УДК 378
В.А.КУДРЯВЦЕВ1, С.Н.КАШТАНОВА1
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РФ1
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблематике моделирования инклюзивного высшего образования в России, что отвечает требованиям государственной политики в сфере образования и включено в ядро мировых трендов. Научно-прикладной характер представленных материалов является итогом первичной апробации модели мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработанной коллективом авторов НГПУ им. К. Минина. В статье отражены полученные результаты мониторинга условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Содержательный контент статьи структурирован с позиции количественно-качественного анализа данных мониторинга, что позволяет констатировать одновременно достижения и дефициты системы инклюзивного высшего образования. Одновременно с этим, поставлена задача трансляции результатов мониторинга для понимания общей картины доступности и качества условий высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Ключевые слова: мониторинг, инклюзивное высшее образование, лица с ОВЗ и инвалидностью, нозология, безбарьерная среда.
V. A. KUDRYAVTSEV1, S. N. KASHTANOVА1
Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
MONITORING OF CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION IN RUSSIAN UNIVERSITIES
Abstract. The article is devoted the problem of modeling an inclusive higher education in Russia that meets the requirements of the state policy in the sphere of education and included in core global trends. Scientific and applied nature of the presented material is the result of primary approbation of the model of monitoring the activities of educational institutions of higher education and regional resource centers of higher education in the training of persons with special needs and disabilities developed by a team of authors NSPU them. K. Minin. The article reflects the results of monitoring of implementation of inclusive higher education in universities under the Ministry of education and science of the Russian Federation. The substantive content of the article is structured with the position of the quantitatively-qualitative analysis of monitoring data that demonstrates both the achievements and deficiencies of a system of inclusive higher education. At the same time, the task of translation of monitoring results to General understanding of accessibility and quality of higher education for persons with special needs and disabilities.
1 Работа выполнена в рамках реализации государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «07» июня 2016 г. № 05.020.11.0007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».
Key words: monitoring, inclusive higher education, persons with disabilities and disability, nosology, barrier-free environment.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» определено, что для организации инклюзивного образования в вузах необходимо создать специальные условия, под которыми понимаются «использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [16]. Е.В. Михальчи, определяет инклюзивное образование в системе высшего образования как процесс совместного обучения, развития и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и учащихся без ограничений. Оно подразумевает изменение образовательных условий в учреждениях и ориентированность под нужды каждого студента. Многие студенты с ограниченными возможностями здоровья не могут осваивать учебную программу вузов в установленные сроки и в необходимом объеме. Им требуется программа, составленная с учетом их особенностей и возможностей [12].
Практически все образовательные организации всех уровней образования имеют опыт взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью, в качестве субъектов образовательного пространства вуза. Инклюзия как способ организации обучения детей и молодежи с ОВЗ признана всем мировым сообществом наиболее гуманной, поэтому стала одной из ведущих стратегий в российской образовательной политике. Включение молодых людей с особыми образовательными потребностями (людей с инвалидностью, с ОВЗ) в образовательный процесс в вузе - это сравнительно новый подход для российского образования [5]. В то же время, моделирование системы инклюзивного высшего образования не является новым логистическим решением для большинства вузов Западной Европы и США [15]. Следование мировым тенденциям науки и практики высшего образования позволяет серьезно говорить о становлении инклюзивного высшего образования в историческом аспекте модернизации педагогического образования [4].
Несмотря на достаточно большое количество предпринимаемых усилий и задействованных ресурсов, остается актуальной стратегическая социальная задача - создание равных возможностей для лиц с ОВЗ и инвалидностью с целью их реализации во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социокультурного, экономического пространства, здравоохранения и образования. Более остро, в социальном, педагогическом и в нормативно-правовом аспекте, актуализируется проблема доступности и качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. Проблема доступности получения высшего образования лицам с ОВЗ и инвалидностью достаточно активно обсуждается в России последнее десятилетие [13].
