Научная статья на тему 'Государственная итоговая аттестация выпускников стоматологического факультета: организационно-методические аспекты'

Государственная итоговая аттестация выпускников стоматологического факультета: организационно-методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТОМАТОЛОГИЯ / STATE FINAL CERTIFICATION OF GRADUATES / MEDICAL EDUCATION / DENTISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатенко Г. А., Джоджуа А. Г., Первак М. Б., Басий Р. В., Максютенко С. И.

В статье представлен опыт проведения государственной итоговой аттестации выпускников стоматологического факультета в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького». Описаны организационно-методические аспекты комплексного тестового и практически-ориентированного экзаменов как этапов государственной итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатенко Г. А., Джоджуа А. Г., Первак М. Б., Басий Р. В., Максютенко С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE state final certification of Dentistry Faculty graduates: ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The article highlights the experience of the state final certification of graduates of the Dentistry Faculty of M. Gorkiy Donetsk National Medical University. The organizational and methodological aspects of the comprehensive test and practical examinations as stages of the state final certification are described.

Текст научной работы на тему «Государственная итоговая аттестация выпускников стоматологического факультета: организационно-методические аспекты»

УДК 616.31: 378.244.6

i ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Игнатенко Г.А., Джоджуа А.Г., Первак М.Б., Басий Р.В., Максютенко С.И., Косарева

Л.И.

Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького,

Донецк, 283003, пр. Ильича, 16

Резюме

В статье представлен опыт проведения государственной итоговой аттестации выпускников стоматологического факультета в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького». Описаны организационно-методические аспекты комплексного тестового и практически-ориентированного экзаменов как этапов государственной итоговой аттестации.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, медицинское образование, стоматология.

i THE state final certification of Dentistry Faculty graduates: ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

Ignatenko G.A., Jojua A. G, Pervak M.B., Basiy R. V, Maksutenko S.I., Kosareva L.I.

M. Gorky Donetsk National Medical University,

Donetsk, 283003, Ilyicha, 16,

Summary

The article highlights the experience of the state final certification of graduates of the Dentistry Faculty of M. Gorkiy Donetsk National Medical University. The organizational and methodological aspects of the comprehensive test and practical examinations as stages of the state final certification are described.

Keywords: state final certification ofgraduates, medical education, Dentistry.

Введение

Обеспечение высокого уровня подготовки будущих врачей, в том числе и врачей-стоматологов, невозможно без создания и введения в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), адекватной организации учебного процесса в медицинском вузе, научно обоснованной системы контроля качества обучения, в том числе и на заключительном этапе [1, 2, 4, 6].

В настоящее время в соответствии с действующими ГОС ВПО нормативной формой государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников медицинских вузов является государственный экзамен по специальности. В Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького» (ДонНМУ) он состоит из двух этапов - комплексного тестового и практически-ориентированного экзаменов, целью которых является проверка знаний и умений, приобретенных выпускником в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующего профиля в государственном образовательном стандарте.

Изучение международной практики аттестации выпускников медицинских высших учебных заведений и наш собственный опыт проведения выпускных экзаменов позволили нам в свое время прийти к пониманию необходимости контроля качества подготовки выпускников в

целом по специальности «Стоматология» и организации единого интегрированного выпускного экзамена - как на первом, так и на втором этапах.

Основная часть

Цель публикации - представить многолетний опыт организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников стоматологического факультета ДонНМУ.

Прежде всего нами была определена методология и разработана технология комплексного тестового и практически-ориентированного экзамена.

Комплексный тестовый экзамен предназначен для проверки освоения тех профессиональных сформулированных в ГОС ВПО умений, которые можно проверить решением тестовых заданий.

Тестирование проводится с помощью буклетов, включающих 150 тестовых заданий формата А, в том числе: 140 - по основным разделам стоматологии (терапевтической, ортопедической, хирургической и детской стоматологии), а также 10 тестов по неотложным состояниям и чрезвычайным ситуациям, организации здравоохранения (ОЗО) и социально-гуманитарным дисциплинам. Количество тестов по каждому разделу было определено, исходя из удельного веса объема изучения соответствующего раздела и дисциплины в действующем учебном плане по специальности 31.05.03 Стоматология.

Структура содержания экзамена представлена в таблице 1.

Тестирование проводится одновременно для всех выпускников стоматологического факультета и длится 2 с половиной астрономических часа (по 1 минуте на каждый тест).

