results of the questionnaires the students of Yanka Kupala State University and the State University of Omsk F. M. Dostoevsky, aimed at investigating the relationship of modern students to the problem inclusive education. We found that inclusive educational situation environment creates a culture of equivalence and implication of all its participants and fraught with many problems of conceptualizing and implementing its main provisions in actual practice training interaction of both universities.
Key words: inclusion, inclusive education, inclusive education environment, obstructed development conditions, disabilities, cooperation.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варенова Т. В. Развитие интеграционных процессов в образовательном пространстве Республики Беларусь // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. - Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - С. 3941.
2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995. - С. 52.
3. Данилова Е. В. Инклюзивное образование как долгосрочная концепция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ww w.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=388 (дата обращения: 18.02.2018).
4. Инвалидность - причины, виды, группы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tiensmed.ru/news/invalidnosti-abl.html (дата обращения: 11.12.2016).
5. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// moiro.by. - (дата обращения: 20.12.2018).
6. Леонтьев Д. А. Факторы и психологические механизмы развития личности в затрудненных условиях / Д. А. Леонтьев // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. - Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. -С. 69-70.
7. Лешер О. В., Деменина Л. В. Инклюзивное обучение студентов университета: комплекс научных подходов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и
образования. - 2015. - № 1-1. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view ?1а=18603 (дата обращения: 13.03.2018).
8. Международная конференция по инклюзии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://test.edu.bsu.by/page-2683 (дата обращения: 21.02.2018).
9. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / отв. ред. С. В. Алехина. - М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. - 334 с.
10. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 3. -С. 134-136.
/Щ)
В. В. Мануйлова
УДК: 377
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
беспечение безбарьерного доступа инвалидов к профессиональному образованию, в том числе среднему профессиональному, является как одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении инвалидов в целом, так и важной составляющей реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [3, а 35]. Однако на сегодняшний день определены проблемы, требующие решения:
20/Я/2
- информационная доступность: отсутствие системы информирования, профессиональной ориентации и мотивирования для инвалидов по получению среднего профессионального образования (СПО), в том числе информации на сайтах профессиональных образовательных организаций в доступном для инвалидов визуальном исполнении, отсутствие очной профориентации («дни открытых дверей» и т. д.), полной информации о востребованных профессиях, специальностях и трудоустройстве с учетом нозологий;
- организационно-методическая доступность: неразработанность адаптированных основных образовательных программ для профессионального образования инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей (а в ряде случаев полное отсутствие понимания, что такое адаптированная образовательная программа), низкий уровень развития дистанционных технологий профессионального образования и обучения инвалидов; отсутствие модельных штатных расписаний, проработанных моделей и методик расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации программ среднего профессионального образования (СПО) для инвалидов (с учетом создания необходимых специальных условий);
- кадровая доступность: недостаточное развитие кадрового потенциала региональных систем профессионального образования, отсутствие мастеров производственного обучения и преподавателей, прошедших качественное повышение квалификации по вопросам обучения и адаптации инвалидов, отсутствие региональных систем повышения квалификации по данному вопросу;
- материально-техническая доступность: отсутствие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающих возможность получения образования для обучающихся с теми или иными нозологиями, сохраняющиеся проблемы с обеспечением беспрепятственного доступа к информационным объектам инфраструктуры образовательной организации, отсутствием оборудованных гардеробов,
санузлов, мест личной гигиены, рабочих мест, специального оборудования и т. д. [2, с. 47].
В рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы была выделена субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в них базовых профессиональных образовательных организаций (далее БПОО), обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов [1].
Под базовой профессиональной образовательной организацией мы понимаем профессиональную образовательную организацию, обеспечивающую поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в субъектах Российской Федерации.
Механизм решения - формирование сети базовых профессиональных образовательных организаций, координируемых федеральным методическим центром, что позволит разработать и внедрить современное организационно-методическое сопровождение доступного и качественного инклюзивного профессионального образования не только в самих БПОО, но и в целом по всем профессиональным образовательным организациям субъектов РФ. Отработанные в одной БПОО модели и методики будут транслироваться в другие БПОО и в целом по системе среднего профессионального образования.
