Научная статья на тему 'Мониторинг процесса и результатов инклюзивного высшего образования в России'

Мониторинг процесса и результатов инклюзивного высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Двуреченская Ольга Николаевна

В статье актуализируются вопросы инклюзивного высшего образования, основной задачей которого является создание системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высших заведениях России. Определяется необходимость разработки и внедрения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ограненными возможностями здоровья и инвалидностью. В статье рассматриваются основные задачи мониторинга, критерии и целевые показатели, на основании которых были разработаны и согласованы формы мониторинга. Дается анализ текущей ситуации и перспектив развития системы инклюзивного высшего образования в России. Представлены первичные данные мониторинга, на основании которых формулируются выводы о системном содержании деятельности процесса и результатов инклюзивного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Двуреченская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF PROCESS AND RESULTS OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

The article updated issues of inclusive higher education, whose main task is to create a system of education for persons with disabilities and disability in higher institutions of Russia. Identifies the need for the development and implementation of monitoring activities of educational institutions of higher education and the regional resource centers of higher education in training persons with faceted possibilities of health and disability. The article discusses the main objectives of monitoring, the criteria and targets on the basis of which was developed and agreed monitoring forms. The analysis of the current situation and prospects of development of system of inclusive higher education in Russia. Presented primary data of monitoring on the basis of which to draw conclusions about system maintenance activities of the process and outcomes of inclusive higher education.

Текст научной работы на тему «Мониторинг процесса и результатов инклюзивного высшего образования в России»

УДК 378

Е.Ю. МЕДВЕДЕВА1, О.Н. ДВУРЕЧЕНСКАЯ1

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ1

Аннотация. В статье актуализируются вопросы инклюзивного высшего образования, основной задачей которого является создание системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высших заведениях России. Определяется необходимость разработки и внедрения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ограненными возможностями здоровья и инвалидностью. В статье рассматриваются основные задачи мониторинга, критерии и целевые показатели, на основании которых были разработаны и согласованы формы мониторинга. Дается анализ текущей ситуации и перспектив развития системы инклюзивного высшего образования в России. Представлены первичные данные мониторинга, на основании которых формулируются выводы о системном содержании деятельности процесса и результатов инклюзивного высшего образования.

Ключевые слова: мониторинг, инклюзивное высшее образование, лица с ОВЗ и инвалидностью E.YU. MEDVEDEVA1, O.N. DVURECHENSKAYA1

Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

MONITORING OF PROCESS AND RESULTS OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Abstract. The article updated issues of inclusive higher education, whose main task is to create a system of education for persons with disabilities and disability in higher institutions of Russia. Identifies the need for the development and implementation of monitoring activities of educational institutions of higher education and the regional resource centers of higher education in training persons with faceted possibilities of health and disability. The article discusses the main objectives of monitoring, the criteria and targets on the basis of which was developed and agreed monitoring forms. The analysis of the current situation and prospects of development of system of inclusive higher education in Russia. Presented primary data of monitoring on the basis of which to draw conclusions about system maintenance activities of the process and outcomes of inclusive higher education.

Key words: monitoring, inclusive higher education, persons with limited opportunities of health and disability

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации составляют документы

1 Работа выполнена в рамках реализации государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «07» июня 2016 г. № 05.020.11.0007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».

государственного уровня: закон РФ «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года приняла Конвенцию о правах инвалидов, содержащую детальную регламентацию обязательств государств в области прав инвалидов. Этот международный договор вступил в силу в рекордные сроки и нашел поддержку многих государств[4, 10,11]. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов в сентябре 2008 года, тем самым, выразив намерение стать государством-участником. В Конвенции впервые рассматриваются вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права [9]. Основной задачей в этом направлении государство видит в созданием такой системы образования для лиц с ОВЗ инвалидностью, в которой они могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях и на протяжении всей жизни не испытывали бы чувства изоляции, неполноценности, не успешности и отсутствия перспектив [1,2,6].