Система инклюзивного высшего образования в России традиционно проектируется на основе сравнительного изучения отечественного и зарубежного опыта. Реальные достижения в этой области и перспективы развития доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью невозможны без системного контроля и измерения результатов [17, 19]. Именно мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью призван обеспечить возможность создания гибкой системы инклюзивного высшего образования. На решение данного вопроса ориентирован и государственный
контракт на выполнение работ (оказание услуг) от «07» июня 2016 г. № 05.020.11.0007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов». Одним из базовых этапов реализации данного проекта стала разработка и апробация модели мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования (ОО ВО и РРЦ ВО) по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Цель сбора и анализа мониторинговых данных продиктована необходимостью создания общей базы данных, характеризующих деятельность образовательных организаций, а также, прогнозирования развития системы инклюзивного высшего образования в России на уровне мировых трендов. В качестве основной цели мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов следует рассматривать формирование системы оценки деятельности ОО ВО и РРЦ ВО по предоставлению образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью для повышения качества высшего образования и определения перспектив и потенциалов развития системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации. На этапе изучения опыта проектирования условий реализации системы инклюзивного высшего образования были проанализированы несколько Россиийских вузов: Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Челябинского государственного университета, Южного федерального университета и Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева. Эти вузы располагают достаточным набором необходимых условий для ряда нозологических групп обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [10].
Разработанный механизм реализации мониторинга включал в себя следующую последовательность действий [14]:
- разработка и утверждение комплекса критериев, индикаторов и целевых показателей мониторинга;
- разработка (актуализация) форм и методик проведения мониторинга, разработка плана-графика проведения мониторинга;
- разработка и утверждение нормативных документов проведения мониторинга;
- проведение мониторинга;
- анализ и публикация результатов мониторинга.
Безусловно, организация доступного качественного высшего образования должна строиться с учетом единого понимания критериев, показателей и индикаторов, которые заложены с модель мониторинга [2]. Для решения задач мониторинга была необходима разработка критериев, целевых показателей и индикаторов оценки системы инклюзивного высшего образования. Наиболее унифицированной и удобной для использования версией стала группировка критериев, целевых показателей и индикаторов в единый базовый комплекс [6]. Методология Модели мониторинга деятельности ОО ВО и РРЦ ВО по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью предполагала разделение системного содержания деятельности на три направления: условия, процессы и результаты инклюзивного образования в этих организациях. Стоит отметить, что условия реализации инклюзивного высшего образования являются базовой основой доступного и качественного высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью и их последующей профессиональной самореализации [11]. Мониторинговые формы были разосланы в вузы страны и в данный момент можно подвести промежуточные итоги по результатам полностью заполненных форм из 278 вузов России, подведомственных Министерству образования и науки РФ (9 федеральных округов). При этом на предварительном этапе полностью заполнили все мониторинговые формы 180 вузов. Этими вузами официально заявлено наличие 7306 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Ориентируясь на данную выборку, стоит констатировать следующее количественное распределение обучающихся по нозологическим группам (табл. 1).
Таблица 1.
Категории обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в организациях
высшего образования
Общее число обучающихся в вузах лиц с ОВЗ и инвалидностью по видам нозологий в РФ Чел. %
С нарушениями зрения 595 8,1
С нарушениями слуха 260 3,6
С нарушениями ОДА (на кресле-коляске) 167 2,3
С нарушениями ОДА (мобильные) 1504 20,6
С соматическими заболеваниями 1840 25,2
С психическими заболеваниями 34 0,4
Диагноз не указан 2906 39,8
Как видно из таблицы 1, наибольшее цифровое значение (39,8%) соотносится с количеством обучающихся, не имеющих в справках об инвалидности записи о квалифицированном диагнозе. Такой результат осложняет процесс моделирования условий получения доступного и качественного высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью согласно выделенным нозологическим группам.
Зафиксирован достаточно большой процент студентов с соматическими заболеваниями (25,2%). Этот результат был весьма прогнозируемым еще на этапе проектирования мониторинговых форм. Среди групп обучающихся с двигательными и сенсорными нарушениями, преимущественные цифры соотносятся с нарушениями опорно-
двигательного аппарата (мобильные) - 20,6%. Речь идет о категории студентов, которые при наличии серьезных двигательных расстройств передвигаются самостоятельно и не нуждаются в специальных средствах передвижения. Минимальные значения констатированы в группах лиц с психическими заболеваниями (0,4%) и с нарушениями слуха (3,6%). Из анализируемой выборки данных следует актуализировать 5 вузов РФ, декларирующих наибольшее количество обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по итогам прошлого учебного года:
• ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет" - 444 человека;
• ФГБОУ ИВО "Московский государственный гуманитарно-экономический университет" (МГГЭУ) - 410 человек;
• ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный университет" (ДГУ) - 336 человек;
• ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет" (ЮФУ) - 224 человека;
• ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" (РЭУ им. Г.В. Плеханова) - 210 человек.
