Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования'

Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE VOCATIONAL EDUCATION / БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОДЕЛИ БАЗОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / MODELS OF THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" / "ACCESSIBLE ENVIRONMENT" / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

В статье рассмотрены ключевые аспекты развития системы инклюзивного профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; описываются вариативные модели базовых профессиональных образовательных организаций; раскрываются механизмы взаимодействия Федерального методического центра и базовых профессиональных образовательных организаций, созданных в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Issues of Organization of Inclusive Secondary Professional Education

The article considers the key aspects of development of system of inclusive vocational education of students with disabilities and the limited possibilities of health; describes the variable models of the basic professional educational institutions; the mechanisms of interaction between the Federal methodological center and the basic professional educational organizations established in the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования»

20/7/2

University. The objectives and content of social and pedagogical support of students with disabilities in the process of obtaining higher education are disclosed.

Key words: inclusive education, students with disabilities, social and pedagogical support, University, higher education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Boginskaya Y. Resource Provision by the Regional Higher Education Centre for the Disabled at the Crimean University of Humanities // Sbornik prispevku z konference XV. mezinarodni konference k problematice osob se specifi ckymi potrebami «Interdisciplinarni poh-ledy na jinakost», 11—12 brezna 2014 v Olo-mouci. - Olomouc: Univerzita Palackeho v Olomouci, 2014. - р. 28-35

2. Богинская Ю. В. Сопровождение инклюзивного обучения студентов с инвалидностью в вузах Автономной республики Крым: состояние и перспективы // Тенденци розвит-ку вищо' освгги в Укршт: европейський вектор. Матерiали мiжнародноi науково-прак-тично' конференцii' (Ялта, 10-12 березня 2011 р.). - Ялта: РВНЗ КГУ, 2011. - Ч. 2. -С. 33-36.

3. Глузман О. В. Вiримо в людину: з до-свiду соцiалiзацii та ттеграци людей iз особ-ливими потребами до сучасного украш-ського сусшльства методами вищо' освiти // ГумаМтарш науки. - 2009. - № 2. - С. 4-6.

4. Шувалова И. Н., Бруннер Е.Ю. Особенности психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - Вып. 50. -Ч. 1. - С. 210-216.

5. Щеколодкин В. Ф. Концептуально-теоретические основы создания модели «Региональный центр высшего образования инвалидов» // Проблеми сучасно' педагопчно' освгш: зб. ст. - Ялта: РИО КГУ, 2008. -Вып. 19. - Ч. 2. - С. 154-159.

6. Ярая Т. А., Рокотянская Л. О. Результаты мониторинга потребностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможно-

стями здоровья в процессе получения профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - Т. 4. -№ 3. -С. 14-19.

В. В. Мануйлова

УДК: 377

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

менения, происходящие в социально-экономической сфере, отражаются на системе профессионального образования. Разработаны и внедрены стандарты нового поколения и Закон «Об образовании в Российской Федерации». Целью среднего профессионального образования, очевидно, становится подготовка компетентного и мобильного выпускника, отвечающего по качественным показателям требованиям потребителей образовательных услуг. С учетом преобразований в стране и за рубежом законодательно устанавливается преемственность и система непрерывного профессионального образования. Утверждается новый классификатор специальностей, выдвигаются новые требования к формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Цель статьи - раскрыть вариативные модели административной и функциональной структуры базовой профессиональной образовательной организации, реализующей инклюзивное среднее профессиональное образование.

Задачи:

1. Показать значимость системы среднего профессионального образования для экономического развития различных отраслей деятельности Российской Федерации.

2. Описать модели функционирования базовой профессиональной образовательной организации, создаваемой в субъекте Российской Федерации для организации и осуществления обучения по программам среднего профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Система среднего профессионального образования является одним из важнейших факторов развития экономической и социальной сферы страны. На современном этапе развития среднее профессиональное образование в Российской Федерации становится самой массовой и перспективной частью всей системы образования страны в целом [7]. Образовательные организации обеспечивают получение доступного и качественного профессионального образования, направленного на подготовку специалистов, способствуют повышению образовательного и культурного уровня личности обучающихся, что обусловливает не только профессиональную, но и общеобразовательную ценность этого уровня образования. В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности части населения страны возрастает социальная значимость среднего профессионального образования [4].

На наш взгляд, миссия среднего профессионального образования заключается в предоставлении возможности овладения профессией, конкурентоспособной на рынке труда и соответствующей потребностям и способностям личности; подготовке компетентного специалиста, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности; формировании творческой личности, способной к достижению высших профессиональных вершин.