Именно на решение этой задачи направлена государственная программа «Доступная среда» реализуемая в нашей стране с 2011 года, способствующая повышению уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективности их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры [8]. Несмотря на достаточно большое количество предпринимаемых усилий и задействованных ресурсов, остается актуальной стратегическая социальная задача - создание равных возможностей для лиц с ОВЗ и инвалидностью для их реализации во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социокультурного, экономического пространства, здравоохранения и образования. Более остро, в социальном, педагогическом и в нормативно-правовом аспекте, актуализируется проблема доступности и качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. Проблема доступности получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью достаточно активно обсуждается в России последнее десятилетие. Система инклюзивного высшего образования в России традиционно проектируется на основе сравнительного изучения отечественного и зарубежного опыта. Реальные достижения в этой области и перспективы развития доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью невозможны без системного контроля и измерения результатов [5,7,13].

В настоящее время назрела острая необходимость обобщить в ходе мониторинга, имеющийся опыт. Сбор мониторинговых результатов продиктован необходимостью создания общей базы данных, характеризующих деятельность образовательных организаций и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также прогнозирования развития системы инклюзивного высшего образования в России на уровне мировых трендов. Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью призван обеспечить возможность создания гибкой системы инклюзивного высшего образования.

На решение данного вопроса ориентирован и государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) от «07» июня 2016 г. № 05.020.11.0007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов». Одним из базовых этапов реализации данного проекта стала разработка и апробация модели мониторинга деятельности образовательных

организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью [3].

Модель мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов имеет целью формирование системы оценки деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования (ОО ВО и РРЦ ВО) по предоставлению образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью для повышения качества высшего образования и определения перспектив и потенциалов развития системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации.

Объектом мониторинга выступает деятельность ОО ВО и РРЦ ВО по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, определяемая эффективной реализацией комплексного управления качеством образования, связанной с условиями реализации, процессом сопровождения и результатами инклюзивного высшего образования. Задачи мониторинга

• наблюдение за состоянием системы инклюзивного высшего образования РФ в целях получения достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах инклюзивного высшего образования в РФ

• создание базы данных результатов деятельности ОО ВО и РРЦ ВО по обучению инвалидов

• формирование аналитических материалов о состоянии системы инклюзивного высшего образования Российской Федерации

• прогноз развития системы высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в РФ на основе аналитического обобщения результатов деятельности ОО ВО и РРЦ ВО и совершенствование содержания инклюзивного высшего образования РФ

Модель мониторинга деятельности ОО ВО и РРЦ ВО является завершенной системой и представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, действие которых направлено на формирование системы оценки деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по предоставлению образовательных услуг инвалидам.

Методология Модели мониторинга деятельности ОО ВО и РРЦ ВО по обучению инвалидов предполагает разделение системного содержания деятельности на три направления: условия, процессы и результаты инклюзивного образования в этих организациях [3,12]. Активное включение лиц с ОВЗ и инвалидностью в систему высшего образования предполагает пересмотр позиций и подходов к организации и содержанию процессов их образования. В связи с этим структурными компонентами модели мониторинга определены процесс и результаты реализации системы инклюзивного высшего образования. Внутри процесса инклюзивного высшего образования были определены критерии и целевые показатели. Критерий «Адаптация образовательных программ учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью», представлен целевыми показателями, которые наиболее полно и исчерпывающе отражают процесс гармоничного вхождения в образовательное пространство лиц с ОВЗ и инвалидностью и способствует реализации их потенциальных возможностей. Следующий критерий «Реализация адаптированных образовательных программ» выражен количественными показателями. Он определяет численность студентов, обучающихся по тем или иным адаптированным основным образовательным программам.