В результате проведенного мониторинга деятельности базовых профессиональных образовательных организаций был осуществлен анализ основных мероприятий, направленных на совершенствование системы инклюзивного профессионального образования по следующим показателям:
1. Создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество профессионального образования.
Важное значение в обеспечении доступности образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ имеет вопрос архитектурной доступ-
ности, универсальности дизаина, его эргоно-мичность и адаптация под потребности каждого обучающегося. В том или ином масштабе обеспечение доступности БПОО для лиц с инвалидностью и ОВЗ осуществили за период 2016 года подавляющее большинство принявших участие в мониторинге:
- расширение проемов - 40 регионов (81,63 %);
- установка пандусов и покрытие их нескользящим покрытием - 39 регионов (79,59 %);
- оборудование кабинетов специалистов - 33 региона (67,34 %);
- специальное реабилитационное оборудование - 35 регионов (71,42 %);
- световые и звуковые ориентиры - 29 регионов (59,18 %);
- специальные учебники и учебные пособия - 20 регионов (40,82 %);
- сенсорная комната - 14 регионов (28,57 %).
Среди других вариантов обеспечения доступности БПОО можно назвать следующие:
- ремонт и оснащение специальным оборудованием швейной мастерской, кулинарного цеха;
- компьютерное оборудование, оборудование для обучения с применением дистанционных технологий, закупка программного обеспечения и учебных пособий, создание системы информирования, оборудование учебных помещений и помещений для движения;
- медицинский кабинет;
- учебный центр для прохождения учебной практики студентов-инвалидов по специальности «Гостиничный сервис»;
- адаптирование душевых и раздевалок в учебных мастерских;
- входная группа, тактильная половая плитка для слабовидящих, пристенные поручни, мнемосхемы по эвакуации обучающихся, мнемосхемы в учебных кабинетах, адаптированные под инвалидов места общего пользования.
2. Локальные акты БПОО, регламентирующие предоставление образования лицам с ОВЗ и инвалидностью.
Одним из значимых параметров образовательной деятельности, в том числе иннова-
ционной, является разработка нормативно-правовых условий для его реализации. Администрация БПОО должна разработать необходимую нормативную базу, предусматривающую все аспекты и направления деятельности с точки зрения участия в них лиц с ОВЗ и инвалидностью. Локальная нормативная база должна быть разработана в соответствии с нормативной документацией федерального и регионального уровня. Мониторинг позволил выявить следующую ситуацию в БПОО:
- концепция развития БПОО разработана в 25 регионах (51,02 %);
- положение о БПОО - в 49 регионах (100 %);
- паспорт доступности - в 36 регионах (73,47 %);
- должностные инструкции специалистов сопровождения - в 28 регионах (57,14 %);
- другое (Положение о коррекционном отделении, Положение о ПМПК) - 13 регионов (26, 53 %).
Несмотря на то, что подавляющее большинство регионов разработало необходимую документацию, сохраняется очевидный дефицит документации, регламентирующей конкретные для каждой образовательной организации направления деятельности.
3. Оснащение БПОО материально-техническими средствами для получения качественного образования:
- оборудование закуплено частично в 30 регионах (61, 22 %);
- закуплено специальное учебное оборудование полностью (специализированное, учебное оборудование) в 12 регионах (24,49 %).
4. Адаптация сайта базовой профессиональной образовательной организации:
- сайт полностью адаптирован в соответствии с рекомендациями ФМЦ в 11 регионах (22,45 %);
- есть версия для слабовидящих в 31 регионе (63,27 %);
- адаптация сайта запланирована (в работе) в 22 регионах (44,89 %).
5. Организация профориентационной работы.
Важнейший аспект деятельности БПОО -это адекватная профориентация абитуриен-
20/Я/2
тов и обучающихся, помощь в профессиональном самоопределении. Отсутствие стратегии такой работы, очевидно, скажется как на этапе обучения, так и на этапе трудоустройства выпускников. Поэтому администрации и педагогическим сотрудникам БПОО необходимо продумать концепцию развития данного направления деятельности, которая позволит проанализировать ее возможности, перспективы, ресурсы и дефициты.
