пачки сигарет в день. Результат визуального осмотра представлен на фото.

Объективно: полость рта не санирована.

Имеются элементы поражения слизистой оболочки щеки и углов рта белого цвета.

Отсутствующие и полностью разрушенные зубы представлены в зубной формуле.

Рисунок 2 Визуальный осмотр

0 0 0 0 0 0

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38

К К К 0 0 0

Выделите ведущие симптомы имеющихся у пациента

стоматологических заболеваний.

Обоснуйте план обследования пациента.

Обоснуйте постановку клинического диагноза.

Обоснуйте план и выбор методов лечения пациента для

оказания терапевтической стоматологической помощи

пациенту.

Обоснуйте план и выбор методов лечения пациента для оказания хирургической стоматологической помощи пациенту.

Обоснуйте план и выбор методов лечения пациента для оказания ортопедической стоматологической помощи пациенту.

Для оценки навыков и умений выпускника были разработаны соответствующие оценочные листы, которые переведены в электронный формат. Ниже приводим пример оценочного листа.

Станция 1 - Анализ интегрированной клинической ситуации у пациента взрослого возраста в формате устного онлайн СЬР

№ п/п Критерии оценки шагов Оценка в баллах

Превосходн о Очень хорошо Приемлемо Требует коррекции Неприемле мо

1 Ознакомившись с клинической ситуацией, выделил ведущие симптомы основных стоматологических заболеваний терапевтического, хирургического и ортопедического профиля у взрослого пациента. 20 17 15 10 0

2 Полно и детально обосновал план стоматологического обследования пациента взрослого возраста и интерпретировал результаты 10 8,5 7,5 5 0

3 Правильно и полно сформулировал клинический диагноз 10 8,5 7,5 5 0

4 Детально аргументировал выбор метода лечения заболевания терапевтического стоматологического профиля 10 8,5 7,5 5 0

5 Правильно и подробно описал клинические этапы лечения заболевания терапевтического стоматологического профиля 10 8,5 7,5 5 0

6 Детально аргументировал выбор метода лечения заболевания хирургического стоматологического профиля 10 8,5 7,5 5 0

7 Правильно и подробно описал клинические этапы лечения заболевания хирургического стоматологического профиля 10 8,5 7,5 5 0

8 Детально аргументировал выбор метода лечения заболевания ортопедического стоматологического профиля 10 8,5 7,5 5 0

9 Правильно и подробно описал клинические этапы лечения заболевания ортопедического стоматологического профиля 10 8,5 7,5 5 0

Итого:

В состав Государственной экзаменационной комиссии традиционно включаются преподаватели выпускающих кафедр с ученой степенью и независимые экзаменаторы из числа работодателей и представителей практического здравоохранения, опытных клиницистов, осуществляющих стоматологическую деятельность на регулярной основе. Результаты и обсуждение. В ходе обсуждения и анализа учебно-методических материалов, контрольно-

измерительных средств и оценочных форм, разработанных профессорско-преподавательским составом (далее - ППС) кафедр стоматологического профиля для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, достигнуто единое видение руководства и ППС Школы стоматологии, осознание необходимости разработки компетентностно-ориентированных заданий и

интегрированных клинических ситуаций, позволяющих оценить клиническое мышление студента (выпускника), способность выделить ведущие симптомы основных стоматологических заболеваний, запланировать и аргументировать план обследования пациента любого возраста со стоматологической патологией; запланировать и аргументировать план лечения, в зависимости от конкретной

клинической ситуации.