Критерий «Качество организации процесса обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью» позволяет оценить систему инклюзивного высшего образования с позиции комплексного и системного подходов. А такие целевые показатели как «Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью» и «Количество досуговых, спортивных и культурно-массовых

мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе» создают условия для формирования толерантного сознания, обеспечения кросскультурного коммуникативного пространства и способствуют удовлетворению социально-культурных запросов и духовных потребностей всех субъектов образовательного процесса. Таким образом, выделение критериев и их целевых показателей в процессе инклюзивного высшего образования помогает более полно и исчерпывающе представить организованный процесс инклюзивного высшего образования в вузе.

Следующим структурным компонентом модели мониторинга деятельности выступают результаты инклюзивного высшего образования. Первый критерий в этом сегменте представлен результатами инклюзивного высшего образования. Он представлен количественными показателями.

Такой критерий как «Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью» отражает фактическую заинтересованность вуза в системной структурированной деятельности по трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью и позволяет дать количественно-качественный анализ ее эффективности.

На основании представленных критериев и целевых показателей были разработаны и согласованы формы мониторинга, позволяющие рационально получить сохранить и обработать массивы данных с последующим анализом текущей ситуации и перспектив развития системы инклюзивного высшего образования.

Имея основные формы анкет и ориентировочные критерии оценки, был проведен первичный мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования процесса и результатов инклюзивного образования в России.

На сегодняшний день имеются данные по заполненным анкетам из Российских вузов. Всего была получена 481 анкета, из них 180 анкет заполнены полностью. Полученные данные дают представление о количестве студентов с ОВЗ и инвалидностью, а также об особенностях их сопровождения в вузах России. Данные об этом представлены на рис.1.

Общее число обучающихся в вузах лиц с ОВЗ и инвалидностью по видам нозологий в РФ

Диагноз не укаазан Психические заболевания Соматические заболевания ОДА (мобил) ОДА на коляске Нарушение слуха Нарушение зрения

500

1000

1500

2000

2500

3000

0

Рис. 1. Число обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузах РФ

На рис.1 видно, что наименьший процент обучающихся составляют инвалиды-колясочники (2,28%) и лица с психическими заболеваниями (0,46%). Тогда как студенты с

соматическими заболеваниями составили 25,18%, а студенты с неуказанным диагнозом составили самую многочисленную группу - 39,77%.

Следующий вопрос который рассматривается как приоритетный - это определение наиболее перспективных и удобных профессиональных направлений, выбираемых студентами с ОВЗ и инвалидностью. Данные о первых 10-ти направлений подготовки, по которым проходят обучение наибольшее число обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в РФ представлено в таблице 1.

Таблица 1

Основные направления подготовки, выбираемые студентами с ОВЗ и инвалидностью

Наименование первых 10-ти направлений подготовки, по которым наибольшее число обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в РФ

38.03.01 - Экономика 628

40.03.01 - Юриспруденция 514

44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 347

44.03.01 - Педагогическое образование 319

38.03.02 - Менеджмент 309

44.03.02 - Психолого-педагогическое образование 260

39.03.02 - Социальная работа 199

38.03.04 - Государственное и муниципальное управление 170

09.03.03 - Прикладная информатика 166

37.03.01 - Психология 166

По направлениям профессионального образования вузы России предоставили следующую информацию: чаще всего лица с ОВЗ и инвалидностью выбирают такое профессиональное направление как экономика, по нему проходят обучение 628 студентов (8,59% из числа студентов с ОВЗ и инвалидностью), юриспруденцию предпочитают 514 студентов с ОВЗ и инвалидностью (7,03%), более 300 выборов пало на педагогическое образование (4,6%). По направлению «Менеджмент» обучается 309 студентов с ОВЗ и инвалидностью (4,2%), психолого-педагогическое направление выбирают 260 (3,55%) студентов, на направлении социальная работа - 2,72%. Завершают десятку направлений - государственное и муниципальное право, прикладная информатика и психология - 2,3%.

Полученные данные позволяют определить направления подготовки, по которым в первую очередь необходимо создавать адаптивные образовательные программы высшего образования и определить направления обучения, которые необходимо обеспечить материально-технической поддержкой в вузах РФ.