В современных условиях происходит процесс отмирания одних профессий, на смену которым приходят более сложные, инте-

грированные, наукоемкие. Расширено количество профессий для непроизводственной, социальной и рыночной сфер экономики, например, подготовка кадров для менеджмента, предпринимательства, фермерства и др. Меняется содержание труда и в традиционных профессиях [6].

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития среднего профессионального образования и профессионального обучения, а также приоритетом государственной социальной политики Российской Федерации является инклюзивное профессиональное образование. Внедрение в сферу среднего профессионального образования требует существенных преобразований методического и технологического характера при включении в образовательный процесс студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в создании специальных условий обучения [8]. Перед образовательными организациями встают вопросы разработки оптимальных моделей и технологий инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающихся с различными нозологиями, позволяющих, с одной стороны, формировать значимые профессиональные компетенции, зафиксированные в стандартах нового поколения, а с другой - обеспечивать их успешную социальную адаптацию и дальнейшую интеграцию в социум. Несмотря на отсутствие единой концепции инклюзивного среднего профессионального образования, за последние пять лет в регионах РФ отмечается повышение востребованности абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ получения среднего профессионального образования [9].

В рамках реализации мероприятий программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы в субъектах Российской Федерации организованы базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов [1].

Под базовой профессиональной образовательной организацией мы понимаем про-

20/7/2

фессиональную образовательную организацию, обеспечивающую поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.

Возможными моделями функционирования базовых профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, можно считать следующие:

1. Полифункциональная модель (организация и осуществление обучения студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ разных но-зологий).

2. Монофункциональная модель (организация и осуществление обучения студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ одной нозологии).

Каждая модель БПОО может быть представлена (описана) следующими структурными компонентами: целевой компонент, раскрывающий цели, задачи, систему принципов социально-педагогической деятельности. Содержательный компонент модели включает модули, раскрывающие направления и функции деятельности специалистов БПОО; субъектов образовательной деятельности (обучающиеся, педагогические и административные кадры), ресурсную базу (материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические) в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием.

Технологический компонент предполагает описание содержания учебно-методического обеспечения образовательной организации, реализующей программы СПО и ПО для лиц с инвалидностью и ОВЗ, соотношение программ и технологий организации целостности образовательного и воспитательного процесса. Результативный компонент модели предполагает оценку (мониторинг) эффективности деятельности БПОО.

В каждой модели БПОО выделены следующие модули административной и функциональной структуры:

- «Информационное пространство»;

- «Трудоустройство и профориентация»;

- «Комплексное сопровождение»;

- «Повышение квалификации и мастеров профессионального обучения».

Запросам инклюзивного образования в полной мере соответствует полифункциональная модель базовой профессиональной образовательной организации.

Цели и задачи реализации полифункциональной модели БПОО обуславливают систему принципов ее функционирования:

- принцип модульной организации, позволяющий путем комбинации различных модулей адаптировать административную и функциональную структуру базовой профессиональной образовательной организации к деятельности в различных условиях, определяемых количеством и нозологическими группами обучающихся, материально-техническими и кадровыми ресурсами, а также социальным заказом региона;

- принцип гуманистической направленности как утверждение безусловной ценности жизни, предполагающее уважение человеческого многообразия и вариативности, развитие индивидуальности, признание значимости ее личностных потребностей; создание гуманных отношений в социуме;

- принцип индивидуальности следует рассматривать как необходимость и педагогическую целесообразность сохранения и поддержания целостности, своеобразия, своеобычности, особости, особенности, непохожести каждого участника образовательного процесса;

- принцип системности может быть раскрыт с точки зрения предоставления спектра образовательной, коррекционной, социально-педагогической помощи и поддержки субъектам педагогической деятельности (обучающимся, родителям (законным представителям, педагогам) с учетом комплекса актуальных для конкретной ОО проблем и междисциплинарного характера их преодоления;

- принцип доступности и адресности, предполагающий вариативность форм и методов реализации образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и ресурсов БПОО;

- принцип включения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательное и социальное сообщество на правах равноправных партнеров.

Базовая профессиональная образовательная организация (БПОО), реализующая полифункциональную модель функционирования, обеспечивает поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, осуществляет обучение по адаптированным образовательным программам с учетом особых образовательных потребностей обучающихся всех типов нозологий, а именно: для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистиче-ского спектра, с умственной отсталостью, с сочетанной патологией и инвалидностью [10].