Таблица 1. Структура комплексного тестового экзамена по специальности 31.05.03 Стоматология

№ п/п Раздел /дисциплины Количество тестов в буклете

Терапевтическая стоматология 42

Хирургическая стоматология 44

Ортопедическая стоматология 37

Детская стоматология 17

Неотложные состояния и чрезвычайные ситуации 6

ОЗО 1

Социально-гуманитарные дисциплины 3

Результаты комплексного тестового экзамена проверяются по эталонам ответов группой сотрудников учебно-методического отдела ДонНМУ и оцениваются в формате «сдал/ не сдал». Положительное решение государственной аттестационной комиссией (ГАК) принимается в случае, если выпускник правильно выполнил не менее 60% тестовых заданий, размещенных в буклете.

После комплексного тестового экзамена проводится практически-ориентированный государственный экзамен по терапевтической, ортопедической, хирургической и детской стоматологии.

Цель этого этапа ГИА - контроль тех необходимых будущему врачу-стоматологу профессиональных умений и навыков, освоение которых можно проверить только при работе выпускника с пациентами, фантомами, тренажерами и другими моделями профессиональной деятельности.

Экзамен проводится на клинических базах соответствующих выпускающих кафедр.

Содержание практически-ориентированного экзамена так же, как и комплексного тестового, сформировано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специальности «Стоматология».

Экзамен стандартизирован и состоит из двух частей.

За 15 лет проведения практически-ориентированного экзамена нами были апробированы различные варианты и формы его организации и проведения, различные варианты комплексирования дисциплин, обобщен опыт и изучены сильные и слабые стороны каждого из вариантов с целью создания оптимального формата государственной итоговой аттестации

выпускников-стоматологов [4, 5]. Важным, с нашей точки зрения, моментом при анализе итогов первых лет проведения практически-ориентированного экзамена явилось осознание необходимой очередности его частей на стоматологическом факультете: вначале оценка у выпускников уровня сформированности мануальных навыков на муляжах, фантомах и тренажерах, а затем уже -курация больных. Указанная последовательность проведения этого экзамена, на наш взгляд, обоснована двумя моментами. Во-первых, прежде чем выпускник будет допущен к обследованию пациента и проведению определенных стоматологических манипуляций, он должен продемонстрировать умение выполнять эти манипуляции, причем на достаточно высоком уровне, на фантомах и тренажерах. Во-вторых, стоматология, как прикладная специальность, отличается от других медицинских специальностей значительно большим количеством мануальных навыков. Приобретенные и отточенные до автоматизма практические умения и навыки составляют основу специальности «Стоматология».

Что касается различных вариантов комплексирования четырех стоматологических дисциплин: терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии и стоматологии детского возраста, которые были последовательно нами апробированы на протяжении полутора десятка лет, то в конечном итоге в 2016 году мы остановились на варианте проведения единого мультидисциплинарного практически-ориентированного экзамена, включающего все четыре профильные дисциплины. На наш взгляд, такой формат экзамена на сегодняшний день наиболее полно отвечает современным тенденциям развития стоматологической помощи населению, обусловленным появлением наряду с государственных альтернативных форм оказания помощи и ежегодным ростом их удельного веса в общей структуре. Поэтому в настоящее время возникла реальная потребность в подготовке и выпуске специалиста общей практики, одинаково хорошо владеющего навыками диагностики и лечения патологии терапевтического, хирургического и ортопедического профиля у взрослых и у детей, то есть специалиста, соответствующего требованиям современного рынка труда.

Первая часть практически-ориентированного экзамена состоит в оценке уровня сформированности у выпускника практических навыков, которые не требуют непосредственной работы с больным, а именно: проведение стоматологических манипуляций на муляжах, фантомах и тренажерах, диагностика и оказание экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях путем решения ситуационной задачи-модели и разработки соответствующего алгоритма оказания неотложной помощи, выполнение одной из общеврачебных манипуляций.

Вторая часть экзамена состоит в оценке умения решать конкретные профессиональные задачи в процессе приема соответствующего пациента. Непосредственно у кресла больного оцениваются умения и навыки выпускника проводить опрос и объективное обследование больного, выделять ведущий клинический синдром, составлять план обследования, оценивать результаты инструментальных и дополнительных методов исследования, проводить внутрисиндромную дифференциальную диагностику, устанавливать и обосновывать предварительный и окончательный диагноз, определять принципы лечения и тактику ведения больного, проводить лечение, определять прогноз и меры профилактики, вести медицинскую документацию.

