Г&Суар^'^ч-ВннЫЙ СоВетНиК, 2078 № 4
УДК 376.3
Р. И. Остапенко, Л. С. Бакулина, Е. В. Баркалова
Состояние и тенденции развития инклюзии в России (на основе материалов Всероссийского совещания по вопросам инклюзивного профессионального
образования)
22 ноября 2018 года в рамках деловой программы IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» состоялось Всероссийское совещание по вопросам инклюзивного профессионального образования (далее Совещание). В рамках Совещания рассмотрены вопросы межведомственного взаимодействия в области профессионального образования, трудоустройства и профессиональной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и роли базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) в поддержке функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации. Также в рамках Совещания состоялась церемония награждения и презентация «лучших региональных практик» в области инклюзивного профессионального образования и трудоустройства выпускников из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзивное образование, Абилимпикс, Всероссийское совещание, инвалиды, лица с ОВЗ
R. I. Ostapenko, L. S. Bakulina, E. V. Barkalova
The state and development trends of inclusion in Russia (based on materials from the All-Russian Meeting on Inclusive Vocational Education)
On November 22, 2018, within the framework of the business program of the IV National Championship on Professional Skill among Persons with Disabilities "Abilympics", the All-Russian Meeting on Inclusive Vocational Education was held (hereinafter referred to as the Meeting). The meeting addressed issues of interdepartmental cooperation in the field of vocational education, employment and vocational integration of persons with disabilities and persons with disabilities and the role of basic vocational educational organizations (BVEO) and resource training and methodological centers (RTMC) in supporting the functioning of regional vocational education systems for people with disabilities and persons with disabilities in the constituent entities of the Russian Federation. Also within the framework of the Meeting, an award ceremony and a presentation of "best regional practices" in the field of inclusive vocational education and employment of graduates from the number of persons with disabilities were held.
Keywords: inclusive education, Abilympics, All-Russian meeting, people with disabilities, people with disabilities
Москве, 22 ноября 2018 года, состоялось Л Всероссийское совещание по вопросам инклюзивного профессионального об-
разования. Цель проведения: обсуждение вопросов создания условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования, а также вопросов сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве. Вопросы, которые рассматривались в рамках мероприятия:
• Межведомственное взаимодействие в области профессионального образования, трудоустройства и профессиональной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: Выполнение совместных приказов и комплексных планов. Направления развития сотрудничества.
• Роль базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров в поддержке функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.
• Деятельность БПОО и РУМЦ СПО: основные проблемы и перспективы развития (по результатам мониторинга 2018 г.).
• Презентация «лучших региональных практик» в области инклюзивного профессионального образования и трудоустройства выпускников из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ. Участники: представители Министерства просвещения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, региональных органов исполнительной власти в сфере образования, труда и социальной сферы; руководители и специалисты базовых профессиональных образовательных организаций, ресурсных учебно-методических центров по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО.
Программа мероприятия состояла из двух частей.
Часть 1. Профессиональная подготовка, трудоустройство и профессиональная интеграция инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: вопросы межведомственного взаимодействия. Роль базовых профессиональных образовательных организаций в выполнении положений межведомственных распорядительных актов и планов. Результаты мониторинга БПОО и РУМЦ СПО.
Часть 2. Эффективные модели сопровождения профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО: региональный
опыт. В заключение были подведены итоги и принята резолюция Всероссийского совещания по вопросам инклюзивного профессионального образования.
Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей полготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации И. А. Черноскутова в своем докладе «Реализация государственной политики в сфере инклюзивного профессионального образования» отметила, что деятельность базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) уже подкреплена нормативно. Есть совместный план с Министерством труда и социальной защиты, Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения, где деятельность БПОО и РУМЦ на региональном и федеральном уровне уже прописана. Ирина Анатольевна сконцентрировала внимание на целях деятельности. «Цель нашей деятельности - повышение доступности качественного профессионального образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это также и содействие качественному образованию, содействие их трудоустройству, социализации в обществе и профессиональной деятельности. Если этой работой заниматься не формально, а адресно, то результаты могут быть впечатляющими».