Варианты комплектования учебных групп в зависимости от количества обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в данной модели могут быть различны. Рекомендуем следующие варианты обучения по данной модели:

- обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья учится в инклюзивной группе, изучая тот же самый набор дисциплин и в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся. В этом случае адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей [2];

- обучающиеся инвалиды или обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся в специальной (отдельной) группе в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся, или увеличенные сроки обучения. В этом случае в адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные дисциплины, а также обеспечиваются специальные условия для реализации их особых образовательных потребностей;

- обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае возможно освоение им обра-

зовательной программы в увеличенные сроки обучения и введение в адаптированную образовательную программу адаптационных дисциплин; предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей. Вариант реализации адаптированной образовательной программы для конкретного обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья определяется образовательной организацией в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации.

Для реализации данной модели БПОО в обязательном порядке должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые включают в себя как общие условия для всех обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и специфические условия для конкретных категорий лиц с различными нарушениями здоровья, и обеспечивать реализацию их особых образовательных потребностей.

В БПОО необходимо наличие материально-технического обеспечения лиц данной категории, а именно: наличие архитектурной доступности, мастерских и лабораторий, учебных корпусов, специализированного учебного оборудования, учебно-производственных участков, базы практик, оборудованных рабочих мест, кабинета адаптационных дисциплин, специально оборудовано-го спортивного стола, специально оборудованного общежития, медицинского пункта.

Учебно-методическое обеспечение также должно соответствовать особым образовательным потребностям лиц данной категории [5]. В БПОО необходимо наличие программ профессиональной диагностики и психолого-медико-педагогического сопровождения, учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам профессиональных модулей, адаптированных образовательных программ среднего профес-

20/7/2

сионального образования и профессионального обучения, базы материалов по текущей и итоговой аттестации, информационного обеспечения, а также использование дистанционных технологий и специальных методик и технологий работы с инвалидами и лицами с ОВЗ.

Учебно-методическая документация должна быть по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии/специальности.

При проведении учебных занятий рекомендуется использование мультимедийных комплексов, электронных учебников и учебных пособий, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин, модулей, практик. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения, адаптированного при необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3]. В случае лицензирования программного обеспечения образовательная организация должна иметь количество лицензий, необходимое для обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная организация, реализующая данную модель, должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности: тьюторами, психологами (педагоги-психологи, специальные психологи), социальными педагогами (социальные работники), специалистами по специаль-

ным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагогами, сурдопереводчиками, тифлопедагогами, тифлосурдопереводчиками.

При необходимости БПОО может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе преподавателя с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем, мастером производственного обучения: индивидуальная учебная работа (консультации), т. е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету становятся важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем (мастером производственного обучения) и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе таких консультаций снимается много вопросов, связанных с индивидуальным темпом освоения учебного материала этой категорией обучающихся. При наличии в учебных группах обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо отводить больше времени на индивидуальную работу с этими обучающимися, так как у них есть четко обозначенный запрос на эту работу. Такой запрос является формой поиска эмоциональной социальной поддержки, тогда как запрос на консультации по предмету -формой поиска инструментальной социальной поддержки.

Административная и функциональная структуры данной модели включают следующие модули:

1. Информационное пространство (адаптированные под потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью центр дистанционных технологий, онлайн-консультирования для инвалидов и сайт).

2. Трудоустройство и профориентация (центр по трудоустройству и профориентации, студенческое кадровое агентство, банк данных работодателей). Для реализации данного модуля необходимы:

- организация информирования в средствах массовой информации по вопросам профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведение консультирования по вопросам профессиональной ориентации для обучающихся и их родителей (законных представителей);

- развитие социального партнерства;

- развитие практики целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательных организаций среднего профессионального образования;

- представление карьерных треков наиболее успешных выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Комплексное сопровождение (центр консультирования родителей или законных представителей, досуговый центр, служба волонтерского движения). Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение может включать контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении проме-

жуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность. Для осуществления личностного индивидуализированного социального сопровождения обучающихся по данной модели целесообразно использовать такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студентов. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и способствует более тесному взаимодействию студентов с ними, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны в общественной жизни в будущем.