Первая часть экзамена проводится в специально оснащенном муляжами, фантомами и тренажерами зале на клинической базе профильных кафедр согласно утвержденному расписанию. Оценивается сформированность профессиональных компетенций обучающихся при выполнении специальных навыков по терапевтической, ортопедической, хирургической и детской стоматологии, общеврачебных манипуляций и оказанию неотложной помощи.

В начале экзамена каждый студент регистрируется у секретаря и на него заполняются протоколы проведения и оценивания первой части экзамена. Далее студент методом случайного выбора получает задание по одному из разделов стоматологии (например, по терапевтической стоматологии) с перечнем 5 стоматологических манипуляций, которые ему предстоит демонстрировать. Таким же образом он определяет номер своего рабочего места. Затем студент занимает свое рабочее место, где он будет демонстрировать выполнение перечисленных в задании манипуляций. Далее под контролем экзаменатора и в присутствии членов ГАК он приступает к выполнению манипуляций и решению ситуационной задачи по этому предмету.

Аналогичным образом эта часть экзамена проводится по другим основным разделам стоматологии (хирургической, ортопедической, детской стоматологии).

По неотложным состояниям студент решает ситуационную задачу-модель и выполняет одну из общеврачебных манипуляций.

Выполнение практических умений и навыков на этом этапе оценивается баллами: «1» -выполнено, «0» - не выполнено. Результаты сдачи первой части экзамена заносятся в отдельные протоколы.

На второй части экзамена проверка умения студента решать конкретные профессиональные задачи в процессе приема соответствующего больного проводится в клинических залах профильных кафедр.

Каждый студент регистрируется у секретаря и на него заполняются протоколы проведения и оценивания второй части экзамена. Далее студент переходит в клинический зал одной из выпускающих кафедр, выбирает фишку с номером больного и в присутствии членов ГАК и экзаменатора приступает к обследованию больного: собирает жалобы, анамнез, проводит объективное обследование челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстного сустава, органов и тканей полости рта, делает заключение о стоматологическом статусе обследуемого: состоянии мягких тканей лица, пропорций лица, регионарных лимфоузлов, состоянии зубов, прикуса, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта, языка. Затем студент обследует место болезни, выделяет ведущий клинический синдром, проводит дифференциальную диагностику и устанавливает либо окончательный диагноз, либо предварительный. В последнем случае обосновывает выбор дополнительных методов обследования для постановки окончательного диагноза. После этого либо сам проводит дополнительные исследования (ЭОД, определение кариесрезистентности, пробу Шиллера-Писарева и т.д.), либо направляет на дополнительные исследования, проводит их оценку и устанавливает окончательный диагноз. После этого студент составляет план лечения больного на данное посещение и последующие, а также намечает план дальнейшего лечения выявленных сопутствующих стоматологических заболеваний и состояний терапевтического, хирургического, ортопедического и ортодонтического профилей. После этого под контролем экзаменаторов и в присутствии членов ГАК студент проводит весь объем манипуляций, запланированных на данное посещение. По окончании приема больного студент дает рекомендации по рациональному гигиеническому уходу за полостью рта с применением лечебно-профилактических зубных паст, эликсиров и пр., а также дает направление на лечение других стоматологических заболеваний у соответствующих специалистов. После этого он заполняет медицинскую карту стоматологического больного. Аналогичным образом эта часть экзамена проводится и по другим основным разделам стоматологии.

Выполнение практических умений и навыков на этом этапе оценивается баллами: «1» -выполнено, «0,5» - выполнено не полностью, «0» - не выполнено. Результаты сдачи второй части экзамена заносятся в отдельные протоколы. Средний балл за каждую часть экзамена определяется как среднее арифметическое всех баллов, зафиксированных в индивидуальных протоколах проведения и оценивания соответствующей части экзамена, и находится в диапазоне от 0 до 1. Количество баллов по 100-балльной шкале рассчитывают как средний балл за экзамен (среднее арифметическое средних баллов за первую и вторую части экзамена), умноженный на коэффициент 100 и округленный до целого значения.

Далее количество баллов по 100-балльной шкале конвертируется в оценку по государственной шкале и шкале ECTS (табл. 2).