Выводы. В условиях дистанционного обучения и контроля учебных достижений обучающихся и выпускников образовательной программы бакалавриата по специальности «Стоматология» наиболее приемлемым форматом проведения экзаменов являются онлайн тестирование и оценка практических и коммуникативных навыков студентов (выпускников) посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и интегрированных клинических ситуаций на современных образовательных платформах в режиме онлайн как наиболее технологичных, эргономичных и релевантных методов оценки. Платформа Cisco Webex Meeting наиболее удобна для проведения экзаменов в формате устного собеседования, анализа клинических ситуаций и др., поскольку отсутствует временной лимит; имеется возможность для прокторинга и качественной видео записи; не лимитировано количество участников, ведущих прием экзамена на разных академических потоках. Интегрированные клинические ситуации и оценочные листы как средства и инструменты оценки компетенций выпускника бакалавриата по специальности «Стоматология» должны разрабатываться при активном участии ППС всех

Vestnik KazNMU №2-2020

выпускающих кафедр стоматологического профиля.

СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие / Н.В. Никуличева. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 72 с.

2. Рубцова Л.Н., Сорокин В.В. Средства обучения в процессе преподавания ПАХТ // Инновации в здоровье нации: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 8-9 ноября 2017 г.). СПб.: Издательство государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2017. С. 529 - 532 .

3. Формирование электронной информационно-образовательной среды непрерывного медицинского образования / В.М. Леванов, И.А. Камаев, С.Н. Цыбусов, А.Ю. Никонов. - Н. Новгород, 2016. - 312 с.

4. Кнышова Л.П., Артюхина А.И., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Матвеев С.В. Компетентностно-ориентированный контроль учебных достижений студентов медицинского вуза // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - №4. - С.80-85.

5. Красночуб Г. Прокторинг: что нужно знать Ь|г-у // ИНр$://И1:-lab.ru/knowledae/articles/proktorina-chto-nuzhno-znat-hr-u/

6. Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям - ИПС "Эдшет" ^ап^)

7. Бородина Н.В., Мирошин Д.Г., Шестакова Т.В. Педагогические условия проектирования и организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода// https://cyberleninka.ru /article/n/pedaaoa icheskie-usloviva-proektirovaniva-i-oraanizatsii-kevs-tehnoloaii-v-distantsionnom-obuchenii-na-osnove-modulnoao-podhoda

И.В. Баскакова, Б.П. Дильбарханов, М.К. Шаяхметова, К.О. Каркабаева,

М.К. Баиров, Д.С. Караськова С.Ж. Асфендияров атындагы Казак ¥лттык медицина университет1 Стоматология мектеб1

К,АШЫК,ТАН ОК.ЫТУ ЖАЕДАЙЫНДА «СТОМАТОЛОГИЯ» МАМАНДЫЕЫ БОЙЫНША АРАЛЫК, ЖЭНЕ КОРЫТЫНДЫ МЕМЛЕКЕТТ1К

АТТЕСТАЦИЯЛАУДЫ ¥ЙЫМДАСТЫРУ ТЭЖ1РИБЕС1

Турин: Макалада «С.Ж. Асфендияров атындагы Казак улттык медициналык университет^ КЕАК Стоматология мектеб^н кашыктан окыту жагдайында студент-стоматологтарга аралык аттестаттау жэне «Стоматология» мамандыгы бойынша бакалавриат тулектерЫе корытынды мемлекеттк аттестаттауды уйымдастыру мен етюзуд^ тэж|рибес1 жэне жан,а тэс1лдер| усынылады. Дайындык кезендерЫде жэне емтихан етюзу процедураларында акпараттык-коммуникациялык жэне цифрлык технологияларды колдану толык сипатталган. Б|р|кт|р|лген клиникалык жагдайлар мен багалау формаларынын мысалдары кел^ршген.

Зерттеу максаты.«С.Ж. Асфендияров атындагы Казак улттык медициналык университет^ Стоматология мектеб^н «Стоматология» мамандыгы бойынша аралык жэне корытынды аттестаттау кезЫде студент-стоматологтар жэне бакалавриат тулектерЫ багалаудын формалары мен эдктерЫ уйымдастыру, журпзу жэне жетшд|руге катысты агымдагы жагдайды талдау жэне багалау; эртурл! б|л1м беру платформаларын колданудын озык тэж^рибелерЫ аныктау, куз|ретт1л1кке непзделген интегралды клиникалык жагдайларды жэне педагогикалык елшеу куралдарын колдануды дамьпу; тэж|рибе алмасу жэне кашыктан окыту жагдайында аралык жэне корытынды бакылаудын нысандары мен эдктерЫ жет1лд|ру бойынша нускаулыктар эз|рлеу.

