Научная статья на тему 'О системе управления качеством образовательных услуг'

О системе управления качеством образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Качество / образовательные услуги / знания / навыки / умения / сапа / білім беру қызметтері / білім / дағдылар / шеберлік

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б. О. Торланова, А. А. Ахметова

Реализация потребностей общества в высококвалифицированных специалистах медицинского и фарма-цевтического профиля может быть осуществлена только посредством повышения качества образования. Критериями качества образовательных услуг выступают, прежде всего, результаты экзаменационных сес-сий, промежуточной и итоговой государственной аттестации, показывающие степень усвоения образова-тельных программ. Внедренная в ЮКГФА промежуточная аттестация осуществляется в 2 этапа с привлечением незави-симых экзаменаторов: путем компьютерного тестирования и приема практических/клинических навыков по технологии ОСПЭ/ОСКЭ. Это позволяет получить более полную картину освоения профессиональных навыков и умений и закрепления теоретических знаний, а сам процесс промежуточной аттестации делает объектив-ным, прозрачным, исключающим предвзятость в оценке знаний и навыков обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Білім беру қызметтері сапасын басқару жҥйесі туралы

Қоғамдағы медицина және фармация саласының жоғары білікті мамандарына деген қажеттілік тек білім сапасын жоғарылату арқылы ғана қанағаттандырылады. Білім беру сапасының негізгі критерилері ретінде, ең алдымен, білім беру бағдарламаларын меңгеру дәрежесін кӛрсететін емтихан сессияларының, мемлекеттік аралық және қорытынды аттестациялаудың нәтижелері танылады. ОҚМФА-да ендірілген аралық аттестация тәуелсіз емтихан қабылдаушылардың қатысуымен екі кезең бойынша: компьютерлік тестілеу және ОҚТЕ/ОҚКЕ технологиялары негізінде тәжірибелік/клиникалық дағдыларды қабылдау жолымен ӛткізіледі. Бұл білім алушылардың меңгерген кәсіби дағдылары мен шеберлігін, теориялық білімін мейлінше толық дәрежеде анықтауға, ал аралық аттестацияның ӛзін объективті, ашық ӛткізуге, студенттерді дұрыс бағалауға мумкіндік береді.

Текст научной работы на тему «О системе управления качеством образовательных услуг»

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Б.О. Торланова, А.А. Ахметова

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент

Реализация потребностей общества в высококвалифицированных специалистах медицинского и фармацевтического профиля может быть осуществлена только посредством повышения качества образования. Критериями качества образовательных услуг выступают, прежде всего, результаты экзаменационных сессий, промежуточной и итоговой государственной аттестации, показывающие степень усвоения образовательных программ.

Внедренная в ЮКГФА промежуточная аттестация осуществляется в 2 этапа с привлечением независимых экзаменаторов: путем компьютерного тестирования и приема практических/клинических навыков по технологии ОСПЭ/ОСКЭ. Это позволяет получить более полную картину освоения профессиональных навыков и умений и закрепления теоретических знаний, а сам процесс промежуточной аттестации делает объективным, прозрачным, исключающим предвзятость в оценке знаний и навыков обучающихся.

Ключевые слова: Качество, образовательные услуги, знания, навыки, умения.

В Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана определены стратегические приоритеты развития Республики. Закономерно то, что особое место отводится развитию образования и науки, профессиональной подготовке кадров: «Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику» [1].

Кадровое обеспечение одной из важнейших отраслей экономики любого государства - практического здравоохранения и фармацевтической промышленности - является основной целью деятельности медицинских вузов. Реализация потребностей общества в высококвалифицированных специалистах медицинского и фармацевтического профиля может быть осуществлена только посредством повышения качества высшего медицинского и фармацевтического образования.

Политика государства в области образования и науки в соответствии со Стратегией индустриально -инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 [2], Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы [3] реализуется, исходя из признаков приоритетности повышения качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики, развития социального партнерства, активного привлечения работодателей для организации профессиональной практики, стажировки студентов.

В этом аспекте проблемы качества в области предоставления образовательных услуг в последние годы приобрели общепризнанную актуальность.

Одним из факторов, способствующих повышению качества предоставляемых образовательных услуг, является укрепление материально-технической базы государственных медицинских организаций образования. Наряду с другими государственными медицинскими вузами Республики Казахстан для Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии (ЮКГФА) были выделены средства для создания и оснащения учебно-клинических лабораторных центров, закуплены и предоставлены для учебных целей современные лаборатории. Для активного внедрения новых образовательных технологий в процесс подготовки медицинских и фармацевтических кадров ежегодно проводится обучение профессорско-преподавательского состава медицинских вузов в ведущих медицинских университетах дальнего и ближнего зарубежья.

Безусловно, образование нуждается в системе управления качеством, которую должен иметь каждый вуз. Эта система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности.