Достаточно информативными являются результаты о количестве обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в разрезе укрупненных групп специальностей/направлений (табл.2).
Таблица 2.
Наименование 5-ти УГСН, по которым наибольшее число «Вестник Мининского университета» 2016 - № 3
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в РФ
№ Наименование УГСН Кол-во чел.
1. 38.00.00 — Экономика и управление 1427
2. 44.00.00 — Образование и педагогические науки 1221
3. 40.00.00 — Юриспруденция 589
4. 09.00.00 — Информатика и вычислительная техника 494
5. 45.00.00 — Языкознание и литературоведение 317
Как видно из таблицы 2 количественно выделяются «Экономика и управление», а также «Образование и педагогические науки». С одной стороны, это продиктовано возможностью дальнейшего трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью. С другой, это - результат доступности предоставляемых услуг большого числа вузов, реализующих данные группы направлений и специальностей.
Среди отдельных направлений подготовки, по которым отмечают наибольшее количество обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, следует отметить первые десять (табл. 3). Общее число направлений подготовки, по которым обучаются разные категории лиц с ОВЗ и инвалидностью - 52. Первые две верхние строчки занимают направления: «Экономика» и «Юриспруденция».
Таблица 3.
Наименование первых 10-ти направлений подготовки, по которым наибольшее число обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в РФ
№ Наименование направления подготовки Кол-во чел.
1. 38.03.01 — Экономика 628
2. 40.03.01 — Юриспруденция 514
3. 44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 347
4. 44.03.01 — Педагогическое образование 319
5. 38.03.02 — Менеджмент 309
6. 44.03.02 — Психолого-педагогическое образование 260
7. 39.03.02 — Социальная работа 199
8. 38.03.04 — Государственное и муниципальное управление 170
9. 09.03.03 — Прикладная информатика 166
10. 37.03.01 — Психология 166
Традиционно в педагогических вузах, реализуются такие направления подготовки, как: «Педагогическое образование», «Педагогическое образование (с двумя профилями)» и «Психолого-педагогическое образование». Они зафиксированы в таблице 3 и составляют третью часть по численности среди десяти первых направлений, по которым зафиксировано наибольшее число обучающихся.
Акцентируя внимание именно на условиях обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях высшего образования, при проведении мониторинговых исследований, учитывается, среди прочих, такой критерий как «Финансово-экономическое обеспечение». Основные его показатели отражают реальную финансовую возможность вуза
для создания безбарьерного пространства и реализации основных идей безбарьерной дидактики. Более наглядно, речь идет об общих расходах вуза на обеспечение среды по нескольким статьям за календарный год: безбарьерная среда, технические средства обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, кадровое сопровождение обучения ли с ОВЗ и инвалидностью, специализированное учебно-методическое сопровождение. Этот целевой показатель носит системный характер и отражает как степень доступности образовательного процесса, так и его результативность.
В итоге по результатам мониторинга были зафиксированы различные финансовые вложения вузов в обеспечение становления и функционирования инклюзивного высшего образования. Так были получены средние значения - 27 230, 56 рублей и максимальные - 850 000 рублей. Предварительные обсуждения данного вопроса с заинтересованным сообществом позволили актуализировать проблему получения целевых государственных субсидий на финансирование развития инклюзивных вузов.
Важнейшим сегментом условий реализации инклюзивного высшего образования вступает критерий «Профориентация в системе инклюзивного высшего образования». Целевые показатели позволяют структурированно и системно оценить комплекс профориентационных мероприятий вуза.