Материал мен эдктер. 2019-2020 оку жылынын кектемп семестрЫдеп стоматологиялык бей|нд| пэндер бойынша аралык аттестаттау жэне «Стоматология» мамандыгы бойынша бакалавриат тулектерЫ корытынды мемлекеттк аттестациялау багдарламасын дайындау бойынша Стоматология мектеб| кафедраларынын оку-эдктемелк материалдарын жэне сараптамалык есептер|н талдау жэне салыстыру журпзшдк

Нэтижелер мен глюрталас. С^денттерд| аралык жэне корытынды аттестаттауды етюзу ушЫ стоматологиялык бей|нд| кафедралардын профессорлык-окьпушылык курамы (будан эр| - ПОК) дайындаган оку-

эдктемелк материалдарын, бакылау-елшеу куралдары мен багалау нысандарын талкылау жэне талдау барысында стоматология мектеб^н басшылыгы мен ПОК-нын бiртутас кезкарасы аныкталды; бiлiм алушынын (тYлектiн) клиникалык ойлауын багалауга, непзп стоматологиялык аурулардын жетекшi белгiлерiн аныктауга, стоматологиялык патологиясы бар кез-келген жастагы наукасты тексеру жоспарын куруга жэне дэлелдеуге MYMкiндiк беретiн; накты клиникалык жагдайга байланысты емдеу жоспарын жоспарлау жэне оны негiздеу кузiреттiлiгiне багытталган тапсырмалар мен бiрiктiрiл ген клиникалык жагдайларды дайындау кажеттшт мойындалды. Корытындылар. Кашыктан окыту жэне бiлiм алушылар мен «Стоматология» мамандыгы бойынша бакалавриат багдарламасы TYлектерiнiн оку жетiстiктерiн бакылау жагдайында емтихандарга ен колайлы формат онлайн тестшеу жэне студенттерд^ (т/лектерд^ тэжiрибелiк жэне коммуникативт дагдыларын заманауи б^м беру ЖYЙесiнде кузiреттiлiкке непзделген тапсырмалар мен интеграцияланган клиникалык жагдайларды колдану болып табылады, ягни интернеттеп ен озык технологиялык, эргономикалык жэне релевантты багалау эдiстерi. Платформа Cisco Webex Meeting емтиханды ауызша сухбат, клиникалык жагдайды талдау жэне т.б. форматында етюзуге ете ынгайлы, ейткен уакыт шектеулi емес; прокторинг ж/рпзу жэне сапалы бейне жазу м/мюндт бар; емтиханды эр TYрлi академиялык агымдарда вткiзетiн катысушылар саны шектелмейдк «Стоматология» мамандыгы бойынша бакалавр TYлеriнiн кузыреттiлiгiн багалау куралы мен аспаптары ретЫде интегралды клиникалык жагдайлар мен багалау парактары стоматологиялык багыттагы барлык шыгарушы кафедралардын профессорлык-окытушылык курамынын белсендi катысуымен дайындалуы керек. ТYЙiндi сездер: медициналык бiлiм, кашыкттан окыту; акпараттык-коммуникациялык технологиялар; сандык технологиялар; студенттерд! аралык аттестаттау; TYлектердi корытынды мемлекеттк аттестаттау; бiрiктiрiлген клиникалык жагдай.

