<<ш1кшетим~^©и©ма1>#щ51)),2©2© а medical sciences
63
УДК: 614.23: 614.252.1
Сучилина М.И.
ассистент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Иркутского государственного медицинского университета DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11302 ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Suchilina M.I.
assistant professor of surgical dentistry and maxillofacial surgery department
Irkutsk state medical university
THE PRIMARY ACCREDITATION OF GRADUATES OF THE DENTAL FACULTY OF IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY: EXPERIENCE AND IMPROVEMENT PROSPECTS
Аннотация
В статье описывается опыт прохождения процедуры первичной аккредитации по специальности «Стоматология» выпускниками стоматологического факультета Иркутского государственного медицинского университета 2018 и 2019 годов. Указаны основные трудности, а также изменения, коснувшиеся ее этапов в 2018, 2019 годах. Даны рекомендации по оптимизации экзамена. Статья написана от лица аккредитованных выпускников.
Abstract
The article describes the experience of the passing of the primary accreditation procedure in the specialty "Dentistry" by graduates of dental faculty Irkutsk State Medical University of the 2018 and 2019 years. The main difficulties, as well as the changes that touched its stages in 2018, 2019 are indicated. Recommendations on exam optimizing are given. The article is written on behalf of accredited graduates.
Ключевые слова: процедура первичной аккредитации, стоматология, опыт прохождения, нововведения, улучшения, оценка.
Key words: the primary accreditation procedure, dentistry, experience of passing, innovations, optimization, assessment.
Процедура первичной аккредитации специалиста была введена в 2016 году в соответствии с Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно его содержанию, осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность имеют право лица, получившие медицинское или иное образование и успешно прошедшие все этапы первичной аккредитации. На основании этого выпускникам выдается свидетельство об аккредитации специалиста соответствующего образца, которое и позволяет им работать по выбранной специальности.
Данная процедура внедряется постепенно, охватывая с каждым годом все больший круг не только основных специальностей, но и специальностей дополнительного профессионального образования (ординатура), внедряются и корректируются задания фонда оценочных средств, применяются новые технологии, позволяющие более объективно оценивать подготовку выпускника и соответствие его знаний, умений и навыков критериям выбранной специальности. Вносятся и изменения в сам порядок процедуры первичной аккредитации (III1А). что делает ее прохождение более комфортной как для аккредитуемых, так и для членов аккредитаци-онных подкомиссий (АПК), сотрудников, осуществляющих техническую часть мероприятия.
В Иркутском государственном медицинском университете в 2018 и 2019 годах этапы ППА были
существенно изменены на основании опыта ее проведения в 2016 и 2017 годах. В том числе это коснулось и ППА по специальности «Стоматология». Рассмотрим особенности ее проведения в 2018, 2019 годах.
С 2016 по 2019 годы она стандартно включает в себя 3 основных этапа:
1. Тестирование.
2. Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.
3. Решение ситуационных заданий (кейс-заданий).
Для подготовки к ППА выпускники использовали фонд оценочных средств, размещенный на сайте Федерального Методического Центра аккредитации (документы в формате pdf), а также специально сконструированный раздел, имитировавший экзамен первого этапа, доступ к которому осуществлялся при введении логина и пароля после прохождения регистрации. Дополнительно аккредитуемые пользовались специальными приложениями, созданными на базе операционных систем «iOS» и «Android» — «Аккредитация врачей» и «МедикТест» (Рис. 1), что дало возможность комфортного изучения заданий первого и третьего этапов на малогабаритных устройствах. Стоит отметить, что кейс-задания и ответы на них были добавлены в приложения в 2018 году. Это еще в большей степени упростило освоение выпускниками фонда оценочных средств ППА.
64
МББГСЛЬ 8С1Б]ЧСБ8 / <<е®УУШШШ=^ШШа11>>#ШВДШЭ
- Стоматология ^^
Изучено блоков: 0 Изучено тем: 0 Успешные попытки сдать экзамен: 0 Всего вопросов: 3710
Рис. 1. Приложения «Аккредитация врачей» (первые два снимка) и «МедикТест» (третий снимок) для подготовки к первому и третьему этапам ППА
В указанных приложениях с 2018 года появились новые разделы, помогавшие студентам сконцентрировать внимание на наиболее сложных для запоминания вопросах путем их выборки и индивидуальной экзаменационной тренировки, многократного прочитывания (рис. 2). К ним следует отнести некоторые тесты с числовыми, именными вариантами ответа, а также схожие по смыслу задания. Причинами ошибок в тренировочных вариантах стали быстрая забываемость правильных ответов, невнимательность, излишняя самоуверенность в своих знаниях; кроме того, в фонде оценочных средств присутствовали некорректные формулировки и ответы на тестовые вопросы. По мере их изучения, университеты по всей стране сообщали о некорректных заданиях в Методический Центр аккредитации (МЦА), после чего они исключались из контрольных списков.