При этом, 39,81% вузов констатировали наличие системы профессиональной ориентации для абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью. На этапе синтеза и обработки первичных данных пока не удалось получить полную ясную картину относительно отдельных нозологических групп, а также общего числа семинаров/вебинаров для педагогических работников и родителей обучающихся по вопросам профориентации и получения услуг высшего образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
По критерию «Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью кадрами» исчерпывающие результаты получены по показателю «Удельный вес ППС и учебно-вспомогательного персонала вуза, повысивших квалификацию по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течение 3-х лет (%)» . Это число составило 4,31%. В текущем учебном году данный цифровой показатель будет максимально оптимизирован за счет целевого финансирования программ повышения квалификации в рамках государственных контрактов Министерства образования и науки РФ по инклюзивному высшему образованию.
Критерий мониторинга «Создание безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью» представлен количественными целевыми показателями и индикаторами, которые демонстрируют готовность вузов к обеспечению доступности обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также удовлетворения особых потребностей обучающихся различных нозологических групп, включенных в социокультурное пространство образовательной организации. Данный критерий согласуется с решением задач государственной программы «Доступная среда», реализуемая в нашей стране с 2011 года [7].
Комфортное многочасовое пребывание студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебных и иных корпусах возможно только при условии наличия специализированных санитарно-гигиенических помещений, что также отображается в целевых показателях. Так же анализируются данные о внеучебном пространстве для студентов с ОВЗ и инвалидностью, которое должно соответствовать требованиям доступности и личной автономности; наличии средств навигационной поддержки в общежитии и на прилегающей территории, при входе, оборудованное место для собаки-поводыря, звуковые светофоры и пр. [8] «Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих» позволяет получить оперативный и беспрепятственный доступ к активной информации. В помещениях библиотеки необходимо предусматривать возможность оборудования специальных условий для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведем пример полученных предварительных результатов
(табл. 4).
Таблица 4.
Условия, отражающие наличие безбарьерной среды в вузах
Показатели мониторинга %
Удельный вес корпусов, полностью обеспеченных доступом для инвалидов с нарушениями зрения, в общем числе имеющихся у вуза зданий и корпусов (%) 4,85
Удельный вес корпусов, полностью обеспеченных доступом для инвалидов с нарушениями слуха, в общем числе имеющихся у вуза зданий и корпусов (%) 7,71
Удельный вес корпусов, полностью обеспеченных доступом для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в общем числе имеющихся у вуза зданий и корпусов (%) 8,00
Численность студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, приходящееся на одно специализированное место в общежитии 0,55
К сожалению, количественные результаты, представленные в таблице 4, выглядят весьма скоромно. Для большинства вузов РФ характерен дефицит доступных корпусов, условий для проживания в общежитиях, оборудованных санитарно-гигиенических помещений, библиотечного фонда. Во многих случаях, имеет место невозможность модификации и получения новых архитектурных решений для ряда учебных корпусов и зданий, поэтому задачи создания условий безбарьерной среды будут в дальнейшем иметь локальные решения. По нашему мнению, ежегодный мониторинг технических характеристик безбарьерного пространства позволит большинству вузов принять правильные стратегические решения и максимально изменить среду для полноценного включения в нее лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Таким образом, построение и реализация системы инклюзивного высшего образования определены как основополагающая задача современных вузов. Инклюзивным вузом может считаться вуз, обеспечивающий качественное и доступное образование лицам с ОВЗ и инвалидностью.
Проведенные первичные мониторинговые исследования в рамках реализации задач в рамках государственного контракта «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов» позволили констатировать и систематизировать результаты, полученные на большой выборке вузов. Впервые в системе высшего образования на системном уровне возможно сделать заключения о дефицитах и достижениях предоставления доступного и качественного образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородина, В. Н. Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в рамках инклюзивного подхода / В. Н. Бородина // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования: материалы Всерос. науч. шк. с междунар. участием / под ред. А. Г. Ряписовой ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2012. - С. 151-160.
2. Волкова, В.В., Михальчи, Е.В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах.- Психологическая наука и образование, 2015.- Т.20. №2. - С. 5-14.
3. Гуркина О.А., Новикова, Е.М. Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ОВЗ на примере исследования высшего образования// Современная зарубежная психология, 2014 - № 1. - С.6-13.