I.V. Baskakova, B.P. Dilbarkhanov, M.K. Shayakhmetova,K.O. Karkabaeva, M.K. Bairov, D.S. Karaskova Asfendiyarov Kazakh National medical university School of Dentistry

EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF THE INTERMEDIATE AND FINAL STATE ATTESTATION OF BACHELORS IN THE SPECIALTY "DENTISTRY" IN THE CONDITIONS OF REMOTE TRAINING

Resume: The article provides experience and new approaches to the organization and conduct of intermediate certification of dental students and the final state certification of undergraduate students in the specialty "Dentistry" of the School of Dentistry of the Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov in distance learning. The application of information and communication and digital technologies at the stages of preparation and the examination procedure is described in detail. Examples of integrated clinical situations and evaluation forms are given.

Purpose of the study. Analysis and assessment of the current situation regarding the organization, conduct and improvement of forms and methods for evaluating dentists and bachelor graduates in the specialty "Dentistry" of the School of Dentistry of the NAO Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov during the interim and final certification; identifying best practices in the use of different educational platforms, developing competency-based integrated clinical situations and tools for pedagogical measurement; exchange of experience and development of guidelines for improving the forms and methods of intermediate and final control in the conditions of distance learning. Material and methods. The analysis and comparison of teaching materials and analytical reports of the departments of dental profile of the School of Dentistry in the spring semester of the 2019-2020 academic year, based on the results of intermediate certification in the disciplines of the dental profile and the development of the program of the final state certification of bachelor graduates in the specialty "Dentistry", was carried out. Results and discussion. During the discussion and analysis of teaching materials, control and measuring tools and assessment forms developed by the teaching staff (hereinafter - teaching staff) of the departments of dental profile for conducting intermediate and final certification of students, a

unified vision of the management and teaching staff of the School of Dentistry was achieved, recognition of the need development of competency-based tasks and integrated clinical situations, allowing to evaluate the clinical thinking of a student (graduate), the ability to identify the leading symptoms of major dental diseases, plan and argue a plan for examining a patient of any age with dental pathology; plan and justify a treatment plan, depending on the specific clinical situation. Findings. In the conditions of distance learning and monitoring the educational achievements of students and graduates of the bachelor's degree program in the specialty "Dentistry", the most acceptable format for examinations is online testing and assessment of the practical and communicative skills of students (graduates) through the use of competence-oriented tasks and integrated clinical situations on modern educational Online platforms as the most technologically advanced, ergonomic, and relevant assessment methods. The Cisco Webex Meeting platform is most convenient for conducting exams in the format of an oral interview, analysis of clinical situations, etc., since there is no time limit; there is an opportunity for proctoring and high-quality video recording; the number of participants conducting the exam at different academic streams is not limited. Integrated clinical situations and scorecards as means and tools for assessing the competencies of a bachelor graduate in the specialty "Dentistry" should be developed with the active participation of teaching staff of all graduating departments of the dental profile. Keywords: medical education, distance learning; information and communication technologies; digital technology; intermediate certification of students; final state certification of graduates; integrated clinical situation.

УДК 378.147.34

Использование дистанционных образовательных технологий для обучения студентов клиническим дисциплинам

Г.Т. Ермуханова, Д.С. Караськова, М.М. Момынова

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Кафедра стоматологии детского возраста

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционному формату обучения. Основная задача статьи -развитие дистанционной формы обучения на клинической кафедре. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены преимущества и недостатки дистанционного обучения. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение не может рассматриваться как самостоятельная форма обучения на клинических кафедрах в медицинских вузах, потому что нет возможности отработки практических навыков.

Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, технология, кафедра

Актуальность

До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение (ДО) было приемлемо в гуманитарных вузах, где обучающийся мог самостоятельно получать знания. В медицинских вузах ДО было совершенно приемлемо в то время, когда в стране был введено чрезвычайное положение, регионы были закрыты на карантин - дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность.

Однако до сих пор актуален вопрос: ДО - это форма обучения или технология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят стратегия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО. В настоящее время исследователями и практиками дистанционного обучения даны следующие его основные определения. ДО - «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма

обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1]. ДО - «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2]. Другие авторы считают, что ДО - это «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.