Несмотря на то, что не все студенты-выпускники использовали дополнительные режимы аккре-дитационных приложений, следует подчеркнуть, что каждый из них готовился к первому и третьему этапам с их применением без необходимости более трудоемкого изучения документов и запуска репетиционного экзамена с сайта МЦА, который предназначен для сети Интернет компьютеров и ноутбуков.
Подготовка ко второму этапу проводилась в лечебных залах факультетской стоматологической клиники Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) (Рис. 2, 3, 4, 5). При этом задействовались чек-листы, распечатанные с сайта МЦА, индивидуальные стоматологические установки с фантомами и без, наборы инструментов и материалов, подготовленные заранее по паспортам станций. В 2018 году второй этап включал пять станций: первая — «Базовая сердечно-легочная реанимация», вторая — «Препарирование зуба» (терапевтическое «взрослое», терапевтическое «детское», ортопедическое), третья — «Пломбирование зуба» (композитным материалом светового отверждения или стеклоиономерным цементом) или «Удаление зуба» (взрослое или детское), четвертая — «Анестезия в стоматологической практике», пятая — «Стоматологический осмотр пациента» (взрослый, детский, ортопедический или хирургический). Подготовка к первой станции осуществлялась на кафедре симуляционных технологий и экстренной медицинской помощи ИГМУ в течение цикла «Симуляционные технологии в медицине (неотложная помощь)». Трудности возникали лишь на начальных этапах отработки чек-листов, в дальнейшем навыки и их озвучивание автоматически воспроизводились аккредитуемыми.
«c@yl@qyiym-j©yrmal»#3îii),2©2© / medical sciences
65
Рис. 2, 3, 4 и 5. Подготовленные рабочие места для отработки и сдачи практических навыков
(второй этап)
Большим плюсом для выпускников стоматологического факультета стала репетиция второго этапа аккредитации на государственных итоговых экзаменах. Аккредитуемые подробно ознакомлялись с его ходом, что давало им на самой ППА чувствовать себя спокойно и уверенно, без физического и эмоционального напряжения (в том числе, паники).
В 2018 году в ППА по специальности «Стоматология» участвовал 81 выпускник. В день регистрации курса на ППА произошел сбой подключения к базе МЦА. В связи с этим зарегистрироваться на процедуру удалось лишь 16% выпускников. Регистрация остальных была отложена на день первого этапа ППА.
Первый этап ППА («Тестирование») был назначен на 03.07.2018. Проходил он на базе компьютерного класса биологического корпуса ИГМУ в один поток. Аккредитуемым по входу в кабинет выдавались индивидуальные логины и пароли для доступа к персональным вариантам экзамена. Из 3812 вопросов каждому выпускнику попадались любые 60. На решение экзамена отводилось 60 минут. Если аккредитуемый давал правильные ответы на 70% или более вопросов, этап считался успешно пройденным («Сдано»), если на 69% или менее — не пройденным («Не сдано»). 5% выпускников (4 человека) не справились с тестированием, причем 2,5% из них (2 человека) — по причине сбоя тестовой базы заданий, показавшей во время испытания, что тестирование проходило более 60 минут, из-за чего был автоматически выставлен результат «Не сдано». Это создало дополнительный эмоциональный стресс для указанных выпускников. Пересдача этапа была назначена на 05.07.2018, на которой с тестированием справились 100% аккредитуемых. Наибольшее количество ошибок отмечено в «сложных» вопросах, сделанных на фоне эмоционального стресса от экзамена.
На втором этапе аккредитации («Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях») было организовано 2 потока выпускников — 40 и 41 человек, даты проведения экзамена — 11.07 и 12.07.2018 соответственно. В 2018 году
порядок прохождения станций был несколько изменен — вначале аккредитуемые проходили стоматологические станции, а затем — станцию базовой сердечно-легочной реанимации (БСЛР). Это предотвращало физическое утомление и перенапряжение выпускников, возникавшие после сдачи БСЛР как первой станции, на стоматологических станциях. Однако вследствие очередей, длительного ожидания, короткой продолжительности станции БСЛР (продолжительность прохождения — 3 минуты) выпускники были вынуждены менять порядок прохождения станций. Наиболее длительными по времени считались станции «Пломбирование зуба» (в частности, композитными материалами светового отверждения), «Анестезия в стоматологической практике». Большая очередь создавалась возле последней, так как ее принимал один член АПК, и через эту станцию проходил каждый экзаменуемый (по сравнению со станцией «Стоматологическое препарирование» — 2 установки и 2 экзаменатора, «Пломбирование/Удаление зуба» — аккредитуемому попадалось одно из заданий станции, для каждого из которых предназначалось по 1 установке и 1 экзаменатору, «Стоматологический осмотр пациента» — средняя продолжительность станции для каждого выпускника — 4 минуты; 1 установка и 1 экзаменатор). При присоединении второго экзаменатора на станции «Анестезия в стоматологической практике» прием практического навыка ускорялся со скорым уменьшением очереди на нее.
Кроме того, в практику прохождения ППА стали вводиться перерывы, предназначенные как для экзаменаторов, так и для экзаменуемых. Все это создавало благоприятные условия для прохождения процедуры, эмоциональную и физическую разрядку, время для приема пищи, отдых обеих групп участников ППА.