4. Илалтдинова, Е.Ю., Аксенов, С.И. Исторический контекст модернизации педагогического образования // Вестник Мининского университета - 2016.- № 2. - С.15.
5. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твар- довская, А.Т. Файзрахманова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 224 с.
6. Каштанова, С.Н., Фильченкова, И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (дата обращения: 12.10.2016).
7. Ларицкая, М.Л. Права лиц с ОВЗ и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровнях// Вестник Томского университета.- 2013.- № 373. -С.103-107.
8. Мартынова, Е.А., Романенкова, Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования // ИСОМ.- 2013.- №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-spetsialnym-usloviyam-obespecheniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-invalidov-v-organizatsiyah-professionalnogo (дата обращения: 16.10.2016).
9. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Особенности индивидуальных образовательных траекторий взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью // В сборнике II Всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика».- Ялта.- 2016. - С.163-176.
10. Медведева, Е.Ю., Кудрявцев, В.А. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: проблемы инклюзивного высшего образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72156 (дата обращения: 12.10.2016).
11. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса". Утверждены Заместителем министра образования Российской Федерации Климовым А.А. АК-44/05вн от 08.04.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/473 (дата обращения 08.07.2016).
12. Михальчи Е.В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.
13. Михальчи, Е.В. Моделирование социокультурной среды вуза для студентов с ОВЗ и инвалидностью // Социально-гуманитарные знания.- 205.- № 1.- С.354-360.
14. Никишина, О.А. Нормативные основы независимой оценки качества образования // Вестник Мининского университета - 2014.- № 2. - С.22.
15. Ольхина, Е.А., Карпушкина, Н.В., Двуреченская, О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72155 (дата обращения: 12.10.2016).
16. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
17. Bonela Ganapathi. Does inclusive higher education can help for physical disability handicapped people in India? A comparative analysis // International Journal of Research in Applied, Natural and Social Sciences (IMPACT: JRANSS) ISSN(E): 2321-8851; ISSN(P): 23474580 Vol. 2, Issue 5, May 2014, 1-16
18. Florian Kiuppis & Armineh Soorenian (2016): Bridging continents, cultures,and crip theories: teaching Comparative and International Disability Studies in education andsociology, Scandinavian Journal of Disability Research, DOI: 10.1080/15017419.2016.1224200 -http://dx.doi.org/10.1080/15017419.2016.1224200
19. Hyder E., Tissot C. 'That's definite discrimination': practice under the umbrella of inclusion // Disability & Society. 2013. Vol. 28, № 1. P. 1—13.
20. Inclusion of Students with Disabilities in Tertiary Education and Employment, Education and Training Policy [Electronic resource] // OECDiLibraty. Paris: OECD Publishing, 2011. 144 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/97892640976506
REFERENCES
1. Borodina, V. N. Organizaciya t'yutorskogo soprovozhdeniya obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v ramkah inklyuzivnogo podhoda / V. N. Borodina // Teoriya i praktika social'no-gumanitarnogo obespecheniya inklyuzivnogo obrazovaniya: materialy Vseros. nauch. shk. s mezhdunar. uchastiem / pod red. A. G. Ryapisovoj ; Novosib. gos. ped. un-t. - Novosibirsk, 2012. -S. 151-160.
2. Volkova, V.V., Mihal'chi, E.V. Issledovanie pedagogicheskih uslovij realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya v vuzah.- Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2015.- T.20. №2. -S. 5-14.
3. Gurkina O.A., Novikova, E.M. Zarubezhnyj opyt social'noj i obrazovatel'noj inklyuzii lyudej s OVZ na primere issledovaniya vysshego obrazovaniya// Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya, 2014 - № 1. - S.6-13.
4. Ilaltdinova, E.YU., Aksenov, S.I. Istoricheskij kontekst modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Mininskogo universiteta - 2016.- № 2. - S.15.
5. Inklyuzivnaya praktika v vysshej shkole: uchebno-metodicheskoe posobie / A.I. Ahmetzyanova, T.V. Artem'eva, A.T. Kurbanova, I.A. Nigmatullina, A.A. Tvar- dovskaya, A.T. Fajzrahmanova. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2015. - 224 s.