На момент мониторинга:
- план профориентационной работы разработан в 40 регионах (81,63 %);
- организация структуры, занимающейся профориентацией, - в 26 регионах (53,06 %);
- профдиагностика (профессиональные пробы) проводится в 17 регионах (34,69 %);
- профконсультирование проводится в БПОО в 24 регионах (48,98 %);
- программы предпрофильного обучения разработы в 15 регионах (30,61 %);
- концепция профориентационной работы разработана в 17 регионах (34,69 %).
6. Прохождение повышения квалификации педагогических работников БПОО.
Доступность и качество профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью во многом определяются уровнем готовности педагогического сообщества и компетентности административных решений. Данный фактор предполагает постоянное повышение квалификации сотрудников БПОО. Анализ данных мониторинга выявил, что 89,8 % БПОО проводят регулярную работу по повышению квалификации педагогических работников. Однако в 4 регионах (8,16 % от принявших участие) персонал БПОО курсы повышения квалификации не проходил, и в 1 регионе такая работа только планируется.
7. Участие БПОО в конкурсе «Абилим-пикс» и других конкурсах профессионального мастерства.
Трудоустройству выпускников СПО с ОВЗ и инвалидностью способствует участие в региональных и национальных чемпионатах конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», где потенциальные работодатели могут познакомиться с будущими сотрудниками и оценить их уровень овладения умениями и навы-
ками по профессии. Анализ данных мониторинга показал:
- в конкурсе «Абилимпикс» принимали участие БПОО 23 регионов (46,94 %);
- не принимали участие БПОО 19 регионов (38,78 %);
- не планирует участие БПОО 1 регион;
- по 1 профессии приняли участие 9 БПОО (21 %);
- по 3 профессиям - 3 БПОО (6,12 %).
8. Участие в других конкурсах профессионального мастерства.
Значимым этапом подготовки к конкурсам уровня «Абилимпикс» являются конкурсы профессионального мастерства, реализуемые на уровне образовательных организаций, региона, общие конкурсы профессионального мастерства <^огИ8кПк», олимпиады и прочие конкурсные мероприятия. Анализ выявил, что пока этот вид деятельности недостаточно активно реализуется БПОО. Вероятно, это связано с тем, что это новый вид деятельности для многих образовательных организаций, и пока есть другие приоритетные направления. Администрации БПОО важно учесть этот вывод и сосредоточить усилия на подготовке к участию.
Итак, на уровне колледжа конкурсы профессионального мастерства реализуются в 5 регионах (10,2 %);
- на уровне региона - в 6 БПОО (12,24 %);
- планируют участие БПОО в 9 регионах (18,37 %);
- в конкурсе профессионального мастерства «^ог^кЛк» БПОО участвуют в 3 регионах (6,12 %);
- не принимали участие в 16 регионах (32,65 %).
9. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов и ОВЗ.
Основным условием разработки и реализации адаптированной образовательной программы профессионального обучения является предоставление услуг социально-психологического сопровождения обучающимся с ОВЗ и инвалидностью. Анализ выявил, что служба социально-психологического сопро-
вождения создана в 29 БПОО (59,18 %); создание службы социально-психологического сопровождения планируется в 13 регионах (26,53 %).
10. Разработка и внедрение программ и технологий профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ
Содействие трудоустройству выпускников СПО, в том числе и лиц с ОВЗ и инвалидностью, является одним из целевых ориентиров образовательной деятельности. Без целенаправленной работы в данном направлении, без выделения структурных подразделений с определением плана, целей и задач, ответственных и их функционала такая работа не будет эффективной. Анализ вывил следующее:
- центр содействия / служба по трудоустройству выпускников созданы в 29 регионах РФ (59,18 %);
- планируется создание такой структурной единицы в 14 регионах (28,57 %).
11. Создание банка вакансий и служб содействия трудоустройству:
- взаимодействие со службами занятости региона проводится в 36 регионах (73,47 %);
- банк вакансий размещен на сайте БПОО в 30 регионах (61,22 %).
