Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

169
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / инклюзивное образование / психолого-педагогическое сопровождение / дистанционное обучение. / students with disabilities / inclusive education / psychological and pedagogical support / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрченко Юлия Витальевна

В статье рассмотрен вопрос об актуальности инклюзивного образования в Российской Федерации, а так же дана характеристика психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса при реализации инклюзивного образования в условиях дистанционного обучения в практике образовательной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрченко Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses the relevance of inclusive education in the Russian Federation, as well as describes the psychological and pedagogical support of subjects of the educational process in the implementation of inclusive education in the context of distance learning in the practice of educational organizations of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Инновационные аспекты развития науки и техники

УДК 159.922

Юрченко Юлия Витальевна Iurchenko Yulia Vitalievna

педагог-психолог psychologist

Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа Nizhnevartovsk general education sanatorium school

аспирант graduate student Марийский государственный университет

Mari State University

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE

LEARNING

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос об актуальности инклюзивного образования в Российской Федерации, а так же дана характеристика психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса при реализации инклюзивного образования в условиях дистанционного обучения в практике образовательной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Abstract: The article discusses the relevance of inclusive education in the Russian Federation, as well as describes the psychological and pedagogical support of subjects of the educational process in the implementation of inclusive education in the context of distance learning in the practice of educational organizations of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, дистанционное обучение.

Key words: students with disabilities, inclusive education, psychological and pedagogical support, distance learning.

II Международная научно-практическая конференция

Система образования на протяжении всей своей истории развития претерпевала качественные и количественные изменения, которые в той или иной степени были зависимы от предъявляемых требований к образованию со стороны общества. В отечественной и зарубежной педагогике долгое время оставался спорным вопрос обучения детей и взрослых с психофизическими особенностями. Изначально отрицалась сама возможность обучения детей, имеющих проблемы в развитии. Лишь с развитием гуманистической педагогики устанавливались нормы гуманного подхода к людям с психофизическими особенностями. Переломным моментом в истории педагогики явилось развитие специальных учреждений для обучения лиц с различными отклонениями. Во второй половине XX века начинают реализовываться идеи интегративного обучения, которые были позже более усовершенствованы в идеологии инклюзивного образования. Так на данный момент мы можем говорить об актуальности развития инклюзивного образования, которое предполагает включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательную среду с нейротипично развивающимися сверстниками. Развитие инклюзивных форм обучения осуществляется на основе четкого, продуманного планирования процесса его реализации; с применением комплексного подхода при выборе мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических кадров, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями). Таким образом, в основе инклюзивного образования находятся принципы, исключающие любую дискриминацию детей с инвалидностью и создающие условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью. Н.Н. Малофеев конституирует, что инклюзивное образование объединяет две образовательные системы - массовую и специальную [1].

Как было отмечено выше, образование реагирует на требования общества и государства, а как следствие образовательные организации в свою очередь периодически модернизируют и видоизменяют свою образовательную

Инновационные аспекты развития науки и техники деятельность. В настоящее время пандемия, связанная с распространением короновируса СОУГО-19, оказывает значительное воздействие на все структуры образования [2]. Так основное изменение коснулось способа получения образования - переход от классно-урочной системы обучения к обучению с помощью дистанционных технологий. Отсюда возник вопрос: каким образом будет выстроен дистанционный учебный процесс в условиях инклюзии, учитывающий индивидуальные особенности детей с ОВЗ и инвалидностью? Каким образом обучающийся с ОВЗ сможет усвоить знания наравне со своими сверстниками? Образовательным организациям пришлось в срочном порядке менять привычные формы проведения учебных занятий, а педагогам в большей степени самостоятельно совершенствовать информационно-коммуникативные технологии для организации учебной деятельности. Педагоги чувствовали наибольшую обеспокоенность и тревожность, так как задавались вопросом: смогут ли освоить материал обучающиеся в полной мере, какие конкретные способы и методы окажутся наиболее действенными?

Главными помощниками педагогов стали родители обучающихся. Однако они были в смятении и их беспокоили вопросы: как я могу помочь ребенку освоить материал, если я не учитель? Как совместить учебную деятельность, свои рабочие моменты и домашние дела? Действительно, обучающиеся с ОВЗ нуждались на данный момент в огромной поддержке и помощи со стороны взрослых. В силу своих особенностей развития они не всегда понимали, почему им приходится находиться дома, как воспринимать педагогов с экрана, как выполнять задания. Поэтому актуальной явилась проблема организации психолого-педагогического сопровождения педагогов, родителей и обучающихся с целью обеспечения психологического благополучия всех участников дистанционного обучения.

В КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» в 2019/2020 учебном году обучалось 99 обучающихся с ОВЗ. И для каждого из них были продуманы маршруты психолого-педагогического сопровождения. На первом этапе работы психологами образовательного учреждения была

II Международная научно-практическая конференция разработана социальная история на тему «Что такое пандемия?». Это иллюстрированная история помогла родителям объяснить ребенку о том, что происходит в мире и почему нельзя ходить в школу и почему нужно оставаться дома. Затем родителям предложили познакомить детей с социальной историей «Я учусь дома», которая разъясняла о том, как необходимо обучаться дома, какие бывают занятия, как правильно слушать учителя. Следующие социальные истории «Распорядок дня», «Чем заняться дома» позволили детям составить расписание своего дня, а также список полезных дел дома. Специалисты всегда поддерживали связь с родителями обучающихся, отслеживали их эмоциональное состояние. В ситуации неопределенности оказались сами родители, поэтому предоставлялось возможность психологического онлайн консультирования. Родителей чаще всего беспокоили следующие проблемы: появление новых страхов, отказ выполнять задания, повышение тревожности и агрессивности. Каждому из родителей были даны рекомендации, предложен список литературы по детской психологии. С обучающимися, согласно их психофизическими возможностями, проводились коррекционно-развивающие онлайн занятия в индивидуальном формате на платформе Zoom, Skype. При проведении занятий использовались интерактивные игры, мультимедийные презентации. Родителям так же на электронную почту отправлялись задания, которые они выполняли совместно с детьми и отчет о выполнении которых психолог получал в форме видео-фото сообщений. Задания для обучающихся тщательно продумывались специалистом, так как необходимо было следовать годовому плану работы и учитывать при этом возможности родителей, наличие материальной базы (игрушки, пособия) для выполнения заданий. Так же психолог поддерживал связь с классным руководителем обучающегося, который давал характеристику деятельности ребенка. Педагогическим работникам были разработаны конкретные рекомендации по сохранению своего эмоционального благополучия, по созданию благоприятной атмосферы между обучающимися на онлайн уроках.

Инновационные аспекты развития науки и техники

Дистанционное образование в условиях инклюзии, таким образом, имеет как свои недостатки, так и преимущества. Преимуществом является возможность не прерывать учебный процесс вне зависимости от внешних обстоятельств; так же происходит расширение возможностей и обязанностей обучающихся (развитие самостоятельности, ответственности) [3]; родители присутствуют на онлайн уроках, тем самым могут узнать требования педагогов и следовать им при работе над домашним заданием; если обучающийся не успевает выполнять задания на уроке, то в индивидуальном темпе выполняет их после с родителями. И здесь уже отмечаются недостатки дистанционного обучения- педагогам стало трудно уделять индивидуальное внимание обучающимся с ОВЗ, поэтому оказывается высокая нагрузка на родителей, которые должны как подготовить ребенка к занятию, так и отслеживать и корректировать его активность на уроке и выполнять задания после. Так же с ведением дистанционных технологий у педагогов увеличилась рабочая нагрузка. Так, например, в инклюзивном классе обучаются дети, осваивающие как основную образовательную программу, так и адаптированную образовательную программы. Для обучающих с ОВЗ задания должны быть адаптированы, иметь более легкую структуру для понимания. Помощь в составлении и выполнении заданий в школе оказывал тьютор ученика, однако теперь при дистанционном обучении эту роль выполняли учитель и родители. Довольно часто учителю приходилось проводить повторение пройденного материала на уроке уже для обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, в непростой ситуации оказались все участники образовательного процесса: педагоги, родители, обучающиеся и поэтому возросла роль психолого-педагогического сопровождения, цель которой -помощь в адаптации к изменяющимся условиям в образовании.

II Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 1. С.3-9.

2. Дистанционное обучение в период пандемии: условия и факторы эффективности (на примере дисциплины «Физическая культура и спорт») : монография / Л.В. Мрочко, Е.В. Конеева, О. Г. Мрочко, О. Г. Жигарева, О. В. Марандыкина, М. А. Малыгин. — Москва : МГАВТ : ИОТиГН ; Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2020. — 128 с.

3. Коморникова О.М. Дистанционное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. №3. С. 1-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.