Также, по мнению докладчика «Переосмысление работы РУМЦ и БПОО у нас еще впереди. Один год мы попробовали оказывать государственные поддержку РУМЦ по направлениям подготовки, но сейчас немного изменили формат потому что, поняли, что эта модель не работает. С БПОО намного понятнее, так как это координация деятельности, работа на фланг, на методическое оснащение, на консультативную работу, на проведение государственной политики в регионе. Что касается РУМЦ СПО, то это «история», связанная с формированием содержания, но как она должна «покрывать» Российскую Федерацию, или субъекты, то мне кажется, мы делаем только первые шаги. Что такое модель РУМЦ СПО, нам еще нужно это осмыслить. Общая модель развития инклюзивного профессионального образования у нас сложилась. Это координация деятельности территорий, имеющих отраслевой признак. Бытует миф, что БПОО знают только сами эти организации, бренды РУМЦ и БПОО не известны системе профессионального образования и населению. Наши опросы подтверждают, что в отдельных сегментах Рос-
Г^УарстВеНнЫй СоВетНиК, 2078
сийской Федерации этот бренд уже «раскручен». Наша задача, чтобы РУМЦ и БПОО не являлись центрами концентрации всех усилий, а чтобы они были центрами для внедрения лучших практик всех образовательных организаций».
Канлилат психологических наук, главный специалист Института меликобиологических технологий ФГАОУ ВО РУДН Т. Ю. Макарова
в своем докладе «Координация деятельности БПОО и РУМЦ в рамках деятельности Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО» рассказала о Федеральном методическом центре среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ (ФМЦСПО), который был создан для консолидации усилий специалистов всех уровней, в том числе специалистов из базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ).
Основные направления совместной деятельности:
• Экспертно-консультационное сопровождение профессиональных образовательных организаций;
• Создание и развитие единого интернет-пространства. Создан портал http://www.spo-rudn.ru/ [1];
• Выявление проблем и обозначение их на федеральном уровне в связи с различными условиями реализации проектов.
Татьяна Юрьевна доложила о результатах мониторинга деятельности БПОО и РУМЦ, который проводился с мая по ноябрь 2018 года, в котором были охвачены 92% БПОО и 100% РУМЦ. 8% организаций только начали свою деятельность и не успели представить не успели.
«Проведенный мониторинг показал, что в настоящий момент практически во всех БПОО и РУМЦ созданы необходимые условия для их реализации, во многих профессиональных образовательных организациях есть отдельные структурные подразделения, которые обеспечивают эту деятельность. Мониторинг показал, что в таких организациях деятельность ведется более системно, эффективно. Не все БПОО и РУМЦ работают за счет федерального бюджета. Ярким примером выступает г. Москва, где создано 3 БПОО и 3 РУМЦ, которые полностью существуют за счет средств регионального бюджета. И БПОО и РУМЦ в разных регионах находятся в абсолютно разных условиях. Существуют БПОО, получающие финансиро-
№ 4
вание уже три года, а есть организации, получающие финансирование как БПОО и РУМЦ. Это БПОО Тамбовской, Курской, Кемеровской и Тюменской областей. Есть, например, организации, которые получили финансирование только в 2016 или в 2017 году, однако посчитали нужным дальше не работать».
Т. Ю. Макарова уверена, что «несмотря на то, что была выделена субсидия только на создание, деятельность БПОО должна продолжаться. Во многих регионах, к счастью, это понимают».
В заключение выступления спикер обозначила некоторые риски по результатам мониторинга БПОО и РУМЦ:
1. Содержательно-методические риски, когда построение самой модели работы в БПОО и РУМЦ изначально отталкивается от псевдонаучных или околонаучных концепций, и тогда в методические материалы изначально закладываются не совсем корректные подходы, принципы и т.д. В результате это сказывается на качестве адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций, УМК и т.д.