«Сдано» выставлялось в случае выполнения аккредитуемым 70% и более «пунктов-действий» чек-листов от общего их числа со всех 5 станций, «Не сдано» — при воспроизведении их 69% и ме-
MEDICAL SCIENCES / <<е®УУШШШ=^ШШа[»#ШВДШЭ
66_
нее. Второй этап ППА по специальности «Стоматология» в 2018 году был пройден всеми выпускниками. До третьего этапа допущен 81 человек.
На третьем этапе («Решение ситуационных задач») курс был также разделен на 2 потока — 1 -ый сдавал экзамен 16.07, а 2-ой — 17.07.2018. Сдача проходила в факультетской стоматологической клинике ИГМУ в тех же лечебных залах, где ранее принимали этап практических умений. Выпускникам предлагалось по 3 задачи (из базовых 232), в каждой из которых давалось по 5 вопросов (всего 15). Для оценки «Сдано» необходимо было корректно ответить на 10 или более вопросов, «Не сдано» — на 9 и менее. Экзаменаторами являлись члены АПК. С данным этапом в 2018 году также справились все выпускники стоматологического факультета. Каждый из них позднее получил индивидуальное «Свидетельство об аккредитации специалиста» и разрешение на осуществление соответствующей медицинской деятельности сроком на 5 лет.
В 2019 году участие в ППА принимало 67 выпускников стоматологического факультета.
Базой МЦА на первый этап было предоставлено 3980 вопросов. 7 человек (10,4%) из 67 не прошли тестирование с первой попытки. Со второй попытки 70% правильных ответов не набрали 2 человека. С третьей попытки один выпускник прошел тестирование, второй не справился с экзаменом и был не допущен до последующих этапов аккредитации.
Второй этап проходил в 2 потока. В 2019 году в оценку практических навыков ввели шестую станцию «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приеме врача», принцип сдачи которой схож с таковыми остальных 5 станций. Данная станция проверяла способность выпускника общаться с пациентом, заинтересовывать его в лечении своих заболеваний совместно с доктором. Так как станция являлась «пилотной» (пробной) в текущем году, ее проходило 10 выпускников, каждый из которых успешно справился с заданием. 2-ой этап прошли 100% аккредитуемых.
Третий этап был полностью изменен. Он проходил в форме «электронного» экзамена на компьютерах в биологическом корпусе ИГМУ. Выпускнику предлагалось 2 кейс-задания с 12 вопросами в каждом (всего 24 вопроса), время экзамена — 60 минут. Вопросы задавались по конкретной задаче в определенной последовательности по следующим пунктам — «План обследования», «Диагноз», «Лечение» и «Вариатив» (различные вопросы, касае-мые данной стоматологической патологии). Данные кейсы имели клинически направленную ориентированность и проверяли степень развития клинического мышления выпускников. «Сдано» выставлялось аккредитуемому, правильно ответившему на 17 и более вопросов, «Не сдано» — давшему верные ответы на 16 и менее вопросов. Один
выпускник из 66 (1,5%) справился с этапом с третьей попытки, остальные — с первой.
Таким образом, в 2019 году из 67 выпускников стоматологического факультета в период летней аккредитации было допущено до медицинской деятельности 66 человек (98,5%), 1 был оставлен на пересдачу аккредитации в осенний семестр 2019-2020 учебного года.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Сбои сети Интернет затрудняют связь ИГМУ с МЦА, что создает проблемы при подготовке и прохождении процедуры ППА.
2. Поэтапное и своевременное внедрение нововведений уменьшает эмоциональный стресс участников аккредитации, а пересмотр некоторых этапов ППА оптимизирует и расширяет проверку знаний выпускников.
3. Для более комфортного и быстрого прохождения ППА предусмотрены репетиция аккредитации до непосредственной ее процедуры, изменения порядка прохождения станций (второй этап), деление курса аккредитуемых на 2-3 потока, увеличение количества стоматологических установок и экзаменаторов на «длительных» станциях (предотвращение очередей), система кондиционирования помещений (особенно в летнее время), введение перерывов во время процедуры (второй и третий этапы).
4. Внедрение методов более объективной оценки знаний — экзамен в «компьютерной форме», в будущем — применение для аккредитации стоматологических фантомов нового поколения с наличием обратной связи для базовой оценки навыков в комбинации с «живым» экзаменатором из сферы практического здравоохранения для более углубленного оценивания мануальных умений.
Список литературы
1. Алёшкин, И. Г., Рысина, И. А., Щербаченко, Т. Л., Войтов, А. А. Об итогах проведения первичной аккредитации по специальности «Стоматология» в Иркутском государственном медицинском университете: опыт и перспективы / И. Г. Алёшкин, И. А. Рысина, Т. Л. Щербаченко, А. А. Войтов. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. Иркутск, ИГМУ. — 2017. — Вып. 6. — С. 100-103. Режим доступа: Шр8://еИЪгагу.ги/11ет.а8р?1а=29713211
2. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». — М., 2016.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». — М., 2011.