6. Kashtanova, S.N., Fil'chenkova, I.F. Kriterial'naya baza dlya provedeniya monitoringa deyatel'nosti vuzov i regional'nyh resursnyh centrov po obucheniyu lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 10 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (data obrashcheniya: 12.10.2016).
7. Larickaya, M.L. Prava lic s OVZ i mekhanizmy ih zashchity na mezhdunarodnom, evropejskom i rossijskom urovnyah// Vestnik Tomskogo universiteta.- 2013.- № 373. - S.103-107.
8. Martynova, E.A., Romanenkova, D.F. Trebovaniya k special'nym usloviyam obespecheniya inklyuzivnogo obrazovaniya invalidov v organizaciyah professional'nogo obrazovaniya // ISOM-2013.- №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-spetsialnym-usloviyam-obespecheniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-invalidov-v-organizatsiyah-professionalnogo (data obrashcheniya: 16.10.2016).
9. Medvedeva E.YU., Ol'hina E.A. Osobennosti individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij vzroslyh lic s OVZ i invalidnost'yu // V sbornike II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'no-pedagogicheskaya podderzhka lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: teoriya i praktika».- YAlta.- 2016. - S.163-176.
10. Medvedeva, E.YU., Kudryavcev, V.A. Monitoring deyatel'nosti vuzov i regional'nyh resursnyh centrov po obucheniyu invalidov: problemy inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya v
Rossii // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 10 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72156 (data obrashcheniya: 12.10.2016).
11. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo processa dlya obucheniya invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya, v tom chisle osnashchennosti obrazovatel'nogo processa". Utverzhdeny Zamestitelem ministra obrazovaniya Rossijskoj Federacii Klimovym A.A. AK-44/05vn ot 08.04.2014 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/473 (data obrashcheniya 08.07.2016).
12. Mihal'chi E.V. Sostoyanie inklyuzivnogo obrazovaniya v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 2.
13. Mihal'chi, E.V. Modelirovanie sociokul'turnoj sredy vuza dlya studentov s OVZ i invalidnost'yu // Social'no-gumanitarnye znaniya.- 205.- № 1.- S.354-360.
14. Nikishina, O.A. Normativnye osnovy nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya // Vestnik Mininskogo universiteta - 2014.- № 2. - S.22.
15. Ol'hina, E.A., Karpushkina, N.V., Dvurechenskaya, O.N. Monitoring deyatel'nosti vuzov i regional'nyh resursnyh centrov po obucheniyu invalidov: analiz zarubezhnogo opyta // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 10 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72155 (data obrashcheniya: 12.10.2016).
16. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ.
17. Bonela Ganapathi. Does inclusive higher education can help for physical disability handicapped people in India? A comparative analysis // International Journal of Research in Applied, Natural and Social Sciences (IMPACT: JRANSS) ISSN(E): 2321-8851; ISSN(P): 23474580 Vol. 2, Issue 5, May 2014, 1-16
18. Florian Kiuppis & Armineh Soorenian (2016): Bridging continents, cultures,and crip theories: teaching Comparative and International Disability Studies in education andsociology, Scandinavian Journal of Disability Research, DOI: 10.1080/15017419.2016.1224200 -http://dx.doi.org/10.1080/15017419.2016.1224200
19. Hyder E., Tissot C. 'That's definite discrimination': practice under the umbrella of inclusion // Disability & Society. 2013. Vol. 28, № 1. P. 1—13.
20. Inclusion of Students with Disabilities in Tertiary Education and Employment, Education and Training Policy [Electronic resource] // OECDiLibraty. Paris: OECD Publishing, 2011. 144 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/97892640976506
© Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кудрявцев Владимир Александрович - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: kudvol@yandex. ru
Каштанова Светлана Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: kaslana@yandex. ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Kudryavtsev Vladimir Aleksandrovich - candidate of psychological Sciences, associate Professor, Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University), Nizhny Novgorod,RussianFederation;e-mail: [email protected]
Kashtanova Svetlana Nikolaevna - candidate of psychological Sciences, associate Professor, Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University), Nizhny Novgorod, RussianFederation,, e-mail:[email protected]