2. Кадровые риски это не только недостаток специалистов, который был зафиксирован в рамках мониторинга, но и несоответствие готовности специалистов выполнять те функции, которые от них требует система профессионального инклюзивного образования. Несоответствие сказывается на качестве нашей работы в регионах.
3. Технологические риски - это те технологии, которые мы берем за основу при построении деятельности с обучающимися.
4. Риск концентрации ресурсов - это концентрация ресурсов на базе одной организации, когда все методические, технические, технологические средства обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе сосредотачиваются в одном месте. Например, если в БПОО созданы все условия, а в других профессиональных образовательных организациях таких условий нет, то под различными предлогами обучающиеся отправляются на обучение в БПОО. Это создает требования к БПОО по выстраиванию системы работы в регионе.
5. Системные риски, которые сложились из системы деятельности в регионе, т.е. недостаточная деятельность БПОО в регионе, когда БПОО работает, но региональная система инклюзивного образования не развивается. Это мы видим по данным, которые предоставляет регион и БПОО.
6. Наличие противоречий в подготовке спе-
циалистов, т.е. подготовка специалистов без учета рынка труда.
7. Подмена инклюзивного профессионального образования дистанционным, когда идет злоупотребление дистанционными технологиями при низком качестве дистанционных программ.
Консолидация наших усилий на разных уровнях способствует минимизации рисков.
Следующий докладчик Д. Ф. Романекова, к.п.н., заместитель начальника Ресурсного учебно-метолического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Челябинского государственного университета, эксперт ФМЦ, привела статистические данные мониторинга качества подготовки кадров.
В настоящее время увеличивается количество обучающихся по программам СПО, как программам подготовки специалистов среднего звена, так и программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Следующий положительный факт, это расширение образовательных организаций, в которых обучаются студенты с инвалидностью. Также расширяется спектр образовательных программ, на которых обучаются студенты с инвалидностью и ОВЗ. На 201 7 год это 376 образовательных программ. Однако, по отдельным субъектам имеется сокращение численности студентов. Поэтому базовым профессиональным образовательным организациям (БПОО) необходимо отслеживать динамику и понимать причины сокращения. Что касается финансовой доступности, то почти 13% лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам СПО обучается платно. Это косвенный показатель, того, что профориентация работает недостаточно. Образовательные программы, на которых обучается наибольшее число лиц с инвалидностью и ОВЗ: «Сестринское дело», «Программирование в компьютерных системах» и «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих наиболее популярны «Мастер по обработке цифровой информации», «Повар, кондитер», «Автомеханик». В основном, около 90% инвалидов и лиц с ОВЗ обучается в общих группах, а 10% в отдельных группах. Увеличивается число инвалидов и лиц с ОВЗ обучающихся по индивидуальным учебным планам.
Дарья Феликсовна отметила, что «дистанционные технологии пока у нас недостаточно развиты для обучения этой категории лиц». Также докладчик перечислила основные ошиб-
ки, допускаемые организациями при заполнении мониторинга инклюзивного образования:
• Отнесение обучающихся к категории «лица с ОВЗ» без подтверждающих документов.
• Отнесение обучающихся по программам профессионального обучения к контингенту обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
• Обучение лиц с нарушениями интеллекта, окончивших коррекционные школы VIII вида, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
• Неверное отнесение лиц с нарушениями интеллекта (выпускников школ VIII вида) к обучающимся с другими видами нарушений здоровья.
• Большое количество детей-инвалидов среди выпускников с инвалидностью.
Д. Ф. Романенкова закончила выступления проблемой трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ: «к сожалению, в некоторых регионах уровень трудоустройства выпускников с профобразованием, ниже, чем инвалидов по региону. Это очень важные цифры над которыми стоит подумать. Также следует сказать, что уровень трудоустройства по «массовым» образовательным программам СПО, на которых обучаются лица с инвалидностью и ОВЗ не высокий».
С другими данными можно ознакомиться на портале информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования (spo.wil.ru). Регионы могут их использовать в своей профориента-ционной деятельности.