В ходе проводимого мониторинга деятельности образовательных организаций инклюзивного высшего образования были выявлены наименования пяти вузов страны, в которых обучается наибольшее число студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Таблица 2

Вузы России, где обучается наибольшее число студентов с ОВЗ и

инвалидностью

Наименование 5-х вузов в стране, в которых обучается наибольшее число студентов

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» 444

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (МГГЭУ) 410

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» (ДГУ) 336

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (ЮФУ) 224

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (РЭУ им.Г.В.Плеханова) 210

Из 7306 зарегистрированных студентов с ОВЗ и инвалидностью 444 обучается в ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», что составляет 6,07%. В ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» обучается 41 0 студентов с ОВЗ и инвалидностью (5,61%), ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» открывает свои двери в 4,59% случаях обучающимся с ОВЗ и инвалидностью. В Южном федеральном университете обучается 224 (3,06%) студента указанной категории, а ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» 210 (2,87%) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 181 -р утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, которая приведена в соответствие с Порядком разработки и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 588. Целями Программы являются формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество. Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

По результатам мониторинга по состоянию на 2015 календарный год общие расходы вузов

РФ на обеспечение доступной среды (тыс. руб.) составили:

Минимальные - 0,00

Максимальные - 850

Средние - 27 230,56

Итого 6 453 642,84.

В реализации данной программы принимали участия ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова», ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова», ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила

Канта», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» и др.

Чтобы представить полную картину процесса и результатов инклюзивного образования в высших учебных заведениях России, мы предлагаем рассмотреть статистические данные проведенного мониторинга в России (Таб.3)

Таблица 3

Итоги процесса и результатов инклюзивного образования в вузах России по данным

мониторинга

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, обучающихся по адаптированным образовательным программам, в общей численности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузе (%) 8,84%

Удельный вес обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в общем числе обучающихся в вузе (%) 31,48%

Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями в соответствии с формой нозологии 39,38%

Общее число УГСН, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью 52 %

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих:

- психолого-педагогическое сопровождение 13,74%

- медицинское сопровождение 7,76%

- тьюторинг 4,38%

- социально-реабилитационное сопровождение 7,75%

- иное 5,64%

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих дополнительную финансовую поддержку (специальные стипендии, льготы, гранты и т.п.), в общем числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (%) 51,64%

Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью 16,81%

Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью 45,69%

Процесс Количество досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью в 32,99%

вузе

Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, завершивших освоение образовательных программ, от числа поступивших с ОВЗ и инвалидностью невозможно рассчитать из-за отсутствия данных за 2013, 2014, 2015 годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие системы трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью 50,84%

Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью(%) 0,42%

Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, продолживших обучение на следующем уровне образования, в общем численности выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью (%) 19,11%

Удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, использующих программы постдипломного сопровождения, в общем числе выпускников с ОВЗ и инвалидностью (%) невозможно рассчитать из-за отсутствия данных за 2013, 2014, 2015 годы

Результаты Общее число выпускников с ОВЗ и инвалидностью в ассоциации выпускников 3,08%

В целом можно отметить, что удельный вес обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в общем числе обучающихся в вузе составляет 31,48 %. По адаптированным образовательным программам (АОП) на сегодняшний день проходят обучение 8,41% студентов с ОВЗ и инвалидностью. Адаптированная образовательная программа высшего образования разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на основании основной образовательной программы. Низкий процент удельного веса студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе, обучающихся по АОП вероятно связан с отсутствием соответствующей примерной адаптированной основной образовательной программы ВО. Таким образом, определяется необходимость создания примерной адаптированной основной образовательной программы и в первую очередь по тем направлениям, которые чаще других выбирают лица с ОВЗ и инвалидностью. При этом обеспеченность учебниками и учебно-методическими пособиями в соответствии с формой нозологии АОП представлена в 39,38% случаях.