12. Методическое оснащение БПОО -формирование банка адаптированных образовательных программ.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Так, адаптированные образовательные программы не разработаны в 2 регионах (4,08 %); адаптированные образовательные программы в процессе разработки в 18 регионах (36,73 %); адаптированные образовательные программы разработаны в 22 регионах (44,9 %).
13. Изучение опыта деятельности БПОО других регионов.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта является важнейшей пред-
посылкой совершенствования содержания и повышения эффективности образовательного процесса в целом и инновационного в частности. Мониторинг показал положительную тенденцию развития БПОО в том, что участники инновационного процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью стремятся к изучению эффективных практик, заимствуют передовой опыт и делятся им. Для этих целей используются как стажировки и личные наблюдения, так и изучение сайтов передовых БПОО, консультации по телефону и Интернету. Такая самоорганизация сотрудников БПОО очень ценна и конструктивна.
Таким образом, изучение опыта реализуется БПОО в 35 регионах (71,43 %). Опыт изучался в БПОО Алтая, Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца, Республики Саха-Якутия, Ярославской, Тамбовской, Курской, Томской, Саратовской, Самарской, Вологодской, Орловской, Мурманской и других областей.
14. Изучение международного опыта, международное сотрудничество.
Международное сотрудничество реализуется в 10 регионах с такими странами, как Белоруссия, Швейцария, Италия, Бельгия, Китай, Шотландия, Корея.
15. Участие в международных мероприятиях.
Обмен опытом на мероприятиях международного уровня реализуется в 3 регионах -6,02 % (БПОО Владимирской, Ставропольской, Тульской областей).
В целом мониторинг реализации плана мероприятий по оснащению БПОО показал, что более половины образовательных организаций реализуют эффективный комплекс мер, направленный на достижение основной цели своей деятельности - обеспечение качества и доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Особое внимание решению данной проблемы уделяется в БПОО, по-видимому, имеющих длительный опыт реализации образовательных программ для лиц с инвалидностью и ОВЗ: Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, республика Башкортостан, Ульянов-
20/Я/2
ская и Владимирская область, Кострома, Курганская область, Новосибирская область, Ставропольский и Хабаровский край. Созданные в 2016 году БПОО развивают данное направление деятельности.
Первые шаги по обеспечению доступности и качества профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью были ориентированы на создание архитектурной доступности, эргономичности к потребностям разных нозологий обучающихся. Следующие шаги следует предпринять в направлении стратегического развития БПОО в новых условиях с акцентированием внимания на содержательных и смысловых аспектах: качество образовательного процесса, профориентация и трудоустройство. Кроме этого, требует осмысления и планирования социальное сотрудничество и партнерство.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены ключевые аспекты развития системы инклюзивного профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; раскрываются механизмы организации и функционирования базовых профессиональных образовательных организаций, создаваемых в субъектах Российской Федерации; приводятся результаты мониторинга деятельности базовых профессиональных образовательных организаций.
Ключевые слова: инклюзивное профессиональное образование; базовые профессиональные образовательные организации; «Доступная среда»; информационная доступность; организационно-методическая доступность; кадровая доступность, материально-техническая доступность.
SUMMARY
The article considers the key aspects of development of system of inclusive vocational education of students with disabilities and the limited possibilities of health; the mechanisms of organization and functioning of the basic professional educational organizations are established in the constituent entities of the Russian Federation; the results of the monitoring activities of the basic professional educational organizations are presented.
Key words: inclusive vocational education; basic professional educational institution;
"Accessible Environment"; information availability; organizational-methodical accessibility; personnel availability; logistical availability.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доступная среда: государственная программа Российской Федерации на 20112020 годы: утверждена постановлением Правительства Российской от 01 января 2015 г. № 1297.
2. Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 10. - С. 46-52.
3. Рожков А. И., Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Мануйлова В. В., Гусейнова А. А. Деятельность Федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. -Ч. 11. - С. 34-38.
П. Р. Егоров, Г. Ф. Егорова
УДК 371:681.3
ДОШКОЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ: АНАЛИТИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
нклюзивное образование как инновационный тип обучения людей с особыми образовательными потребностями (ООП) представляет собой определенную форму организации учебной деятельности, при которой все