В конце совещания Ю. В. Мельник кандидат педагогических наук, руководитель Са11-Центра МГППУ, эксперт ФМЦ выступила с докладом «Проблема архитектурной доступности для лиц с инвалидностью и ОВЗ в системе СПО и стратегические направления ее возможного решения (по результатам мониторинга БПОО 2018)».
Она попыталась обозначить определенные «болевые точки» в отношении проблемы развития архитектурной доступности для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. По результатам мониторинга, одна из типичных проблем архитектурной доступности по ее мнению, это когда на первом этаже образовательного учреждения пандус есть, а на других этажах его нет, однако это учреждение считается архитектурно доступным для инвалидов. «Это не правильно». Не все образовательные организации понимают, что в себя включает архитектурная доступ-
Г^уарстВеннЫй СоВетНиК, 2078
ность. Некоторые под этим понимают психоэмоциональную комфортность, толерантность и только. Эти условия необходимы, но их явно не достаточно. Не все уделяют внимание конкретизации мероприятий для развития архитектурной доступности. В ответах часто пишут, что это общие государственные программы, например, «Доступная среда», причем таких ответов около 60%. «Доступная среда» действительно является нашим ориентиром, но более стратегическим, нежели те мероприятия, которые должны проходить внутри учебного заведения. Например, создание экспертной комиссии внутри образовательной организации по развитию архитектурной доступности, обеспечение поддержки в виде совещаний, заседаний в регионе по развитию образовательной среды и т.д. В базовой профессиональной образовательной организации (БПОО) идет узкая дифференциация по определенным нозологиям. Одна организация занимается поддержкой только слабовидящих, другая - слабослышащих, а третья - обучает студентов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В законе «Об образовании в РФ» сказано, что любое образовательное учреждение должно предоставить право на обучение студенту с любой нозологией. «И это не правильно, когда к нам приходит абитуриент с какой-либо нозологией, а мы ему говорим, что
№ 4
у нас нет условий для его обучения» - отметила Юлия Владимировна. БПОО и РУМЦ (ресурсный учебно-методический центр) должны проводить информационно-просветительскую работу о том, что представляет собой архитектурная доступность и какой она должна быть, а следующим шагом может стать создание экспертной комиссии при каждой образовательной организации, в состав которой будут входить представители образовательной организации, органов власти, и, обязательно, люди с инвалидностью различных нозологий. Должен действовать принцип «Ничего о нас без нас». Необходимо проводить стажировки для руководителей и сотрудников БПОО и РУМЦ по развитию понимания архитектурной доступности как части универсального дизайна и знакомства с лучшими зарубежными практиками выстраивания такой среды. Еще одним важным направлением является взаимодействие не только БПОО и РУМЦ, но и взаимодействие учебно-методических центров между собой. Деятельность РУМЦ должна быть межсетевой. РУМЦ может взять на себя экспертно-консуль-тативную функцию по направлениям, которые наиболее развиты в каждом регионе, а БПОО будут помогать формулировать конкретный запрос на недостаточность архитектурной среды, которая возникает в том или ином учебном заведении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экспертно-консультационное сопровождение деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.spo-rudn.ru/ (дата обращения: 12.12.2018).
REFERENCES
1. Expert and advisory support for the activities of professional educational organizations that implement educational programs of vocational education and training for disabled people and students with disabilities [Electronic resource]. Available at: http://www.spo-rudn.ru/ (accessed 12 December 2018).
Информация об авторах Остапенко Роман Иванович Кандидат педагогических наук, зам. директора Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
Бакулина Лариса Сергеевна Профессор, доктор медицинских наук Воронежский Государственный Медицинский Университет им. Н.Н. Бурденко
Баркалова Евгения Владимировна Преподаватель Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
Information about the authors Roman I. Ostapenko
PhD in Pedagogical Sciences, Deputy Director Voronezh State Industrial and Humanities College
Larisa S. Bakulina
Professor, Doctor of Medicine Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
Evgenia V. Barkalova
Lecturer Voronezh State Industrial and Humanities College