4. Повышение квалификации преподавателей и мастеров профессионального обучения (учебно-методический центр, постоянный консультационный пункт для преподавателей и мастеров производственного обучения, стажировочная площадка). БПОО, реализующая данный модуль, должна обеспечить педагогам и мастерам профессионального обучения возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года; ведения методической работы; применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся со всеми типами нозологий.

На базе БПОО необходимо функционирование постоянного консультационного пункта для преподавателей и мастеров производственного обучения, стажировочной площадки, учебно-методического центра.

Монофункциональная модель БПОО -образовательная организация, реализующая программы СПО и ПО обучающихся с ОВЗ и инвалидностью одной нозологической груп-

20/7/2

пы на основе ресурсной базы, специфичной для данной категории. В БПОО, реализующей данную модель, могут обучаться студенты одной нозологической группы: с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с интеллектуальными нарушениями. В зависимости от категории обучающихся в образовательной организации создаются специальные условия, формируется кадровый состав.

Таким образом, для осуществления эффективного инклюзивного профессионального образования субъекту РФ необходимо создать одну из административных и функциональных моделей базовых профессиональных образовательных организаций, которым, в свою очередь, для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо осуществлять применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОПОП); также необходима адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения обучающимися с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены ключевые аспекты развития системы инклюзивного профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; описываются вариативные модели базовых профессиональных образовательных организаций; раскрываются механизмы взаимодействия Федерального методического центра и базовых профессиональных образовательных организаций, созданных в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: инклюзивное профессиональное образование; базовые профессиональные образовательные организации; «Доступная среда»; модели базовых профессиональных образовательных организаций.

SUMMARY

The article considers the key aspects of development of system of inclusive vocational

education of students with disabilities and the limited possibilities of health; describes the variable models of the basic professional educational institutions; the mechanisms of interaction between the Federal methodological center and the basic professional educational organizations established in the constituent entities of the Russian Federation.

Key words: inclusive vocational education; basic professional educational institutions; "Accessible environment"; models of the basic professional educational organizations.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доступная среда: государственная программа Российской Федерации на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской от 01 января 2015 г. № 1297.

2. Гусейнова А. А. Специальные условия организации образовательного процесса для обучающихся с НОДА в условиях инклюзии: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и ин-клюзивное образование. - 2014. -С. 173-177.

3. Дистанционное образование: Педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольской. - М.: Национальный книжный центр, 2013. - 336 с.

4. Мануйлова В. В. Учебная лаборатория педагогического колледжа в системе подготовки воспитателей для специального дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.

5. Мануйлова В. В. Моделирование прак-тико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. - 2016. - Т. 1. -С. 85-93.

6. Мануйлова В. В. Психолого-педагогические возможности учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития в профессиональной подготовке специалистов

для дошкольных образовательных учреждений // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. -№ 2. - С. 120-126.

7. Мануйлова В. В. Возможности реализации практикоориентированной модели обучения студентов педагогического колледжа посредством учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. - № 5. -С. 75-78.

8. Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Де-дюхина Г. В. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. - М.: МГПУ, 2012. - 64 с.

9. Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. -2016. - № 10. - С. 46-52.

10. Рожков А. И., Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Мануйлова В. В., Гусейнова А. А. Деятельность Федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 11. -С. 34-38.

А. В. Черная, Л. Н. Гришина

УДК 159.99

ПРАВА ДЕТЕЙ С ОВЗ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ, РОССИЙСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ОПЫТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> настоящее время перед обществом стоят проблемы детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их социальной интеграции, обеспечения равных условий в получении образования, услуг, создании доступной среды. Принятие Организацией Объединенных Наций Декларации о правах инвалидов (1975), а затем принятие и ратифицирование государствами мира Конвенции о правах инвалидов (2006) ознаменовали признание правового статуса данных категорий людей, смену парадигмы отношения и подходов к инвалидам и лицам с ОВЗ на национальном и государственном уровнях.

Положительная динамика в направлении изменения отношения общества к инвалидам и лицам с ОВЗ связана с реализуемой в Российской Федерации государственной политикой по социальной интеграции и адаптации -повышением информированности общества о людях с ОВЗ и их проблемах; развитием новейших технологий в сфере распространения информации и социальных отношений, позволяющих наиболее полно раскрывать интеллектуальный, физический и личностный потенциал инвалидов и лиц с ОВЗ [4].

Согласно статистическим данным ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, инвалидизация детей и подростков связана с рисками и угрозами для жизни, их психологического и физического благополучия. Каждый десятый ребе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.