Таблица 2. Критерии определения оценки по государственной итоговой аттестации (по государственной шкале и шкале ECTS)

Количество баллов по 100-балльной шкале Оценка по государственной шкале Оценка по шкале ЕСТ5

90 - 100 «отлично» (5) А

80 - 89 «хорошо» (4) В

75 - 79 С

70 - 74 «удовлетворительно» (3) 0

60 - 69 Е

0 - 59 «неудовлетворительно» (2) РХ

Содержание и организация проведения комплексного тестового и практически-ориентированного экзаменов обеспечивают контроль овладения всеми обязательными компетенциями, предусмотренными ГОС ВПО по специальности 31.05.03 Стоматология [3]. Уровень проверки той или иной компетенции отражен в соответствующей части программы ГИА, ежегодно обсуждаемой и утверждаемой на заседании Центрального методического совета ДонНМУ (табл.з).

Таблица 3. Компетенции, проверяемые на государственной итоговой аттестации у выпускников стоматологического факультета (фрагмент программы ГИА на 2018-2019 учебный год)

Шифр и название компетенции (согласно действующему ГОС ВПО) Этап государственной итоговой аттестации, на котором проверяется компетенция

комплексный тестовый экзамен практически-ориентированный экзамен

первая часть вторая часть

Общекультурные компетенции

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу + +

ОК-2 Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции +

ОК-3 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции +

ОК-4 Способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения ... +

Общепрофессиональные компетенции

ОПК-1 Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности + +

ОПК-2 Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языках для решения задач профессиональной деятельности + +

ОПК-3 Способность использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности +

ОПК-4 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности ... +

Профессиональные компетенции

ПК-1 Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания +

ПК-2 Способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией ... +

ПК-5 Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания + +

ПК-6 Способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов стоматологических заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра + +

ПК-7 Готовность к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека +

ПК-8 Способность к определению тактики ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями + + +

ПК-9 Готовность к ведению и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара + + +

ПК-10 Готовность к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации ... +

Заключение

Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников стоматологического факультета ДонНМУ за период 2016-2018 гг. показал, что реализация

собственной уникальной методологии и технологии заключительного контроля в формате единого комплексного экзамена по специальности на обоих этапах позволила максимально стандартизировать требования и условия ее проведения, наиболее полно и объективно оценить уровень теоретической и практической подготовки каждого выпускника согласно требованиям государственного образовательного стандарта для специальности «Стоматология» и его готовность к профессиональной деятельности в качестве врача-стоматолога общей практики.

Литература (references)

1. Государственные стандарты высшего образования и аттестация качества подготовки выпускников на примере высшего медицинского образования / [В.Н. Казаков, А.Н. Талалаенко, М.С. Каменецкий и др.]. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, - 2004. - 150 с.

2. Митрофанова К.А., Сергеева Н.Н. Компетентность и интеграция в медицинских ВУЗах. Высшее образование сегодня. 2015; 4: 3-16.

3. Паспорта и программы формирования компетенций по специальности 31.05.03 Стоматология /Под общ. ред. члена-корреспондента НАМНУ, профессора Г.А. Игнатенко. - Донецк, - 2018. -579 с.

4. Реализация компетентностного подхода в подготовке врачей-стоматологов / [Л.И. Косарева, М.Б. Первак, С.И. Максютенко и др.]. // Проблемы и пути совершенствования учебной, учебно-методической и воспитательной работы. - Донецк, - 2016. - С. 285-288.

5. Современные подходы к стандартизации контроля качества подготовки врача-стоматолога на практически-ориентированном государственном экзамене / [В.Н. Казаков, А.Н. Талалаенко, А.А. Удод и др.]. // Украшський стоматолопчний альманах. - 2004. - № 1-2. - С. 68-70.

6. Управление качеством подготовки специалистов: программно-целевой подход (на примере высшего и послевузовского медицинского образования) / [В.Н. Казаков, Н.А. Селезнева, А.Н. Талалаенко и др.]. - Второе издание. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, - 2007. - 215 с.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игнатенко Григорий Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент НАМНУ, ректор Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького» email: contact@dnmu. ru

Джоджуа Анзор Георгиевич, кандидат медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького», председатель Центрального методического совета email: anzorj oj ua@gmail. com

Первак Марина Борисовна, доктор медицинских наук, профессор, руководитель учебно-методического отдела Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького», зам. председателя Центрального методического совета email: [email protected] Басий Раиса Васильевна, кандидат медицинских наук, доцент, помощник проректора по учебной работе Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького» email: [email protected]

Максютенко Сергей Иванович, кандидат медицинских наук, доцент, декан стоматологического факультета «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького email: sergei. m ak suten k o@ gm ai l. com

Косарева Людмила Ивановна, кандидат медицинских наук, доцент, профессор кафедры терапевтической стоматологии «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького, председатель методической комиссии по терапевтическим дисциплинам email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.