Вопросы управления качеством образовательных услуг требуют системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь всех его звеньев, а именно:

- планирование образовательных услуг;

- реализация образовательных программ;

- проверка результатов обучения;

- анализ результатов обучения;

- внедрение мероприятий по корректированию результатов образовательного процесса.

При этом нужно оценивать не только результаты деятельности вуза, но и меры, которые к этим результатам привели. Оценка мер важна, поскольку она отражает общую политику относительно совершенствования его деятельности. Оценка же результатов дает более точную картину качества подготовки специалистов в нашей академии или позволяет подробнее охарактеризовать учебные программы.

В условиях реформирования медицинских вузов страны, интенсивного обмена опытом между вузовскими работниками в ходе международных семинаров и поездок, изучения и использования в учебном процессе методики обучения дальнего зарубежья, потока новой информации и возможностей, которые представляют информационные сети, у преподавателей и студентов появляется все большая потребность совершенствоваться.

Как показывает практика, повышение доверия к вузу - это наличие в нем действующей системы качества, независимая оценка его образовательной деятельности, совместные образовательные программы с другими вузами. Качество обучения и образовательная деятельность неразделимы.

Новый тип обучения, кредитная система, которая внедряется в медицинских вузах с 2007 года, в том числе и в Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии, предъявляет организаторам учебного процесса ряд новых требований, которые изменяют традиционные роли преподавателей.

Отсюда возникает необходимость поиска принципов новой идеологии обучения, проблем адаптации, модернизации педагогического процесса, усовершенствования и введения новых форм организации и управления учебным процессом.

В Стратегическом плане развития нашего вуза красной нитью проходит идея внедрения непрерывного образования в сфере медицины и фармации, так как такая система образования характеризуется, прежде всего, сохранением преемственности (от технического и профессионального до последипломного образования через высшее). Основное преимущество непрерывного образования - возможность анализировать учебный процесс, устранять недостатки и направлять все усилия на повышение качества образовательных услуг на всех этапах. Профессорско-преподавательский состав (III 1С) нашей академии работает над расширением учебно-образовательной базы, участвует в разработке новых ГОСО (государственных общеобязательных стандартов образования), типовых программ, пересматриваются образовательные программы и учебные планы для технического и профессионального, высшего и последипломного образования, чтобы дипломы и сертификаты, полученные в стенах нашего вуза, были действительны и на международном уровне.

Останавливаясь на основной - образовательной - деятельности академии, следует сделать акцент на том, что необходимыми мерами, предпринятыми для управления качеством образовательных услуг, являются собственно планирование образовательных услуг и контроль качества их реализации.

Планирование образовательных услуг - это первый этап, обеспечивающий учебный процесс на весь период обучения - от абитуриента до выпускника-специалиста. В него также входит формирование ППС организации образования для реализации образовательных программ по специальностям вуза. При этом следует иметь в виду, что одним из критериев качества образовательных услуг выступает уровень подготовки ППС вуза. В ЮКГФА с 2007 года преподаватели, участвующие в образовательном процессе по кредитной технологии обучения, освоили учебную программу «Инновационные технологии в медицинском образовании».

Критерием качества подготовки ППС академии к переходу на кредитную технологию обучения явилось качество подготовки учебно-методических комплексов дисциплин, которое контролируется не только внутри-вузовскими комиссиями, но также проверяется межвузовскими комиссиями со стороны МЗ РК.

Реализация новых образовательных программ служит основой подготовки специалистов. Успех образовательного процесса зависит от многих факторов, в числе которых немаловажное значение имеют квалификация ППС, желание самих обучающихся, оснащенность материально-технической базы вуза современным оборудованием, оргтехникой, а также наличие клинических баз, библиотечно-информационного центра (БИЦ), социально-культурной инфраструктуры и т.п.

Известно, что в настоящее время для значительной части молодежи получение качественного образования, соответствующего международным образовательным стандартам, и высоконравственного воспитания остается ведущей социальной ценностью. Мотивация студентов и учащихся к повышению успеваемости формируется в результате ежедневных педагогических воздействий со стороны ППС академии, а также путем проведения различных мероприятий, направленных на развитие всесторонних характеристик личности (олимпиады, КВН, конкурсы научных работ и др.). Воспитательная работа, проводимая в академии, неразрывно связана с образовательным процессом. Широкий доступ к ежегодно пополняемым фондам БИЦ, возможность работы в Интернет-классе, участие в общественной жизни академии - все это являются не только предпосылками, но и залогом хорошей успеваемости.

Стимулом к повышению успеваемости является также выдвижение обучающихся на именные стипендии различного уровня.

В ЮКГФА контроль качества образовательных услуг, то есть мониторинг качества реализации образовательных программ, является одной из функций, возложенных на отдел системы менеджмента качества (СМК).