Комплексность сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью определяется удельным весом студентов с ОВЗ и инвалидностью. Так психолого-педагогическое сопровождение получают 13, 74% обучающих, медицинское сопровождение - 7,76%. Тьюторингом студенты с ОВЗ и инвалидностью пользуются в 4,38% случаев, а социально-реабилитационное сопровождение получают 7,75%. Иное сопровождение зарегистрировано в 5,64% случаев. Эти данные свидетельствую о том, что в вузах, принимающих участие в мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров

высшего образования по обучению инвалидов наиболее полно и качественно разработано психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью. В большинстве высших учебных заведениях России студентам с ОВЗ и инвалидностью оказывают дополнительную финансовую поддержку в виде специальных стипендий, льгот и т.п. Удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих подобную финансовую поддержку в общем числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью составляет 51, 64%. Вопросы связанные с наличием соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью вызывают достаточно большие трудности и представлены в 16,81%.

Условия для формирования толерантного сознания и обеспечения кросскультурного коммуникативного пространства, способствующее удовлетворению социально-культурных запросов и духовных потребностей всех субъектов образовательного процесса определяется наличием действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью (45,69%) и количеством досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе (32,99 %). Фактическая заинтересованность вузов в системной структурированной деятельности по трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью позволяет дать количественно-качественный анализ ее эффективности. Наличие системы трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью представлено в 50,84% . Но при этом удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью составляет всего 0,42%, т. е. большая часть выпускников с ОВЗ и инвалидностью остаются безработными и не могут применить полученные профессиональные компетенции. И только 19,11% выпускников с ОВЗ и инвалидностью продолжают обучение на следующем уровне образования.

Данные по таким показателям как удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, использующих программы постдипломного сопровождения, в общем числе выпускников с ОВЗ и инвалидностью отсутствуют, так как в России не созданы такие структуры при образовательных организациях. Результаты мониторинга показали, что выпускники с ОВЗ и инвалидностью в малом процентном соотношении 3,08% состоят в ассоциации выпускников. Анализ результатов мониторинга позволяет сделать следующие выводы:

• численность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузе достаточная, при этом самый высокий процент составляют студенты с неуказанным диагнозом и соматическими заболеваниями;

• среди основных направлений подготовки, студенты с ОВЗ и инвалидностью чаще всего выбирают экономику;

• наибольшее число студентов с ОВЗ и инвалидностью обучается в ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»;

• низкий удельный вес студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучается по адаптированным образовательным программам;

• недостаточно соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью;

• низкий удельный вес выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска.

Таким образом, мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов в России позволил представить истинную картину инклюзивного высшего образования в РФ и наметить пути развития инклюзивного высшего образования в России на современном этапе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина, С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyiournals.ru/inclusive_edu/issue/43983_full.shtml [О мониторинге инклюзивного процесса в образовании - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]

2. Горюнова, Л. В., Гутерман, Л. А. Внедрение инклюзивного образования как инновационный проект развития университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 316-320. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54323.htm

3. Каштанова, С.Н., Фильченкова, И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (дата обращения: 27.09.2016).

4. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 ГА ООН 13 декабря 2006. Вступила в силу 03 мая 2008 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - URL: ttp://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html (да- та обращения: 16.09.09).

5. Медведева, Е.Ю., Кудрявцев, В.А. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: проблемы инклюзивного высшего образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72156 (дата обращения: 12.10.2016).

6. Михальчи, Е.В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования России // Современные проблемы науки и образования. -2014.-№2.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12445 (дата обращения: 14.10.2016).

7. Ольхина, Е.А., Карпушкина, Н.В., Двуреченская, О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72155 (дата обращения: 12.10.2016).

8. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» / «Собрании законодательства Российской Федерации», 07.12.2015 г. № 49 ст. 6987.

9. Распоряжение Президента РФ No 450-Р от 05.08.2008. [Электронный ресурс] // Электронная база Консультант-плюс.

10. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4563.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) / «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

12. Челнокова, Е.А. Профессиональные компетенции тьютора [Текст] / Е.А.Челнокова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам VI-й Международной научно-практической конференции (заочной) (26 февраля 2008г.). - Тамбов: ТГУ им.Г.Р.Державина, 2008 - T.II. Общественные науки. - С. 159-160.

13. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development (UNESCO, Paris, 5-8 July 2009) COMMUNIQUE http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/ED/pdf/WCHE 2009/FINAL%20C0M MUNIQUE%20WCHE%202009 .pdf. '

REFERENCES

1. Alekhina, S.V. O monitoringe inklyuzivnogo processa v obrazovanii // Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tekhnologii. Portal psihologicheskih izdanij PsyJournals.ru — http://psyjoumals.ru/inclusive_edu/issue/43983_full.shtml [O monitoringe inklyuzivnogo processa v obrazovanii - Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tekhnologii]

2. Goryunova, L. V., Guterman, L. A. Vnedrenie inklyuzivnogo obrazovaniya kak innovacionnyj proekt razvitiya universiteta // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». - 2014. - T. 20. - S. 316-320. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54323.htm

3. Kashtanova, S.N., Fil'chenkova, I.F. Kriterial'naya baza dlya provedeniya monitoringa deyatel'nosti vuzov i regional'nyh resursnyh centrov po obucheniyu lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 10 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (data obrashcheniya: 27.09.2016).

4. Konvenciya o pravah invalidov. Prinyata rezolyuciej 61/106 GA OON 13 dekabrya 2006. Vstupila v silu 03 maya 2008 g. [EHlektronnyj resurs] // Organizaciya Ob"edinennyh Nacij [sajt]. -URL: ttp://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html (da- ta obrashcheniya: 16.09.09).

5. Medvedeva, E.YU., Kudryavcev, V.A. Monitoring deyatel'nosti vuzov i regional'nyh resursnyh centrov po obucheniyu invalidov: problemy inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya v Rossii // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 10 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72156 (data obrashcheniya: 12.10.2016).

6. Mihal'chi, E.V. Sostoyanie inklyuzivnogo obrazovaniya v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2014.-№2.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12445 (data obrashcheniya: 14.10.2016).

7. Ol'hina, E.A., Karpushkina, N.V., Dvurechenskaya, O.N. Monitoring deyatel'nosti vuzov i regional'nyh resursnyh centrov po obucheniyu invalidov: analiz zarubezhnogo opyta // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 10 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72155 (data obrashcheniya: 12.10.2016).

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dekabrya 2015 g. № 1297 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Dostupnaya sreda» na 2011 - 2020 gody» / «Sobranii zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii», 07.12.2015 g. № 49 st. 6987.

9. Rasporyazhenie Prezidenta RF No 450-R ot 05.08.2008. [EHlektronnyj resurs] // EHlektronnaya baza Konsul'tant-plyuc.

10. Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 29.12.2015) «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 27.11.1995, № 48, st. 4563.

11. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.06.2016) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2016) / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 31.12.2012, № 53 (ch. 1), st. 7598.

12. CHelnokova, E.A. Professional'nye kompetencii t'yutora [Tekst] / E.A.Chelnokova // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sisteme obrazovaniya: Sbornik nauchnyh trudov po materialam VI-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) (26 fevralya 2008g.). - Tambov: TGU im.G.R.Derzhavina, 2008 - T.II. Obshchestvennye nauki. - S. 159-160.

13. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development (UNESCO, Paris, 5-8 July 2009) COMMUNIQUE http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/ED/pdf/WCHE_2009/FINAL%20COM MUNIQUE%20WCHE%202009 .pdf.

© Медведева Е.Ю., Двуреченская О.Н., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Медведева Елена Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Двуреченская Ольга Николаевна - старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Medvedeva Elena Yurievna - candidate of psychological Sciences, associate Professor, Nizhny Novgorod state pedagogical University after Kozma Minin (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]

Dvurechenskaya Olga Nikolaevna - senior teacher, Nizhny Novgorod state pedagogical University after Kozma Minin (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.