Критериями качества образовательных услуг выступают, прежде всего, результаты промежуточной аттестации студентов - результаты экзаменационных сессий, показывающие степень усвоения образовательных программ по специальностям бакалавриата.

В соответствии с современными требованиями успеваемость студентов, врачей-интернов в академии третий год отражается в электронном журнале, что позволяет обеспечить прозрачность показателей текущей успеваемости и посещаемости не только для ППС и деканатов академии, но также и для родителей обучающихся. Для этого на 2009-2010 учебный год была полностью обновлена база электронного журнала, установлена новая база USPEV, в который заново введен список студентов, врачей-интернов, новый список кафедр, а также календарно-тематические планы практических, лабораторных и семинарских занятий по всем дисциплинам. Каждая кафедра, благодаря новой базе, имеет возможность вводить текущий рейтинг студентов ежедневно либо в конце недели непосредственно на компьютере, подключенном к общему сайту академии.

Электронный журнал позволяет получить объективную картину по текущему и итоговому рейтингу каждого студента по конкретной дисциплине за любой период времени.

В 2008-2009 учебном году в академии в ходе экзаменационных сессий (промежуточная аттестация) на 26 курсах для студентов всех специальностей был внедрен прием практических/клинических навыков по технологии объективного структурированного практического/клинического экзамена (ОСПЭ/ОСКЭ), который ранее использовался только при аттестации студентов выпускных курсов. Данный инновационный метод оценки освоенных и закрепленных практических/клинических навыков дает более полную картину качеству образовательного процесса, в ходе которого студент получает не только теоретические знания, но и осваивает необходимый минимум профессиональных навыков и умений.

В 2009-2010 учебном году по решению Ученого совета академии промежуточная аттестация (экзаменационная сессия) в соответствии с рабочим учебным планом, академическим календарем и типовыми учебными программами по всем дисциплинам 1-3 курсов академии осуществлялась путем компьютерного тестирования и приема практических/клинических навыков по технологии ОСПЭ/ОСКЭ (объективного структурированного практического/клинического экзамена).

На кафедрах были подготовлены задания в тестовой форме по соответствующим дисциплинам и введены в базу Компьютерно-тестового издательского центра (КТИЦ). Тестовые задания предварительно прошли экспертизу внутривузовской комиссии по качеству ЮКГФА.

Также на кафедрах были разработаны материалы по приему практических/клинических навыков по технологии ОСПЭ/ОСКЭ по унифицированной схеме. Экспертизу методических материалов по каждой дисциплине, для которой было предусмотрено применение технологии ОСПЭ/ОСКЭ, проводила рабочая комиссия независмых экспертов из числа ППС академии.

На период промежуточной аттестации была создана апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю дисциплин, вынесенных на экзаменационную сессию.

Тестирование проводилось в КТИЦ академии в присутствии независимого наблюдателя - сотрудника отдела СМК - и одного из представителей кафедры, по дисциплине которой проводился экзамен. Результаты тестирования сохранены в памяти главного сервера, а также заносены в журналы регистрации, которые ежедневно подписывали после окончания тестирования представители соответствующей кафедры и отдела СМК.

Прием практических навыков осуществлялся на оснащенных всем необходимым оборудованием кафедрах и в лабораториях Учебно-клинического лабораторного центра (УКЛЦ) по технологии ОСПЭ/ОСКЭ. Учебные аудитории клинических кафедр и кабинеты УКЛЦ оснащены современными муляжами, приборами, медицинским инструментарием, наглядными пособиями и таблицами. В качестве независимых экзаменаторов для приема практических/клинических навыков по технологии ОСПЭ/ОСКЭ ежедневно подбирались ведущие преподаватели, имеющие соответствующее базовое образование и ученую степень, из списка, утвержденного приказом ректора. В качестве независимых наблюдателей выступали сотрудники отдела СМК и Офиса Регистратора.

Таким образом, совместной работой отдела СМК, учебно-методического центра, деканата, Офиса Регистратора, КТИЦ проводятся зачетно-экзаменационные сессии (промежуточная аттестация) в соответствии с требованиями нормативных документов, что позволило сделать данный процесс прозрачным, объективным, исключить предвзятость в оценке знаний и навыков обучающихся.

Все перечисленные мероприятия по организации и проведению промежуточной аттестации студентов, врачей-интернов привели к тому, что знания и практические/клинические навыки обучающихся оцениваются объективно, в присутствии независимых наблюдателей, без вмешательства преподавателей соответствующих кафедр.

В тоже время в вузе начата масштабная разъяснительная работа со студентами по повышению успеваемости, что безусловно сегодня отражается на текущем и итоговом рейтинге обучающихся, а также на итоговой оценке, демонстрирующей степень освоения теоретических знаний и закрепления практических/клинических навыков. Шире используются возможности КТИЦ, УКЛЦ, БИЦ в учебном процессе.

Таким образом, в ЮКГФА наблюдается положительная тенденция в сторону повышения качества образовательных услуг, интеграции науки в образовательный процесс.

Вместе с этим в Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии ведется большая работа по разработке внутривузовских организационно-методических документов. Одним из них является «Положение об организации учебного процесса по кредитной системе обучения», в соответствии с которым осуществляется учебный процесс по кредитной технологии. В нем описаны основные специфические черты новой системы организации учебного процесса, действия администрации и подразделений академии, формы учебных занятий, планирование учебного процесса, порядок записи студентов на дисциплины по выбору. Кроме того, в Положении даны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (СРС), описана система контроля и оценки знаний студентов, определены правила перевода студентов с курса на курс, требования и правила по ликвидации академических задолженностей, представлены права и обязанности студентов в новой схеме организации учебного процесса, приведена регламентация работы офиса Регистратора и службы эдвайзе-ров и дан перечень их функциональных обязанностей.

С целью постоянного совершенствования системы менеджмента качества регулярно в соответствии с графиком все подразделения академии проходят внутренний аудит специально обученными аудиторами и раз в

год надзорный (внешний аудит) контроль аудиторами по сертификации NQA на соответствие требованиям МС ИСО 9001-2008.

Таким образом, можно отметить, что в Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии проводится большая работа по внедрению и функционированию системы разносторонних мер для обеспечения качества образования, которая представляет собой непрерывный процесс от профориентационной работы до трудоустройства выпускников.

Литература

1. Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана. - Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 2010 г., 29 января. - Астана.

2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-20105 годы. -Указ Президента РК, 2003 г., № 1096.

3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. - Указ Президента РК от 11 октября 2004 г., № 1459.

БШм беру KbBMeTTepi сапасын баскару жуйеа туралы Б.О. Торланова, А.А. Ахметова

Когамдагы медицина жэне фармация саласыныц жогары бшкп мамандарына деген кажеттшк тек бшм сапасын жогарылату аркылы гана канагаттандырылады. Бшм беру сапасыныц непзп критерилерi репнде, ец алдымен, бшм беру багдарламаларын мецгеру дэрежесш керсететш емтихан сессияларыныц, мемлекетпк аральщ жэне корытынды аттестациялаудыц нэтижелерi танылады.

ОКМФА-да ендiрiлген аралык аттестация тэуелаз емтихан кабылдаушылардыц катысуымен ек1 кезец бойынша: компьютерлiк тестiлеу жэне ОКТЕ/ОККЕ технологиялары негiзiнде тэшрибел^клиникалык дагдыларды кабылдау жолымен еткiзiледi. Б^л бiлiм алушылардыц мецгерген кэсiби дагдылары мен шеберлтн, теориялык бiлiмiн мейлiнше толык дэрежеде аныктауга, ал аралык аттестацияныц езш объективтi, ашык етк1зуге, студенттердi д^рыс багалауга мумкiндiк бередi.

ТYЙiндi сездер: сапа, бiлiм беру кызметтерi, бшм, дагдылар, шеберлiк.

About management quality system of educational services

B.O. Torlanova, A.A. Ahmetova

Realization of society necessity in highly qualified medical and pharmaceutical profile specialists may be carried out only by means of improving education quality. The examination terms, state intermediate and final attestation results act as quality criterions of educational services, which show the degree of educational program ability.

In South Kazakhstan State Medical Academy the implementation of intermediate attestation is carried out in 2 stages with invitation of independent examiners: computer testing and taking practical/clinical skills on OSPE and OSCE techniques. It allows getting full information on professional skills and abilities acquisition and consolidation of theoretical knowledge, and the process of intermediate attestation itself is made objective, transparent, excluding bias while assessing the students' knowledge and skills.

Key words: quality, educational services, knowledge, skills, ability.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИМУЛЯЦИОННОМ

ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

К.П. Омарова, К.Б. Курмангалиев, Г.Е. Кулданова, К.И. Алмуханова

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М.Оспанова, г.Актобе

Применение информационных технологий в образовательном процессе имеет важное значение. Наглядность учебного материала, представленной в виде фото- и видеоматериалов, презентаций, электронных учебников, справочников, обучающих компьютерных программ, значительно расширяет возможности преподавания. Эффективность использования видеобучения в процессе освоения практическим навыкам зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеоматериала с задачами обучения.

Применение информационных технологий в образовательном процессе имеет важное значение. Наглядность учебного материала, представленной в виде фото- и видеоматериалов, презентаций, электронных учебников, справочников, обучающих компьютерных программ и т.п., значительно расширяет возможности преподавания. Это связано с тем, что предоставление обучающего материала на компьютере позволят пользователям (студентам и преподавателям) активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, фиксировать на экране монитора этап обучения для последующего разбора и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.